Письмо другу о пребывании в станце кратко

Обновлено: 05.07.2024

Социально-педагогические идеи Иоганна Генриха Песталоцци.doc

Работа выполнена: Лариной Татьяной

Факультет: Соц.работы, пед. и ювен.

Для работы использована литература:

Избранные педагогические сочинения в 3ех томах под ред. Шабаевой М.Ф.

(…) наибольшего эффекта от народного образования можно добиться, хорошо воспитав значительное число лиц из среды беднейших детей в стране, при условии, что дети при этом не будут изъяты из своего круга, а скорей благодаря воспитанию будут крепче связаны со своей средой.

Я знал, насколько сами по себе нужда и житейские потребности содействуют ясному пониманию человеком реального соотношения вещей, развитию здравого смысла природного остроумия и пробуждению способностей, которые, правда, на этой низшей ступени существования кажутся покрытыми грязью, но, очищенные от нее, излучают яркий блеск.

Да и сейчас принцип развития всех полезных уличных навыков не изменился, но вот очистить их будет намного тяжелее. Связано это и с развитием человека, и с возросшей преступностью, неблагополучием, пьянством и наркоманией.

Я хотел сделать следующее: высвободить детей из этой тины и переместить их в простую, но чистую домашнюю обстановку и домашние условия. Я был уверен, что этого достаточно для того, чтобы они проявили самый здравый смысл и большую способность к деятельности.

Своим опытом я хотел, собственно, доказать, что общественное воспитание должно подражать преимуществам домашнего воспитания и что первое имеет ценность для человеческого рода лишь в случае подражания последнему.

Воспитание в домашних условиях должно стать первым во главе воспитания вообще. Ребенок воспитывающейся в нормальной и благополучной семье получит свои первые задатки будущей личности. Как доказано наукой – ребенок учится всему, копируя родителей и именно поэтому на семье в первые годы лежит огромная ответственность по воспитанию ребенка. Как только будет задана база, ребенок сможет спокойно войти в социум, не опасаясь, что оно его сильно изменит. Влияние безусловно будет, но оно не принесет значительных изменений в личность.

Хорошее человеческое воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на лице ребенка любую перемену его душевного состояния. Такое воспитание по существу требует, чтобы сила воспитателя была подобна отцовской, оживленной наличием всех семейных отношений.

С раннего утра до самой ночи, все время, мои дети должны были видеть на моем лице и догадываться по моим губам, что всем сердцем я с ними, что их счастье - мое счастье, а их радость - моя радость.

(…) прежде всего я хотел и должен был приобрести доверие и привязанность детей.

Привязанность и доверие одни из важнейших факторов воспитания. Ребенок раскроется социальному педагогу, если будет доверять ему всем сердцем. Привязанность также имеет не маловажную роль для социального педагога – доверяющие и привязанные к педагогу детишки будут лучше его слушаться и воспринимать.

С утра до вечера я был один среди них. (…) Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку.

Если педагог хочет добиться хорошего результата, то он не должен отдаляться от детей. В идеале он должен стать с ними одним целым - своеобразной семьей, если можно так сказать. Тогда и только тогда педагог достигнет наибольшего отклика со стороны детей.

Когда они бывали здоровы, я находился среди них, когда они бывали больны, я тоже находился около них. Я спал в одном помещении с ними. Вечером я последним ложился в постель, а утром первым вставал. И даже будучи уже в постели, я продолжал молиться вместе с ними и поучать их, пока они не засыпали: этого желали они. Под непрерывной угрозой заражения, я сам снимал с их платья и с них самих грязь, с которой почти невозможно было бороться.

Данная цитата еще одно подтверждение моих слов. Единство с детьми - самый действенный путь для воспитания и понимания своих подопечных. Подопечные в таком случае будут тянуться к своему наставнику, что на них скажется несомненно положительно.

В настоящее время моя главная цель была в первую очередь направлена на то, чтобы, воспользовавшись пробудившимся в детях впервые чувством, вызванным их совместной жизнью, и начавшимся развитием их сил, сделать детей братьями, сплотить весь дом, словно одну большую семью, и на основе таких отношений и вытекающего из них настроения оживить во всех детях чувства справедливости и нравственности.

Строгая дисциплина была в приюте, конечно, мало возможна. Она должна была явиться следствием постепенно растущих потребностей.

Между тем, если дети проявляли жестокость и грубость, я был строг и применял даже телесные наказания.

В семье жестокость и грубость всегда наказывались. Отец вправе ударить сына, если тот провинился, впрочем тоже касается и матери. Также стоит учесть, что Песталоцци работал с детьми из неблагополучных семей, а такие не всегда понимают слово. По большей части они понимают именно через боль телесного наказания.

Дорогой друг, на детей мои пощечины не могли произвести дурного впечатления, потому что целые дни я проводил среди них, бескорыстно привязанный к ним, и жертвовал собой для них. Они не истолковывали моих действий превратно, потому что не могли не оценить моего сердца; не ценили его их родители, друзья, посещавшие меня иностранцы и педагоги. И это было естественно. Я на весь мир не обращал внимания, лишь бы понимали меня мои дети.

Интересный пример того, как создав семью, и теплые отношения в ней, потом применяются телесные наказания. Дети на тот момент понимали и знали своего наставника. Он стал для них значимой фигурой в приюте. Именно поэтому наказание, когда оно применялось, не воспринималось в штыки. Подопечные знали, что наставник наказывает их за плохой поступок, а не просто так. В итоге наказание вообще приобретало просто огромную моральную эффективность.

Все элементарное нравственное образование покоится вообще на трех основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и, наконец, сформировать нравственные воззрения через размышление и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится в силу своего происхождения и окружающей его среды.

Я полагаю, что обучение, отличающееся многословием и не соответствующее ни духовным качествам, ни внешним обстоятельствам учащихся, вносит беспорядок в их мышление в первый период его развития.

Презентация на тему: " Иоганн Генрих Песталоцци (12 января 1746)" — Транскрипт:

1 (12 января 1746) (12 января 1746) Час рождения ребенка есть первый час его обучения. час его обучения. И.Г.Песталоцци

2 Родился в Швейцарии,в Цюрихе, в семье врача Большое влияние на воспитание мальчика оказывали его мать и преданная служанка В юности Песталоцци был членом кружка, члены которого занимались разоблачением должностных лиц, которые обирали крестьян.

3 Увлекшись идеями Руссо, он решает посвятить свою жизнь служению народу Жан Жак Руссо 28 июня 1712 года 2 июля 1778 года Главная идея Песталоцци- ОБРАЗОВАНИЕ неимущего народа Главная идея Песталоцци- ОБРАЗОВАНИЕ неимущего народа

5 Песталоцци занимался их воспитанием, обучал детей чтению, письму и счету. Также детей учили прясть и ткать. Песталоцци пытался соединить обучение детей с трудовым воспитанием. Вскоре он закрыл это учреждение из-за недостатка средств. Песталоцци видит решение проблемы в том, чтобы научить крестьян разумным методам ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Это улучшит их нравственное состояние и сделает их жизнь обеспеченной.

6 С 1799 года Песталоцци работал в школах г. Бургдорфа. Ему удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с обычными тогда способами обучения Бургдорф Ему удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с обычными тогда способами обучения.

9 1805 год власти предоставили Песталоцци замок в Ивердоне В нём он создает большой институт Этот институт вскоре получил мировую известность. В нём учились более 100 учащихся из состоятельных слоев населения из многих стран – из России, Германии, Франции, Англии, Италии, Испании и других стран. Институт посещали сотни выдающихся людей того времени. Их восхищали достижения Песталоцци.

10 Песталоцци встречался с Наполеоном, русский царь Александр I наградил его Орденом Владимира и пожаловал 5 тысяч рублей на издание первого многотомника его сочинений. Наполеон Орден Владимира Александр I

11 Ивердон. Памятник Песталоцци Из своих многочисленных начинаний Песталоцци не извлек никакой выгоды. На гонорары от издания книг он строил школы для бедняков. У него почти не было имущества. Ничего, кроме всемирной славы.

12 Суть педагогических идей Песталоцци требовал строить взаимоотношения между воспитателем и ребенком на гуманной основе, суть которой, по его мнению, сводилась к признанию свободы и независимости детской личности. Воспитание должно заложить в каждом человеке чувство собственного достоинства и свободы. Суть образования состоит в постижении ребенком принципов познания и способов познавательной, деятельности. Песталоцци требовал строить взаимоотношения между воспитателем и ребенком на гуманной основе, суть которой, по его мнению, сводилась к признанию свободы и независимости детской личности. Воспитание должно заложить в каждом человеке чувство собственного достоинства и свободы. Суть образования состоит в постижении ребенком принципов познания и способов познавательной, деятельности.

13 Будущее показало его правоту – 19 век стал для многих стран мира веком всеобщего начального образования.

Значение педагогической теории и практики Песталоцци. Песталоцци был выдающимся теоретиком и практиком буржуазно-демократической педагогики. Он самоотверженно отдал все силы делу воспитания детей бедноты. Его несомненной заслугой является то, что он всемерно подчеркивал роль воспитания в развитии ребенка и указал на необходимость планомерно осуществлять это воспитание в семье и школе.
Перед воспитанием Песталоцци выдвинул прогрессивную задачу — гармонически развивать все природные силы и способности человека. Он создал теорию элементарного образования, сыгравшую большую роль в борьбе с догматическим обучением и механическим запоминанием, способствовавшую развитию народных школ в XIX веке. Он высказал ряд очень ценных мыслей о физическом, трудовом, нравственном, умственном воспитании ребенка, настаивал на расширении содержания образования в начальной школе, стремился сделать ее близкой народу, тесно связанной с жизнью и потребностями народных масс, уделял большое внимание трудовому обучению детей, их подготовке к жизни.
Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. В силу исторически ограниченного мировоззрения он не сумел правильно решить вопрос о единстве процесса вооружения учащихся знаниями и развития их умственных сил. Он переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, отделяя развитие мышления от накопления знаний, становился на путь оправдания теории формального образования. Эту сторону учения Песталоцци особенно развили некоторые из его учеников.
Но идея развивающего школьного обучения, выдвинутая Песталоцци, оказала, несомненно, положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ О ПРИНЦИПЕ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ

Иоганн Генрих Песталоцци

Прилетев в Цюрих , первое, с чем мы познакомились, была улица банков Банхофштрассе, одна из самых известных и дорогих торговых улиц в мире. А вслед за этим нас подвели к одному из главных украшений Цюриха – памятнику Иоганну Генриху Песталоцци , который ежегодно реставрируют лучшие мастера города.

Монумент представляет собой фигуру Генриха, ведущего за руку маленького мальчика, который внимательно слушает наставления педагога. Что интересно, памятник построен в 1899 году на средства местных жителей, которые пожелали выразить свое почтение педагогу.

Далее, переезжая в другие города - Бургдорф, Базель, Бирр, Ивердон, мы практически везде встречались с великим педагогом и мудрецом Песталоцци.

Вот небольшой городок Ивердон, ему около двух тысяч лет.

На площадь выходит здание 18 века, на котором мемориальная доска. Здесь была гимназия, в которой работал Песталоцци.

В центре города располагается замок с башнями, построенный в XVI веке. С начала XIX века здесь размещалось образовательное учреждение, работающее по системе, созданной Песталоцци. Школа для детей просуществовала здесь до 1974 года

Центральная площадь носит имя Песталоцци. Посредине площади памятник, на нем Песталоцци с детьми.

Находясь в Швейцарии, мы постоянно задавались вопросом - кто её создал, откуда появились все блага этого государства? Давайте немного коснемся истории Швейцарии.

В XVIII веке на швейцарской земле возник духовный ренессанс, созданный молодыми подвижниками, один из которых известен всей планете, его имя Иоганн Генрих Песталоцци.

В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци пишет книги. В них он развивает свои идеи об улучшении жизни крестьян и воспитании детей.

С 1799 года Песталоцци работал в школах г. Бургдорфа. Ему удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с обычными тогда способами обучения.

Основной закон Песталоцци, выведенный им для учителей, был необычайно прост. Все понятия, которые используются в курсе обучения, должны быть растолкованы прежде, чем их станут употреблять.

Уже в XVIII в. мыслители Европы обнаружили, что силы государства и даже континента можно подорвать или, наоборот, приумножить, в зависимости от организации средней школы.

В 1805 году власти предоставили Песталоцци замок в Ивердоне, в котором он создал большой институт. Этот институт вскоре получил мировую известность. В нём учились более 100 учащихся из состоятельных слоев населения из многих стран – из России, Германии, Франции, Англии, Италии, Испании и других стран. Институт посещали сотни выдающихся людей того времени. Их восхищали достижения Песталоцци. Он стал гордостью Швейцарии.

Интересна связь Песталоцци с Россией. На средства, пожертвованные Александром I, работы Песталоцци были переведены и опубликованы в Российской империи. Царь Александр I наградил его Орденом Владимира и пожаловал 5 тысяч рублей на издание первого многотомника его сочинений. Александр I пригласил одного из лучших помощников Песталоцци Рамзауэра учителем князьям Александру и Петру Ольденбургским.

Чем знаменит Песталоцци?

Песталоцци выявил законы согласования усвоения новых знаний с психологией ученика Они помогли Швейцарии построить новую школу, выпускники которой прославили и развили страну.

Что, в сущности, делал всю жизнь Песталоцци? Он проводил уроки с детьми из низших сословий, которым некому было нанять репетиторов, и наблюдал, что они усваивают из урока. Если они не понимали предмета, то Песталоции не считал детей тупицами и олухами, а обвинял себя в том, что это он сам плохо объяснил урок и искал новые формы преподавания. Такая работа вела его от одного педагогического открытия к другому. Позже люди всех сословий благословляли Песталоцци за то, что их дети стали легче усваивать материал школы.

Квитэссенцией педагогических взглядов Песталоцци стала теория природосообразного образования, которая сложилась в результате многолетней практики в созданных им школах для детей бедноты .

Педагог, Народный Учитель, ( а, кстати, Иоганн Генрих Песталоцци стал народником на столетие раньше, чем появилось народническое движение в России.) считал, что в основе воспитания лежит природа человека. Согласие с природой возведено в принцип, а средствами стали труд, игра и обучение. Причем обучение, подчиненное воспитанию.

Природосообразность – принцип педагогики, согласно которому педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка.

Песталоцци первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности — интеллектуальных, физических, нравственных. Именно Песталоцци одним из первых указал на значимость развивающего обучения, базирующегося не на мёртвых азбучных истинах, а на непосредственном наблюдении и размышлении ребёнка под руководством учителя.

Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогическах системах Я.Коменского, Ж.Ж. Руссо, Ф. А. Дистервега. При различных трактовках самого понятия природы их объединял подход к человеку как к её части и утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире.
Последователем идеи свободного воспитания в России был Л.Н. Толстой . Он верил в природное совершенство личности ребенка, который от рождения уже является прообразом гармонии правды, красоты и добра.

Развитие принципа природосообразности можно проследить и в трудах советских педагогов.

Но вернемся к Песталоцци. Он считал, что цель воспитания – развить природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным.

Основной принцип воспитания, по И. Г. Песталоцци, это согласие с природой.

Поэтому педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:

учет возрастных особенностей детей;

учет половых особенностей детей:

учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы;

опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;

развитие инициативы и самостоятельности ребенка.

Развитие наук о природе и человеке в XX в. существенно обогатило содержание принципа природосообразности воспитания.

Современная трактовка принципа природосообразности

Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.

Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.
Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы "Я" и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

Разработанная Иоганном Генрихом Песталоцци теория элементарного природосообразного воспитания и обучения представляет собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность. Его система пригодна для всех времен и народов. Она проста и последовательна, как природа.

Нельзя сказать, конечно, что его методики в чистом виде могут быть использованы в наши дни, однако они представляют несомненный интерес принципами, положенными им в основу первоначального природосообразного обучения.

Законы Песталоцци учитывались и в системе образования России, СССР, что позволяло готовить хороших специалистов.

Или иной раз профессор, пытаясь объяснить внукам или племянникам тему по новым учебникам, восклицает: с такими учебниками и я бы не знал ничего!
Очень жаль, что правила Песталоцци не изучаются в курсе педагогики, преподаваемой аспирантам вузов. Ведь они будущие методисты и, возможно, авторы новых учебников. Факт: защитивший диссертацию порой не знает даже приблизительно, как надо начать лекцию, как методически преподавать материал студентам.

Из своих многочисленных начинаний Песталоцци не извлек никакой выгоды. На гонорары от издания книг он строил школы для бедняков. У него почти не было имущества. Ничего, кроме всемирной славы.

И в заключении

Читайте также: