Готика в литературе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Готическая литература — жанр литературы, возникший во второй половине XVIII века и особенно характерный для раннего романтизма (предромантизма).

Название и определение

На рубеже XVIII и XIX вв. готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в континентальной Европе. Классическое определение жанра дал профессор Крис Болдик:

Классификация

Категорию ужасного Эдмунд Бёрк определяет следующим образом:

Многие исследователи сходятся на том, что одними из главных элементов готических романов являются:

  • замок, либо какие-либо старинные развалины (пассивный элемент, вокруг которого разворачивается действие романа);
  • готический злодей (активный элемент).

Становление и развитие готической литературы в XVIII—XIX веках

Наследие в XX веке


Готическая литература — жанр литературы, возникший во второй половине XVIII века на волне романтизма.

Содержание

Название и определение

В период с 1765 по 1850 год готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в Европе. [2]

. ничто не воздействует столь сильно на человека, как готика. даже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный от каких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признаёт её власть и силу.

Классификация

Готика Классика
Замок Дом или особняк
Пещера Беседка
Стон Вздох
Великан Отец
Окровавленный кинжал Веер
Завывания ветра Нежный бриз
Рыцарь Джентльмен без бакенбард
Леди, главная героиня Никаких изменений: женщина всегда остаётся женщиной
Удар шпагой Убийственный взгляд
Монах Старый слуга
Кости, черепа Комплименты, сантименты
Свеча Лампа
Магическая книга с пятнами крови Письмо, орошённое слезами
Загадочные голоса, шорохи Редко употребляемые слова
Таинственный обет Тонкий намёк на ухаживание
Скользнувшее привидение Адвокат или судья
Ведьма Старая экономка
Рана Поцелуй
Полночное убийство Свадьба

  1. Готический роман (The Gothic Romance) Представители: Хорэс Уолпол, Клара Рив, Анна Летиция Барбальд, Мэри Шелли.
  2. Роман напряжения и необъяснимой тревоги (The Novel of Suspense) Представители: Анна Радклиф
  3. Роман ужаса (The Novel of Terror) Представители: Мэтью Грегори Льюис, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Чарлз Мэтьюрин
  4. Восточная повесть ужаса (The Oriental Tale of Terror) Представители: Уильям Бекфорд
  5. Сатира на роман ужаса (Satires on the Novel of Terror) Представители: Джейн Остин, Томас Лав Пикок
  6. Короткая повесть ужаса (The Short Tale of Terror) Представители: лорд Булвер-Литтон, Мэри Шелли.

Категорию ужасного Эдмунд Бёрк определяет следующим образом:

Чувство, которое вызывает в нас величие и возвышенность природы, властно завладевает нами и называется изумление (astonishment); и изумление есть такое состояние нашей души, в котором все её движения замирают в предчувствии ужаса (horror). Ни одно из чувств не может лишить наш мозг рассудочности и способности к действию в такой степени, в какой способен это сделать страх (fear)

Многие исследователи сходятся на том, что одними из главных элементов готических романов являются:

    , либо какие-либо старинные развалины (пассивный элемент, вокруг которого разворачивается действие романа);
  • готический злодей (активный элемент).

Становление и развитие готической литературы в XVIII—XIX веках

Готическая литература и литература ужасов в XX веке

Отдельные элементы готического романа унаследовала в себе так называемая южная готика.

Поклонники готической литературы несколько расширили её изначальное определение, но основные её черты и поныне остаются теми же.

Рассказываем об истории готической литературы: леденящие душу замки, призраки и проклятия. А еще монахи-убийцы, гигантский убивающий шлем, пародии от Джейн Остен и мифы о Ктулху.

Придумать новый жанр, чтобы защитить Шекспира

Писатель опасался, что роман примут холодно и станут потешаться над ним, поэтому придумал такую мистификацию. В новом предисловии он объяснил, что соединил в книге разные способы повествования: средневекового и современного романа. От первого позаимствовал фантастику и необычные обстоятельства, а у второго взял правдоподобие характеров и описание повседневного быта. Частично роман был еще и способом показать Средневековье с другой стороны — в эпоху Просвещения к этому периоду относились, как к символу варварства и суеверий. С помощью книги Уолпол хотел показать современникам возвышенный дух и романтичность Средних веков.

Последователи Уолпола часто прибегали к мистификациям и объявляли свои книги случайно найденными старыми рукописями. Узнаваемыми чертами готики стали мрачные замки, Средневековье, древние проклятия и паранормальные явления. А главный инструмент готических романов, который и сделал жанр по-настоящему популярным, Уолпол сам описал в предисловии ко второму изданию своей книги:

Зрелость и смерть классической готики

Изобретение готического романа было очень своевременным. В конце XVIII века сторонников Просвещения ждало большое разочарование: французская буржуазная революция, вдохновленная возвышенными идеалами той эпохи, обернулась кровавым террором. Вера в прогресс и силу разума пошатнулась, и поэтому текст Уолпола, который обращался к прошлому и ставил под сомнение рационализм, пришелся к месту. Так готический роман стал частью масштабного пересмотра идей Просвещения.

Главными авторами в этом жанре после Уолпола стали Анна Радклиф и Мэтью Льюис. Радклиф писала сдержанные и немного сентиментальные романы, а ужас она считала способом возвысить душу и заставить задуматься о великом. Главной чертой ее книг были обязательные реалистические объяснения всех сверхъестественных событий, поскольку сама писательница не верила в мистику.

В замке Эмилия сталкивается со множеством опасностей и встречается со страшным призраком. Но в итоге ей удается сбежать и воссоединиться с возлюбленным, к тому же привидение оказалось всего лишь статуей, а его стоны — шумом ветра. При всей простоте такого объяснения сами намеки на присутствие потустороннего создавали атмосферу тайны и чувство бессилия героев перед неведомым. Это мастерство Радклиф отдельно подчеркивал Вальтер Скотт:

Метьюрин и Шелли привнесли в готический роман элементы романтизма. Их Мельмот и Франкенштейн не похожи на плоских персонажей готики — они скорее байронические герои, которые возвышаются над простыми людьми. Они загадочны, высокомерны, но в чем-то притягательны. Оба писателя отходили и от классической замкнутости готических романов в интерьере замка или особняка. Метьюрин проносил читателя сквозь череду времен и мест, среди которых были ирландское побережье, индийский остров и испанский монастырь. Мэри Шелли же уместила большую часть действия в лаборатории доктора Франкенштейна, очень нетипичной для жанра локации. Но главным новаторским ходом Шелли стал образ чудовища, которое сотворил безумный ученый. Несложно увидеть в фигурах Франкенштейна и его создания приговор, который Шелли вынесла идеологии Просвещения. Рациональность и вера в науку породили опасного монстра.

Готический роман появился в Великобритании во второй половине 18 века. До этого в стране на протяжении нескольких десятилетий доминировали серьёзные жанры - люди зачитывались научными эссе, философскими трактатами, драмами, сатирой и реалистичной прозой. В моде были рациональность и идеалы разумности и прогресса эпохи Просвещения. Но потом книги стал читать более широкий круг людей, и далеко не все они были готовы воспринимать чтение как сложную работу над собой и источник новых знаний. Спрос породил предложение. Писатели начали творить более легкие истории о странных событиях, в основе которых, как правило, лежало нечто сверхъестественное. Можно сказать, что готические романы были чем-то вроде развлечения, "пляжного чтива", которое разгружает голову и дарит несколько увлекательных часов.

Главные приметы готического романа:
- старая (возможно, даже полуразрушенная) усадьба, в которой происходит действие истории - средневековый замок, английское поместье или особняк в южной части США;
- угнетающая погода (например, мрачный ледяной дождь или удушающая жара);
- призраки родом из прошлого (иногда внутренние демоны, но чаще действительно сверхъестественные сущности, обитающие в доме);
- наличие у кого-либо из персонажей психического заболевания (или, как минимум, нервного расстройства);
- коридоры, подземелья, подвалы, тайные проходы и лабиринты - в общем, много брожений в темноте, со свечами и без;
- страстный мужчина, который обязательно выглядит, а то и является злодеем;
- жутковатая, подчас пугающая атмосфера;
- обязательное присутствие любовной линии, возвышенных или, напротив, низменных страстей.

Ниже вы увидите список лучших, на мой взгляд, готических романов за 250 лет существования этого жанра. Конечно, это субъективно. Но вы всегда можете добавить свои рекомендации - в комментариях :)

1. Гораций Уолпол "Замок Отранто" (1764)

Книга считается первым в мире готическим романом. Читать стоит не ради сюжета (сейчас он кажется нудноватым и немного наивным), а для расширения кругозора - чтобы узнать больше об истории развития жанра. Невинная Изабелла пытается спастись из лап порочного герцога Манфреда с помощью добродетельного, но загадочного селянина.

2. Анна Радклиф "Удольфские тайны" (1794)

Типичный (и тоже один из первых) готический роман, позже спародированный Джейн Остин в "Нортенгерском аббатстве". Главной героине предстоит пережить смерть отца и столкнуться с потусторонним ужасом и злодеями, засевшими в осыпающихся стенах Удольфского замка.

3. Джейн Остин "Нортенгерское аббатство" (1817)

Остроумная история любви и забавных приключений 17-летней провинциальной барышни, которая прочитала так много готических романов, что теперь мрачные тайны мерещатся ей повсюду. Что же произойдёт с ней, когда она приедет погостить к жениху в настоящий готический замок?

4. Мэри Шелли "Франкенштейн" (1818)

Не совсем вписывается в классическую готику, но точно считается классикой. Меньше любовной лирики, больше размышлений о месте человека в этом мире и о том, стоит ли ему подменять собой Бога. Ученый оживляет созданное им из частей мёртвых тел существо и не знает, что ему с ним делать. Сам монстр тоже не знает, что ему делать с собой, и начинает мстить создателю. Этой книгой Шелли также положила начало научной фантастике.

5. Эмили Бронте "Грозовой перевал" (1847)

Почти все книги сестёр Бронте относятся к готическим романам (вспомните "Джейн Эйр" с её запертой на чердаке сумасшедшей), но именно эта является самой драматичной. История роковой любви Хитклифа, приёмного сына владельца поместья "Грозовой Перевал", к дочери хозяина Кэтрин потрясает глубиной описанных в ней страстей. Два поколения вражды, мести, надежд и разочарований на йоркширских болотах въедаются в память надолго, даже без сверхъестественного элемента.

6. Оскар Уайльд "Портрет Дориана Грея" (1891)

7. Генри Джеймс "Поворот винта" (1898)

Гувернантка приезжает в богатое поместье, чтобы заботиться о двух осиротевших детях. Дом встречает её негостеприимно, а мистические события сразу захлестывают с головой. Считается, что повесть Джеймса переросла чисто готический сюжет, затронула тематику парапсихологии и чуть ли не превратилась в философский этюд о сложности мироустройства и парадоксах человеческого восприятия. Так или иначе, это тоже классика, которую никак нельзя пропустить.

8. Дафна дю Морье "Ребекка" (1938)

Девушка выходит замуж за красивого вдовца и жаждет счастья, но оказывается в тени его умершей первой жены. По-настоящему увлекательная книга, автор которой мастерски владеет словом и умеет манипулировать вниманием читателя.

9. Ширли Джексон "Мы живем в замке" (1962)

После ужасной трагедии, унесшей жизни четырёх членов семьи, оставшиеся трое - Маркиса, Констанция и дядя Джулиан - живут в полной изоляции. До тех пор, пока в доме не появляется кузен Чарльз. Относительно современное произведение, действие которого происходит на юге Америки.

10. Карлос Руис Сафон "Марина" (1999)

Лиричная история первой любви к загадочной девушке, полная печали и совершенно сверхъестественных событий. Кто-то считает, что книга относится скорее к магическому реализму, но её настроение и затронутые темы потери, памяти, зависти и предательства роднят её именно с традициями готического романа.

11. Диана Сеттерфилд "Тринадцатая сказка" (2006)

Здесь тоже есть мрачное поместье, семейные тайны, призраки, хитросплетение судеб и ощущение недосказанности, но происходит всё в наши дни, а не век-полтора назад. Роман стабильно входит в различные списки книг, "от которых невозможно оторваться" и "которые можно проглотить за одну ночь".

Также жмите "палец вверх", если хотите, чтобы Книговод чаще рассказывал вам о жанрах литературы и собирал для вас лучшие книги этого жанра :)

Многие ключевые элементы готической литературы действительно заимствованы из эстетики Средних веков, включая схожие темы и места действия. Вот 10 отличительных черт готического романа.

1. Таинственность и страх

2. Атмосфера и место действия

Мэри Шелли написала готический роман

Мэри Шелли, автор романа “Франкенштейн”, даже на портрете выглядит по-готически

3. Сверхъестественные и паранормальные явления

4. Знамения и заклятия

5. Кошмары

6. Злодей

Шотландский писатель Роберт Льюис Стивенсон

Роберт Стивенсон почитал готический роман

7. Эмоциональные страдания

8. Антигерой

9. Романтизм

10. Дева в беде

Готические произведения часто включают героиню-женщину, страдающую от рук злодея. Для нее характерны печаль, слабость, одиночество, и многие из них изображались невинными девами в ранних готических романах. Дева часто представлена беззащитной, запертой в замке, подвергающейся дурному обращению со стороны знатного господина. Эта страдалица взывает к читательским чувствам, как, например, персонаж Горация Уолпола Матильда, чья непоколебимая преданность отцу, в конечном счете, делает ее слабой и беспомощной.

Готический роман в современной литературе

Со времен Горация Уолпола готический роман пережил многочисленные интерпретации. Современная готическая литература весьма разнообразна: от историй о призраках до романов ужасов. Но ее главные элементы – тайна, тревожная неопределенность, знамения, проклятия – и другие составляющие в совокупности продолжают делать готическую литературу такой притягательной для читательской аудитории.

Есть ли у Вас любимый готический роман? Какие другие характерные признаки жанра Вам известны? Обязательно расскажите об этом в комментариях!

Читайте также: