Пикассо авиньонские девицы описание картины кратко

Обновлено: 05.07.2024

Pikasso-Pablo-avinyonskie-devicy

Полотно было написано в 1907 году и ознаменовало собой новый творческий этап в жизни Пикассо — кубизм. История создания картины гласит, что сюжет навеян кварталом Авиньон в Барселоне, в котором располагался публичный дом. Задумывая произведение, художник сделал несколько эскизов, основные их которых — соблазнительная сцена в борделе, но в процессе работы остановился на выполнении пяти обнаженных фигур и натюрморта.

Эта картина взорвала представление о живописи в обывательском понимании этого слова. Шокировала публику, которая знала Пикассо, и которому вновь удалось добиться ошеломляющего эффекта посредством новаторства. Тут отрицаются и органическая целостность человеческого тела, и его пропорции. Изображения создают эффект трехмерности, а грани, клинья, углы затенены таким образом, что являют собой картину некоего отвердевшего пространства, или прозрачных тел, и все это целостно, непрерывно, обтекаемо…

Мастер представил зрителям неких чудовищ с масками вместо лиц, едва обозначенной половой принадлежностью, пугающими созданиями дикой природы, агрессивной эротики, возбуждающей экспрессии.

Изображенные фигуры выполнены по-разному необычно. Слева силуэт имеет что-то общее с ассирийскими и египетскими рельефами. Женские фигуры в центральной части полотна — это роспись романских храмов Каталонии, с присущим ей мистическим лиризмом. Лица правых фигур напоминают африканские лики. Они как будто владеют знанием жуткого, магического ритуала.

Пикассо ставил перед собой задачу перенести объемную форму на плоскость, расчленить ее на геометрические составляющие, а также решить поиск экспрессивной деформации, выразить гротеск. Ему удается насытить фигуры мощной силой и жутковатой агрессией.

Несомненно, картина имеет традиционное и в то же время новаторское начало. Переплетение этих двух квинтэссенций несет зашифрованность и аллегоричность сюжета. Тут господствуют варварские истоки, стихийные, с хаотичными вкраплениями, когда вся история была соткана из мифов и сказаний.

История написания полотна, также, тесно связана с личным кризисом отношений мастера и Фернанды Оливье — они девять лет вместе, Пикассо начинает тяготиться этими отношениями, и решает проверить чувства альтернативными связями.

В картине нет сюжетности, она наполнена неким мистическим смыслом. Ее язык необычен и нов, а сама манера исполнения стала значительным событием в изобразительном искусстве того времени.

Своим названием полотно обязано Анре Сальмону — поэту и близкому другу Пикассо.

Авиньонские девицы, Пабло Пикассо, 1907

Великая тайна рождения новых направлений в живописи не разгадана до сих пор. Миллионы культурологов, искусствоведов, антропологов, социологов сотни лет ломают головы над этим секретом развития представления о красоте и правилах отображения мира людей в художественных полотнах. Но каждый раз натыкаются на случайный характер всех открытий в мире искусства. "Когда б вы знали из какого сора растут стихи, на ведая стыда". Эмоциональная попытка Ахматовой раскрыть секреты творчества лишь добавила тумана и загадочности.

Картина "Авиньонские девицы", или как ее хотел назвать сам автор "Философский бордель", родилась действительно в борделе. В этом пикантном заведении художник искал ответ на свои внутренние терзания, переживая угасание любви к женщине, которую еще недавно боготворил. Девицы легкого поведения принимали перед ним самые живописные позы, а перед глазами мастера их пышные формы приобретали геометрическое и безжизненное звучание. Тела распадались на неестественные составляющие и не соединялись воедино. На лицах появлялись уродливые маски, отражающие трагичные и несчастные души "жриц" этого не самого шикарного заведения Барселоны.

Около тридцати лет картина была доступна для обозрения лишь коллегам мастера. Для публики работа была слишком революционна, слишком необычна, слишком вызывающа. Коллеги относились к ней по-разному: от восхищения и блестящих пророчеств, до проклятий и полного пренебрежения.

Искусствоведы ищут в картине созвучие с импрессионистами, с мастерами архаической Испании. Корни новой для самого художника эстетики, разумеется, лежат в народном искусстве. Пикассо всегда оставался испанцем во всем: в резкости, темпераменте, колорите и драматургии своих работ.

В работе органично сошлись два "фирменных" цвета великого мастера - голубой и розовый. Подводя итоги предыдущих периодов творчества, мучительных поисков своего особенного пути в искусстве, автор решительно прорывается в новую, особенную художественную реальность, отрицая прошлое и смело глядя вперед. Именно с этой работы начинается тот самый Пикассо, которого весь мир считает гением современной живописи.

Зритель до сих пор поражается смелости и совершенно особенной выразительности, которые делают картину шедевром. Именно эта картина завершила недолгую эпоху фовизма в искусстве, утверждая новую эстетику, новую программу, название которой - кубизм - надолго завладело умами лучших мастеров во всем мире.



Давайте посмотрим, почему эта картина заняла особое место в истории.

Как они изображены?
Объекты изображения вряд ли могли удивить искушенную парижскую публику: они уже видели немало картин с одалисками (наложниц в гареме), рабынями и куртизанками.

Но вот что ее шокировало: то, как Пикассо их изобразил. Вместо гладкокожих и румяных красавиц они увидели деформированные тела, а вместо лиц – маски. Эти девицы не выставлены для утехи публики, они агрессивны и страшны. Их тела – не объекты для сладострастного взгляда, а от их сверлящего взгляда – вызывающего, настороженного и несколько испуганного – невозможно отвести глаз.

Новый язык живописи
Опираясь на давнюю традицию многофигурных композиций с женскими телами, Пикассо совершает революцию.

Во-первых, тела на этом полотне начинают распадаться на геометрические фигуры. Что забавно, это делает картину довольно целомудренной. Только подумайте: изображен бордель! Но в этих фигурах нет ни грамма сексуальности.

Во-вторых, Пикассо отказывается от перспективы. Фигуры и фон теряют четкое разграничение – их слияние мы увидим в дальнейшем развитии кубизма.

В-третьих, художник представляет совершенно иной женский образ. Вместо безобидных и приятных глазу тел он показывает нам агрессивных и вызывающих бестий: взгляните на их позы – открытые и беззастенчивые. Их отталкивающий облик подчеркнут частоколом острых углов, которыми усеяна картина.

Продемонстрировав это полотно, Пикассо раз и навсегда завоевал титул главного лидера модернистского искусства, подвинув Матисса.

А как Вам эта картина? Какие эмоции она у вас вызывает?

Больше полезных статей в нашей группе Вконтакте
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!


Далее можно будет узнать, как художник создавал это великолепное произведение, где черпал вдохновение и чем было навеяно такое весьма неординарное решение в написании картины. Также будет представлено детальное описание данного полотна.

пабло пикассо авиньонские девицы

История создания произведения

Спустя 13 лет после написания картины Пикассо продал ее коллекционеру Жаку Дусе, а впервые работа была представлена широкой публике только на выставке в 1937 году.

Что вдохновило Пабло Пикассо на создание этой картины?

авиньонские девицы нью йоркский музей современного искусства

Сюжет картины

Пабло Пикассо представил всему человечеству неких чудищ, которые имеют вместо человеческих лиц маски, а в их фигурах едва обозначена какая-либо половая принадлежность. В природе этих дев одновременно отражен агрессивный посыл и возбуждающая экспрессия. Образы, написанные художником, выполнены весьма странно и отличаются друг от друга.

Силуэты, изображенные в левой части картины, схожи с египетскими и ассирийскими мотивами. Женщины в центре явно напоминают росписи романских храмов в Каталонии и отличаются мистической лиричностью. А вот лица девушек, написанных в правой части произведения, ассоциируются с африканским мистицизмом и, кажется, что они вот-вот совершат свой устрашающий магический ритуал.

Стоит отметить, что присутствующие на картине женские силуэты в африканских масках напрямую связаны с выставкой, которую посетил Пикассо в Париже в 1907 году (она была посвящена быту и национальной культуре африканских народов).

Авиньонские девицы

На своей картине он отобразил всю таинственность женских фигур, которые одновременно настораживают и притягивают к себе зрителей. Как отмечают многие критики и искусствоведы, такой способ передачи информации через изобразительное искусство и является отличительной чертой Пабло Пикассо.

Художник в момент работы над картиной ставил перед собой задачу – объединить на полотне гротеск, экспрессивную деформацию фигур, а также нарисовать объемную композицию таким образом, чтобы она была разделена на геометрические составляющие. В целом можно сказать, что с этой задачей мастер справился очень хорошо, но помимо этого ему удалось также насытить изображенные фигуры агрессией и мощью.

Картина авиньонские девицы

Читайте также: