Подходы к типологии права тгп кратко
Обновлено: 05.07.2024
Типология государства и права: понятие и основные подходы
Ключевые слова: типология, государства, права, понятие, подходы
Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает в себя:
а) исследование оснований деления на типы;
б) характеристику самих типов.
Вообще классификация является не только способом упорядочения, систематизации результатов научных исследований, но и мощным средством получения нового знания: она позволяет предсказать существование неизвестных ранее объектов (характерный пример — таблица химических элементов Менделеева) или вскрыть новые связи и зависимости между уже известными явлениями.
Формационный и цивилизационный подходы - это подходы не только к делению государств на типы. Типология государства на их основе - это частный случай формационного и цивилизационного подходов к познанию истории вообще, к познанию истории общества.
С этих позиций цивилизацию можно определить как своеобразную и целостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека.
Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций (21): египетскую, китайскую, западную, православную, дальневосточную, арабскую, иранскую, сирийскую, мексиканскую и др., и провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не ставя перед собой отдельной задачи производить на этой основе типологию государства.
Если выделять тип государства применительно к каждой конкретной цивилизации, то типологии может и не получиться. Для этого следует учитывать типы цивилизаций.
3. Либертарно-юридический подход. "История человечества есть история развития свободы" - именно эта идея положена в основу данного подхода.
По мнению Гегеля, существует четыре всемирно-исторических типа царств: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское. С их сменой происходит и смена соответствующих форм государства. Если восточному царству соответствовала теократия (свобода одного), греческому и римскому - демократия или аристократия (свобода некоторых), то германскому типу соответствуют монархии с представительной системой, обеспечивающие свободу всех.
4. Вслед за Гегелем В.С. Нерсесянц полагает, что типы государства и права - это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы ее прогресса.
1 тип государств - этнические государства Древнего мира. Под регулирующее воздействие государства и права попадали лишь индивиды определенной национальности. Именно принадлежность к "титульной нации" гарантировала не только известную меру свободы, но и возможность быть субъектом права, в то время как несвободные считались объектами права.
2 тип - сословное государство Средних веков. В нем свобода носит характер сословных ограничений и привилегий. Человек является субъектом права не потому, что он человек, а потому, что принадлежит к тому или иному сословию. Внутрисословное равенство сочетается с огромным межсословным неравенством.
3 тип - государства и права индивидуалистического типа. После эпохи буржуазных революций человек стал рассматриваться как субъект права лишь потому, что он индивид, а не как член этноса или сословия.
4 тип - гуманитарно-правовой тип, в котором человек является носителем прирожденных и неотчуждаемых прав, составляющих основу действующего позитивного права, устанавливаемого государством.
5. Типология государств М.И. Кареева. В работе русского правоведа М.И. Кареева "Типология и всемирно-историческая точка зрения в изучении истории" (т. 3, вып. 1 - 2, 1905.) изложена весьма интересная и незаслуженно забытая типология государств. Выделялось 6 исторических, последовательно сменявших друг друга, типов государств:
1) город-государство; 2) восточная деспотия; 3) феодальное поместье-государство;
4) сословная монархия; 5) западноевропейская и абсолютная монархия;
6) конституционное государство.
И хотя в его типологии не нашлось места истории права и не все из перечисленных типов государств характерны как для Востока, так и для Запада, в работе М.И. Кареева отражена действительная эволюция государств, во многом совпадающая с имеющимися сегодня данными истории, этнографии, археологии.
6. Типологии права. В современной зарубежной науке широко распространена точка зрения (Гарольд Берман и другие), согласно которой в истории права следует выделять три этапа:
1) обычное право;
2) каноническое право;
3) светское право.
В российском правоведении особый интерес представляет точка зрения С.С. Алексеева, выделяющего четыре ступени в истории позитивного права:
Типология государства — классификация всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории государства.
Тип государства — это общие системообразующие признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
Подходы к типологии государства
Осуществляется она в основном с позиции двух подходов:
1) формационного подхода
2) цивилизационного подхода
При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства - это государство определенной общественноэкономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.
Согласно формационному подходу, существуют следующие типы государства:
1) рабовладельческое;
2) феодальное;
3) буржуазное;
4) социалистическое.
Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов.
Феодальное государство характеризуется неограниченной властью собственников земли - феодалов.
Буржуазное государство, возникшее на индустриальной стадии развития производства, основывается на формальном равенстве людей перед законом.
Социалистическое государство - политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции, его основная цель построение социалистического общества.
При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).
Выделяются следующие типы цивилизаций:
1) древние государства;
2) средневековые государства;
3) современные государства.
Кроме того, существуют и другие подходы к классификации государства.
Ответы по ТГП
В зависимости от уровня экономического развития, государства делятся на:
1) развивающиеся (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т.д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
2) постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научнотехническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).
В зависимости от политического режима различают:
1) демократические государства;
2) авторитарные государства;
3) тоталитарные государства.
В зависимости от формы правления государства делятся на:
1) монархии;
2) республики.
В зависимости от господствующей идеологии существуют государства:
1) идеологизированные
2) деидеологизированные.
Идеологизированные государства - это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы: религиозные - в качестве идеологии выступает официальная религия; государства с политической идеологией - здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).
Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует.
Типология государства и права: понятие и основные подходы
Ключевые слова: типология, государства, права, понятие, подходы
Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает в себя:
а) исследование оснований деления на типы;
б) характеристику самих типов.
Вообще классификация является не только способом упорядочения, систематизации результатов научных исследований, но и мощным средством получения нового знания: она позволяет предсказать существование неизвестных ранее объектов (характерный пример — таблица химических элементов Менделеева) или вскрыть новые связи и зависимости между уже известными явлениями.
Формационный и цивилизационный подходы - это подходы не только к делению государств на типы. Типология государства на их основе - это частный случай формационного и цивилизационного подходов к познанию истории вообще, к познанию истории общества.
С этих позиций цивилизацию можно определить как своеобразную и целостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека.
Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций (21): египетскую, китайскую, западную, православную, дальневосточную, арабскую, иранскую, сирийскую, мексиканскую и др., и провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не ставя перед собой отдельной задачи производить на этой основе типологию государства.
Если выделять тип государства применительно к каждой конкретной цивилизации, то типологии может и не получиться. Для этого следует учитывать типы цивилизаций.
3. Либертарно-юридический подход. "История человечества есть история развития свободы" - именно эта идея положена в основу данного подхода.
По мнению Гегеля, существует четыре всемирно-исторических типа царств: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское. С их сменой происходит и смена соответствующих форм государства. Если восточному царству соответствовала теократия (свобода одного), греческому и римскому - демократия или аристократия (свобода некоторых), то германскому типу соответствуют монархии с представительной системой, обеспечивающие свободу всех.
4. Вслед за Гегелем В.С. Нерсесянц полагает, что типы государства и права - это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы ее прогресса.
1 тип государств - этнические государства Древнего мира. Под регулирующее воздействие государства и права попадали лишь индивиды определенной национальности. Именно принадлежность к "титульной нации" гарантировала не только известную меру свободы, но и возможность быть субъектом права, в то время как несвободные считались объектами права.
2 тип - сословное государство Средних веков. В нем свобода носит характер сословных ограничений и привилегий. Человек является субъектом права не потому, что он человек, а потому, что принадлежит к тому или иному сословию. Внутрисословное равенство сочетается с огромным межсословным неравенством.
3 тип - государства и права индивидуалистического типа. После эпохи буржуазных революций человек стал рассматриваться как субъект права лишь потому, что он индивид, а не как член этноса или сословия.
4 тип - гуманитарно-правовой тип, в котором человек является носителем прирожденных и неотчуждаемых прав, составляющих основу действующего позитивного права, устанавливаемого государством.
5. Типология государств М.И. Кареева. В работе русского правоведа М.И. Кареева "Типология и всемирно-историческая точка зрения в изучении истории" (т. 3, вып. 1 - 2, 1905.) изложена весьма интересная и незаслуженно забытая типология государств. Выделялось 6 исторических, последовательно сменявших друг друга, типов государств:
1) город-государство; 2) восточная деспотия; 3) феодальное поместье-государство;
4) сословная монархия; 5) западноевропейская и абсолютная монархия;
6) конституционное государство.
И хотя в его типологии не нашлось места истории права и не все из перечисленных типов государств характерны как для Востока, так и для Запада, в работе М.И. Кареева отражена действительная эволюция государств, во многом совпадающая с имеющимися сегодня данными истории, этнографии, археологии.
6. Типологии права. В современной зарубежной науке широко распространена точка зрения (Гарольд Берман и другие), согласно которой в истории права следует выделять три этапа:
1) обычное право;
2) каноническое право;
3) светское право.
В российском правоведении особый интерес представляет точка зрения С.С. Алексеева, выделяющего четыре ступени в истории позитивного права:
Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции формационного и цивилизационного подходов.
Формационный подход: типология права производится на основе видов общественно-экономической формации. В зависимости от типов экономического базиса выделяют типы права:
- рабовладельческий,
- феодальный,
- буржуазный и
- социалистический.
Цивилизационный подход: типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с этими критериями выделяют типы права:
- национальные правовые системы и
- правовые семьи.
Национальные правовые системы представляют собой конкретно-историческую совокупность права, юридической техники и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
Правовые семьи представляют собой совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры прав и исторического пути его формирования. Различают правовые семьи:
- общего права,
- романо-германская,
- славянская,
- мусульманская, индусская и др.
Исторические типы права, выделенные на основе формационного подхода
Исторический тип права - совокупность характерных, существенных, взятых в единстве черт права, выражающих сущность и условия развития правовой системы определенной общественно-экономической формации.
Исторически первым типом права возникает рабовладельческое право.
Рабовладельческое право
Рабовладельческое право – это возведенная в закон воля класса рабовладельцев.
Основные признаки рабовладельческого права:
- право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относительно рабов;
- право открыто закрепляло неравенство среди свободного населения;
- отрыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчин и женщин, господства отца над детьми;
- центральное место в праве занимает институт частной собственности, охрана ее сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее;
- в праве преобладал правовой обычай, обычное право было неписанным. Большое значение имел судебный и административный прецедент;
- систематизация права на цивильное право (устанавливал народ; частное и публичное) и естественное право (установленное природой).
Феодальное право
Феодальное право – это возведенная в закон воля господствующего класса феодалов.
Основные признаки феодального права:
Буржуазное право
Буржуазное право – это возведенная в закон воля класса буржуазии.
Основные признаки буржуазного права:
- светский характер – право не связано с религией;
- высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;
- разделение права на частное и публичное;
- признание закона основным источником права;
- получило свое развитие социальное законодательство;
- постепенно узаконивается светский брак (церковный не обязательно), роль мужа в семье уже не та, что была в предыдущие столетия;
- отказ от наказания за религиозные убеждения, усиление наказания за политические преступления;
- отделение судебной власти от исполнительной власти. Выборность судей на основе имущественного ценза, а затем и их несменяемость;
- узакониваются профсоюзы.
Социалистическое право
Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой
- на первом этапе – этапе становления развития социалистического государства – возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции,
- на втором этапе – этапе развитого социализма – возведенную в закон волю всего народа.
Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним.
Социалистическое право провозглашает равенство, справедливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как он открыто предоставляет преимущество пролетариату и его классовым союзникам. В последующем оно объявляется общенародным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находящейся у власти партийно-государственной бюрократии. Поэтому можно сказать, что социалистическое право носило декларативный характер, и было подчинено государству.
Читайте также: