Быт древнего китая кратко самое главное

Обновлено: 07.07.2024

Древний мир был жесток по отношению к простым и бедным людям, особенно к гражданам Китая. Их жизнь представляла собой регулярную борьбу за выживание, частый голод и невыносимые условия труда. Жизнь была грязной в прямом смысле этого слова, а также ужасно короткой.

Большинство населения — крестьяне и рабы

Что первые, что вторые имели схожие проблемы и беды: они были ужасно бедными. Вообще вся социальная структура в Китае была построена на принципе поддержания роскошной жизни знати большей долей населения всего государства.

Крестьяне были типичными крестьянами: занимались земледелием, скотоводством и шелководством, строили Великую Китайскую стену и страдали от чрезмерных налогов. Суммы выплат чиновникам были настолько огромными, что зачастую люди были вынуждены продать свою свободу или свободу своих детей за долги.

Главная проблема Древнего государства заключалась в большой доле рабов, которые трудились либо на полях, либо обслуживали семьи богачей. Жестокость и грубость по отношению к самому низкому слою населения были социальной нормой того времени. Подтвердить эти слова может тот факт, например, что после смерти хозяина рабов хоронили вместе с ним живьем.

Образование

Хоть в Китае и были совершены первые технологические прорывы того времени, образование для бедных слоев было недоступно . Считалось, что низкий уровень знаний гарантирует полное повиновение людей.

Ситуация изменилась только во времена династии Хань (206 г. до н.э.), когда право на грамотность и образованность получили талантливые бедные граждане. После обучения их ждал серьезный экзамен для возможности получения должности на службе.

Здоровье и гигиена

В Китае серьезно относились к человеческому запаху, но при этом у людей были большие проблемы с гигиеной. Плохой запах перебивали сильными отдушками, мешочками с благовониями, но частое купание не было обязательным даже у знати. Чтобы не пахло изо рта, жевали гвоздику. На севере Китая источником всех болезней считали холодную воду.

Китайская знать могла позволить потратить большое количество средств на лекарства и различные блага, но крестьяне и рабы могли использовать только подручные средства.

Плохой уход за собой и несоблюдение даже простых правил гигиены, приводили к тому, что практически все люди страдали от вшей и прочих паразитов. Сами вши не только не особо волновали людей, но еще и помогали знахарям в лечении и диагностике заболеваний. Если они были активными, то пациент еще может поправится, а если паразитов на теле становится меньше, то человек в скором времени умрет.

Питание

Богатые китайцы могли позволить себе разнообразное и обильное питание: медвежатину, свинину и птицу, рыбу. Но при этом, даже имея на это средства, не употребляли мяса, так как были вегетарианцами.

Бедное население питалось значительно скромнее. Основная еда — рис или лапша. Овощей и фруктов, мяса и рыбы было очень мало. Из-за частого голода и нехватке витаминов в стране постоянно случались эпидемии.

В заключение стоит отметить, что положение крестьян и рабов часто менялось в зависимости от смены власти в стране. Некоторые правители усложняли, итак, плачевное состояние граждан, некоторые правители, наоборот, старались облегчить участь слуг.

ü отец должен был следовать долгу и справедливости;

ü мать – источать милосердие;

ü старшие братья – питать к младшим дружеское расположение;

ü младшие к старшим – уважение;

ü все сыновья – почитать родителей и вообще старших.

Государственные и коллективные интересы ставились всегда выше личных. Согласно конфуцианским нормам, от мужчины требовалось честно и добросовестно выполнять свои служебные обязанности, подчиняться вышестоящим и главе рода. Обязанности женщины – служение мужу, смирение и послушание свекру и свекрови, усердие в труде и продолжение рода. Идеал женщины – покорная жена, готовая следовать за мужем даже в могилу. Чем богаче был дом, тем бесправнее чувствовала себя в нем женщина. Только рождение сына делало ее сопричастной власти глав семьи, безграничны были ее права в роли свекрови.

Китайское общество снизу доверху было связано круговой порукой: сосед отвечал за соседа, отец – за сына, покровитель – за рекомендуемого. Вся семья целиком отвечала за любого своего члена, поэтому нередко за вину одного человека казнили четыре поколения такой семьи.

Китаец всегда своими помыслами устремлен не в будущее, а в прошлое. Отдельный человек значил очень мало, не случайно в китайском имени фамильный знак и до сего времени предшествует имени собственному: сначала – клан, потом – человек.

Воспитание осуществлялось также в соответствии с постулатами и суждениями Конфуция. Идеально воспитанный человек должен был иметь высокие моральные качества: благородство, правдивость, стремление к истине. Именно Конфуцию принадлежит идея всестороннего, гармоничного развития личности, где приоритетная доля принадлежит не образованности, а морально-духовному началу.

Брачным возрастом мужчины было достижение им 30 лет, а женщины – 20 лет. Но такие правила нередко нарушались, известны случаи, когда императоры женились в 15, 16 лет, а девушки выходили замуж в 13, 14 лет. Приверженцы конфуцианства осуждали ранние браки. Выбор невесты осуществлялся по нескольким критериям: внешний вид, происхождение, богатство. Эстетическим идеалом китайской девушки считалась та, которая имела утонченную, почти невесомую фигурку с полным отсутствием всяких выпуклостей (поэтому девушкам туго бинтовали грудь), максимально маленькие и изящные руки и ступни, высокий округлый лоб, выразительные глаза, маленький нос и рот с ярко-красными губами. Широко использовались различные косметические средства. На свадьбу приглашали множество гостей, нередко родители жениха вынуждены были брать деньги в долг.

Китай – родина многих величайших изобретений и открытий. Здесь появились шелк, чай и чайная церемония, порох и компас, фарфор, бумага и книгопечатание (с досок). Воздушные легчайшие велосипеды с остовом из бамбука и бумаги, на которых смельчаки перелетали Ла-Манш, были известны в Древнем Китае.

Однако в целом отношение к техническим новшествам в Китае всегда было отрицательным: концепция, пришедшая из даосизма, приводила китайцев к мнению, что тот, кто занимается механическими ухищрениями, обретает механическое сердце, т. е. нарушает постоянную связь с вечно пульсирующим духовным океаном Дао. Китаец всегда мыслил себя частью природы, включался в ритм природы. Он не позволял себе земляной работы зимой, так как нельзя было будить заснувшую землю. Человек в этой культурной системе стремился не к подчинению природы, а к жизни во всей ее полноте и рациональной устроенности.

Таким образом, восточный тип цивилизации – тип циклического развития – возник в глубокой древности, но главные черты восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение прежде всего в Индии и Китае. Культура и религия народов Востока развивались, переплетаясь и обогащая друг друга.

Ментальность народов восточного типа была своеобразной. Общественное сознание носило харизматический характер: действительность воспринималась через чувственный опыт (слышу, ощущаю, вижу) и через веру в божественные силы. Боги и небесные силы воспринимались как часть живой природы.




Главной ценностью бытия народов Востока являлось постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей. Общества были построены на принципах коллективизма, личностное начало развито слабо. Изменения в обществах происходили медленно, был очень высок авторитет старшего поколения.

Тем не менее, каждая из рассмотренных цивилизаций имела и свои отличительные черты, оказавшие значительное влияние на дальнейшее развитие народов этих стран.

ЛИТЕРАТУРА

Гомбрих Эрнст. История искусства.– М., 1998.

Культурология / Под ред. А. Н. Марковой – М., 2003.

Культурология./ Под ред. А. С. Неверова – Мн., 2004.

Моисеева Л. А. История цивилизаций.– Ростов-на-Дону, 2000.

Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии.– М., 2003.

Силичев Д. А. Культурология.– М., 2000.

Дополнительная

Виноградова Н. А., Каптерева Т. П., Стародуб Т. Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь.– М., 1997.

Галеркина О. И., Богданов Ф. Л. Искусство Индии в древности и средние века.– М., 1963.

Искусство стран и народов мира. Т. 2.– М., 1965.

Короцкая А. А. Сокровища индийского искусства.– М., 1966.

Культура Древней Индии.– М., 1975.

Тюляев С. И. Искусство Индии, архитектура, изобразительное искусство, художественное ремесло.– М., 1968.

Виноградова Н. А. Искусство Китая.– М., 1988.

Кравцова М. Е. История культуры Китая.– СПб., 1999.

Купер Р., Купер Дж. Шедевры искусства Китая.– Мн., 1997.

Рифтин Б. Л. Сказание о Великой стене и проблема жанра в китайском фольклоре.– М., 1961.

Энциклопедия Нового Китая.– М., 1989.

ü отец должен был следовать долгу и справедливости;

ü мать – источать милосердие;

ü старшие братья – питать к младшим дружеское расположение;

ü младшие к старшим – уважение;

ü все сыновья – почитать родителей и вообще старших.

Государственные и коллективные интересы ставились всегда выше личных. Согласно конфуцианским нормам, от мужчины требовалось честно и добросовестно выполнять свои служебные обязанности, подчиняться вышестоящим и главе рода. Обязанности женщины – служение мужу, смирение и послушание свекру и свекрови, усердие в труде и продолжение рода. Идеал женщины – покорная жена, готовая следовать за мужем даже в могилу. Чем богаче был дом, тем бесправнее чувствовала себя в нем женщина. Только рождение сына делало ее сопричастной власти глав семьи, безграничны были ее права в роли свекрови.

Китайское общество снизу доверху было связано круговой порукой: сосед отвечал за соседа, отец – за сына, покровитель – за рекомендуемого. Вся семья целиком отвечала за любого своего члена, поэтому нередко за вину одного человека казнили четыре поколения такой семьи.

Китаец всегда своими помыслами устремлен не в будущее, а в прошлое. Отдельный человек значил очень мало, не случайно в китайском имени фамильный знак и до сего времени предшествует имени собственному: сначала – клан, потом – человек.

Воспитание осуществлялось также в соответствии с постулатами и суждениями Конфуция. Идеально воспитанный человек должен был иметь высокие моральные качества: благородство, правдивость, стремление к истине. Именно Конфуцию принадлежит идея всестороннего, гармоничного развития личности, где приоритетная доля принадлежит не образованности, а морально-духовному началу.

Брачным возрастом мужчины было достижение им 30 лет, а женщины – 20 лет. Но такие правила нередко нарушались, известны случаи, когда императоры женились в 15, 16 лет, а девушки выходили замуж в 13, 14 лет. Приверженцы конфуцианства осуждали ранние браки. Выбор невесты осуществлялся по нескольким критериям: внешний вид, происхождение, богатство. Эстетическим идеалом китайской девушки считалась та, которая имела утонченную, почти невесомую фигурку с полным отсутствием всяких выпуклостей (поэтому девушкам туго бинтовали грудь), максимально маленькие и изящные руки и ступни, высокий округлый лоб, выразительные глаза, маленький нос и рот с ярко-красными губами. Широко использовались различные косметические средства. На свадьбу приглашали множество гостей, нередко родители жениха вынуждены были брать деньги в долг.

Китай – родина многих величайших изобретений и открытий. Здесь появились шелк, чай и чайная церемония, порох и компас, фарфор, бумага и книгопечатание (с досок). Воздушные легчайшие велосипеды с остовом из бамбука и бумаги, на которых смельчаки перелетали Ла-Манш, были известны в Древнем Китае.

Однако в целом отношение к техническим новшествам в Китае всегда было отрицательным: концепция, пришедшая из даосизма, приводила китайцев к мнению, что тот, кто занимается механическими ухищрениями, обретает механическое сердце, т. е. нарушает постоянную связь с вечно пульсирующим духовным океаном Дао. Китаец всегда мыслил себя частью природы, включался в ритм природы. Он не позволял себе земляной работы зимой, так как нельзя было будить заснувшую землю. Человек в этой культурной системе стремился не к подчинению природы, а к жизни во всей ее полноте и рациональной устроенности.

Таким образом, восточный тип цивилизации – тип циклического развития – возник в глубокой древности, но главные черты восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение прежде всего в Индии и Китае. Культура и религия народов Востока развивались, переплетаясь и обогащая друг друга.

Ментальность народов восточного типа была своеобразной. Общественное сознание носило харизматический характер: действительность воспринималась через чувственный опыт (слышу, ощущаю, вижу) и через веру в божественные силы. Боги и небесные силы воспринимались как часть живой природы.

Главной ценностью бытия народов Востока являлось постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей. Общества были построены на принципах коллективизма, личностное начало развито слабо. Изменения в обществах происходили медленно, был очень высок авторитет старшего поколения.

Тем не менее, каждая из рассмотренных цивилизаций имела и свои отличительные черты, оказавшие значительное влияние на дальнейшее развитие народов этих стран.

ЛИТЕРАТУРА

Гомбрих Эрнст. История искусства.– М., 1998.

Культурология / Под ред. А. Н. Марковой – М., 2003.

Культурология./ Под ред. А. С. Неверова – Мн., 2004.

Моисеева Л. А. История цивилизаций.– Ростов-на-Дону, 2000.

Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии.– М., 2003.

Силичев Д. А. Культурология.– М., 2000.

Дополнительная

Виноградова Н. А., Каптерева Т. П., Стародуб Т. Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь.– М., 1997.

Галеркина О. И., Богданов Ф. Л. Искусство Индии в древности и средние века.– М., 1963.

Искусство стран и народов мира. Т. 2.– М., 1965.

Короцкая А. А. Сокровища индийского искусства.– М., 1966.

Культура Древней Индии.– М., 1975.

Тюляев С. И. Искусство Индии, архитектура, изобразительное искусство, художественное ремесло.– М., 1968.

Виноградова Н. А. Искусство Китая.– М., 1988.

Кравцова М. Е. История культуры Китая.– СПб., 1999.

Купер Р., Купер Дж. Шедевры искусства Китая.– Мн., 1997.

Рифтин Б. Л. Сказание о Великой стене и проблема жанра в китайском фольклоре.– М., 1961.

Структуру и трансформацию китайской семьи определяла необходимость, с одной стороны, обретения экономической самостоятельности, отвечавшей интересам супружеской пары, а с другой — сохранения преемственности по мужской линии. Традиционный уклад в Китае можно рассматривать как набор средств, призванных обеспечить примирение этих двух противоречивших друг другу принципов семейной жизни. Двойственный характер семейной организации в Китае засвидетельствован, в частности, сосуществованием в каждой семье культа предков, в котором воплощалась общность происхождения ее членов по мужской линии, и культа бога очага Цзао-шэня, отражавшего хозяйственную автономию семьи (заметим, что домашний бог очага, согласно китайским верованиям, был непосредственно подчинен верховному божеству народного пантеона — Яшмовому императору). Хотя поклонение предкам в дни больших праздников было прерогативой старшего мужчины в семье, рутинные подношения на домашнем алтаре — например возжигания курительных палочек и свечей — были обычно обязанностью женщин, что объяснялось, вероятно, нежелательностью слишком тесных контактов мужчин с душами их предков.

После всего сказанного не покажется случайным, что в конструкции и облике китайского дома особенное значение придавалось элементам, которые очерчивали именно физические пределы здания. Одним из таких элементов была прямоугольная платформа, на которой стоял дом. В большинстве случаев ее сооружали из утрамбованной земли, в особых случаях — из камня. Другой примечательной деталью китайского дома является крыша — высокая, выступающая далеко за периметр стен и потому не лишенная того пафоса монументальности, которого не достает нижней части здания. На Севере крыши жилых домов обычно прямые и почти плоские. В Южном же Китае распространились загнутые вверх карнизы — пожалуй, самая знаменитая черта китайского зодчества, которая сообщает особенную легкость, воздушность всей конструкции дома. Нередко вверх загнуты также оба конца конька крыши. Такую форму крыши трудно объяснить какими-либо практическими потребностями. Скорее всего, она возникла вследствие любви китайцев к декоративной отделке предметов вообще и загнутой линии в частности, а также, возможно, как напоминание о том, что крыша дома принадлежит небесному началу. Впрочем, длинные карнизы домов не были вовсе бесполезны: они защищали и от дождей, и от палящих лучей солнца.

По обе стороны от главного зала находились комнаты, в которых жили отдельные малые семьи, причем старшему поколению отводились комнаты в восточной части дома. Внутренние стены главного зала разделяли дом на три почти равновеликие комнаты. При необходимости боковые комнаты разделялись перегородками надвое, так что число комнат в доме увеличивалось до пяти. Таким образом, в традиционном китайском интерьере, в отличие от европейского, комнаты почти не различались в функциональном отношении; каждая из них служила местом обитания отдельной семьи и должна была удовлетворять всем потребностям семейного быта. В городских домах нередко даже не существовало отдельных туалетных комнат, и их обитатели умывались и справляли естественные надобности в той же комнате, где и жили.

Выполнение повседневных домашних обязанностей было самой простой и в то же время самой наглядной иллюстрацией присутствия этического начала в быту. Прислуга или младшие члены семьи приносили воду для умывания и выносили кувшины с отходами, растапливали очаг и чистили жаровни, подметали комнаты и двор усадьбы. В крестьянских домах в углу двора обычно имелась уборная или, точнее сказать, выгребная яма, огороженная с трех сторон. Считалось желательным иметь общую для всех обитателей дома кухню, которая располагалась в одном из боковых строений. Однако в китайском доме не существовало столовой, предназначенной для совместной трапезы всех, кто жил в нем.

Подавляющее большинство жителей старого Китая обходились мебелью из бамбука — материала дешевого, но в то же время гибкого, прочного и по-своему красивого. Из бамбука изготавливали практически все предметы домашнего интерьера, от кроватей и подставок для умывального таза до платяных шкафов. Повсеместно были распространены плетеные бамбуковые стулья и детские стульчики. Кроме того, из бамбука плели всевозможные коробки и хозяйственные корзины, в чем китайские крестьяне (а чаще крестьянки) выказывали незаурядное мастерство и вкус. Чаще всего в китайском доме можно было увидеть плетеные коробки овальной или круглой формы. Заслуживают упоминания и изящные корзины для цветов, напоминающие по форме лодочку с возвышающимся носом и кормой.

Интерьер жилого дома блестяще выражает главную идею художественного мироощущения китайцев — раскрытие символической глубины опыта. Технически эта цель достигалась благодаря эффекту взаимозаменяемости внутреннего и внешнего пространства. В китайском доме мы наблюдаем игру легких, подвижных перегородок и экранов, которая сталкивает взор с пределом видения, каждое мгновение сообщая о Единой Метаморфозе бытия. Недаром в интерьере китайского дома такая важная роль отводится ширмам всевозможных форм и размеров.

Обычай раздела семейного имущества поровну между всеми наследниками, система конкурсных экзаменов как главный канал отбора правящей элиты, превратности чиновничьей службы внушали минским современникам отнюдь не безосновательное беспокойство за будущее своего рода. С эпохи Мин страх перед неотвратимым упадком своей семьи и даже мучительно-подробное изображение этого упадка — стремительного или постепенного — составляют один из главных мотивов китайской литературы.

Реакцией на известную нестабильность положения отдельных семей стало заметное усиление в минский период клановой организации как средства взаимопомощи родственных семей. Во многих местностях, особенно на Юге, кланы были центром ритуальной жизни и образования, они же владели немалыми земельными угодьями. Кланы имели родословные книги и своды предписаний, касающихся совместной жизни их членов, а порой и собственные боевые дружины.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ОЧНАЯ СТАВКА С КОСВЕННЫМИ УЛИКАМИ (из домашнего архива чиновника полиции нравов Пантелея Рубашкина)

ОЧНАЯ СТАВКА С КОСВЕННЫМИ УЛИКАМИ (из домашнего архива чиновника полиции нравов Пантелея Рубашкина) * * *Исстари среди русских людей сложилось глубокое убеждение в целительном, магическом свойстве растений. Вот лишь несколько примеров:Папоротник. Относился к

ОЧНАЯ СТАВКА С КОСВЕННЫМИ УЛИКАМИ (Из домашнего архива чиновника полиции нравов Пантелея Рубашкина)

ОЧНАЯ СТАВКА С КОСВЕННЫМИ УЛИКАМИ (Из домашнего архива чиновника полиции нравов Пантелея Рубашкина) * * *К началу XVI века в Москве появились кабаки с погребами, где можно было найти и редкие по тому времени иноземные вина. Правда, вольная продажа спиртных напитков была

ОЧНАЯ СТАВКА С КОСВЕННЫМИ УЛИКАМИ (Из домашнего архива Пантелея Рубашкина)

ОЧНАЯ СТАВКА С КОСВЕННЫМИ УЛИКАМИ (Из домашнего архива Пантелея Рубашкина) Казалось, русские должны были, под тяжестью кнута, отрекаться от многих, уже въевшихся в печенку обычаев, нравов, преданий и с покорностью двинуться по указанной Петром дороге к европейской

ИЗ ДОМАШНЕГО АРХИВА ПАНТЕЛЕЯ РУБАШКИНА:

ИЗ ДОМАШНЕГО АРХИВА ПАНТЕЛЕЯ РУБАШКИНА: О своих впечатлениях после первой интимной связи с женщиной в 16-лстнем возрасте Лев Толстой написал: «Когда братья затащили меня в публичный дом, я и совершил половой акт в первый раз в своей жизни, я сел потом у кровати этой женщины

11 Сословные различия, черты быта и манеры жителей

11 Сословные различия, черты быта и манеры жителей Современному человеку трудно себе представить, насколько были сильны в сознании дореволюционных москвичей сословные различия. Они выражались в одежде, обращении друг к другу, в занимаемых местах, в зрелищных

Преобразование быта

§ 4. Трансформация придворного быта

§ 4. Трансформация придворного быта Новые бытовые формы культуры властной рукою великого царя были жестоко внедрены в жизнь дворянской элиты, да и не только элиты. Как уже говорилось, все началось с новой одежды, с бритья бород и ношения париков. В Москве новые моды

Особенности кочевого быта

Особенности кочевого быта Кочевой быт – явление сравнительно новое, относящееся к так называемому историческому периоду развития человечества.В эпоху верхнего палеолита, в климатических условиях, сложившихся в послеледниковый период, человечество, населявшее

ГЛАВА IX Связь домашнего управления с политическим

ГЛАВА IX Связь домашнего управления с политическим Республика ставит гражданина в условия жизни умеренной, тихой, ровной и ограниченной; там на всем лежит печать общественной свободы. Власть над женщинами не могла бы там проявиться с достаточной силой; и когда эта власть

ГЛАВА XI О других формах домашнего рабства

ГЛАВА XI О других формах домашнего рабства В некоторых странах Востока затворничество женщин вызывается не только многоженством, но и климатом. Всякий, кто прочтет об ужасах, преступлениях, коварствах, низостях, отравлениях, убийствах, которые являются следствием

ГЛАВА XV Влияние домашнего управления на политическое

ГЛАВА XV Влияние домашнего управления на политическое Это изменение нравов женщин окажет, без сомнения, сильное влияние на правление Московского государства. Все тесно связано между собой; деспотизм государя естественно соединяется с рабством женщин, а свобода женщин

Особенности кочевого быта

Особенности кочевого быта Кочевой быт – явление сравнительно новое, относящееся к так называемому историческому периоду развития человечества.В эпоху верхнего палеолита, в климатических условиях, сложившихся в послеледниковый период, человечество, населявшее

Традиционные способы домашнего консервирования

Адам Осборн и Клайв Синклер Пионеры портативного и домашнего компьютеров

Адам Осборн и Клайв Синклер Пионеры портативного и домашнего компьютеров Портативный компьютер (portable computer) — компьютер, конструкция которого позволяет легко переносить его. Домашний компьютер (home computer) — вообще говоря, персональный компьютер, сконструированный для

Терракотовая армия древнего Китая

Древний Китай это самая древняя культура, которая практически не поменяв уклада жизни до наших дней. Мудрые Китайские правители смогли провести великую империю сквозь тысячелетия. Давайте кратко рассмотрим все по порядку.

Появление древнего Китая

Древнии люди, вероятно, достигли Восточной Азии в период между 30 000 и 50 000 лет назад. В настоящее время куски глиняной посуды, керамики были обнаружены в китайской пещере охотника-собирателя, примерный возраст пещеры составляет 18 тысяч лет, это самая старая керамика, когда-либо найденная.

Историки считают, что сельское хозяйство появилось в Китае около 7 000 лет до нашей эры. Первым урожаем было зерно, называемое просом. Рис начали выращивать тоже примерно в это время и, возможно, рис появился чуть раньше, чем просо. Так как сельское хозяйство стало давать больше пищи, стало увеличиваться население, также это позволило людям делать другие работы, отличные от постоянного поиска пищи.

Большинство историков согласны с тем, что китайская цивилизация сформировалась примерно в 2000 году до нашей эры вокруг Желтой реки. Китай стал домом для одной из четырех ранних цивилизаций. Китай отличается от других цивилизаций, культура, которая развивалась, осталась и по сей день, конечно на протяжении тысячелетий произошли изменения, но суть культуры осталась.

Другие три цивилизации исчезли или были полностью поглощены и ассимилированы новыми людьми. По этой причине люди говорят, что Китай — старейшая цивилизация в мире. В Китае семьи, которые контролировали землю, стали лидерами семейных правительств, называемых династиями.

Династии Китая

История Китая с древних времен до позапрошлого века делилась на разные династии.

Династия Ся

Кокон шелкопряда

Династия Ся (2000 г. до н.э.-1600 до н.э.) была первой династией в истории Китая. Ее период длился около 500 лет и включал царство 17 императоров — император тоже самое что и король. Люди Ся были фермерами, обладали бронзовым оружием и глиняной посудой.

Шелк является одним из самых важных продуктов, которые когда-либо создавал Китай. Большинство историков согласны с тем, что династия Ся производила шелковую одежду, при этом шелковое производство, возможно, началось намного раньше.

Шелк производится путем добычи из коконов шелковых насекомых. Каждый кокон дает одну шелковую нить.

Не все историки согласны с тем, что Ся была настоящей династией. Некоторые считают, что история Ся всего лишь мифическая история, потому что некоторые моменты не соответствуют археологическим открытиям.

Династия Шан

Китайские иероглифы

Династия Шан (1600 г. до н.э.-1046 г. до н.э.) первоначально была кланом, живущим вдоль Желтой реки во время династии Ся. Клан — это группа очень близких семей, которые часто рассматриваются как одна большая семья. Шан завоевали землю Ся и получили контроль над китайской цивилизацией. Династия Шан длилась более 600 лет и ее возглавляли 30 разных императоров.

Шан были самой старой китайской цивилизацией, оставившей после себя письменные записи, которые были нанесены на панцири черепах, костях крупного рогатого скота или других костях.

Во времена династии Шан, люди поклонялись многим богам, наверно как греки в древности богам Греции. Также поклонение предкам было очень важно, поскольку они полагали, что их члены семьи становятся богоподобными после смерти.

Важно понимать, что другие меньшие китайские семьи тоже существовали в разных частях Китая в то же время, что и Шан, но Шан, по-видимому, был самыми передовыми, так как оставили после себя много письменности. В конце концов Шан были побеждены кланом Чжоу.

Династия Чжоу

Династия Чжоу (1046 г. до н.э.-256 до н. э.) существовала дольше, чем любая другая династия в истории Китая. Из-за раскола в династии со временем Чжоу разделилась на части, называемые Западный Чжоу и Восточный Чжоу, .

Чжоу сражались с вторгшимися армиями с севера (монголами), они строили большие курганы из грязи и камня в качестве барьеров, которые замедляли врага — это был прообраз Великой стены. Арбалет был еще одним изобретением этого времени — он был чрезвычайно эффективен.

Во время Чжоу начался железный век Китая. Оружие с железным наконечником было намного сильнее, а железный плуг помог увеличить производство продуктов питания.

Все сельскохозяйственные земли принадлежали дворянам (богатым). Дворяне позволяли крестьянам обрабатывать землю, подобно феодальной системе, которая развивалась в Европе в средние века.

Появление философии Китая

Статуя Конфуция

Во времена династии Чжоу развились две важнейшие китайские философии: даосизм и конфуцианство. Великий китайский философ Конфуций разработал образ жизни, называемый конфуцианством. Конфуцианство говорит, что всех людей можно обучать и совершенствовать, если найти подход.

Основные постулаты: люди должны сосредоточиться на том, чтобы помогать другим; семья самая важная ценность; старейшины общества самые почитаемые. Конфуцианство и по-прежнему важно сегодня, но оно не получило широкого распространения в Китае до периода династии Хана.

Вещи, которые доказали, что правящая семья потеряла мандат Небес, были стихийными бедствиями и мятежами.

К 475 г. до н.э. провинции королевства Чжоу были более мощными, чем центральное правительство Чжоу. Провинции восстали и сражались друг с другом на протяжении 200 лет. Этот период называется периодом Воюющих царств. В конце концов, одна семья (Цинь) объединила всех остальных в одну империю. Именно в этот период появляется понятие Имперский Китай.

Династия Цинь

С 221 до н. э. До 206 г. до н. э. династия Цинь получила контроль над цивилизованным Китаем. Правление Цинь длилось недолго, но оказало важное влияние на будущее Китая. Цинь расширили свою территорию и создали первую империю Китая. Жестокий лидер Цинь Ши Хуан объявил себя первым истинным императором Китая. Эта династия создала стандарт валюты (деньги), стандарт размера колесной оси (чтобы сделать дороги все одного размера) и единые законы, применяемые во всей империи.

Многокилометровая Китайская стена

Монгольские нашествия с севера были постоянной проблемой в Китае. Правительство Цинь приказало, чтобы стены, построенные ранее, были объединены. Это считается началом создания Великой китайской стены. Каждая династия строила новую стену или улучшила стену предыдущей династии. Большая часть стен периода Цинь в наши дни разрушено или были заменены. Стена, которая существует сегодня, была построена более поздней династией под названием Мин.

Для императора была сделана удивительная гробница, больше, чем футбольное поле. Она по-прежнему запечатана, но легенда гласит, что внутри нее есть реки ртути. За пределами гробницы находится армия из глины в натуральную величину, обнаруженная в 1974 году.

В терракотовой армии более 8 000 уникальных солдат, более 600 лошадей, 130 колесниц, а также акробаты и музыканты — это все сделано из глины.

Многотысячная глиняная армия

Династия Хань

За это время империя сильно выросла, завоевав землю в современной Корее, Монголии, Вьетнаме и даже в Центральной Азии. Империя настолько выросла, что императору потребовалось более крупное правительство, чтобы управлять ею. В это время было изобретено много вещей, включая бумагу, сталь, компас и фарфор.

Династия Хань также была известна своей военной мощью. Империя расширилась на запад до края пустыни Такла-Макан, что позволило правительству охранять торговые потоки в Центральной Азии.

Интересные факты о Древнем Китае

Дракон - символ Китая

  • Последний император Китая, Пу И, стал правителем, когда ему было всего 3 года.
  • Китайцы используют палочки для еды уже более 4000 лет.
  • После изобретения печатного станка самым популярным типом буклета были буддийские изречения и молитвы.
  • “Искусство войны” — известная книга о боевой стратегии, написанная военным стратегом Сунь-Цзы во время весеннего и осеннего периодов. Несмотря на то, что ей уже больше 2500 лет, ее часто цитируют и сегодня.
  • В Древнем Китае самыми основными реками были Желтая река и река Янцзы.
  • Янцзы — третья по протяженности река в мире, а Желтая — шестая.
  • В Китае дракон — символ удачи и силы. Дракон часто был символом Императора.
  • Ученые, которые служили чиновниками, были самым уважаемым классом. Сразу после них были крестьяне-фермеры, которых уважали, потому что они снабжали страну едой.
  • Древние китайцы были первыми, кто начал пить чай. Сначала они использовали чай для лечения.
  • Хотя коренные жители говорили на разных диалектах китайского языка, письменность и алфавит были одинаковы.
  • Самый большой фестиваль года — это празднование Нового года. В это время все отдыхают и празднуют.
  • Согласно легенде, шелк был обнаружен Си-Линг-Ши, женой императора Хуан-Ти, в саду императора в 2700 году до н.э.

Читайте также: