Петербург екатерины 2 кратко

Обновлено: 06.07.2024

1. Найдите на карте (с. 92-93) территорию и границу России в конце XVIII века.

Территория России простиралась от Днестра до Камчатки и Чукотки.

2. Какие сведения сообщает карта об экономике России в конце XVIII века?

Мы видим, что в это время строилось множество новых городов, закладывались судостроительные верфи, фабрики и заводы, литейные, оружейные, текстильные. Шло промышленное развитие страны.

Петербург при Екатерине Второй стал действительно прекрасным городом. Императрица всячески расширяла и украшала свою столицу. Берега Невы оделись в каменные набережные, строились прекрасные дворцы, новые дома и проспекты. Через Неву были перекинуты новые мосты.

Именно в это время был построен Зимний дворец, созданы архитектурные ансамбли Петергофа, Ораниенбаума, Царского села, которые также являлись загородными резиденциями царской семьи.

По улицам города ездили нарядные кареты и экипажи. Особенно много их было возле Зимнего дворца. Невский проспект стал центральной улицей города и по вечерам здесь прогуливались дворяне.

Опорой власти Екатерины Второй были дворяне. Императрица легко находила нужных людей и делала их своими фаворитами. Таким дворянам она жаловала поместья со многими тысячами крепостных крестьян.

И если дворяне пользовались всеми благами тогдашней цивилизации, то крепостные были совершенно бесправны перед лицом своих хозяев. Их могли продавать, проиграть в карты, обменять на собаку, эксплуатировать, заставляя жить впроголодь.

Эта несправедливость служила причиной многочисленных крестьянских бунтов, одним из самых серьёзных из которых, было восстание Емельяна Пугачёва.

Пугачёву удалось поднять тысячи крестьян и казаков в южных областях страны, и он даже хотел идти на столицу, но силы были не равны. Регулярная армия разгромила восставших, а сам Пугачёв был казнён.

Бесправие и нищета заставляли крестьян массово бежать от своих хозяев, и они отправлялись в Сибирь, где было много земли и не существовало такого рабства. Благодаря этому во многом и начала осваиваться Сибирь.

Во времена Екатерины II Великой России пришлось вести многочисленные войны с Турцией на Чёрном и Азовском морях. Эти войны покрыли неувядаемой славой русское оружие и сделали знаменитыми талантливых полководцев того времени — Суворова и Ушакова.

Суворов командовал сухопутными войсками, а Ушаков — флотом, но эти люди были очень похожи характерами. Они ценили своих солдат и матросов, были решительными и бесстрашными. Адмирал Ушаков одержал несколько блестящих побед над турецким флотом, а генерал Суворов нанёс не менее чувствительные поражения туркам на суше.

Одной из самых замечательных побед Суворова было взятие Измаила, укреплённой турецкой крепости на Дунае. Измаил считался турками неприступным, но Суворову потребовалось всего шесть дней, чтобы подготовить штурм города, и после ожесточённых боёв взять его. Северное побережье Чёрного моря стало русским, и Суворов отправил Екатерине спешное донесение, говоря, что гордый Измаил лежит у её ног.

Обсудим!

1. Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому?

Екатерина Вторая признавала великие заслуги Петра Первого в деле создания Российской империи и, конечно, отдавала ему должное как основателю Петербурга. Она хотела увековечить память о первом императоре, показать, что Россия не забыла его труды.

2. Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой? Выскажите своё мнение о ней.

Екатерина Великая справедливо носит это имя. Она сделала много для укрепления страны, она занималась не только политикой, но развивала науки и искусства.

При ней Россия укрепилась на берегах Чёрного моря, при Екатерине стала осваиваться Сибирь, при этой императрице быстрыми темпами начала развиваться промышленность.

Проверь себя

1. Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей?

У императрицы был талант находить нужных людей. Она была умной, образованной, во многом прогрессивной. Екатерина была деспотичной, настойчивой, ставила перед собой цели и добивалась их.

2. Какие перемены произошли в России в период правления Екатерины Второй?

Россия начала превращаться в промышленную державу. Строились заводы и фабрики, осваивались новые земли.

При Екатерине усилилось крепостное право и случались крестьянские восстания. При ней же началось переселение крестьян в Сибирь. Россия укрепилась на Чёрном и Азовском морях.

3. Почему Екатерина особо заботилась об украшении Петербурга?

Петербург был столицей Российской империи и там находилась резиденция императрицы. Она заботилась об украшении своей столицы.

4. Чем прославились А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков?

Суворов прославился взятием крепости Измаил и многими другими победами на суше. Ушаков прославился победами над турецким флотом у острова Фидониси, мыса Калиакрия, при Керчи.

5. Что ты знаешь о жизни дворян и крепостных крестьян?

Дворяне обладали всеми правами, крепостными их вообще не имели.

Крепостные были личной собственностью дворян и влачили жалкое существование. Их могли продавать и обменивать. Поэтому они часто убегали и поднимали восстания.

В это же время дворяне купались в роскоши. Они строили роскошные дворцы и поместья.

Задания для домашней работы

1. Расскажи о Петербурге времён Екатерины Великой от имени его жителя: а) иностранцу; б) гостю из другого русского города.

Рассказ о Петербурге времён Екатерины Великой от имени его жителя иностранцу для 4 класса

Ну, что скажешь, Ганс, о нашем Петербурге? Я знаю, что твой дед бывал здесь в начале века, когда город только начинал строиться и на его месте простиралось обширное болото. Но можешь ли ты сейчас назвать нашу столицу болотом?

От того Петербурга мало что осталось. Конечно, ты можешь видеть прямо сейчас Петропавловскую крепость, а напротив неё здание Кунсткамеры, шпиль Адмиралтейства заметен с любой точки города. Все эти здания строились ещё при Петре. Но матушка наша Екатерина сумела преобразить облик города.

Посмотри на эти мосты и каменные набережные, на широкие проспекты и огромные многоэтажные дома. На величественные соборы и прекрасные дворцы. Посмотри на эту запруженную каретами площадь перед Зимним дворцом и скажи, разве Петербург менее европейский город, чем твой Ганновер?

Мало найдётся городов в Европе, столь же прекрасных, как Петербург!

Рассказ о Петербурге времён Екатерины Великой от имени его жителя гостю из другого русского города для 4 класса

Здорово, друг Гаврила! Ты в первый раз в Петербурге? Оно и видно. Не такой он как ваша Москва, не так ли?

Конечно, в Москве есть своя прелесть, это старинный город, там Кремль и церкви, которым несколько сотен лет. Во всём Петербурге не сыщешь здания, которому бы было более ста лет. Но зато Петербург настоящий европейский город, с прямыми улицами и каменными домами в несколько этажей.

Теперь это столица нашей России, здесь живёт сама императрица и только посмотри, какой роскошный дворец она себе построила!

А её загородные дворцы ты должен увидеть сам, словами невозможно описать их красоту.

Но не дворцами едиными жив Петербург. Настоящая жизнь, она здесь, на Невском проспекте. Ручаюсь, что таких франтов и наряженных дам в Москве ты не встретишь. А здесь они гуляют по Невскому каждый вечер.

А наш Исаакиевский собор не уступит по величию ни одному храму Москвы, да ты и сам это видишь. Таков он, наш Петербург!

2. С помощью интернета соверши воображаемое путешествие по загородным дворцам императорской семьи.

Воображаемое путешествие по загородным дворцам императорской семьи для 4 класса

Своё воображаемое путешествие по загородным резиденциям императорской семьи мы начнём с Константиновского дворца в Стрельне.

Стрельна стала царской резиденцией ещё при Петре 1, который решил превратить её в русский Версаль.

Екатерина Великая Константиновский дворец

Пётр хотел создать возле дворца множество фонтанов, но это оказалось невозможно по техническим причинам.

Сам дворец был перестроен в середине 17 века и использовался Екатериной Великой, как загородная резиденция.

А Пётр решил построить русский Версаль в Петергофе, где находится наша вторая остановка.

Екатерина Великая Большой Петергофский дворец

Именно здесь был построен великолепный Большой Петергофский дворец, грот с каскадами, Монплезир, павильон Марли и, конечно, удивительные фонтанные группы, которые и сейчас остаются одним из чудес России.

Теперь посетим дворцовый комплекс Ораниенбаум, первоначально подаренный Петром Меньшикову.

Екатерина Великая Меньшиковский дворец

Именно Меньшиков построил здесь первый роскошный дворец, а последующие владельцы достраивали свои.

Екатерина Вторая построила в Ораниенбауме Загородную дачу, в уникальном для России архитектурном стиле рококо.

Дворцы Ораниенбаума кажутся чудесными игрушками, окружены садами и парками и повсюду здесь стоят удивительные по красоте статуи.

Екатерина Великая дача в Ориенбауме

И завершим мы воображаемое путешествие в Царском селе.

Царскосельский Екатерининский дворец был официальной летней резиденцией трёх российских императриц – Екатерины 1, Елизаветы Петровны и Екатерины 2.

Это огромный дворцово-парковый комплекс, на территории которого есть не только дворцы, но также китайская деревня, павильоны, гроты, здания Арсенала и знаменитый Царскосельский Лицей. В нём позже учился сам Александр Сергеевич Пушкин.

3. С помощью дополнительной литературы, интернета подготовь рассказ-биографию А. В. Суворова или Ф. Ф. Ушакова.

Рассказ-биография А. В. Суворова для 4 класса

Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1729 года в семье потомственных военных. В детстве Суворов был слабым и часто болел, но всегда мечтал о военной службе.

В возрасте 12 лет он был зачислен в Семёновский полк и полностью отдался военной службе. Его боевое крещение состоялось во время Семилетней войны, которую Суворов начал в тылу. Но очень скоро его перевели на передовую и Суворов быстро отличился в бою, разбив отряд немецких драгун.

Взлёт карьеры Суворова приходится на век Екатерины. Он становится полковником, потом бригадиром, а в 1770 году генерал-майором. В войне с Барской конфедерацией в Польше Суворов одерживает ряд блистательных побед.

В 1773 году Суворов прибывает в армию Румянцева на русско-турецкую войну и одерживает замечательную победу – взятие крепости Туртукай.

Победы Суворова сыграли важную роль в окончании Первой русско-турецкой войны. Вторую Русско-турецкую войну Суворов начинает в чине генерал-аншефа и число его побед растёт.

Самыми известными битвами того периода являются Кинбурнская баталия, осада Очакова и Рымникское сражение, за победу в котором Суворов получает титул графа и приставку к фамилии Суворов-Рымникский.

Но, конечно, вершиной военного гения Суворова того времени стало взятие Измаила, турецкой крепости, считавшейся совершенно неприступной. После той замечательной победы Суворов ещё долго служил в армии, подавая пример молодым офицерам и солдатам, к которым он всегда относился как к детям, и совершил немало славных деяний.

Умер Суворов 6 мая 1800 года.

Рассказ-биография Ф. Ф. Ушакова для 4 класса

Фёдор Фёдорович Ушаков родился 13 февраля 1745 года в небогатой дворянской семье и с детства грезил о море. Он окончил мичманскую школу и сперва служил на Балтийском море.

В 1768 году Ушаков в чине мичмана служит в Азовской флотилии у адмирала Синявина. Молодого офицера заметили и скоро Ушаков становится капитаном. Он участвует во многих операциях строящегося Черноморского флота.

Его боевое крещение состоялось у мыса Фидониси, когда Ушаков командовал линейным кораблём. После этой победы Ушаков вскоре становится контр-адмиралом, а потом и командующим Черноморским флотом. С этого момента начинается череда блистательных побед адмирала Ушакова.

Керченское сражение, сражение у мыса Тендра, сражение у мыса Калиакрия покрыли имя Ушакова славой. Адмирал Ушаков победил в 43 морских сражениях и не потерпел ни одного поражения. Ушаков долгие лета с честью служил России и умер в 1817 году в родной деревне.

В России чтут память великого флотоводца, его именем назван орден, многочисленные улицы и парки, и даже астероид получил имя Ушакова.

На следующем уроке

Вспомни, почему мы гордимся К. Мининым и Д. Пожарским.

Мы гордимся Мининым и Пожарским, потому что они были патриотами России и спасли Москву и всю страну в годы польской оккупации.

Екатерина \(II\) много внимания уделяла благоустройству и украшению Петербурга, ставшего ко временам её царствования самым крупным городом России, превосходившим по численности населения Москву. По берегам Невы были построены гранитные набережные, строились мосты через реки и каналы.

Nevskiy_old.jpg


По приказу Екатерины \(II\) на одной из главных площадей Петербурга — Сенатской площади — был возведён конный памятник Петру Великому. Осёдланный Петром \(I\) конь топчет змею, олицетворяющую враждебные силы, препятствующие процветанию и просвещению России. Этот памятник стал одним из символов Петербурга. Он получил название Медный всадник (медью в то время называли не только собственно медь, но и бронзу, из которой был отлит памятник).

The_Bronze_Horseman_(St._Petersburg,_Russia).jpg

Ещё до начала царствования Екатерины \(II\) на набережной Невы был построен роскошный Зимний дворец, ставший главной резиденцией российских императоров.

Winter_Palace_Panorama_4 (1).jpg

Помимо Зимнего дворца императорской семье принадлежали загородные дворцы, каждый из которых был окружён роскошными парками: Петергоф, Царское село, Ораниенбаум. Сегодня эти дворцово-парковые ансамбли являются музеями-заповедниками, посетители которых восхищаются произведениями архитектуры и искусства \(XVIII\) века.

В декабре 1762 года Екатерина издает указ об образовании Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. В задачу комиссии, просуществовавшей более трёх десятилетий, входила перепланировка и застройка Петербурга и его пригородов. Петербург вступал в новую строительную и архитектурную эпоху.

Рамки избранной нами темы позволяют коснуться деятельности только тех зодчих и ваятелей и только тех их произведений, которые оставили след в городской мифологии. Но даже этого достаточно, чтобы представить размах строительной жизни Петербурга екатерининской поры.


Как у всякого гениального художника, у Кваренги было много завистников. Рассказывают, что когда он построил Арку над Зимней канавкой, то они, пытаясь принизить талант архитектора в глазах императрицы, доказывали, что Арка непрочна и может упасть. Екатерина приказала тщательно проверить расчеты, после чего, как передает легенда, велела устроить в галерее под сводом арки грандиозный пир, дабы завистники были посрамлены и все могли убедиться в прочности конструкции. Зимняя канавка с нависшей над ней великолепной аркой до сих пор является одним из самых романтических уголков Петербурга. Остается добавить, что современные историки единодушно считают автором Арки архитектора Юрия Матвеевича Фельтена, современника Кваренги. Оба они участвовали в создании дворцового комплекса – один строил здание Старого Эрмитажа, другой – Эрмитажного театра. Но поскольку изложенная нами легенда в поздних литературных источниках как будто не встречается, то в её пересказе нами оставлено имя Джакомо Кваренги.


Арка над Зимней канавкой


Екатерина Романовна Дашкова

В начале 1780-х годов на дороге из Петербурга в Петергоф появилась новая дача активнейшей участницы дворцового переворота 1762 года, близкой подруги Екатерины Великой княгини Екатерины Романовны Дашковой. Кто проектировал это здание – неизвестно. Считается, что это был Кваренги, хотя сама Дашкова в своих мемуарах приписала авторство проекта себе. Здание в плане имеет необычную форму подковы, в связи с чем сохранилось старинное предание. Рассказывают, что однажды, во время загородной прогулки Екатерины II по Петергофской дороге, одна из лошадей потеряла подкову. Суеверная императрица переглянулась с находившейся в её карете Дашковой и тут же будто бы приказала выстроить для своей подруги особняк в виде подковы – символа счастья.


Здание Академии художеств

С именем знаменитого Кваренги связан и один из многочисленных легендарных подземных ходов Петербурга. Он будто бы был прорыт одновременно со строительством Манежа Конногвардейского полка. Говорят, он соединял Манеж с Зимним дворцом и позволял прямо из дворца верхом на лошади проехать в Манеж.

Легенда о самоубийстве первого ректора Академии художеств бытует и в наши дни. По вечерам, когда смолкают привычные дневные звуки и сумерки заполняют узкие коридоры Академии, нет-нет да раздаются редкие и непонятные шумы. Запоздавшие обитатели академических помещений в такие мгновения смолкают и обращают понимающие взоры к потолку. Это, утверждают они, тень легендарного архитектора, вооружённая чертёжными инструментами, бродит по чердакам и лестничным переходам. И если встретится со студентом перед экзаменом, то это всегда приводит к несчастью – к несданному экзамену.

Близкая по драматизму судьба постигла и другого архитектора екатерининского времени, А.Ф. Виста. В Петербурге Вист известен в основном строительством двух сооружений – Андреевского собора на Васильевском острове и Ботного домика в Петропавловской крепости. Вист слыл неудачником. Колокольня Андреевского собора, согласно легендам, обвалилась едва ли не сразу после освящения собора, и её пришлось перестраивать. Чтобы как-то поддержать авторитет зодчего, ему поручили возвести павильон для хранения мемориального ботика Петра I – так называемый Ботный домик. Но и тут зодчего постигла досадная неудача. В результате оплошности, которую молва приписала Висту, двери Домика оказались настолько узкими, что для проноса ботика пришлось разобрать стены павильона. Говорят, после этой очередной неудачи зодчего навсегда выслали из России.


В вестибюле Мраморного дворца, над главной лестницей, находится барельефный портрет Антонио Ринальди, о котором мы уже вскользь упоминали. По преданию, портрет выполнен одним из самых замечательных скульпторов того времени Ф.И. Шубиным, который работал вместе с Ринальди над созданием дворца.

Одновременно с Академией художеств Екатерина II основывает Эрмитаж – крупнейшее в России собрание художественных ценностей. Открытие его было приурочено к прибытию в Петербург первой партии картин берлинского купца Гоцковского, приобретенных В.С. Долгоруким по заданию императрицы.

Происхождение одной из красивейших петербургских легенд – легенды об ограде Летнего сада – неизвестно. То ли она, рождённая на берегах Темзы, была завезена британскими негоциантами в устье Невы, то ли возникла в Петербурге, в одном из светских салонов, и, подхваченная тысячеустой молвой, распространилась по миру – никто не знает. Легенда рассказывает о некоем сказочно богатом англичанине, который, наслышавшись на склоне лет о волшебной красоте Северной Пальмиры, вдруг заявил, что ему совершенно необходимо побывать в России и увидеть ограду Летнего сада. В прекрасную пору белых ночей его яхта вошла в Неву и бросила якорь напротив Летнего сада. Гостя ждали, и поэтому на берегу собралась большая группа встречающих, в том числе лиц достаточно высокого, едва ли не правительственного ранга. Однако изумлённый и очарованный фантастической красотой северного шедевра, престарелый британец отказался сойти на берег, заявив, что в этом нет никакого смысла, так как ничего более прекрасного он уже увидеть нигде и никогда не сможет. На глазах удивленных петербуржцев яхта снялась с якоря, развернулась и взяла курс на Англию.


Ограда Летнего сада со стороны Невы

Легенда известна в нескольких вариантах. Согласно одному из них, этим чудаком был английский писатель шотландец Р.Л. Стивенсон, который всё-таки сошел на берег и встретился у решётки Летнего сада с русским писателем И.А. Гончаровым. Нам же остается добавить, что ни тот, ни другой в описываемое нами время, когда легенда о чудаке-англичанине, кажется, уже бытовала, ещё не родился.

К сожалению, не осталось письменных свидетельств о том, кто был автором знаменитой ограды. В разное время её сооружение приписывали и Антонио Ринальди, и Василию Баженову, и Жану-Батисту Валлен-Деламоту. Большинство современных исследователей считают творцом ограды Юрия Фельтена в соавторстве с Петром Егоровым.

Восторженное отношение к ограде Летнего сада у петербуржцев сложилось сразу и навсегда. Уже современники, по выражению В.Я. Курбатова, смотрели на неё как на очередное чудо света. И действительно, ритм чередующихся чугунных копий с изящным радиусным завершением вызывает смутное, словно во сне, необъяснимое ощущение чуда, ради которого стоит хоть раз побывать в Петербурге.

Причастность Юрия Матвеевича Фельтена к рождению ограды появилась не на пустом месте. С его именем прочно связано создание прославленных невских набережных. Ему принадлежат идея и практическое исполнение целого ряда звеньев гранитной оправы Невы, в которую входят мосты, пристани, спуски, съезды, сходы, причальные стенки, художественные ограды, предмостные площади и многое другое. В конечном счете, обретя свой законченный вид к середине 1790-х годов, всё это приводило в неподдельное восхищение как петербуржцев, так и гостей города.

Впрочем, побудить императрицу придать русской Бастилии, как называли Петропавловскую крепость иностранцы, более импозантный и презентабельный вид могли и другие причины. Ходили слухи, что в крепости, чуть ли не под Невой, были устроены секретные казематы. Всякий намек на их существование был глубоко оскорбителен для просвёщенной императрицы. Ничто не должно было вызывать подозрений о подлинной сущности крепости.

Работы по восстановлению храма производил архитектор Иван Егорович Старов, который жил, как гласит молва, в собственном доме по Симеоновской улице (современный адрес – улица Белинского, 9). Легенда эта считается малодостоверной на том основании, что в кованой решётке этого дома имелись инициалы, принадлежавшие некоему немцу-портному.


О Екатерине в Ораниенбауме напоминает и Китайский дворец. Местные жители уверяют, что с тенью императрицы до сих пор можно столкнуться в Стеклярусном кабинете дворца. Украшением Кабинета служат стеклярусные панно, которые, по легенде, вышивала сама Екатерина.

Еще одну легенду, относящуюся к 1756 году, записывает Штелин. Якобы итальянский художник П. Ротари, одно время работавший в Петергофе, завещал Екатерине все свои 360 картин, для которых великая княгиня распорядилась создать специальную галерею. На самом деле, по утверждению историка К.В. Малиновского, Екатерина приобрела картины у художника за деньги, заплатив за них 14 тысяч рублей.

В поселке Знаменка между Стрельной и Петергофом до сих пор сохранились овеянные легендами заброшенные корпуса старинных конюшен. Местные жители уверяют, что в их пустующих помещениях и сегодня живут призраки былых времен. Время от времени они появляются. Одни и те же. Высокая тучная старуха в сопровождении миниатюрного карлика едва слышно выходит из одних дверей, проходит вдоль полуразрушенных стен и так же незаметно скрывается в других.

Есть своя таинственная легенда и в Стрельне. Будто бы две копии клодтовских коней, некогда установленные в Стрельне, покоятся на дне Орловского пруда, а не закопаны в землю и не вывезены фашистами во время Великой Отечественной войны, как это считалось раньше.

Дорога на Петергоф начиналась от Старо-Калинкина моста, построенного в 1786–1787 годах. Трёхпролетный, с изящно закруглёнными овальными каменными опорами, он имел подъёмный средний пролёт, для пропуска судов с высокими мачтами. Подъёмные механизмы скрывались под сводами четырёх каменных башен. Сегодня о некогда высоких технических возможностях старых мостов напоминают только тяжёлые провисающие цепи.

При Екатерине II загородной императорской резиденцией становится Царское Село. Его регулярные сады и парки как нельзя лучше выражали сущность государственного порядка, олицетворяли математическую точность и отлаженность социально-экономического механизма управления. Геометрически выверенная планировка дорожек, каждая из которых замыкалась скульптурой или павильоном, аккуратно подстриженные кусты и деревья, послушным кронам которых придавались ясные и продуманные формы, яркие цветники, напоминающие наборные паркеты дворцовых покоев. В регулярной части царскосельского парка, куда водили иностранных дипломатов, было чисто, как в Зимнем дворце. Кроткая и доверчивая природа демонстрировала образцы покорности и послушания. Во всём был исключительный порядок. Дипломаты могли смотреть, анализировать, сопоставлять.

Мало того, рядом с Царским Селом, в версте от него, решено было выстроить новый городок, который назвали Софией. Говорили, что Екатерина будто бы намерена жить там со своим двором и устроить там русский Версаль. В 1788 году в Софии, которая получила с начала 1780-х годов статус города со всеми атрибутами самоуправления, включая официальный герб, был заложен Софийский собор, сходный с Софийским храмом в Константинополе. Это был очередной камень, положенный в основание так называемого Греческого проекта, которым одно время была безоглядно увлечена Екатерина. Через год она настоит на том, чтобы второй сын великого князя Павла Петровича был назван Константином. По её мнению, он должен был занять греческий престол в Константинополе после изгнания оттуда турок.

Для работы в Царском Селе и Софии пригласили Чарльза Камерона, сорокалетнего шотландца, приехавшего в Петербург после посещения раскопок в Помпее и Геркулануме, архитектора, исповедовавшего в искусстве идеи античности, которые занимали в то время все европейские умы. Общая планировка Софии и проект собора принадлежат Камерону.



Царское Село. Мост Большой каприз

Есть и другая легенда. По ней, идея создания Большого Каприза принадлежит фавориту Екатерины II Потёмкину. Будто бы это он придумал и велел в течение одной ночи осуществить парковую затею в угоду своей капризной любовнице.

Одно из самых романтических сооружений Екатерининского парка – Башня-руина, возведенная архитектором Ю.М. Фельтеном в 1773 году в память о русско-турецкой войне. Видимо, с этим связана бытующая в Царском Селе легенда о том, что Екатерина II держала здесь пленных турецких офицеров. Живет в Царском Селе и другая легенда. Будто бы в Башне есть таинственный люк, куда любвеобильная Екатерина сбрасывала своих любовников.


Царское Село. Эрмитажная кухня

Трудно сказать, чего было больше в характере Екатерины: скупости или бережливости. Скорее всего, второго. Если судить по государственным делам, она была рачительной и бережливой хозяйкой. Однако в петербургском фольклоре сохранились свидетельства того, что граница между бережливостью и скупостью подчас оказывалась весьма расплывчатой и неопределенной. Правда, в фольклоре досадные свойства характера матушки государыни окрашиваются в лёгкие цвета кокетства, игривости, что делает их в глазах окружающих допустимыми и извинительными.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГЕОГРАФИЯ В ЭСТАМПАХ, С ПОВЕСТЯМИ И КАРТИНАМИ ПО ПРЕДМЕТАМ ГЕОГРАФИИ. Сочинение Ришома и Альфреда Вингольда. Рисунки Людовика Лассаль. На французском и русском языках. С.-Петербург. 1847 *** КУРС ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ. Сочинение Владимира Петровского, профессора Ришельевского лицея. С.-Петербург, 184

ГЕОГРАФИЯ В ЭСТАМПАХ, С ПОВЕСТЯМИ И КАРТИНАМИ ПО ПРЕДМЕТАМ ГЕОГРАФИИ. Сочинение Ришома и Альфреда Вингольда. Рисунки Людовика Лассаль. На французском и русском языках. С.-Петербург. 1847 *** КУРС ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ. Сочинение Владимира Петровского, профессора

С.-Петербург

С.-Петербург (Отрывок из краткой географии России) Чем известна, чем гордится Развеселая столица? Как поддержит свой престиж Русский Лондон и Париж? Александровской колонной, Кавалерией салонной, Медной статуей Петра И конюшнями двора; Правоведами в

Петербург

Петербург В вечерний час воспоминаний, В час воскрешения теней Я вижу Петербург в тумане И в одуванчиках огней. Студеной мглой, сырой и липкой, Проспекта даль заграждена. В Неве угрюмой ходит зыбко В разводах нефтяных волна. Прохожие скользят, как тени, В белесой дымке

Елизаветинский Петербург

Елизаветинский Петербург АННА ИОАННОВНА СКОНЧАЛАСЬ 17 ОКТЯБРЯ 1740 года. Буквально за несколько дней до смерти, 5 октября, она подписала Манифест о назначении наследника престола. Им стал годовалый двоюродный племянник императрицы Иоанн Антонович. Регентом при нём, как мы

МИРРА ЛОХВИЦКАЯ Мария Александровна, в замужестве — ЖИБЕР 19. XI(1.XII).1869, Петербург — 27.VIII(9.IX).1905, Петербург

Петербург

Петербург С зарёй в Петербург прибывая На шумный Московский вокзал, Увидеть спешу из трамвая Проспекты, где Пушкин бывал. Ступаю легко по приезде На влажный гранит берегов, Любуюсь прекрасным созвездьем Шедевров великих творцов, На волны гляжу. Раздвигая Завесы

Остров Петербург

Остров Петербург Два года тому назад в Петербурге пробили волшебные часы, как в сказке про Золушку: карета превратилась в тыкву, кучер в крысу, Владимир Анатольевич в Валентину Ивановну, лопаты и мастерки выпали из рук строителей – и всё, что было недостроено и

Санкт-Петербург 1998 г.

Санкт-Петербург 1998 г. © Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим или физическим

ПЕТЕРБУРГ МАРКИЗА ДЕ КЮСТИНА


  • Гостиный двор в Санкт-Петербурге (1761–1785).
  • Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге (1764–1788).
  • Малый Эрмитаж. 1764-1775.
  • Большой Гатчинский дворец (1766–1781).
  • Мраморный дворец в Санкт-Петербурге (1768–1785)
  • Старый Эрмитаж. 1771-1787.
  • Решётка Летнего сада. 1773-1784.
  • Петровский путевой дворец в Москве (1776–1780)
  • Троицкий собор в Александро-Невской лавре. 1776-1790.
  • Сенатский дворец в Москве (1776–1787).
  • Чесменская церковь в Санкт-Петербурге (1777–1780)
  • Холодная баня с Агатовыми комнатами. Царское Село. 1780-е годы.
  • Камеронова галерея. Царское Село.1780-1794.
  • Казаковский корпус Московского университета (1782–1786)
  • Здание Главного почтамта в Санкт-Петербурге. 1782-1789.
  • Эрмитажный театр. 1783-1787.
  • Таврический дворец в Санкт-Петербурге (1783–1789).
  • Здание Академии наук в Санкт-Петербурге (1783–1789).
  • Пашков дом в Москве (1784–1786).
  • Здание Благородного собрания. 1784.
  • Большой Царицынский дворец в Москве (1786–1796)
  • Владимирская церковь в селе Быково (1789)
  • Здание Царскосельского лицея. 1789-1792.
  • Александровский дворец в Царском Селе (1792–1796)


Гостиный двор в Санкт-Петербурге (1761–1785).

Архитектор – Жан Батист Валлен-Деламот.

Архитектурный стиль – классицизм.

Гостиный двор — это старейшее торговое предприятие Санкт-Петербурга.



Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге (1764–1788). Архитекторы – Жан-Батист Валлен-Деламот, Александр Кокорин, Юрий Матвеевич Фельтен.

Архитектурный стиль – классицизм.

Торжественная церемония закладки здания состоялась 7 июля 1764 года — в годовщину вступления на престол Екатерины II.

В настоящее время в здании расположена Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина.


Малый Эрмитаж. Санкт-Петербург.1764-1775.

Архитекторы – Ж.Б. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен.

Архитектурный стиль – классицизм.

Здание является связующим звеном между барочным Зимним дворцом и памятниками классицизма — Большим и Новым Эрмитажем.

Своё название Малый Эрмитаж получил благодаря привычке Екатерины II устраивать здесь спектакли и увеселительные вечера — малые эрмитажи.

Эрмитаж - от фр. hermitage — парковый павильон, место уединения, малый сельский дворец:

Информация.

  • Зимний дворец (1754-1762),
  • Малый Эрмитаж (1764-1775),
  • Большой (Старый) Эрмитаж (1771-1787),
  • Новый Эрмитаж (1842).


Большой Гатчинский дворец (1766–1781).

Архитектор – итальянец Антонио Ринальди.

Архитектурный стиль – классицизм.

Построен для фаворита Екатерины II графа Григория Григорьевича Орлова. Дворец сочетает в себе темы средневекового замка и загородной резиденции. Дворец был одним из любимых мест отдыха царской семьи.



Мраморный дворец в Санкт-Петербурге (1768–1785).

Архитектор – Антонио Ринальди.

Архитектурный стиль – классицизм.

Дворец построен по приказу Екатерины II в качестве подарка фавориту Григорию Григорьевичу Орлову за помощь в возведении Екатерины на трон.

Григорий Орлов умер в 1783 году, так и не дождавшись окончания строительства. В том же году Екатерина II выкупила здание в казну у наследников графа, а в 1796 году пожаловала его своему внуку великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания.

В настоящее время с 1992 года – это филиал Государственного Русского музея.


Старый Эрмитаж. Санкт-Петербург. 1771-1787.

Архитектор – Ю. Фельтен.

Архитектурный стиль – классицизм.



Адмиралтейство. Царское Село (Пушкин),1773-1777.

Архитектор – И.В. Неелов.

Архитектурный стиль – классицизм.

Адмиралтейство — группа зданий из неоштукатуренного кирпича с белыми карнизами и стрельчатыми окнами, увенчанные готическими ступенчатыми башнями и шпицами.

Симметричный ансамбль из трёх садово-парковых павильонов в голландском стиле, расположенный на берегу Большого пруда в пейзажной части Екатерининского парка.


Решётка Летнего сада. 1773-1784.

Архитекторы – Ю. Фельтен, П.Е. Егоров.

Архитектурный стиль – классицизм.

На высоком гранитной цоколе установлены 36 гранитных колонн, между которыми закреплены кованые звенья решётки. Колонны венчают вазы, высеченные из красного гранита. Главное достоинство- безупречная пропорция и простота рисунка.


Петровский путевой дворец в Москве (1776–1780).

Архитектор – Матвей Казаков.

Архитектурный стиль –неоготика.

В настоящее время – это элитная гостиница.


Троицкий собор в Александро-Невской лавре. 1776-1790.

Архитектор – И.Е. Старов.

Архитектурный стиль – классицизм.

Ныне действующий собр.


Сенатский дворец в Москве (1776–1787).

Архитектор – Матвей Казаков.

Архитектурный стиль – классицизм.

Здание расположено на территории Московского Кремля.

Дворец выполнен по заказу императрицы Екатерины Великой.

По первоначальному замыслу здание должно было служить резиденцией высшего органа государственной власти Российской империи – Правительствующего сената, откуда и получило своё название.

При советской власти во дворце располагался кабинет В.И. Ленина, позднее он стал зданием Совета министров СССР.

В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией Президента РФ.


Чесменская церковь в Санкт-Петербурге (1777–1780).

Архитектор – Ю.М. Фельтен.

Архитектурный стиль –псевдоготика.

Здание церкви было построено в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 году.

В настоящее время – действующий православный храм.


Холодная баня с Агатовыми комнатами. Царское Село (Пушкин).1780-е годы.

Архитектор – Чарльз Камерон.

Архитектурный стиль – классицизм.

На нижнем этаже находилось несколько купальных бассейнов для водных процедур, а верхний этаж, где находятся Агатовые комнаты, служил для отдыха после купания — здесь императрица проводила ранние утренние часы, занимаясь просмотром государственных документов и отвечая на письма.


Камеронова галерея. Царское Село.1780-1794.

Архитектор – Ч. Камерон.

Архитектурный стиль – неоклассицизм.

Летняя резиденция Екатерины Великой.

В настоящее время залы предназначены для временных экспозиций.



Казаковский корпус Московского университета (1782–1786).

Архитектор – Матвей Казаков, реконструирован – Доменико Жилярди.

Архитектурный стиль –псевдоготика, после реконструкции в 1817 году – стиль ампир.

Старое здание Московского университета (Московский университет на Мохово́й, Казаковский корпус.

Строение сильно пострадало при пожаре 1812 года, и пять лет спустя было реконструировано по проекту архитектора Доменико Жилярди в стиле ампир.

В настоящее время комплекс занимают фонды библиотеки, Антропологический музей и Музей истории университета, Институт Азии и Африки, основанный в 1956 г.


Здание Главного почтамта в Санкт-Петербурге. 1782-1789.

Архитектор – Н.А. Львов.

Архитектурный стиль – классицизм.

Здание было построено как вспомогательное служебное помещение почтового управления, а с 1801 года ставшее основным местом размещения Санкт-Петербургского почтамта.


Эрмитажный театр. 1783-1787.

Архитектор – Джакомо Кваренги.

Архитектурный стиль – классицизм.

Здание придворного Императорского театра построено по указу императрицы Екатерины II.

Эрмитажный театр сыграл значительную роль в развитии русской театрально-музыкальной культуры конца XVIIII века. На сцене театра шли многие оперные, балетные и драматические постановки, в том числе пьесы, написанные императрицей. В этом здании устраивали маскарады и балы, разыгрывали любительские спектакли.


Таврический дворец в Санкт-Петербурге (1783–1789).

Архитектор – И.Е. Старов.

Архитектурный стиль – классицизм.

Петербургская резиденция князя Григория Потёмкина -Таврического. Шикарный дворец Екатерина II подарила всесильному фавориту за взятие турецкой крепости Исмаил.

Свое современное название Таврический дворец получил после смерти Потемкина по распоряжению Екатерины II, желавшей увековечить память о присоединении Тавриды к России.

  • В 1906—1910 годах – в здании размещалась Государственная дума.
  • С началом Февральской революции в Таврическом дворце разместились Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное правительство (до июля 1917), здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов.
  • В Таврическом дворце проходил I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 3—24 июня 1917 года.
  • 5 (18) января 1918 года в Таврическом дворце собралось Всероссийское учредительное собрание.
  • Сегодня дворец – штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи стран-участниц СНГ.
  • В наши дни здесь открыты временные и постоянные экспозиции. Проводятся экскурсии, научные конференции. Регулярно проходят концерты органной и оркестровой музыки.



Здание Академии наук в Санкт-Петербурге (1783–1789).

Архитектор – Джакомо Кваренги.

Архитектурный стиль – классицизм.

Санкт-Петербургская академия наук – первое высшее научное учреждения Российской империи, основанная по указу Петра I в 1724 году.

В настоящее время – Российская академия наук (с 1991 года).


Пашков дом в Москве (1784–1786).

Архитектор – Василий Баженов.

Архитектурный стиль – классицизм.

Пашков дом был построен по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I.

В настоящее время – Российская государственная библиотека.


Здание Благородного собрания. Москва. 1784.

Архитекторы – Матвей Казаков, Алексей Никитич, Александр Мейснер.

Архитектурный стиль – классицизм.

Изначально — усадьба князя Василия Долгорукова-Крымского. Было выкуплено Благородным собранием в 1784 году и перестроено Матвеем Казаковым.

После революции в доме находился Центральный совет московских профессиональных союзов, а здание было переименовано в Дом Союзов.

В настоящее время В Колонном зале Дома Союзов проходят концерты, праздничные мероприятия, конференции и семинары.


Большой Царицынский дворец в Москве (1786–1796).

Архитектор – Матвей Казаков.

Архитектурный стиль – псевдоготика с чертами классицизма.

Дворец был главной постройкой для несостоявшейся подмосковной резиденции Екатерины II.


Владимирская церковь в селе Быково (1789).

Архитектор – Василий Баженов.

Архитектурный стиль – русская готика.

В настоящее время – действующая церковь.



Здание Царскосельского Лицея. Царское Село (Пушкин). 1789-1792.

Архитектор – И.В. Неелов, перестроил в 1811 – В. Стасов.

Архитектурный стиль – классицизм.

Первоначально здание Лицея предназначалось для детей цесаревича Павла и называлось Великокняжеским корпусом.

В 1811 году, когда было принято решение о создании Царскосельского лицея, архитектор В. Стасов перестроил здание сообразно нуждам учебного заведения

В 1843 году Лицей был переименован в Александровский.

В настоящее время – музей. Открытие музея-Лицея в г. Пушкине в 1974 году.


Александровский дворец в Царском Селе (1792–1796).

Архитектор – Джакомо Кваренги.

Архитектурный стиль – классицизм.

Дворец по распоряжению императрицы Екатерины II

в подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича.

В начале XX века при императоре Николае II Александровский дворец стал основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни: здесь принимались послы, праздновались 300-летие Дома Романовых и 200-летие Царского Села.

Читайте также: