Поддержка в семье кратко

Обновлено: 07.07.2024

Нуждается ли мужчина в первом случае в том, чтобы признать себя не всегда скалой непоколебимой? Доверить супруге свои сложности, слабости, и всякие негоразды?А в какой именно помощи и поддержке нуждается девушка из второй истории? Действительно ли в отстранении от потока привычной жизни?

У нас у всех разные запросы к жизни. Более того они меняются по ходу жизни.Как правильно распознать их в любимом человеке? Как правильно проявить заботу? Нужную заботу? Достаточную заботу? Не избыточную заботу?Как построить конгруэнтную, соответствующую вашим возможностям и запросам с другой стороны, взаимность и поддержку? Вот это и есть самое важное в семье! А для чего она еще создается?Секс, чувство плеча, нежность, финансы, бытовые дела, дети и их воспитание и содержание, родные и близкие, друзья, соседи, враги. Всё это требует согласования. На чем фокусируем внимание в первую очередь? На своих возможностях и на потребностях с другой стороны. Это самое главное. Соотнести возможности свои и запросы партнера. Во всех сферах взаимной жизни.

А они таковы, эти сферы:

1. Философия – жизненные установки. Они оформлены в правила, лозунги, традиции личные и родительской семьи, мечты и планы.

Счастье вдвоём За последние пол года мне в терапию пришли 8 семейных пар. Ситуации разные, однако, цель у всех одна – восстановить отношения. Разбирая каждый случай, я, вспоминая фразу Льва Николаевича, думаю: «А вот не правы Вы, уважаемый Лев, не прааавы. Несчаст

Нарциссическая мать Тема воспитания нарциссическими родителями - крайне важна. Ведь именно такие дети, вырастая чаще всего не могут построить отношения, найти свое дело в жизни, обрести устойчивость в мире вечных перемен, реализовать себя, как личность.Сегодня я коротко.

2. Психофизиологические аспекты – темперамент, ритмы жизни, уровень здоровья.

3. Социальные – круг общения, статус, положение в обществе.

4. Профессиональные. Простите за цинизм, но не все профессии к друг другу ровно относятся.

5. Финансовые – я не буду повторять сказку про Золушку, но кажется, что-то в этой сказке не договорили. О том, как жили они после свадьбы.

Пример позитивный.
Что важно проявить?

Очень важно понять, что нет безвыходных ситуаций. Очень важно прочувствовать ценность близких людей для себя. Очень важно принять ситуацию. Очень важно оценить свои реальные силы. Очень важно переформатировать свои отношения. Вот это есть формула успешности семейной жизни.

Роль психического здоровья в общем психическом и личностном развитии детей, условия его обеспечения и сохранения на всех возрастных этапах — дошкольном, младшем школьном, подростковом и раннем юношеском.

ВложениеРазмер
psihologicheskaya_podderzhka_v_seme.docx 24.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В СЕМЬЕ

Что такое поддержка? Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Даша, 10 лет, имела две обязанности по дому: убирать свою постель и помогать матери готовить ужин. Мать часто говорила Даше: "Ты еле справляешься со своими обязанностями, и я вынуждена все доделывать за тебя".

Что содержит в себе высказывание Дашиной мамы? Принесет ли оно желаемые результаты?

Даша при этом думает: "Я не самостоятельная, у меня все плохо получается, поэтому мама все сделает сама".

Существуют три причины, по которым родители обычно позволяют себе высказывания, подобные приведенному выше:

1. Родители, как правило, разговаривают с ребенком так же, как разговаривали с ними самими в детстве.

2. Ребенок создает угрозу престижу или положению родителей.

3. Общество приучает нас к столкновению с неудачами, к ожиданию худшего и вообще часто обескураживает не только детей, но и нас самих.

Родители должны стремиться к тому, чтобы у ребенка не сформировалась тенденция к постоянному ожиданию неудачи и разочарования. Важно поддерживать и поощрять ребенка. Родительская поддержка — это процесс:

— в ходе которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;

— который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

— который помогает ребенку избежать ошибок;

— который поддерживает ребенка при неудачах. Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы в центре своего внимания держать ошибки и плохое поведение ребенка, родителю придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Поддерживать ребенка — значит, верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Поддержка касается не только негативного поведения ребенка.

Подчеркнем еще раз: родитель, стремящийся поддержать своего ребенка, рассматривает не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.

Для того, чтобы поддержать ребенка, родитель сам должен испытывать уверенность, он не сможет оказывать поддержку сыну или дочери до тех пор, пока не научится принимать себя и не достигнет самоуважения и уверенности.

Родителю необходимо понимать роль поддержки в процессе воспитания и знать, что, оказывая ее, он, сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: "Ты мог бы и не пачкаться!", "Ты мог бы быть и поосторожнее!", "Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!", "Ты должен был смотреть, когда это делал я!". Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа "Ты мог бы сделать это лучше" приводят ребенка к выводу: "Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь".

Родители должны научиться помогать ребенку видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого родитель должен знать, какие силы внутри семьи и в ее окружении способны привести к разочарованию. По мнению американских психологов Дрейкурс и Динкмейер, этими силами являются:

1. Завышенные требования родителей.

2. Соперничество братьев и сестер (сиблингов).

3. Чрезмерные амбиции ребенка.

Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет получать все награды в детском саду, то теперь они ожидают от него того же и в школе; ребенка, умеющего хорошо кувыркаться, хотят в будущем видеть хорошим гимнастом.

Что касается сиблингов, то родители могут непреднамеренно противопоставить детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к жестокому разочарованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции. Чрезмерность амбиций отчетливо проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, отказывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превращается в "камень на шее" всей группы.

Как поддерживать ребенка? Типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с сиблингом и сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Еще раз повторим: подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей — его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится родителю. Между тем, именно в такие моменты родитель должен предельно четко показать ребенку, что "хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность". Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы его родителям, именно родители должны помочь ребенку понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.

Необходимо помнить, что, обсуждая с ребенком его поведение, родитель должен постараться подчеркнуть, что вполне доволен ребенком как личностью. Это можно сделать, сказав: "Ты допустил несколько ошибок, но посмотри, как ты. " Этим противопоставлением родитель дает ребенку понять, что можно совершать ошибки, но его в большей степени интересуют успехи ребенка, а не его промахи.

Родитель должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие "Я-концепции" и чувство адекватности ребенка. В течение дня родитель имеет несколько возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку Ваше удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь — научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: "Ты можешь это сделать".

Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, родитель должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

— Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим!

— Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.

— Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, родитель вскоре научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителя в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы.

Родители часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Примерами такого оценивания являются утверждения типа: "Когда у тебя была собака, ты забывала кормить ее, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами". Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: "Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим".

Для того, чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

— забыть о прошлых неудачах;

— помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

— позволить ребенку начать "с нуля", опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха;

— помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка.

14. Демонстрировать оптимизм. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Например, слова поддержки:

— Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

— Ты делаешь это очень хорошо.

— У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

— Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

— Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше;

— Ты мог бы сделать это намного лучше;

— Эта идея никогда не сможет быть реализована;

— Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Родители часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует родительским ожиданиям.

Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Когда я выражаю удовольствие от того, что делает мой ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством:

— отдельных слов ("красиво", "аккуратно", "прекрасно", "здорово", "вперед", "продолжай");

— высказываний ("Я горжусь тобой", "Мне нравится, как ты работаешь", "Это действительно прогресс", "Я рад твоей помощи", "Спасибо", "Все идет прекрасно", "Хорошо, благодарю тебя", "Я рад, что ты в этом участвовал", "Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал");

— прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);

— совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

— выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с. — (Руководство практического психолога)

Думаю, что мне не стоит говорить о том, какой эффект оказывает на нас поддержка близких нам людей. Другое дело, когда её нет. Когда некому подставить плечо и успокоить в нужный момент, зарядить уверенностью и просто трезво рассудить ситуацию.

Приведу пример:

Как мы видим из примера, на лицо типичная бытовуха. Вспоминая этот случай, на ум приходит следующая цитата:

В трудную минуту всегда можно смело рассчитывать на помощь добрых людей. Особенно на помощь самого доброго из них — самого себя.

Поддержка друг друга

Подытожу:

Семья — наиважнейшая ценность общества. Поэтому государство во все времена активно поддерживало семью и помогало ей.

Ещё в Древнем Китае местные власти, проводя налоговую политику, старались не обидеть вдов и сирот. Специальные дома для престарелых впервые появились на Древнем Востоке.

Как современное Российское государство поддерживает семью? Материнский капитал

Главная ценность семьи — это вы, дети.

В России уже несколько лет действует новая мера поощрения рождаемости — материнский капитал.

Право на материнский капитал имеет мать при рождении (или усыновлении) второго или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство. Денежный размер материнского капитала постоянно увеличивается.


Распоряжаться средствами материнского капитала можно только по истечении трёх лет со дня рождения (усыновления) ребёнка.

Государственная социальная помощь

Государство оказывает семьям социальную помощь.

Государственную помощь получают малоимущие семьи, в которых доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума (в 2011 году размер прожиточного минимума по России составил 6505 рублей). Помощь выделяется на основании обращения гражданина в специальные органы власти.

В России оказывается активная государственная помощь многодетным семьям (многодетной принято считать семью с тремя и более несовершеннолетними детьми). Например, предоставляют скидки за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, за стоимость топлива. Многодетным семьям предоставляется бесплатный проезд на общественном транспорте, бесплатное питание для учащихся общеобразовательных учреждений и др.

Социальные службы помощи семье

Для поддержки семьи и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, государство создало специальные учреждения — социальные службы, в том числе центры социальной помощи семье и детям.

Они помогают семьям, имеющим тяжелобольных детей и детей-инвалидов; детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей; семьям и гражданам, которые с трудом передвигаются, нуждаются в постоянном уходе, кому нужно купить лекарства или продукты питания. Социальные службы организуют благотворительные обеды, летний отдых, санаторно-курортное лечение детей; помогают в организации быта (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг) и т.д. Социальные службы оказывают помощь молодой семье, помогают молодым людям в трудоустройстве.


Социальную помощь получают и семьи ветеранов Великой Отечественной войны. А чем можете помочь им вы?

Особое внимание уделяется семьям, где есть дети-инвалиды и больные дети. После выявления нуждающихся семей социальные службы оказывают им различную помощь, в том числе их прикрепляют к магазинам, мастерским и т.д.

Для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и детей, нуждающихся в помощи, создаются социальные приюты для детей и подростков. Здесь ребята проживают, получают бесплатное питание, врачебную помощь, посещают школу, кружки и спортивные секции.

Центры социальной защиты оказывают правовую помощь несовершеннолетним и их семьям, контролируют неблагополучные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления, помогают вышедшим из заключения.

Люди, оказывающие социальную помощь, получают профессиональную подготовку и называются социальными работниками.


Подведём итоги
Семья — одна из важнейших ценностей общества, поэтому государство помогает семье. В России осуществляется государственная политика по повышению рождаемости. Социальные службы помогают малоимущим и многодетным семьям, семьям, имеющим тяжелобольных детей и детей-инвалидов, а также детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.

Читайте также: