Первый крестовый поход урбан 2 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цели и задачи Первого Крестового похода

Европа была полем битвы, местом непрерывных конфликтов и бесконечной войны. Объединение феодальных фракций против общего врага уменьшило бы вероятность дальнейших войн и направило бы их ресурсы и энергию против мусульман. “Позвольте тем, кто приучен вести расточительно частные войны даже против Верных, идти в дальнейшем против Неверных в сражении, достойном быть предпринятым, …” Папа Римский Урбан II объявил первую в своем роде безоговорочную индульгенцию тем, кто “борется против язычников”. Для средневекового человека, боявшегося огня чистилища, это отпущение грехов было весьма убедительным.

Успешный Крестовый поход весьма бы увеличил престиж папства и, возможно, положил бы конец расколу, произошедшему между восточной и западной христианскими церквями. И хотя император Алексей I Комнин просил сравнительно небольшое количество профессиональных солдат – конных рыцарей, Урбан призвал всех христиан: рыцарей, лакеев, “богатых и бедных“, и даже “грабителей”. Несмотря на мощь, эту армию не смог возглавить ни один из достойных внимания королей; и Филипп I Французский, и Генрих IV Германский были отлучены от церкви.

Стимулы для участия в Первом Крестовом походе

Тем участникам Похода, которые имели в собственности землю, Церковь гарантировала свою защиту и поручительство, дабы в то время, пока лорды находятся в дальних землях, сражаясь за Христа, нарушители не смогли бы ими завладеть. Тем, которые поднимают крест, простили их долги. Так как ростовщичество было запрещено, многие из этих долгов были понесены через еврейских кредиторов.

Однако европейских евреев не приняли в расчет даже тогда, когда участники Похода начали беспощадно убивать их по всей Европе. Для них не было разницы между евреями и так называемыми Неверными, с которыми они должны были скоро столкнуться за рубежами Константинополя. Евреи обратились за помощью к Церкви. Некоторые храбрые епископы открыли свои ворота для евреев, ищущих убежища, но многие другие остались глухи к их просьбам.

Город Никея был освобожден от мусульманского контроля в 1097 году, а в 1099 году армия Крестового Похода была уже у ворот Иерусалима. Завершающее сражение стало кровавой баней: были казнены тысячи. Фульхерий Шартрский пишет, что, “Если бы вы были там, то ваши ноги погрузились бы до лодыжек в кровь убиенных. Ни одного из них не оставили в живых. Они не щадили ни женщин ни детей”.

Наследие Первого Крестового похода

В марте 2000 года Папа Римский Иоанн Павел II принес извинения за грехи, совершенные во имя Церкви, в том числе и за Крестовые походы. Первый Крестовый поход привел приблизительно к 150 годам крестовопоходной активности, как официальной, так и неофициальной. Крестьянский Крестовый поход, во главе с Петром Пустынником, закончился полномасштабной резней за пределами Константинополя, в то время как дурно родившийся Крестовый Поход детей закончился тем, что капитаны судов переправили молодежь в Северную Африку вместо Ближнего Востока, чтобы продать их там в рабство.

Крестовый поход не стал окончанием церковного раскола, также он не прекратил “частные войны” в Европе. Тем не менее, он стал стимулом для нового века коммерции и торговли, той существенной выгодой, которая смогла проложить путь к процветанию городов-государств, появившихся в Италии.

Блаженный Урбан II — папа римский, возглавлявший католическую церковь с 1088 по 1099 годы. Одна из важнейших личностей Средневековья, оказавших большое влияние на развитие истории. Папа римский Урбан 2 запомнился как инициатор знаменитых Крестовых походов, которые на протяжении многих лет стали главной причиной противостояния мусульман и христиан.

Ранние годы

Эд (Одо) де Шатильон де Лажери (мирское имя папы Урбана 2) появился на свет примерно в 1042 году в графстве Шампань, расположенном неподалёку от Парижа. Эд принадлежал к знатному, но не очень богатому и могущественному французскому семейству.

Эд получил прекрасное по тем временам образование. Учился он в Реймском университете, ректором которого был католический монах Бруно, впоследствии причисленный к лику святых. Именно Бруно стал первым учителем и наставником будущего Папы Римского. Он считал, что наивысшая степень служения Господу — сознательный отказ от всего земного. Этот духовный постулат он пытался донести до любимых учеников, среди которых был и Эд де Шатильон.

Начало духовной карьеры

Умный и прекрасно образованный Эд начал быстро продвигаться по карьерной лестнице. Поначалу он стал каноником в Реймсе, а спустя короткое время получил место архидьякона.

Неожиданным для всех стал уход Эда де Шатильона в 1070 году в монастырь Клюни, расположенный в Бургундии. Здесь 30-летний священнослужитель нашёл своего второго учителя, который был полной противоположностью Бруно.

Эд де Шатильон был одним из самых ярых сторонников всех реформ, проводимых Папой Григорием VII. В 1080 году он получил назначение на пост кардинала Остии и был одним из немногих, кого действующий папа римский видел своим преемником.

Папство

После смерти папы Григория VII в 1085 году папой был избран Дезидерий, настоятель Монтекассино. Однако на этой верховной должности он пробыл всего 3 года, и в марте 1088 года на собрании кардиналов новым Папой Римским был единодушно избран 46-летний Эд де Шатильон, получивший новое имя — Урбан II.

При изучении краткой биографии папы Урбана 2 стоит отметить, что он продолжил политику своего наставника, однако несколько смягчил её своей природной дипломатичностью.

Правление Урбана II пришлось на тяжёлое для Западной Европы время. Регулярные неурожаи и эпидемии, закрепощение крестьянства создавали упаднические настроения в обществе. Ситуация усугубилась формированием принципа майората, при котором все имущество крупного землевладельца передавалось только старшему сыну. При этом младшие сыновья оставались без средств к существованию, и вчерашние благородные рыцари нередко становились разбойниками.

Надежды на перемены люди возлагали на Церковь, и папа Урбан II понимал, что для укрепления католической церкви и собственной власти ему нужно предпринять важное радикальное решение.

Крестовые походы

Таким решением стало провозглашение крестовых походов, поводом к которым послужила просьба византийского императора оказать помощь в борьбе с мусульманами.

Правители других европейских стран также поддержали идею папы с крестовыми походами. Обещание католической церкви очистить от грехов всех крестоносцев стало прекрасным оправданием для войны с мусульманами, которая, по сути, сводилась к завоеванию новых земель и богатых заморских трофеев.

Умер папа Урбан II 29 июля 1099 года, вскоре после взятия крестоносцами Иерусалима.

Папа Урбан II на Клермонском соборе благословляет крестовый поход.

Император просит помощи

В XI веке исповедовавшие ислам турки-сельджуки стремительно захватывали все новые территории в Передней Азии. К 1085 году они взяли под контроль большую часть Ирана и Месопотамии, Сирию и Палестину, включая Иерусалим, отняли у византийцев всю Малую Азию, овладели Антиохией.

Положение Византийской империи стало критическим — турки стояли практически у стен Констанинополя. Военные силы империи были серьезно ослаблены предыдущими войнами, и император Алексей I Комнин обратился за помощью к Папе Римскому Урбану II.

Император апеллировал к христианскому состраданию понтифика — Иерусалим захвачен неверными, Гроб Господень в их руках, а паломники-христиане подвергаются гонениям.

На самом деле это было правдой лишь отчасти. Действительно, имели место эксцессы, связанные с действиями отдельных мусульманских правителей и религиозных фанатиков, однако тотального истребления христиан и их святынь не было и в помине. Спасать необходимо было не веру, а Византийскую империю.


Мирские заботы церковного владыки

Папа Римский Урбан II взошел на папский престол в 1088 году. В миру он носил имя Одо де Шатильон де Лажери, и был представителем знатного, но не очень богатого французского рода из Шампани.

В этот период католическая церковь вела ожесточенную борьбу за влияние на светскую власть. Побочным явлением этого стало появление у Папы Римского конкурента — антипапы Климента III, который досаждал не только Урбану II, но и двум его предшественникам, а также одному преемнику.

Социально-экономическое положение в Европе в этот период было крайне тяжелым — процесс закрепощения крестьян сильно ухудшил их условия жизни, а к этому добавилась целая череда бедствий в виде масштабных наводнений, эпидемий и целых семи неурожайных лет подряд.

Низшие слои общества видели в происходящем признаки конца света, что способствовало резкому обострению религиозных чувств.

Кроме того, утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, обученных военному делу, но не имевших на родине ни дела, ни средств к достойному существованию. В первую речь идет о младших сыновьях знатных родов, которые в новых условиях единонаследия не получали земель своих родителей, достававшихся старшим братьям.

Просьба Алекcея I Комнина оказалась как нельзя кстати. Урбан II увидел в ней возможность решить сразу несколько проблем — восстановление христианского контроля над Святой землей, повышение авторитета и восстановление единства христианской церкви, избавление Европы от тысяч шатающихся без дела вооруженных молодых представителей знати.


Идея похода на Восток во имя освобождения Гроба Господня к тому периоду уже носилась по Европе, распространяемая проповедниками. Одним из самых ярких из них являлся Петр Амьенский, он же Петр Пустынник, талантливый оратор, призывавший к крестовому походу.

Петр Пустынник добился аудиенции у Урбана II, который к этому времени утвердился в необходимости реализовать задуманное. Поэтому Петр Пустынник получил от понтифика благословение на проповедь и обещание всяческого содействия.

В ноябре 1095 года Урбан II созвал во французском Клермоне церковный собор для решения различных административных и политических вопросов.

Но главное событие собора произошло 26 ноября 1095 года, когда Урбан II выступил с речью перед представителями духовенства, светской знати, а также перед тысячами представителей низших слоев.

Средневековое изображение осады Иерусалима.

Выступление проходило за городом, в поле, где для этого был построен специальный помост. Разумеется, микрофонов тогда не было, поэтому слова Урбана II передавали из уст в уста.

Речь Урбана II сегодня признается одной из самых ярких и эффективных в истории человечества.

Как сутану понтифика порвали на кресты

Всего, по разным оценкам, в поход на Иерусалим двинулось от 100 до 300 тысяч простолюдинов, не имевших, как правило, никаких припасов, ни малейшего понятия об организации и дисциплине.

Массы голодных и обездоленных людей на пути своего движения отметились еврейскими погромами, грабежами и насилием в Восточной Европе, прежде всего, в Болгарии и Венгрии. Местные жители вынуждены были оказывать им сопротивление, отчего ряды первых крестоносцев заметно поредели.

Обреченные на заклание

К осени 1096 года десятки тысяч крестоносцев Вальтера Голяка и Петра Пустынника добрались до Константинополя. Император Алексей I Комнин поначалу принял их радушно, но очень скоро понял, что вместо армии профессиональных военных к нему прибыла неуправляемая толпа озлобленных жизнью людей.

Пётр Пустынник у византийского императора Алексея Комнина

Однако в это время крестоносные бедняки в буквально смысле начали стирать Константинополь с лица земли — они разграбили и спалили десятки домов, несколько дворцов, сотни купеческих лавок и даже церкви, хотя греческое население неустанно снабжало их продовольствием и давало приют.

Византийский флот переправил отряды крестоносцев через Босфор, предоставив их самим себе. В и без того неорганизованном войске начались внутренние распри, из-за чего силы оказались разделены.

Армия турок-сельджуков добилась легкой победы. 21 октября 1096 года основные силы крестоносцев попали в засаду в узкой долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разбиты. Это даже трудно было назвать сражением — схватка превратилась в побоище, в котором турки при минимальных потерях уничтожили, по разным данным, от 25 до 40 тысяч человек. Наиболее молодых и сильных взяли в плен и продали в рабство. Вернуться обратно в Константинополь удалось единицам. Среди тех, кто избежал гибели, был Петр Пустынник, а вот Вальтер Голяк погиб в бою.

Союзником мусульман стал тиф

Катастрофа, постигшая крестоносцев-крестьян, никоим образом не повлияла на намерения рыцарства. Знать отправилась в поход в сроки, заранее определенные Урбаном II — 15 августа 1096 года.

Граф Раймунд Тулузский вместе с папским легатом Адемаром Монтейльским, епископом Ле-Пюи, повел за собой рыцарей Прованса. Норманнов Южной Италии возглавили князь Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред. Братья Готфрид Булонский, Эсташ Булонский и Балдуин Булонский были военачальниками лотарингцев, а воинов Северной Франции повели граф Роберт Фландрский, Роберт Нормандский (старший сын Вильгельма Завоевателя и брат Вильгельма Рыжего, короля Англии), граф Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа (сын Анны Киевской и младший брат Филиппа I, короля Франции).

Несмотря на все сложности, споры между вождями похода за первенство, отсутствие нормального снабжения войска, вылившееся опять-таки в грабежи местного населения, рыцари в своем начинании были куда более успешны.

В 1097 году после осады крестоносцев капитулировала Никея. Осенью того же года войско подошло к Антиохии, и 21 октября осадило ее. После восьми месяцев осады, ранним утром 3 июня 1098 года, крестоносцы ворвались в город. Началась настоящая резня. Эмир города бежал, но был настигнут и обезглавлен.

Сражение с подошедшими на помощь отрядами мусульман завершилось полной победой крестоносцев. Окончательно Антиохия пала 28 июня, когда была захвачена цитадель на юге города.

Осада Антиохии привела к серьезным потерям у крестоносцев. К тем, кто погиб в сражениях, добавились и те, кто умер в результате эпидемии тифа, разразившейся уже после овладения городом. Поход к Иерусалиму был отложен на полгода.


Крестное шествие с последующим штурмом

Часть крестоносцев вернулась на родину, не добравшись до главной цели похода. Были образованы два государства крестоносцев, Эдесское графство и княжество Антиохия, чьи новые властители, Балдуин I Булонский и Боэмунд I Тарентский, отказались от участия в дальнейшем походе.

Иерусалим, старый город.

Лишь в январе 1099 года крестоносцы начали поход к Иерусалиму, которого достигли 7 июня. К этому времени город контролировали уже не сельджуки, а фатимидский халиф.

Эмир Иерусалима Ифтикар ад-Даула не был настроен воинственно — его посольство предложило крестоносцам беспрепятственное паломничество к святым местам, но небольшими группами и без оружия. В ответ крестоносцы заявили — они пришли ради освобождения Гроба Господня и добьются этой цели любыми способами.

Началась осада, затрудненная отсутствием продовольствия и воды — колодцы вокруг были заблаговременно отравлены мусульманами.

13 июня первая попытка штурма была отбита. К тому же появились сведения, что на помощь Иерусалиму из Египта идет фатимидская армия.


Кровь за кровь

Ворвавшиеся в город крестоносцы не знали пощады. Перед началом штурма защитники изгнали из города всех христиан, и поэтому рыцари не считали нужным кого-либо щадить. В частности, была сожжена синагога вместе с укрывшимися в ней евреями. Всего при взятии Иерусалима 15 июля 1099 года было убито не менее 10 000 горожан. Рыцари не только совершили массу убийств, но и полностью разграбили Иерусалим.

После взятия Иерусалима было образовано новое Иерусалимское королевство, правителем которого стал Готфрид Бульонский. Готфрид не захотел называться королем в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня.

Первый крестовый поход завершился победой крестоносцев, но создал проблем куда больше, чем разрешил. Большинство рыцарей после окончания похода возвращались в Европу, где для них по-прежнему не было места. Вновь созданные государства крестоносцев постоянно подвергались атакам мусульман и не могли выстоять без помощи извне.

Но самое главное, что кровавые расправы над мусульманами, буднично совершавшиеся христианскими рыцарями во время похода, вызвали ответную реакцию со стороны мусульман, которые теперь рвались мстить за братьев по вере, не различая правых и виноватых. И глядя на современный Ближний Восток, становится понятно, что то, что началось 900 лет назад, не закончилось и по сей день.


В данной статье вы сможете ознакомиться с информацией об одной из важнейших личностей средневековья, создавшей из католической церкви сильное политическое образование и призвавшей к началу Крестовых походов – Урбаном II.

Юность и карьера

Настоящим именем будущего Папы было Одо де Шатильон де Лажери. Он появился на свет во французском регионе Шампань в городе Шатийон-сюр-Марн в 1035 году. Родителями Одо были представители знатного рода. Обучение мальчика проходило в Реймсе и Суассоне у известного святого монаха Бруно. Впоследствии юноша смог занять должность архидьякона в Реймсской епархии, что на то время была одним из важнейших религиозных мест Франции. Архидьякон стал рукоположенным священнослужителем, назначенным епископом для оказания ему постоянной помощи в управлении. В те времена данная должность давала значительным органом власти. Одо занимал эту должность, вероятно, с 1055 по 1067 год. Затем он стал монахом. Впоследствии, примерно в 1070, Одо был приором аббатства Клюни. В 11 веке этот город стал важным центром реформ монашества в Европе. В Реймсе и Клуни Одо приобрел опыт в церковной политике и управлении и установил контакты с двумя важными реформаторскими группами своего времени: постоянными канонами - священнослужителями, преданными активному служению церкви, которые ведут строгую жизнь в обществе - и монахами. Клуни. В 1079 году он отправился в Рим на миссию для своего настоятеля Хью Клуни.

Находясь в Риме, он был назначен кардиналом и епископом Остии (римского морского порта) Григорием VII. В 1084 году Григорий VII отправил его в качестве папского легата в Германию. Во время кризиса борьбы Григория VII с Генрихом IV, императора Священной Римской империи, он также оставался верным законному папству. После смерти Григория VII в 1085 году Одо служил своему преемнику Виктору III, который умер в сентябре 1087. После долгой задержки, во время которой кардиналы-реформаторы безуспешно пытались восстановить контроль над, Одо был избран папой в Террачины, к югу от Рима (12 марта 1088 года). При назначении он получил имя Урбан II.

Понтификат

Будучи папой римским, Урбан II нашел активную поддержку своей политики и реформ среди нескольких групп: дворян, чей менталитет и интересы он знал; монахов; особей, следящих за канонами, для которых он стал покровителем и законодателем; а также, все чаще – епископов.

Урбан считал, что его самая неотложная задача состояла в том, чтобы защитить свое положение от антипапы Климента III и утвердить свой авторитет в качестве законного папы во всем христианском мире. Он пытался с умеренностью и терпимостью совместить церковно-государственные традиции своего времени с церковными представлениями о реформе. На практике он выдвинул спорный вопрос о инвеституре, посредством которой временный правитель предоставлял титул и владение церковной конторе. Больше на заднем плане, в то же время Урбан сохранял законодательство о реформе. Таким образом, он смягчил конфликт и разрешил более мирное обсуждение проблем. На Совет Клермон (Франция), в 1095 году, во время которого Одо красноречиво объявил о Первом крестовом походе. Урбан также пытался предотвратить дальнейшую и полную феодализацию церковно-государственных отношений, запретив духовенству принимать присягу верности мирянам.

Несмотря на попытки Урбана к примирению, оказалось невозможным договориться с Генрихом IV или с большой частью церкви в империи. Англия также оставалась закрытой для папской политики реформ и централизации, хотя Урбан был признан там с 1095 года. Конфликт между Ансельм, богословом, которого назвали архиепископом Кентерберийским, и королем Вильгельмом II особенно напрягал отношения между Урбаном и последним. С другой стороны, несмотря на давний конфликт между Филиппом I из Франции и Урбаном (вызванный скандальным браком короля), Франция была самой важной опорой средневекового папства.

Урбан получил особую поддержку в южной Европе: его особенно преданными союзниками были Норманны южной Италии и Сицилии . В Испании Урбана поддержали христиане, отвоевавшие страну у мавров и объявившие о церковной перестройке страны. В южной Италии, на юге Франции и в Испании короли и принцы стали вассалами римского престола и заключили с папой договоры и конкордаты в феодальной форме: этим временные правители стремились обеспечить свою независимость от более могущественных лордов, а папство смогло выполнить свои цели реформ на этих территориях.

С 1095 года Урбан был на пике своего успеха. С этого времени состоялось несколько важных церковных сборов: в 1095 году в Пьяченце, Италия, на котором был принят закон о реформе; в 1095 году в Клермонте, где Урбан проповедовал первый крестовый поход; в 1098 году в Бари, Италия, где он работал для воссоединения греческих христиан и Рима; и в 1099 году в Риме, где снова был принят закон о реформе. Идея Урбана о крестовом походе и его попытка примирить латинские и греческие церкви возникли из его идеи единства всего христианского мира и из его опыта борьбы против мусульман в Испании и на Сицилии. На какое-то время он смог привлечь византийского императора Алексия I к своим планам, но не греческую церковь. В то время как Первый крестовый поход привел к военному успеху с завоеванием Иерусалима в 1099 году, проект объединения потерпел неудачу. Понтификат Урбана привел не только к дальнейшей централизации римско-католической церкви, но и к расширению папской администрации. Это способствовало развитию Римской курии, административного органа папства, и постепенному формированию Коллегии кардиналов.

Урбан умер в Риме в 1099 году. Несмотря на многие проблемы, которые до сих пор не решены, победа папства средневековой реформы была обеспечена. Урбан был беатифицирован в 1881 году папой Львом XIII.

Читайте также: