Плюрализм взглядов на происхождение государства и права кратко

Обновлено: 05.07.2024

Существует множество теорий происхождения государстваи права.Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

К наиболее известным относятся следующие теории:

1. Теологическая (Фома Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Патримониальная (А. Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (пат-римониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой террии, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к познанию истины.(задание дать на следующую пару)

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.

Множественность теорий о происхождений государства и права основана на доминировании одного конкретного способа возникновения государства и права и объясняется:

    1. различными взглядами различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс;
    2. различными взглядами и суждениями представителей одной и той же социальной общности на разные аспекты процесса возникновения и развития государства и права.

    Причины плюрализма в подходах:

      • сложность и многосторонность самого процесса происхождения государства и права и объективно существующие при этом трудности его адекватного восприятия;
      • неизбежность различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их не совпадающими, а порой противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами;
      • преднамеренное искажение процесса первоначального или последующего возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных и иных соображений;
      • в преднамеренном или непреднамеренном смешении процесса возникновения государства и права с другими сопутствующими процессами.

      В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества.

      Более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

      2. Общая характеристика теорий происхождения государства и права

      Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, идеологией авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
      1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.
      2. Патриархальная. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.
      3. Патримониальная (Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю. Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.
      4. Договорная (Гроций, Локк, Руссо, Радищев). Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало
      власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения этого люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека.
      5. Теория насилия (Дюринг, Каутский). Государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых племен более сильными. Из последних создается государство. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.
      6. Психологическая (Л. И. Петражицкий, Тард, Фрезер). Государство возникает волей человека, необходимостью человека жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться.
      7. Марксистская (Маркс, Энгельс, Ленин). Государство произошло в результате изменения общественных отношений, способа производства, возникновения и борьбы классов. Государство выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. С уничтожением классов отмирает и государство.

      Maxim1212
      08.12.2019

      Плюрализм теорий происхождения государства и права

      Плюрализм теорий происхождения государства и права

      ВВЕДЕНИЕ…..3
      1 Причины возникновения государства и права…5
      1.1 Понятие, признаки и теории права…..5
      1.2 Причины и формы возникновения государства………………………………………..16
      1.3 Происхождение государства, его взаимосвязь с правом……………………………20
      2 Плюрализм теорий происхождения государства и права……………………….26
      2.1 Общая характеристика теорий происхождения государства и права…………26
      2.2 Причины и закономерности возникновения государства и права………………42
      2.3 Место теория государства и права в системе наук. Предмет теории государства и права…48
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ…55
      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..64

      Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства [15, с. 3].
      Итак, давайте рассмотрим некоторые из них:
      1) Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
      В основе данных концепций лежат представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились вовремя формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья.

      Биржа копирайтинга— огромный массив полезных и нужных статей. Ты обязательно найдёшь нужный материал!

      Читайте также: