Первый московский период кратко

Обновлено: 05.07.2024

Можно назвать несколько факторов, предопределивших возвышение Москвы:

1. Упадок Киева

Второй удар, который пережил Киев – разрушение города татаро-монголами в 1240 году. После этого столица Руси надолго утратила независимость. В 1363 году, после войны с князем Гедимином, Киевское княжество вошло в состав Великого княжества Литовского, а в 1569 – стало частью Польской Речи Посполитой. Киев вернулся к России лишь в 1667 году, сохранив статус одного из культурных центров, но утратив политическое влияние.

2. Выгодное географическое положение

Пока Киев переживал тяжёлый период упадка, статус ведущего города перешёл к Владимиру. В это же время постепенно росла и развивалась Москва. В 70-е гг. XIII столетия, при Данииле Александровиче, будущая столица получила статус центра удельного московского княжества.

Расположение Москвы можно назвать очень удачным по двум причинам. Во-первых, город был построен в центре Восточно-Европейской равнины, на пересечении важных торговых путей (как речных, так и сухопутных). К этому нужно добавить и обилие ресурсов – как древесины, так и руды, глины, известняка.

Во-вторых, большой лесной массив делал Москву труднодоступной для захватчиков, а сам город стоял на возвышенности, подступы к которой пересекали Москва-река и Неглинная.

Подобные условия способствовали активному росту экономики Москвы и расширению территории княжества.

3. Превращение Москвы в духовный центр

В 1325 году по просьбе князя Ивана Калиты в Москву из Владимира переехал киевский митрополит Пётр, что превратило город в центр религиозной жизни страны. Вскоре Пётр стал инициатором строительства в 1326 году главного русского кафедрального Собора – Успенского. Именно этот митрополит предсказал, что Москва станет столицей и возглавит борьбу против ига.

Значимую роль в возвышении Москвы и объединении русских княжеств сыграл также иеромонах Сергий Радонежский. Он всеми силами старался преодолеть разногласия между князьями. В итоге, ростовский, нижегородский и рязанский князья примирились и признали главенство Дмитрия Донского, благодаря чему удалось одержать блестящую победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году.

События, произошедшие в 1395 году, упрочили статус Москвы, как духовного центра страны. Тогда в будущую столицу перевезли Владимирскую икону Божией Матери – одну из самых почитаемых в России. Что интересно, в тот момент, когда икона оказалась в Москве, московские земли покинул Тамерлан-завоеватель. Для людей того времени это означало, что Москва находится под покровительством Бога.

4. Политика московских князей

Вероятно, московское княжество не добилось бы таких успехов, если бы здесь не правили столь целеустремлённые и сильные князья:

1) Даниил Александрович (1261 – 1303)

Сын Александра Невского, Даниил, стал первым в московской линии Рюриковичей. Он присоединил к Москве Переяславль-Залесский и Коломну, построил Ордынскую дорогу, несколько монастырей и церквей.

2) Иван I Калита (1288 – 1340)

С правлением Ивана Калиты связан период, когда Москва фактически не участвовала в войнах, активно процветала и богатела, прирастала новыми территориями (часть Поволжья, все города, омываемые Москва-рекой и т.д). Велось активное каменное строительство. Повысило статус города и перенесение в Москву кафедры митрополита.

3) Дмитрий Иванович Донской (1350-1389)

Князь продолжил дело своих предшественников. При нём Москва стала центром объединения страны, был построен белокаменный Кремль, а победа в Куликовской битве в 1380 году доказала, что Золотой Орде можно дать отпор.

4) Иван III Васильевич (1440-1505)

При Иване III Москва стала столицей единого Русского государства, а сам он – фактически был первым царём. Он присоединил и объединил большинство княжеств, страна стала независимой от Орды. Также был построен современный Кремль, приняты Судебник и нынешний герб России.

Следующий этап развития восточнославянской философской мысли связан со становлением Москвы как центра формирующегося государства.

После разгрома татаро-монгольских орд возникла проблема объединения княжеств в единое могучее государство, способное противостоять многочисленным врагам как с востока, так и с запада.

В этот период значительную роль в системе управления играли дьяки. Именно в этой среде и зародились реформационно-гуманистические идеи. Дьяк Федор Курицын и люди его круга создавали и распространяли светские повести и сборники, в которых проповедовали мысли о самоценности личности человека, отвергали официальную церковь и осуждали ее земельные богатства.

Максим Грек (1470-1555) - крупнейший мыслитель русского средневековья, своим творчеством как бы завершает первый этап развития восточнославянской философии и закладывает основы для философии 17-18 веков. Обширное наследие Максима Грека включает свыше 350 оригинальных сочинений и переводов. Философское мышление направлено на разработку проблем онтологии, гносеологии, (логика, интуитивное познание), философской антропологии (три части души - разумная, волевая, чувственная; пять видов сенсуального познания), рассматривает человека как микрокосм, вопросы этики (силы добра и зла). Своим творчеством Максим Грек способствовал значительному поднятию уровня философского мышления на Руси.

Русское Просвещение охватывает период с середины 17 века до первой трети 19 века, когда произошло восстание декабристов.

Были открыты Киево-Могилянская академия (1631), Петербургский (1724) и Московский (1756) университеты.

Говоря о 18 веке нельзя не упомянуть и величайшего русского ученого Михаила Ломоносова (1711 – 1765). Значительное влияние на развитие русской метафизики оказало масонство, которое возникло в 30 – 40-е гг. 18 века, представителями его были видные деятели того времени – И. В. Лопухин, М. М. Щербатский, Н. И. Новиков, большинство декабристов. Оно проповедало свою мораль и мудрость, а программный лозунг состоял в призыве от церковной соборности прийти к духовному индивидуализму.

Именно 19 век принято считать началом формирования оригинальной русской философии.

Начало 19 века ознаменовалось отечественной войной, закончившейся победой России, что подняло народное самосознание.

1825 год – восстание декабристов. Разгром декабристов привел к спаду развития светского образования. Закрываются университеты. Города наполняются мистической и религиозной литературой.

40 –е годы 19 века – начало медленного процесса капитализации страны.

В это время остро встает проблема выбора пути дальнейшего развития России. Разворачивается полемика между славянофилами (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) и западниками (Т.Н. Грановский, В.Ф. Боткин и др.) об историческом своеобразии России и Западной Европы. Славянофилы говорили о религиозном смирении русского народа, не некой духовной целостности православно-христианского менталитета. Западники же восхваляли культуру буржуазных отношений европейских стран. Они представлены двумя направлениями:




1. Либеральное. (Т.Н. Грановский, В.Ф. Боткин). Реформаторские идеи. Выступали с критикой самодержавно-крепостнических отношений в стране, идеализировали европейский образ жизни.

2. Революционно-демократическое. (Герцен, Чернышевский, Добролюбов и др. русские революционеры-демократы независимо от основоположников марксизма пытались решить историческую задачу, стоявшую перед философией 19 века, - соединить материализм и диалектику в единое целостное учение. То, что их попытка не удалась, объясняется главным образом социально-экономической отсталостью России.

Философия революционных демократов оказала прямое воздействие на формирование мировоззрения таких выдающихся представителей науки в России как И.М, Сеченов, И.И. Мечников, А.О. Ковалевский, И.П. Павлов, внесших большой вклад в развитие отечественной и мировой науки второй половины 19 – начала 20 века.

Реакцией на революционно-демократическую философию материализма 60-х годов религиозно-мистический идеализм (П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев), позитивизм и неокантианство.

Религиозно-идеалистическая философия, продолжавшая традиции славянофильства, получает фундаментальное обоснование в трудах В.С. Соловьева.

Владимир Соловьев (1853 – 1900).

Всеединство конечная цель деятельности людей. Исходное начало всеединства – Бог. Человек – посредник между миром и Богом.

Анализируя общество Соловьев определяет три начала социальной жизни, три кита нравственности: стыд, жалость и благоговение. Стыд – выделяет человека из животного мира; жалость- - солидарность с живым существом, сострадание; благоговение – преклонение перед высшим началом, признание, что этим миром, мир не исчерпывается. Исторический прогресс – это переход от зверочеловечества к богочеловечеству путем нравственного совершенствования.

Россия – лидер человечества и должна проложить путь к социальному совершенству.

Русская философская мысль конца 19 – начала 20 века.

На рубеже XIX-XX веков возникли новые глубинные явления в русской культуре - стремление по-новому осмыслить и роль религии, и роль искусства в духовной жизни.

Основные проблемы – проблема всеединства человека с космосом, проблема космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.

Две тенденции русского космизма:

1. Естественнонаучная. Умов, Чижевский, Циолковский.

Отстаивал естественнонаучное объяснение загадок природы.

Следующий этап развития восточнославянской философской мысли связан со становлением Москвы как центра формирующегося государства.

После разгрома татаро-монгольских орд возникла проблема объединения княжеств в единое могучее государство, способное противостоять многочисленным врагам как с востока, так и с запада.

В этот период значительную роль в системе управления играли дьяки. Именно в этой среде и зародились реформационно-гуманистические идеи. Дьяк Федор Курицын и люди его круга создавали и распространяли светские повести и сборники, в которых проповедовали мысли о самоценности личности человека, отвергали официальную церковь и осуждали ее земельные богатства.

Максим Грек (1470-1555) - крупнейший мыслитель русского средневековья, своим творчеством как бы завершает первый этап развития восточнославянской философии и закладывает основы для философии 17-18 веков. Обширное наследие Максима Грека включает свыше 350 оригинальных сочинений и переводов. Философское мышление направлено на разработку проблем онтологии, гносеологии, (логика, интуитивное познание), философской антропологии (три части души - разумная, волевая, чувственная; пять видов сенсуального познания), рассматривает человека как микрокосм, вопросы этики (силы добра и зла). Своим творчеством Максим Грек способствовал значительному поднятию уровня философского мышления на Руси.

Русское Просвещение охватывает период с середины 17 века до первой трети 19 века, когда произошло восстание декабристов.

Были открыты Киево-Могилянская академия (1631), Петербургский (1724) и Московский (1756) университеты.

Говоря о 18 веке нельзя не упомянуть и величайшего русского ученого Михаила Ломоносова (1711 – 1765). Значительное влияние на развитие русской метафизики оказало масонство, которое возникло в 30 – 40-е гг. 18 века, представителями его были видные деятели того времени – И. В. Лопухин, М. М. Щербатский, Н. И. Новиков, большинство декабристов. Оно проповедало свою мораль и мудрость, а программный лозунг состоял в призыве от церковной соборности прийти к духовному индивидуализму.

Именно 19 век принято считать началом формирования оригинальной русской философии.

Начало 19 века ознаменовалось отечественной войной, закончившейся победой России, что подняло народное самосознание.

1825 год – восстание декабристов. Разгром декабристов привел к спаду развития светского образования. Закрываются университеты. Города наполняются мистической и религиозной литературой.

40 –е годы 19 века – начало медленного процесса капитализации страны.

В это время остро встает проблема выбора пути дальнейшего развития России. Разворачивается полемика между славянофилами (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) и западниками (Т.Н. Грановский, В.Ф. Боткин и др.) об историческом своеобразии России и Западной Европы. Славянофилы говорили о религиозном смирении русского народа, не некой духовной целостности православно-христианского менталитета. Западники же восхваляли культуру буржуазных отношений европейских стран. Они представлены двумя направлениями:

1. Либеральное. (Т.Н. Грановский, В.Ф. Боткин). Реформаторские идеи. Выступали с критикой самодержавно-крепостнических отношений в стране, идеализировали европейский образ жизни.

2. Революционно-демократическое. (Герцен, Чернышевский, Добролюбов и др. русские революционеры-демократы независимо от основоположников марксизма пытались решить историческую задачу, стоявшую перед философией 19 века, - соединить материализм и диалектику в единое целостное учение. То, что их попытка не удалась, объясняется главным образом социально-экономической отсталостью России.

Философия революционных демократов оказала прямое воздействие на формирование мировоззрения таких выдающихся представителей науки в России как И.М, Сеченов, И.И. Мечников, А.О. Ковалевский, И.П. Павлов, внесших большой вклад в развитие отечественной и мировой науки второй половины 19 – начала 20 века.

Реакцией на революционно-демократическую философию материализма 60-х годов религиозно-мистический идеализм (П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев), позитивизм и неокантианство.

Религиозно-идеалистическая философия, продолжавшая традиции славянофильства, получает фундаментальное обоснование в трудах В.С. Соловьева.

Владимир Соловьев (1853 – 1900).

Всеединство конечная цель деятельности людей. Исходное начало всеединства – Бог. Человек – посредник между миром и Богом.

Анализируя общество Соловьев определяет три начала социальной жизни, три кита нравственности: стыд, жалость и благоговение. Стыд – выделяет человека из животного мира; жалость- - солидарность с живым существом, сострадание; благоговение – преклонение перед высшим началом, признание, что этим миром, мир не исчерпывается. Исторический прогресс – это переход от зверочеловечества к богочеловечеству путем нравственного совершенствования.

Россия – лидер человечества и должна проложить путь к социальному совершенству.

Русская философская мысль конца 19 – начала 20 века.

На рубеже XIX-XX веков возникли новые глубинные явления в русской культуре - стремление по-новому осмыслить и роль религии, и роль искусства в духовной жизни.

Основные проблемы – проблема всеединства человека с космосом, проблема космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.

Две тенденции русского космизма:

1. Естественнонаучная. Умов, Чижевский, Циолковский.

Отстаивал естественнонаучное объяснение загадок природы.

Двинская (1397 г.) и Белозерская (1482 г.) вечевые грамоты.

Псковская и Новгородская судные грамоты, принятые на вече жителей Пскова (1467 г.), и Новгорода (предположительно в 1456 г.)

Судебник 1497 г. Великого Князям Московского Иоанна III.

Судебник Царя и Великого Князя Иоанна IV (Грозного) 1550 г. ("Царский судебник") с последующими изменениями и дополнениями.

Устав постановлений о сторожевой и станичной службе 1571-1577 гг. («Боярский приговор о станичной и сторожевой службе).

Старинный Устав ратных, пушкарских и других дел, касающихся до военной науки ("Статейная роспись пушкарская") 1621 г.// Приложения. Розенгейм М.П. Очерк истории военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого.- СПб., 1978.- С.257-266.

Соборное Уложение Царя и Великого Князя Алексея Михайловича 7157 г.(1649 г.): гл.7 " О службе всяких ратных людей Московского государства; гл.10 " О суде"; гл.21 " О разбойных и шашиных делах"; гл.22 "За какие вины казниши"; гл.23 "О стрельцах"// Первое Полное Собрание законов Российской империи в 45 томах 1832 г. (далее – П.С.З.) – Т. 1.- N 1.- 260, 310.

Указы "О сыске служилых людей, самовольно от службы отлучившихся" 1659 г.// П.С.З.- Т.1.- N 252, 253, 297.

Указ "Об отпуске из Разбойного приказа в Московские большие тюрьмы денег на погребение умерших в оных колодников" 1663 г.// П.С.З.- Т.1.- N 336.

Указы об отсрочке ратным людям в судных их делах для службы, кроме шашабных, разбойных и убийственных 1671, 1673, 1701 г.г.// П.С.З.- Т.1.- N 90, 496, 544, 710.

Раздел I Начальный период становления предпринимательства (IX–XVII вв.)

Раздел I Начальный период становления предпринимательства (IX–XVII вв.) Русская правда. Пространная редакция …47. ОЖЕ КТО СКОТА ВЗИЩЕТЬ. Аже кто взищеть кун на друзе, а он ся начнеть запирати, то оже на нь выведеть послуси, то ти поидуть на роту, а он возметь свое куны; зане же

6.2. Конституционные характеристики российского государства

6.2. Конституционные характеристики российского государства Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация — это демократическое, федеративное, правовое государство с

§ 3. Политические, экономические и социально-правовые условия Российского государства на рубеже XVI – XVII вв., оказавшие влияние на развитие законодательства об армии и правосудии

§ 3. Политические, экономические и социально-правовые условия Российского государства на рубеже XVI – XVII вв., оказавшие влияние на развитие законодательства об армии и правосудии Военно-уголовное законодательство России XVII столетия. Важнейшим памятником русского

§ 4. Внутренние функции Российского государства

§ 4. Внутренние функции Российского государства В драматический переходный период, который переживает наша страна, на первый план выдвигается экономическая функция государства, ибо без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству

§ 5. Внешние функции Российского государства

§ 5. Внешние функции Российского государства Глубокие преобразования всей системы общественных отношений внутри страны не могли не отразиться на российской внешней политике. Но за последний период неузнаваемо изменилась не только Россия. Другим, более сложным и

§ 6. Механизм (аппарат) Российского государства

§ 6. Механизм (аппарат) Российского государства Проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, т. е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно.Механизм Российского государства – это система взаимосвязанных между

§ 7. Федеральные органы Российского государства

§ 7. Федеральные органы Российского государства Согласно Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент), Правительство, суды Российской Федерации. Государственная власть реализуется на основе

§ 10. Политический режим Российского государства

§ 10. Политический режим Российского государства Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране

§ 11. Перспективы развития Российского государства

§ 11. Перспективы развития Российского государства Россия, надо полагать, полностью исчерпала лимит революционных потрясений, крутых реформ, волюнтаристского экспериментаторства, бездумного заимствования чужеземного опыта. В опоре на собственные силы, богатые

Глава 5. Возникновение Российского государства

Глава 5. Возникновение Российского государства 5.1. Российская цивилизация после распада Древнерусского государстваПечальное зрелище представляла собой земля, на которой жили славяне, некогда объединенные в Древнерусское государство.Разгромленные, но не завоеванные

Мелкое удельное княжество благодаря политике своих князей менее чем за 100 лет стало самым могущественным на обломках Древнерусского государства.

Радикальные изменения не обошли стороной и молодую ещё Москву. Если раньше она была форпостом для владимирских князей в борьбе за влияние в Киевской земле, то теперь это значение пропало. Для сохранения жизнеспособности города Александр Ярославич Невский выделил удельное княжество и отдал его на попечение своего младшего сына, Даниила. Так началась история московских Рюриковичей, которым было суждено не только избавиться от ордынской зависимости, но и объединить практически все осколки Киевской Руси.

Даниил Александрович — первый московский князь

Самостоятельное княжение молодой московский хозяин начал спустя долгое время после смерти отца. С 1264 года удельным княжеством управляли наместники дяди Даниила, великого князя Ярослава Ярославича, пока тот в 1272 году не отошёл в мир иной. По сравнению с вотчинами других братьев, Дмитрия и Андрея, Москва казалась захолустьем — территории, подконтрольные Даниилу, лежали лишь по бассейну одноимённой реки и даже не затрагивали Оку. Тем не менее к концу своей жизни московский князь сумел не только отстоять свои владения, но и значительно их приумножить, оставив наследникам процветающее княжество, с которым считались все соседи.

1.jpg

Юрий Данилович — первый московский великий князь

Старший сын Даниила Московского с самого первого года княжения продолжил политику укрепления своего удела. В 1303 году он присоединил к Москве Можайск, а спустя несколько лет, после смерти великого князя Владимирского Андрея Александровича, начал борьбу за доминирование на Руси.

2.jpg

С именем Юрия связано начало многолетней борьбы Москвы и Твери за великое княжение. На полях сражений сторонники Михаила Тверского одерживали победу за победой, пока Юрий не прибег к помощи Орды. В 1317 году он женился на дочери хана Узбека и добился расположения Чингизидов. Однако Кончака, новоиспечённая жена московского князя, вскоре после свадьбы погибла в Твери. Это позволило Юрию обвинить Михаила в убийстве — в 1318 году тверской князь был ликвидирован в Сарае. Великое княжение впервые перешло к московским князьям.

Великим князем Владимирским Юрий Данилович пробыл недолго — всего лишь 4 года. Довольно быстро он разочаровал своих ордынских хозяев, попытавшись реализовать дань, собранную в Твери, в Новгороде через купцов. В 1322 году Дмитрий Тверской становится новым великим князем, а Юрий, сумев сбежать от людей тверского князя, обосновался в Новгороде. Там он провёл несколько лет, заключил Ореховецкий договор со шведами, заложил крепость Орешек, после чего отправился в Сарай возвращать то, что потерял — заветный ярлык.

В столице Орды разыгралась настоящая драма — Дмитрий Тверской, увидев виновника смерти своего отца, не сдержался и зарубил его на глазах у ордынских сановников. Такое самоуправство не сошло ему с рук — тверской князь был осуждён ханским судом. Оба претендента на великое княжение нашли свою смерть.

3.jpg

Иван Калита — бесспорное первенство Москвы

Третий по счёту московский князь и самый известный из ранней истории княжества был младшим братом Юрия Даниловича. В условиях постоянных конфликтов с Тверью Иван фактически стал правой рукой Юрия, был его наместником в Москве во время военных походов и отъездов в Орду, выполнял многочисленные поручения. Юрий не оставил после себя потомства, как и более старшие братья, поэтому вопрос о том, кто будет следующим московским князем, решился в пользу Ивана.

4.jpg

Калита, получивший своё прозвище от название поясной кошели, использовал стратегию своего отца и ловко маневрировал между Ордой и другими русскими князьями, не гнушаясь однако и силовыми методами разрешения споров. Великое княжение он получил благодаря антиордынскому восстанию в Твери в 1327 году. Возглавив карательную экспедицию, посланную ханом Узбеком, Калита доказал свою верность Орде и фактически закрепил за собой Владимир и статус Москвы как доминирующей силы в Руси.

5.jpg

Иван Данилович скончался в 1340 году, оставив своим потомкам богатое наследство — Москва теперь считалась центром Руси.

Симеон Иванович — гордый князь

6.jpg

В годы правления Симеона Ивановича чётко формируются два основных, помимо ордынского, направления внешней политики: новгородское и литовское. С обоими государствами московский князь даже успел повоевать. В случае с Новгородом причиной стало требование ещё Ивана Калиты увеличить выплаты Орде. В период безвластия новгородские ушкуйники постоянно тревожили Углич и Белоозеро. Воцарившись в Москве, Симеон собрал войско, взял Торжок, и вынудил Новгород согласиться с увеличением выплат. Республика также признала Симеона де-юре своим князем.

Иван Красный — упадок Москвы

Симеон Гордый скончался в 1353 году — ему наследовал младший брат, Иван Иванович. С его именем связано ослабление Московского княжества — активная внешняя политика Калиты и Симеона вкупе со стихийными бедствиями и эпидемиями заставили противников Москвы поднять голову. Если Литва это сделала ещё при Симеоне, то другие русские князья стали более активными именно при Иване. Главным соперником московского князя стал нижегородско-суздальский глава Константин Васильевич. В Орде он пытался заполучить ярлык на великое княжение, однако хан Джанибек вновь сделал ставку на Москву.

7.jpg

В пределы Московского княжества периодически вторгались литовские войска и пытались захватить Можайск — каждый раз неудачно. Выдвинуло свои претензии на отторгнутые территории и Рязанское княжество — поход на городок Лопастна хоть и не вызвал крупного вооружённого столкновения, но привёл к победе рязанцев.

Сложно сказать, планировал ли Иван возвращать Москве былое величие — ему было отведено не так уж и много времени. Всего через 6 лет, в 1359 году, он скончался, завещав княжеский стол своему сыну, Дмитрию. Однако великое княжение уходило в Суздаль князю Дмитрию Константиновичу. Будущий триумфатор Куликовской битвы вскоре был вынужден возвращать главенство над Русью силой, но это случится намного позже.

Читайте также: