Поцелуй иуды значение фразеологизма кратко

Обновлено: 04.07.2024

Этот Библейский эпизод является очень важным и хорошо запоминающимся, поэтому и современные люди взяли выше описанную фразу себе на вооружение, активно описывая с помощью нее факт предательства. Если внимательнее почитать Евангелие, то после предательского поцелуя Иуды, Христос спросил его, почему он здесь, обратившись к Иуде словом друг, а это в то время обозначало, что между людьми максимально близкие и доверительные отношения. Это еще раз описывает и доказывает тот факт, что поцелуй Иуды – это именно жесткое предательство самых близких, а не людей, с которыми человек едва знаком.

Рассматривая случай предательства Иуды, стоит отметить и тот факт, что через него действовал сам сатана, искусив его через главное человеческой пристрастие – любовь к деньгам. Этот факт позволяет воспроизвести события того времени, когда сатана восстал против Бога и предал Его, а через огромный отрезок времени, история снова повторяется, но уже в лице Иуды. Но кто бы не был предателем, факт плохого поступка остается, что оставляет неприятное впечатление и вызывает не лучшие чувства.

Где и в каком значении используется данная фраза?

Еще Евангельская история заставит каждого задуматься о том, что предатель тоже не будет счастлив от совершенного поступка. Да, вначале предатель обрадуется, что совершил подлость и получил с этого земную пользу, но, когда осознает всю подлость и мерзость своего поступка, жить спокойно не сможет.

Все хорошо помнят, что случилось с Иудой после совершенного поступка, когда он осознал, что натворил. Конечно же, не каждый предатель нашего времени пойдет вешаться от отчаяния, но жить со страшными угрызениями совести все же придется, а такая жизнь не может быть счастливой и полноценной.

История предательства

Поцелуи в Библии

Почему же именно посредством поцелуя указал Иуда на своего учителя, ведь всем известно, что поцелуй – это показатель любви, дружбы и других теплых чувств, причем не только между мужчиной и женщиной, но и между родственниками и друзьями? Об этом, кстати, говорится и в обоих заветах: и в Ветхом, и в Новом. Так Исаак, например, целовал своего умирающего отца (Быт. 27, 26–27), Иосиф целовал своих братьев (Быт. 45, 14–15), грешница целовала ноги Христа (Лк. 7, 38).

Тем не менее священное Писание приводит немало примеров, когда именно поцелуй становился предвестником предательства. К примеру, полководец Иоав перед тем, как убить военачальника Амессая, тоже сделал вид, что хочет поцеловать его (2Цар. 20:9-10).

Поцелуй как приветствие

Из всего вышесказанного следует, что Иуда выбрал в качестве знака именно поцелуй не случайно. Это обычное действие не могло вызвать какого-либо подозрения со стороны другого человека. Видимо, Иуда предполагал, что привычный приветственный поцелуй не выдаст его предательство раньше, чем нужно, и Христос не успеет скрыться, заподозрив неладное.

Зачем вообще был нужен знак?

Если с поцелуями все ясно, то тот факт, что Иуде вообще пришлось как бы то ни было указывать на Иисуса, вызывает много вопросов. Дело в том, что, согласно Библии, до того самого рокового поцелуя Христос уже много лет проповедовал учение, а потому в лицо его наверняка знали многие, если не все. Как же так случилось, что стражникам понадобилось Иудино знамение? Некоторые предполагают, что Христос мог менять свою внешность, а потому узнать его было крайне сложно.

Другие толкователи уверены в том, что Иуда намеренно предложил в качестве знамения именно поцелуй. Так, одна из версий гласит, что Иуда находился в сговоре с Иисусом и предал учителя по его же просьбе. Потому как должно было свершиться предначертанное. Такие варианты развития событий можно встретить во многих источниках, например, в апокрифах Евангелие от Иуды и Евангелие от Иисуса. Согласно подобным версиям, Иуда поцеловал Христа не столько для того, чтобы указать на него стражникам, а для того, чтобы незаметно для остальных сообщить учителю, что его план успешно завершен, а, может быть, просто попрощаться и выразить Иисусу свою любовь и преданность.

В пользу этой версии говорит и то обстоятельство, что Иуда, который согласился предать Христа именно из-за денег, вдруг так легко расстался с ними, просто выбросив их. Да и последующее самоубийство, по мнению сторонников данного варианта развития событий, только подтверждает мысль о том, что Иуда не выдержал того, что на долгие века он незаслуженно останется в памяти людей, как предатель.


Поцелуй Иуды (Лобзание Иуды) — сюжет из евангельской истории, когда Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал его, указав на него страже, поцеловав ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй Иуды относится в христианстве к числу Страстей Христовых и следует сразу за гефсиманским молением Иисуса.

Содержание

Евангельское повествование



Сцена поцелуя Иуды описана у всех евангелистов за исключением Иоанна, который только описывает сцену ареста.

Евангелие Текст
От Матфея
(Мф.26:47-49)
…вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
От Марка
(Мк.14:44-45)
Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошёл к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
От Луки
(Лк.22:47-48)
…впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?

Апокрифическая литература

О поцелуй, полный беззакония! О поцелуй, гибельный для души! О уступка геенне огненной! Блудница, целовавшая ноги Владыки, душу свою очистила от скверны. Этот же, поцеловав, душу свою погубил. Она, целуя, список грехов своих разорвала, этот же, целуя, вычеркнул себя из книг жизни. О премудрость женщины! О неразумье ученика! Когда она целовала ноги Владыки, ангелы радовались и венец ей готовили, когда этот целовал — бесы радовались и сплетали веревку для повешения. [1]

Богословское толкование



Иуда идущим на Иисуса поставил знаком поцелуй, но чтобы они не ошиблись по причине ночи, указал не издалека. Чтобы Иисус не скрылся, для сего они приходят с фонарями и светильниками. Что же Господь? Он допускает к Себе с этим вражеским поцелуем. И громовые стрелы не просыпались в неблагодарного и коварного! Так, Спаситель учит нас незлобию в таких обстоятельствах. Он с укоризной говорит только: Иуда! целованием ли предаёшь? Ужели не устыдишься самого вида предательства? Зачем к дружескому поцелую примешиваешь предательство, дело вражеское? Да и кого предаёшь? Сына Человеческого, то есть смиренного, кроткого, снисходительного, вочеловечившегося ради тебя, и притом истинного Бога. Говорит это потому, что до последнего времени пламенел к нему любовью [5] .



В культуре

Сцена поцелуя Иуды часто встречается в изобразительном искусстве, особенно в росписях и фресках церквей, где присутствует на страстных циклах в композициях ареста Иисуса.



Чуть позже евангелист Матфей сообщит о том, что история, начавшаяся в Гефсиманском саду, примет совершенно необычный оборот. Спустя несколько часов после этой встречи, этого диалога между экс-учеником и его Учителем Иуда вернул вознаграждение за предательство и, терзаемый угрызениями совести, в конце концов повесился.

Возможно, он надеялся стать соратником вождя, Мессии, который свергнет иго Рима. Но вот он испытал разочарование и совершает предательство. Вероятно, с такой мотивацией мы часто сталкиваемся, когда нас кто-то предает, кто-то разочарован в нас, и как бы в отместку иногда наши близкие друзья, близкие люди способны нас предать. Иуда внутренне уничтожает себя: от предательства Христа до самоубийства всего лишь один шаг.

И действительно, на Тайной вечере в Сионской горнице в Иуду входит сатана и всё описываемое после этого преподносится, как будто Христа предает не просто человек, но предает именно дьявол. Именно дьявол вложил в его сердце мысль о предательстве. Хотя тоже будет добавлено, что Иуда был жаден до денег, но воля его была совершенно свободна, и он поддался этому искушению.

Предательство Иуды, предательство человека не застает Бога врасплох. Бог уважает до конца свободу, ни в чем ее не ограничивает, но в конечном итоге всё приводит к спасительному действию, что и совершается в смерти Христа и в Его Воскресении.

Подписаться на свежие материалы Предания

— Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся.

Читайте также: