Первая встреча лужина с раскольниковым кратко

Обновлено: 04.07.2024

Объяснение Дуни и Свидригайлова, произошедшее в этом эпизоде, — последнее и имеет решающее значение и для их отношений, и для судьбы Свидригайлова.

Возвращаясь из ресторана, где он обедал с Раскольниковым, Свидригайлов встречает Дуню на мосту и приглашает к себе для разговора. Сначала она боится идти к нему, так как порядочная девушка не может одна заходить в квартиру к одинокому мужчине, к тому же имеющему такую репутацию. Но любопытство, разбуженное письмом Свидригайлова, пересиливает кроме того, Дуне хочется доказать, что он ей совсем не страшен.

В самом начале разговора Дуня ведет себя очень неуверенно, бурно выражает свое недоверие ко всем словам Свидригайлова (восклицания “не верю!”, “ ложь!” встречаются по два-три раза подряд), но ее негодование слишком сильно, чтобы быть искренним. Скорее всего, она уже что-то подозревает, и ее опасения подтверждаются словами Свидригайлова. Цепляясь за любую возможность опровергнуть их, она требует доказательств и в ее протестах буквально слышится мольба: “Она точно умаливала Свидригайлова; она весь свой страх забыла”. Однако Свидригайлов затеял этот разговор не для того, чтобы Дуня узнала правду, и даже не для того, чтобы предложить свою помощь в спасении Раскольникова, — это лишь предлог, последняя возможность изменить свою жизнь — с помощью Дуни, поскольку у самого Свидригайлова не хватит душевных сил на это. Дуня для него могла бы сыграть ту же роль, что и Соня для Раскольникова. Судьба Свидригайлова — это возможный вариант судьбы Раскольникова, если бы на его пути не встретилась Соня. Но последняя надежда рухнула с окончательным и твердым отказом Дуни:

“ — Так не любишь? .. И не можешь? Никогда?

После этого Свидригайлов делает над собой огромное усилие — нелегко отказаться от единственной надежды — и отпускает Дуню. Возможно, у него были мысли о насилии, недаром сквозь его показное спокойствие прорывался тот самый огонь, “который когда-то так испугал Дунечку”. Но он так и не смог его осуществить — все-таки Дуню он действительно любит, хотя его любовь весьма своеобразна. Но он любит, как умеет, а вот Дуня его любить не может, и поэтому его шанс потерян. Он обречен на смерть, и это всего лишь вопрос времени.

Прослеживается связь с предыдущим и последующим эпизодами — в разговоре с Раскольниковым Свидригайлов рассказывает ему о всей своей жизни и о всех мерзостях, которые он совершил — то есть утверждается необходимость перемен в жизни. Но так как Свидригайлов не способен ее осуществить самостоятельно, то ему нужна помощь человека, которого он любит — Дуни.

После неудачи — встреча с Соней, которую он как бы назначает своей душеприказчицей, Свидригайлов как бы оставляет завещание, устраивает посмертные дела.

Встреча с Лужиным

Было уже почти восемь часов, и приятели поспешили к Бакалееву, чтобы успеть прийти раньше Лужина. Раскольников рассказал другу о Свидригайлове и попросил оберегать от него сестру. В коридоре они столкнулись с Лужиным, но не раскланялись. Жених довольно любезно поприветствовал дам и выразил надежду, что путешествие обеих женщин прошло без особых хлопот. В ответ услышал: они были очень обескуражены тем, что он их не встретил и, если бы не Дмитрий Прокофьич Разумихин, они бы просто не знали, куда деваться.

За чаем разговор зашел о Марфе Петровне, и Лужин заявил, что Свидригайлов в Петербурге, но им нечего бояться. Он добавил, что Аркадий Иванович — самый развращенный и порочный человек из всех, кого он знает, и что только стараниями Марфы Петровны было замято уголовное дело с примесью душегубства, за которое вполне можно было угодить в Сибирь. На недоверчивое замечание Дуни Петр Петрович рассказал, что в Петербурге проживала некая мадам Ресслих и Свидригайлов находился с ней в близких и весьма таинственных отношениях.

У нее жила дальняя родственница, глухонемая девочка лет четырнадцати, которую нашли на чердаке с петлей на шее. Признали самоубийство, но кто-то донес, что ребенок был изнасилован господином Свидригайловым. Благодаря деньгам Марфы Петровны дело ограничилось слухами. Был еще случай со слугой Филиппом, умершим от истязаний лет шесть назад.

Дуня заметила, что слышала какую-то странную историю об этой смерти, но говорили, что слуга удавился сам. Петр Петрович предположил, что после смерти Марфы Петровны Дуня стала более снисходительна к Свидригайлову, и предостерег, что тот небогат. вряд ли жена оставила ему что-нибудь по завещанию. Раскольников на это объявил, что Свидригайлов сейчас приходил к нему, и передал их разговор.

Еще этим вечером Лужин начал было выражать свое неудовольствие по поводу присутствия Родиона Романовича. Но Дуня твердо велела им примириться, так как ей невыносимо выбирать между женихом и братом.

Лужин считал, что любовь к мужу должна быть сильнее. Он упрекнул Пульхерию Александровну в том, что она в письме исказила смысл его намерения жениться именно на бедной девушке. Пульхерия Александровна, в свою очередь, обвинила его в клевете: Лужин писал, что Раскольников отдал деньги не Катерине Ивановне, а Соне. Петр Петрович, весь дрожа от злобы, сказал, что в семье Мармеладовых есть недостойные лица; на это Раскольников возразил, что сам Лужин и мизинца Сони не стоит и что он уже познакомил девушку с сестрой и матерью.

Жених высокомерно улыбнулся, заметив, что надеется впредь быть избавленным от подобных разговоров. Пульхерия Александровна обиделась на подобную неделикатность человека, слову которого они доверились, бросили все и приехали в Петербург, оказавшись почти полностью в его власти. Лужин язвительно объяснил такое независимое поведение женины тем, что она узнала о деньгах, оставленных Марфой Петровной.

Дунечка, обнимая и целуя мать, каялась в том, что польстилась на деньги Лужина, но ведь она никак не думала, что он такой недостойный человек.

Все радовались развязке. Разумихин был просто в восторге, только Раскольников сидел мрачный и рассеянный. Он рассказал о намерении Свидригайлова подарить Дуне десять тысяч и желании встретиться с ней, подробно передав весь разговор.

Преступление и наказание краткое содержание

Портрет Петра Петровича Лужина

— Гм! – громко сделал Разумихин. Лужин посмотрел на него вопросительно.

что значит эта сцена? Что она объясняет? Что она показывает?

1.Каков стиль разговора каждого?(реплики Раскольникова – вопросы, путанные краткие
утверждения, Лужин – полные ответы, уточнения, Разумихин – вежливые приглашения, Зосимов –

“Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского – первый русский детективный роман. Но, наряду с детективным сюжетом, автор дает развернутые психологические характеристики своих героев. Он настолько мастерски выписал внутреннее состояние загнанного в угол Раскольникова, что самого Достоевского всерьез подозревали в убийстве. Одни из самых ярких психологических картин в “Преступлении и наказании” появляются тогда, когда на сцену выходит следователь, занимающийся убийством старухи-процентщицы, – Порфирий Петрович. Раскольников

Понимает, что если он будет неправильно себя вести, то Порфирий Петрович заподозрит его в причастности к убийству. Поэтому герой каждый раз тщательно отовится к разговору. Первая встреча двух противников состоится только в третьей части романа. И этим их разговором начинается напряженнейшая идейная и психологическая борьба преступника и следователя. Раскольников сам направляется к Порфирию Петровичу в гости, чтобы, во-первых, познакомиться, а во-вторых, сообщить, что был закладчиком у Алены Ивановны и что хотел бы со временем вернуть заложенные вещи. С самого начала разговора Раскольников рассчитывает и взвешивает каждое свое слово. Автор постоянно отмечает, что он “пытался” быть ни в чем не виновным. Родион старается вести себя естественно, а сам пытливо за всем наблюдает: “Порфирий Петрович, как только услышал, что гость имеет до него “дельце”, тот час же попросил его сесть… и уставился в гостя, в немедленном ожидании изложения дела, с тем усиленным и уж слишком серьезным вниманием, которое даже тяготит и смущает… “Но Раскольников в коротких и связных словах, ясно и точно, изъяснил свое дело и собой остался доволен так, что “даже успел довольно хорошо рассмотреть Порфирия”. Но с течением времени Раскольников начинает все больше нервничать. У него начинает периодически появляться одна и та же мысль: “Знает!”. Он чувствует себя все более неуверенно, и ему самому его игра уже не кажется такой забавной и успешной: “Хорошо ли? Натурально ли? Не преувеличил ли?” Наконец, Раскольникову предоставляется передышка, когда Порфирий Петрович выходит приказать принести чаю. Мысли в голове Раскольникова проносятся, как молния, он начинает всех подозревать и презирать. Уже нельзя понять, здоров он или нет: “Ну, бейте прямо, а не играйте, как кошка с мышью. Это ведь не вежливо, Порфирий Петрович, ведь я еще, может быть, не позволю-с! Встану да и брякну всем в рожу всю правду… А что, если мне только кажется. ” Теперь Раскольников не весел, как прежде, когда вошел. Он все более раздражается и уже не думает, что говорит. Родион совершенно выдает себя, когда речь заходит о его статье, которую он написал полгода назад, а она только теперь была напечатана. Порфирий Петрович сам вызывает Раскольникова на этот разговор, прося разъяснить некоторые положения его статьи, а именно, утверждение, что люди делятся на “обыкновенных” и “необыкновенных”. Раскольников сначала нехотя, а затем все более разгорячаясь, забывая об осторожности, поясняет: “Я только в главную мысль мою верю. Она состоит именно в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде новое слово. Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего”. Раскольников также утверждает, что необыкновенные люди имеют право по совести на совершение преступления, если оно служит достижению цели. Порфирий Петрович просит пояснить, как же можно отличить один разряд от другого: “Потому, согласитесь, если произойдет путаница и один из одного разряда вообразит, что он принадлежит к другому разряду, и начнет “устранять все препятствия, то тогда…” Родион начинает понимать, что следователь намекает именно на него, и поэтому уже с неподдельной ненавистью смотрит на Порфирия: “Фу, как это явно и нагло!”. Порфирий Петрович еще раз пытается “подловить” своего гостя, когда спрашивает, не видел ли Раскольников красильщиков, когда последний раз приходил к старухе-процентщице. Но Родион почувствовал ловушку, вспомнив, что красильщики были в день убийства, и ловко вывернулся. Таким образом, Раскольников как бы победил, ничем не обнаружив себя, но он увидел перед собой сильного противника, который, кроме того, почти уверен, что нашел преступника. Порфирий Петрович, на самом деле, сильный противник. Его внешний облик – “пухлое, круглое и немного курносое лицо” – создает впечатление очень добродушного человека, простака. Но его взгляд – “взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурою, имевшею в себе даже что-то бабье” – говорит о другом. И, на самом деле, вначале Порфирий Петрович кажется довольно милым и открытым человеком, но с течением времени он начинает ловко расставлять ловушки Раскольникову. Его вопросы неизбежно ведут к откровенности подозреваемого. Этот прием обнаруживает в Порфирие опытную ищейку и умного человека. Автор умышленно не дает внутренних монологов этого героя и показывает его только глазами Раскольникова. Подмигивания, знаки, которые делает Порфирий Петрович… Непонятно, плод ли это воспаленного сознания Родиона или все происходит на самом деле. Таким образом, в роман вносится интрига, элемент умолчания. Порфирий Петрович становится фигурой таинственной и оттого даже страшной. Он похож на лисицу, которая сидит в засаде и готова в любой момент напасть на свою уже измученную предчувствиями жертву. Одним из самых главных моментов в данном эпизоде является вопрос Порфирия Петровича о том, что будет с “обыкновенным” человеком, если он совершит преступление, посчитав себя “необыкновенным” и выдумав себе какую-нибудь цель-идею. Раскольников отвечает, что, если совесть есть, тот будет страдать, коль осознает ошибку: “Это и наказание ему, – опричь каторги”. Эти слова героя стали пророческими. Наказание, которое определил себе сам Раскольников, оказалось намного страшнее каторги, на которую он в итоге попадает.

Другие сочинения:

  1. Раскольников идет к Порфирию Петровичу в самом конце романа также как и в прошлые разы, но в этот раз в его душе было нехорошее чувство: вдруг Порфирий Петрович обо всем догадался, вдруг тот мещанин или дворник, с которыми он встретился Read More ……
  2. Роман Достоевского “Преступление и наказание” – это роман о современ-ной России, переживавшей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравствен-ных потрясений, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все стра-дания, боли и раны времени. Передовая русская молодежь конца 50 – начала Read More ……
  3. Следователь Порфирий Петрович из романа “Преступление и наказание” – умный и тонкий психолог. Необычная форма ведения допроса (постоянное подслушивание) сбивает с толку Раскольникова и убеждает, что убийца именно он. Первый раз Раскольников зашел к Порфирию Петровичу со смехом. “Порфирий Петрович Read More ……
  4. Описание сна, привидевшегося Родиону Романовичу Раскольникову в вечер накануне убийства старухи процентщицы (в V главе I части романа), является одним из ключевых моментов сюжета Преступления и наказания. На первый взгляд этот уход в бессознательное на время вырывает главного героя из Read More ……
  5. Роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. В это время Достоевский жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, торговцы, студенты. Здесь, в тумане и пыли “серединных петербургских улиц и переулков”, родился в сознании Достоевского образ Родиона Read More ……
  6. Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) 8 глава является финальной в шестой части романа Достоевского “Преступление и наказание”. Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения – здесь Раскольников признается в Read More ……
  7. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – одно из самых сложных произведений не только в творчестве Достоевского, но и в мировой литературе. Родион Раскольников, человек совестливый и легко ранимый, не может хладнокровно смотреть на ужасы, страдания “униженных и оскорбленных”, Read More ……
  8. Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” – “одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему Read More ……

Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Лужин и Раскольников являются одними из наиболее ярких персонажей знаменитого романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского.

В этой статье представлено описание первой встречи Раскольникова и Лужина в романе "Преступление и наказание".

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все статьи о Раскольникове
- Все статьи о Лужине

Первая встреча Раскольникова с Лужиным в романе "Преступление и наказание"

Первая встреча Раскольникова с Лужиным происходит на следующий день после страшного преступления, которое совершает главный герой. Эпизод со встречей этих двух персонажей можно найти в 5-ой главе II-ой части романа.

Встреча героев происходит в каморке Раскольникова. Что же становится причиной этой встречи? Дело в том, что накануне Раскольников получает письмо матери. В этом письме мать сообщает Раскольникову о том, что его сестра Дуня собирается выйти замуж за господина Лужина и их свадьба должна состояться в Петербурге. Из письма матери молодой человек успевает составить свое мнение о Лужине как о подлом, хитром и жадном человеке.

Когда господин Лужин приезжает в Петербург из провинции, он приходит познакомиться со своим будущим родственником Раскольниковым. Вопреки ожиданиям Лужина, первая встреча героев проходит довольно напряженно. В ходе беседы Лужин среди прочего рассказывает Раскольникову о своей теории целого кафтана. Согласно этой теории, все люди должны думать прежде всего о своем благополучии, а не о благополучии окружающих. Раскольникову не нравятся взгляды Лужина на жизнь. Личная беседа с Лужиным убеждает молодого человека в подлости и расчетливости будущего родственника. Раскольников считает, что такой человек недостоин быть мужем его сестры Дуни.


Под конец беседы Раскольников задает Лужину неприятный вопрос о том, действительно ли тот женится на Дуне, чтобы "властвовать" над ней. Раскольников узнал от матери, что Лужин всегда мечтал жениться именно на бедной, но красивой и образованной девушке, которая бы всю жизнь считала бы его своим спасителем. Раскольников решает прямо выяснить это у будущего родственника:

". правда ль, что вы сказали вашей невесте… что всего больше рады тому… что она нищая… потому что выгоднее брать жену из нищеты, чтоб потом над ней властвовать. " (Раскольников Лужину, часть 2 глава V)

Лужин обижается на вопрос и заявляет, что его мысль якобы была искажена матерью Раскольникова Пульхерией Александровной:

Раскольникова же возмущает, что подлец Лужин незаслуженно плохо отзывается о его матери. Молодой человек дает отпор гостю и прогоняет его из каморки:

". если вы еще раз… осмелитесь упомянуть хоть одно слово… о моей матери… то я вас с лестницы кувырком спущу. " (Раскольников Лужину, часть 2 глава V)

Лужин уходит, затаив обиду на будущего родственника. На этом заканчивается первая встреча героев:

". при первом нашем свидании, со мной поссорился, и я выгнал его от себя, чему есть два свидетеля. Этот человек очень зол…" (Раскольников о Лужине, часть 5 глава III)

После этой встречи негодяй Лужин предпринимает меры, чтобы поссорить Дуню с братом: он ставит невесте ультиматум, чтобы та выбирала между ним и братом. Вдобавок Лужин наглым образом обвиняет подругу Раскольникова Соню Мармеладову в воровстве, чтобы запятнать репутацию самого Раскольникова в глазах Дуни и матери. Эта афера ему не удается, а Дуня наконец понимает, что ее жених является негодяем и лжецом. Девушка отказывается выходить за замуж за Лужина.

Это было описание первой встречи Раскольникова и Лужина в романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского.

Моральные взгляды и нравственный облик Лужина наиболее ярко освещают два эпизода в романе — его визит к Раскольникову и происшествие на поминках Мармеладова.

И вот Лужин, приезжает в Петербург. Он хочет официально сделать предложение руки и сердца, но прежде этот господин считает необходимым познакомиться с будущим родственником — Раскольниковым. Для этого он приходит к нему на квартиру.

С первого момента бросается в глаза брезгливая физиономия Лужина. Этот человек, довольно состоятельный и привыкший к респектабельности, попадает в крайне убогую обстановку. Герой не может сдержать своего удивления и отвращения.

Портрет Лужина дается нам глазами Родиона. Герой увидел перед собой немолодого уже, но молодящегося господина, принарядившегося перед встречей с невестой. Лужин выглядел дорого и модно, и осознание этого прибавляло ему самодовольства. Весь внешний вид этого человека выдавал его стремление казаться лучше, чем он есть на самом деле. От этого, может быть, при всей внешней привлекательности Петра Петровича, он все же производил отталкивающее впечатление.

На этот вопрос герою отвечает Раскольников. В сердцах, не выдержав, он кричит, что преступность — следствие теории Лужина о всепозволяющем эгоизме. Услышав такое, Петр Петрович принимает чрезвычайно оскорбленный вид непонятного и оболганного человека и удаляется.

Однако происшествие на поминках у Мармеладова доказывает нам, что Раскольников был прав. Оскорбленный Лужин, чье предложение руки и сердца было отвергнуто, решает отомстить Раскольникову, которого считает главным виновником своего несчастья. Оскорбленное самолюбие, всепоглощающий эгоизм заставляют его забыть о нравственности и морали. Лужин, походя, самым гнусным образом, оскорбляет Соню Мармеладову, обвинив ее в краже. При этом всем своим видом герой показывает, что знает о том, чем Соня зарабатывает себе на хлеб, и презирает ее за это.

Теории Раскольникова и Лужина, их сравнение

Сходства и различия героев

Различия между Раскольниковым и Лужиным состоят и в возрасте, и в социальном и материальном положении, и в характере, и в отношении к людям.

Родион Раскольников — 23-летний бедный бывший студент-юрист, угрюмый, вспыльчивый, высокомерный, но великодушный. Характер у него необщительный, замкнутый.

Пётр Петрович Лужин — 45-летний довольно богатый делец, адвокат. Хотя он тоже высокомерен, но не великодушен, а, напротив, эгоистичен и крайне самолюбив. Он многоречив, старается произвести на окружающих хорошее впечатление.

Взаимоотношения

Первая встреча Лужина и Раскольникова произошла в главе V второй части романа, когда Лужин пришёл к Раскольникову, чтобы познакомиться (Родион был братом его невесты). Тогда он и изложил свою экономическую теорию о целом кафтане. Вторая встреча этих героев произошла на квартире, которую Лужин снял для Дуни и её матери (часть четвёртая, глава II). Тогда они окончательно возненавидели друг друга.

Отношение Раскольникова к Лужину

Родион был против брака Дуни с Лужиным, потому что из письма матери сделал вывод о том, что Пётр Петрович подлец. В первый визит Лужина он уверился в этом окончательно. После того, как тот не очень уважительно отозвался о его матери, Пульхерии Александровне, Раскольников прогоняет Лужина. Прогоняет он его и во вторую встречу, потому что Пётр Петрович после того, как Дуня дала ему отставку, стал говорить о её неблагодарности.

Раскольников ненавидит Лужина, потому что видит его подлость по отношению к Дуне, к Пульхерии Александровне и к Соне.

Отношение Лужина к Раскольникову

После того, как Дуня дала ему отставку, а Раскольников выгнал его второй раз, Пётр Петрович люто его возненавидел и его одного обвинял в том, что помолвка с Дуней расстроилась. Лужин мстит Раскольникову, надеясь поссорить его с сестрой и матерью. Для этого он на поминках Мармеладова хочет опорочить Соню, прилюдно солгав, что она украла у него 100 рублей. Так Пётр Петрович хотел доказать Дуне и её матери, что Родион знается с недостойной девушкой. Но ему это сделать не удалось, так как Родион понял его расчёт и доходчиво рассказал о нём людям, приглашённым на поминки.

Сравнительная характеристика Раскольникова и Лужина (таблица)

Вывод

Из всех сцен, в которых участвует Лужин, наиболее выразительной, полностью разоблачающей низость и мерзость этого героя является сцена поминок Семёна Захаровича Мармеладова.

Пётр Лужин, принятый Лебезятниковым как гость, воспользовался тем, что рядом с ним снимают проходную комнату Мармеладовы, которых постигло большое горе. Ему не было дела до страданий этих людей, их отчаянной беззащитности от невзгод и нищеты. Впрочем, на их нищете и построил свой план мерзавец.

Стремясь отомстить Раскольникову, который накануне выгнал его, как жениха своей сестры, а Соню Мармеладову посадил рядом с матерью и сестрой Дуней, Лужин решил выставить бедную сироту воровкой. Он с циничным хладнокровием подложил ей в карман деньги, а когда они были обнаружены, разыграл оскорблённую добродетель и готов был вызвать полицейского.

К счастью, свидетелем его гнусной затеи был Лебезятников. Его свидетельство и заступничество Катерины Ивановны, Раскольникова и других гостей не позволили втоптать в грязь человеческое достоинство Сони. В Лужине же этот поступок открыл человека беспредельной подлости и жестокости.

Читайте также: