Подонцовье и приазовье в ордынский период 13 14 век кратко

Обновлено: 06.07.2024

Введение. Объект, предмет и задачи курса. Приазовье и Подонцовье в древности (с древнейших времен до V в. н.э.).

1. Введение. Объект, предмет и задачи курса.

2. Становление человеческого общества на территории Подонцовья и Северное Приазовья в первобытную эпоху.

3. Народы, населявшие Приазовье и Подонцовье в античный период. 4. Великое переселение народов – рубеж древности и средневековья.

Актуальность данной темы определяется тем, что она формирует представление об истории как науке и ее место в системе гуманитарных наук. В теме освещаются мировоззренческие проблемы происхождения человека, формирование общества и государственности. Исследуются процессы, которые охватывают наиболее длительный этап отечественной истории, составивший фундамент всего дальнейшего развития.

1. Введение. Объект, предмет и задачи курса

История – наука, которая изучает возникновение и развитие человеческого общества.

Объект изучения истории Отечества – формирование и развитие общества на территории Донбасса.

Предмет изучения курса истории Отечества – закономерности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества на землях Донбасса в контексте истории России.

Таким образом, история Отечества –это предмет, изучающий развитие общества на территории Донбасса в контексте истории России.

Задачи курса - углубление знаний и расширение кругозора, что способствует лучшему пониманию современности и воспитанию патриотизма своего Отечества.

Счет времени в истории – шкала времени до и после начала нашей эры.

Исторические источники – комплекс письменных, материальных и прочих памятников, непосредственно отразивших исторический процесс, на основании которых воссоздается представление о прошлом.

* Технические (кино-, фото-, фоно- и пр.)

Специальные исторические дисциплины, которые определенными методами изучают определенные виды исторических источников:

Археология – наука, которая изучает прошлое человечества на основе материальных источников.

Этнография – наука о культуре и быте народов мира

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.

2. Становление человеческого общества на территории Подонцовья и Северного Приазовья в первобытную эпоху

Каменный век – древнейший период истории человечества, в котором орудия труда изготовлялись главным образом из камня.

Палеолит – древний каменный век (1 млн. – X тыс. до н.э.)

Человек прямоходящий (питекантроп):

* первый человек на территории Донбасса;

* выступающие челюсти и надбровные дуги;

* мозг 130 см³ (у современного человека – 180 см³);

* руки – как у современного человека;

* возможно был покрыт шерстью;

* использовал первые орудия труда – кремневые рубила, палки (Амвросиевское рубило).

* физически был хорошо приспособлен для жизни в условиях ледника;

* объем мозга, близкий к современному человеку – 160 см³;

* маленький рост (165 см);

* большая мышечная масса (на треть больше, чем у современного человека);

* ещё заметные надбровные дуги;

* появление специализированных орудий труда из кремня – копья, ножи, топоры, скребки;

* первые верования (первые захоронения);

* стоянки неандертальцев – Деркул и Антоновка.

* первобытный современный человек (Homo sapiens);

* больший, чем у неандертальца, объем мозга–180 см³;

* высокий рост– 190 см;

* ещё более совершенные орудия – тонкие кремневые пластины, обработка кости;

* сложные культура и мифология;

* стоянки кроманьонцев – Амвросиевка.

Основные занятия древних людей (присваивающее хозяйство):

* загонная охота на крупных животных (Амвросиевка);

Организация общества в виде матриархата – материнского рода, в котором счет родства шел по материнской линии.

Искусство – наскальная живопись (Стыльская пещера).

Верования древних людей

Тотемизм– поклонение животному, которое считали предком и покровителем рода или племени.

Анимизм – вера в существование души и загробную жизнь (захоронения уже у неандертальцев).

Магия – вера в способность человека сверхъестественным образом влиять на других людей или природу (рисунки связанные с магическими ритуалами).

Фетишизм– вера в сверхъестественную силу вещей.

Мезолит - средний каменный век (X – VI тыс. до н.э.)

* Таяние ледника и установление современного климата.

* Вымирание крупных животных (мамонтов), на которых охотились с помощью загонной охоты; переход к индивидуальной охоте (приручение собаки) и собирательству дикорастущих злаков;

* Микролитическая техника обработки камня– изготовление орудий из миниатюрных кремневых пластинок (в виде вкладышей), изобретение лука и стрел.

Неолит – новый каменный век (V – IV тыс. до н.э.)

Неолитическая революция – переход к производящему хозяйству (земледелию и скотоводству) и качественные изменения во всех сферах жизни.

* Новые орудия труда –мотыга, кремневый серп, зернотерка.

* Новые методы обработки камня –шлифование, пиление, сверление (это позволило, кроме кремня, обрабатывать и другие каменные породы).

* Переход к патриархату (отцовскому роду) и парной семье.

* Демографический взрыв (резкое увеличение численности населения).

Энеолит (медно-каменный век) и бронзовый век (III тыс.до н.э.)

* Обработка первого металла – меди.

* Изобретение бронзы – сплава меди и олова.

* Разделение человечества на оседлых земледельцев и кочевых скотоводов.

* Социальное расслоение общества.

* Стычки между племенами.

Появление курганов– захоронений, над которыми делалась земляная насыпь.

Основные культуры бронзового века (ямная, катакомбная и срубная),получили свои названия по конструкции курганов.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Византия наняла казанскую конницу для сбора десятины золотом. Тех, кто продуктами желал отдавать, секли плетьми. Они уже тогда планировали свой порядок ввести, что называлось ORDO на латыни. И для этого отнимали золото.

Ну прежде всего надо определиться с городами, которые Вы имеете (важно!) в XIII веке на территории, которая сегодня именуется Донецким краем (неплохо было бы, если бы Вы сослались на карту, где обозначены эти границы!).
Или Вы считаете, что это общеизвестно и мы все можем это посмотреть где-то?
Итак, попросим Вас, Алена, предоставить эту информацию, коль скоро Вы изучаете Ваш край.

Просто уточнить (сам не очень хорошо знаю) столицей Золотой Орды в конце 14 века был город Сарай-Берке или Сарай-Бату?

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПРАВА

на заседании учебно-издательского

протокол № __ от _____ 2016г.

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РОБОТ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

на заседании кафедры

истории и права

УДК 340(075.8)

В методических указаниях рассматриваются критерии оценивания контрольных работ и сроки их сдачи на кафедру. Указаны требования к оформлению контрольной работы и научно-справочного аппарата, а также образцы оформления титульного листа. Приведены варианты заданий и рекомендуемая литература по каждому из вариантов.

Составители: к.и.н., доцент, доцент кафедры истории и права ДонНТУ Рощина Л.А.

Рецензент: к.и.н., доцент, доцент кафедры истории и права ДонНТУ

ВВЕДЕНИЕ

Контрольные работы являются составной частью учебного плана подготовки бакалавров, специалистов и магистров, их выполнение является обязательным. Главной целью контрольных работ является закрепление знаний, полученных студентами во время лекций, семинарских, практических и других видов работ по курсу “История”.
Допускаются к экзамену только те студенты, которые успешно и в установленные сроки выполнили письменные контрольные работы.
Темы работ распределяет преподаватель во время установочной сессии или в дни консультаций. Нельзя самостоятельно менять название темы, сокращать объем работы.

Опыт показывает, что выполнение контрольной работы является полезным начинать с изучения соответствующих разделов учебников и курсов лекций, потом – первоисточников и другой специальной литературы (в том числе периодических изданий). После изучения литературы составляется план, на базе которого пишется текст контрольной работы. Письменная контрольная работа должна иметь определенную структуру: введение; основной текст с вопросами плана; общие выводы; список использованной литературы, дата написания и подпись исполнителя. Общий объем работы не должен превышать 16 печатных листов.

Критерии оценивания: Основным критерием оценивания содержания работы является отсутствие ошибок и полное раскрытие вопроса. Содержание работы и технология его выполнения должны показать, что студент понимает:

- тему своего исследования;

- содержание научных работ, использованы как источник информации;

- основные понятия, которыми студент оперирует в работе;

- теорию (или теории), в рамках которой проводится исследование;
умеет:

- правильно и творчески конспектировать учебную литературу и

- осуществлять не менее двух видов анализа научного материала;

- составлять план работы;

- логично излагать материал.

Оценка контрольной работы зависит не только от глубины раскрытия запланированных вопросов, но и грамотного оформления научно-справочного аппарата. Если он отсутствует или оформлен неграмотно, работу нельзя оценивать положительно. Для наглядности добавляем примеры оформления ссылок на различные виды использованных источников:

1. Отечественная история: методические указ. к сам. работе студентов. Ч. 1 / Отв. за вып. А.А. Саржан – Донецк: ДонНТУ, 2015. – 103 с.

2. Лях, Д., Никольский, В., Нестерцова С. История родного края. Часть 1. / Д. Лях, В. Никольский, С. Нестерцова. – Донецк: Кардинал, 1999. – 327 с.

3. Саржан, А.О. Новітня історія Донбасу (1945 – 1999 рр.): Навчальний посібник.– Донецьк: Стакер, 1999. – 463 с., іл..

Контрольная работа выполняется в установленный срок: до 1 декабря в первом семестре и до 15 мая - во втором. В противном случае кафедра не гарантирует ее своевременное рецензирование.

Студент получает зачет по работе в том случае, когда он придерживается всех требований к контрольных работ студентов-заочников.
Получив рецензию, студент знакомится с ее содержанием. Если оценка не удовлетворительная, то следует написать новую работу с этого же задачи, или другого, который предложит преподаватель. Рецензию следует передать преподавателю на экзамене.

Пример оформления титульной страницы

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПРАВ

Контрольная робота по истории

Вовчик, студент І курса,

ф-т компьютерных технологий, заочное отделение

Пример оформления листа рецензии

Рецензия

На контрольную роботу по истории студента Руденко Д. Л., 1 курс, ф-т компьютерных технологий. Гр. ПИ - 16.

Тематика письменных контрольных работ

1. Раскрыть основные черты развития Подонцовья и Приазовья в первобытную эпоху.

Литература: 1, 3, 6, 16, 21.

2. Нападение нацистской Германии и ее сателлитов на СССР. Оккупация Донбасса. Движение сопротивления в регионе.

Литература: 2, 4,6, 11, 12, 14, 16, 20.

Вариант 2

Охарактеризовать развитие Подонцовья и Приазовья в ордынский период (XIII – первая половина XIV вв.). Распад Золотой Орды и переход донецких земель под контроль Крымского ханства.

Литература: 1, 3, 6, 16, 19.

2. Составить исторический портрет Сергея Сергеевича Прокофьева.

Литература: 2, 4, 5, 6, 23.

Вариант 3

1. Проанализировать процесс проникновение кочевых тюркоязычных племен (печенегов, торков, половцев) в восточноевропейские степи. Раскрыть основные этапы борьбы Руси с набегами кочевников Х-ХІІвв.

Литература: 1, 3, 6, 16, 18, 19.

2. Раскрыть процесс восстановления Донбасса в послевоенные годы (1943-начало 1950-х годов).

Литература: 2, 4, 5, 6,10, 11, 12, 14, 16, 20.

Вариант 4

1. Охарактеризовать процесс становления Подонцовья и Приазовья как территории межэтничного, межрелигиозного, межкультурного пограничьяв период укрепления юго-западных рубежей централизованного Московского государства (XV – XVII вв.).

Литература: 1, 3, 6, 16.

Литература: 2, 4, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 20.

Вариант 5

1. Охарактеризовать Освободительную войну под руководством Б.Хмельницкого. Вхождение Гетьманщины в состав Московского государства.

Литература: 1, 3, 6, 16, 19.

2. Составить исторический портрет Изотова Никиты Алексеевича

Литература: 2, 4, 5, 6, 24.

Вариант 6

1. Охарактеризовать процесс заселение Слобожанщины, Подонцовья и Приазовья в XVII ст. Организация соляных промыслов на Торе и Бахмуте.

Литература: 1, 3, 6, 12, 16.

2. Охарактеризовать развитие Донбасса в годы НЭПа.

Литература: 2, 4, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 20.

Вариант 7

1. Раскрыть суть промышленного переворота в Российской империи (1870е– 1890-е годы). Охарактеризовать развитие промышленности Донбасса во второй половине ХІХ в.

Литература: 1, 3, 6, 7, 9, 12, 16, 20.

2. Охарактеризовать процессы, происходившие в сфере культуры в Донбассе в годы НЭПА. Политические репрессии в регионе в конце 1920-х – 1930-е годы.

Литература: 2, 4, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 20.

Вариант 8

1. Раскрыть основные направления крестьянской реформы 1861г. Развитие сельского хозяйства в Донбассе в пореформенный период (вторая половина ХІХ в.)

Литература: 1, 3, 6, 12,16, 20.

2. Охарактеризовать процесс освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

Литература: 2, 4, 5, 6,10, 11, 12, 14, 16, 20.

Вариант 9

1. Охарактеризовать процесс создания и заселения земель Новороссии (вторая половина XVIIIв. – начало ХІХ в.).

Литература: 1, 3, 6, 12, 16.

2. Охарактеризовать углубление кризиса в социально-экономической сфере Донбасса в независимой Украине.

Литература: 2, 4, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 20.

Вариант 10

1. Раскрыть основные черты кризиса феодально-крепостнической системы (первая половина ХІХ в.) и его влияние на хозяйственное развитие края.

Литература: 1, 3, 6, 7, 9, 12, 13, 16, 20.

2. Составить исторический портрет Стаханова Алексея Григорьевича

Литература: 2, 4, 5, 6, 25.

Вариант 11

1. Буржуазные реформы 1860-х – начала 1870-х годов в Российской империи и их влияние на развитие общественной жизни в Донбассе.

Литература: 1, 3, 6, 7, 9, 12, 13, 16, 20.

2. Охарактеризовать процесс коллективизации на Донбассе. Голод 1932-1933 гг.: причины и последствия.

Литература: 2, 4, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 20.

Вариант 12

1. Проанализировать развитие Донбасс в эпоху государственно-монополистического капитализма (начало ХХст.)

Литература: 1, 3, 6, 7, 9, 12, 13, 15, 16, 20.

2. Составить исторический портрет Мазая Макара Никитовича

Литература: 2, 4, 5, 6, 26.

Вариант 13

1. Проанализировать влияние Первой мировой войны на состояние хозяйственной и общественно-политической жизни Донецкого региона.

Литература: 1, 3, 6, 7, 9, 12, 13, 16, 20.

2. Провозглашение независимости Украины. Проанализировать основные черты общественно-политической жизни Донбасса в период независимости Украины.

Литература: 2, 4, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 20.

Вариант 14

1. Составить исторический портрет Ивана Григорьевича Иловайского

Литература: 1, 3, 5, 6, 27.

Литература: 2, 4, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 20.

Вариант 15

1. Охарактеризовать революционные события 1917-1920гг. в Донбассе. Отношения региона с Украинской Центральной радой. Деятельность Донецко-Криворожской республики.

Литература: 1, 3, 6, 11, 12, 14, 16, 20.

Литература: 2, 4, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 20.

Вариант 16

1. Дать исторический анализ событиям, происходившим в Донбассе в годы гражданской войны.

Литература: 1, 3, 6, 11, 12, 14, 16, 20.

2. Охарактеризовать развитие промышлености и сельского хозяйства Донбасса в условиях экономической стагнации (вторая половина 1970-х – первая половина 1980-х годов).

Литература: 2, 4, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 20, 22.

Вариант 17

1. Раскрыть роль рабочего движения Донбасса в первой российской революции 1905-1907гг.

Литература: 1, 3, 6, 7, 9, 12, 13, 16, 20.

2. Проанализировать развитие культуры и межнациональных отношений в Донбассе (1991-2014 гг.).

Литература: 2, 4, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 20.

Вариант 18

1. Составить исторический портрет Джона Юза

Литература: 1, 3, 5, 6, 28.

2. Охарактеризовать государственный переворот в Украине 2014г. Подъем стихийного протеста в Донбассе весной (март-апрель 2014 года).

Литература: 2, 4, 5, 6, 32, 33.

Вариант 19

1. Раскрыть особенности индустриализации Донбасса.

Литература: 2, 4, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 20.

2. Раскрыть современное политическое и социально-экономическое состояние ДНР и ЛНР.

Литература: 2, 4, 5, 6, 32, 34, 35.

Вариант 20

Донецкий край в эпоху Золотой Орды

В эпоху Развитого Средневековья, в XIII–XIV веках, территория нынешнего Донбасса входила в состав Золотой Орды – западной части огромного монгольского государства. Именно тогда здешние степи, как никогда ранее, наполнили кочевники тюркско-татарского происхождения, которые внесли большой вклад в этнокультурогенез нашего края.

О золотоордынском периоде жизни Донецкого региона мы попросили рассказать старшего научного сотрудника Донецкого национального университета Александра Евглевского, возглавляющего археологическую научно-исследовательскую группу.

Донецкий край в эпоху Золотой Орды

Александр Викторович, в советских и постсоветских учебниках Золотая Орда изображалась лишь как лютый враг Руси, а о культуре, экономике и других аспектах деятельности данного государства почти ничего не писали. А каковы были его достижения?

Бесспорным фактом является то, что именно из Золотой Орды на Русь пришли многие передовые технологии и культурные веяния того времени.

С самого начала своего существования Золотая Орда наладила тесные экономические, военно-политические и духовно-культурные связи с ближними и дальними соседями.

Обнаруженные на территории этого государства письменные памятники, написанные на разных языках – тюркском, арабском, монгольском, уйгурском, персидском, русском, латинском, армянском и других, свидетельствуют о многоэтничности Золотой Орды и широких культурных связях.

Особое место среди письменных источников занимают тюркоязычные ханские ярлыки XIII–XV веков и дипломатическая переписка, раскрывающие нам величие государства.

А чем, на Ваш взгляд, примечательна история и культура Золотой Орды для Донецкого края?

Если не считать начавшиеся в XIX веке бурное экономическое развитие и массовое заселение Донбасса, то до этого наибольший всплеск жизни нашего края пришелся как раз на золотоордынское время, точнее – на период правления беклярбека (что-то вроде премьер-министра) Золотой Орды Мамая, который был не ханского происхождения. Того самого, армия которого в 1380 году была разбита на Куликовом поле русским войском во главе с великим князем Дмитрием Донским.

Во владения Мамая входила вся территория нынешнего Донбасса и две трети современной Украины. При нем земли, которые обычно называют Диким полем, были довольно плотно заселены, преимущественно кочевниками, пришедшими с Востока. В Северном Приазовье и на Северском Донце появился целый ряд поселений, что свидетельствовало об оседании бывших кочевников на землю и о переместившейся сюда части прежнего оседлого населения, в том числе и с Руси. Тогда же начали процветать ремесла и торговля – не только с ближайшими соседями, но и с весьма отдаленными странами, например с Египтом.

Большое значение для социально-экономического развития региона имело стремительное развитие в XIV веке денежного обращения, покрывшего не только территорию Золотой Орды, но и многие соседние государства. На его основе или благодаря его влиянию развивались финансовые системы Крымского ханства, Литовского и Русского государств, а также других держав.

В научно-популярных книгах и учебниках о нашем крае практически нет сведений о материальной и духовной культуре периода Золотой Орды. Не свидетельствует ли это о том, что археологические памятники золотоордынского времени немногочисленны или они просто мало изучены?

К сожалению, письменные источники почти не оставили сведений о нашем крае в данный период. Поэтому основная надежда на изучение региона отводится археологии. Нет, до нас дошли культовые и погребальные памятники археологии, монеты, произведения торевтики (рельефных художественных изделий из металла), предметы вооружения, причем среди них есть очень интересные находки.

Правда, количество археологического материала не идет ни в какое сравнение с тем, что найдено в признанных центрах Золотой Орды – в Поволжье, Крыму, в устье Дона и других регионах. Но причины небольшого количества сведений о нашем крае времени Золотой Орды в основном другие.

Во-первых, не все вещи удается уверенно датировать золотоордынским временем.

Во-вторых, в советское время исследование периода Золотой Орды не приветствовалось. Надо было любить только Родину и ненавидеть врагов во всем, в том числе монголо-татар, у которых, по тогдашним понятиям, не могло быть развитой культуры, искусства, цивилизованных законов и всего остального, что присуще жителям Руси.

Да, действительно, русские воины в нашей истории в конечном итоге всегда побеждали. Но никто не пишет, что Мамай практически одновременно воевал на два фронта – с Русью и против законного хана Золотой Орды Токтамыша, и никаких шансов у него не было. Надо, наконец-то, перестать ненаучно ставить вопрос об отрицательном или, наоборот, положительном влиянии монгольского нашествия на развитие русской государственности и культуры. Надо признать главное: история Золотой Орды – это часть истории России, в том числе и Донецкого края. И это время, не считая начальной острой стадии, было грандиозным по своим переменам к лучшему.

В-третьих, как бы это ни уязвляло наше самолюбие, но надо признать, что донецкая археология, поставляющая артефакты исторической науке, развивалась в глубокой провинции, во многом на уровне археологического краеведения. Отсюда хорошо осмысленные переходы от данных археологии к истории были далеко не всегда, нередко случались искажения.

А что это за искажения?

Однако, как показывают раскопки, золотоордынское поселение у села Маяки было не городом ремесленников и торговцев, а относительно небольшим административным центром, где, вероятно, происходил процесс обработки и реализации тех природных и других богатств, которые поступали с подчиненных территорий Степи.

Видимо, население поселка в известной степени занималось чугунолитейным производством, есть сведения и о другой деятельности. И численность его населения вряд ли доходила даже до тысячи человек. Что уж тогда говорить о поселке у Райгородка, если там вообще нет выразительных находок.

Но Донецкий край все-таки славился в этот период своим кочевым населением, из которого, преимущественно, собирались войска, дань и где вырабатывалась основная продукция Степи.

Какие народы нашего края можно назвать выходцами из Золотой Орды?

Во времена татарского господства здесь был относительно пестрый этнический состав населения. Достаточно привести свидетельство монаха Гильома де Рубрука, посла французского короля, направленного к монгольскому хану. В 1253 году он упоминал в своих дневниках о подвластных татарам русских, венграх и аланах. Но подавляющее большинство населения края в ордынское время составляли тюрки – половцы-кипчаки.

Нередко говорят, что нынешние новоросы – наполовину татары. Насколько это верно?

Данные археологии, палеоантропологии, топонимики, письменных источников в совокупности позволяют говорить, что корни современного населения Донбасса, а также жителей центральных, южных и восточных земель современной Украины в значительной степени восходят к степным тюркским истокам и что наиболее ощутимые, активные этнокультурные процессы в данных районах начались в золотоордынское время.

Читайте также: