Платон вклад в науку кратко

Обновлено: 05.07.2024

Философия Платона лежит в основе объективного идеализма. По мнению великого мыслителя, вся философия вмещает в себе принцип трепетного стремления к высшей истине, а не сухое абстрактное знание. Только тот, кто испытал тягу к высочайшему умственному благу, может назвать себя философом и мудрецом.

  • Краткая биография
  • Платоновский мир форм и идей
  • Представление Души у Платона
  • Учение о познании и диалектике
  • Любовь и Красота
  • Государство Платона
  • Место семьи в идеальном Государстве

Краткая биография

Будущий великий философ родился в 428 году до н.э. в Афинах в знатной семье. В юности он заводит дружбу с учеником Гераклита - Кратилом, который заражает Платона своими идеями. Поскольку родственники юноши занимались политикой, то и он хотел себя посвятить этому виду деятельности, но судьба распорядилась иначе.

Рис. 1. Платон - копия бюста работы Силаниона, создана для Платоновой Академии Уже в двадцать лет Платон знакомится с Сократом и становится его учеником. До последних лет жизни учителя он остается верным адептом Сократа и его преданным другом. После смерти учителя и долгих странствий (Платон бежал из Афин и много путешествовал) философ возвращается и открывает школу, где он живет и работает до глубокой старости. Умер великий мыслитель в 347 году до н.э., а эта школа существовала еще на протяжении многих веков.

Важно! Сократ называл свою школу “Академия” - в честь мифического Академа. Считалось, что на месте, где великий мыслитель с учениками построил свою школу, похоронен древнегреческий герой.

Платоновский мир форм и идей

Главное место в своем учении Платон выделяет размышлениям об эйдосах - идеях. Согласно его философии, Вселенная разделена на две части: измерение эйдосов и мир форм (вещей). Идеи являются прообразами всего и лежат в основе всех вещей, которые созданы из бесформенной материи. При этом сама материя не в состоянии что-либо породить без движущей силы эйдосов. Измерение эйдосов находится вне пространства и времени, но имеет четкую иерархию, во главе которой находится идея Блага. Она становится обязательным условием для познаваемости всех остальных эйдосов и играет важную роль в распознавании людьми высших ценностей.

Представление Души у Платона

  • Разумной, находящейся в голове.
  • Волевой, находящейся в груди и состоящей в союзе с разумом.
  • Страстной, расположенной в желудке и служащей низшим инстинктам.

Важно! В каждой нации, согласно Платону, преобладает какая-то одна составляющая Души. У греков - разумная, у северных народов - мужественная, у египтян - тяга к наживе и обману.

Учение о познании и диалектике

Платон считал, что только путем осознанного размышления, применяя философскую диалектику, можно приблизиться к более точному образу объективной реальности. Сама диалектика призвана в помощь человеку для детального анализа, классификации расфокусированных чувственных впечатлений и получения из беспорядочной массы информации одно общее понятие. Общее же понятие она помогает разбить на виды и более мелкие упорядоченные структуры. Согласно философии великого мыслителя, в двух и нескольких разных вещах или понятиях может храниться одна идея, и она реально существует, ведь никто не в состоянии познать несуществующее. Именно измерение осознаваемых идей истинно существует, а мир вещей является его блеклым призраком. Предметы скрывают свою истинную сущность под бесформенной материей, и ни одна вещь неспособна полностью воплотить в себе суть идеи. Сама же идея является истинной сутью вещей.

Любовь и Красота

Платон в своих трудах акцентировал внимание на Красоте и важности ее поисков в окружающем мире и внутри себя. Созерцая и принимая физическую красоту, Душа способна обратить свой взор на красоту искусства и науки. Преодолев этот рубеж, она переходит к положительной оценке добрых нравов и обычаев, что является лучшим способом подняться к миру Высших идей по “золотой лестнице”. Пребывая во власти чувств и страстей, только благодаря красоте человек может вернуться к добродетели, ведь она оживляет воспоминания об идеальном мире, порождая в сердце Любовь. Платон отмечает, чем меньше в любви телесных и грубочувственных влечений, тем больше она ценится. Чем чище и невиннее любовь, тем больше возрастает возможность увидеть духовное Солнце и созерцать истину.

Государство Платона

  • Разумная - к мудрости;
  • Волевая - к смелости и отваге;
  • Чувственная - к воздержанию.

Мудрецы-правители

Они не в способны на безнравственные поступки, обладают высшим знанием и принимают решения по логике мира идей. Правители с малых лет получают философское образование и учатся управлять. Эгоистический интерес искореняется еще в младенчестве, и это распространяется даже на семейные отношения: имущество и жены общие с народом. Правитель контролирует все - от произведений умственного труда, чтобы распространялись только благородные высшие идеи, до личной жизни каждого члена общества.

Защитники-воины

  • Гимнастическое, где они учились подавлять свои страсти, отдавая предпочтение воле и разумному началу;
  • Мусическое, где они тренировались укрощать свою ярость, трансформируя ее в ощущение гармонии с окружающим миром.

Рис. 4. Статуя Платона в Дельфах

Каста трудящихся

Платон называл их еще производителями. Ими являются все остальные люди, они не обладают Душой и живут в мире физических потребностей. Все наработанные ими материальные блага распределялись между всеми членами общества под контролем справедливого правителя.

Важно! Только то Государство может достигнуть Справедливости, в котором четко соблюдаются границы между кастами, где каждое сословие занимается своим делом и не вмешивается в работу людей другого уровня. Покидать свою касту, переходя в другую, можно только после прохождения серьезного испытания.

Место семьи в идеальном Государстве

Стоит отдельно отметить отношение к семье в таком обществе. Нормальная семья, как мы привыкли ее представлять, отсутствовала. Все внутрисемейные отношения регулировались главой Государства. Дети после рождения не остаются в семье, а отдаются в специальные учреждения, где они растут и воспитываются согласно своему сословию. В таком Государстве родители не знают своих детей, а дети - родителей.

Важно! Платон сам жил по законам своего идеального Государства. Истории неизвестны ни его жены, ни его дети.

Два важнейших пункта платоновской метафизики получили научное обоснование. Квантовая физика доказала реальность фундаментально-целостных объектов, холонов. Субстанциональность сознания следует из экспериментальных данных психофизики. К пониманию фундаментальной роли сознания в физическом мире, следуя своей собственной логике, вплотную подошла и теоретическая физика.
Платон – основатель одного из основных течений в философии –
объективного идеализма. Его объективный идеализм это учение о
самостоятельном существовании “идей” как общих и родовых понятий, а душа
платоновского идеализма – учение о Благе. Это он ввел в культурный обиход
человечества не только понятие идеи, но и понятие идеала. Платон
идеализировал познавательную деятельность человека. Познание, по Платону,
менее всего должно быть адекватно познаваемому миру, главное в познании –
это усмотрение перспективы движения к совершенству. Платон проповедовал
всеобщую гармонию, он же впервые заговорил об идеальной, духовной любви, не
связанной с чувственными вожделениями.


Платон – математик, древнегреческий философ, автор диалогов и основатель Академии в Афинах, которая стала первым вузом в западном мире. Вместе со своим наставником Сократом и учеником Аристотелем Платон заложил основы западной философии и науки. Он повлиял на целый ряд предметов, включая математику, логику и этику.

Ранний период и отношения с Сократом

О раннем этапе жизни Платона известно, что родился он в аристократической семье в Афинах, игравшей не последнюю роль в политике, и это позволило будущему философу получить достойное образование. Согласно некоторым источникам, при рождении Платона нарекли Аристоклом, а имя, под которым он известен миру, — прозвище, которое философ получил за широкие плечи и высокий рост. Достоверных сведений на этот счёт нет, поэтому многие утверждают, что история с именем – выдумки и легенда.

Умением схватывать информацию и ясно мыслить Платон производил впечатление на всех окружающих. Это гармонировало с его ростом, прямым взглядом и красивым лицом, подходящим под классические стандарты. Впрочем, и воспитание Платон получил идеальное. С детства он обучался письму и чтению, музыке, гимнастике. Говорят, что крепкое телосложение помогло Платону добиться успехов в верховой езде и борьбе, и он неоднократно побеждал в состязаниях. В роду Платона были законодатели и правители, но он презирал тиранию, и, несмотря на уготованную политическую карьеру, пошёл другим путём, оставаясь в стороне и от олигархического переворота, и от дел демократического государства.

Биографы утверждают: Платон долгое время пробовал свои силы в разных формах поэзии (сочинял дифирамбы и песни), и только с возрастом обратился к философии. Одним из ключевых элементов писания Платона являются частые ссылки на Сократа. Учитель появляется во многих сочинениях, и ясно, что он оказал сильное влияние на ученика. Только через труды Платона современный человек может получить представление об образе жизни Сократа и его философии. Однако Платон не переписывал идеи учителя, а лишь интерпретировал их по-своему и добавлял что-то новое. Нельзя определить, воспроизводил Платон суждения Сократа или же учитель выступает в роли защитника философии своего ученика. Между Сократом и Платоном как между историческими фигурами есть серьёзное различие: в существовании первого до сих пор сомневаются многие, а вот жизненный путь второго известен хорошо.

На протяжении жизни Платон встречался с мудрецами и священниками из разных стран и, вероятно, преуспел в изучении геометрии, астрономии и религиозных вопросов. После смерти учителя Платон уехал из Афин и отправился в Мегары, затем посетил Кирену, откуда отправился в Италию, чтобы учиться у пифагорейцев.

Платон и Афинская академия

Именно после долгого путешествия Платон начал писать философские диалоги, а по возвращении в Афины основал академию. На её территории была роща, сады, гимназии и храм Афины, посвящённый покровительнице города. Программа обучения совмещала идеи пифагорейцев и Сократа. У Сократа Платон заимствовал интерес к проблемам этики, у Пифагора – математические идеи, которые можно применять для познания природы. Своей целью философ ставил воспитание справедливых членов общества, обучение возможности вести аргументированный диалог и формирование достойного человека. Под достойным гражданином Платон понимал человека, ведущего философский и, главное, здоровый образ жизни. Именно поэтому академия прославилась взглядами на умеренность в потреблении еды. Для Платона академия стала местом, где он председательствовал до конца жизни. Закрыли детище философа в 529 году н.э. Через несколько столетий после основания академия как языческая и представляющая угрозу христианству исчезла по указу Юстиниана I.

Взгляды и вклад Платона в философию

Платон стал первым из греческих философов, от кого сохранились и дошли до нас подлинные тексты. Предназначение его диалогов – стремление обратить в своё учение читателя непросвещённого. Платон сделал вклад в понятие идеи. И идея в его представлении отличается от представления общества: она не зависит от человеческой мысли, но человеческий разум зависит от неё. Идея есть нечто неизменное, и она существует вне и независимо от нашего мышления.

Поздний этап жизни и смерть

Сначала я кратко расскажу основные события его жизни. А потом — о его учениях и наследии.

Платон был учеником Сократа и основоположником античного идеализма.

Родился в 428 году до н.э. И прожил 84 года. Продолжая творить и работать до последних дней. Происходил из родовитой афинской знати. И по материнской лини был потомком самого Солона в шестом колене. А как говорят о самом Солоне — так тот возводил свой род к богу Посейдону. Как видите, философы скромностью не отличались. Ведь и Пифагор говорил о том, что он произошел от бога Гермеса, а истину речет как сама пифия.

Кстати, из юности и детства многих философов мы знаем, что они вовсе не были избавлены от невротизма! Но в ходе своей жизни с помощью упорства характера смогли преодолеть его и достичь огромных высот. По-моему, это очень окрыляет каждого к работе над собой. Так, например, история Демосфена, самого знаменитого до сих пор оратора мира, что он был не только страшно застенчивым, но и страдал сильным дефектом речи!

Сначала Платон путешествовал по Элладе, потом поехал в Италию и Сицилию (тогда они были разными государствами). А оттуда в Африку (Египет и Кирена) с целью обучения у лучших учителей мира вершинам знаний.

Кстати, почти все философы с юности тратили свои накопления или наследства только с этой целью. А не так ли следует и поступать нам, инвестируя свои средства в самое дорогое, что у нас есть, в себя?

В Италии Платон заинтересовался учением пифогорейцев о божественности души и о ее переселениях в различные тела после утраты очередной смертной оболочки.

Платон так же, как и многие другие философы, в том числе Сократ, был исправным гражданином и трижды участвовал в военных походах, где кстати и отличился боевой славой.

А не так ли поступают современные чиновники и руководители крупных корпораций с теми, кто смеет мыслить иначе их самих? Тем самым, лишая себя и бизнес идей, которые могут принести великую прибыль.

На этом отношения Платона с правительством Сиракуз не окончились. В 366 году умирает этот правитель Сиракуз. И, узнав об этом, Платон не оставив идеи политической деятельности, и создания идеального государства, отправляется туда, надеясь убедить нового правителя перестроить государство на основе его социальных теорий. Кстати, один из диалогов Платона называется “Государство”. Как вы думаете, новый правитель внял его теориям и доводам?Конечно нет. Их сочли оторванными от жизни. А прошла ли безнаказанной эта инициатива у нового правителя? Нет! Ведь даже Платон, будучи философом, нарушил Закон Жизни — проявил инициативу! Тогда как надо было просто развивать свои идеи и дождаться, пока сами правители придут к нему за помощью. За это Платон тоже чуть было не попал опять в беду. Но другой философ, кстати, придерживающийся иного направления взглядов, написал новому правителю такое письмо:

“Все мы, любя Платона, посылаем тебе посыльного, чтобы увести его от тебя по нашему прежнему соглашению. Мы советуем тебе припомнить с какой настойчивостью ты всех нас убеждал устроить его приезд и позаботиться о его безопасности здесь и на обратном пути, равно как и о многом другом. Припомни так же, что прибытие его ты почитал за честь, что любил ты его потом как никого иного. И поэтому, если у вас что не заладилось, останься человеком и верни его нам невредимого. Этим ты сделаешь справедливое дело и обяжешь нас благодарностью”.

Мне кажется, что все эти подробности из жизни великих людей очень интересны. В них мы можем черпать образцы не только как нам поступать в трудных ситуациях, но и как писать отдельные судьбоносные письма.

Но как и водится, в любой профессиональной тусовке (и философы этого не избежали) есть и зависть и ревность и насмешки. Многие философы насмехались над Платоном, а поэты высмеивали его учение. Например:

  • Пустое! За Платоном вслед побегай-ка. Познаешь суть и в чесноке и в щелоке.
  • Ах, Платон-Платон! Ведь только ты и знаешь что угрюмиться,ибровигнуть, улитки наподобие.
  • Наедине с Платоном празднословить ли.

В начале 80-хх годов Платон вернулся в Афины. И как-то гулял в роще древнего догреческого бога Академа. И в этой роще начались его регулярные встречи со слушателями. Затем он купил весь участок, расположенным там же гимнасием. (Гимнасиями называли учебные учреждения для подростков, в которых основным предметом была гимнастика! Вот как Греки чтили физическую культуру). Эту территорию вместе со своей школой Платон назвал Академией.

И когда политические планы Платона окончательно не сбылись, он вернулся в Афины и посвятил последние 10 лет жизни литературным и педагогическим занятиям в Академии.

Некоторые занятные сведения о его жизни:

    Одного из свои друзей он попросил выпороть раба со словами, что он не может сделать этого сам, т.к. находится в гневе. А кому-то из рабов сказал: “не будь я в гневе — выпорол бы тебя!”

Ну а теперь подробнее о его творчестве и наследии.

  1. Правители,
  2. Воины
  3. И трудящиеся.

Как вы думаете — какой ключевой принцип считает Платон должен соблюдаться в идеальном государстве? … Каждая из государственных групп должна быть занята только своим делом.

Именно этот принцип М.Литвак вывел как основной, в своем определении профессионала.

  • Профессионализм — это понимание меры своей компетентности.

Вернемся к идеальному устройству государства от Платона. Вот некоторые признаки его:

  • правители управляют государством, руководствуясь мудростью и разумом,
  • воины охраняют его неприкосновенность, обладая мужеством и твердостью,
  • а трудящиеся, ремесленники и земледельцы заботятся о поддержании материального благополучия, сохраняя благоразумие и умеренность.

Как вы думаете, все ли эти категории он считал равноправными. Нет. Первые две категории он считал привилегированными. Но правителей он считал людьми с врожденными способностями. И считал, что они должны проходить длительный путь самоусовершенствования, который может быть завершен избранием на ключевую должность не ранее 50 лет.

Посмотрите! А нет ли аналогии с нашей действительностью? Чей дар в психологии считается самым редким среди специальностей и самым сложным?Дар руководителя и организатора. Только 5% от природы наделены эти даром. Тогда как с точки зрения приобретения управленческого навыка — его может каждый приобрести в определенном объеме. А вот объем и скорость его приобретения как раз и будут зависеть от способностей. Кстати, первую офицерскую должность в Спарте и давали именно в возрасте 50 лет.

По представлениям Платона есть люди у которых наследственные преимущества, согласно которым они достойны перейти в в ряды правителей.

Платон для правителей устанавливает строго регламентированную систему обучения: арифметика, геометрия, астрономия, диалектика, т.е. Умение в споре отстаивать истину. (Для сравнения можно вспомнить иллюстрации из новостей о современных руководителях).

Ну и о его направлении в философии как идеализм. Кстати, как вы его понимаете?

Здесь несколько трудное место. Я его пыталась понять с нескольких попыток. Попытаюсь донести. В конце этого диалога Платон противопоставляет чувственный мир вещей миру идей. Он рисует такой образ. Высшее благо он сравнивает с солнцем. Лучи этого солнца проникают в пещеру. Спиной к этой пещере сидят узники, и эти лучи позволяют им видеть на гладкой стене перед собой лишь тени и неясные отблески всего, что находится вне пещеры. Но эти узники считают, что реальность — это как раз эти тени, а все что происходит вне пещеры — нереально.

Кстати, т.к. Платон признает чувственный мир нереальным — он выступает убежденным противником искусства. Он решительно изгоняет его из своего государства. И жителям его государства разрешено петь одни лишь гимны, которые облагораживают и очищают душу.

А что же было с идеалистическим учением Платона в советские времена? Оно нещадно подверглось критике. В том числе К.Марксом. Но еще раньше его подверг критике его ученик Аристотель. До которого мы с вами и добрались.

Платон Он был древнегреческим философом, который, по оценкам, жил между 428 и 347 годами до нашей эры. Он признан одной из самых важных фигур в западной философии; даже религиозные обряды во многом обязаны его мышлению.

Он был основателем Академии, первого высшего учебного заведения того времени. Одним из наиболее важных вкладов Платона в философию были теория идей, диалектика, анамнез или методический поиск знаний.

Платон был учеником Сократа и, в свою очередь, учителем Аристотеля, который был его самым выдающимся учеником в Академии. Он выразил свои мысли в форме диалогов, используя драматические элементы, которые облегчили чтение и понимание его идей, воссоздавая и демонстрируя на примерах обсуждаемые ситуации довольно эффективно.

Благодаря своим работам Платону удалось не только создать один из самых популярных сократовских портретов и описаний по сей день; но это также раскрыло его вопросы и его идеалистическое и дуалистическое положение в мире; Он также обращался и размышлял о политических и правовых структурах того времени.

Как и Сократ до него, Платон заложил основы западной философии, политики и науки. Он считался одним из первых, кто сумел осознать и полностью использовать потенциал философии как практики, анализируя вопросы с этической, политической, эпистемологической и метафизической точек зрения.

биография

Семья

Семья Платона была богатой. Даже его отец - по имени Аристон - считал себя потомком последнего царя Афин: царя Кодро.

Со своей стороны, мать Платона звали Перикона, а среди ее предков был древнегреческий законодатель по имени Солон.

Периктона также была связана с двумя важными для Греции фигурами: Критиасом и Кармином, двумя тиранами, которые участвовали в олигархическом перевороте вместе с 28 другими тиранами в 404 году до нашей эры.

У Платона было два брата и сестра: Глаукон, Адиманто и Потоне. Аристон умер, и Периктона вышла замуж за Пирилампо, друга Перикла, очень влиятельного политика в Греции. В результате союза Периктоны и Пирилампо родился Антифон, еще один брат Платона.

Образование

Образование Платона было широким и глубоким. Говорят, что его наставляли разные новые персонажи своего времени. Некоторые источники сообщают, что весьма вероятно, что его первые исследования, связанные с философией, проводил Кратило, считавшийся последователем учения философа Гераклита.

В 407 г. до н.э., когда Платону было 20 лет, он совпал с Сократом. Эта встреча была абсолютно решающей для Платона, так как Сократ стал его учителем. В то время Сократу было 63 года, и учение длилось 8 лет, пока Сократ не умер.

Политическое участие

Из-за особенностей Платона и его семейного происхождения на мгновение в своей жизни этот персонаж решил посвятить себя политике.

Однако связи, которые у него были с правительствами - сначала вместе со своими олигархическими родственниками Критиасом и Кармином, а затем с демократами, сменившими олигархов в правительстве, - заставили его разочароваться в существующей системе и искать способ создать новую. платформу, через которую нужно идти в поисках справедливости.

Для Платона такой способ обретения справедливости был именно философией. Фактически, он утверждал, что настоящая справедливость в правительствах будет только тогда, когда правителями будут философы или когда правители будут философствовать.

Рейс

Его учитель Сократ был несправедливо обвинен в преступлении, и за это он был приговорен к смертной казни. В разгар этого контекста Платон решил бежать в город Мегара в Аттике, опасаясь быть осужденным, учитывая тесную и глубокую связь, которую он имел с Сократом.

Подсчитано, что Платон оставался в Мегаре около 3 лет, в течение которых ему удалось установить связь с Евклидом из Мегары и его школой в этом городе. Этот первый переход стал началом нескольких путешествий Платона.

Побывав в Мегаре, Платон отправился в Египет, а затем перебрался в регион Синераик, расположенный на северо-востоке нынешней территории Ливии. Находясь в этом регионе, у него была возможность пообщаться с математиком Теодором и философом Аристиппом из Кирены.

Некоторые источники указывают, что после своего пребывания в Синераике Платон отправился в Италию, куда он отправился с намерением встретить Архита Тарентского, математика, государственного деятеля, астронома и философа. Напротив, другие источники устанавливают, что Платон вернулся непосредственно в Афины после своего визита в Синераику.

Сицилия

Где-то около 388 г. до н.э. Платон отправился на остров Сицилия. В городе Сиракузы он контактировал с зятем Дионисия I, царя этого города. Шурин Дионисия I, которого звали Дион, был поклонником философов, которые следовали учениям Сократа и позволили ему достичь царя; Царь даже послал к Платону поговорить.

По неизвестным причинам Дионис I изгнал Платона, поэтому он был вынужден покинуть Сиракузы на борту спартанского корабля. В это время происходила война между Эгиной и Афинами, и спартанский корабль, на котором плыл Платон, сделал остановку на Эгине.

Эта остановка была неблагоприятна для Платона, потому что там он был сделан рабом. К счастью, его спас Аннисерес, философ из киренаской школы, которого он знал, когда был в Кирене.

Академия

После вышеупомянутого события Платон вернулся в Афины примерно в 387 году до нашей эры. Это было время, когда он создал то, что было первой школой философии с четким порядком и конкретной организацией; это было об Академии.

Это был период развития мысли и педагогической практики, созданный на основе пифагорейских воззрений. Платон был погружен в эту динамику в течение следующих двадцати лет своей жизни.

Вернуться в Сиракузы

В 367 году до нашей эры умер Дионисий I, и его сын Дионис II унаследовал трон. В это время Дион подумал о том, чтобы Платон стал наставником недавно коронованного короля, и связался с Платоном, пригласив его обратно в Сиракузы.

У Платона были оговорки, но он также поехал в этот сицилийский город, чтобы принять предложение. Между тем, именно Евдокс остался руководить Академией.

Когда Платон прибыл в Сиракузы, Дионис II почувствовал недоверие как к нему, так и к Диону. Он считал, что для него это соревнование, и очень скоро принял меры; оба были изгнаны без полного отрицания возможного возвращения: сначала был изгнан Дион, а затем Платон.

Платон вернулся в Афины и пробыл там до 361 г. до н.э., когда Дионисий II снова пригласил его. На этот раз Платон был в компании некоторых учеников, а Гераклид Понтийский руководил Академией. Как и ожидалось, Дионис II снова напал на него, на этот раз даже схватив его.

К счастью для Платона, он был спасен благодаря вмешательству Архита Тарентского. С тех пор он полностью посвятил себя Академии, учреждению, которым он руководил до своей смерти, примерно в 348 или 347 году до нашей эры.

Философия (мысль)

Мысль Платона с самого начала находилась под сильным влиянием пифагорейской философии. Для Платона истинной сущностью бытия была душа, а не тело. Фактически, тело было помехой в поисках истины и широкого выражения бытия в его наиболее существенной части.

Платон считал, что душа пришла из более высокого измерения, где она могла бы контактировать с истиной. В какой-то момент душа предавалась низменным удовольствиям и, как следствие, была вынуждена низвести себя до известного мира, будучи заключенной в тюрьму в теле.

Теория трех частей

Одним из идей, которые развил Платон, была так называемая теория трех частей. Этими частями были импульсивность, рациональность и элемент страсти. Платон считал эти элементы способностями души.

Импульсивный элемент был связан со способностью приказывать другим, а также с собственной силой воли. Это было связано с силой и драйвом, а также с амбициями и гневом.

Платон считал рациональность высшей способностью среди всех остальных. Это было связано с интеллектом и мудростью, и, согласно Платону, именно философы обладали этой более развитой способностью.

Наконец, элемент страсти был самым низким из всех остальных и был связан с естественным побуждением избегать боли, а также со стремлением к удовольствиям. Платон указывал, что этот элемент способствует развитию вкуса к благам материальной природы, что затрудняет поиск истины и сущности вещей.

Представление об истинном

Платон, так сказать, установил два типа реальностей: реальное царство, образованное миром идей; и полуреальное царство, состоящее из мира материального, чувственного.

Для Платона мир идей вечен и не подчиняется никакому пространству и времени; вот почему он считает это настоящим царством. Напротив, полуреальный мир несовершенен, неоднозначен, изменчив и имеет пределы.

Платон дал концепции идей понятие, относящееся к тем универсальным элементам, моделям, которые составляют истины, которые сохраняются с течением времени. Например, для Платона понятия добродетели, красоты, равенства и истины, помимо прочего, были идеями.

Миф о пещере

Возможно, это аллегория, которая лучше всего объясняет концепцию двойственности Платона. Согласно мифу о пещере, есть область, связанная с непонятными идеями, и есть еще одна, которая явно связана с чувственным миром, с тем, что испытывают существа.

Жизнь внутри пещеры соответствует разумному миру, а жизнь вне пещеры связана с миром идей.

Для Платона жизнь в пещере означает жизнь в темноте и абсолютное подчинение мирским удовольствиям. Выход за пределы пещеры - это символ того, что вы оставите погоню за удовольствиями и отправитесь на поиски знаний. Чем ближе мы подходим к знанию, тем дальше мы от пещеры и ближе к истине.

Вклад Платона в философию

Диалоги и диалектика

Повествование Платона позволило раскрыть мысли Сократа, а затем и Платона. В отличие от других форм развития философской мысли, диалогический метод позволил обсуждению тематических моментов окончательно раскрыть истину.

Этот прием несколько противопоставил идеалистическому характеру Платона скрупулезность анализа поднятых им вопросов.

Он работал, чтобы дать философской мысли диалектическую и повествовательную основу, которая не включалась бы в простое изложение постулатов и абстрактных идей, но могла быть перенесена в реальный план.

Теория идей

Платон отрицал абсолютную реальность мира, в котором мы живем; поэтому большинство его работ основано на теории идей. Платон установил, что каждое словесное обозначение чего-либо относится не конкретно к этому, а к его идеальной версии.

Долг человека через знание было приблизиться к идеальному положению вещей и окружающей среды.

Для лучшего понимания этого предположения Платон развивает Миф о пещере, в котором люди скованы цепями внутри пещеры, видя перед собой тени, которые представляют вещи. Поскольку они - единственное, что они знают, они принимают их за настоящие.

Только когда человек разорвет свои цепи и покинет пещеру, он увидит идеальное состояние всего, что его окружает. Долг философа - вернуться в пещеру и научить слепых всему, что находится снаружи, даже если это непростая задача.

Анамнез

Платон ввел анамнез (термин, также применяемый в науках о здоровье) в философию как способность души вспоминать предыдущий опыт и знания, которые забываются, когда покидает тело и входит в другое.

Для Платона знание - это воспоминания, которые душа приобрела на предыдущих стадиях и которые должны быть пробуждены в каждом человеке для легкого доступа.

Эта форма знания представляет собой подход к идеальной форме каждого существующего элемента.

Методический поиск знаний

Академия, основанная Платоном, не была центром абстрактного обучения. Науки, которыми занимались до сих пор (геометрия, арифметика, астрономия, гармония), были фундаментальными областями исследований внутри ограды. Платон разработал и усовершенствовал существующие до сих пор дидактические приемы.

Платон усовершенствовал теорию и применение этой гипотезы, чтобы обеспечить уровень силы, необходимый для того, чтобы быть фундаментальной частью всех исследований.

Для грека гипотеза должна объяснять факты; если этого не добиться, нужно найти другую. Через демонстрацию гипотез человек приближается к познанию истины.

Разделение человеческой души

Платон разделяет реальное на два противоположных мира: положительный (представленный душой, умопостигаемое, небо) и отрицательный (тело, земля, чувственное).

Исходя из этих оснований, а также в своих размышлениях об идеальном состоянии, Платон установил разделение относительно формы человеческой души.

У человека присутствуют разум (находится на высоте головы), смелость (в груди) и аппетиты (нижняя часть туловища). Именно эти структуры движут человеком и склоняют его к своим решениям.

Концепция идеального государства

Платон делит структуру государства на три основных класса: стражи элиты, вооруженные силы и массы; а также три формы правления: монархия, олигархия и демократия.

По Платону, уровень образования элит должен быть идеальным, чтобы иметь возможность управлять, а власть не должна оставаться в руках масс.

Это допускает некоторую социальную гибкость, поскольку то, что было предложено Платоном, было бы идеальным сценарием, а в действительности проявлялось иное государственное устройство. Платон не отменял, но считал необходимым такие аспекты, как рабство.

Критика искусства

Подобно Сократу, который утверждал, что представления о прекрасном, предлагаемые искусствами (особенно поэзией), отвлекающими и лишенными мудрости, Платон занимал критическую позицию по отношению к изящным искусствам того времени, осуждая их как ложные представления о реальности. Они ничего не делали, кроме как подпитывали самые негативные человеческие аппетиты.

В своей концепции идеального государства Платон защищал изгнание поэтов и мастеров, поскольку эти занятия мало что добавляли в поиски человеком знания и истины.

Читайте также: