Подходы к происхождению морали кратко
Обновлено: 02.07.2024
Мораль — это социально сформированная совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которая призвана регулировать взаимоотношения людей в конкретном обществе (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т.д.). Мораль требует от человека быть именно человеком, не опускаться до животного состояния, уважать других людей.
Содержание
Введение. 2
Происхождение морали. 4
Религиозный подход. 4
Натуралистический подход. 5
Основные биологистские теории морали. 7
Социальный подход. 10
Заключение. 12
Источники информации. 13
Работа содержит 1 файл
Реферат Тамулевич А. гр.1409 Происхождение морали.doc
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГГОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА
Реферат по Этике бизнеса на тему
4 курс, группа 1409
Тамулевич Алина Юрьевна
Мораль — это социально сформированная совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которая призвана регулировать взаимоотношения людей в конкретном обществе (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т.д.). Мораль требует от человека быть именно человеком, не опускаться до животного состояния, уважать других людей.
Мораль относится к сфере должного, она показывает человеку, каким он должен быть, и в этом смысле она не наука, она ничего не изучает, она лишь учит человека быть человеком. Мало кто живет в мире, не нарушая законов любви и совести, как этого требует мораль цивилизованного общества. Но это не значит, что подобные законы утопичны. Если бы их не было, если бы они не обращались к каждому человеку, общество быстро перестало бы быть человеческим, шла бы непрерывная война всех против всех, в которой выживали бы самые сильные, агрессивные и безжалостные.
Но человек — не только объект общественного регулирования, не просто машина, реагирующая на внешние воздействия. Человек гораздо более сложен. Чаще всего — это личность, обладающая и так называемым нравственным самосознанием: убеждениями, склонностями, чувствами, совестью. Это осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.
Нравы лучше определить как совокупность обычаев, принятых тем или иным народом, контролируемых всеми членами общества, а нравственность как область практических поступков, обычаев, нравов, сфер нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами. Нравственность отображает прежде всего глубинные установи сознания индивида, включающие в себя и рефлексию, и интуитивно-нравственные переживания.
а) нравы как практикуемые формы поведения,
б) мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой,
в) мораль на уровне ее общественных проявлений, выражающая общественную точку зрения, в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.
Нравственные убеждения могут не только не совпадать с общепринятой моралью, но даже противопоставляться ей. В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без принуждения извне. Нравственность в полной мере, как правило, проявляется, актуализируется в ситуации выбора свободного личного поступка. Нравственный выбор — это акт моральной деятельности и личной ответственности за этот единственный и уникальный поступок. Вне личности нравственность существовать не может.
Происхождение морали.
В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: 1)религиозный, возводящий мораль к божественному началу;
2) натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции;
3) социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества.
В первом случае понятия добра и зла определяются в их отношении к божеству, во втором – к природе и в третьем – к обществу. Это не значит, что содержательно добро и зло непременно понимаются различно. Конечно, при усмотрении источника морали в общественной жизни добро и зло могут ставится в зависимость от интересов каких-то социальных групп. Но это значит, что добро и зло идеологизируются, мораль используется для оправдания частного общественного интереса. В большинстве моральных учений под добром понимается то, что содействует благу людей, причем всех людей и каждого человека.
Религиозный подход.
Согласно одному из самых древних представлений, мораль, как закон, дается человеку богами или Богом. Закон дается людям прямо, самим богом или через посредников – героев и пророков. Так, основатель ислама, Пророк Мухаммед в божественном откровении обрел истину и выразил ее в Коране. Иисус Христос провозгласил новые законы жизни в проповедях, поучениях и притчах. Заратустра, основатель иранской религии зороастризма и Моисей, основатель иудаизма – исторические лица, окутанные мифами и легендами – пророки, через которых Ахурамазда, верховных бог зороастрийского пантеона и Ягве – иудейский Бог передали людям свои законы. Божественные истины открылись Мухаммеду в медитациях, Будде - в состоянии нирваны, Заратустре и Моисею боги являлись персонально. Древнеиндийский мифический предок людей Ману, древнеегипетский бог Осирис и древнеиндейские божества Виракоча и Кецалькоатль не только принесли людям божественную мудрость в виде знаний, умений и правил жизни, но и жили среди них, прививая им навыки разумной и правильной жизни, а то и решительно принуждая их к этому. Таким же, жившим со своим народом, был полубог-получеловек, правитель Крита Минос (ок. ХVI в. до н.э.), установивший законы, принесшие Криту процветание и мировую славу.
Законы Ману, законы Моисея и законы Заратуштры дошли до нас почти в полном, хотя, конечно, и не в первоначальном виде. По многим косвенным источникам мы можем получить представление и о других древнейших нормативных кодексах.
Все они более менее близки если не по содержанию, то по общему духу и направлены на ограничение племенного и родового эгоизма, индивидуального произвола, на подавление спонтанной жестокости и установление обычаев, оберегающих мир в сообществе. С развитием духовной культуры изменения в предписаниях касались того круга людей, по отношению к которым требовалось проявлять миролюбие и терпимость.
Натуралистический подход.
Хотя философы и утверждают, что моральные суждения и решения опосредствованы разумом, сознанием, чувством ответственности, – в индивидуальном опыте мораль дана как бы непосредственно, она не требует размышлений, специальных решений, она как будто известна с самого начала, почти от рождения. Такие обыденные представления о морали создают условия для восприимчивости к биологистским, подкрепленными ссылками на эволюционную генетику, теориям. Однако они, вместе с тем, и питают все новые и новые попытки ученых-биологов к объяснению морали с позиций природы.
Что питает эти представления?
Первое: сколько бы ни говорили о роли воспитании в формировании личности, процесс нравственного развития личности остается неуловимым и, скорее, даже противоречащим тем усилиям, которые предпринимаются с целью воспитания, и по крайней мере во многом независимым от них.
Эти впечатления являются общепризнанными: не случайно предположения о природной основе поведения человека и морали в целом высказывались на протяжении всей истории общественной мысли, за исключением тех периодов, когда доминирование теологических воззрений было исключительным.
Прямо говоря, Дарвин не открыл новых этических идей; в собственно этическом содержании своей концепции происхождения морали он нисколько не выходит за рамки, заданные такими английскими мыслителями, как Давид Юм, Адам Смит и другие философы того круга. Однако восприняв известные этические идеи, он дал им естественнонаучное обоснование.
Основные идеи Дарвина относительно условий развития и существования морали свести к следующим положениям:
- Общество существует благодаря социальным инстинктам, которые и животное, и человек удовлетворяют в обществе себе подобных; отсюда вытекают и симпатия, и услуги, которые оказываются ближним. Дарвин замечает, что услуги у животных никогда не распространяются на всех особей своего вида и ограничиваются только членами одной общины.
- Социальный инстинкт преобразуется в нравственность благодаря высокому развитию душевных способностей; поэтому не только инстинкты, но и возникающие на их основе образы всех прошлых действий и выполняют, если так можно сказать, контролирующую роль, побуждая человека к поступкам, направленным на поддержание общественной жизни, и препятствуя доминированию каких-либо иных инстинктов над социальными.
- У человека сильнейшим фактором поведения стала речь, благодаря которой оказалось возможным формулировать требования общественного мнения. Но и здесь одобрение и неодобрение определенных поступков покоится на симпатиях, непосредственно обусловленных общественным инстинктом.
- Привычка играет важную роль у каждой особи; социальный инстинкт и симпатия укрепляются привычкой.
На основе перечисленных идей Дарвин формирует постулаты биологистского подхода к объяснению предпосылок и происхождения морали:
а) природная основа,
б) высокое, по сравнению с животными, развитие психики и интеллектуальных функций,
в) способность к членораздельной и развитой речи,
г) подкрепительная роль социальных механизмов (к которым следует отнести и способности к обучению и воспроизведению).
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того факта, что жизнь, интересы отдельного человека, соответствие личных и общественных интересов гарантированны только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
Мораль и нравственная культура
Развитие норм морали
Наименование нормы | Её сущность | Характер нормы | Чем поддерживается норма | Когда возникает норма |
1. Табу | 1. Жесткий запрет агрессивных или половых побуждений, направленных на так называемые неприкасаемые объекты (например, половые отношения между родственниками, некоторые виды пищи). | 1. Распространяется на членов определённой общины. | 1. Мистическая боязнь определённых актов или существ. | 1. Родовой строй. |
2. Обычай | 2. Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах. | 2. Распространяются только на членов определённой общины или некоторой группы. Регламентируют когда, что и как надо делать человеку не предоставляя ему выбора. | 2. Авторитет общественного мнения. | 2. Родовой строй. |
3. Традиция | 3. Разновидность обычая. Отличается особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. | 3.Распространяются только на членов определённой общины или некоторой группы. Регламентируют когда, что и как надо делать человеку не предоставляя ему выбора. | 3. Авторитет общественного мнения. | 3. Родовой строй. |
4. Моральные правила | 4. Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. | 4. Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение. | 4. Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения. | 4. Разложение родового строя. |
Научные подходы к происхождению морали
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того факта, что жизнь, интересы отдельного человека, соответствие личных и общественных интересов гарантированны только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
16. Мораль.mp4
Мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности общества: профессиональную деятельность человека, воспитание детей, распределение обязанностей в семье, отношение к родным, друзьям, обществу, природе и многое другое.
Отличие морали от обычаев и правовых норм
Мораль всегда будет выполнять незаменимые функции в жизни человечества. С помощью нее регулируются общественные отношения и поведение каждого конкретного человека. Кроме того, мораль способствует объединению людей, формирует их мнение по отношению к различным событиям.
Мораль, этика, нравственность
Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕ и МОРАЛИ
Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мoрaль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.
Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.
Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.
В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.
- Табу— религиозный запрет, налагающийся на совершение какого-либо действия.
- Обычай— повторение каких-либо действий, основанное на поведении предков или сложившейся социальной группы.
- Традиция — комплекс обрядов, привычек и действий, передающихся в течение нескольких поколений.
- Моральные нормы — устоявшиеся представления о поведении личности.
ФУНКЦИИ МОРАЛИ
- Регулятивная. Мораль выступает в качестве нравственного координатора поведения человека.
- Воспитательная. Мoраль служит средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении.
- Коммуникативная. Морaль обеспечивает комфортное общение людей.
- Ценностно-ориентационная. Мoраль служит ориентиром для человека.
- Познавательная. Морaль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла.
- Мотивационная. Соблюдение моральных принципов стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию.
- Гуманизирующая. Принципы морали основываются на человеколюбии, что содействует налаживанию отношений между людьми.
ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ
Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.
- Натуралистический подход. Наличие морали объясняется естественной природой человека. Возникновение морали связано с биологическим развитием человека.
- Теологический подход. Мораль была дарована человеку высшими силами, Богом.
- Социологический подход. Появление морали связано с процессом исторического развития общества и напрямую зависит от изменения социально-экономических потребностей людей.
- Культурологический подход. Мораль выступает в качестве культурной составляющей, регулирующей социальное поведение людей, и не связана с политической, экономической и другими составляющими.
НРАВСТВЕННОСТЬ
Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.
Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.
Этапы формирования нравственности. Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.
- Конвенциональный этап. (Что обо мне подумают другие люди?)
- Элементарный этап. (Что со мной будут делать?)
- Автономный этап. (Что я буду думать сам о себе?)
Читайте также: