Пионеры американского дизайна кратко
Обновлено: 04.07.2024
Встреча с искусствоведом Еленой Олейник, на которой спикер расскажет о дизайнерах, навсегда вошедших в историю дизайна Америки.
"Да здравствует кризис!" Так могли бы сказать американские дизайнеры 1930-х. Удивительно, но именно в эпоху Великой депрессии в США рождается дизайн и сама профессия дизайнера. Все ненужное уходит, остаётся только самое лучшее, то, что прошло проверку рынком.
Раймонд Лоуи, Генри Дрейфус, Норман Бел Геддес, Уолтер Дорвин Тиг — эти имена определили развитие американского дизайна на многие годы вперёд. О них и пойдет речь на лекции.
Спикер: Елена Олейник — кандидат искусствоведения, арт-критик, яркий харизматичный лектор. Читала лекции в МГУ, ГИТИСе(РАТИ), McGill University (Монреаль, Канада). Создатель проекта @o_fine_art по истории искусства и архитектуры, проводит онлайн и оффлайн лекции.
Некрасивое не продается
Раймонд Лоуи
В Америке слово дизайн и сама профессия дизайнер появляется намного раньше, чем во всем мире. Это обусловлено маркетинговыми концепциями компаний и тем, что дизайн стал являться средством конкуренции. В связи с развитием дизайна, начали появляться ассоциации разного рода, целью которых стала защита авторских прав.
Интересно, что в большинстве дизайнерских бюро есть отделы по изучению рынка, составлению программ производства и сбыта продукции и и. д. Фирма Лоуи, например, провела целый комплекс работ по мясопродуктам, их расфасовке, этикетажу и, наконец, приготовлению и сервировке. Это пример участия дизайна в самой будничной и как будто бы само собой разумеющейся ситуации. Иногда на изучение спроса и сбыта уходит столько же времени, сколько и на проектирование самих предметов.
Норман Бел Геддес
(Norman Bel Geddes; 27 апреля, 1893 — 8 мая, 1958)
— американский театральный и промышленный дизайнер , крупнейший теоретик и практик футуродизайна .
Работая театральным дизайнером, многие спектакли оформлял в подчеркнуто конструктивистском стиле. Новаторство в театре: предлагал изменить отношение к сценическому свету. Традиционно главная цель театрального освещения была очень проста - осветить сцену и актеров. Бел Геддес предложил светом моделировать сценическое пространство. Его идеи были приняты только через несколько лет.
Радиоприёмник "Patriot" производился в Нью - Йорке Emerson Radio and Phonograph Corporation (1940)
Набор для коктейля "Manhattan". Выпускался компанией Revere Copper and Brass в Риме и Нью - Йорке
Особенности дизайна: сглаженные углы, стекло,хром, обтекемые формы(вводится термин обтекаемость -Streamlining)
Автомобиль №8 рассчитан на восемь человек
Локомотив Бела Геддеса. Кроме того, что это локомотив, о нём ничего неизвестно
Нетрудно догадаться, как возникла нумерология колёсных транспортных средств: автобус №2 — двухэтажный, а автомобиль №8 вмещает в себя восемь человек.
Все, кроме автомобиля №8, имели по восемь колёс и вертикальный "плавник" в хвостовой части. Пассажирам предоставлялась беспрецедентная видимость — шикарный обзор из многочисленных окон. К несчастью, это всё, что удалось найти об автомобилях, кораблях и поездах Бела Геддеса.
"Мы видели будущее", — говорили друг другу люди, выходя из павильона "Futurama". Каждому из них на память выдали значок "I have seen the Future".
Airliner No. 4 (1929)
Источником вдохновения замечательному американскому дизайнеру послужил германский 12-моторный гигант Do X .
Трансатлантический лайнер Геддеса должен был иметь 26 моторов - 20 рабочих и 6 запасных, мощностью по 1900 л. с. Он был рассчитан на перевозку 606 пассажиров в весьма комфортных условиях.
Воздушным путешественникам предлагались не только спальные каюты, но и гимнастические залы, душевые, парикмахерские, солярии (один для дам, другой для джентльменов) и даже теннисный корт.
И за все удовольствие предлагалось брать всего по 300 долларов с пассажира - столько же, сколько стоил билет во второй класс не самого роскошного трансатлантического лайнера.
Проект "лайнера №4" существует в нескольких вариантах. Геддес не оставлял эту идею вплоть до 1940 года, когда летающие лодки сменили цеппелины на трансатлантическом маршруте.
Аукцион его изобретений
Уолтер Дорвин Тиг
(1883-1960)
Рассказываем о декораторах, создавших американский стиль и повлиявших на десятки дизайнеров от Келли Уирстлер до Мартина Лоренса-Булларда.
“Бунтарка в мире уродства”, — говорила о себе Элси де Вулф, женщина, ставшая лучом света в царстве мрачных викторианских интерьеров начала XX века. Дочь обычного врача из Нью-Йорка, де Вулф быстро стала известной: благодаря близким отношениям с литературным агентом Бесси Марбери она влилась в манхэттенские высшие круги, а чувство стиля сделало ее образцом для подражания. Сначала нью-йоркские дамы копировали ее наряды, а позже, когда де Вулф обновила интерьер их с Марбери квартиры, стали обращаться к ней за интерьерными советами.
Квартира Конде Монтроза Наста на Парк-авеню в Нью-Йорке.
Хорошо знакомая с французским классицизмом XVIII века, де Вулф умела привнести праздничность, сияние и ощущение свежести. В интерьерах женского клуба Colony она воспроизвела атмосферу садового павильона, поразив посетительниц трельяжной сеткой на стенах и изысканной ротанговой мебелью. Дом миллионера Генри Фрика обставила коллекцией антиквариата, которой позавидовал бы куратор хорошего музея, а в своей вилле Трианон в Версале (где жила до и после Второй мировой войны) соединила классическую обстановку с экзотическими орнаментами.
Дом в Нью-Йорке, где де Вулф одно время жила со своей близкой подругой Элизабет Марбери.
Хрупкая и изящная Элси до конца жизни была звездой вечеринок и настоящим трендсеттером: могла покрасить волосы в голубой цвет, чтобы они перекликались с украшениями Cartier, занималась йогой, придерживалась вегетарианской диеты, а комнаты своих домов украшала подушками с вышитыми слоганами. “Никогда не жалуйся и не давай объяснений” — идеальный девиз для женщины, которая точно знала, как создавать красоту.
Принадлежавшая де Вулф вилла Трианон в Версале. Иллюстрация Уильяма Брюса Эллиса Ренкена.
Дороти Дрейпер не зря заслужила звание самого известного декоратора Америки: она была настоящим первопроходцем. В 1923 году она основала Architectural Clearing House — первое бюро интерьеров в истории американского дизайна. Дрейпер заложила основы профессии дизайнера-универсала: она проектировала интерьеры отелей, театров, магазинов и кафе, салоны самолетов и автомобилей, текстиль и упаковку для косметики.
Исторический отель The Greenbrier Hotel — Дрейпер занималась его редизайном в 1940‑е годы.
Собственное имя Дороти превратила в узнаваемый бренд и рассказывала о составляющих стиля, известного как the Draper touch, на страницах журналов и книг. Одна из них называлась “Декорировать — это весело!”, и этот заголовок отлично характеризует подход Дрейпер к дизайну. Веселая и энергичная по натуре, она не боялась соединять несовместимое: классические молдинги и строгие формы ар-деко, яркие, насыщенные цвета и графичные орнаменты, уютный шинц и вычурные барочные зеркала. Само слово “бежевый” казалось Дрейпер грязным, а натуральные деревянные поверхности — скучными, поэтому она дерзко перекрашивала классическую мебель в шокирующе розовый, зеленый и красный, а в качестве фона для сочных акцентов использовала дуэт черного и белого. “Если это выглядит правильным — это правильно”, — безапелляционно заявляла она и никогда не ошибалась.
Казино Palácio Quitandinha в Рио-де-Жанейро; сейчас это частная резиденция.
Секретер XVIII века, полученный Дрейпер по наследству.
Билли Болдуина часто называют первым мужчиной, который потеснил гранддам американского интерьерного дизайна, стоявших у руля до Второй мировой войны. Одна из них, Руби Росс Вуд, в 1935 году предложила ему работу в своем бюро, а спустя двадцать лет он стал одним из самых востребованных нью-йоркских декораторов. Обладая эклектичным вкусом, главное значение Болдуин придавал цвету.
Спальня в доме Долли и Николаса П. Гуландрисов.
Важным впечатлением детства стали для него полотна Матисса, которые будущий декоратор увидел в доме коллекционеров и приятельниц Гертруды Стайн сестер Коун. “Матисс освободил нас от цветовых предрассудков Викторианской эпохи”, — считал он и уверенно внедрял в свою палитру насыщенные оттенки красного, коричневого, зеленого и горчичного. Болдуин не боялся темных цветов, глубину которых проявлял с помощью глянцевого финиша. Мощные, яркие акценты-мазки и деликатные золотистые детали позволяли его темным интерьерам заиграть по-новому.
Главный редактор Vogue Диана Вриланд в интерьере по дизайну Билли Болдуина.
Нью-йоркская квартира Ли Истмана, юриста и отца Линды Маккартни.
Многие предметы, созданные Болдуином для конкретных проектов, быстро “ушли в народ” — это, например, изящные латунные стеллажи из библиотеки композитора Коула Портера. Декораторский подход Болдуина был на редкость человечным: он не заставлял клиентов избавляться от всей старой мебели, интегрируя в новый интерьер их любимые вещи, а во главу угла ставил удобство. Главными героями его комнат были диваны и кресла — мягкие, глубокие и манящие.
Интерьер Болдуина на обложке House & Garden.
Альберт Хэдли на крыльце своего дома в Саутпорте, Коннектикут, 1991 год. Фотограф Слим Ааронс.
О масштабе таланта Альберта Хэдли говорит уже то, что он более двадцати лет проработал бок о бок с великой и ужасной Систер Пэриш и стал не менее значимым декоратором, чем она. Скромный, деликатный и по-южному обаятельный Хэдли идеально дополнял бескомпромиссную Пэриш: если она опиралась на декораторское чутье, то он рационально оценивал проект, умело чертил эскизы и планы, мог использовать и преобразить архитектуру помещения. Хэдли не просто декорировал, он перестраивал комнаты, “спасая” самые безнадежные интерьеры. Так, когда один из клиентов шокировал Пэриш запросом на свободную планировку, Хэдли уладил вопрос с помощью стеклянной перегородки и лаконичной архитектуры, в которую идеально вписалась подборка традиционной мебели.
Вариант оформления спальни, придуманный Хэдли в 1959 году специально для Vogue.
Несмотря на классический бэкграунд, Хэдли всегда был в курсе тенденций и новых технологий, обожал молодежь и вырастил не одно поколение декораторов. “Альберт был как Питер Пэн”, — вспоминает его верная ученица дизайнер Банни Уильямс, а критик Пилар Виладас пишет: “В свои восемьдесят пять он был более современным, чем многие тридцатилетние”. Это легко читается в интерьере квартиры Хэдли, опубликованном в конце 1990‑х годов: здесь абстрактное искусство соседствует с модернистскими предметами и антиквариатом, а потолок смело оклеен виниловыми обоями с переливчатой голографической поверхностью.
Интерьер Kips Bay Boys Club, созданный Альбертом Хэдли в 1970‑е годы.
Систер Пэриш, Нью-Йорк, 1960 год. Фотограф Слим Ааронс.
Королева американского кантри Систер Пэриш — на самом деле никакая не монахиня, хотя прозвище, данное ей братом и заменившее имя, однажды стало источником конфуза. Когда Джеки Кеннеди пригласила Пэриш оформить интерьеры Белого дома, один незадачливый репортер написал: “Кеннеди наняли монашку в качестве декоратора”. Если Дороти Мэй Пэриш и верила во что-то свято и непоколебимо, то это был традиционный загородный интерьер. Вынужденная начать работать декоратором из-за банкротства мужа, Пэриш была аристократкой по происхождению и умела делать глубоко аристократичные интерьеры: созданные с нуля, они казались теплыми и обжитыми, наполненными наследием предыдущих поколений. Именно опыт и традиция были главным источником вдохновения для Пэриш: безупречное знание истории загородного стиля она дополняла интуитивным чувством цвета и паттерна. Чтобы привнести в свои дома непринужденность, легкую небрежность и романтичность, которыми отличались работы Пэриш, клиенты были готовы выплачивать феноменально высокие гонорары и все равно слегка робели, когда, взяв сервировочный столик на колесах, она прогуливалась по комнатам и безжалостно отбраковывала неуместные аксессуары.
Американский художник и декоратор Тони Дюкетт “выстрелил” благодаря покровительству Элси де Вулф, которая попросила его помочь ей с оформлением особняка в Беверли-Хиллз и представила своим богатым и знаменитым знакомым. Безудержный максимализм, жгучая смесь цветов и орнаментов, экзотичность и театральность привлекли к творчеству Дюкетта как состоятельных заказчиков, так и дальновидных голливудских режиссеров. Дюкетт был на редкость энергичным человеком: он успевал оформлять интерьеры, создавать предметы обстановки и скульптуры, придумывать костюмы и декорации для пьес, сценографию для фильмов, а между делом мог изготовить ожерелье для герцогини Виндзорской или фантазийный браслет для своей жены.
С начала 19 столетия началось бурное и интенсивное освоение территории США. Американские-пионеры-переселенцы – интересная страница истории этого континента, наполненная мифами, драмой и героизмом.
Освоение Запада: временные рамки
Если в 1800 году к западу от Аппалачей проживало менее 10 % всех американцев, то к 1860 году за горной грядой уже обитало больше половины населения. Восточные штаты Новой Англии были густо заселены, а дикие земли Запада манили своими просторами, дешевизной и плодородностью.
Охотники, ведущие бобровый промысел, первыми освоили территории западнее Миссисипи Расцвет торговли пушниной приходится на 1820-1840-ые годы.
Также после 1846 года активно переселялись религиозные общины мормонов, которые конфликтовали с местным населением и официальными конфессиями.
Многофункциональность лоскутного одеяла в быту переселенцев
В путешествия отправлялись не поодиночке, и даже не семьями, а целыми общинами-караванами.
Перемещались американские пионеры в фургонах, запряженных волами. Наиболее бедные тащили свою поклажу на ручных тележках.
Это был долгий и опасный путь длиной в полгода. Но и подготовка к такому длительному странствию занимала много времени, а также требовало большого количества средств. Фургон, волы, упряжь для них, инструменты, запас провизии для семьи, одежда и одеяла, утварь, оружие – всё это в совокупности стоило недешево.
Предприимчивые люди начали издавать путеводители для переселенцев, где описывалось, то взять с собой в дорогу. И, конечно же, в этом списке были и стёганые одеяла, которые женщины начинали шить заранее.
Можете ли вы себе представить, насколько ценным было одеяло в кочевой жизни пионера? Им укрывались от холода, стелили на землю, завешивали вход в фургон, чтоб защититься от пыли, оно смягчало тряскую езду в повозке. Это был маленький элемент комфорта, а также напоминание о близких людях, с которыми свидеться уже никогда не придётся.
В этих путешествиях американские пионеры потеряли многих – гибель от индейских стрел, от голода, от холеры, дизентерии, лихорадки, несчастных случаев при переправах через реки. В пути сгинул каждый 17-ый переселенец. Часто люди хоронили своих мертвецов, заворачивая в одеяла. Потому что дерева для гроба на тропе не было, порой и щепок для костра было не собрать. Топливом служили лепешки сухого навоза.
И даже по прибытию в конечную точку маршрута злоключения путешественников не заканчивались. Ведь постройка дома и обустройство фермы тоже занимали годы труда. Поэтому одеяла подчас служили дверями в первых временных хижинах и землянках.
Лоскутные блоки – свидетели великого переселения
Естественно, что такое трудное время, освоение новых земель, навсегда запечатлелось в лоскутном творчестве американских пионеров. В первую очередь, это касается названий лоскутных блоков.
Одни названия тесно связаны с самим маршрутом – Rocky Road to Kansas (Каменистый путь в Канзас), Road to California (Дорога в Калифорнию), Oregon Trail (Орегонская тропа).
Другие отражают условия новой жизни переселенца – Log Cabin (Бревенчатый дом), Bear’s Paw (Медвежья лапа) and Pine Tree (Сосна).
Воспоминания о путешествии запечатлелись в названиях Wandering Foot (След бродяги) и Prairie Queen (Королева прерий).
Американские пионеры на экранах
Тем, кто хочет побольше узнать про быт этого сложного времени, очень рекомендую следующие фильмы:
По описанию довольно интересный. Но нигде ни посмотреть ни скачать в сети, даже платно. Так что если вдруг вам повезет, поделитесь ссылкой.
Понравилась эта статья? Пожалуйста, поделитесь изображением ниже на своей замечательной доске в Pinterest!
Читайте также: