Результаты федеративного строительства россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Результаты федеративного строительства в Рф в 1990-е гг.

  • Maksim Podljashhuk
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-07 20:27:29
  • 0
  • 1

Удалось воссоздать Российскую Федерацию, сохранить ее целостность, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Дела Центра и регионов заполучили более равноправный нрав, которые учитывали тенденции современного развития многонациональных стран.

Роль федеративного Центра в отношении с регионами была ослаблена. Неувязка сохранения территориальной целостности Рф по-прежнему являлась самой острой. Ослабил связь между регионами.

Таким образом, в начале 1990-х г. лозунги федерализма служили прикрытием и оправданием стихийной децентрализации, то есть массового присвоения регионами функций и полномочий федерального центра.Реформа федеративных отношений в России была неизбежной, при этом пути переустройства предлагались в начале 1990-х г. следующие:

- создание федерации национальных республик и русских земель, обладающих равными правами.

Отметим, что выбор федеративной формы государственного устройства в России был обусловлен тремя основными причинами:

- необходимостью предотвратить территориальную дезинтеграцию страны по образцу Союза ССР;

- необходимостью реформировать национальные отношения;

31 марта 1992 г. между федеральным центром и регионами был заключен Федеративный договор, включенный в Конституцию РФ и представляющий собой, по сути, первый документ, описывающий федеративный порядок России. Фактически Договор представлял собой три группы договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, поскольку федеральные органы исполнительной власти подписывали договоры с органами исполнительной власти:

2) краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга;

3) автономной области и автономных округов.

Договоры были подписаны главами 87 субъектов РФ, не подписали этот документ главы Республики Татарстан и Чеченской Республики.




12 декабря 1993 г. на референдуме была принята новая Конституция России, которая заложила основы федеративных отношений, хотя и не разрешила ряда уже существующих проблем.

Конституция определила основы российского федерализма. Так, согласно ст. 1, п. 1, Российская Федерация — это федеративное государство. Суверенитет России распространяется на всю ее территорию (ст. 4), федеральная Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны. Конституция страны не предусматривает право сецессии — выхода субъектов из состава федерации (данное положение соответствует мировой практике). Российская Федерация (по состоянию на 1993 год) состояла из 89 субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 1 автономной области, 10 автономных округов, 2 городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). В последующем была проведена реорганизация, связанная с вхождением шести автономных округов в состав краев и областей. По состоянию на 2012 год в состав Российской Федерации входит 21 республика, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 2 города федерального значения – всего 83 субъекта федерации.

Литература

Бусыгина И.М. Политическая регионалистика: Учебное пособие. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет), Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. С.56-91.

Кинг П. Классифицирование федераций // Полис. 2000. № 5.

Миронюк М.Г. Современный федерализм: сравнительный анализ. Учебное пособие. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет), Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. С.51-67.

Росс К. Кризис российского федерализма // Политическая наука. 2011. № 4. C.71-96.

Сравнительный федерализм и российские проблемы федеративных отношений. Сборник статей / Под ред. Л.В.Сморгунова, Ю.Н.Солонина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С.3-13.

Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. С.194-204.

Федерализм: энциклопедия. М., 2000.

Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. М.: Весь мир, 2000.

Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.

Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5.

Comparative Federalism and Federation: Competing Traditions and Future Directions / Ed. by Michael Burgess and Alain-G. Gagnon. Toronto; Buffalo: University of Toronto Press, 1993.

Ostrom V.; foreword by Daniel J. Elazar. The Political Theory of a Compound Republic: Designing the American Experiment. 2nd. ed., rev. and enl. Lincoln: University of Nebraska Press, 1987.

Filippov M., Ordeshook P. C. and Shvetsova O. Designing Federalism: A Theory of Self-Sustainable Federal Institutions. New York: Cambridge University Press, 2004.

Riker W. Н. Federalism: Origin, Operation, Significance. Boston and Toronto: Little, Brown and Company, 1964.

Riker W. H. Federalism // Handbook of Political Science / Ed. by Fred I. Greenstein and Nelson W. Polsby. Reading, Mass.: Addison— Wesley Pub. Co., 1975. Vol. 5 (Governmental institutions and processes).P. 93-172.

[2] Элейзер Д. Сранительный федерализм // Полис, № 5, 1995. С. 106—115.

[3] Цит. по: Бусыгина И.М. Политическая регионалистика: учебное пособие. М., 2006. С.61.

[4] Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995. С. 13.

[5] Чтобы подчеркнуть договорной характер федерации или хотя бы высокий уровень самостоятельности субъектов, в официальных названиях федеративных государств нередко используются понятия "союз", "содружество", "соединенные штаты".

[6] Кроме того, этнические (курды), а также конфессиональные (сунниты и шииты) факторы играют главенствующую роль в процессе федерализации Ирака.

[7] Потом Эфиопия "потеряла" второй субъект — Эритрею, а сама преобразовалась на оставшейся территории в полисубъектную федерацию.

[8] RikerW. Federalism: Origin, Operation, Significance. Boston, 1964. P.140.

[9] Чиркин В.Е. Современное федеративное устройство: Учебное пособие. М., 1997. С. 75-78.

Таким образом, в начале 1990-х г. лозунги федерализма служили прикрытием и оправданием стихийной децентрализации, то есть массового присвоения регионами функций и полномочий федерального центра.Реформа федеративных отношений в России была неизбежной, при этом пути переустройства предлагались в начале 1990-х г. следующие:

- создание федерации национальных республик и русских земель, обладающих равными правами.

Отметим, что выбор федеративной формы государственного устройства в России был обусловлен тремя основными причинами:

- необходимостью предотвратить территориальную дезинтеграцию страны по образцу Союза ССР;

- необходимостью реформировать национальные отношения;

31 марта 1992 г. между федеральным центром и регионами был заключен Федеративный договор, включенный в Конституцию РФ и представляющий собой, по сути, первый документ, описывающий федеративный порядок России. Фактически Договор представлял собой три группы договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, поскольку федеральные органы исполнительной власти подписывали договоры с органами исполнительной власти:

2) краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга;

3) автономной области и автономных округов.

Договоры были подписаны главами 87 субъектов РФ, не подписали этот документ главы Республики Татарстан и Чеченской Республики.

12 декабря 1993 г. на референдуме была принята новая Конституция России, которая заложила основы федеративных отношений, хотя и не разрешила ряда уже существующих проблем.

Конституция определила основы российского федерализма. Так, согласно ст. 1, п. 1, Российская Федерация — это федеративное государство. Суверенитет России распространяется на всю ее территорию (ст. 4), федеральная Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны. Конституция страны не предусматривает право сецессии — выхода субъектов из состава федерации (данное положение соответствует мировой практике). Российская Федерация (по состоянию на 1993 год) состояла из 89 субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 1 автономной области, 10 автономных округов, 2 городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). В последующем была проведена реорганизация, связанная с вхождением шести автономных округов в состав краев и областей. По состоянию на 2012 год в состав Российской Федерации входит 21 республика, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 2 города федерального значения – всего 83 субъекта федерации.

Литература

Бусыгина И.М. Политическая регионалистика: Учебное пособие. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет), Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. С.56-91.

Кинг П. Классифицирование федераций // Полис. 2000. № 5.

Миронюк М.Г. Современный федерализм: сравнительный анализ. Учебное пособие. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет), Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. С.51-67.

Росс К. Кризис российского федерализма // Политическая наука. 2011. № 4. C.71-96.

Сравнительный федерализм и российские проблемы федеративных отношений. Сборник статей / Под ред. Л.В.Сморгунова, Ю.Н.Солонина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С.3-13.

Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. С.194-204.

Федерализм: энциклопедия. М., 2000.

Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. М.: Весь мир, 2000.

Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.

Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5.

Comparative Federalism and Federation: Competing Traditions and Future Directions / Ed. by Michael Burgess and Alain-G. Gagnon. Toronto; Buffalo: University of Toronto Press, 1993.

Ostrom V.; foreword by Daniel J. Elazar. The Political Theory of a Compound Republic: Designing the American Experiment. 2nd. ed., rev. and enl. Lincoln: University of Nebraska Press, 1987.

Filippov M., Ordeshook P. C. and Shvetsova O. Designing Federalism: A Theory of Self-Sustainable Federal Institutions. New York: Cambridge University Press, 2004.

Riker W. Н. Federalism: Origin, Operation, Significance. Boston and Toronto: Little, Brown and Company, 1964.

Riker W. H. Federalism // Handbook of Political Science / Ed. by Fred I. Greenstein and Nelson W. Polsby. Reading, Mass.: Addison— Wesley Pub. Co., 1975. Vol. 5 (Governmental institutions and processes).P. 93-172.

[2] Элейзер Д. Сранительный федерализм // Полис, № 5, 1995. С. 106—115.

[3] Цит. по: Бусыгина И.М. Политическая регионалистика: учебное пособие. М., 2006. С.61.

[4] Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995. С. 13.

[5] Чтобы подчеркнуть договорной характер федерации или хотя бы высокий уровень самостоятельности субъектов, в официальных названиях федеративных государств нередко используются понятия "союз", "содружество", "соединенные штаты".

[6] Кроме того, этнические (курды), а также конфессиональные (сунниты и шииты) факторы играют главенствующую роль в процессе федерализации Ирака.

[7] Потом Эфиопия "потеряла" второй субъект — Эритрею, а сама преобразовалась на оставшейся территории в полисубъектную федерацию.

[8] RikerW. Federalism: Origin, Operation, Significance. Boston, 1964. P.140.

[9] Чиркин В.Е. Современное федеративное устройство: Учебное пособие. М., 1997. С. 75-78.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Пармезан Черница

Лучший ответ:


Таня Масян

Удалось воссоздать Российскую Федерацию, сохранить ее целостность, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Отношения Центра и регионов приобрели более равноправный характер, которые учитывали тенденции современного развития многонациональных государств.

Роль федеративного Центра в отношении с регионами была ослаблена. Проблема сохранения территориальной целостности России по-прежнему являлась самой острой. Ослабил связь между регионами.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Строительство обновленной Федерации Гучаева Ф.Х учитель истории МКОУ СОШ№3 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Строительство обновленной Федерации Гучаева Ф.Х учитель истории МКОУ СОШ№3 г.

Строительство обновленной Федерации Гучаева Ф.Х учитель истории МКОУ СОШ№3 г.п.Чегем.

Цели урока: подвести учащихся к пониманию принципов федеративного устройства.

Цели урока: подвести учащихся к пониманию принципов федеративного устройства по Конституции РФ 1993г; показать состояние межнациональных отношений и эволюцию национальной политики государства в 1990-е годы; выявить противоречивый характер процессов протекавших в сфере межнациональных отношений; дать оценку результатам и последствиям проводившегося в этой области в 1990-е годы политического курса. продолжить формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы, работать с историческими документами.

Тип урока – изучение нового материала. Ресурсы занятия: учебник для 9 класса.

(Актуализация опорных знаний учащихся) № 1. Делегат партийного съезда вспомин.

№ 2. «Нам необходимо всегда и повсюду. хранить нерушимую верность принципам.

№ 3.. «Главная цель реформы - экономическая свобода граждан и создание на это.

№ 4. 1) Символами каких государств являются данные изображения? 2) Что их объ.

№ 4. 1) Символами каких государств являются данные изображения? 2) Что их объединяет?


Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Перестройка вывела нео.

Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Перестройка вывела необходимость решительного обновления федеративного устройства России. Строительство обновленной Федерации было одной из самых неотложных и очень трудных задач, стоявших перед нашей страной в начале 90-х годов.

Ельцин призывал региональных руководителей брать как можно больше самостоятел.

Ельцин призывал региональных руководителей брать как можно больше самостоятельности и заключить Федеративный договор с Центром. Якутия, Бурятия, Тува, Чечня и другие поставили вопрос о выходе из состава РСФСР или о заключении договора об особом статусе их республик. Б.Н.Ельцин – первый президент Российской Федерации.

В ноябре 1992 года Общенациональный конгресс чеченского народа заявил о разде.

В ноябре 1992 года Общенациональный конгресс чеченского народа заявил о разделении Чечено-Ингушетии на Чечню и Ингушетию и о выходе Чечни из состава России. В начале февраля 1992 года курултай татарского народа провозгласил независимость Татарии от России.

Федеративный договор. Центральная власть ускорила заключение Федеративного до.

Федеративный договор. Центральная власть ускорила заключение Федеративного договора. Он был подписан 31 марта 1992 года представителями всех республик, краев и областей в составе РСФСР, кроме Татарстана и Чечни. Договор заключался в предоставлении национальным районам страны более широкие полномочия и перераспределение государственной собственности и власти; Россия становится федерацией независимых национальных государств; Родному языку предоставлялся статус государственного. По конституции русский язык был объявлен государственным языком для всех народов России

Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России. Конституция.

Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России. Конституция 1993 г. провозгласила Россию федеративным государством. Она закрепила основные принципы федеративного устройства страны: государственную целостность России, единство системы государственной власти, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов Федерации, равноправие и право на самоопределение проживающих в ней народов.

№ 5. Работа с источником. Из Конституции Российской Федерации Статья 5 1.Росс.

№ 5. Работа с источником. Из Конституции Российской Федерации Статья 5 1.Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. 2. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Охарактеризуйте конституционные права лежащие в основе Российской Федерации?

Нарастание противоречий между Центром и регионами. Однако новая конституция н.

Нарастание противоречий между Центром и регионами. Однако новая конституция не действовала на территории Чечни и Татарстана, они же не подписали новый Федеральный договор. Многие законы в субъектах федерации не соответствовали общероссийским законам. Допустим в Татарстане невозможно было устроиться на работу без знания татарского языка. Это пугало и раздражало Центр. После давления Центра в феврале 1994 г. Татарстан был вынужден подписать Федеральный договор. Выступление президента Татарстана М.Шаймиева

№ 6. Работа с источником. Из выступления Президента Республики Татарстан М.

Военно-политический кризис в Чечне. До лета 1994 года российское правительств.

1 декабря 1994 года Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум, потребовал немедленн.

1 декабря 1994 года Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум, потребовал немедленно сдать оружие. Чеченские власти отказались выполнить требования. 10 декабря федеральные силы России вошли в Чечню

№7. Работа с источником. Из обращения Президента России Б. Н. Ельцина к жите.

К лету 1995 г. отряды сепаратистов были блокированы в горных районах республи.

К лету 1995 г. отряды сепаратистов были блокированы в горных районах республики. Боевики ответили террором: захватили почти 3 тыс. заложников в городской больнице Буденновска (Ставропольский край). Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и начать переговоры. События показали, что переговоры нужны были чеченской стороне не для достижения мира, а для перегруппировки сил.

В сентябре 1996 г. в Хасавьюрте были подписаны соглашения о замораживании чеч.

В сентябре 1996 г. в Хасавьюрте были подписаны соглашения о замораживании чеченской проблемы на 5 лет, между Ельциным и Масхадовым, новым лидером Ичкерии. Ельцин и Масхадов

Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории нашей стра.

Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории нашей страны со времен Великой Отечественной войны.

Результаты федеративного строительства в 90-е гг. В 90-е гг. удалось воссозда.

Результаты федеративного строительства в 90-е гг. В 90-е гг. удалось воссоздать Российскую Федерацию, сохранить ее целостность, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Отношения Центра и регионов приобрели более равноправный характер. Эти отношения учитывали тенденции современного развития многонациональных государств. Это был главный итог федеративного строительства.

Читайте также: