Пневматологический аспект церкви кратко

Обновлено: 02.07.2024

Христологический аспект Церкви связан с присутствием бла­годати в таинствах, священнодействиях, иерархии, церковной власти, священных символах. В этом аспекте благодать имеет характер предопределенной необходимости и не зависит от лич­ной святости и намерений ее носителя. Сам Святой Дух, пода­ющий благодать, выступает здесь как сила, подчиненная Хрис­ту, обеспечивающая единство церковного тела и функциониро­вания его органов, т. е. это есть присутствие благодати объек­тивное, обоснованное предопределением.

В пневматологическом аспекте присутствие благодати яв­ляется "субъективным", лучше сказать, обоснованным избран­ничеством. Примеры такого присутствия: проявление благо­дати в мощах святых, в местах, освященных явлением Божией Матери или святых, в цельбоносных источниках, чудотворных иконах, в особых благодатных дарованиях, в чудесах и, конечно, в человеческих личностях, стяжавших благодать, т. е. в свя­тых. Святой Дух в данном случае действует не как подчинен­ная Сыну сила, а как самостоятельное Лицо, не зависящее от Сына. Поэтому в церковных песнопениях Святой Дух называ­ется "самовладычным". Наиболее ярко в Свщ. Писании о та-

ком самовладычном действии Духа говорится в 1 Кор. (12, 7-II): "Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному раз­личение духов, иному разные языки, иному истолкование язы­ков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждо­му особо, как Ему угодно". Таким образом, присутствием Св. Духа в Церкви сообщается благодать отдельным личностям, "каждому особо", и Сам Дух при этом выступает как самосто­ятельное Лицо, Которое действует "как Ему угодно". Помимо разделения дарований духовных, Святой Дух взращивает в чле­нах Церкви духовные плоды. Примерами таких плодов ап. Па­вел называет ". любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. " (Гал. 5, 22—23). На­конец, изливаясь в самое существо верующих. Святой Дух сооб­щает им Божественную благодать и по мере усвоения ими бла­годати соделывает их храмами Божиими: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3, 16).

Церковь — это не только единое Тело в Божественной Ипо­стаси Христа, но также и множество тварных ипостасей в бла­годати Святого Духа. То обожение человеческой природы, ко­торое совершилось в Ипостаси Христа, в наших личностях дол­жно совершиться посредством действия Духа Святого и на­шей свободной воли. Отсюда и два аспекта Церкви. Христоло-гический аспект — аспект завершенности и непоколебимости, поскольку искупление и спасение человеческой природы уже совершилось, и пневматологический аспект — аспект станов­ления, которому соответствует усвоение плодов Искупления каждым членом Церкви, совершающееся действием Святого Духа. Очевидно, что второй аспект зиждется на первом как на своем объективном основании. Различие этих аспектов обус­ловлено двумя различными образами присутствия и действия Святого Духа в Церкви. При этом два аспекта теснейшим об­разом связаны между собой. Чтобы освобождаться от греха и возрастать в благодати, необходимо все более и более укоре­няться в соединении с Телом Христовым, как бы врастать в Него, подобно тому, как ветвь прирастает к лозе. Но чем теснее это соединение, тем в большей степени становится способным человек воспринимать и усваивать обоживающую его благо­дать. И наоборот, чем больше мы исполняемся Духа Святого,

тем полнее можем соединяться с телом Церкви.




Существенные свойства истинной Церкви Христовой

Существенные свойства того или иного предмета — это те свойства, без которых предмет перестает быть самим собой. Существенные свойства следует отличать от свойств случай­ных, акциденций. Таким образом, существенные свойства Цер­кви — это те свойства, без которых Церковь не могла бы быть Церковью. Никео-Цареградский Символ веры перечисляет четыре таких свойства: "верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь". Именно эти четыре свойства опреде­ляют существо Церкви со стороны ее свойств и признаков, от­личающих истинную Церковь как от всех прочих человечес­ких сообществ, так и от неправославных Церквей.

Конечно, можно говорить и о других свойствах Церкви, но они, даже если действительно Церкви принадлежат, являются производными от этих четырех. Например, непогрешимость Церкви является следствием святости и соборности. На Три-дентском соборе (собор Римо-католической церкви, середина XVI века, у католиков считается вселенским) перечисляется около

30 различных свойств Церкви. Желание ввести новые свойства Церкви помимо тех, о которых говорит Символ веры, и усвоить им достоинство существенных свойств, как правило, связано с попыткой изменить сущность святоотеческого учения о Церк­ви. Например, протестанты добавили два свойства:

а) Чистое проповедание слова Божия. По существу для них это свойство является главным, что связано с вероучением про­тестантизма. Это свойство является следствием из учения об оправдании только верой.

б) Правильное (со стороны произносимых слов и совершае­мых действий) совершение таинств.

Очевидно, что оба эти свойства — производные от святости и апостольства.

Единство Церкви

В количественном отношении Господь Иисус Христос со­здал только одну Церковь: ". Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18). Своей целью Господь называет создание Церкви, а не церквей. В притчах Спасителя, которые относятся к Церкви, всегда подчеркивается момент ее един­ства: "единое стадо" (Ин. 10, 16); единая виноградная лоза (Ин. 15, 1-7). Именно о единстве верующих молился Господь в Своей Первосвящеинической молитве: "Да будут все едино" (Ин. 17, 21). An. Павел так же говорит о Церкви в единственном числе, несомненно он мыслит Церковь как нечто нумерически

". мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены" (Рим. 12, 5);

"Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. " (1

"Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех. Который над всеми, и через всех, и во всех нас".

(Еф. 4,4-6).

Однако единство Церкви есть нечто большее, чем нумери-ческое единство. Церковь не просто одна, она едина, единство — это принцип ее бытия. Церковь не есть механическое собра-istis индивидуумов, которые случайнооказалиеь вместе, не внеш­нее объединение разнородных элементов, а единое живое целое, Тело Христово, члены которого находятся во внутреннем со­гласии и, по словам св. Иоанна Дамаскина, "в взаимном сгар-монировании". Таким образом, единство есть не столько коли-226

чественная, сколько качественная характеристика Церкви. Глу­бочайшим основанием внутреннего единства Церкви является единство ее Главы — Господа Иисуса Христа и единство Духа Святого, выступающего в христологическвм аспекте бытия Цер­кви как связь ее единства. Единство церковное, как качествен­ная характеристика Церкви, отлично от всех иных видов объе­динения людей. Единство может быть и отрицательной вели­чиной, нередко люди объединяются против кого-то или для осу­ществления совсем не богоугодных целей.

Церковь не есть просто общество единомышленников, не есть некая идеальная организация. Х.Яннарас говорит о един­стве Церкви: "Единство означает в церковном понимании вов­се не сплоченность, согласие и единодушие отдельных людей, как элементов общей структуры, но изменение образа бытия, преображение индивидуального выживания в общение любви, в жизнь вечную". Таким образом, даже с чисто человеческо'" стороны единство Церкви имеет совершенно особое основание, отличающее Церковь от всех других человеческих обществ. Таким основанием является изменение образа бытия челове­ческой природы. Это единство есть единство по образу бытия Лиц Пресвятой Троицы. Господь в Первосвяшеннической мо­литве говорит: "да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе. "(Ин. 17,21).

Внутреннее единство имеет и внешние проявления:

а) единство православной веры, исповедание одного и того же Символа веры;

б) единство таинств и богослужении,

в) единство иерархического преемства епископата;

г) единство церковного устройства, единство церковных ка­нонов.

Не противоречит ли единству Церкви наличие многих По­местных Церквей, ведь Православная Церковь, в отличие от римо-католической, не имеет единого видимого главы.

Пространный Православный Катихизис (9 чл.) отвечает на это следующим образом: "Отдельность видимого устройства их (т. е. Поместных Церквей. — О. Д.) не препятствует им духов­но быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу Христа и единый Дух, веру и благочестие". Выражением этого единства является общение в молитвах и таинствах, особенно в Евхаристии. Именно евхаристическое об­щение есть то основное, что определяет единство поместн-лх

Церквей. Тем более не противоречит единству Церкви суще­ствование церквей инословных, которые существуют не в Церк­ви, а являются внешними по отношению к ней образованиями.

Святость Церкви

Святость — одно из свойств Божеского естества. Святость как свойство Божие означает, что Бог чист от греха и не может согрешить, любит в тварях добро и ненавидит зло, в Своих стремлениях определяется и руководится представлениями и помыслами об одном высочайшем добре.

Когда речь идет о святости тварных вещей, то под ней пони­мают причастность святости Божией. По отношению к твар-ным существам это свойство означает свободу от зла и греха вплоть до невозможности согрешить, с одной стороны, и прича­стность к полноте нравственного добра, присущего Богу, с дру­гой.

Церковь свята прежде всего потому, что свят ее Глава, Гос­подь Иисус Христос. У древних иудеев был обычай приносить в жертву Богу начатки плодов, первые плоды нового урожая. Так, в праздник Пасхи приносили первый сноп ячменя, в праздник Пятидесятницы — первый сноп пшеницы, и считалось, что то благословение, которое призывается на эти начатки, распрост­раняется затем и на весь урожай. Используя этот понятный современникам образ, апостол Павел говорит о Христе как о Начатке: "Если начаток свят, то и целое. " (Рим. 11, 16). Из Первосвященнической молитвы Спасителя (Ин. 17, 17-19) видно, что освящение и святость человеков была целью служения Гос­пода Иисуса Христа: "Освяти их истиною Твоею. за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною".

Ап. Павел свидетельствует, что Господь имел Своей целью создание именно святой Церкви: ". Христос возлюбил Цер­ковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подоб­ного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф. 5, 25-27).

Источник и основание святости Церкви находится в ее Гла­ве и в Святом Духе, Который таинственно и постоянно излива­ет святость и освящение на все тело Церкви, то есть на всех, кто соединен с ее Главой, освящая их через Слово Божие, таин­ства и священнодействия, а также через подвиги самоотречения, к которым Он Своим действием нас побуждает и в которых 228

нам споспешествует. В силу этого христиане образуют новый народ, который ап. Петр называет "царственным священством" (1 Пет. 2, 9-10). А по отдельности члены Церкви Божией суть храмы Божий (1 Кор. 3, 16-17) или храмы Духа Святаго (1 Кор. 6,11).

Все члены Церкви призваны к святости, ". плод ваш есть святость. " (Рим. 6, 22). Церковь называется святой не только потому, что обладает всей полнотой благодатных даров, кото­рые освящают верующих, но и потому, что в ней есть люди различной степени святости. При этом во все времена были и есть такие члены, которые достигли полноты святости, т. е. святые, неисчислимый сонм праведников всех времен и наро­дов. В то же время Церковь никогда не была заповедником святых, даже, вопреки мнениям некоторых протестантских те­ологов, и в апостольский период своей истории. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать 6-ю главу 1 Кор. . Таким образом. Церковь — это собрание не святых, но освяща­емых, поэтому она своими членами признает не только правед­ников, но и грешников. Эта мысль настойчиво подчеркивается в притчах Господа Иисуса Христа "о пшенице и плевелах", "о неводе" и некоторых других (Мф. 13). Апостол Павел, уподоб­ляя Церковь дому Божию, говорит: "А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но деревянные и гли­няные. " (2 Тим. 2, 20) .

Для согрешающих в Церкви установлено таинство Покая­ния. Те, кто искренне каются в грехах, могут получить их про­щение:

"Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праве­ден, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправ­ды". (1 Ин.1, 9).

"Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Хрис­та, Праведника" (1 Ин. 2, 1).

Однако существует некоторый предел, преступив который, грешники становятся мертвыми членами церковного тела, при­носящими только зловредные плоды. Такие члены отсекаются от тела Церкви или видимым действием церковной власти, т. е. через анафематствование, или невидимым действием суда Божия. К таковым относятся безбожники, отступники от хри­стианства, нераскаянные грешники, пребывающие в смертных грехах, а также еретики, сознательно извращающие основные

догматы веры. Поэтому Церковь никоим образом не затемня ется греховностью людей; все греховное, вторгающееся в цер­ковную сферу, остается чуждым Церкви и предназначается к отсечению и уничтожению. В Пространном Катихизисе (чл. 9) говорится: "Согрешающие, но очищающие себя истинным по­каянием, не препятствуют Церкви быть святою, а грешники нераскаянные или видимым действием церковной власти или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены отсе­каются от тела Церкви и таким образом она сохраняется свя­тою".

Один из частных аспектов святости Церкви — это непогре­шимость Церкви в ее учении. Как понимать непогрешимость? Господь Иисус Христос и Святой Дух пребывают в Церкви во­век. Церковь обладает полнотой Божественных сил, "и врата ада не одолеюг ее", согласно обетованию Господа (Мф. 16, 18). Именно поэтому ап. Павел называет Церковь "столпом и ут­верждением истины" (1 Тим. 3, 15). По словам свщмч. Иринея Лионского, "в Церковь, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине".

Непогрешимость Церкви состоит в хранении истины Хрис­това учения от примеси какой-либо лжи, неверности, без убав­ления от нее и прибавления к ней. Сама Церковь постоянно следит за тем, чтобы ее учение не повреждалось. Предмет не­погрешимости Церкви составляют только завещанные ей ис­тины Божественного Откровения. В Послании Восточных Пат­риархов (чл. 12) сказано: "Говоря, что учение Церкви непогре­шимо, мы не утверждаем ничего более, как именно то, что оно неизменно, что оно то же самое, какое было предано ей изнача­ла, как учение Божие". Следовательно, непогрешимость Церк­ви в вопросах вероучения распространяется только на истины вероучительные, но не имеет отношения к истинам естествен­нонаучным, а также к суждениям Церкви по вопросам соци­ально-политической, экономической жизни и т. п.

Христологический аспект Церкви. Присутствие благодати – объективное. Благодать, присутствующая в таинствах, священнодействиях, иерархии, церковной власти, священных символах – не зависит от личной святости и намерений ее носителя. Святой Дух, подающий благодать, – выступает здесь как сила, подчиненная Христу, обеспечивающая единство церковного тела и функционирование его органов.

Пневматологический аспект Церкви. Присутствие благодати – субъективное (обоснованное избранничеством). Проявление благодати – в мощах святых; в местах, освященных явлением Божией Матери; в целебных источниках; чудотворных иконах; в особых благодатных дарованиях; в чудесах; в человеческих личностях, стяжавших благодать. Святой Дух в данном случае – действует как самостоятельное Лицо, не зависящее от Сына в Своем ипостасном бытии. Помимо разделения духовных дарований, Святой Дух взращивает в членах Церкви духовные плоды (любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание). Изливаясь в самое существо верующих, Святой Дух сообщает им Божественную благодать и, по мере усвоения ими благодати, соделывает их храмами Божиими.

Церковь – это не только единое Тело в Божественной Ипостаси Христа, но также и множество тварных ипостасей в благодати Святого Духа. Обожение человеческой природы, которое совершилось в Ипостаси Христа, в наших личностях должно совершиться посредством действия Духа Святого и нашей свободной воли. Отсюда и два аспекта Церкви.

Христологический аспект – аспект завершенности и непоколебимости, поскольку искупление и спасение человеческой природы уже совершилось. Пневматологический аспект – аспект становления, которому соответствует усвоение плодов искупления каждым членом Церкви, совершающееся действием Святого Духа.

Очевидно, что второй аспект зиждется на первом как на своем объективном основании. При этом два аспекта теснейшим образом связаны между собой. Чтобы освобождаться от греха и возрастать в благодати, необходимо все более и более соединяться с Телом Христовым, как бы врастать в Него, подобно тому, как ветвь прирастает к лозе. Чем теснее это соединение, тем в большей степени человек становится способным воспринимать и усваивать обоживающую его благодать. И наоборот, чем больше мы исполняемся Духа Святого, тем полнее можем соединяться с телом Церкви.

Церковная иерархия

Согласно учению Православной Церкви, церковная иерархия есть Божественное установление, позволяющее сохранять – через благодатные дары учительства, священнодействия и управления – преемство апостольского учения и благодатного освящения. Наличие иерархического служения – необходимое условие бытия Церкви. В Священном Писании говорится о нескольких иерархических степенях: апостолы, епископы, пресвитеры, дьяконы.

Апостолы

Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:19-20). При поставлении учеников на служение Спаситель дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:22-23).

Апостолы обладали властью и силой определенным образом, через священную хиротонию, передавать свое служение и необходимые для его исполнения дары другим лицам.

Епископы

Епископы (греч. ἐπίσκοπος от ἐπισκοπέω – наблюдать, блюсти, хранить) – непосредственные преемники и продолжатели служения апостолов. На тесную связь апостольского и епископского служения указывает тот факт, что Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании называется не только апостолом (Евр.3:1), но и епископом (1Пет.2:25).

Несомненно, образ служения апостолов и епископов различен: апостолы совершали свое служение в масштабах Вселенской Церкви, в то время как служение епископское ограничено пределами Церкви Поместной. Несмотря на различия в образе служения, апостолы передали епископам все необходимые для прохождения пастырского служения полномочия.

Служение епископов – пастырское служение во всей полноте. В служении, которое исполнял Тимофей, ученик ап. Павла, можно различить все три составляющие пастырского служения: учительство; священнодействие; служение управления. Благодатные дары передавались апостолами епископам через рукоположение.

Пресвитеры

Полномочия пресвитеров по сравнению с полномочиями епископов ограничены. Новый Завет не дает никаких оснований считать, что пресвитеры, т.е. представители второй иерархической степени, сами могли посвящать в священный сан. Церковное Предание также исключает такую возможность.

В своих действиях пресвитеры не вполне самостоятельны, они действуют под руководством епископов. Тем не менее пресвитерское служение так же, как и епископское, называется пастырством, оно предполагает те же три составляющие, которые мы видим у епископов: 1. Учительство. 2. Священнодействие. 3. Служение управления.

Служение пресвитеров предполагает служение управления и связано с определенной властью, которую пресвитеры имеют по отношению к пасомым. Эта власть была настолько велика, что даже в первые десятилетия бытия Церкви уже существовала реальная угроза злоупотребления этой властью со стороны пресвитеров, о чем и предупреждает ап. Петр. Пресвитеры соучаствовали вместе с апостолами и епископами в управлении Церковью.

Из Священного Писания Нового Завета мы видим, что отношения между пастырями и пасомыми строились по образу отношений между отцами и детьми. Для апостолов характерны такие обращения к своим пасомым, как дети мои (1Ин.2:1, 3:18), сын мой (2Тим.2:1).

Диаконы

Диаконы (греч. διάκονος – служитель), прежде всего, – помощники апостолов, а затем епископов. Первое упоминание о диаконском служении – повествование о семи мужах, избранных для того, чтобы служить практическим потребностям Церкви (Деян.6). Изначально диаконы выступали как помощники апостолов в практическом, прикладном смысле. Однако очевидно, что их служение не ограничивалось только этим, иначе трудно объяснить сам критерий, по которому происходит избрание этих мужей – исполненных Святого Духа и мудрости (Деян.6:3).

В середине II в. мч. Иустин Философ писал о богослужебно-благодатном характере диаконского служения.

· Служение диаконов не есть пастырство.

· Диаконы участвуют в совершении таинств, но сами их не совершают.

· Диаконы принимают и некоторое участие в управлении Церковью, в той части, которая касается практической жизни общины: выступают помощниками епископов и пресвитеров в управлении паствой, исполнителями их поручений.

· Что касается учительства, то здесь имеется некоторая неясность. Исторически среди диаконов было достаточно много ученых людей, игравших видную роль в жизни Церкви. Участие диаконов в учительском служении Церковью никогда не запрещалось, но вряд ли можно утверждать, что учительство является необходимой составной частью их служения.

Для жизни Церкви важны все три иерархические степени.

Об этом свидетельствует сщмч. Игнатий Богоносец, муж апостольский, принявший, согласно церковному Преданию, посвящение от ап. Иоанна Богослова:

Христологический аспект Церкви. Присутствие благодати – объективное. Благодать, присутствующая в таинствах, священнодействиях, иерархии, церковной власти, священных символах – не зависит от личной святости и намерений ее носителя. Святой Дух, подающий благодать, – выступает здесь как сила, подчиненная Христу, обеспечивающая единство церковного тела и функционирование его органов.

Пневматологический аспект Церкви. Присутствие благодати – субъективное (обоснованное избранничеством). Проявление благодати – в мощах святых; в местах, освященных явлением Божией Матери; в целебных источниках; чудотворных иконах; в особых благодатных дарованиях; в чудесах; в человеческих личностях, стяжавших благодать. Святой Дух в данном случае – действует как самостоятельное Лицо, не зависящее от Сына в Своем ипостасном бытии. Помимо разделения духовных дарований, Святой Дух взращивает в членах Церкви духовные плоды (любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание). Изливаясь в самое существо верующих, Святой Дух сообщает им Божественную благодать и, по мере усвоения ими благодати, соделывает их храмами Божиими.

Церковь – это не только единое Тело в Божественной Ипостаси Христа, но также и множество тварных ипостасей в благодати Святого Духа. Обожение человеческой природы, которое совершилось в Ипостаси Христа, в наших личностях должно совершиться посредством действия Духа Святого и нашей свободной воли. Отсюда и два аспекта Церкви.

Христологический аспект – аспект завершенности и непоколебимости, поскольку искупление и спасение человеческой природы уже совершилось. Пневматологический аспект – аспект становления, которому соответствует усвоение плодов искупления каждым членом Церкви, совершающееся действием Святого Духа.

Очевидно, что второй аспект зиждется на первом как на своем объективном основании. При этом два аспекта теснейшим образом связаны между собой. Чтобы освобождаться от греха и возрастать в благодати, необходимо все более и более соединяться с Телом Христовым, как бы врастать в Него, подобно тому, как ветвь прирастает к лозе. Чем теснее это соединение, тем в большей степени человек становится способным воспринимать и усваивать обоживающую его благодать. И наоборот, чем больше мы исполняемся Духа Святого, тем полнее можем соединяться с телом Церкви.

Церковная иерархия

Согласно учению Православной Церкви, церковная иерархия есть Божественное установление, позволяющее сохранять – через благодатные дары учительства, священнодействия и управления – преемство апостольского учения и благодатного освящения. Наличие иерархического служения – необходимое условие бытия Церкви. В Священном Писании говорится о нескольких иерархических степенях: апостолы, епископы, пресвитеры, дьяконы.

Апостолы

Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:19-20). При поставлении учеников на служение Спаситель дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:22-23).

Апостолы обладали властью и силой определенным образом, через священную хиротонию, передавать свое служение и необходимые для его исполнения дары другим лицам.

Епископы

Епископы (греч. ἐπίσκοπος от ἐπισκοπέω – наблюдать, блюсти, хранить) – непосредственные преемники и продолжатели служения апостолов. На тесную связь апостольского и епископского служения указывает тот факт, что Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании называется не только апостолом (Евр.3:1), но и епископом (1Пет.2:25).

Несомненно, образ служения апостолов и епископов различен: апостолы совершали свое служение в масштабах Вселенской Церкви, в то время как служение епископское ограничено пределами Церкви Поместной. Несмотря на различия в образе служения, апостолы передали епископам все необходимые для прохождения пастырского служения полномочия.

Служение епископов – пастырское служение во всей полноте. В служении, которое исполнял Тимофей, ученик ап. Павла, можно различить все три составляющие пастырского служения: учительство; священнодействие; служение управления. Благодатные дары передавались апостолами епископам через рукоположение.

Пресвитеры

Полномочия пресвитеров по сравнению с полномочиями епископов ограничены. Новый Завет не дает никаких оснований считать, что пресвитеры, т.е. представители второй иерархической степени, сами могли посвящать в священный сан. Церковное Предание также исключает такую возможность.

В своих действиях пресвитеры не вполне самостоятельны, они действуют под руководством епископов. Тем не менее пресвитерское служение так же, как и епископское, называется пастырством, оно предполагает те же три составляющие, которые мы видим у епископов: 1. Учительство. 2. Священнодействие. 3. Служение управления.

Служение пресвитеров предполагает служение управления и связано с определенной властью, которую пресвитеры имеют по отношению к пасомым. Эта власть была настолько велика, что даже в первые десятилетия бытия Церкви уже существовала реальная угроза злоупотребления этой властью со стороны пресвитеров, о чем и предупреждает ап. Петр. Пресвитеры соучаствовали вместе с апостолами и епископами в управлении Церковью.

Из Священного Писания Нового Завета мы видим, что отношения между пастырями и пасомыми строились по образу отношений между отцами и детьми. Для апостолов характерны такие обращения к своим пасомым, как дети мои (1Ин.2:1, 3:18), сын мой (2Тим.2:1).

Диаконы

Диаконы (греч. διάκονος – служитель), прежде всего, – помощники апостолов, а затем епископов. Первое упоминание о диаконском служении – повествование о семи мужах, избранных для того, чтобы служить практическим потребностям Церкви (Деян.6). Изначально диаконы выступали как помощники апостолов в практическом, прикладном смысле. Однако очевидно, что их служение не ограничивалось только этим, иначе трудно объяснить сам критерий, по которому происходит избрание этих мужей – исполненных Святого Духа и мудрости (Деян.6:3).

В середине II в. мч. Иустин Философ писал о богослужебно-благодатном характере диаконского служения.

· Служение диаконов не есть пастырство.

· Диаконы участвуют в совершении таинств, но сами их не совершают.

· Диаконы принимают и некоторое участие в управлении Церковью, в той части, которая касается практической жизни общины: выступают помощниками епископов и пресвитеров в управлении паствой, исполнителями их поручений.

· Что касается учительства, то здесь имеется некоторая неясность. Исторически среди диаконов было достаточно много ученых людей, игравших видную роль в жизни Церкви. Участие диаконов в учительском служении Церковью никогда не запрещалось, но вряд ли можно утверждать, что учительство является необходимой составной частью их служения.

Для жизни Церкви важны все три иерархические степени.

Об этом свидетельствует сщмч. Игнатий Богоносец, муж апостольский, принявший, согласно церковному Преданию, посвящение от ап. Иоанна Богослова:


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Господь Иисус Христос Сам невидимо пребывает в Церкви). Он не только ее Основатель, но и Источник новой жизни, которую верующие получают от Него как от нового Адама — родоначальника нового человечества. Он есть Лоза, по отношению к которой верующие суть ветви, питающиеся Его благодатными соками). Он есть Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Него). Плоть Христова, по словам ап. Павла, есть завеса, через которую мы входим в небесное святилище. По отношению к Церкви Он есть Глава, а Церковь — Его духовное Тело, в котором действуют силы Христовы.

Христологический аспект Церкви. Господь управляет Своей Церковью посредством Святого Духа. Различные служения, определенную структуру установил в Церкви Христос, поставляет же на служение Святой Дух (например, во епископов, по синодальному переводу — блюстителей)Таинства и священнодействия установил в Церкви Господь, совершаются же эти таинства и священнодействия силой Духа Святого. Полнота единения со Христом достигается через участие в таинстве Евхаристии, само же преложение Даров в таинстве совершается силою Святого Духа.

Пневматологический аспект — аспект домостроительства Духа Святого по отношению к человеческим личностям. Если христологическому аспекту соответствует дарование Святого Духа в вечер первого дня по Воскресении), то пневматологическому — сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы. В день Пятидесятницы Святой Дух, Который не зависит от Сына по Своему ипостасному происхождению, является как самостоятельное Лицо Пресвятой Троицы. В данном случае Святой Дух не выполняет функцию единства и сообщается не всей Церкви как единому телу, но каждому члену Тела Христова в отдельности. Святой Дух сообщает Себя личностям, отмечает каждого члена Церкви печатью личного и неповторимого отношения к Пресвятой Троице, присутствуя в нем и делая его чадом Божиим.

Христологический и пневматологический аспекты Церкви в их единстве. Христологический аспект — аспект завершенности и непоколебимости, поскольку искупление и спасение человеческой природы уже совершилось. Пневматологический аспект — аспект становления, которому соответствует усвоение плодов искупления каждым членом Церкви, совершающееся действием Святого Духа. Очевидно, что второй аспект зиждется на первом как на своем объективном основании. При этом два аспекта теснейшим образом связаны между собой. Чтобы освобождаться от греха и возрастать в благодати, необходимо все более и более соединяться с Телом Христовым, как бы врастать в Него, подобно тому как ветвь прирастает к лозе. Чем теснее это соединение, тем в большей степени человек становится способным воспринимать и усваивать обоживающую его благодать. И наоборот, чем больше мы исполняемся Духа Святого, тем полнее можем соединяться с телом Церкви

4. Церковное управление и иерархия в период XI-XIII веков. Выдающиеся патриархи Константинопольские. Положение других Восточных Церквей. Богословская мысль и образование. Церковные писатели и богословы этого периода. Богослужение и христианская жизнь.

Патриархи. Пример.

Патриа́рх Михаи́л I Керула́рий (около 1000—21 января 1059) — патриарх Константинопольский (1043—1058 годы), при котором произошёл окончательный раскол христианской Церкви на Западную и Восточную.

Патриа́рх Иоа́нн VIII Ксифили́н (1006, Трапезунд — 2 августа 1075, Константинополь) — Патриарх Константинопольский,видный византийский юрист и литератор XI века.

Патриарх Николай IV Музалон (1152) — византийский церковный деятель, один из наиболее заметных в правление императора Мануила I Комнина. Занимал кафедры архиепископа Кипра (ок. 1100 — ок. 1110) и Патриарха Константинопольского.Был автором разнообразных произведений. Среди его трудов известен трактат, адресованный Алексею I и посвящённый сошествию Святого Духа, в котором он опровергал концепцию Филиокве. Также он сочинил поэтическую защиту против своего изгнания с Кипра.

Писатели. Пример.

Евстафий Солунский (Фессалоникийский) (ок. 1115 — ок. 1195 гг.) — архиепископ Фессалоникийский, византийский историк и писатель, автор знаменитого комментария к Гомеру. Прославлен в лике святителей Элладской Православной Церковью.

Богослужение. Смена основного формуляра литургии - c XI в. им стала литургия свт. Иоанна Златоуста, а не литургия свт. Василия Великого, как было ранее. Смена произошла под влиянием монашеского богослужения. Падение К-поля 13 апр. 1204 г. стало причиной прекращения литургической традиции, сформировавшейся в послеиконоборческий период. Переход визант. столицы под латинское господство существенно изменил положение к-польских церквей и мон-рей, т. к. многие из них были заняты лат. клириками и монашествующими, а остальные испытывали затруднения. Богослужение в Св. Софии и др. наиболее известных храмах и мон-рях К-поля совершалось лат. священнослужителями по рим. обряду, из-за чего во внутреннее убранство храмов были внесены необходимые изменения.

Христологический аспект Церкви связан с присутствием благодати в таинствах, священнодействиях, иерархии, церковной власти, священных символах. В этом аспекте благодать имеет характер предопределенной необходимости и не зависит от личной святости и намерений ее носителя. Сам Святой Дух, подающий благодать, выступает здесь как сила, подчиненная Христу, обеспечивающая единство церковного тела и функционирования его органов, т. е. это есть присутствие благодати объективное, обоснованное предопределением.

Церковь — это не только единое Тело в Божественной Ипостаси Христа, но также и множество тварных ипостасей в благодати Святого Духа. То обожение человеческой природы, которое совершилось в Ипостаси Христа, в наших личностях должно совершиться посредством действия Духа Святого и нашей свободной воли. Отсюда и два аспекта Церкви. Христологический аспект — аспект завершенности и непоколебимости, поскольку искупление и спасение человеческой природы уже совершилось, и пневматологический аспект — аспект становления, которому соответствует усвоение плодов Искупления каждым членом Церкви, совершающееся действием Святого Духа. Очевидно, что второй аспект зиждется на первом как на своем объективном основании. Различие этих аспектов обусловлено двумя различными образами присутствия и действия Святого Духа в Церкви. При этом два аспекта теснейшим образом связаны между собой. Чтобы освобождаться от греха и возрастать в благодати, необходимо все более и более укореняться в соединении с Телом Христовым, как бы врастать в Него, подобно тому, как ветвь прирастает к лозе. Но чем теснее это соединение, тем в большей степени становится способным человек воспринимать и усваивать обоживающую его благодать. И наоборот, чем больше мы исполняемся Духа Святого, тем полнее можем соединяться с телом Церкви.

Читайте также: