Письменность и литература древнего китая кратко

Обновлено: 05.07.2024

Китайская письменность — иероглифическая. Благодаря ей различные народы, населяющие Китай и говорящие на разных диалектах, могут понимать друг друга. Китайские иероглифы — неотъемлемая часть китайской культуры. Помимо Китая, китайская иероглифическая письменность была широко распространена в Азиатском регионе.

Как соотносятся китайский язык и иероглифика?

На основе историко-географического признака лингвисты выделяют на территории Китая семь основных диалектных групп: Северные диалекты, Гань, Хакка, У, Сян, Юэ, Минь. Иногда к ним присоединяют еще аньхойские диалекты, цзинь и пинхуа. В свою очередь, внутри диалектных групп выделяют отдельные диалекты.

Поэтому единственным средством межнационального общения остается письменный язык, не привязанный к фонетическому чтению. Если вы смотрели китайское телевидение, видели китайские фильмы или видеоклипы, то, возможно, обратили внимание на то, что часто внизу экрана идет иероглифический текст.

Иероглифика также позволяет достаточно свободно читать тексты, написанные несколько веков тому назад. Кроме того, китайский письменный язык вэньянь 文言 широко использовался во всем Азиатском регионе: Японии, Корее, Вьетнаме и других странах. И хотя сейчас там используется своя письменность, тем не менее, зная вэньянь, можно читать и понимать древние тексты. А тексты на японском языке понятны в некоторой степени и сейчас.

По теме:

  • Стоит ли учить китайский язык? Советы сомневающимся
  • Структура иероглифа: черты, графемы, сложные знаки. Как запомнить иероглифы
  • Как учить иероглифы и пополнять иероглифический запас?

История китайской иероглифической письменности

Все китайские иероглифы собирательно называются 文 вэнь. В современном китайском языке есть разделение собственно на 文 вэнь — простые знаки, наиболее древние, и 字 цзы — составные знаки.

Легендарный Цан Цзе

Цан Цзе

Цан Цзе

Неолитические знаки и иньские пиктограммы

Трансформация рисунков-пиктограмм в иероглифы

Некоторые знаки письменности Цзяху

Другие образцы ранней китайской письменности обнаружены в неолитических поселениях Баньпо (к востоку от Сианя, провинция Шэньси) и Цзянчжай (район Линьтун, Сиань, провинция Шэньси). Однако, по всей видимости, они также не имеют генетической связи с китайской иероглифической письменностью.

Пиктограммы на гончарных изделиях из Баньпо

Пиктограммы на гончарных изделиях из Баньпо

Символы, которые наносились заостренными палочками, получались угловатыми. В основном это были простые пиктограммы — схематические изображения наиболее универсальных понятий: частей человеческого тела, явлений природы, хозяйственных принадлежностей и т.п. Единого, стандартного написания иероглифов еще не существовало, имели хождение несколько вариантов написания одного и того же знака. Однако в силу малочисленности людей, владевших грамотой, это не вызывало особых проблем. К настоящему времени из более чем 5000 знаков идентифицировано около 1,5 тысяч.

* Инь (династия Шан-Инь) XVII в. до н.э. 1045 г. до н.э. — самая ранняя из подтвержденных династия в истории Китая.

Гадательная надпись, китайские иероглифы

Гадательная надпись

Иньцы верили, что иероглифы обеспечивают связь между людьми и ушедшими на Небо предками, прежде всего, между правителем и верховным первопредком Шан-ди 上帝. В ритуале гадания принимал участие три человека: сам правитель, жрец и писец. Правитель задавал вопросы, которые писец вырезал резцом на кости: будет ли удачной охота, будет ли богатым урожай, начинать ли войну, заключать ли брак, родится ли наследник и т.п. Затем кость прижигали раскаленными в огне палочками и по появившимся трещинам угадывали ответ.

Таким образом, в эпоху Шан-Инь письменность имела сакральный характер. Ритуально-магическое отношение к тексту сохранилось и в позднейшие эпохи: еще столетие назад в Китае можно было встретить людей, которые собирали исписанную иероглифами бумагу, чтобы сжечь её в специально для этого предназначенных печах.

Иероглифическая письменность в эпоху Чжоу

Иероглифы эпохи Чжоу значительно усложнились по сравнению с иньским письмом. Появились фоноидеограммы — иероглифы, состоящие из двух частей: фонетика, передающего приблизительное чтение, и ключа, указывающего на принадлежность к определенному классу предметов, явлений или свойств. Сейчас более 90% всех китайских иероглифов — идеограммы.

Реформа китайской письменности в эпоху Цинь

В эпоху Цинь официальный список насчитывал 3300 иероглифов. Одновременно шел процесс унификации произношения.

Китайские иероглифы в период от Хань до Сун

В период правления династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) сложился список из 540 ключей. Издревле текст писали на бамбуковых дощечках. Вероятно, именно этим отчасти можно объяснить то, что вплоть до XX века китайцы писали столбиками сверху вниз и справа налево.

В эпоху Сун (960-1279) с появлением книгопечатания методом ксилографии произошла дальнейшая стандартизация письменности.

Реформы по упрощению иероглифов в XX веке

Со временем написание иероглифов сильно усложнилось. Некоторые знаки насчитывали несколько десятков черт, что затрудняло их запоминание. В конце XIX века было предложено упростить иероглифическую письменность. Считалось, что сложное написание иероглифов препятствует овладению грамотой и, как следствие, усугубляет экономическое и социальное отставание Китая от западных держав. В 1930-е годы появился первый список упрощенных иероглифов, насчитывающий 2400 знаков. Однако он не прижился.

Упрощение иероглифического письма 简化字 цзяньхуа цзы строилось на следующих принципах: следование обычаям и простоте; стандартизация: устранение разнописных вариантов иероглифов; выделение фонетических свойств; по возможности сохранение идеограммных свойств; стабильность; практичность; надлежащая художественность. Иероглифы упрощались по следующей схеме: сокращение числа черт знака, отсечение части иероглифа, использование скорописных начертаний, замена сложного знака более простым.

Каллиграфия, китайские иероглифы

Каллиграфия — особый жанр искусства. Картина в Доме Народных собраний, Пекин

Фонетический алфавит пиньинь

В 1958 году был принят китайский фонетический алфавит пиньинь 拼音字母 пиньинь цзыму, который широко применяется в учебных целях. Он состоит из букв латинского алфавита с диакритическими знаками для обозначения тонов. Однако в силу широкого распространения омофонов переход с иероглифического письма на фонетическое невозможен. Поэтому пиньинь играет только вспомогательную роль, указывая чтение слогов в соответствии с нормативным разговорным языком путунхуа, принятым в качестве официального.

Сколько же всего существует иероглифов в китайском языке?

В средние века поэты и философы нередко придумывали новые иероглифы, которые, по их мнению, полнее выражали смысл. Это побудило власти принять суровые законы, карающие за создание новых знаков.

В настоящее время уровень минимальной грамотности, установленный для крестьян, составляет 1,5 тысяч знаков, для рабочих и служащих — около 2 тысяч. Выпускник средней школы знает около 3-4 тысяч иероглифов. Этого количества достаточно для чтения публицистики и современной литературы. Люди умственного труда используют около 5-8 тысяч иероглифов. Человек, знающий меньше 900 иероглифов, считается безграмотным.

Считается, что для понимания 80% современного китайского текста нужно знать 500 наиболее частотных иероглифов, знание 1000 иероглифов дает понимание примерно 91% текста, а 2500 иероглифов – 99% текста. Для того, чтобы сдать экзамен для иностранцев на знание китайского языка HSK высшего уровня HSK 6, нужно знать чуть меньше 3000 иероглифов.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Насколько я знаю, раньше китайцы писали по вертикали, и столбцы шли справа налево. В XX веке произошел переход к более общепринятому стилю. Интересно, в современном Китае еще кто-то пользуется старым стилем?

Да, верно. Это во многом связано с тем, что писали на бамбуковых планках. Сейчас добавлю более подробно про это в текст.
Полные иероглифы в КНР используются, но не часто. Это могут быть какие-то заголовки, текст в книгах по искусству или философии. Например, когда я писала диссертацию, одна из современных книг по китайскому буддизму была написана полными иероглифами и в столбик справа налево.

Письменность на территории Китая возникла в очень глубокой древности. Поэтому и литература в этом государстве может считаться одной из древнейших в мире.

Знаки, появившиеся в Китае, вследствие развития первобытного рисуночного письма, получили название иероглифы . С их помощью передавались самые общие идеи и понятия. Поэтому жёсткой привязанности иероглифов (не являющихся алфавитным письмом) к конкретному национальному языку нет (китайские иероглифы успешно использовались Корейцами, Японцами и другими народами Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии).

Поскольку знания китайцев о мире неуклонно множились и возрастали, то появлялась необходимость в создании всё новых и новых иероглифов. На сегодняшний день их насчитывается уже около 80 000. При этом, иногда слова составляются из нескольких иероглифов, каждый из которых по- отдельности обозначает какое-либо понятие, но сложенные вместе, они выступают в качестве слогов.

Кроме того, иероглифы сложны по начертанию - каждый из них состоит из чёрточек, количество которых доходит, в некоторых случаях, до 50.

Конечно, запомнить всё это просто невозможно, да и не нужно - в обыденной жизни среднестатистическому китайцу приходится пользоваться не более 1500 - 3000 письменными знаками.

Для чтения же классической (и особенно) древней литературы необходимо знать примерно 7 - 8 тысяч иероглифов, поэтому высокообразованные китайцы – любители и знатоки нетривиальной литературы, вынуждены пользоваться словарями. С другой стороны, знание иероглифов обеспечивает такую скорость чтения, которая практически недостижима при восприятии буквенного письма.

Необходимо упомянуть и об ещё одной, немаловажной, особенности языка китайцев – его тоновой основе . Дело в том, что значение слова в китайском языке напрямую зависит от той интонации, с которой оно произнесено. Для обозначения одного и того же слова (по набору звуков), сказанного с разным выражением, применяются разные иероглифы. И наоборот один и тот же иероглиф может приобретать различные толкования, в зависимости от омонимов (слов похожих по звучанию).

Будучи делом непростым, литература в Китае становилась уделом образованного меньшинства и была не доступна для широких масс. В связи с этим, значение её возрастало – письмо, сочинительство рассматривалось почти как священнодействие , придавало особую значимость тем, кто знал иероглифы и владел искусством слова.

Поэтическое искусство Китая

Я тоскою охвачен, никак не усну.
Да и сон не избавит от горестных дум!
Лунный свет озаряет снегов пелену,
Дует северный ветер, и дик и угрюм.
Жизнь куда-то уходит, не медля ни дня,
И я чувствую: старость коснулась меня..

ПЕСНЯ ДЕВУШКИ, СОБИРАВШЕЙ СЛИВЫ из сборника "Ши-цзин"

Слива уже опадает в саду,
Стали плоды её реже теперь.
Ах, для того, кто так ищет меня,
Мига счастливей не будет, поверь.

Сливы уже опадают в саду,
Их не осталось и трети одной.
Ах, для того, кто так ищет меня,
Время настало для встречи со мной.

Сливы опали в саду у меня,
Бережно их я в корзинку кладу.
Тот, кто так ищет и любит меня,
Пусть мне об этом скажет в саду.

Расцвет китайской поэзии приходится на средневековье – периоды Тан и Сун. В это время работают такие выдающиеся мастера изящной словесности как Ли Бо, Ду Фу, Бо Дзюй-и, Ван Вэй и другие.

Тогда же вырабатываются строгие правила стихосложения, ставшие своеобразным каноном на все последующие века.

Высоко ценились знатоками вэнь следующие качества стихов:

2. изящество , красота собственно слова и богатство сочетаний образов и смыслов в произведении;

3. выражение самых тончайших переживаний и сложных психологических нюансов;

4. большое внимание к образам природы , где человек является лишь её малой частицей;

5. философская (а часто и дидактическая) направленность стихов .

На мокрой ветке иволга щебечет,
И чайки плавают у островка.
Цветы совсем поникли в этот вечер,
И стала неспокойною река.

Седой старик - варю вино из проса.
Стучится дождь у моего окна.
Я на судьбу не взглядываю косо:
В уединенье слава не нужна.

Свет луны в тихий час ходит кругом по красному дому
Нагибаясь неспешно к мягкой двери тотчас
Изливает свой свет на бессонную у двери переслону
Все обиды оставив не вымолвив к слову
Ах, подруга-луна, почему ты стремишься стать полной,

Проза в китайской литературе

В заключение статьи скажу ещё об одной важной особенности китайской литературы.

Китай — страна на востоке Азии. Китай имеет свою культуру, которая развивается с давних времен. Развитие культуры Древнего Китая (хронологические рамки II в. до н. э. — I—III вв. н. э.) проходило по своему собственному пути, независимо от других цивилизаций. Она имеет большую ценность для всего мира. Благодаря произведениям искусства, которые сохранились до наших дней, можно исследовать зарождение философии и религии.

  • Развитие культуры
  • Философские течения
  • Письменность и литература
  • Наука в Древнем Китае
  • Изобразительное искусство
  • Обычаи и традиции

Культура Древнего Китая

Развитие культуры

Китай — это государство, которое существует многие тысячелетия. За это время китайский народ построил богатую культуру и внес большой вклад в развитие человечества. Именно в Китае изобрели фарфор, бумагу, шелк, компас, порох, сейсмограф и многое другое.

Развитие культуры Древнего Китая

Началом становления культуры Древнего Китая считается III век до нашей эры. Она отличается крепостью своих идеалов, ведь, несмотря ни на что, все культурные ценности сохранились до сих пор. Из-за того, что Китай раньше был в изоляции, культура его получила особенные черты.

Особенности:

  1. Практичность (ценность — предметы реальной жизни).
  2. Традиционность (приверженность обычаям, традициям).
  3. Главное — природа (божеством считались природные явления — небо, горы, воды).

Философские течения

Так как Китай — одна из тех стран, где обожествлялись и поклонялись силам природы, то и философия имеет свои черты.

Философия Китая получила свое начало в V веке до н. э. Тогда в Китае началось расслаивание на социальные классы — богатых, бедных и чиновников. Философия Китая объединяет в себя три объекта Вселенной — Земля, Небо и Человек. Считалось, создание Вселенной проходило через деление хаоса на Землю и Небо.

Конфуцианство и даосизм

Конфуцианство — это философская школа, которая была создана мыслителем Конфуцием в VI—V вв. до н. э. В конфуцианские годы в Китае боролись чиновники и император, поэтому основной идеей было отношение между людьми разных социальных слоев. Это направление в философии выражало идею, что человек должен стремиться к гармонии (в себе и с окружающими) и соблюдать моральные правила, для того чтобы прекратить общественные беспорядки.

Мыслитель Конфуций в VI—V вв. до н. э.

Жизнь человека — это главное в конфуцианстве. Человек должен всегда думать о душе и воспитывать ее. Конфуций также считал, что нужно выстраивать гармоничные отношения между собой. Благодаря такому воспитанию и гармоничному состоянию в стране не будет общественных конфликтов.

Даосизм — философское течение, которое основал Лао-цзы в V веке до н. э., а представителями школы были даосы. Дао — закон природы, путь, которому подчиняются все.

Для того чтобы обрести гармонию с природой китайцы использовали специальные практики: фэншуй, цигун, иглоукалывание.

Моизм и легизм

Мо-цзы в V—III вв. веках до н. э

Моизм — еще одна философская школа, основанная Мо-цзы в V—III вв. веках до н. э. Главный принцип этой школы — единомыслие всех живущих на земле. Если большинство людей считает полезным какое-либо действие, то остальные (несогласные) должны подчиниться мнению большинства, чтобы принести пользу обществу в целом. Поддерживать порядок следовало при помощи наказаний и поощрений.

Легизм — течение, основоположником которого был государственный деятель Шан Ян. Главная мысль, которую выражал Шан Ян, заключалась в том, что человек переполнен злом и плохими умыслами и должен держать под контролем свою сущность. После него эту тему развивал Хань Фэй, который выдвигал принцип тоталитарной политической философии. Он считал, что идея порядка должна определять общественную структуру.

Письменность и литература

Письменность Древнего Китая имеет свои особенные черты. Вместо букв в Китае используют иероглифы, отдельные знаки, каждый из которых имеет свое значение. Число иероглифов достигает десятков тысяч.

Письменность Древнего Китая

В древние времена китайцы писали на деревянных дощечках палочками из бамбука. Потом появились мягкие кисти, которыми писали на ткани из шелка, а уже позже появилась бумага (интересный факт, что бумагу изобрели именно в Китае).

В литературе Китая главное место занимала поэзия, почти не изменившаяся в течение веков. Поэзия имеет свои правила — размер и ритм. Стихи рассчитаны только для чтения, так как книжный язык тяжело воспринимается на слух и отличается от разговорного языка.

Наука в Древнем Китае

Наука в Китае была очень развита. Многие открытия были сделаны именно в Китае, где жили множество ученых.

Открытия в разных областях знаний:

Наука в Древнем Китае

Изобразительное искусство

Искусство Древнего Китая стало формироваться во II тысячелетии до н. э. Несмотря на тяжелые времена в истории этой страны оно продолжало жить и развиваться. Сегодня до нас дошло много предметов искусства, которые считаются мировым наследием.

Архитектура и живопись

Архитектура Китая отличается сложностью построек. Уже в I тысячелетии до н. э. в Китае строились двух- и трехэтажные дома. На крыши клали черепицу. Также на все здания крепилась дощечка среднего размера с пожеланиями здоровья, процветания и достатка. Особенность крыш — загнутые вверх углы, считалось, что по таким крышам злые духи не могут попасть внутрь дома.

Китай — очень духовная страна, здесь строилось много храмов, монастырей, пагод. Особо известны храмы и монастыри, вырубленные в скалах. Одна из самых известных пагод — семиэтажная пагода Диких гусей высотой 60 метров. Пагода сохранилась до наших дней и является достопримечательностью страны.

Древний храм Китая

Все изображенные предметы несут свой определенный смысл (сосна — долголетие, бамбук — стойкость, аист — одиночество).

Направления в скульптуре

Скульптуры Китая изображают могущественных императоров и знатных людей. Эти скульптуры ставили перед могилами, как памятники усопшим. Позже это направление стало развиваться и получило большую популярность. Каменные статуи начали изготавливать согласно чину умершего человека.

Терракотовая армия в гробнице императора Цинь Ши-хуаньди

Наиболее известные скульптуры Древнего Китая — это терракотовая армия в гробнице императора Цинь Ши-хуаньди. Это более 8000 статуй китайских воинов и их лошадей. Статуи выполнены настолько натуралистично, что даже лица у каждого из воинов индивидуальны.

Скульптура из камня в гробнице генерала Хо Цюйбина является шедевром искусства раннего периода. Генерал был захоронен в погребальном комплексе императора У-ди, рядом с императорским курганом. В его гробнице установлено 9 статуй, которые изображали военные подвиги.

На могиле императора Тай-цзуна изображены 6 боевых коней в разных позициях.

Позже широкую известность получило другое направление в творчестве. Стены гробниц и храмов украшались скульптурным рисунком. На таких рисунках изображали императоров, военных, сановников и добродетельных женщин.

Еще одним направлением в скульптуре являются каменные пещеры. В древности такие пещеры искусственно выдалбливались в скале и украшались различными надписями и рисунками на стенах, статуями, колоннами. В Китае таких пещер около 120 и самые известные из них — Юньганские, Лунмыньские и Дунхуаньские.

Театр, танцы и музыка

Театральное искусство берет свое начало в VI веке н. э. Представления включают в себя оперные составляющие, то есть актеры поют и танцуют.

Особое место занимали костюмы актеров, они очень громоздкие и красивые. Декорации не имеют такого большого значения и обычно неброские.

Игра актеров включает в себя как вербальные способы (словами) передачи информации, так и с помощью жестов, пантомимы.

Танцы в Древнем Китае

Танцы в Древнем Китае развивались с очень давних времен (XXI век до н. э.). Уже тогда были школы танцев — Да Сы Юэ, Тай Юэ Шу, Юэ-Фу. Самая первая школа была открыта для выступления перед императором на праздниках.

В Древнем Китае использовались музыкальные инструменты:

  • звенящие;
  • струнные;
  • духовые;
  • ударные.

Музыкальные инструменты делали из камня, металла, шелка, дерева, кожи, глины и даже тыквы.

Обычаи и традиции

На протяжении истории в Китае сложился особый образ жизни. Он отражался в еде, одежде, жилище, обрядах.

Кухня и еда

В Китае основной деятельностью было земледелие. Основной культурой было пшено, его перерабатывали в муку, из которой готовили похлебку. Уже позже из этой муки стали готовить лапшу, которая является традиционным блюдом в современном Китае.

Кроме пшена, выращивали финики, каштаны, просо и сою. В южных районах выращивали рис.

Земледелие в Древнем китае

Китайцы занимались и собирательством: травы, ягоды, грибы, коренья. Культивировали также овощи и фрукты — огурцы, лук, тыква, капуста, апельсины, лимоны, персики, абрикосы.

Кроме растительной пищи, употребляли и животный белок. Выращивали свиней, коров, коз, овец, кур, гусей, уток, кошек и собак. В лесах охотились на оленей и кабанов. Жители побережья ловили рыбу и черепах.

Жители в те времена употребляли алкогольные напитки (рисовое вино). Из безалкогольных напитков основным являлся чай. Изначально чай был напитком императора, а позже полюбился и беднякам.

Чай в Китае — это не просто напиток, а чайная церемония — целый ритуал. Перед тем как приступать к чаепитию, нужно освободиться от раздражения, неприятностей и болезней. Уже в Средневековые времена начали строить чайные павильоны, в которых была особенная атмосфера. Чай пьют из маленьких чашек из керамики.

Поведение и этикет

Этикет в традиции Китая имеет особое значение. Его становление имеет долгую историю и кратко рассказать о нем очень сложно. Жизнь в прошлом имела много запретов и действий, имеющих магическое значение.

Этикет в традиции Китая

В основе этикета в Китае лежит уважение к старшим, бережное отношение к традициям, уважение к национальной истории, соблюдение всех ритуалов.

Культура древнего Китая

Кратко о культуре древнего Китая.
Китайская культура не только одна из самых древних мировых культур, но в то же время и одна из самых уникальных. Начинает она свое развитие приблизительно с 3-го века до нашей эры уже как культура древнего государства и активно развивается по сей день. Зачатки культуры древнего Китая возникли раньше, чем эта культура стала восприниматься как наследие древнего государства, примерно за 2-3 века до процесса формирования империи.
У китайцев уникальная архитектура, на территории страны исповедовали в разное время множество религий, многие из которых пронесены сквозь века и актуальны по сей день. У народа есть собственная литературная традиция, отличны от других народов музыкальные и танцевальные каноны.

Религия древнего Китая

Изначально китайская религия была неким культом фетишизма, это происходило приблизительно в 2 веке до нашей эры. Далее, уже спустя век, верования свелись к тотемистическим и были тесно связаны с мистикой и всевозможными магическими ритуалами. Все тотемы были связаны с природными явлениями, да и сами религиозные представления в первую очередь превозносили природу. Поклонялись не только горам, земле и различным явлениям, например, молнии и дождю, но и существовали разные животные-тотемы. Одним из самых могущественных анималистических покровителей считался медведь.
Существовал и культ предков – их почитали, обращались к ним с просьбами и, конечно же, главы семьи выстраивали храмы для почитания всех предков своего рода.
Ближе к нулевому году сформировались и более цивилизованные религии. В частности, возникло конфуцианство. Все религии того времени были с философским подтекстом и предполагали не следование догмам, а познание мира и уважение традиций. Конфуций был самым ярким представителем религиозной жизни того времени, и его учение предполагало в первую очередь сохранение традиций общества и получение надлежащего воспитания, а не выполнение религиозных обрядов.

Письменность и литература

Архитектура, скульптура и живопись

Китайская архитектура с древних времен считалась прогрессивной. Когда многие народы возводили лишь примитивные жилища или строения из глины и камни в один этаж, китайская архитектура поражала – в стране было огромное количество многоэтажных зданий. Конечно же, существовала и определенная схема их построения – основой китайского дома была массивная опора из деревянных столбов. Крыши обычно покрывали черепицей, создавали ее путем обжигания глины. Самым популярным видом здания были пагоды.
Живопись в древнем Китае была тоже прогрессивна, если сравнивать ее с живописью стран, существовавших в то время. Картины обычно рисовались на шелке, а позже уже на бумаге. Для рисования использовали тушь и кисти.
Активно развивалась и скульптура, оттачивались умения народа в производстве керамики. До наших дней дошло множество ваз и небольших статуэток, делали их в основном из поделочных камней, либо слоновой кости. Посуду и украшения уже ближе к новой эре стали делать из фарфора – еще одного чисто китайского изобретения, державшегося в секрете.

Наука в древнем Китае

Наука развивалась не менее стремительно, чем другие области культуры страны. Были важные астрономические открытия, создавалась собственная медицина, отличная от других культур. Развивалась также математика, геометрия. Китайцы уже в древности знали основные свойства фигур, считали дробные числа, а еще ввели понятие об отрицательных числах. Известна была и арифметическая прогрессия.
1 век до нашей эры знаменателен в китайской науке тем, что тогда был написан величайший математический трактат, объясняющий предмет математики в двухстах главах. Эти знания были получены китайскими учеными и систематизированы.
Ученые смогли рассчитать и точную продолжительность года. Тогда весь год был разделен ими на 12 месяцев, а те в свою очередь состояли из четырех недель. Система актуальна и используется по сей день.
В древнем Китае были созданы и карты звезд и светил, описывающие их местоположение в небе, а также их движение. Но самым гениальным китайским изобретением считается компас – этого предмета не было на тот момент нигде, и именно китайцы его создали первыми.
Китайская цивилизация с древних времен была одной из самых развитых. В разных сферах культуры у этого древнего государства есть собственные уникальные изобретения и заслуги. К началу новой эры в Китае уже оформилась цивилизованная религия – Конфуцианство, популярная и по сей день. У страны есть достижения и в сфере искусства и литературе, и в науке. Оригинальна и китайская письменность. Это говорит о том, что в древности Китай был сильной цивилизацией с огромным потенциалом.

Читайте также: