Минойская и микенская цивилизации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ключевые слова конспекта: древнейшая Греция, крито-микенский период, эгейский период, Эгейская цивилизация, Крито-микенская цивилизация, Минойская цивилизация, Элладская цивилизация.

Эгейская цивилизация — общее название цивилизаций бронзового века в 3000—1000 гг. до н. э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолия). Ранее использовавшийся термин крито-микенская цивилизация (культура) не вполне точен, так как хронологически и территориально охватывает лишь часть данной культуры.

Раннюю историю этого региона принято делить на три больших периода: ранний, средний и поздний. Хронологические рамки трех периодов, несмотря на различие этих местных культур, примерно одни и те же для всей Эгеиды. Есть и другие варианты периодизации.

Минойская цивилизация (Крит)

На Крите сложилась форма монархии, при которой царю принадлежит высшая светская и религиозная власть — теократия. В результате извержения вулкана на о. Фера большинство поселений на Крите погибло (около 1450 г. до н.э.). Данная цивилизация окончательно погибла в результате вторжения племен ахейцев (микенцев).

Элладская цивилизация (Балканская Греция)

  • Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э.): господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения, появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.
  • Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.): расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции; начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.
  • Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.; микенская цивилизация): возникновение раннеклассового общества у ахейцев; формирование производящей экономики в сельском хозяйстве; появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др.; формирование оригинальной письменности; расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, что влечёт гибель микенской государственности, начало греческих тёмных веков и следующего исторического периода.

Эгейская цивилизация

Процесс формирования Эгейской культуры был сложным и длительным: культуры западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита, на островах восточной части Эгейского моря большое влияние имела культура Трои (п-ов Малая Азия). Развитие Эгейской культуры прождало неравномерно, ее центры переживали эпохи падений и расцвета в разное время. Около 2300 г. до н. э. Пелопоннес и северно-западная Анатолия пережили вражеское вторжение, о чем свидетельствуют следы пожаров и разрушений в поселениях. Под влиянием захватчиков (возможно, индоевропейского происхождения) до 2000-1800 гг. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов.

В III-II тыс. до н. э. в Балканской Греции обитали пеласги, лелеги и карийцы. Вся страна, по словам Геродота, называлась Пеласгией. Поздние греческие историки считали эти народности варварами, хотя в действительности их культура находилась на более высоком уровне развития (об этом свидетельствуют археологические данные), чем культура греков-ахейцев, вторгшихся на территорию Греции на рубеже III-П тыс. до н. э.

Крито-микенская цивилизация погибла под натиском дорийцев, пришедших с севера Балкан (XII в. до н.э.)

Минойская цивилизация — существовала во II тысячелетии до н.э., с центром на острове Крит. Первая великая цивилизация на европейской почве, предшественница культуры античной Греции.
Минойская цивилизация возникла на рубеже 3-2 тыс. лет до н.э. и она просуществовала около 500 лет. Эта цивилизация (минойская) была открыта английским археологом Артуром Лева в районе города Кнос.

Прикрепленные файлы: 1 файл

1Минойская и микенская цивилизации. Формирование античного мира..docx

Минойская цивилизация — существовала во II тысячелетии до н.э., с центром на острове Крит. Первая великая цивилизация на европейской почве, предшественница культуры античной Греции.

Минойская цивилизация возникла на рубеже 3-2 тыс. лет до н.э. и она просуществовала около 500 лет. Эта цивилизация (минойская) была открыта английским археологом Артуром Лева в районе города Кнос.

Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом.

Вторжение на Крит греков-ахейцев привело не к упадку культуры, а к новому этапу в её развитии — возникновению смешанной микенской культуры.После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезает

Приблизительная её периодизация следующая:

· Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.).

· Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.

  • Минойская цивилизация представляла собой государство. Наличие единого правителя (царя или царицы) не доказано, что резко выделяет его среди других средиземноморских государств бронзового века.
  • Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра.
  • Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис.
  • распространён культ быка (см. таврокатапсия).
  • Минойцы плавили бронзу, производили керамику и строили многоэтажные, до 5 этажей, дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс, Фест, Маллия).

Как и другие доиндоевропейские религии Европы, минойская религия была не чужда пережитков матриархата. В частности, почиталась Богиня со змеями

Культуру материковой Греции периода от последней трети III тыс. до н.э. до XI в. до н.э. именуют

микенской, по Микенам - одному из крупнейших городов-государств той эпохи.

Сегодняшние историки предпочитают называть ее "ахейской", а период 1600-1025 гг. до н.э. - микенским.

Микенская цивилизация считается преемницей Минойской. На первых этапах своего развития микенская культура испытала на себе очень сильное влияние более передовой минойской цивилизации. Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите. Севернее города Афины наводится город Микены, на месте которого и возникла микенская цивилизация. Отрыл микенскую цивилизацию Генрих Шлиман.

Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н. э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально.


Настенные росписи

Минойские дамы в синей фреске из Кносского дворца. \ Фото: twitter.com.

Обе цивилизации украшали свои дворцы и другие сооружения фресками, используя известковую штукатурку и яркие цвета. Единственными отличиями являются их иконографические элементы. Минойцы в значительной степени полагались на религиозную иконографию, изображая своих богов и особенно богинь. Общими мотивами также являются процессии и священные ритуалы, такие как прыжки с быком. Минойская иконография сильно отражает их социальную матриархальную структуру – образы женщин доминируют в их изобразительном искусстве, и женская символика присутствует почти в каждом изображении.

Фреска: Танец в священной роще Кносса. \ Фото: books.openedition.org.

Эксперты по греческому бронзовому веку часто утверждают, что микенские настенные росписи, хотя и рассматриваются как продолжение минойских, имеют всё-таки отличие. Влияние минойцев отчётливо прослеживается в женских образах и общем стиле. Однако микенцы были несколько более упрощёнными в своих изображениях. Они предпочитали симметрию и геометрические мотивы, в отличие от минойцев, которые не любили оставлять пустые, ничем не украшенные пространства. Человеческие фигуры стилистичны в микенских настенных росписях, и мужчины встречаются чаще.

Фреска с микенским щитом, Микены, Марк Картрайт, 2017 год. \ Фото: es.wikipedia.org.

Ещё одним важным отличием являются сцены охоты и войны, которые часто присутствуют в микенском искусстве. В отличие от минойцев, известных своей мирной талассократией, микенское общество было ориентировано на войну и экспансию, и это проявилось в их искусстве.

Архитектура дворцов

Похожая на лабиринт планировка минойского дворца в Кноссе. \ Фото: chegg.com.

Обе цивилизации славятся строительством сложных дворцов, и археологические данные подтверждают, что они были административными, жилыми и религиозными центрами.

Опять же, микенцы позаимствовали многие архитектурные особенности у минойцев, но приспособили их к верованиям и требованиям своего общества. Самым известным и крупнейшим минойским произведением архитектуры является дворец в Кноссе, мифологическое жилище царя Миноса. Центральное место во дворце занимает большой внутренний двор, из которого во всех направлениях расходятся комнаты, залы и небольшие покои. Историки считают, что лабиринтоподобная структурная сложность дворца, вероятно, вдохновила миф о Минотавре и лабиринте.

Возможная реконструкция минойского лабиринта. \ Фото: wordpress.com.

Минойцы украшали свои дворцы настенными росписями и использовали яркие цвета для раскрашивания колонн, балюстрад и фронтонов, которые занимали несколько этажей дворца. Фрески в основном имеют религиозную тематику, хотя многие из них изображают природные сцены, такие как морская жизнь, мифологические животные и цветы.

Северный вход Кносского дворца, 2018 год. \ Фото: thegeographicalcure.com.

План микенского Дворца Нестора в Пилосе. \ Фото: ajaonline.org.

Воинственные микенцы должны были окружить свои дворцы массивными стенами, также известными как циклопические. Они получили своё название в честь мифологических циклопов, одноглазых гигантов, которые, согласно мифам, были единственными существами, достаточно сильными, чтобы построить такие колоссальные стены. Наиболее узнаваемым примером циклопического строительства являются Львиные ворота в Микенах.

Тронный зал с фреской Грифона из Кносского дворца, Крит. \ Фото: wikimedia.org.

Центром микенского дворца был не внутренний двор, как у минойцев, а мегарон, большой прямоугольный зал, используемый для придворных церемоний и общественных или религиозных мероприятий. Дополнительные комнаты в основном квадратные, а планировка очень геометрическая, что указывает на планируемое строительство.

Реконструкция микенского мегарона. \ Фото: hakunamatataholidays.com.

Планировка минойских дворцов показывает множество пристроек, поэтому кажется, что они построили дополнительные комнаты, когда возникла необходимость в них. Микенцы также украшали свои дворцы, но их фрески изображают сцены войны и охоты, сильных воинов на колесницах и сражения. Они также любили геометрические узоры и яркие цвета.

Львиные ворота, главный вход в цитадель в Микенах. \ Фото: de.m.wikivoyage.org.

Погребальные гробницы

Минойский толос в Месаре, Крит. \ Фото: pinterest.es.

И минойцы, и микенцы хоронили своих умерших в круглых сооружениях, известных как толос. Историки до сих пор спорят, переняли ли микенцы стиль толос у минойцев или нет, но сходство указывает на то, что существовала какая-то преемственность. Тем не менее, между ними есть много различий.

Минойцы строили свои толосы над землёй, с маленькими дверями и круглыми гробницами. Археологические раскопки подтвердили, что минойцы хоронили в этих гробницах всех жителей своих поселений. Общинный статус минойских толос объясняет простоту архитектурного стиля и отсутствие украшений.

Микенские толосы, с другой стороны, были намного больше и находились под землёй. Обычно они были построены в холмах, с входным проходом, называемым дромосом, и монументальным дверным проёмом. Некоторые из их толосов состояли из пары комнат с центральной погребальной камерой, которая была круглой или прямоугольной.

Основное различие между двумя типами теологии заключается в её цели. Микенцы сохранили монументальные гробницы для правителей и выдающихся личностей. Это объясняет их монументальность, в отличие от более упрощенного стиля минойских толосов, предназначенных для всех.

Внутреннее убранство сокровищницы Атрея, Микены. \ Фото: twitter.com.

Самый известный микенский толос — это Сокровищница Атрея в Микенах, богато украшенная рельефами, колоннами и декоративными камнями, такими как зелёный алебастр. Эти богатые украшения, наряду с драгоценными дарами для погребения, подтолкнули Генриха Шлимана, главного археолога Микен, объявить эту гробницу Гробницей Агамемнона. Однако современные исследования подтвердили, что человек, похороненный в этой гробнице, на несколько сотен лет опередил и Агамемнона, и Атрея.

Керамика и изделия из металла

Минойская банка с осьминогом, Кносс. \ Фото: google.com.

Обе цивилизации богато украшали свои керамические и металлические сосуды, но иконография, опять же, весьма своеобразна. Как и их настенные росписи, минойские сосуды немного более декоративны. Им особенно нравилась керамика со светлым фоном, на котором они рисовали живые фигуры людей или животных (часто морских существ) в каком-то ярком или контрастном цвете.

Микенская банка с осьминогом. \ Фото: ahotcupofjoe.net.

Микенцы предпочитали тёмные цвета в своей керамике, и их мотивы были намного проще, иногда почти абстрактными. Сходство с геометрическими узорами снова проявляется на их керамике, которую они часто украшали треугольниками, кругами и извилинами. Однако, несмотря на их более упрощённый подход к декору, микенская керамика имеет гораздо более высокое качество. Они использовали более чистую глину и обжигали сосуды при более высоких температурах.

Кулон Минойский мастер животных, Котоми Ямамура, 2012 год. \ Фото: pinterest.com.

Единственной областью, где мастерство микенцев превзошло мастерство минойцев, является металлообработка. Тем не менее, минойцы были искусными производителями металла, особенно когда дело касалось ювелирных изделий. Их высокоразвитая торговля позволила им импортировать золото, и они усовершенствовали фаянсовую технику добавления крошечных бусин золота на поверхность предмета.

Посмертная Маска Агамемнона, Национальный археологический музей, Афины. \ Фото: neh.gov.

Микенцы славятся изготовлением золотых масок смерти и овладением техникой чернила, в которой они смешивали два типа металла, чтобы создать контраст на объекте. Знаменитая маска Агамемнона - отличный пример использования тонких золотых листов и чеканки или тиснения мотива.

Глиняные фигурки

Микенские женские статуэтки. \ Фото: twitter.com.

Минойцы славятся своими статуэтками женских богинь, из которых Богиня Змей, вероятно, самая узнаваемая. Статуэтки их богинь подчёркивали женские атрибуты, и они обычно создавали их из фаянса, окрашивая в яркие цвета.

Статуэтка минойской Богини-змеи, Кносс. \ Фото: marathivishwakosh.org.

Микенские глиняные фигурки – напротив, очень стилизованы. Похоже, они унаследовали минойское сходство к женским фигурам, поэтому изображения богинь плодородия являются наиболее частой археологической находкой, когда дело доходит до скульптурных работ. Несмотря на их несколько плохое исполнение, эти статуэтки сыграли значительную роль в микенской религии, поскольку археологи раскопали более пятисот статуэток из различных мест.

Так что обе цивилизации так или иначе сыграли свою роль, оставив после себя неизгладимый след в истории искусства и не только.

В продолжение темы читайте также о том, что представляет из себя искусство Османской империи и в чём его главный секрет.

Об истории развития легендарной крито-микенской цивилизации стало известно только в конце XIX века. На территории острова Крит были найдены грандиозные дворцовые сооружения, письменные работы, скульптуры и картины. Эти открытия позволили сделать вывод о том, что ещё до зарождения Древней Греции в мире была другая самобытная и развитая культура. Цивилизация существовала и развивалась два тысячелетия, а затем навсегда исчезла.

Крито микенская цивилизация

История открытия цивилизации

Эгейская цивилизация возникла на рубеже 3000—1000 гг. до н. э. Ещё до первых археологических находок на острове Крит о микенской культуре кратко упоминали греки в своей мифологии. В текстах писали:

  • о правлении царя Минея;
  • о таинственном лабиринте, в котором обитает чудовище;
  • о красавице Ариадне и герое Тесее.

Кносский дворец с множеством помещений, тронным залом и фресками

Только в конце XIX века немецкие и английские археологи нашли первые доказательства реального существования крито-микенской цивилизации. Был обнаружен Кносский дворец с множеством помещений, тронным залом и фресками. Кроме того, были найдены таблички с текстами, карты, памятники и другие произведения искусства.

Все находки свидетельствовали о высоком уровне развития крито-микенской культуры. Историки выяснили, что центром цивилизации являлся остров Крит. Столица находилась на пересечении торговых путей из Египта и Ближнего Востока. Это способствовало быстрому экономическому и культурному развитию района.

На Крите существовала собственная система письма. К сожалению, многие древние тексты до сих пор не расшифрованы. Художники изображали на стенах помещений быт простых людей, образы богов и царей. По внутренней планировке дворцы правителей напоминали лабиринты, описанные в греческой мифологии. Все помещения имели разное назначение, размеры и множество выходов.

В крито-микенский период наблюдалась теократия, то есть светская и духовная власть была сосредоточена в руках одного правителя.

Этапы развития

В истории развития критской цивилизации выделяют два основных периода: микенский и минойский. На протяжении всей эгейской эпохи несколько раз наблюдался как расцвет, так и упадок культуры.

Минойский период

Этот этап развития цивилизации назван в честь мифологического царя Минея, героя древнегреческих легенд. Основные культурные центры государства располагались возле дворцов. Критское население активно занималось мореплаванием, торговлей и развитием сельского хозяйства. Постоянный приток богатств, выгодное географическое положение и плодородные земли являлись важнейшими факторами развития государства.

XVII век до н. э. относится к расцвету минойской цивилизации. В крупных городах строились роскошные дворцы. Минойская архитектура имела несколько особенностей:

Минойская цивилизация

  1. Наличие световых колодцев.
  2. Использование в декоре оригинальных колонн, расширяющихся кверху.
  3. Наличие многочисленных лестниц и пандусов.
  4. Стены украшались пёстрыми фресками с изображениями растений и морских животных.

Примечательно, что в минойский период не изображали боевые сцены. Археологами не было найдено ни одной крепости или другого укреплённого сооружения. Это свидетельствует о том, что население вело мирный образ жизни. Критские народы были уверены в безопасности собственного государства. Местные правители вели весьма либеральную политику. Ещё до демократических преобразований Перикла минойские цари предпочитали делить со своим народом все приобретённые богатства.

В середине XVI века до н. э. на Крит обрушилось мощнейшее цунами, которое полностью накрыло северную часть острова. Стихийное бедствие было спровоцировано извержением вулкана Санторин.

Массовые разрушения городов привели к упадку минойской цивилизации. Слабостями государства воспользовались ахейские народы.

Вторжение ахейцев

Вторжение ахейцев

Одновременно с минойской цивилизацией на материковой части Греции появилась микенская государственность. У ахейцев не было самобытной культуры. Большинство традиций они переняли у жителей о. Крит.

Но ахейцы, в противоположность минойцам, отличались воинственностью. Их города имели вид цитаделей, окружённых плотно застроенными поселениями. Крепости возводились на возвышенностях и огораживались высокими стенами из камня. Самые крупные греческие города были заложены именно в микенский период. С приходом ахейцев построены:

Население занималось земледелием и различными ремёслами. В Микенах имелась многочисленная армия. Главное достижение ахейского войска — победа в легендарной Троянской войне.

Упадок государственности

Из-за Троянской войны экономическая и боевая мощь государства была подорвана. В XII веке на территорию материковой части Греции вторгаются племена дорийцев. Армия противника отличается многочисленностью и хорошей подготовкой. Микенцы не смогли устоять под натиском неприятеля, поэтому были полностью повержены.

Вторжение племен дорийцев

Характеристика крито-микенской цивилизации представлена в таблице.

Вопросы Минойская цивилизация Микенская цивилизация
Где располагались культурные центры? На островах Крит, Кносс и Фест На материковой части Греции, в Микенах и Тиринфе
Каковы особенности культуры? Развитие письменности и керамического ремесла. На картинах и фресках преобладают изображения растений и животных. Культура перенимается у жителей острова Крит
Каковы отличительные черты градостроения? Активное строительство дворцов. Отсутствие укреплённых сооружений и крепостей Города строились на возвышенностях. Возводились цитадели. Наличие высоких каменных стен
Почему произошла гибель цивилизации? Извержение вулкана и цунами привели к глобальным разрушениям городов. Ослабленную цивилизацию захватили ахейцы Резкие климатические изменения привели к отсутствию урожая. Троянская война подорвала экономическую и боевую мощь. Массовое вторжение дорийцев

В XII веке наступил исторический период, который принято называть Тёмными веками. Дорийцы не стали перенимать древнюю критско-микенскую культуру. Они смогли заполнить территорию всей Греции и близлежащих островов. Многие строения и произведения искусства были уничтожены. К тому же в регионе наблюдалось резкое изменение климата. Из-за непогоды в городах начался голод и экономический упадок. Постепенно произошла гибель микенской государственности.

Читайте также: