Драматургическое мастерство островского в пьесе гроза кратко

Обновлено: 08.07.2024

Александр Николаевич Островский сочинил замечательную пьесу "Гроза" в 1859 году. Со временем это произведение стало шедевром среди других его работ. До сих пор в театрах ставят эту пьесу, которая вдохновляет почитателей классики. Стараниями Островского сцена стала богата образами крестьян, мещан и нищих. Театр словно ожил, инсценировки "задышали" иной духовной атмосферой.

Но, остановимся на "Грозе" - знаменитом произведении. Интересно всё же: в чём кроется успех и уникальность задумки пьесы, от чего люди и в наше время любят её? Дело в том, что писатель задел проблемы, мучившие умы людей всего человечества. Проблематика пьесы - это долг, честь, совесть. А так же - тонкие женские вопросы, что значит: женщина в нашей жизни. Хозяйка дома Кабанова оказалась чуть ли не деспотом по отношению к невестке Катерине. Она жестоко обращалась с ней. Униженной и оскорблённой Катеньке приходилось терпеть все выходки свекрови, которые можно назвать террористическими.

Но Катерина оказалась женщиной, любящей Бога, чистой и честной. Она сама доброта, воспитана в лучших манерах. Имея в своей душе чистые помыслы, она довела себя до гибели. У неё была возможность повернуть свою жизнь в лучшую сторону, имея в сердце искреннюю любовь. Судьба сложилась по-другому, если бы Катенька промолчала Тихону, но продолжала видеться с Борисом. Как читатель видит: в пьесе проскальзывает и чрезмерная мораль.

Катенька с мужем, наверняка, прожили бы хорошую супружескую жизнь. Но всему мешала Кабаниха, которая оказалась плохой матерью. Она без конца контролировала невестку, настраивала сына против жены. В итоге Кабаниха теряет своих детей - дочь и сына.

Островский умело поддерживает остроту, накал в пьесе. Его произведение заканчивается трагически. Не даром драма называется "Гроза" - само название предвещает катастрофу, страшную развязку. Да и Катерина предчувствует, что всё неминуемо идёт в никуда. Грозу главная героиня видит как наказание за все её ошибки, тяжкие грехи. Но она не боится умирать, весь страх заключен в том, что смерть придет внезапно и ей не дано будет покаяться в грехах.

Так же Островский в драме использует говорящие фамилии: Дикий, Кабановы. Гроза в произведении постепенно перерастает в огромную мощь. Читатель видит как всё мечется в жестоком хаосе. Олицетворяя грозу, драматург показал общество и его жизнь в новых переменах, что будущее семьи и страны должно измениться в лучшую сторону.

2 вариант

Островский Александр Николаевич. Помимо того, что он великий и любимый многими писатель, создатель множества пьес, которые ставятся в театре и в наши дни, так ещё и создатель нового театра, человек, который вдохнул жизнь в это место. Островский сделал так, что на сцену стали пропускать образы бедных людей, мещан и крестьян, благодаря чему театральные постановки стало намного интереснее смотреть. По его произведениям можно не только узнавать о нравах людей того времени, но и учить историю, все значимые повороты в жизни наших предков были зафиксированы пером Александра Николаевича.

Ещё одну тему – чрезмерную мораль затронул Островский. Катерина настолько была религиозной, настолько сильно была честна и чиста, что и, можно сказать, этим погубила себя. Она могла бы не рассказывать ничего Тихону и также встречаться с Борисом, могла что-то изменить, по-настоящему любить наконец, но её останавливало воспитание. Девушка была воспитана очень добрым и моральным человеком. Слишком добрым и моральным.

Если бы не Кабаниха, Катерина и её муж могли бы ужиться вместе, потому что Тихон тоже не был злым человеком, на всё его подталкивала мать. Кабанова – плохая мать. Чрезмерный контроль с её стороны не привёл ни к чему хорошему, она потеряла и сына, и дочь Варвару.

Александр Николаевич не побоялся вынести в общество все эти идеи, поднять столь щекотливые темы, за что его драму и любят. В наше время, к сожалению, многие вопросы этого произведения тоже актуальны. Островский с его Катериной сделал шаг к улучшенному будущему, он внёс лепту в прогресс общества, в установление новых порядков и разрушение устаревших идей, норм и устройств как отдельной семьи, так и государства в целом.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности драмы Гроза

Популярные сегодня темы

Астрономию считают если не первой, то одной из первых наук, которую человечество начало практиковать на заре своего существования. Поскольку это произошло в глубокой древности, то истоки астрономии теряются во мгле давно минувших тысячелетий.

В любом строительстве присутствуют несколько этапов: сначала фундамент, затем стены, и уж потом крыша. То же самое происходит с прошлым и будущим. Невозможно обнулить достижения предыдущих поколений

Маковский Владимир появился на свет в Москве, в семье любителя живописи и основателя Московского художественного училища Егора Ивановича Маковского, 7 февраля 1846.

Прослушав “Грозу” в чтении автора, Тургенев писал в 1859 г., что эта пьеса – “удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего, вполне овладевшего собой таланта”. Время подтвердило справедливость столь высокой оценки.

Ни в одной из предшествующих пьес драматурга русская жизнь не была еще показана так широко, как в “Грозе”. Это нашло отражение и в ее построении. Действие пьесы не замкнуто в пределах дома или одной семьи. Оно как бы распахнуто, вынесено на всеобщее обозрение – на бульвар, на площадь, на набережную…

вспомнить, что из пяти актов только один происходит в доме Кабановых. И из этого замкнутого пространства Катерина стремится вырваться на широкий простор вольной жизни. Она хотела бы умчаться куда-то вдаль на тройке, улететь в небо, как птица.

Не случайно и природа прямо включена в сюжет как один из важнейших элементов. Очарование летней ночи, трагическое предчувствие неизбежной грозы (гроза приобретает в пьесе символическое значение) – все это способствует созданию напряженной эмоциональной атмосферы, в которой развивается действие. Одним из главных героев произведения становится

“Гроза”, по существу, представляет собою новый жанр, дотоле неведомый в русской драматургии. Это трагедия, но построенная не на историческом, а на современном материале.

Вопрос о жанре всегда является очень важным. Жанр подсказывает, в каком ключе следует понимать и истолковывать художественное произведение. На протяжении всего XIX в. “Гроза” обычно рассматривалась как социально-бытовая драма, что и предопределяло повышенное внимание к изображению быта в пьесе, к подробностям конкретной исторической эпохи.

Между тем “Гроза” – явление гораздо большего эстетического масштаба. Катерина – не просто жертва семейного гнета, что конфликт в пьесе носит всеобщий характер. Трагедия отличается от бытовой или психологической драмы объективно трагическим конфликтом, включающим неразрешимое противоречие между идеалом и действительностью, особым художественным способом отражения жизни, поэтическим строем повествования.

В этом отношении нельзя не учитывать народно-поэтическую основу “Грозы”, в частности ее песенность.

Народные песни у Островского становятся мощным средством выражения человеческих переживаний, помогают раскрытию тех или иных сюжетно-психологических ситуаций. При этом показательно, что наиболее поэтичная героиня “Грозы” – Катерина в пьесе не поет. Она так внутренне близка к миру русского фольклора, который во многом определяет ее характер, поведение, поступки, так органически связана с ним, что не было даже необходимости заставлять ее петь какую-то конкретную песню.

Давая отзыв по поручению Академии наук о “Грозе”, Гончаров писал: “Не опасаясь обвинения в преувеличении, могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было”.

ОСТРОВСКИЙ КАК МАСТЕР ДРАМАТУРГ

Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический драматург период в истории русской сцены, когда она оказалась заполненной или напыщенными трагедиями, или водевилями и чувствительными мелодрамами, частично заимствованными с Запада. Собственно русского, народного театра, который бы широко отображал быт России, не было.

Что же дал русской драматургии Островский?

Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник-реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности и естественности. Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор - всё это отразилось в бытовых пьесах Островского настолько правдиво и ярко, что театральный зритель как бы ощущал на сцене самую атмосферу русской жизни.

Не следует забывать, что Островский описывал жизнь не только купцов. Мы видим в его пьесах и чиновников, и приказчиков, и свах, и актёров, и коммерсантов новой формации, и дворян, и бедных тружеников-интеллигентов, и генералов, и крестьян и т. д. Это целая энциклопедия быта и нравов эпохи со всеми их положительными и отрицательными сторонами.

Возврат к ходульной трагедии и чувствительной методраме после реалистических пьес Островского стал уже невозможен.

Мастерство реалиста сказывается у Островского и в языке его пьес, характеризующем изображаемую среду.

Умелая индивидуализация речи героев характеризует Островского как замечательного мастера диалога. Достаточно прочитать или прослушать разговор Кабановой, Тихона и Катерины в третьем явлении второго действия или разговор Дикого с Кулигиным во втором явлении четвёртого действия, чтобы убедиться в этом. Различие речи действующих лиц в этих диалогах дано так выразительно и отчётливо, что характер каждого героя делается понятным без всяких разъяснений.

Необходимо отметить в пьесах Островского и искусное использование языковых богатств народной поэзии: песен, пословиц, поговорок и т. п.

Верность и меткость народного языка Островского отмечены были уже Добролюбовым.

Очень важным свойством пьес Островского является элемент комического, искусно используемый драматургом. Проявляется он у Островского в разных формах: то как юмор, согретый теплотой и сочувствием, при изображении маленьких, забитых жизнью, честных людей, невольных жертв общественного неравенства, то как обличительный, сатирический смех, направленный против деспотизма самодуров, беззастенчивости и безжалостности хищников, развращённости дворянства и т. п. Сатирическую направленность пьес Островского глубоко вскрыл Добролюбов.

Драматургия Островского - сложное явление, впитавшее в себя опыт целого ряда русских и западноевропейских драматургов, творчество которых внимательно изучал Островский.

Важнейшее достоинство творчества Островского - глубокий реализм, выразившийся в широком, правдивом освещении русского быта, в создании множества типичных образов из различных общественных классов, в замечательной характеристике изображаемой среды и естественности построения пьес.

Роль символов в драме "Гроза", подчеркивающих душевное состояние героев и отношение к ним автора. Сатирическое изображение нравов патриархальной купеческой среды. Основные черты новаторства А.Н. Островского. Суть конфликта Катерины и "темного царства".

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 13.04.2009
Размер файла 7,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

История создания и сюжет драмы А.Н. Островского "Гроза". Подробное изучение характеров главных героев пьесы. Рассмотрение образов хозяев жизни, смирившиеся под властью самодуров, героев, выражающих протест против темного царства, Катерины, грозы.

реферат [34,7 K], добавлен 26.06.2015

Судьба Катерины. Драма А.Н. Островского "Гроза". Ее сила в том, что она одна восстала против "темного царства", но погибла, словно птица, не сумела вырваться на свободу. Повсюду царило непонимание, ненависть, самолюбие.

сочинение [7,3 K], добавлен 01.06.2008

Биография и творческий путь Александра Николаевича Островского. Отображение купечества, чиновничества, дворянства, актерской среды в произведениях драматурга. Этапы творчества Островского. Самобытные черты реализма А.Н. Островского в драме "Гроза".

презентация [937,9 K], добавлен 18.05.2014

Краткое содержание событий, происходящих в пьесе А. Островского "Гроза", в первой половине XIX в., в вымышленном приволжском городке Калинове. Описательная характеристика героев. Освещение сути конфликта в произведении и смысловых аспектов его названия.

краткое изложение [16,9 K], добавлен 21.04.2011

Лирическое раскрытие картин волжского пейзажа города Калинов в пьесе А.Н. Островского "Гроза". Литературное воссоздание быта Калинина в пьесе: образ улиц, трактиров и жизни жителей города. "Темное царство" и жесткий образ города Калинин в пьесе "Гроза".

анализ книги [17,9 K], добавлен 14.10.2014

Из творческой истории "Грозы". Конфликт и расстановка действующих лиц в "Грозе". О народных устоях характера Катерины. Сущность трагедии Катерины. Внутренняя перенапряженность, катастрофичность жизни. Любовь к красоте и гармонии божьего мира.

реферат [35,3 K], добавлен 31.01.2007

Между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к свободе; их протест против "темного царства". Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина - натура гораздо более сильная, чем Лариса.

Еще одна новаторская черта пьес драматурга – широкое использование произведенийфольклора.Народные песни поют Кулигин, Кудряш, Варвара.

В сцене в овраге в третьем действии наиболее полно выявляется стихия народной жизни, столь дорогая Островскому. Кудряш и Варвара поют народные песни. Перед зрителем открывается поэтическая сторона патриархального мира.

Кульминация пьесы – сцена признания Катерины в четвертом действии. Этой сцене предшествуют раскаты грома, обличения полусумасшедшей барыни. По совету Варвары Катерина пытается молиться, но тут перед ней открывается изображение геенны огненной. В ужасе героиня признается мужу и свекрови в содеянном грехе.

Страсть, однако, ее не отпускает, и реального выхода из ситуации Катерина не видит.

Трагической развязке пьесы – самоубийству Катерины – предшествуют несколько сцен, открывающих всю глубину отчаяния героини.

Найти выход из критического положения, преодолеть отчаяние Катерина не смогла. От людей, окружавших ее, героиня не получила столь нужной в тот момент истинной, сострадательной любви и прощения. В своём же бунтующем сердце Катерина не нашла сил для смирения перед волей Божией.

Итак, мы видим, что в жанровой специфике, в характере конфликта и в особенностях сценического действия пьесы проявилось новаторство Островского. Драматургу удалось соединить в одном произведении драматический и трагический конфликты, совместить широкую картину нравов с напряженным действием.

Вопросы и задания

1. Расскажите о воспитании Островского, о той среде, в которой прошли детство и юность драматурга. Как ранние жизненные впечатления повлияли на последующее его творчество?

2. Назовите основные периоды творчества Островского. Отметьте новаторские черты его пьес, проявившиеся в каждый из этих периодов.

4. Охарактеризуйте образ города Калинова. В чём проявился кризис изображенного Островским патриархального мира?

5. Кратко расскажите о Диком и Кабанихе. В чем своеобразие характеров и жизненных позиций этих лиц? Какова роль каждого из них в пьесе?

6. Определите роль странницы Феклуши и полусумасшедшей барыни в общей картине калиновского мира.

7. Рассмотрите характеры Тихона, Бориса, Варвары и Кудряша, выявите своеобразие каждого из этих лиц.

8. Какова роль Кулигина в общей картине патриархального мира, в системе персонажей и в сюжете произведения?

9. Рассмотрите образ Катерины и художественные средства его создания. В чем заключается основное противоречие в характере и в миропонимании главной героини – противоречие, приведшее её к гибели? Каковы основные источники художественных средств создания образа Катерины?

11. Рассмотрите основные элементы сценического действия пьесы. Какие из них свидетельствуют о новаторстве драматурга?

Еще одна новаторская черта пьес драматурга – широкое использование произведенийфольклора.Народные песни поют Кулигин, Кудряш, Варвара.

В сцене в овраге в третьем действии наиболее полно выявляется стихия народной жизни, столь дорогая Островскому. Кудряш и Варвара поют народные песни. Перед зрителем открывается поэтическая сторона патриархального мира.

Кульминация пьесы – сцена признания Катерины в четвертом действии. Этой сцене предшествуют раскаты грома, обличения полусумасшедшей барыни. По совету Варвары Катерина пытается молиться, но тут перед ней открывается изображение геенны огненной. В ужасе героиня признается мужу и свекрови в содеянном грехе.

Страсть, однако, ее не отпускает, и реального выхода из ситуации Катерина не видит.

Трагической развязке пьесы – самоубийству Катерины – предшествуют несколько сцен, открывающих всю глубину отчаяния героини.

Найти выход из критического положения, преодолеть отчаяние Катерина не смогла. От людей, окружавших ее, героиня не получила столь нужной в тот момент истинной, сострадательной любви и прощения. В своём же бунтующем сердце Катерина не нашла сил для смирения перед волей Божией.

Итак, мы видим, что в жанровой специфике, в характере конфликта и в особенностях сценического действия пьесы проявилось новаторство Островского. Драматургу удалось соединить в одном произведении драматический и трагический конфликты, совместить широкую картину нравов с напряженным действием.

Вопросы и задания

1. Расскажите о воспитании Островского, о той среде, в которой прошли детство и юность драматурга. Как ранние жизненные впечатления повлияли на последующее его творчество?

2. Назовите основные периоды творчества Островского. Отметьте новаторские черты его пьес, проявившиеся в каждый из этих периодов.

4. Охарактеризуйте образ города Калинова. В чём проявился кризис изображенного Островским патриархального мира?

5. Кратко расскажите о Диком и Кабанихе. В чем своеобразие характеров и жизненных позиций этих лиц? Какова роль каждого из них в пьесе?

6. Определите роль странницы Феклуши и полусумасшедшей барыни в общей картине калиновского мира.

7. Рассмотрите характеры Тихона, Бориса, Варвары и Кудряша, выявите своеобразие каждого из этих лиц.

8. Какова роль Кулигина в общей картине патриархального мира, в системе персонажей и в сюжете произведения?

9. Рассмотрите образ Катерины и художественные средства его создания. В чем заключается основное противоречие в характере и в миропонимании главной героини – противоречие, приведшее её к гибели? Каковы основные источники художественных средств создания образа Катерины?

11. Рассмотрите основные элементы сценического действия пьесы. Какие из них свидетельствуют о новаторстве драматурга?

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: