Планировка пассажирских вагонов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вновь строящиеся пассажирские вагоны магистральных железных дорог колеи 1520 мм для скоростей движения до 160 км/ч должны удовлетворять техническим требованиям, определенным государственным стандартом, а для скоростей до 200—250 км/ч — специальным техническим требованиям.

Помимо общих требований к вагонам, стандартом установлены требования к кузову и его оборудованию, тележкам, автосцепному устройству и тормозному оборудованию, материалам, уровню комфорта, технике безопасности и противопожарной защите. Кроме того, им определены основные показатели надежности, правила приемки и гарантии изготовителя.

Проектирование и строительство пассажирских вагонов ведется на температурный режим окружающего воздуха от +40 до —50 °С, при которых температура внутри помещения не должна опускаться ниже +18°С и подниматься выше +26 °С. Уровень шума, частота и ускорения внутри по- мещения, подача свежего воздуха и его очистка, скорость движения воздуха в местах нахождения пассажиров, а также суточный запас воды на одного пассажира — нормируются.

Достигается это тем, что кузова вагонов имеют необходимую теплошумоизоляцию, оборудование систем вентиляции или кондиционирования воздуха, отопление, освещение, систему холодного и горячего водоснабжения, санузлы, отделения, купе или салоны с внутренним оборудованием, обеспечивающим максимальные удобства пассажирам в пути следования, и служебные помещения.

Ходовые части, автосцепное устройство и тормоз вагона проектируются с параметрами, обеспечивающими необходимую плавность хода вагона и минимальный шум в помещении.

Для пожарной безопасности пассажиров внутреннее оборудование вагонов, особенно облицовка стен, перегородок, потолков и мебель , выполнено из несгораемых или трудносгораемых материалов. Если нужна сборка мебели Екатеринбург, обращайтесь. Внутренняя поверхность вагона облицовывается материалами, допускающими уборку с применением специальных растворов.

Дымовые трубы котла отопления и плит имеют противопожарные вставки. Электрическое оборудование пассажирских вагонов в противопожарном отношении выполняется в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Все пассажирские вагоны обязательно снабжаются первичными средствами пожаротушения. Кроме того, разработаны новые системы сигнализации и пожаротушения, которыми намечается оснащать вагоны в ближайшие годы.

При проектировании пассажирских вагонов должное внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности пассажиров и обслуживающего персонала.

Это учитывается в конструкции ряда узлов вагона, электрической защите, оборудовании устройств, предотвращающих попадание рук в притвор дверей из тамбура в пассажирское помещение вагона, оснащении спальных мест приспособлениями, удерживающими матрацы.

При решении вопросов надежности основное внимание уделяется повышению коррозионной стойкости металлических элементов кузовов, изготовляемых из углеродистых и низколегированных сталей. Для этого ведутся поиски более стойких защитных покрытий и готовится переход на изготовление кузовов из алюминиевых сплавов и нержавеющих сталей.

Внешний вид и интерьер вагона создаются с учетом требований по технической эстетике, в основу которых положены выразительность, рациональность и простота геометрических форм конструкции.

Все пассажирские вагоны различных типов имеют общие основные элементы: кузов с рамой, ходовые части, ударно-тяговые приборы и тормозное оборудование. Основные части и общий вид пассажирского вагона показаны на рис. 1.4.

Все оборудование вагона подразделяется на механическое, санитарно-техническое, низковольтное электрическое (работающее на напряжении 50 или 110 В постоянного тока), высоковольтное электрическое (работающее на напряжении свыше 1000 В). По месту расположения оно, в свою очередь, подразделяется на подвагонное, внугривагонное и расположенное в крышевом пространстве. Места расположения оборудования на вагонах разного типа могут различаться, это зависит от планировки вагона и его габаритов.

Все механическое оборудование находится снаружи вагона или под вагоном (тележки, все основные детали тормоза, переходные площадки и т.п.).

К низковольтному подвагонному оборудованию относятся генератор, аккумуляторная батарея, ящик с аппаратурой, умформер (до 1990 г.). К внутривагонному низковольтному оборудованию относятся распределительный шкаф, светильники, узлы кондиционирования воздуха и др.

Высоковольтное электрическое оборудование размещено как снаружи вагона (высоковольтные междувагонные соединения, высоковольтный подвагонный ящик), так и внутри вагона в котле водяного отопления.

К санитарно-техническому оборудованию, расположенному в основном внутри вагона, относятся системы обеспечения жизне-

Общий вид пассажирского (купейного) вагона

Рис. 1.4. Общий вид пассажирского (купейного) вагона:

1 - дефлектор; 2 - кузов с термоизоляцией; 3 - суфле переходных площадок; 4 - буфера; 5 - аккумуляторная батарея; 6 - ящики для белья; 7 - компрессорный агрегат установки кондиционирования воздуха; 8 - конденсаторный агрегат; 9 - приборный ящик низкого напряжения; 10 - выпрямитель; 11 - трансформатор; 12 - подвагонный генератор мощностью 32 кВт; 13 - подвагонный ящик приборов высокого напряжения; 14 - привод генератора; 15 - тележка; 16 - автосцепка; 17 - междувагонное высоковольтное соединение деятельности пассажиров и проводников: холодного и горячего водоснабжения, отопления, кондиционирования воздуха. Узлы системы кондиционирования воздуха частично находятся под вагоном (компрессорный и конденсаторный агрегаты, ресивер), частично в крышевом пространстве (калориферы, воздухоохладители).

Специфичными являются оборудование и планировка вагона-ресторана, в котором имеются четыре или пять холодильников в зависимости от серии вагона и тепловое оборудование кухни, работающее на твердом или жидком (дизельном) топливе. Проводников для вагона-ресторана не предусмотрено, поэтому наблюдает за всем оборудованием и управляет его работой бригада вагона-ресторана (директор и повара).

В последующих главах приведены краткие конструктивные данные каждого узла оборудования вагона, правила его эксплуатации и методы безопасного обслуживания.

Отдельно следует сказать о поставляемых в Россию из Германии купейных вагонах с кондиционированием воздуха постройки с 1993 г. На этих вагонах изменена система электрооборудования, выполнена новая планировка: уменьшено число мест, предусмотрено специальное купе для инвалидов с лифтовым подъемным


17 - котельное отделение устройством грузоподъемностью до 300 кг. Расположение оборудования на таких вагонах показано на рис. 1.6.

Принципиально система электрооборудования и основные узлы (генератор, аккумуляторная батарея, приборы регулирования, защиты, сигнализации и др.) таких вагонов не отличаются от серийно поставляемых до 1993 г. купейных вагонов с кондиционированием воздуха. Имеются, однако, некоторые дополнения; ус тановка электроплиты в котельном отделении, перенос низковольтных междувагонных электрических соединений (аварийных) из-под вагона внутрь переходных площадок и др. Купе для инвалидов оборудовано, помимо подъемника, туалетом со специальной раздвижной дверью, умывальником, душем с возможностью подъезда к умывальнику на коляске. Гидравлический подъемный агрегат состоит из электродвигателя мощностью 1,5 кВт, работающего на напряжении 110 В постоянного тока от вагонной аккумуляторной батареи; гидравлического насоса с ручным приводом производительностью 1,2 см 3 за 1 оборот; запасного масляного бака емкостью 3 л со смотровым стеклом; двухходового гидравлического клапана для подъема платформы подъемного устройства; 1

Планировка пассажирского купейного вагона с кондиционированием воздуха постройки Германии (с 1993 г.)

Рис. 1.6. Планировка пассажирского купейного вагона с кондиционированием воздуха постройки Германии (с 1993 г.):

Опыт эксплуатации купейных вагонов с поворотно-подъемным устройством показывает, что основным требованием его безопасной эксплуатации является соблюдение точной последовательности операций по подъему и впуску инвалида в вагон и его выходу из вагона. Перед включением подъемного устройства предохранительные рычаги необходимо привести в исходное положение, ограждение платформы должно находиться в откинутом вверх положении. Область поворота устройства должна быть свободна.

При наличии любых неисправностей запрещается включать поворотно-подъемное устройство. В первую очередь нужно проверить наличие напряжения и величину тока двигателя гидравлического агрегата; функционирование переключающего и гидравлического клапанов; исправность подъемного устройства и гидросистемы, особенно на отсутствие утечки масла; состояние подводящих проводов и кнопочных выключателей; положение платформы, состояние смазки, отсутствие защемления шлангов.

Со 2-й половины 2019 года ОАО "ФПК" (главный перевозчик в дальнем следовании по железным дорогам) перестала покупать "классические" пассажирские вагоны, и стали обновлять поезда вагонами нового модельного ряда, которые официально назвали "вагон 2019".

В отличие от предыдущих моделей (и это их ключевое отличие) новые вагоны формируются попарно в так называемые двухвагонные сцепы. А ещё ( сюрприз! ) , у новых вагоном предусмотрена техническая возможность формирования и по трое, подробнее об этом будет ниже. Основная цель такого подхода - внедрение малолюдных технологий, предполагается, что одну пару или тройку вагонов будет обслуживать одна бригада проводников или даже один проводник (при времени в пути менее одних суток) . Это позволит перевозчику экономить на зарплате сотрудников, а заодно высвободить часть пространства внутри вагона для дополнительных сервисных зон, что по идее должно сделать вагоны более привлекательными для пассажиров. На практике пока большая часть из заявленного не реализована. Но об этом в конце.

Так как "вагоны 2019" эксплуатируются в поезде Москва - Белгород с ноября 2019 года и в поезде №99/100 Москва - Владивосток с февраля 2020 года, то отчётов путешественников и блогеров он их достаточно, пересказывать их нет смысла, желающие могут просмотреть по ссылкам:

В данной же статье я расскажу о технических особенностях новых вагонов, о которых пока никто не писал.

По общей (базовой) конструкции "вагоны 2019" ничем не отличаются от вагонов предыдущего модельного ряда. Аналогичный кузов (нет только двери с нетормозного * конца вагона), классическая (принципиально не меняющаяся с 1946 года) компоновка оборудования. Каждый вагон полностью автономен, имеет комбинированное водяное отопление (котёл может работать на твёрдом топливе, либо от подвагонной магистрали 3 кВ), электроснабжение от подвагонного генератора, либо от кислотного аккумулятора или внешней сети 380/220 В 50 Гц на стоянках.

* - тормозной/нетормозной конец вагона определяется по расположению ручного тормоза (необходим для фиксации вагона в случае отсутствия воздуха в тормозной магистрали и резервуарах). Во всех пассажирских вагонах ручной тормоз находится в тамбуре со стороны купе проводника. Поэтому можно считать, что тормозной конец - тот, где осуществляется посадка/высадка, а нетормозной конец - это тот, где располагается нерабочий тамбур или туалет с душем.

Расположение оборудования в "вагоне 2019". С расположением информационного табло ошибка, в реальности оно находится в ближайшем к боковой двери окне.

Расположение оборудования в "вагоне 2019". С расположением информационного табло ошибка, в реальности оно находится в ближайшем к боковой двери окне.

"Вагоны 2019" на текущий момент представлены тремя моделями:

  • 61-4516 некупейный (плацкартный);
  • 61-4517 купейный;
  • 61-4529 купейный штабной с местами для инвалидов-колясочников.

Скорее всего, в ближайшем будущем эту линейку пополнят вагоны с местами для сидения, вагон-ресторан и, возможно, СВ.

Читайте также: