По пути демократии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Что такое демократия простыми словами – краткое определение.

Простыми словами, демократия – это система управления государством, источником власти в которой является сам народ. Именно народ решает, какие законы и нормы необходимы для гармоничного существования и развития государства. Таким образом, каждый человек в демократическом обществе получает определенный набор свобод и обязательств сформированных с учетом интересов всего сообщества. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что демократия – это возможность для каждого человека свободно участвовать в непосредственном управлении своим государством, обществом и личной судьбой в конечном счете.

Формы демократии.

Непосредственная (прямая) демократия.

Стоит отметить, что с учетом развития современных технологий, подобные референдумы могут проходить довольно быстро и эффективно. Дело в том, что практически все граждане обладают современными гаджетами (смартфонами) с помощью которых и можно проводить голосование. Но, вероятней всего, прямой демократией государства пользоваться не будут, по крайней мере в полном объеме. Это связано с тем, что непосредственная демократия имеет ряд проблем, о которых мы поговорим ниже.

Проблемы прямой демократии.

К основным проблемам прямой демократии можно отнести такой аспект как: количество людей. Дело в том, что принцип постоянного прямого народного управления возможен только в относительно небольших социальных группах где возможны постоянные обсуждения и компромиссы. В противном случаи, решения всегда будут приниматься в угоду настроениям большинства, не учитывая мнение меньшинства. Из этого следует, что решения могут быть приняты на основе симпатий большинства, а не на логичных и обоснованных мнениях меньшинства. В этом и заключается главная проблема. Дело в том, что по факту, не все граждане являются, так сказать политически и экономически грамотными. Соответственно, что в большинстве случаев, принятые ими (большинством) решения будут заранее неверными. Если уж говорить совсем простыми словами, то будет не верно доверять управление важными политическими и экономическими делами, людям, которые в этом не разбираются.

Представительная (репрезентативная) демократия.

Представительная демократия – это самый распространенный вид управления государством, при котором люди делегируют часть своих полномочий избранным на выборах специалистам. Простыми словами, репрезентативная демократия – это когда люди выбирают себе власть путем народных выборов, и уже потом на избранную власть ложатся обязательства по управлению страной. Люди в свою очередь оставляют за собой право контролировать власть используя различные рычаги влияния: импичмент, отставка правительства (чиновника), революция, люстрация, референдум, и тому подобное.

На данном этапе развития человеческого общества, именно Представительная демократия показывает себя самым эффективным способом управления, но и она не лишена недостатков. К основным проблемам данной формы можно отнести: бюрократию, популизм, коррупцию, узурпацию власти и другие неприятные моменты. Именно для предотвращения таких проблем, общество всегда должно быть активным и постоянно держать власть под контролем.

Суть и принципы демократии. Условия и признаки демократии.

Основные столпы на которых базируется демократия:

  • Суверенитет народа;
  • Правительство формируется с согласия народа;
  • Действует принцип большинства;
  • Соблюдаются права меньшинств;
  • Гарантируются основные права и свободы человека;
  • Свободные и честные выборы;
  • Равенство перед законом;
  • Соблюдение правовых процедур;
  • Конституционные ограничения в отношении правительства (власти);
  • Социальный, экономический и политический плюрализм;
  • Ценности толерантности, прагматизма, сотрудничества и компромисса.

Итак, ознакомившись с базисом, можно переходить к разбору концепции в более мелких деталях.

Из чего состоит демократия.

Для лучшего понимания всех ключевых моментов демократии следует разложить концепцию на основные ключевые элементы. Всего их четыре, это:

  • Политическая система и система выборов;
  • Активность граждан в политической и социальной жизни государства;
  • Защита прав граждан;
  • Верховенство права (равенство перед законом).

Образно говоря, сейчас мы в подробности разберем вышеперечисленные пункты и выясним какие должны быть условия для процветания демократии.

Политическая система и система выборов.

  • Возможность выбирать своих лидеров и привлекать их к ответственности за действия, совершенные будучи на посту.
  • Люди решают, кто будет представлять их в парламенте, и кто возглавит правительство на национальном и местном уровнях. Они делают это, выбирая между конкурирующими сторонами на регулярных, свободных и честных выборах.
  • В условиях демократии народ является высшей формой политической власти.
  • Властные полномочия переходят от людей к правительству только на определенное время.
  • Законы и политика требуют поддержки большинства в парламенте, но права меньшинств защищены различными способами.
  • Люди могут критиковать своих избранных лидеров и представителей. Могут наблюдать за тем, как они работают.
  • Избранные представители на национальном и местном уровнях должны прислушиваться к людям и отвечать на их запросы и потребности.
  • Выборы должны проходить через регулярные промежутки времени, как это предусмотрено законом. Те, кто у власти, не могут продлить срок своего пребывания на должности, не прося согласия у народа на референдуме.
  • Для того, чтобы выборы были свободными и справедливыми, они должны контролироваться нейтральным, профессиональным органом, который одинаково относится ко всем политическим партиям и кандидатам.
  • Все партии и кандидаты должны иметь право свободно проводить избирательную кампанию.
  • Избиратели должны иметь возможность голосовать втайне, без запугивания и насилия.
  • Независимые наблюдатели должны иметь возможность наблюдать за голосованием и подсчетом голосов, чтобы гарантировать, что этот процесс свободен от коррупции, запугивания и мошенничества.
  • Споры в отношении результатов выборов рассматривает беспристрастный и независимый суд.

Активность граждан в политической и социальной жизни государства.

  • Ключевая роль граждан в демократии — участвовать в общественной жизни.
  • Граждане обязаны внимательно следить за тем, как их политические лидеры и представители используют свои полномочия, а также выражать свои собственные мнения и пожелания.
  • Голосование на выборах — важная гражданская обязанность всех граждан.
  • Граждане должны делать свой выбор досконально разобравшись в предвыборных программах всех сторон, что обеспечивает объективность при принятии решения.
  • Граждане могут принимать активное участие в предвыборных компаниях, публичных обсуждениях и протестах.
  • Важнейшей формой участия является членство в независимых неправительственных организациях, которые представляют свои интересы. Это: фермеры, рабочие, врачи, учителя, владельцы бизнеса, религиозные верующие, студенты, правозащитники и так далее.
  • В условиях демократии, участие в гражданских объединениях должно быть добровольным. Никто не должен быть принужден присоединиться к организации против своей воли.
  • Политические партии являются жизненно важными организациями в условиях демократии, а демократия становится сильнее, когда граждане становятся активными членами политических партий. Однако никто не должен поддерживать политическую партию, потому что на него оказывают давление. В условиях демократии граждане могут свободно выбирать, какую сторону поддерживать.
  • Участие граждан должно быть мирным, уважительным к закону и толерантным в отношении взглядов оппонентов.

Защита прав граждан.

  • В условиях демократии каждый гражданин имеет определенные основные права, которые государство не может отнять. Эти права гарантируются международным правом.
  • Граждане имеют право на свои собственные убеждения. Имеют право свободно говорить и писать о том, о чем думают. Никто не может указывать на то как гражданин должен думать, во что верить, об чем говорить или писать.
  • Существует свобода религии. Каждый может свободно выбирать свою религию и поклоняться ей по своему усмотрению.
  • Каждый человек имеет право пользоваться своей собственной культурой вместе с другими членами своей группы, даже если их группа является меньшинством.
  • В средствах массовой информации есть свобода и плюрализм. Человек может выбирать между различными источниками новостей и мнений.
  • Человек имеет право общаться с другими людьми, а также создавать и присоединяться к организациям по своему выбору.
  • Человек может свободно перемещаться по стране, или по желанию покинуть ее.
  • Человек имеет право на свободу собраний и протесты против действий правительства. Однако он обязан осуществлять эти права мирным путем с уважением к закону и правам других граждан.

Верховенство права.

  • В условиях демократии верховенство закона защищает права граждан, поддерживает порядок и ограничивает власть правительства.
  • Все граждане равны по закону. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку расы, религии, этнической группы или пола.
  • Никто не может быть арестован, заключен в тюрьму или изгнан безосновательно.
  • Человек считается невиновным если его вина не доказана в соответствии с законом. Любой, кто обвиняется в совершении преступления, имеет право на справедливое публичное разбирательство в беспристрастном суде.
  • Никто не может облагаться налогом или преследоваться по закону, за исключением случаев, предусмотренных законом.
  • Никто не выше закона, даже не король или избранный президент.
  • Закон справедливо, беспристрастно и последовательно применяется судами, независимыми от других ветвей власти.
  • Пытки и жестокое и бесчеловечное обращение абсолютно запрещены.
  • Верховенство закона ограничивает власть правительства. Ни один правительственный чиновник не может нарушать эти ограничения. Ни один правитель, министр или политическая партия не могут указывать судье, как решить дело.

Требования к обществу для нормальной работы демократической системы.

  • Граждане должны не только осуществлять свои права, но и соблюдать определенные принципы и правила демократического поведения.
  • Люди должны уважать закон, и отвергать насилие. Ничто не оправдывает использование насилия против ваших политических противников, только потому, что вы не согласны с ними.
  • Каждый гражданин должен уважать права своих сограждан и их достоинство как людей.
  • Никто не должен осуждать политического противника как зло в чистом виде, просто потому, что у него другие взгляды.
  • Люди должны ставить под сомнение решения правительства, но не отвергать власть правительства.
  • Каждая группа имеет право практиковать свою культуру и иметь определенный контроль над своими делами. Но, в то же время, такая группа должна признать, что она является частью демократического государства.
  • Когда человек выражает свое мнение, он также должен выслушать мнение оппонента. Каждый человек имеет право быть услышанным.
  • Когда люди выдвигают требования, они должны понимать, что в условиях демократии невозможно угодить абсолютно всем. Демократия требует компромисса. Группы с разными интересами и мнениями должны быть готовыми договориться. В данных условиях одна группа не всегда получает все, что хочет, но возможность компромиссов ведет к всеобщему благу.

В итоге, хотелось бы закончить данную статью словами действительно великого человека – Уинстона Черчилля. Однажды он сказал:

План урока. 1. Опрос по пройденному материалу. 2. Пояснения к домашнему заданию.

Примерный вариант устного опроса:

1. С каких событий начинается Февральская революция?

2. Что такое двоевластие?

В ходе революции сформировались два органа, ни один из которых не был готов в полной мере взять на себя ответственность за судьбу страны.

3. Какие два органа власти сформировались?

Временный комитет Государственной думы и в конечном счете — Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

4. Представители каких партий входили в Петроградский Совет? Какие партии преобладали в Совете?

Члены партий эсеров, меньшевиков, большевиков и др. Партии эсеров и меньшевиков.

5. Когда в России перестала существовать монархия?

2 марта 1917 г. Николай II подписал Манифест об отречении от престола в пользу своего брата Михаила Александровича. На следующий день Михаил также отрекся от престола.

6. Под каким предлогом отрекся от престола Михаил?

В отречении указывалось, что он может возложить на себя власть только с решения Учредительного собрания, избранного народом.

7. Кто вошел в первое Временное правительство?

8. Какова была цель созыва Учредительного собрания (по декларации первого Временного правительства)?

Оно должно было установить форму правления и конституцию страны.

9. Почему Временное правительство не провозгласило республику?

Вопрос откладывался до созыва Учредительного собрания.

10. С чем связан кризис Временного правительства?

С нотой П. Н. Милюкова от 18 апреля 1917 г.

Домашнее задание. § 28 — для ознакомления.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по истории 11 класс

Выяснить расстановку политических сил в феврале-августе 1917 года, оценить альтернативы послефевральского развития страны. Рассмотреть шансы различных политических сил в борьбе за власть. Ответить на вопрос: неизбежны ли были октябрьские события и приход большевиков к власти. Оценить роль субъективных и объективных факторов.

Воспитание чувства заинтересованности к изучению переходного периода истории своей страны, через анализ событий XX века. Размышление ребят о будущем своей Родины, формируется чувство не посредственного наблюдателя, а возможного творца истории от которого зависит развитие государства.

Развитие умений работы с историческими источниками, программными документами, историографическими оценками и т.д.

-подвести обучающихся к пониманию, осознанию исторической закономерности февральской революции, ее объективных и субъективных предпосылок;

-обучающиеся должны уяснить причины движущих сил революции в России; давать аргументированную оценку двоевластию .

Требования к уровню подготовки учащихся: основные факты, процессы и явления реформы; проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом ; форма проведения – беседа.

План изучения темы урока:

Расстановка политических сил.

Кризисы политической власти

Слайд 1 (тема урока). Учителю необходимо выяснить :

-положение в стране перед началом революции

- период двоевластия (чем характеризовался)

- расстановку политических сил (партии)

- почему происходит усиление власти большевиков

Проверка знаний учащихся .

Вопрос к классу: Каковы общие причины революции начала XX века?

Примерные ответы учащихся:

- необходимость модернизации аграрной сферы, политического строя;

Эти вопросы стояли в ходе революции 1905 года, царизм хоть и пытался провести реформы (Столыпинские и др.), но все это было малоэффективным, потому что Николай II не был заинтересован в дальнейших изменениях, боясь потревожить основы самодержавия.

Вопрос к классу: Какие события и явления способствовали возникновению революции 1917 года? Примерные ответы учащихся:

- новые противоречия, порожденные войной

-усилившаяся экономическая разруха

-угроза голода, снижение уровня жизни, инфляция

-изменения психологии масс, чувство озлобленности к верхам

- падение авторитета царской власти (неудачи на фронтах, неспособность разрешения экономических проблем, распутинщина)

-неуступчивость режима в отношении предложений оппозиции о привлечении популярных общественных деятелей к управлению

Вопрос к классу: Мог ли царь в условиях начинающихся февральских событий изменить ситуацию?

Примерные ответы учащихся.

- Николай II не мог в тех условиях изменить ситуацию, т.к. от него уже ничего не зависело, и царь мог бы удержать власть в своих руках, если бы не думская оппозиция в лице кадетов.

3. Основная часть. Подготовка к изучению новой темы.

Учитель: Мы с вами выяснили, какие события и явления способствовали революции, теперь непосредственно приступим к изучению революции.Поговорим о том, с чего же начинается революция 1917 г. Всеобщее недовольство царской властью привело к революционному взрыву в столице России- Петрограде.

Слайд 2 . (начало революции)

Нужно сказать, что февральские события в значительной степени носили стихийный характер.

Однако в ходе её возникли новые органы власти , которым предстояло переустраивать России.

Слайд 3,4. (Временное правительство)

Утром 27 февраля члены Думы приняли решение о создании Временного комитета Государственной думы

С председателем Думы М.В. Родзянко. Задача ВКГД – установление контакта с правительственными учреждениями и попытка наведения порядка в стране.

Слайд 5 . (Задача временного правительства).

Члены комитета при этом не претендовали на всю полноту власти в своих руках. Однако комитет не имел серьезной опоры в массах и вынужден был искать поддержку у другого органа, созданного революцией.

Петроградский Совет рабочих депутатов.

Слайд 6.

Первое заседание Петрсовета состоялось вечером 27 февраля в Таврическом дворце, там же, по соседству, где заседала дума. Заметное преимущество в выборах совета – эсеро-меньшевистская интеллигенция. Председатель Н.С.

Слайд 7. ( большевики оказались на вторых ролях)

Эсеро-меньшевистские лидеры считали, что революция является буржуазной и развернули свою деятельность по двум направлениям.

Слайд 8.

Были заблокированы попытки либеральных политиков сохранить монархию, придав ей конст. формы. Николай II , испытывая сильное давление со стороны Петрсовета и командование армии, 2 марта отрекся от престола в пользу брата Михаила.

Слайд 9,10.

3 марта отказался принять царскую корону, оценив настроение народных масс.

Слайд 11.

Одновременно исполком Петрсовета вступил в переговоры с комитетом Думы, предложив ему образовать Временное правительство. Слайд 12,13,14.

Совет же должен смотреть за властью, т.е. контролировать действия буржуазного правительства с позиций защиты интересов трудящихся.

Таким образом, уже 28 февраля был принят Приказ №1, который вводил в армии комитеты из выборных солдат и матросов, которые должны были контролировать деятельность офицеров. Т.е. армия фактически переходила под контроль Советов. В сложившейся ситуации Временному правительству приходилось согласовывать свои действия с Петрсоветом.

Слайд 16.

Можно сделать вывод, что в России сложилась система двоевластия.

Слайд 17.

Но это еще не все, кроме установления двоевластия, наступает значительная группировка политических сил .

Слайд 17.

Слайд 18.

Праволиберальные партии – октябристы и прогрессисты.

Они переживали острый кризис.

Слайд 19.

Кадеты (до 70 тыс. чел) превратились в правящую партию. Лидер – Милюков.

Важнейшими задачами партии были:

1.Продолжение войны до полной и окончательной победы над врагом.

2.Агр.отношения –принудительный выкуп части помещечьих земель государством.

3.Единовластие Временного Правительства .

Слайд 20.

Умеренные социалисты – эсеры ( 800 тыс.чел.) и меньшевики ( 200 тыс.чел.)

Важнейшие задачи партии:

Отложили выполнение своих программ в области национально-государственного строительства, аграрных отношений, рабочего законодательства до созыва Учредительного собрания.

Слайд 21.

Левый фланг – большевики (24 тыс.чел.) - руководители (Каменев, Сталин).

Важнейшие задачи партии:

Ориентация партии на борьбу за завершение буржуазно-демократической революции.

Слайд 22.

Слайд 23.

Определяющие для Ленина значение имели 2 исходных момента:

Слайд 24.

Особенностью политической ситуации в после февральской России

Во многом определялось позицией, занятой ведущими политическими силами страны. И именно большевистский лидер сделал

Вывод – о неготовности быстро и кардинально решить самые насущные задачи, ведущими политическим салами:

-покончить с войной;

-дать землю крестьянам;

-свободу угнетенным народам.

Российская буржуазия не всегда умела отделять свои стратегические интересы (удержание власти и в целом господствующего положения в обществе) от интересов тактических преходящих, сохраняя крупное частное землевладение. В продолжении войны, которая приносила огромной прибыли и сулила в случае победы территориальные приобретения.

Ленин понимал, что безынициативность и вялость кадетских и эсеро-меньшевистских политиков неизбежно будет дестабилизировать ситуацию в стране и что в свою очередь открывает путь к власти левым силам.

Слайд 25 . Апрельские тезисы В.И.Ленина

4. лозунг о необходимости перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов;

5.Не парламентская республика, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху

8.Контроль Советов за общественным производством и распределением продуктов;

Слайд 26.

VII конференция РСДРП(б) в конце апреля 1917 г., утверждала курс на подготовку социалистической революции.

Вопрос к классу: Как вы понимаете что это?

18 апреля министр иностранных дел кадет Милюков обратился с нотой к союзникам России, где заверял их в решимости довести войну до победного конца. Это явилось поводом к мощным демонстрациям протеста в Петрограде и других городах.

Милюков и военный министр Гучков были вынуждены уйти в отставку.

Вопрос к классу : Объясните почему так произошло?

В начале мая в состав Временного Правительства вошли лидеры умеренных социалистов Чернов (эсер), Церетели (меньшевик), которые стремились укрепить позиции буржуазной власти. Правительство стало коалиционным.

Таким образом, большевизм в этой ситуации набирает силу.

Слайд 27.

Дополнилось это тем, что в июне 1917 года в ходе наступления русских войск на Юго-западном фронте закончилось сокрушительным поражением.

Слайд 28. Работа со слайдами. Логическое задание:

Закрепление материала:

Предложенные задания для закрепления выполняются учащимися индивидуально за компьютерами.

а) как период свободного развития капитализма;

б) как период перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую;

в) как период подготовки буржуазно-демократической революции.

3. Причину сложившегося в России двоевластия В. И. Ленин видел:

а) в нерешительности буржуазных и советских лидеров взять на себя ответственность за судьбу страны;

б) в добровольном согласии лидеров кадетов и меньшевиков поделить власть;

в) в недостаточной сознательности и организованности пролетариата.

б) в ходе вооруженного восстания;

в) в результате государственного переворота.

5. Для этого партия большевиков должна была по предложению Ленина:

а) поддержать меньшевистских лидеров Советов в давлении на Временное правительство;

б) заняться вооружением пролетариата, его военной подготовкой;

в) расширять и укреплять влияние большевиков в Советах.

а) сплочение российского общества, поиск компромиссов и согласия между его группировками;

б) усиление раскола, поляризацию социальных и политических сил российского общества;

в) смягчение противоречий между умеренными и радикальными социалистами.

а) высказался за немедленное прекращение войны;

в) провозгласил лозунг революционного оборончества.

а) установление рабочего контроля над производством и потреблением;

б) национализация промышленных предприятий;

в) сокращение рабочего дня и повышение заработной платы.

9. Временное правительство, в отличие от большевистского лидера, не бралось за немедленное решение вопросов о власти, земле и мире потому, что:

а) в его составе были крупные землевладельцы и фабриканты, не заинтересованные в этом;

б) на Временное правительство энергичное давление оказывали страны Антанты, стремившиеся не допустить выхода России из войны с Германией;

в) министры-капиталисты стремились остаться в рамках законности и не решать вопросы, относящиеся к компетенции Учредительного собрания.

а) были встречены с пониманием его соратниками;

б) были поддержаны умеренными социалистами (меньшевиками и эсерами);

в) были закреплены в решениях партийной конференции после упорной разъяснительной работы.

ОТВЕТЫ: 1-й (апрельский) кризис: 1, 5, 6.

2-й (июньский) кризис: 2, 11, 12, 14.

3-й (июльский) кризис: 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13.

ОТВЕТЫ: 1, б; 2, в; 3, в; 4, а; 5, в; 6, б; 7, а; 8, а; 9, а (в); 10, в.

Выставление оценок: комментирование работы наиболее активных и пассивных обучающихся.

Домашнее задание : п.10 Творческое задание:

1) отождествить себя с современником революции 1917 г., определив свое место проживания, социальное положение и отношение к февральским событиям в Петрограде;

2) от имени своего героя, его глазами, эмоционально и образно описать экономическую и политическую ситуацию в стране, повседневную жизнь людей весной — летом 1917 г., ссылаясь на достоверные исторические факты;

3) адекватно положению и мировоззрению героя выдвинуть предложения Временному правительству, кратко аргументировать их целесообразность или описать вероятные


Российский путь к демократии

Приходько Евгения Анатольевна, кандидат философских наук, доцент;

Назаренко Антон Александрович, студент

Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета

В развитии процессов демократизации современной России, на наш взгляд, можно выделить следующие этапы:

  1. 80-е годы. Демократия рассматривалась как социалистическая демократия либо как синоним перестройки, т. е. попытки сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя.

Политическая элита страны недвусмысленно восприняла демократию как инструмент в борьбе за политическую власть и влияние. При этом политические игры элиты воспроизводили подмену ценностей, манипулируя общественным сознанием посредством новых мифов:

 свобода сама по себе создает гарантии прав;

 существует воля народа, способная определять управленческие решения;

 воля народа может быть выявлена простым голосованием, после чего она приобретает силу закона [1. с. 22].

В этот период была мифологизирована идеология, правящее партийное руководство, новые реформы и возможности для политической и творческой деятельности. Номенклатура, стремясь к обладанию крупной собственностью, материальными ценностями, прикрывалась целями демократических движений. Народ же прислушивался к новым политическим лозунгам, не вникая глубоко в смысл происходящего.

  1. 90-е годы. Слом прежней советской модели, создание нового государства было началом формирования новой общественности, принятия ценностей плюрализма и гражданских свобод.

Исследования 90 х годов показывают, что сам концепт демократии в то время (а его рассматривали с сугубо прагматической точки зрения) вызывал остро негативные чувства у большинства опрошенных, которые связывали это понятие с политическими практиками, приведшими к ухудшению экономического положения граждан.

На фоне происходящих перемен народ присматривался к новому государственному устройству. В этот период политическая оптика общества была весьма расфокусированной: симпатизировали одним политикам, доверяли другим, а голосовали за третьих. Но, несмотря на все трудности и преграды, настроения в обществе, связанные с демократией, изменялись, постепенно доля людей, считающих, что России нужна демократия, стала возрастать, но народ по-прежнему не мог полностью поверить в такой режим.

  1. 2000 е годы. Произошла своего рода консолидация общества в отношении власти, демократии, политики в целом, сблизились люди разных поколений, регионов, профессий и пр. При путинских реформах, проведенных в 2000-х годах, большинство людей, по их мнению, оказались в выигрышной ситуации, они почувствовали, так сказать, глоток свежего воздуха, получили желанную стабильность и некий позитивный заряд, они были удовлетворены, чего нельзя сказать о ельцинских реформах, которые, по мнению граждан, принесли лишь убытки, разруху и ухудшили экономическое положение.

В то же время на фоне перемен происходило постоянное изменение восприятия гражданами политической и социальной реальности. Согласно данным обследований, с 2000 г. по 2012 г. доля респондентов, которые согласны с тем, что Россия должна быть демократической страной, последовательно выросла до 77 % [4. с. 28]. В основном этот процент возрос благодаря людям, которые до этого еще не определились, но теперь сделали выбор в пользу демократии. Народ начал привыкать к ней, он на собственном опыте ощутил ее плюсы, но еще не стал однозначно полагаться на нее. Большое количество людей выражало надежду и идею того, что Россия может быть страной с демократический политикой, но и сильной государственной властью.

Конечно, в обществе тогда, да и сейчас, наблюдается размытость, неопределенность в отношении демократических процессов. Например, далеко не все поддерживают систему многопартийности, регулярные выборы. У народа не сформировалась единая позиция, иногда он дает взаимоисключающие ответы. Так, в ходе опроса, проведенного в 2012 г., с одной стороны, 52,4 % респондентов довольно четко выразили уверенность, что конкуренция между политическими партиями делает нашу политическую систему сильнее, тогда как противоположную точку зрения высказали только 38 %. Кроме того, 62 % россиян поддержали прямые выборы губернаторов, в то время как не согласились с таким подходом всего лишь 15,6 % опрошенных граждан. С другой стороны, 55,2 % респондентов отметили, что для нашей страны больше подходит политическая система с сильным, уверенным в себе и решительным лидером, которого не ограничивают ни парламент, ни выборы. Противоположную позицию заняли только 30,2 % опрошенных [4. с. 29]. Народные массы хотят некой промежуточной позиции, они поддерживают прямые выборы, но желают видеть у трона лидера, которого не ограничивают те самые выборы, а значит и мнение людей, выраженное через голосование. Возможно, это отголоски советской системы, где центром всего был тот самый мощный лидер, недаром народ и по сей день считает самой главной характеристикой власти силу. После принудительной диктаторской политики советского времени сложно заставить человека начать самому принимать решения. Но отказ от такой политики был вопросом времени, ведь авторитаризм, в свою очередь, беден и статичен, он не считается с человеком и не дает развиваться ему в творческую сторону и не имеет права на существование в современном мире.

  1. 2014 и 2015 годы стали исключительно значимыми с точки зрения консолидации российского общества на других основаниях- патриотических, что связано, прежде всего, с новыми образами своей страны и самих себя, которые сложились в условиях внешней угрозы, событий на Украине и в Сирии. Что же касается поддержки демократии, то она снижается. Люди выражают тревогу по поводу ужесточения политики администрирования, игнорирования интересов народа и в то же время защиты интересов богатых слоев населения, вновь акцентируется внимание на авторитарных пристрастиях россиян. Факторами, определяющими политическую культуру современного российского человека как преимущественно авторитарную, являются слабость гражданского общества, низкий уровень политического образования и воспитания, слабая развитость политического движения в России [6. с. 365].

Краткий анализ становления российской демократии позволяет отметить, что львиная доля гражданских ресурсов в стране не активизирована, и задача политического просвещения и воспитания народа далеко не решена. Необходимо постоянное пробуждение в народе чувства собственного достоинства и ответственности. Но где та сила, которая может и хочет заняться воспитанием народа, может толково сформулировать требования народа к власти? На наш взгляд, эту важнейшую роль должна взять на себя российская интеллигенция, ее прерогатива — свобода мысли и критика общественных явлений, свобода деятельности для народного блага. Именно интеллигенция в силу способности к рефлексии, самокритичности и сомнений, умения сострадать, выработанного нашей трагической историей и еще не окончательно потерянного, способна интегрировать российское общество на разных его уровнях, выступить в роли духовного наставника народа. Сегодня речь должна идти о реанимации в какой-то форме традиционной российской интеллигенции, поскольку ее остатки еще не так плотно инкорпорированы в кланово-бюрократическую систему, как нынешняя властная и околовластная элита.

  1. Сергеев В. М. Народовластие на службе элит. М.: МГИМО-Университет. 2013. 265 с.
  2. Тощенко Ж. Фантомы российского общества. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга. 2015. 668 с.
  3. Зубов А. Б. Органические преимущества демократии // Полис: Политические исследования. 2013. № 2. с. 40–50.
  4. Козырева П. М., Смирнов А. И. Сдвиги в общественной жизни и проблема поддержки демократии в России // Полис. Политические исследования. 2013. № 5. с. 27–40.
  5. Петухов В. В., Бараш Р. Э. Хотят ли россияне демократию, и, если хотят, то какую? // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены сентябрь-октябрь 2012. № 5(111). с. 46–58.
  6. Лясина И. Ю., Приходько Е. А., Соколов Р. В. Гражданское общество в восприятии различных поколений россиян (анализ результатов социологического исследования в г. Волжском Волгоградской области) // Молодой ученый. 2012. № 5. с. 360–365.
  7. Шестопал Е. Б. Четверть века политических реформ в России с точки зрения психологии // Полис. Политические исследования.2015. № с. 136–150.
  8. Горшков М. К., Тихонова Н. Е. Мечты россиян и реальность демоскопии // Полис. Политические исследования. 2013. № 5. с. 7–26.

Основные термины (генерируются автоматически): демократия, Россия, народ, общественное сознание, большинство людей, воля народа, политическая система, российская демократия, российское общество, социальная справедливость.

Читайте также: