Петр 1 и воронеж кратко

Обновлено: 18.05.2024

Среди выдающихся деятелей многовековой истории Российского государства Петр Великий прочно и заслуженно занимает ведущее место. Царь Московский из династии Романовых и первый император всероссийский родился 30 мая 1672 года.
Воронежский период занимает достойное место в увлекательной книге жизни Петра Великого. Царю воронежцы обязаны тем, что именно он прославил город. Связано это с многократными визитами Петра в Воронеж. Здесь развернулась великая корабельная стройка.
Впервые Петр I прибыл в Воронеж 29 февраля 1696 года. Тишина патриархального городка сменилась кипучей деятельностью на верфи. В нашем городе царь вел секретные переговоры с посланниками Дании и Бранденбурга, которым демонстрировались военные корабли. В период его пребывания в городе, Воронеж практически становился временной столицей государства, центром решения внешнеполитических задач и внутренних проблем. Воронеж навестила почти вся российская политическая элита. О Воронеже заговорили в Англии и Дании, Польше и Голландии.
Результатом деятельности Петра в Воронеже на тот период стала исключительно быстрая постройка здесь военно-морского флота, первого в истории Российского государства. С помощью этого флота Россия овладела Азовом, турецкой крепостью в устье Дона, получила выход в Азовское море.
Воронежское кораблестроение продолжалось 15 лет. В итоге было построено 75 кораблей, 114 галер и бригантин, сотни стругов и будар.
Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра I в Воронежском крае, о той известности, которую он принес ему в результате этой деятельности. Не случайно первый памятник монументальной скульптуры в Воронеже был посвящен Петру I.

Литература:

Аббасов А. М. Воронеж исторический. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 2003. – 352 с.
Аббасов А. М. Петр I на земле Воронежской / А. М. Аббасов // Воронеж – колыбель флота русского: Петровский сборник. – Воронеж, 1995.
Амелькин А.О., Кретинин С.В., Филюшкин А.И. Всемирная история в лицах для детей. Книга для чтения / А.О. Амелькин, С.В. Кретини, А.И. Филюшкин. – Воронеж.: Центр. Чернозем. кн. изд-во, 1998. – С.362 – 364.
Воронежские корабли: Зарождение Российского регулярного флота: Учебно-метод. пособие. – Воронеж: Родная речь, 1996. – 123 с.
Глазьев В. И грянул бой! Полтавский бой! / В. Глазьев // Воронежский курьер. – 2009. – 11 июля.
Дыгало В. История Корабля. – М.: Изобразительное искусство, 1991. – 62 с.
Елагин С. И. История русского флота: Период Азовский. – Воронеж: Центр. – Черноземн. Кн. изд-во, 1997. – 352 с.
Загоровский В. П. Петр Великий на воронежской земле. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1995. – 166 с.
Комолов Н. Петр I (Петр Алексеевич Романов) / Н. Комолов // Воронежцы: известные люди в истории края / ред.-сост. Ю. Л. Полевой. – Воронеж: Кварта, 2011. – С. 13–16.
Край наш Воронежский / Коллектив авторов. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1985. – 511 с.
Кретова О. К. Русский город Воронеж. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 1986. – 239 с.
Кто есть кто: Новейший справочник школьника. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – С. 780 – 781.
Легенды Воронежа. Фотоальбом. – Воронеж, 1999.
Лубченко Ю. Воронеж / Ю. Лубченков // Города России.- М., 2008.- С. 246- 255.
Наш Воронеж / Под ред. А. М. Фактор. – Воронеж: Кварта, 2002. – 30 с.
Панова В.И. История Воронежского края: Учебно-методич. Пособие / В.И. Панова. – 4-е изд., дополнен. – Воронеж: "Родная речь", 2001. – 287 с.
Пульвер Е.А. Воронежская мозаика / Е.А. Пульвер, Ю.Е. Пульвер. – Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издательство, 1983. – 207 с.
В.И. Расторгуев. Воронеж – Родина русского военно-морского флота / В.И. Расторугев. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2002. – 479 с.
Тарасова Е. У истоков русского флота / Е. Тарасова // Здравствуй. – 2010. - №20.
Чириков В.В. Воронежские корабли/ В.В. Чириков.- Воронеж: центрально- Черноземное книжное издательство, 1995. – 36 с.
Чубурин П.Ф. Земля Воронежская / П.Ф. Чубурин. - Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издательство, 1984. – 80 с.

30 мая 2012 г исполнилось 340 лет со дня рождения Петра Алексеевича Романова, венчанного на царство как Пётр Первый (1672-1725), провозглашённого Сенатом и Синодом первым Российским Императором Петром Великим 21 октября 1721 г.

Для Воронежа и Воронежского края имя Петра Первого является одним из самых значительных, поскольку выбор Воронежа как центра строительства кораблей для Второго Азовского похода изменил судьбу Воронежа и его жителей на последующие триста с лишним лет.

Этот проект был задуман Петром Первым после безрезультатного Первого Азовского похода (1695).

Первый Азовский поход проходил по традиционному для Московского царства пути: по Волге на речных стругах, перемещение стругов к берегам реки Дон (современное направление Волго-Донского канала), спуск к берегам Азовского моря на речных стругах и плотах.

Пять месяцев осады турецкой крепости Азов, находящейся на восточном берегу Азовского моря, не принесли ожидаемой победы русскому войску. Систематически военные турецкие парусники подплывали к Азову со стороны моря, поставляя продукты, вооружение и обновляя военные команды.

Вернувшись в Москву после Первого Азовского похода, Петр Первый сделал главный стратегический вывод: для восстановления прав Московского царства на выход в южные моря необходимо построить российский Военно-Морской флот.

Петр Первый по географическим картам определил, что самым южным городом, который расположен в достаточной близости в берегам Среднего Дона, является город Воронеж.

В ретроспективе истории можно сделать такой вывод: никто, никогда и нигде не осуществлял такого дерзкого и успешного проекта строительства Военно-Морского флота из 30 военных парусников в 1200 километрах от берега моря за 65 дней.

Известно, что Петр Первый прибыл в Воронеж 29 февраля 1696 г., поселился в избе Игнатия Моторина, а на другой день, с 1 марта 1696 г. началось строительство верфей и подготовка к созданию военных парусников.

30-я галера послужила первому воронежскому епископу Митрофану, который прибыл на Азовское море после победы экспедиционного Военно-Морского флота, построенного для Второго Азовского похода.

Благодаря реформам, Петр Первый раскрыл и реализовал потенциал Российского государства, создав 1721 г. Российскую Империю.

Начало государственных реформ было заложено на верфях Воронежского края. Именно географическое положение Воронежа и Воронежского края определило его роль в этом национальном проекте.

Верфи для строительства военно-морских парусников были расположены в Воронеже, в Рамони, в Ступине, в Чертовицке, в Урыве, в Орлове, в Костёнске, в Коротояке, в Усмани, в Землянске, в Богучаре, в Осереде (будущий г. Павловск), на реке Ворона (будущий г. Борисоглебск), на реке Хопёр (будущий г. Новохопёрск), в селе Маклок на реке Усманке и в селе Воронцовка на реке Осередь рядом с Шиповой дубравой.

Отдельные части будущих галер везли из Переславля-Залесского, из Ярославля, из сёл Преображенского и Семёновского, из волжских городов.

(по плану – 24), а также построены струги и плоты, выполняющие подсобные работы во флотилии.

Появление российского экспедиционного Военно-Морского флота в акватории Азовского моря стало полной неожиданностью для 6 турецких галер, которые направлялись к городу-крепости Азов, как это происходило в прошлом, 1695 г.

Второй Азовский поход принёс первую победу Петру Первому на море. Демонстрации 29 военно-морских парусников хватило, что бы турецкие галеры покинули акваторию Азовского моря и скрылись через Керченский пролив в водах Чёрного моря.

Крепость Азов была взята 19 июля 1696 г. через 18 часов после начала штурма. В праздновании этой победы особую роль сыграл первый воронежский епископ Митрофан, который прибыл на галере в сопровождении свиты священнослужителей в Азов.

Митрофан доставил Петру Первому 17 тысяч рублей серебром из запасов епархиальной казны Воронежского края.

Эта победа ознаменовала вступление Московского царства в ХVIII в.

Через 25 лет, 21 октября 1721 г., после победного завершения 20-летней Северной войны, по решению Сената и Синода государство, обновлённое реформами Петра Первого, было названо Российской Империей, а русский царь Петр Первый получил титул императора Петра Великого.

История Воронежа тесно связана с деятельностью великого преобразователя российского. Все думы молодого царя были связаны с процветанием России, сближением ее с просвещенной Европой, он мечтал о выходах к южным морям, а для этого ему нужен был сильный флот. Неудачный первый поход на Крым не охладил пыл Петра, и он начинает подготовку ко второму.

Вскоре флот из 23 галер, 4 брандер и 2 кораблей для похода на Азов был готов. Уже 3 мая он отправился по рекам Воронеж и Дон под Азов, который 18 июля уже был взят.

Во время своего очередного приезда в 1705 году Петра беспокоило обмеление р.Воронеж после весенних разливов, оно мешало плаванию многопушечных кораблей. Построенный в 1704 году шлюз оказался малоэффективным. Царь дает указание подобрать ниже города, ближе к устью реки, новое место для верфи. Так была заложен город Тавров и Тавровская верфь, туда же был перевезен и деревянный домик Петра.

Последний раз, именующийся уже официально императором, Петр Великий посетил Воронеж по возвращении из Персидского похода, в декабре 1722 года. Пробыл он на этот раз в городе лишь сутки, был он с женой Екатериной и дал распоряжение о возобновлении здесь корабельного строительства.
.Город всегда свято хранил память о великом реформаторе, именно здесь в 1860 году появился один из первых в России памятников Петру.

Важное

История Воронежа тесно связана с деятельностью великого преобразователя российского. Все думы молодого царя были связаны с процветанием России, сближением ее с просвещенной Европой, он мечтал о выходах к южным морям.

Популярное

Начало 19 века было отмечено знаменательнейшим событием в культурной жизни не только Воронежа, но и России, - открытием Городского Зимнего театра. Ныне это знаменитый драматический театр им. Кольцова, - старейший в России.

Новое

Первым общественным транспортом, появившимся в Воронеже в 1926 году, был трамвай. До 1960 года, когда состоялся запуск троллейбусов, трамвай оставался главным общественным транспортным средством.

Факт №1. О приезде царя в Воронеже узнали за три дня

Петр I прибыл в Воронеж 13 марта по новому стилю (29 февраля по старому). О его приезде в крепости стало известно только за три с половиной дня. Сподвижник Петра по Преображенскому полку Лукьян Верещагин примчался к воронежскому воеводе Савину Горчакову 9 марта (25 февраля). В крепости начали судорожно готовиться к визиту царя.

Факт №2. Петр I поселился в двухкомнатной избе

Для проживания императора выбрали домик подъячего (то есть чиновника канцелярии воеводы) Игната Моторина. Дом стоял за пределами крепости, на нынешнем пересечении улиц Большой Стерлецкой и Софьи Перовской. Вероятно, Петр сам пожелал жить у реки, а не в центре города.


Дом, где жил Петр I в Воронеже

Из описания избы Игната Моторина.

Факт №3. Петр I выбрал Воронеж из-за опыта местных мастеров и близости к Дону

Царь приехал в воронежскую крепость с сугубо деловой целью. Он выбрал ее как плацдарм для строительства военно-морского флота и взятия турецкой крепости Азов. У воронежских мастеров был 100-летний опыт строительства речных судов, который можно было использовать. А судоходная река Воронеж впадала в Дон, и таким образом по ней можно было выйти к Азову. Еще за несколько недель до визита Петра в Воронеж стали стягивать силы и средства для строительства боевых кораблей. Царь хотел не только наблюдать за ходом строительства, но и участвовать в нем.


Факт №4. Воронеж показался царю чрезмерно просторным

Факт № 5. Воронеж был неофициальной столицей России 65 дней

И хотя сам город царю не понравился, но на время, что он гостил здесь, Воронеж стал политическим центром государства Российского. Во дворе избы Игната Моторина развернули государев шатер – походную канцелярию царя со времен Ивана Грозного. Где находился шатер, там в данный момент и была столица государства. Именно из Воронежа в эти дни по всей стране рассылались указы царя. Так наш город на 65 дней стал неофициальной столицей России.


Факт №6. Петр I в Воронеже почти не отдыхал

Можно с уверенностью предположить, что в первый же день своего визита Петр бросился к верфям: наверняка, его интересовало, сколько кораблей заложено, сколько людей трудятся. А вот бурного пира в этот день у царя, скорее всего, не было. Документально засвидетельствованы лишь три больших пира, на которых Петр побывал в Воронеже за все 65 дней пребывания. Это празднества по приезду друзей и соратников Патрика Гордона и Франца Лефорта, а также перед отправкой к Азову. Да и в саму крепость царь, по документально подтвержденным данным, поднимался лишь раз – 8 апреля (25 марта), в Благовещенье. В этот праздник он посетил службу в каменном Благовещенском соборе и встретился со святителем Митрофанием. Большую часть времени Петр трудился, не покладая рук.


Празднование 340-летия со дня рождения Петра I в Петровском сквере Воронежа, 2012 год

К концу XVII века воронежская крепость потеряла свое значение приграничного форпоста Руси. На наделах, выделяемых за службу, жители крепости разбивали огороды и разводили скот. Деревянные стены крепости к 1690-м годам нуждались в ремонте. В них образовались дыры, через которые горожане гоняли скот.

Крепость стояла на высоком холме в дубраве. Она занимала территорию, которую можно очертить такими современными улицами: от Университетской площади налево по улице Фрунзе, опять налево по улице Шевченко, затем по улице Белинского до поворота на улицу Петра Алексеева, и по ней к перекрестку улиц Карла Маркса и Таранченко, и последний поворот налево – возвращаемся на Университетскую площадь.


Первая сохранившаяся карта Воронежа, 1690 год

Въезд в город был с нескольких сторон. Московские ворота стояли там, где сейчас угол пятиэтажного дома через дорогу от главного корпуса ВГУ. Над воротами возвышалась огромная Московская башня – в восемь-девять нынешних этажей, с тремя ярусами, на которых стояли пушки, висел вестовой колокол. Спуститься к реке можно было через Спасские (рядом с нынешней Спасской церковью) и Ильинские (рядом с Ильинским храмом) ворота. Они вели к слободам, в которых у воды жили стрельцы и казаки.


Не принимая во внимание прочие поселения Воронежского края, последний царь Вся Руси и первый император Всероссийский Петр Великий посещал Воронеж 17 раз. В общей сложности проведя в городе более 500 дней, он почти полтора года своей жизни прожил на воронежской земле. И тот период времени русский царь и император посвятил, в основном, строительству регулярного военно-морского флота России, родиной которого с полным на то основанием можно считать Воронеж, ибо на верфях первого в России Воронежского адмиралтейства были построены корабли первого соединения регулярного военного флота – Азовская флотилия.


Воронеж – регулярного военно-морского флота России

При этом в Воронеже были впервые пошиты, а затем освещены в Успенской церкви, выполнявшей роль первого военно-морского храма России, и подняты на кораблях Азовской флотилии первые флаги с Андреевским крестом в крыже, официально утвержденные в 1799 году и являющиеся главным признаком регулярного военного флота.


Задуманный молодым царем после безрезультатного Первого Азовского похода, проект создания первых кораблей будущего военного флота был реализован в течение пяти месяцев Воронеже, куда Петр I впервые прибыл в 1696 году — 10 марта (по новому стилю) или 29 февраля (по старому времяисчислению).


Дом Петра I в Воронеже (реконструкция)




Петр I на воронежской верфи


Петр I на воронежской верфи

В 1701 году царь Петр прожил в Воронеже всю весну — 78 дней! За это время он осмотрел окрестности города, устье реки Воронеж, после чего отдал распоряжение об устройстве там небольшой крепости и переводе туда готовых многопушечных кораблей.


Строительство кораблей на верфи в 17 веке

В 1703 году Петр I приезжал в Воронеж дважды, — на этот раз в сопровождении иностранных дипломатов, купцов и предпринимателей, которые приняли участие в торжестве спуска на воду новых многопушечных кораблей. Русскому царю не терпелось продемонстрировать Европе боевую мощь Азовского флота. Расчет был прост, — эти сведения должны были дойти до турок и устрашить их.


Освящение корабля епископом Митрофаном

Во время своего очередного приезда в 1705 году русского царя беспокоило обмеление реки Воронеж после весенних разливов, которое мешало плаванию многопушечных кораблей. Построенный в 1704 году шлюз оказался малоэффективным, а потому царь повелел подобрать ниже города, ближе к устью реки, новое место для верфи. Так была заложен город Тавров и Тавровская верфь, куда впоследствии переместилось и Воронежское адмиралтейство.


План Тавровской верфи


Петр I в Воронеже (гравюра XVIII века)

Последний раз, именующийся уже официально императором, Петр Великий посетил Воронеж вместе с императрицей Екатериной по возвращении из Персидского похода в декабре 1722 года. На этот раз пробыв в городе лишь сутки, Петр I повелел о возобновлении здесь корабельного строительства.


Император Петр Великий и императрица Екатерина I

Воронеж всегда свято хранил память о последнем царе Вся Руси и первом императоре Всероссийском. И подтверждением тому первый в российской провинции памятник, установленный в Воронеже в честь Петра Великого в 1860 году, — сразу же после четырех петровских монументов, открытых в Санкт-Петербурге.


Первый воронежский памятник императору Петру Первому (торжественно открыт 30 августа 1860 года)

Читайте также: