Песни и предания о башкирских восстаниях 18 века кратко

Обновлено: 30.06.2024

По однк дз такое. У нас нет по нему учебников. Не получается в интернете найти.

"Марш Салавата", " Марш Пугачева", "Салават и Пугачев", "Салават-батыр", "Салават на каторге", "Песня Салавата"
"Большая дорога" и "Пугачев"

Venom Мастер (2264) Инко Гнито, с войны 1773-1775, эта же да?

Venom Мастер (2264) Инко Гнито, исправил, там опечатка была, должно быть "Марш Пугачёва" Т9

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Пётр I вел репрессивную политику не только в отношении собственно православного населения, заставляя его переходить на европейский лад, но и против инородцев. Это вызывало большое недовольство у всех слоёв населения Русского царства.

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́ким (30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года) - Википедия

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́ким (30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года) - Википедия

В 1704 году сборщики налогов ввели местные налоги, среди которых один вызвал самое большое возмущение - налог на каждого посещающего мечеть. Это было воспринято очень негативно и башкиры поднялись против.

Против восставших действовали войска одного из первых русских генерал-фельдмаршалов Б.Шереметьева , который также попутно подавлял Астраханское восстание.

Бори́с Петро́вич Шереме́тев (25 апреля [5 мая] 1652, Москва, Русское Царство — 17 [28] февраля 1719, Москва, Российская империя[1]) — русский воинский начальник (воевода) времён Северной войны, дипломат, один из первых русских генерал-фельдмаршалов (с 1701 года), граф (с 1706 года) - Википедия

Бори́с Петро́вич Шереме́тев (25 апреля [5 мая] 1652, Москва, Русское Царство — 17 [28] февраля 1719, Москва, Российская империя[1]) — русский воинский начальник (воевода) времён Северной войны, дипломат, один из первых русских генерал-фельдмаршалов (с 1701 года), граф (с 1706 года) - Википедия

У восставших башкир руководителями были:

Но русское правительство договорилось с калмыцким ханом Аюкой, который отрезал восставших башкир от других кочевых племен. Это позволило правительственным войска начать методичное наступление на башкир.

Позже башкирское восстание переместилось к центру Башкортостана - восстали башкиры Казанской и Ногайской даруг.

Здесь восставшими руководили:

Летом 1707 года все восставшие объединились под руководством:

К ним присоединились уже:

Отряды повстанцев подходили к самой Казани, но гарнизон из шести полков был слишком сильным для них. И на штурм они не решились.

Но само восстание ширилось и к башкирам присоединялись:

Но зато против башкир активно действовали отряды служилых тата р, которые уничтожили все отряды повстанцев в Ногайской даруге.

В мае 1708 года восстание практически прекратилось. Башкирские старшины явились с повинной и их простили. Также было объявлено об отмене всех новых налогов, в том числе и злополучного налога на посещающих мечеть.

Но часть повстанцев под руководством Алдара Исянгильдина и Урака Юлдашбаева продолжила борьбу. Однако летом 1710 года они были разбиты 5000 калмыками под руководством старшего сына Аюки - хана Чакдор - Джаба .

Последними сдались повстанцы Ногайской и Казанской даруг, которые вначале восстали при поддержке каракалпаков. Это восстание удалось усмирить обещанием снижения налоговой нагрузки.

В результате восстания башкиры были выведены из состава Казанского уезда и практически стали автономией. Все сборщики налогов из русских были заменены на башкирских старейшин, которые сами стали собирать все налоги.

Статья подготовлена на основе клипа из цикла передач "Татары сквозь время" - Башкирские восстания 1704-1711 гг. | Башкиры, татары, чеченцы, мари казаки и удмурты против Петра I на Ютуб-канале "Татары мира".

Из высказываний ученых, писателей, краеведов мы узнаем многое о башкирских народных песнях, которые занимали и занимают большое место в духовной культуре народа. Песни очень близки к повседневной жизни людей. Если, например, сказка требует от сказочника, чтобы у него был хоть один слушатель, а пословицы и поговорки произносятся при удобном случае в разговоре с собесед­ником для подкрепления высказанной мысли, то песни живут в душе каждого. Песню, грустную или веселую, в зависимости от настроения можно петь или напевать где угодно, даже и для себя, без слушателей. Эта особенность песни сделала ее одним из самых распространенных жанров башкирского фольклора.

По содержанию и тематике башкирские народные песни делятся на исторические и семейно-бытовые.

В башкирских исторических пес­нях отразились самые крупные собы­тия в жизни народа: присоединение башкир к Русскому государству, башкирские восстания XVIII века против колонизации края и захвата башкирских земель, в том числе кре­стьянского восстания 1773—1775 гг. под руководством Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева, Отечественная война 1812 года, военные походы с участием башкир, русско-японская война.

В песнях упоминаются десятки исторических лиц. Например, царь Иван Грозный, оренбургский генерал-губернатор В. А. Перовский, полководец М. И. Кутузов, руководитель восстания 1773—1775 гг. Е. И. Пугачев, палач А. И. Тевкелев, национальный герой башкирского народа Салават Юлаев, участник Отечественной войны 1812 г. командир полка Касим Мырдашев, начальники кантонов Кулуй Кучуков, Мухамадьян Бузыкаев, Мир-хайдар Азаматов, командующий башкирским войском полковник Т. С. Циолковский, участник русско-японской войны сэсэн Гайса Расулев и т. д.

ПЕСНИ И ПРЕДАНИЯ О ПРИСОЕДИНЕНИИ БАШКИР К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ

Потом аксакалы снова собрались на совет. Они посоветовались и решили послать к царю Ивану Грозному Иске-бия от рода бурзян, Бикбау-бия от рода усерган, Каракужак-бия от рода кыпсак и Шагали Шакман-бия от рода тамьян.

Уральских гор отроги высоки,

Ты матерью всех земель стал, Урал.

В долины журчащих живых родников

Ты воедино семь родов собрал.

Вдали синеет, хэй, мой Уралтау,

Гора — пристанище семи родов.

Храни, Урал, храни, оберегай

Ты прах священных дедов и отцов.

Ты семь родов приветил на груди,

Здесь семь родов раскинули яйляу,

Семи родов отары здесь паслись,

Семи родов один табун гулял.

Перевод Д. А. Даминева

Из истории известно, что союз семи племен сущест­вовал в юго-восточном Башкортостане в XIV—XVI веках примерно на территории современных Хайбуллинского, Зилаирского, Баймакского, Абзелиловского, Бурзянско-го, Кугарчинского, Куюргазинского, Зианчуринского районов, части Оренбургской области. В это объединение входили племена и роды бурзян, тамьян, тангаур, усерган, кыпсак, кари-кыпсак, санким-кыпсак. Во главе этого союза стоял Масим-хан. Одна из горных вершин в Бурзянском районе названа его именем.

В прошлом башкирских племен было очень много. На­пример, катайцы (Белорецкий, Белокатайский районы), минцы (по рекам Дема и Караидель), гайнинцы (Татыш-линский, Аскинский районы, Пермская область), канлинцы (Буздякский, Бирский, Кушнаренковский районы) и др. Семь лепестков цветка курая на гербе Республики Башкортостан символизируют единство не только семиродцев, но и всех башкирских родов.

Для переговоров о воссоединении с Русским государством башкиры направили к Ивану Грозному двенадцать послов. Был среди них и Кулумбет-батыр, говорят.

Царь радушно принял их. Гости ели из золотых тарелок золотыми ложками. После обеда судомойки стали считать посуду: не хватает одной тарелки и одной ложки. Сообщили об этом царю. Тот приказал обыскать послов. Тарелку и ложку нашли у Кулумбета. Царь спросил его:

- Зачем ты взял все это?

— Любимый наш царь! Ты нам показал свое жилище, устроил сабантуй. Если я скажу своим сородичам, что я был у царя, он устроил для нас сабантуй, некоторые могут и не поверить, что я с царем сидел за одним столом. А вот если покажу им золотую тарелку и золотую ложку и скажу, что царь у нас человек добрый, любит башкир, дал мне свою тарелку и ложку, все бы стали еще больше уважать и любить тебя.

Царь похвалил Кулумбета за ум и всем послам дал по золотой тарелке и ложке.

Перевод С. А. Галина

Своим поступком он хотел показать, даже похвастать­ся, что действительно был в гостях у царя, сказать своим сородичам, родственникам, что царь добрый, гостеприим­ный. Это понял и царь. Он всем гостям подарил по золотой ложке и тарелке.

ПЕСНИ И ПРЕДАНИЯ О БАШКИРСКИХ ВОССТАНИЯХ XVIII ВЕКА

Защищая свои исконные земли, свою веру и свободу, башкиры в XVIII веке несколько раз поднимались на вос­стания. Этим они выражали свое недовольство политикой царизма. Крупные восстания прошли в 1705—1711, 1735—1740, 1755, 1773—1775 годах. Восстания в Баш­кортостане жестоко подавлялись карательными отряда­ми, о чем каждые 10—15 дней докладывалось царю.

Царские палачи сотнями сжигали села и деревни, убивали стариков, женщин, а детей раздавали в рабство. Только за 1739—1740 годы было сожжено около 700 деревень, в ходе этого восстания были убиты, казнены, сосланы около 60 тысяч башкир.

Уничтожали и скот. Известен такой случай. В одном из ущелий в горах нынешнего Гафурийского района каратели обнаружили более тысячи коров, спрятанных башкирами. Однако каратели не знали горных троп и не смогли вывести животных. Тогда они перебили весь скот, чтоб он не достался хозяевам-башкирам.

В песне есть еще один образ, который характеризует трагическую судьбу народа. Это — кровь, стекающая со срезанного стебля курая или ивы. Этот образ показывает, что башкирская земля не только усеяна костями, но и пропитана кровью сотен тысяч батыров, убитых только за то, : то они защищали земли отцов и дедов, испокон веков принадлежавшие им.

В башкирском фольклоре есть и десятки других песен и преданий. Они довольно разнообразны по содержанию. В одной группе песен и преданий народ прославляет известных и безымянных батыров, погибших за свободу своей земли в борьбе с карателями. Таковы песни о Салавате Юлаеве, Емельяне Пугачеве, марш об одном из руководителей восстания 1740 года Миндигуле Юлаеве, прозванном в народе Карасакалом.

Программа по башкирской музыке Ямалетдиновой Наили Гильмановны и Хусаиновой Риды Хабиевны для 5, 6, 7, 8, 9 классов.

4-четверть. Песни о крестьянской войне 1773-1775 года

Широкое отражение в башкирском фольклоре нашло крупнейшее в истории России восстание 1773-1775 годов. Оно охватило огромную территорию от Дона до Урала. В войне принимали участие широкие массы крестьян, работные люди, народы Поволжья и казаки. Возглавил восстание донской казак Емельян Иванович Пугачев . Восстание началось на Яике в 1773 году Емельян Иванович Пугачев объявил себя императором Петром III, от имени которого он издавал указы и манифесты, жалуя казаков и крестьян вольностью, землей, хлебом и приказывая расправляться с царскими чиновниками и дворянами. Главной опорой Пугачева стали работные люди уральских заводов и башкиры, возглавляемые Салаватом Юлаевым.
"Марш Пугачева" компьютерный вариант.


Большую часть составляют песни и легенды-предания о национальном герое башкирского народа Салавате Юлаеве верном соратнике Пугачева.
Салават Юлаев родился 16 июня 1754 года в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии (ныне Салаватский район Башкортостана). Деревня Текеево до наших дней не сохранилась. Он происходил из знатного рода, в каждом поколении которого были тарханы, муллы, абызы, батыры, возглавлявшие башкирские восстания с начала 18 века.
Его история началась в октябре 1773 года. Салават Юлаев был мобилизован на борьбу с Емельяном Пугачевым, но вместе с отрядом Юлаев перешел на сторону восставших, которые вели осаду Оренбурга.
Салават-образ эпического героя: в руке булатный меч, под ним богатырский конь, в огне не горит и в воде не тонет.
Песни разнообразны и отличаются друг от друга. "Салават-батыр", "Салават на каторге", "Песня Салавата"
Образ Емельяна Пугачева в песнях "Большая дорога" и "Пугачев" он выступает как добрый царь, дарующий народу свободу и землю. А песня "Салават и Пугачев" славит многовековую дружбу русского и башкирского народов.
"Марш Салавата" исполняет на курае Раис Низаметдинов.

Читайте также: