Пионеры американского дизайна кратко

Обновлено: 04.07.2024

Встреча с искусствоведом Еленой Олейник, на которой спикер расскажет о дизайнерах, навсегда вошедших в историю дизайна Америки.

"Да здравствует кризис!" Так могли бы сказать американские дизайнеры 1930-х. Удивительно, но именно в эпоху Великой депрессии в США рождается дизайн и сама профессия дизайнера. Все ненужное уходит, остаётся только самое лучшее, то, что прошло проверку рынком.

Раймонд Лоуи, Генри Дрейфус, Норман Бел Геддес, Уолтер Дорвин Тиг — эти имена определили развитие американского дизайна на многие годы вперёд. О них и пойдет речь на лекции.

Спикер: Елена Олейник — кандидат искусствоведения, арт-критик, яркий харизматичный лектор. Читала лекции в МГУ, ГИТИСе(РАТИ), McGill University (Монреаль, Канада). Создатель проекта @o_fine_art по истории искусства и архитектуры, проводит онлайн и оффлайн лекции.

Некрасивое не продается

Раймонд Лоуи

В Америке слово дизайн и сама профессия дизайнер появляется намного раньше, чем во всем мире. Это обусловлено маркетинговыми концепциями компаний и тем, что дизайн стал являться средством конкуренции. В связи с развитием дизайна, начали появляться ассоциации разного рода, целью которых стала защита авторских прав.

Интересно, что в большинстве дизайнерских бюро есть отделы по изучению рынка, составлению программ производства и сбыта продукции и и. д. Фирма Лоуи, например, провела целый комплекс работ по мясопродуктам, их расфасовке, этикетажу и, наконец, приготовлению и сервировке. Это пример участия дизайна в самой будничной и как будто бы само собой разумеющейся ситуации. Иногда на изучение спроса и сбыта уходит столько же времени, сколько и на проектирование самих предметов.

Норман Бел Геддес

(Norman Bel Geddes; 27 апреля, 1893 — 8 мая, 1958)

— американский театральный и промышленный дизайнер , крупнейший теоретик и практик футуродизайна .

Norman Bel Geddes

Работая театральным дизайнером, многие спектакли оформлял в подчеркнуто конструктивистском стиле. Новаторство в театре: предлагал изменить отношение к сценическому свету. Традиционно главная цель театрального освещения была очень проста - осветить сцену и актеров. Бел Геддес предложил светом моделировать сценическое пространство. Его идеи были приняты только через несколько лет.

Радиоприёмник "Patriot" производился в Нью - Йорке Emerson Radio and Phonograph Corporation (1940)

радиоприёмник Patriot (1940)

325272_original

Набор для коктейля "Manhattan". Выпускался компанией Revere Copper and Brass в Риме и Нью - Йорке

Особенности дизайна: сглаженные углы, стекло,хром, обтекемые формы(вводится термин обтекаемость -Streamlining)

Автомобиль №8 рассчитан на восемь человек


Автомобиль №8 рассчитан на восемь человек

Локомотив Бела Геддеса

Локомотив Бела Геддеса. Кроме того, что это локомотив, о нём ничего неизвестно

Нетрудно догадаться, как возникла нумерология колёсных транспортных средств: автобус №2 — двухэтажный, а автомобиль №8 вмещает в себя восемь человек.

Все, кроме автомобиля №8, имели по восемь колёс и вертикальный "плавник" в хвостовой части. Пассажирам предоставлялась беспрецедентная видимость — шикарный обзор из многочисленных окон. К несчастью, это всё, что удалось найти об автомобилях, кораблях и поездах Бела Геддеса.

"Мы видели будущее", — говорили друг другу люди, выходя из павильона "Futurama". Каждому из них на память выдали значок "I have seen the Future".

Airliner No. 4 (1929)

Источником вдохновения замечательному американскому дизайнеру послужил германский 12-моторный гигант Do X .

Трансатлантический лайнер Геддеса должен был иметь 26 моторов - 20 рабочих и 6 запасных, мощностью по 1900 л. с. Он был рассчитан на перевозку 606 пассажиров в весьма комфортных условиях.

Воздушным путешественникам предлагались не только спальные каюты, но и гимнастические залы, душевые, парикмахерские, солярии (один для дам, другой для джентльменов) и даже теннисный корт.
И за все удовольствие предлагалось брать всего по 300 долларов с пассажира - столько же, сколько стоил билет во второй класс не самого роскошного трансатлантического лайнера.
Проект "лайнера №4" существует в нескольких вариантах. Геддес не оставлял эту идею вплоть до 1940 года, когда летающие лодки сменили цеппелины на трансатлантическом маршруте.

летающий автомобиль.1

Аукцион его изобретений

Уолтер Дорвин Тиг

(1883-1960)

851
4980692

20111017081901big_b
WalterandVince_jpg_large_jpg

Рассказываем о декораторах, создавших американский стиль и повлиявших на десятки дизайнеров от Келли Уирстлер до Мартина Лоренса-Булларда.

“Бунтарка в мире уродства”, — говорила о себе Элси де Вулф, женщина, ставшая лучом света в царстве мрачных викторианских интерьеров начала XX века. Дочь обычного врача из Нью-Йорка, де Вулф быстро стала известной: благодаря близким отношениям с литературным агентом Бесси Марбери она влилась в манхэттенские высшие круги, а чувство стиля сделало ее образцом для подражания. Сначала нью-йоркские дамы копировали ее наряды, а позже, когда де Вулф обновила интерьер их с Марбери квартиры, стали обращаться к ней за интерьерными советами.

Квартира Конде Монтроза Наста на Парк-авеню в Нью-Йорке.

Хорошо знакомая с французским классицизмом XVIII века, де Вулф умела привнести праздничность, сияние и ощущение свежести. В интерьерах женского клуба Colony она воспроизвела атмосферу садового павильона, поразив посетительниц трельяжной сеткой на стенах и изысканной ротанговой мебелью. Дом миллионера Генри Фрика обставила коллекцией антиквариата, которой позавидовал бы куратор хорошего музея, а в своей вилле Трианон в Версале (где жила до и после Второй мировой войны) соединила классическую обстановку с экзотическими орнаментами.

Дом в Нью-Йорке, где де Вулф одно время жила со своей близкой подругой Элизабет Марбери.

Хрупкая и изящная Элси до конца жизни была звездой вечеринок и настоящим трендсеттером: могла покрасить волосы в голубой цвет, чтобы они перекликались с украшениями Cartier, занималась йогой, придерживалась вегетарианской диеты, а комнаты своих домов украшала подушками с вышитыми слоганами. “Никогда не жалуйся и не давай объяснений” — идеальный девиз для женщины, которая точно знала, как создавать красоту.

Принадлежавшая де Вулф вилла Трианон в Версале. Иллюстрация Уильяма Брюса Эллиса Ренкена.

Дороти Дрейпер не зря заслужила звание самого известного декоратора Америки: она была настоящим первопроходцем. В 1923 году она основала Architectural Clearing House — первое бюро интерьеров в истории американского дизайна. Дрейпер заложила основы профессии дизайнера-универсала: она проектировала интерьеры отелей, театров, магазинов и кафе, салоны самолетов и ав­томобилей, текстиль и упаковку для косметики.

Исторический отель The Greenbrier Hotel — Дрейпер занималась его редизайном в 1940‑е годы.

Собственное имя Дороти превратила в узнаваемый бренд и рассказывала о составляющих стиля, известного как the Draper touch, на страницах журналов и книг. Одна из них называлась “Декорировать — это весело!”, и этот заголовок отлично характеризует подход Дрейпер к дизайну. Веселая и энергичная по натуре, она не боялась соединять несовместимое: классические молдинги и строгие формы ар-деко, яркие, насыщенные цвета и графичные орнаменты, уютный шинц и вычурные барочные зеркала. Само слово “бежевый” казалось Дрейпер грязным, а натуральные деревянные поверхности — скучными, поэтому она дерзко перекрашивала классическую мебель в шокирующе розовый, зеленый и красный, а в качестве фона для сочных акцентов использовала дуэт черного и белого. “Если это выглядит правильным — это правильно”, — безапелляционно заявляла она и никогда не ошибалась.

Казино Palácio Quitandinha в Рио-де-Жанейро; сейчас это частная резиденция.

Секретер XVIII века, полученный Дрейпер по наследству.

article image

Билли Болдуина часто называют первым мужчиной, который потеснил гранд­дам американского интерьерного дизайна, стоявших у руля до Второй мировой ­войны. Одна из них, Руби Росс Вуд, в 1935 году предложила ему работу в своем бюро, а спустя двадцать лет он стал одним из самых востребованных нью-йоркских декораторов. Обладая эклектичным вкусом, главное значение Болдуин придавал цвету.

Спальня в доме Долли и Николаса П. Гуландрисов.

Важным впечатлением детства стали для него полотна Матисса, которые будущий декоратор увидел в доме коллекционеров и приятельниц Гертруды Стайн сестер Коун. “Матисс освободил нас от цветовых предрассудков Викторианской эпохи”, — считал он и уверенно внедрял в свою палитру насыщенные оттенки красного, коричневого, зеленого и горчичного. Болдуин не боялся темных цветов, глубину которых проявлял с помощью глянцевого финиша. Мощные, яркие акценты-мазки и деликатные золотистые детали позволяли его темным интерьерам заиграть по-новому.

Главный редактор Vogue Диана Вриланд в интерьере по дизайну Билли Болдуина.

Нью-йоркская квартира Ли Истмана, юриста и отца Линды Маккартни.

Многие предметы, со­зданные Болдуином для конкретных проектов, быстро “ушли в народ” — это, например, изящные латунные стеллажи из библиотеки композитора Коула Портера. Декораторский подход Болдуина был на редкость человечным: он не заставлял клиентов избавляться от всей старой мебели, интегрируя в новый интерьер их любимые вещи, а во главу угла ставил удобство. Главными героями его комнат были диваны и кресла — мягкие, глубокие и манящие.

Интерьер Болдуина на обложке House & Garden.

Альберт Хэдли на крыльце своего дома в Саутпорте, Коннектикут, 1991 год. Фотограф Слим Ааронс.

О масштабе таланта Альберта Хэдли говорит уже то, что он более двадцати лет проработал бок о бок с великой и ужасной Систер Пэриш и стал не менее значимым декоратором, чем она. Скромный, деликатный и по-южному обаятельный Хэдли ­идеально дополнял бескомпромиссную Пэриш: если она опиралась на декораторское чутье, то он рационально оценивал проект, умело чертил эскизы и планы, мог использовать и преобразить архитектуру помещения. Хэдли не просто декорировал, он перестраивал комнаты, “спасая” самые безнадежные интерьеры. Так, когда один из клиентов шокировал Пэриш ­запросом на свободную планировку, Хэдли уладил вопрос с помощью стеклянной перегородки и лаконичной архитектуры, в которую идеально вписалась подбор­ка традиционной мебели.

Вариант оформления спальни, придуманный Хэдли в 1959 году специально для Vogue.

Несмотря на классический бэкграунд, Хэдли всегда был в курсе тенденций и новых технологий, обожал молодежь и вырастил не одно поколение ­декораторов. “Альберт был как Питер Пэн”, — вспоми­нает его верная ученица дизайнер Банни Уильямс, а критик Пилар Виладас пишет: “В свои восемьдесят пять он был более современным, чем многие тридца­тилетние”. Это ­легко читается в интерьере квартиры Хэдли, опубликованном в конце 1990‑х ­годов: здесь абстрактное искусство соседствует с ­модернистскими предметами и ­антиквариатом, а потолок смело оклеен виниловыми обоями с переливчатой голографической поверхностью.

Интерьер Kips Bay Boys Club, созданный Альбертом Хэдли в 1970‑е годы.

Систер Пэриш, Нью-Йорк, 1960 год. Фотограф Слим Ааронс.

Королева американского кантри Систер Пэриш — на самом деле никакая не монахиня, хотя прозвище, данное ей братом и заменившее имя, однажды стало источником конфуза. Когда Джеки Кеннеди пригласила Пэриш оформить интерьеры Белого дома, один незадачливый репортер написал: “Кеннеди наняли монашку в качестве декоратора”. Если Дороти Мэй Пэриш и верила во что-то свято и непоколебимо, то это был традиционный загородный интерьер. Вынужденная начать работать декоратором из-за банкротства мужа, Пэриш была аристократкой по происхождению и умела делать глубоко аристократичные интерьеры: созданные с нуля, они казались теплыми и обжитыми, наполненными наследием предыдущих поколений. Именно опыт и традиция были главным источником вдохновения для Пэриш: безупречное знание истории загородного стиля она дополняла интуитивным чувством цвета и паттерна. Чтобы привнести в свои дома непринужденность, легкую небрежность и романтичность, которыми отличались работы Пэриш, клиенты были готовы выплачивать феноменально высокие гонорары и все равно слегка робели, когда, взяв сервировочный столик на колесах, она прогуливалась по комнатам и безжалостно отбраковывала неуместные аксессуары.

Американский художник и декоратор Тони Дюкетт “выстрелил” благодаря покровительству Элси де Вулф, которая попросила его помочь ей с оформлением особняка в Беверли-Хиллз и представила своим богатым и знаменитым знакомым. Безудержный максимализм, жгучая смесь цветов и орнаментов, экзотичность и театральность привлекли к творчеству Дюкетта как состоятельных заказчиков, так и дальновидных голливудских режиссеров. Дюкетт был на редкость энергичным человеком: он успевал оформлять интерьеры, создавать предметы обстановки и скульптуры, придумывать костюмы и декорации для пьес, сценографию для фильмов, а между делом мог изготовить ожерелье для герцогини Виндзорской или фантазийный браслет для своей жены.

С начала 19 столетия началось бурное и интенсивное освоение территории США. Американские-пионеры-переселенцы – интересная страница истории этого континента, наполненная мифами, драмой и героизмом.

Освоение Запада: временные рамки

Если в 1800 году к западу от Аппалачей проживало менее 10 % всех американцев, то к 1860 году за горной грядой уже обитало больше половины населения. Восточные штаты Новой Англии были густо заселены, а дикие земли Запада манили своими просторами, дешевизной и плодородностью.

физическая карта сша, аппалачи

Охотники, ведущие бобровый промысел, первыми освоили территории западнее Миссисипи Расцвет торговли пушниной приходится на 1820-1840-ые годы.

Также после 1846 года активно переселялись религиозные общины мормонов, которые конфликтовали с местным населением и официальными конфессиями.

американские пионеры: карта троп и маршрутов

Многофункциональность лоскутного одеяла в быту переселенцев

В путешествия отправлялись не поодиночке, и даже не семьями, а целыми общинами-караванами.

американские пионеры в пути, фото каравана

Перемещались американские пионеры в фургонах, запряженных волами. Наиболее бедные тащили свою поклажу на ручных тележках.

американские пионеры: мормоны в путешествии на запад

Это был долгий и опасный путь длиной в полгода. Но и подготовка к такому длительному странствию занимала много времени, а также требовало большого количества средств. Фургон, волы, упряжь для них, инструменты, запас провизии для семьи, одежда и одеяла, утварь, оружие – всё это в совокупности стоило недешево.

американские пионеры: строение фургона

Предприимчивые люди начали издавать путеводители для переселенцев, где описывалось, то взять с собой в дорогу. И, конечно же, в этом списке были и стёганые одеяла, которые женщины начинали шить заранее.

американские пионеры собираются в путь, что брать с собой

Можете ли вы себе представить, насколько ценным было одеяло в кочевой жизни пионера? Им укрывались от холода, стелили на землю, завешивали вход в фургон, чтоб защититься от пыли, оно смягчало тряскую езду в повозке. Это был маленький элемент комфорта, а также напоминание о близких людях, с которыми свидеться уже никогда не придётся.

американские пионеры, быт, кадр из фильма

американские пионеры: памятник мормонам-переселенцам

В этих путешествиях американские пионеры потеряли многих – гибель от индейских стрел, от голода, от холеры, дизентерии, лихорадки, несчастных случаев при переправах через реки. В пути сгинул каждый 17-ый переселенец. Часто люди хоронили своих мертвецов, заворачивая в одеяла. Потому что дерева для гроба на тропе не было, порой и щепок для костра было не собрать. Топливом служили лепешки сухого навоза.

И даже по прибытию в конечную точку маршрута злоключения путешественников не заканчивались. Ведь постройка дома и обустройство фермы тоже занимали годы труда. Поэтому одеяла подчас служили дверями в первых временных хижинах и землянках.

развалины хижины

Лоскутные блоки – свидетели великого переселения

Естественно, что такое трудное время, освоение новых земель, навсегда запечатлелось в лоскутном творчестве американских пионеров. В первую очередь, это касается названий лоскутных блоков.

Одни названия тесно связаны с самим маршрутом – Rocky Road to Kansas (Каменистый путь в Канзас), Road to California (Дорога в Калифорнию), Oregon Trail (Орегонская тропа).

лоскутный блок

блок

Другие отражают условия новой жизни переселенца – Log Cabin (Бревенчатый дом), Bear’s Paw (Медвежья лапа) and Pine Tree (Сосна).

лоскутный блок сосна

лоскутный блок медвежья лапа

Воспоминания о путешествии запечатлелись в названиях Wandering Foot (След бродяги) и Prairie Queen (Королева прерий).

блок бродячая нога

блок королева прерий

аппликация Роза Шарона

узор великолепные горы

Американские пионеры на экранах

Тем, кто хочет побольше узнать про быт этого сложного времени, очень рекомендую следующие фильмы:

афиша кино

афиша кино 2

По описанию довольно интересный. Но нигде ни посмотреть ни скачать в сети, даже платно. Так что если вдруг вам повезет, поделитесь ссылкой.

графика для пинтерест

Понравилась эта статья? Пожалуйста, поделитесь изображением ниже на своей замечательной доске в Pinterest!

Читайте также: