Плеханов марксистская социология кратко
Обновлено: 02.07.2024
социологическая концепция Плеханова, преобразованная диалектика Гегеля, марксизм, социолог.
Аннотация:
Текст статьи:
Идеи марксизма и марксистской социологии благодаря Георгию Валентиновичу Плеханову (1856-1918) получили широкое распространение в России. В его личной библиотеке, содержащей 16 тысяч томов, находится большое собрание книг по социологии с его замечаниями и комментариями.
В этом русле наиболее адекватным методом изучения должна была стать, по его мнению, марксистки преобразованная диалектика Гегеля, включающая такие принципы как материалистический монизм и историзм и принцип практики. Эмпирической базой его исследований является масса исторических фактов, наблюдений, накопленные к тому времени данные статистики.
Основным теоретико-методологическим принципом для Плеханова, безусловно, служит материалистическое понимание истории, то есть материализм в объяснении действий как отдельной личности, так и больших социальных групп. Ядро его социологической концепции составляют: во-первых, классовая модель общества. в которой выделяются экономическая доминанта (базис) и оп- исключительно революционный способ смены общественного строя; в-третьих, подчиненный социальной среде статус личности и зависимость последней от производительных сил и социальных институтов.
Установленную Марксом неразрывность взаимосвязи производительных сил и производственных отношений Плеханов называет коренной причиной социального развития. Диалектика здесь такова, что производственные отношения являются следствием производительных сил.
Сравнительная стабильность географической среды по отношению к изменчивости исторических судеб народов, пишет Плеханов, подтверждает этот вывод. Это значит, что зависимость человека от географической среды — величина переменная и изменяется с каждым новым шагом исторического развития. И далее, географическая среда способствует или препятствует развитию производительных сил.
В ряду важнейших вопросов социологии, разработанных Плехановым, большое место занимает вопрос возникновения и развития общественной психики и идеологии, происхождения форм общественного сознания и их взаимодействия, вопрос об отношении политической и идеологической надстроек к экономическому базису.
Как нет ничего застывшего и низменного в природе, так и в истории общественной жизни с изменением способа производства изменяются идеи, теории, политические убеждения, то есть изменяется вся надстройка. Все это представляет исторический продукт реальной деятельности людей.
дожественным чутьем, чтобы понять, например, сложные процессы развития общественной психологии и её значение в жизни общества, её приспособление к экономике, её связи с идеологией. Крупные писатели Бальзак или Ибсент, отмечал Плеханов, много сделали для объяснения психологии различных классов современного общества.
Остро критикуя субъективизм Лаврова, Михайловского и других, Плеханов самостоятельно и оригинально развивает марксистское учение о роли идей и теорий в историческом процессе. Идеи превращаются в великую силу, но при одном непременном условии: они должны уметь схватить и отразить действительный ход истории, отношение классов. Только в этом случае они неотделимы и служат прогрессу. В противном случае они становятся тормозом общественного развития. Он призывал вносить передовые, выдвигаемые наиболее прогрессивными общественными силами, идеи в массы и видел в этом величайший фактор прогресса.
Не менее убедительна аргументация Плеханова в пользу марксистского положения об обратном влиянии надстроечных форм на экономику. Зависимость политики от экономики не исключает их взаимодействия, влияния политических учреждений на хозяйственную жизнь. Политический строй и вся надстройка или содействует развитию производственных сил, или препятствует.
Плеханов показал относительную самостоятельность в развитии надстройки и общественного сознания. При разделении физического и умственного труда духовная жизнь, включая идеологию, как бы обособляется в относительно самостоятельную область общественной жизни с присущими ей внутренними тенденциями собственного развития. Относительная самостоятельность идеологии проявляет себя также в преемственности содержащихся в ней идей. Едва ли вызывает сомнение тот факт, что идеология любого класса активно относится к идейному наследству предыдущей эпохи, используя достижения предшествующих поколений. Идеологи каждого данного времени находятся в тесной связи с идеологами предшествующего периода.
Вопрос о роли идеологической и политической надстройки , соотношении с базисом принимает вид дилеммы о связи необходимости и свободы в истории. Иначе говоря, если развитие обычаев, морали и конституционного устройства общества определяется развитием производительных сил, то как мы должны объяснить активную роль человеческого фактора в историческом развитии? Плеханов отвечает на этот вопрос, разграничивая направление и темп исторического развития, содержание и форму правовых, политических, идеологических надстроек. Направление исторического развития определяется необходимостью, но его темп подвержен вмешательству человека. Содержание надстроек, в конечном счете, детерминировано потребностями производства, определено классовыми интересами, но одно и то же содержание может быть выражено в разных формах.
Социальные потребности, которые порождают определенные правовые, политические и идеологические надстройки, проявляют себя в соответствующих конфликтах, классовых интересах. Классовые и групповые интересы, обусловленные экономическими (производственными) отношениями, оформляются в праве, которое служит средством институализации государства, чьей целью является защита господствующих интересов. Тема исторического развития поэтому зависит от исхода классовой борьбы, выражающего к-ттяг.огтых сил. Только конкретное изучение классовых сил сил, некоего таинственного закона, толкавшего её на этот путь, а тем, что не было эффективной внутренней силы, способной столкнуть её с этой дороги.
Борьба вокруг форм права и конституции не проявляет себя прямо как борьба между конфликтующими классовыми силами, а как борьба между различными идеями, выражающими противоборствующие классовые интересы. Содержание этих интересов детерминируется экономическими отношениями, но последние не определяют идеологические формы выражения этих интересов. Таким образом, отношение идей к социальным потребностям и классовым интересам не является простым. Мир идей — это автономный мир, подчиненный своим собственным законам, так что идеи не выступают прямым выражением классовых интересов. Интеллектуалы не могут быть сведены к льстивым представителям особых интересов, но их идеи, тем не менее, обусловлены их исторической средой.
В этой работе он противопоставляет марксистский взгляд на роль народных масс и личности в истории народническим представлениям. Так, идеологии народничества вслед за братьями Бауэр, проповедуя субъективизм в понимании истории, игнорировали роль народных масс, классов в историческом процессе и рассматривали интеллигенцию как самостоятельную общественную силу, играющую первостепенную роль в общественном развитии.
С точки зрения материалистического понимания истории, последней и самой общей причиной исторического движения человечества является развитие производительных сил, которыми обуславливаются последовательные изменения в общественных отношениях. Рядом с этой общей причиной действуют особые причины, то есть та историческая обстановка, при которой совершается развитие производительных сил данного народа. Наконец, влияние особенных причин дополняют действия причин единичных, то есть личные особенности общественных деятелей и других случайностей, благодаря которым события получают свою индивидуальную физиономию. Единичные причины не могут произвести коренных изменений в действии общих и особенных причин. Но все-таки несомненно, что история имела бы другую физиономию, если бы влияютие на неё единичные шзичины были заменены другими
Чтобы человек, обладающий талантом известного рода, приобрел благодаря ему большое влияние на ход событий, нужно соблюдение двух условий. Во-первых, его талант должен сделать его более других соответствующим нуждам данной эпохи: если бы Наполеон вместо своего гения обладал музыкальным дарованием Бетховена, то он, конечно, не сделался бы императором. Во-вторых, существующий общественный строй не должен заграждать дорогу личности, имеющей данную особенность, нужную и полезную как раз в это время. Тот же Наполеон умер бы малоизвестным генералом или полковником Бонапарте, если бы старый режим просуществовал во Франции лишние семьдесят пять лет. В 1798 году способные сподвижники Наполеона, выдающиеся полководцы Даву, Мармон, Макдональд были подпоручиками, Гош, Марсо, Ней, Массэна, Мюрат, Сульт — унтер-офицерами; Ожеро — учителем фехтования; Ланн — красильщиком; Сенсир — актером; Бесьер — парикмахером; Жюбер и Жюно — студентами юридического факультета. Если бы старый режим продолжал существовать до наших дней, то никому и в голову не пришло бы, что в конце 18 века во Франции некоторые красильщики, юристы, учителя фехтования, актеры, парикмахеры были военными талантами.
Великий человек велик не тем, что его личные особенности придают индивидуальную физиономию историческим событиям, а тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общим нуждам своего времени, возникающие под влиянием общих и особенных причин. Карлейль в своем известном сочинении о героях назвал великих людей начинателями. Это очень удачное название. Человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд.
Он — герой. Не в том смысле, что может останавливать ход мирового развития, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода.
Однако никакой великий человек не может навязать обществу такие отношения, которые уже не соответствуют состоянию производительных сил или еще не соответствуют ему. В этом смысле он действительно не сможет делать историю, и в этом случае он напрасно стал бы переставлять свои часы. Он не ускорил бы течения времени и не повернул бы его назад.
Вклад Плеханова в разработку социологической теории вообще и оЬобенно в её марксистском варианте оставил значительный след в истории русской общественной мысли, обессмертил его имя.
Примечания:
1. Плеханов, Г.В. Избранные философские произведения: в 5 томах I Г.В. Плеханов. — М„ 1957. — Т. 1. — С. 24-37; Т. 2. — С. 300-335; Т. 3. — С. 179- 180.
2. Голосенко, И.А. История русской социологии 19-20 веков / И.А. Го- лосенко, В.В. Козловский. — М., 1995 г. Гл. 8.
3. Краткий очерк истории философии / Под ред. Новчука. — М., 1971. Гл. 16.
4. Социологическая мысль в России / Под ред. Чагина. — Л., 1978.
Применение марксистского учения к общественной жизни России. Применив принципы диалектического и исторического материализма к анализу общественной жизни России, Плеханов сделал следующие важные для российского революционного движения выводы:
«1) Коммунистическая революция рабочего класса никоим образом не может вырасти из того мещанско-крестьянского социализма, проповедниками которого являются в настоящее время почти все наши революционеры (т. е. народники. — Авт.).
2) По внутреннему характеру своей организации сельская община прежде всего стремится уступить место буржуазным, а не коммунистическим формам общежития.
3) При переходе к этим последним ей предстоит не активная, а пассивная роль; она не в состоянии двинуть Россию на путь коммунизма; она может только менее сопротивляться такому движению, чем мелкое подворное землевладение.
4) Инициативу коммунистического движения может взять на себя лишь рабочий класс наших промышленных центров — класс.
3. Начало становления научного коммунизма
3. Начало становления научного коммунизма Решающий переход к выработке подлинно научной концепции будущего, коммунистического общества Энгельс совершил через год после приезда в Англию, в своей, по оценке Маркса, гениальной работе «Наброски к критике политической
5.1. Начало революции. III Съезд РСДРП. Борьба Ленина против оппортунизма лидеров меньшевизма
12.1. Война англо-франко-американского и германского империализма против Советской России с целью расчленения России
12.1. Война англо-франко-американского и германского империализма против Советской России с целью расчленения России Мирная передышка для реализации созидательного порыва социалистической революции была недолгой.Англо-французский империализм и империализм США и
12.3. Революция в Германии. Смена геополитической ситуации для Советской России. Направление военных сил Антанты для борьбы против Советской России
12.3. Революция в Германии. Смена геополитической ситуации для Советской России. Направление военных сил Антанты для борьбы против Советской России Осенью 1918 года в Германии произошла революция, которая резко изменила геополитическую ситуацию вокруг Советской России.
[6) Борьба вульгарного социализма против процента (Прудон). Непонимание внутренней связи между процентом и системой наемного труда]
[6) Борьба вульгарного социализма против процента (Прудон). Непонимание внутренней связи между процентом и системой наемного труда] [935] Полемика Прудона с Бастиа о проценте характерна как для того способа, каким вульгарный экономист защищает категории политической
Глава XVI Распространение марксистской философии В России в 80-90-х годах XIX в. Г. В. Плеханов
Глава XVI Распространение марксистской философии В России в 80-90-х годах XIX в. Г. В. Плеханов § 1. Исторические предпосылки распространения марксизма в России В 60-90-е годы XIX в. Россия стала капиталистической страной. За 25 лет, с 1866 по 1890 г., число фабрик и заводов в России
§ 3. Борьба Плеханова за научное, материалистическое мировоззрение, против ревизионизма в российском и международном рабочем движении
§ 3. Борьба Плеханова за научное, материалистическое мировоззрение, против ревизионизма в российском и международном рабочем движении Теоретическая деятельность Плеханова не ограничивалась рамками России, он был активным деятелем международного рабочего движения,
Борьба за чистоту марксистской философии. Диалектика как метод познания и преобразования действительности
Борьба за чистоту марксистской философии. Диалектика как метод познания и преобразования действительности Решительная отповедь ревизионизму, острая полемика с реакционными идеалистическими течениями в философии и естествознании составили непреходящую историческую
Начало революционной деятельности Плеханова. Переход к марксизму
Начало революционной деятельности Плеханова. Переход к марксизму Георгий Валентинович Плеханов, ставший пионером марксизма в России, родился 11 декабря 1856 г. в с. Гудаловке Липецкого уезда Тамбовской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Мать Плеханова была
Историческое значение первого периода марксистской деятельности Плеханова
2. Борьба за утверждение ленинских принципов в марксистской историографии
2. Борьба за утверждение ленинских принципов в марксистской историографии С победой Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране началась культурная революция, основным содержанием которой было преобразование сознания миллионных масс населения на
Пропаганда научного социализма в Испании. Программа Социалистической партии
Пропаганда научного социализма в Испании. Программа Социалистической партии Тактика, которую Маркс и Энгельс рекомендовали своим немногочисленным сторонникам в Испании, заключалась в создании прежде всего печатного органа, пропагандирующего программные идеи
4. Борьба против марксистской диалектики как логики и теории познания
4. Борьба против марксистской диалектики как логики и теории познания Вместе с отрицанием объективной диалектики природы и общества ведется критика диалектики как логики и теории познания. Буржуазные философы никак не могут взять в толк, как можно в рамках материализма
Марксистская социология может быть представлена в следующих тезисах:
1.развитие общества - это естественно-исторический прогресс; 2.люди сами творят свою историю, однако ход развития определяется не желанием, а материальными условиями их жизни; 3.человек рождается и формируется как личность в уже сформировавшемся обществе со сложившимися устойчивыми социальными отношениями, и становление человека происходит под их влиянием 4.первичными в системе общественных отношений являются экономические отношения; 5.единство и взаимодействие определенных производственных сил и отношений составляют отдельные этапы в развитии общества - общественно-экономические формации: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический 6.основу общественной жизни общества составляет классовая борьба, движущая сила общественного прогресса; 8.переход от одной формации к другой происходит в виде социальных революций, в ходе которых на смену одному господствующему классу приходит следующий и классовая борьба развивается между новыми классами-антагонистами; классовая принадлежность является основной характеристикой индивида, она определяет его сознание, систему ценностей и поведение.
В России с конца 60-70-х 19 века марксистская теория становится популярной. В 90-х годах появляются работы П. Б. Струве, Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова, засвидетельтвовавшие зарождение нового направления в российской социологии. Можно выделить два его основных направления: ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин) и неортодоксальный, "ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ" (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев и др.).
Струве П. Б. (1870 – 1944): книга “Критические заметки к вопросу об экономическом развитии в России” (1894), статья “Моим критикам” (1896). “Легальные марксисты” выступили против народнической идеологии, против — положения о том, что развитие капитализма в России есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Вся теория строилась Струве на базе идеализма. Исторический процесс зависел от развития культурных ценностей человечества, которое определяло все социальные и экономические стороны общественно-экономического процесса. “Легальные марксисты” считали, что капитализм в России является исторической необходимостью, и для обоснования “прогрессивной и культурной миссии” капитализма в будущем пытались применять идеи марксистской социологии.
Струве отрицал наличие таких основных черт капитализма, как неравномерность, противоречия, классовая борьба, считая, что равномерность и пропорциональность являются отличительными чертами развивающегося капитализма. В своей социальной теории Струве отрицал значение классовой борьбы для развития общества. По его мнению, понятие закономерности в обществе выводится из формального согласия трансцендентального сознания людей, а не из объективных материальных начал общественного развития. Выступал против данного Ф. Энгельсом определения свободы как исторической необходимости, противопоставлял свободу закономерности и необходимости. В связи с этим Струве критиковал материалистическое понимание истории и отстаивал принцип свободы действия людей. Принятие идей дуализма, понятий свободы и необходимости привело его, как и неокантианцев, к принципиальному разграничению теоретических и практических идей. Исходя из этого, материалистическое понимание истории рассматривалось “легальными марксистами” в качестве “объективной теории”, которая не имеет совершенно никакого отношения к какому-либо практическому идеалу, и поэтому идеал марксистов ставился вне науки. “Легальные марксисты” искажали, “упрощали” марксистское понимание классов и классовой борьбы. Вместо деления общества на классы Струве ставил вопрос об абстрактной дифференциации общества на группы. Струве указывал, что средством осуществления прогресса в обществе являются экономические и социальные реформы, а не революция.
Формирование марксизма совпало по времени с появлением здесь первых позитивистских теорий. В течение длительного времени развитие марксисткой теории – вне поля зрения историков науки. Исследование данного раздела истории науки затруднено дискуссионностью вопроса об отношении предмета социологии к предмету исторического материализма. Знакомство с трудами Маркса – одновременно с проникновением идей Конта. Причины: неудовлетворенность господствующим миросозерцанием, состоянием науки об обществе и человеке. И в позитивизме, и в марксизме ценились новизна подхода и творческий поиск. Оба направления развивались в России, неся на себе черты российской действительности и исторических традиций.
Развитие Марксизма – противоречивое явление. Важный фактор – разочарование интеллигенции в принципах идеологов народничества. Применение марксизма нуждалось в том, чтобы используемые Марксом термины были наполнены смыслом, который отражал бы российские реалии (отождествление пролетариата с крестьянством, например).
Первые шаги в России – в 1860е годы. У истоков – плеяда знатоков и пропагандистов теории Маркса, дающие публичные лекции, занятия (Фесенко, Каблиц, Даниельсон). Первый теоретик – Зибер. В 1872 переведен 1 том Капитала – начинается обсуждение. В 80-е годы у нас марксизм формируется в самостоятельное направление и начин. борьбу с др. направлениями. Толчком для распространения идей послужил формирующийся после реформы 1861г. пролетариат (носит. марксист. мысли). Основные в России – Зибер, Плеханов (1856—1918), Ленин (1870— 1924), Богданов (1873— 1928), Бухарин. И отчасти, до определенного времени П.Б.Струве (1870— 1944), С.Н.Булгаков (1871-1944) и Н.А.Бердяев (1874— 1948). Марксизм делится на ветви: экономический материализм (Зибер, Фисенко), ортодоксальный марксизм (Плеханов, Ленин), неортодоксальный (легальный) марксизм (Струве, Булгаков).
Экономический материализм.Экономический материализм - концепция, рассматривающая экономику как субъект исторического процесса и пытающаяся схематически вывести все явления общественной жизни из производительных сил и производственных отношений.
Ортодоксальный марксизм. Вник в сущность марксизма, не ограничиваясь экономической частью. Пытался определить силы и пути построения нового общества, его будущность.
Богданов А.А. (1873-1928). "Материализм и эмпириокритицизм" (1909). "Эмпириомонизм" (1904-1906), "Философия живого опыта" (1913), "Всеобщая организационная наука (тектология)" (1913-1917), "Элементы пролетарской культуры . " (1920), "Вопросы социализма. Работы . " (1990).
Неортодоксальный (легальный) марксизм.Идейно-политическое течение в среде интеллигенции в 1890-х гг. Его представители (П.Б. Струве, Бердяев, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский и др.) выступали в легальных журналах “Новое слово”, “Жизнь”, “Начало” и др., использовали положения марксистской экономической теории для обоснования развития капитализма в России, выступали за демократические свободы. В начале 1900-х гг. участвовали в создании журналов “Освобождение” и “Союза освобождения”, возглавляли либеральное движение, в 1905 составили ядро партии кадетов. Разработана идея о прогрессивности капитализма для преодоления отсталости росс. общества. Выступали за свободу слова и печати, за решение крест. вопроса, но сохранение буржуазного правительства, самодержавия. Впоследствии перешли на позиции субъективного идеализма. Критиковали марксизм за его ортодоксальность и необоснованный исторический оптимизм.
Туган-Барановскийвидел серьезный недостаток марксизма в невнимании к этической стороне общественной жизни. Считал, что на смену учениям Канта и Маркса должна прийти новая теория социализма, которая будет более развитой.
Струве П.Б.(1870-1944) "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России" (1894), "Свобода и историческая необходимость" (1897), "Марксовская теория социального развития" (1900), "К характеристике нашего философского развития" (1902). Высоко ценил марксизм за отрицание социальных утопий, за строгую научность и практическую значимость. Но впоследствии подверг критике за ортодоксальную нетерпимость и догматизм, уверен, что марксизм исчерпал свою миссию, обосновал необходимость и неизбежность капитализма для России. Все дальнейшее развитие требует пересмотра на основе эволюционного подхода и этических принципов Канта.
Читайте также: