Петровский театр 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Труппа Петровского театра состояла как из вольных актёров, так и из крепостных. Ядро труппы составляли актёры, начинавшие свою деятельность в Университетском театре. Кроме того, в театре давали представления французские, итальянские, немецкие коллективы.

Петровский театр был частным предприятием Медокса, которому приходилось конкурировать с императорскими театрами, существовавшими за счет государственной казны, а также с домашними крепостными театрами (театры Шереметьевых, Дурасова и др.). Поэтому владелец изобретал всевозможные способы для сохранения приоритета своего заведения. Так, Медокс первым в мировой театральной практике организовал художественный совет для решения творческих вопросов (утверждение репертуара, распределение ролей между актёрами), устраивал предварительные прогоны новых представлений, на которые приглашал специалистов для определения готовности премьеры. Несмотря на это, дела Медокса постепенно пошли на спад, сборы от спектаклей уменьшились, актёры перебегали в другие коллективы, театр ветшал. В конце концов, он отошёл за долги в казну и в 1801 г. стал собственностью Воспитательного дома.

В 1805 г. здание Петровского театра сгорело, а труппа перешла в ведение дирекции императорских театров. В 1821–1824 г. на месте театра Медокса по проекту архитектора О. Бове было воздвигнуто современное здание Большого театра, ставшего гордостью отечественной культуры.

18 января 1825 года в столице открылся Большой Петровский театр — величественное здание, увенчанное Аполлоном на колеснице, прообраз современного Большого театра.

Среди актеров Петровского театра были как приглашенные артисты, так и крепостные. Драматическая труппа театра тогда тоже была. Она входила в театральный коллектив вместе с оперной.

Три пожара и обновления

Осенью 1805 года здание Петровского театра сгорело. Труппа стала выступать на частных сценах, а с 1808 года — на сцене деревянного Арбатского театра, который в свою очередь сгорел во время Отечественной войны 1812 года.

В 1819 году появился проект нового здания театра, выполненный профессором Академии художеств Андреем Михайловым. Его дополнил архитектор Осип Бове. Строительство началось уже в следующем году.

Тогда же москвичи увидели один из символов современного Большого театра — скульптуру Аполлона на колеснице с конями. Спустя почти 30 лет бронзовый покровитель искусств мчался уже не на тройке, а на квадриге. Эту скульптуру на театре можно увидеть и сейчас.

Судьба главного московского театра была непростой, огонь уничтожал его несколько раз. В марте 1776 года князь Петр Урусов, владевший собственной театральной труппой, получил от императрицы Екатерины II разрешение на исключительное право устройства в Москве театральных представлений, концертов, маскарадов. Одним из условий полученной привилегии была обязанность возведения здания театра, которое должно было стать украшение Москвы.

Вместе с компаньоном, английским предпринимателем, выпускником Оксфорда Майклом Мэдоксом они возвели первое здание, которое сгорело сразу же после постройки. Разоренный Урусов продал свою долю в предприятии своему компаньону. Мэдокс, прибывший в Россию как высокопоставленный преподаватель математики — он должен был давать уроки наследнику престола, будущему императору Павлу I — полностью посвятил себя театральному искусству.

Мэдокс приобрел у князя Лобанова-Ростоцкого земельный участок на правом берегу реки Неглинной, в начале улицы Петровки. Именно по названию улицы и получил свое имя театр — Петровский. Всего за пять месяцев строительство каменного здания было окончено. Автором проекта стал архитектор московской полицейской конторы Христиан Иванович Розенберг.

10 января 1781 года первые зрители заполнили зал театра. Газета "Московские ведомости" писала, ссылаясь на архитекторов и ценителей, что здание может сравниться с лучшими театрами Европы, а многие из них даже превосходит. Губернатора Москвы В.М. Долгорукий-Крымский продлил Мэдоксу срок привилегии еще на 10 лет.

Зал освещали 42 хрустальные люстры, ложи распродавались на год, разовый билет в ложу купить было нельзя. На сцене ставили до 75 спектаклей в год. Со временем театр перешел в собственность казны. В 1805 году произошел пожар, здание было практически уничтожено. Новое здание театра было построено из дерева, оно располагалось на Арбатской площади. Во время пожаров 1812 года театр сгорел.

В очередной раз здание Петровского театра (теперь он назывался Большой Петровский театр) было построено к 1825 году, здание возвели на месте театра Мэдокса, архитектором стал Осип Бове. Именно Бове задал тон театральной архитектуре, которую мы считаем классической: плоская крыша, величественный портик и никаких магазинов, оскверняющих чистый мир искусства.

Здание, которое в народе называли Колизеем, сгорело в марте 1853 года. Пожар был настолько сильным, что на Театральной площади растаял снег. Погибло все, от ценных музыкальны инструментов и нот до декораций и костюмов. Новое здание спроектировал архитектор Альберто Кавос — дед Александра Бенуа, художника, основателя "Мира искусства". Для зрителей двери заведение открыло 20 августа 1856 года, с этого момента оно стало называться Большим императорским театром.

28 марта считается днём основания Большого театра


Императрица подписала привилегию на содержание спектаклей, балов и прочих увеселений

28 марта считается днём основания Большого театра


Императрица подписала привилегию на содержание спектаклей, балов и прочих увеселений

10 января состоялось открытие первого московского публичного театра

В 1777 году компаньоны приобрели дом князя Лобанова-Ростовского, располагавшийся на улице Петровка, с тем чтобы возвести на его месте новое театральное здание. Оперный дом на улице Знаменка, где давались представления ранее, в 1780 году сгорел. И князь Урусов, понёсший значительные убытки, уступил свою долю в предприятии Медоксу, который в результате и занялся строительством театра, послужившего украшением городу.

10 января состоялось открытие первого московского публичного театра

Пожар и гибель Петровского театра

Пожар и гибель Петровского театра

Открытие первого московского публичного театра состоялось 10 января 1781 года. Репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов.


Архитектор – Христиан Розберг. Художник – В. Сеньков. 1780 г.

Открылся Арбатский театр – единственное здание, построенное в Москве по проекту зодчего Карла Росси

Великий московский пожар 1812 года унёс это здание одним из первых

Открылся Арбатский театр – единственное здание, построенное в Москве по проекту зодчего Карла Росси

Великий московский пожар 1812 года унёс это здание одним из первых

В 1805 году здание Петровского театра было уничтожено пожаром. Труппа начала кочевую жизнь, выступая на не очень удобных частных сценах, что представляло большую угрозу для её дальнейшего существования. Однако в 1806 году произошло событие, в корне изменившее положение дел. Труппа бывшего Петровского театра перешла под юрисдикцию Дирекции Императорских театров, ранее управлявшей исключительно петербургской сценой. Так заявила о своем существовании единая Дирекция Императорских театров, а московская труппа обрела статус императорской.


Началось строительство нового здания театра. Победил проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова, затем переделанный Осипом Бове

В июле 1820 года началось строительство нового здания театра, которому предстояло стать центром градостроительной композиции площади и прилегающих улиц. Торжественное открытие нового Петровского театра – куда большего, чем утраченный старый, и потому названного Большим Петровским – состоялось 18 января 1825 года.



Началось строительство нового здания театра. Победил проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова, затем переделанный Осипом Бове



18 января состоялось открытие Большого Петровского театра


Поперечный профиль. Архитектор — О.И.Бове. 1821


Поперечный профиль. Архитектор — О.И.Бове. 1821


15 octobre 1839


Литография с рисунка А. Садовникова. 1860-е годы.


18 января состоялось открытие Большого Петровского театра

В репертуаре постепенно начинают преобладать оперы и балеты. Происходит становление школы московского балета.


Балетмейстер и педагог


Балерина, балетмейстер и педагог


Композитор и видный театральный деятель


Балетмейстер и педагог


Балерина, балетмейстер и педагог


Композитор и видный театральный деятель

Незыблемая традиция укреплять московский балет петербургскими кадрами берёт начало на заре XIX столетия. В декабре 1811 года указом директора Императорских театров из петербургского театра в московский был переведён Адам Глушковский. С 1812 года он – первый танцовщик, балетмейстер и руководитель Московской балетной школы, много сделавший для становления московского балета. Когда наполеоновские войска осадили Москву, невзирая на панику, охватившую город, он сумел вывезти своих подопечных сначала в Кострому, а затем – в Плёс, где ему удалось возобновить учебные занятия. А когда осада была снята, он вернул свою школу в Москву и заново собрал московскую труппу. Плодовитый балетмейстер и теоретик хореографического искусства, помимо всего прочего он прославился ещё и тем, что вывел на московскую балетную сцену героев пушкинских произведений.

11 марта в театре впыхнул пожар, который продолжался три дня и уничтожил всё, что мог

Читайте также: