Первобытное искусство палеолит мезолит неолит кратко

Обновлено: 05.07.2024

Искусство первобытнообщинного строя – первая в истории человечества социально-экономическая формация, время формирования самого человека как биологического типа и основных закономерностей исторического развития человечества, возраст которого исчисляется по последним научным данным более чем двумя миллионами лет. Через первобытную формацию прошли все народы мира. Поэтому для более правильного понимания профессионального искусства классового общества знакомство с начальными этапами становления художественной деятельности человека крайне необходимо. Первобытное искусство раскрывает перед нами зарождение всех видов изобразительного искусства и архитектуры.

Передовой наукой утверждается, что специфической особенностью человеческого коллектива является трудовой процесс, в котором формировался сам человек, его сознание, общественные отношения. Именно благодаря труду и возникло искусство.

В отличие от искусства эпохи цивилизации, первобытное искусство не составляет автономной области в сфере культуры. В первобытном обществе художественная деятельность тесно переплетается со всеми существующими формами культуры: мифологией и религией (синкретический, первобытный комплекс).

У первобытного человека появились первые религиозные представления, искусство также послужило для их закрепления и выражения. Таким образом, памятники первобытного творчества – явление неоднозначное. В них находятся зачатки знаний – основы будущих наук, они связаны с религиозными верованиями и в то же время доносят до нас и тот эмоциональный тонус, ту интенсивность чувств, которыми обладал первобытный человек.

Функции искусства.

Изучая произведения первобытного искусства, мы не сомневаемся в том, что имеем дело с подлинными произведениями искусства. Но в какой мере они доступны нашему восприятию, содержат ли они в себе что-либо созвучное нам, иначе говоря, в какой мере их формальна я и функциональная структура соответствует той, которая составляет основу современного искусства и нашего эстетического восприятия?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно остановиться на функциональном анализе первобытного искусства, то есть рассмотреть это искусства с точки зрения его содержания, назначения и определить в каком отношении его функции находятся к тем, которые выполняет искусство в современном обществе.




Каждый предмет первобытного искусства обладает функциональной многоплановостью. Рассмотрим главные функции древнего искусства:

1. Идеологическая функция. Первобытное искусство является выражением коллективного начала. В первобытном обществе художник активно участвует в жизни племени, причем его творчество не преследует никаких личных целей. Его цели – это цели коллектива. Коллективное начало выражалось не только в одинаковом внимании к одним и тем же явлениям (сюжетная каноничность), но и в тех акцентах, которые делает первобытный художник. Наглядно это проявляется в женских статуэтках (Палеолитические Венеры – территория Франции, Италии, Чехословакии, России) распространены на территории протяженностью около десяти тысяч километров,- обнаруживают не только сюжетное, но и стилистическое единство в трактовке фигуры: отсутствие черт лица, гипертрофированные объемы груди, живота, бедер, схематическое изображение нижних частей рук и ног. Эта общность не может быть ни чем иным как стихийным выражением общего начала в масштабе всечеловеческой общности.

2. Общеобразовательная функция. Эту функцию выполняло и выполняет каждое произведение искусства. Но в случае с первобытным искусством, когда оно являлось важным звеном в процессе закрепления и передачи информации, оно несло повышенную смысловую нагрузку. Этим отчасти объясняется символический характер первобытного искусства, его условный изобразительный язык.

3. Коммуникативно-мемориальная функция. В широком смысле каждое художественное произведение имеет коммуникативное (связующее), значение, закрепляет связь между человеком и обществом. Связь между поколениями осуществлялась через систему обрядов посвящения (инициации), через сохранение родовой преемственности (культ предков), в которых фиксирующим элементом являются маски, статуи и другие изобразительные символы.

4. Социальная функция. В первобытном искусстве социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды, барабаны, гребни и др. предметы всегда украшены изображениями, имеющими одновременно магическое и социальное значение. Даже статуэтки, предназначенные для культа предков и служащие как бы вместилищем душ умерших, имеют определенное социальное значение, т.к. они отражают реально существующую социальную структуру общества, ибо, по бытующим представлениям, иерархия в царстве духов соответствует иерархии земной.

5. Познавательная функция. И в прошлом, и в настоящем искусства по-своему, особыми методами выполняло и выполняет функцию познания. Первыми исследуемыми объектами первобытного человека были те, от которых зависела жизнь его и его рода. Этими первыми объектами были животные, составляющие предмет охоты и дававшие человеку все необходимое (питание, одежду, материал для оружия) и женщина – хранительница очага, продолжательница рода. С ходом развития древнего искусства форма познания в искусстве все больше становилась функцией самопознания. Человек определял свое отношение к окружающему миру, свое место в мире, а само художественное познание принимало все более личный индивидуальный характер.

6. Магико-религиозная функция. В своем стремлении к овладению силами природы первобытный человек создает аппарат магии. В его основе лежит принцип аналогии – вера в получении власти над предметом через овладением его образом. Первобытная охотничья магия направлена на овладение зверем, ее цель обеспечить удачную охоту. Центром магических обрядов в этом случае является изображение животного. Поскольку изображение воспринимается как реальность, изображенное животное – как настоящее, то и действия, совершаемые с изображением, мыслятся как происходящие в действительности. Первыми магическими изображениями большинство исследователей первобытного искусства считают отпечатки рук на стенах пещер и отдельных предметах. Иногда они образуют целые фризы, состоящие из десятков и даже сотен отпечатков. Рука – как знак магической власти – таков смысл этих изображений. Считается, что тем же магическим целям служила большая часть скульптурных и живописных изображений животных на каменных плитах, скалах и стенах палеолитических пещер. Наряду с охотничьей магией и в связи с ней существует культ плодородия, выражающийся в разных формах магии. Религиозное или символическое изображение женщины или женского начала, которое встречается в первобытном искусстве Европы, Азии и Африки, в композициях, изображающих охоту, занимает важное место в обрядах, направленных на размножение тех видов животных и растений, которые необходимы для питания. Связь искусства с религией, которая обнаруживается уже в эпоху палеолита, явилась причиной появления теории, согласно которой искусство выводится из религии: религия – мать искусства. Однако искусство было уже достаточно развито, когда религиозные представления только зародились. Наличие религиозных представлений не является необходимым условием для возникновения художественной деятельности.

Трипольская культура

Временные рамки Трипольской культуры-4-3 тыс. до н. э. Такое название эта культура получила по селу Триполье близ Киева, правобережная Украина.

Древние трипольцы селились преимущественно по высоким берегам рек. Поселение состояло из прямоугольных в плане построек, расположенных почти концентрически вокруг главной площади. Жилища строились по принципу современных украинских мазанок, стены сооружались из плетня, обмазанного глиной. Часть наружных и внутренних стен были покрыты росписями. Крыши выполнялись двускатными. Расписанные модели жилищ, найденных во время раскопок трипольских поселений, легко позволяют представить внешний вид дома. Внутри дома, рассчитанного на 2-3 семьи, о чем говорят перегородки, обязательно находился очаг, в непосредственной близости от которого в полу обычно делались крестообразные жертвенники.

Древние трипольцы занимались земледелием и частично скотоводством. Им приходилось собирать, хранить, обрабатывать продукты своего производства. О том, что всё это хорошо организовано и налажено, говорит огромное количество разнообразной утвари, обнаруженной в поселениях (Рис. 29, 30)

Вся керамика была сделана из ярко-желтой или оранжевой хорошо отмученной и обожженной глины. Белой, черной или красной краской наносился орнамент: параллельные полосы, двойные спирали и др., имеющие разнообразное смысловое значение. Выделим несколько основных групп трипольской керамики:

1. Керамика с углубленным орнаментом, чаще всего в виде спиралей. Это керамика тонкостенная с хорошо полированной поверхностью.

2. Керамика из тонкой розовой массы со спиральным орнаментом,
нанесенным одной или несколькими красками.

Для раннего этапа трипольской культуры характерны грушевидные сосуды с коническими и шлемовидными крышками.

На среднем этапе, в период расцвета, получает распространение керамика из розовой массы, часто покрытой спирально-ленточной росписью в три цвета: красные, белые и черные.

В позднее время получает развитие керамика с монохромной черной росписью. Формы расписных сосудов весьма разнообразны.

Основной мотив трипольской керамики - спираль. Постепенно орнаментальный пояс в трипольской керамике становится все более узким и занимает лишь небольшую часть сосуда. Большинство антропоморфных статуэток трипольцев изображает женщину. Изображение стилизовано и геометризовано.

Продолжает развиваться и мелкая пластика. Основной темой по-прежнему остаётся женский образ (Рис. 31, 32)

Трипольская культура является яркой страницей в искусстве эпохи неолита.

Итак, человек в эпоху неолита от охоты и собирательства перешел к земледелию. В культуре произошла локализация культур. Сложность понимания жизни породила символичность художественного мышления, образность, декоративность в искусстве.

Развиваются новые виды пластических искусств: жилая многообразная по формам архитектура и искусство керамики.

Для изобразительного искусства неолита характерно завершение поиска художественного образа, начатого еще в предыдущие эпохи – от воспроизведения, осмысления живых индивидуальных, естественных форм и конкретных ситуаций (палеолит) к явлениям общего порядка, к общей схеме и, в конечном счете, к знаку (мезолит и в особенности неолит).

С конца неолита искусство обогащается все новыми и новыми сюжетами, вместе с тем его изобразительный язык, становясь все более общим и ёмким, теряет свою выразительность, остроту, эмоциональность, склоняясь к символу и знаку.

V. Список литературы.

1. Истерия искусства зарубежных стран. Под ред. М.Доброклонского, М,1961т.1

2. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. Мириманов Б. М., 1973

3. История искусства народов СССР. М, ,1971 ,т. 1

4. Борисовский П. Древнейшее прошлое человечества. М., 1957

5. Окладников А. Утро искусства. Л., 1967

6. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. М.,1985

7. Древнее искусство. Памятники палеолита, неолита, бронзового и железного веков на территории Советского Союза. Эрмитаж. Л.,1974

9. Угринович Д. Искусство и религия. М., 1982

10. Хокинс Д. Разгадка тайны Стоунхенджа. М., 1973

11. Бозунова И. Искусство доклассового общества. Учебное пособие. Л,1975

12. Формозов А. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния. М.,1969

8. Еремеев А. Происхождение искусства (различные теории). М., 1970

9. Г.В.Плеханов. Письма без адреса. М., 1985


Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества, возникло в каменном веке около 35-40 тысяч лет тому назад, когда появился человек современного типа. Первобытное искусство представлено первобытной музыкой, танцами, песнями, обрядами, а также наскальными изображениями, скульптурой, украшениями тела, мегалитами.

Одной из главных функций первобытного искусства была фиксация и передача последующим поколениям приобретенного социального опыта, знаний и умений. Возникновение искусства означало шаг вперед в познавательной деятельности человека, оно появилось на основе повседневной жизни первобытных людей. Искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, инсценировок занятий первобытной общины, жизни животных. В возникновении песни и музыки значение имели ритмы трудовых процессов, музыкально-песенное сопровождение помогало в организации коллективного труда. В первобытном искусстве выделяют этапы позднего палеолита (до одиннадцатого тысячелетия до н. э.), мезолита (до седьмого тысячелетия до н.э.), неолита (до четвертого тысячелетия до н.э.).

Первый образец изобразительного искусства каменного века обнаружил французский археолог Эдуар Ларте. В 1836 году в гроте Шаффо (департамент Вьенн на юго-западе Франции) он обнаружил пластинку с гравировкой. Он же нашел изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла-Мадлен. Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм — неразделенность искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друг. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens. Возможности психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.

Первые памятники первобытного искусства моложе первых орудий труда примерно на миллион лет. Памятники искусства каменного века (наскальные изображения, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах) посвящены исключительно сценам охоты на животных, главным объектом творчества были звери. Параллельно с реалистическими изображениями существовали абстрактные.

В палеолитической живописи каждая фигура значима сама по себе, вне зависимости с другими; первобытные люди не имели представления о композиции. Наскальные рисунки изображали животных — объект охоты; живопись выполняла роль магического обряда, при помощи которого охотник надеялся убить реального зверя. На многих рисунках обнаружены следы от ударов копья. Но изображаемые звери могли представлять собой тотемы — священных животных, родоначальников рода и объект почитания племени. Неслучайно наскальные росписи размещались в глубине пещеры, как бы в особом святилище.

Необособленное в специальный вид деятельности, связанное с охотой первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Реконструируя процесс появления первобытного изобразительного искусства, искусствоведы выделяют три этапа, каждый из которых характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы: натуральное творчество (композиции из туш, костей), искусственно-изобразительная форма (глиняная скульптура, барельеф, профильный контур), верхнепалеолитическое изобразительное творчество (росписи пещер, гравировки на кости).

Натуральное творчество включает обрядовые действия с тушей убитого зверя, позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Сначала использовался естественный фигурный объем — холм, скальный выступ. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооруженный постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась звериная голова. Искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, накопление опыта выразилось в полнообъемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

В росписях преобладали фигуры животных, являвшихся объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, иногда расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись белой, черной, красной, коричневой, желтой минеральными красками, реже — в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Белая и черная краски использовались реже.

В позднем палеолите появляются первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Наибольшее число находок мадленской эпохи сделано в Пиренеях на юго-западе Франции и северо-западе Испании. В этот период распространилась традиция украшения предметов повседневного обихода, сделанных из кости или бивня (ножей, резцов, скребков, гарпунов, игл).

Характерной чертой палеолитического искусства является наивный реализм, а его основой — отображение природы в персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. Первые образцы искусства помогают понять самое существенное в мышлении первобытного человека. Его духовные силы направлены на постижение законов природы. Охотник до тонкостей изучал повадки дикого зверя, именно поэтому убедительно сумел показать их в росписях. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь безлики палеолитические скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой системы сложных по своей структуре символов, несущих эстетическую нагрузку. С их помощью передавались разнообразные понятия или человеческие чувства. Образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории Украины (Мезинская стоянка), на Дону (Костенковско-Боршевские стоянки), Сибири (Буреть, Мальта).

Мезолит и неолит

В мезолите в связи с переменой климата исчезли многие виды животных, изменился характер деятельности людей, их обычаи и восприятие мира. Изменения завершились в эпоху неолита, когда переход от охоты и собирательства к скотоводчеству и земледелию усложнил характер отношения человека к миру природы. Произошли сдвиги в осмыслении магического назначения изображений. Их стали размещать вблизи от входов в скальные укрытия, затем снаружи пещер — на склонах скал, на обрывах.

В период неолита человек становится главным лицом в изображаемом пространстве. Пейзаж обычно отсутствует, нет перспективы, но композиции динамичны, люди представлены в постоянном движении. Одомашнивание животных привело к тому, что они заняли более скромное место рядом с человеком. В охотничьих сценах звери стали занимать подчиненное положение по отношению к людям, вместе с тем сохранился контраст между реалистическим изображением животного и стилизованным изображением человека. Появилась техника живописи по плоской тонированной поверхности. Зачастую фигуры изображались схематично, при помощи линий и треугольников. Изображения в основном одноцветны; использовались красная, оранжевая, черная, изредка белая минеральные краски. Помимо охоты в рисунках появились сцены ритуальных танцев, выпаса скота, сражений (росписи в Морелья ла Велья, Испания).

В период перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия; сильнее, чем прежде, развивалось декоративно-орнаментальное направление, сложившееся в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды).

В период неолита и энеолита в Египте, Индии, Передней, Малой и Средней Азии, Китае распространилось искусство, связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами (в Дунайско-Днепровской области и Китае — сложные криволинейные, главным образом спиральные; в Средней Азии, Иране, Индии, Месопотамии, Палестине, Египте — прямолинейно-геометрические узоры, нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами). Наряду с декоративным орнаментом у земледельческих племен существовала скульптура.

В эпоху неолита появились первые мегалиты (кромлехи, менгиры, дольмены), первые образцы моментальной архитектуры использовались для культовых целей, захоронений. Каменные статуи-менгиры представляют женщин, реже мужчин или божества без признаков пола. Руины мегалитических построек сохранились на территории Европы, Южной Америки, Азии. Крупнейшая мегалитическая постройка второго тысячелетия до н.э. Стоунхендж в Солсбери (Великобритания) представляет собой вертикально установленные по кругу камни — кромлехи весом до 50 тонн.

У лесных охотников и рыболовов Северной Европы и Азии бытовали мотивы и формы искусства, унаследованные от палеолита. Таковы наскальные изображения, фигурки животных из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике и Оленеостровском могильнике). Наскальные изображения эпохи неолита и поздней бронзы создавались в Средней Азии (Зараут-Сай) и на Кавказе (Кобустан). В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового века и начале железного века звериный стиль. Богатое и разнообразное искусство, органически связанное с формами первобытного искусства, продолжало существовать вплоть до 19-20 веков у народов, сохранивших первобытнообщинные отношения (аборигены Австралии, Океании и Южной Америки, народы Африки).

Художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Если в древнейший период преобладают изображения статических объектов, то затем произошел поворот к обобщению, схематизму, стилизации. Жизненные образы заменялись знаком, имитации — символом. Первобытный человек еще не стал пассивным потребителем искусства, был такой же мере художником, как и охотником, воином, земледельцем.

Сегодня уже никто не сомневается, что в эпоху палеолита, мезолита, неолита существовала живопись, скульптура, что древние люди без помощи технических средств создавали такие сооружения, какие и сегодня нелегко сделать. И чем больше изучаешь культуру первобытного общества, тем больше поражаешься таланту и изобретательности древних художников. Я предлагаю вам презентацию и краткий конспект моей лекции об искусстве каменного века, эпохе бронзы и железа, в частности, на территории Казахстана. В конце есть вопросы для учеников художественной школы.

Содержание:


Палеолит

О том, что древние люди умели создавать произведения искусства стали говорить в XIX веке. В 1833 году француз Андре Буйе нашел кость, на которой были изображены лани. Среди открытий того времени были изображения животных, много тысячелетий, не живших во Франции и Испании: северные олени, мамонты. Значит, рисовать люди научились много тысяч лет назад. В 1868 г. дон Марселино де Саутуола в пещере Альтамира на потолке обнаружил изображение стада быков, написанных четырьмя красками: красной, желтой, белой и черной. Так была открыта живопись палеолита.

Саутуола М.

Первооткрыватель Альтамиры к тому времени уже умер. В 1940 году на юге Франции была открыта пещера Ласко . Четверо старшеклассников отправились в археологическую экспедицию. На месте вырванного с корнем дерева, была дыра. Говорили, что там есть ход в средневековый замок. Но, пройдя по коридору, они попали не в замок, а в пещеру, на стенах которой были изображены огромные звери.

Ласко палеолит

Заслуга французских школьников не ограничивалась открытием пещеры. Они устроили возле нее лагерь и стали первыми хранителями пещеры, защищая ее от толп любопытных. Но сейчас доступ в пещеру Ласко закрыт, потому что, просуществовав в целости 15 тысяч лет, живопись в наши дни стала разрушаться.

Мезолит.

О том, что произошло о примерно в 10 тысячелетии до нашей эры, есть разные, суждения. Предполагают, например, что тогда на Землю упал огромный метеорит. Возможно, в самом деле, в результате этого теплое течение, Гольфстрим, стало омывать берега Западной и Северной Европы, и в 10 тысячелетии до н.э. произошло потепление, изменившее жизнь древних людей. Началась новая эпоха в развитии человечества — мезолит. Именно тогда крупные животные, на которых охотились люди палеолита, ушли на север. Люди по-прежнему знали только каменные орудия, но жили уже не в пещерах, они начали приручать некоторых животных (собак), изобрели лук, и охота стала безопаснее.

И искусство стало другим. Если в палеолите художники рисовали только животных, то теперь в их произведения главное — люди. Художники изображают танцы, сцены охоты.

искусство мезолита

Но если раньше художники передавали цвет, объем, то в мезолите изображение напоминает современные пиктограммы. Казалось бы, рисунок стал проще, но он требует умения обобщать. Люди палеолита умели изображать отдельные предметы, а в мезолите научились связывать их в целое. Изображения среднекаменного века находят уже не в пещерах, а на открытых местах — на скалах.

Неолит

В эпоху неолита от охоты и собирательства люди переходят к скотоводству и земледелию. Они научились ткать и шить одежду, делать из глины посуду. Человек задумывался о невидимых силах, которые влияют на него и пытается передать свои представления графически. Так возник орнамент. Казалось бы, орнаментальные узоры рисовать проще, чем фигуры, но орнамент требует умения мыслить абстрактно. Если круг человек мог видеть каждый день, поклоняясь солнцу, то крест, спираль свастика не встречаются в природе. Человек создал их, возможно, чтоб передать такие понятия, как круговорот жизни, движение Солнца, бесконечность и т.д. Орнаментом начинают украшать одежду и домашнюю утварь. Среди древнейших элементов орнамента — круг, крест, а еще меандр — изображение, состоящее из линий, изогнутых под прямым углом. Этот узор назвали в честь реки в Малой Азии, известной своими причудливыми изгибами. Меандры использовали разные народы. Считается, что он символизировал переменчивость человеческой жизни. Использовалась и спираль. Понимали ли древние гончары, что это символ вечного движения или ею просто было удобно украшать посуду?

орнамент каменного века

Среди элементов геометрического орнамента, которым украшали посуду неолита были зигзаги, ромбы. Про зигзаг одни говорят, что это символ воды, другие — молнии. Но, как и волнистая линия, он часто встречается в узорах как каменного века, так и поздних эпох. Что касается ромба считают, что это — символ плодородия.

орнамент неолит

О возникновении орнамента можно еще почитать, пройдя по ссылке: Язык казахского орнамента. Игра

Сведения о нем есть и в презентации (в начале этого материала). Неолит — великая революция в жизни людей. Они начинают объединяться, образуются первые общности, из которых вырастут государства. Древние оставили нам загадки, на которые у современных исследователей нет однозначного ответа. Непонятно, как мог человек, использующий каменные орудия труда возводить гигантские каменные сооружения, которые находят в разных точках мира: в лесах Амазонки, в Европе, в Сибири. Их называют мегалиты (огромные камни).

Самые простые — вертикально стоящие каменные столбы археологи называют менгирами. Они бывают разных размеров — некоторые с человеческий рост, но бывают такие, которые достигают 20 метров.

От той эпохи дошли до нас и дольмены. Простейший дольмен — две вертикально поставленных плиты, перекрытые горизонтальной. Порой на этих плитах стены были покрыты символическими знаками.

Как древние люди доставляли на место такие камни, как устанавливали?

А были еще и кромлехи — каменные столбы, расположенные по кругу. Самый известный кромлех — Стоунхендж. Это сооружение, состоящее их 125 каменных глыб, весом до 25 тонн. Ученых поражает еще и то, что круги и эллипсы, образующие кромлехи, идеально правильной формы. А если древние люди умели строить эллипсы, то должны были владеть необходимыми вычислениями. Заметили, что своей осью Стоунхендж ориентирован на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния. Что это было? древнее святилище или приспособление для наблюдения за светилами?

Кромлех



Эпоха бронзы. Тамгалы. Казахстан

На рубеже 3 и 2 тысячелетия до н.э. люди научились добывать металлы и делать металлические орудия труда. Первым сплавом была бронза (сплав меди и олова). Много загадок эпоха бронзы оставила на территории России. Внимание археологов и просто любителей старины привлек Аркаим, городище эпохи бронзы в Челябинской области. При аэрофотосъемке местности были обнаружены правильные круги, которые при детальном изучении, оказались остатками поселения, где жилища располагались концентрическими кругами. Там были найдены печи для выплавки бронзы. Надо сказать, Аркаим находился на той же широте, что и Стоунхендж.

городище Аркаим

На территории Казахстана в эпоху бронзы (во 2 тысячелетий до н.э.) люди жили большей частью по берегам рек. Известны поселения этого периода вдоль рек Тобол, Ишим, находили их и на берегу Аксу. Людей, которые жили там, называют андроновцами, по имени деревни, где были найдены первые захоронения — Андроновка. В могилах находили погребальную посуду, украшенную зигзагами и треугольниками. О находках эпохи бронзы близ Степногорска подробнее в моих материалах: Степногорск предыстория и Степногорск. Древняя история нашего края.

О том, что древние люди поклонялись солнцу, свидетельствуют петроглифы (изображения на камнях) ущелья Тамгалы. Оно находится в 170 км от Алма-Аты. Среди самых древних — изображения солнцеголовых людей.

Тамгалы



Эпоха железа н территории Казахстана

Они слыли непобедимыми воинами, великолепно стреляли из лука, были прекрасными наездниками. Известно, что персидский царь Кир пытался завоевать их, но был побежден. Чуть не погибло и войско Дария, отправившегося в поход против саков. Если люди эпохи бронзы хоронили умерших в вырытых в земле могилах, то кочевники насыпали курганы над могилами вождей. Курганы в большом количестве находили причерноморских степях, а в последнее время интересные находки делались и в Казахстане. Именно они дали нам информацию об искусстве эпохи железа, которое вошло в историю произведениями звериного стиля. В этот период упряжь, доспехи воинов, головные уборы украшались фигурками животных, сделанными из золота или других металлов. Подробнее о значении фигурок звериного стиля можно прочесть в моей публикации : Золотой человек и другие сокровища сакских курганов

искусство скифов

Золотой человек

Подробнее об открытии кургана Иссык вы можете почитать, пройдя по ссылке: Золотой человек и другие сокровища сакских курганов

Изображение коней у древних кочевников связывались с культом Солнца. Конь для степных народов всегда был самым почитаемым животным. На поясе — конь и олень. Для многих народов олень олицетворял дерево жизни. В древнетюркских легендах говорилось о дереве жизни, по ветвям которого поднимаются в верхний мир, где обитают самые почитаемые предки.

Казахский орнамент

орнамент по книге Жанибекова Эхо

музей Степногорска

Со времен саков кочевники строили временное жилище. Поначалу это были шкуры, прикрепленные в шесту. Постепенно сложилась архитектура юрты.

Когда устанавливают юрту, сначала ставят дверь, к ней прикрепляют решетки из дерева — канаты. Средняя юрта состоит из 6-8 канатов. Они образуют кереге. Это стены юрты. К кереге прикрепляют жерди — уыки, они образуют купол. Вверху они прикрепляются к шаныраку, который в то же время служит для вентиляции и освещения жилища. Юрту утепляют кошмой, коврами.

Первобытное искусство. Этапы развития и их краткая характеристика.


Первобытное искусство. Этапы развития и их краткая характеристика.


Периодизация. Каменный век: Палеолит 40 -12 тыс. до н. э. Мезолит 12 -8 тыс. до н. э. Неолит 10 -4 тыс. до н. э. Бронзовый век: 2 тыс до н. э. Железный век: с 1 тыс до н. э.


Живопись • При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.


Скульптура • В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры.


Культурные эпохи палеолита: • Ориньякская эпоха (поздний палеолит, Франция(пещера Ориньяк)) • Эпоха Солютре Внешний мир пользуется большим • Эпоха Мадлен вниманием, чем человкек. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь • Свидерская эпоха. законы природы. Символическая форма, условный характер изображения. Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных. Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были звери.


Женские Женская головка из фигурки из Брасемпуи камня и кости с гипертрофиров анными формами тела и схематизирован ными головами. Культ матери- прародит ельницы. Сходство находок между отдаленными областями(Франции, Италии, Австрии, Чехии, России)


Раненый бизон. Живописное изображение в Альтамирской пещере Ревущий бизон. Живописное изображение в Альтамирской пещере.


Живописные изображения на потолке Альтамирской пещеры (Испания, провинция Сантандер). Общий вид. Верхний палеолит, Мадленское время Пасущийся северный олень. Живописное изображение в пещере Фон де Гом (Франция, департамент Дордонь). Верхний палеолит, Мадленское время.


Роспись в пещере Ласко Два бизона. Лошадь.


Пещера Шульган-таш


Мезолит и неолит. • От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, я- огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, — камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увлечением украшали поверхность глиняных сосудов. В эпоху неолита и бронзовый век подлинный расцвет пережил орнамент, появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства — керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда.


Мезолит Сцена сражения Валторат в Испании Ритуальные танцы. Азербайджан. Охота на страусов. Пещера в Южной Африке Сцена из охоты на оленей. Альпера. Испания.


Мезолит. Пластика. Женские фигурки.


Петроглифы на скале в Норвегии


Эпоха Бронзы. Мегалитические сооружения. Аллея менгиров в Карнаке (Бретань). Начало эпохи бронзы. Менгир. Алтай. Дольмен в Крюкюно (Бретань). Начало Эпохи бронзы. Стонхендж близ Солсбери (южная Англия). Эпоха бронзы. Начало 2 тыс. до н. э


Век железа: Скифы • Сибирь – азиатская • Европа – скифская культура европейская скифская культура Золото = огонь, солнце, царская власть, вечная жизнь


Гривна(шейное украшение) Век железа. Скифы. Бляшка. Сосуд со сценой охоты. Гребень.


Вывод. • Основные виды искусства: • графика (рисунки и силуэты); • живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); • скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); • декоративное искусство (резьба по камню и кости); • рельефы и барельефы. • музыка - подражание звукам природы.

Читайте также: