Перспективы информатизации общества кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сейчас актуальна тема использования современных информационных технологий. Но за этим кроется нечто значительно большее и куда более важное - проблема становления информационного общества, которое из виртуальной реальности уже превратилось во властный фактор, определяющий во многом жизнь отдельных государств и всего мирового сообщества.

Действительно, в своем поступательном движении мировому сообществу предстоит пройти трудный путь между Сциллой и Харибдой конструктивной силы и разрушительного эффекта информации. Этот путь неизбежно связан с информационным противоборством между лидерами государств, представителями гражданского общества за выбор средств развития и использования во благо человека информационных технологий и совместных действий в согласованном направлении. Эксперты и представители заинтересованных сторон начали разработку Декларации информационного общества и Плана действий. В начале марта 2003 года в Женеве заседал подготовительный комитет всемирной встречи на высшем уровне по проблемам информационного общества.

К 2030 году может начаться распространение вживленных устройств с прямым доступом к нейронам. Ближе к середине столетия в мире киберпространства будут царить микро- и наноустройства (интеллектуальная пыль). К тому времени Интернет будет представлять собой отображение почти всего реального мира. Причем разрешение изображений, учитывая вероятные размеры емкости запоминающих устройств того времени, будет очень высоким. Надев на себя шлем виртуальной реальности, можно будет совершить полноценный круиз в любой уголок земного шара, не покидая своей квартиры.

На биологическом фронте исследования в области клетки приближают возможность замены тканей или органов, включая нейроны, которые раньше считались незаменимыми. Более того, клетки и ткани можно будет наделять способностями обработки и передачи данных. Подобный контроль над живыми процессами дает надежду на увеличение продолжительности жизни: ученые не видят принципиальных препятствий к тому, чтобы люди жили по несколько сотен лет.

К 2002 году в результате новейших технических решений, в первую очередь, благодаря внедрению волоконно-оптической связи, пропускная способность каналов увеличилась в 1000 раз. А если сравнивать с нынешней скоростью современного домашнего модема, то скорость, по некоторым прогнозам, возрастет в 1 миллион раз!

Изменения Интернета - это не просто модификация существующей сети. Это очередная техническая революция. Речь идет об Интернете следующего поколения - Next Generation Internet (NCI). Так называется федеральная программа США, поставившая целью создание Интернета будущего на основе новейших разработок в области коммуникаций. Эта программа получила название Интернет-2. Она объединяет более 150 национальных институтов, которые проводят совместные исследования с ведущими научными центрами, компаниями-производителями, разработчиками программных средств и приложений нового поколения.

Человечество уже успело определить путь развития цивилизации - информационное общество. Два года назад лидеры семи ведущих государств и Президент России подписали Окинавскую хартию глобального информационного общества, которая как раз и зафиксировала этот путь движения мирового сообщества в будущее.

Процессы информатизации активно идут во всех сферах российской жизни. Компьютеризированы большая часть отраслей финансового рынка, предпринимательский сектор. Но для реального роста темпов экономического развития страны, для того, чтобы она смогла достичь конкурентоспособности с развитыми государствами, этого, конечно же, недостаточно. Требуется широкомасштабное внедрение инфокоммуникаций во все сферы социально-экономической, политической и культурной жизни общества.

Каждый желающий сможет получить исчерпывающую информацию о деятельности государственных органов, о том, какие законодательные и нормативные документы регламентируют обязанности всех бюджетных структур. Для государства это создаст максимально эффективную систему правления, возможность для мониторинга процессов в экономике и обществе, позволит быстро на них реагировать. Конечно, все это произойдет только в случае успешной реализации этого проекта.

Поскольку информационная война сегодня - это реальный факт, и она не может обойти Россию, наша страна должна быть во всеоружии. Пока что ее информационная боеготовность не очень высока. Если в деле развития и изучения информатики заметны усилия по продвижению вперед, то в области работы с информацией в широком смысле этого слова мы не только вперед не продвинулись, но, как свидетельствует предыдущее изложение, даже растеряли то, что было достигнуто. В нынешнем быстро изменяющемся мире это опасно для России. Сегодня в первую десятку стран, имеющих отвечающие мировым стандартам системы связи и телекоммуникаций, входят: Сингапур, Новая Зеландия, Финляндия, Дания, США, Гонконг, Швеция, Турция, Норвегия и Канада. Россия в рейтинге по уровню вышеуказанного развития стоит на 42-м месте, уступая даже многим развивающимся государствам. Мнение специалистов таково, что наша страна по развитию средств связи отстала от западных стран на 15-20 лет. Мы отстали на рынке услуг электросвязи по телефонной плотности. Чтобы преодолеть это отставание, надо не только увеличить ввод новых АТС и проложить новые километры кабелей. Надо заменить устаревшее аналоговое оборудование цифровыми системами связи. Цифровой стандарт, применяемый в индустриально развитых странах, позволяет мгновенно передавать огромные потоки информации при наличии надежной информационной защиты.

Потребуются большие государственные ассигнования. Как считают специалисты, сумма необходимых инвестиций составляет 60 млрд долл. Интерес к российскому рынку телекоммуникаций проявляют японские, германские, итальянские и шведские транснациональные компании. В будущем российская индустрия средств связи, которая может сейчас обеспечить лишь 60% их наименований, должна в полной мере покрыть потребности страны в средствах связи и оборудования сетей телекоммуникаций.

Ведущее место в сфере информационной деятельности и информатики занимают индустриально развитые страны. В наши дни они вступают в фазу сетевой компьютеризации. В 1970-е годы ведущую роль играли большие ЭВМ, в 1980-е - персональные компьютеры, а в 1990-е годы наступила эра глобальных сетей, соединяющих большие ЭВМ и персональные компьютеры в локальные и глобальные сети. Лидером здесь являются США, сконцентрировавшие 43% всего мирового парка электронно-вычислительной техники. США являются также крупнейшим производителем программного обеспечения, стоимость которого к 2000 году достигла 74 млрд долл. Здесь сосредоточены 426 из 816 мировых банков данных по научно-техническим дисциплинам, 716 из 1035 баз данных по экономическим проблемам. К Интернету подключены 5,8 млн американцев.

Компьютерный рынок России быстро растет. Здесь нет общенациональной компьютерной Сети, однако развиваются сети отраслевые и локальные, особенно в банковском деле, внешней торговле, на рынке ценных бумаг, в экологии, медицине. Развивается рынок баз данных по российскому законодательству, компьютерной бухгалтерии, торговой деятельности. Значительный вклад в развитие информатизации России вносит созданная в 1990 году Международная академия информатизации (МАИ), являющаяся членом Международного Союза по информации. Она выполняет фундаментальные и прикладные исследования в различных сферах, связанных с информационной деятельностью и проблемами информатизации мирового сообщества. Принимаются меры по интеграции России в мировое информационное пространство.

Актуальность проблем информационного развития нашей страны, а также тот факт, что в глобальном плане это развитие порождает невиданную ранее информационную войну, ставит перед государственными органами задачу выработки информационной политики, имеющей как технологический, так и социально-правовой аспекты. Сейчас эти составляющие оторваны друг от друга, что мешает формированию и развитию в стране полноценной информационной среды, интегрированной в мировое информационное сообщество. Причина в том, что различные ведомства осуществляли различный подход к информатике и работе с информацией, исходя из своих специфических задач. В настоящее время уделяется повышенное внимание технической и технологической сторонам проблемы.

Мировой опыт свидетельствует о том, что развитие информационного общества не есть некий компонент, обслуживающий все остальные сферы жизни как отдельных стран, так и международных отношений, или утилитарное практическое средство в деятельности людей подобно тому, как в свое время эту роль выполняли бумага, чернила и перо. Ныне это развитие все более превращается в системообразующий стержень жизни общества, который не только служит различным областям его жизнедеятельности, но и в значительной степени определяет конкретное их содержание. Актуальность проблемы усугубляется и тем, что развитие информационной среды наряду со многими благами для людей несет в себе потенциально опасные моменты, уже проявляющиеся сегодня во вспышках информационных конфликтов и войн. Отсюда и необходимость интеграции государственной информационной политики в общую стратегию общественного развития.

Конечно, достойное место в этой политике будет по-прежнему занимать развитие технических средств телекоммуникаций, компьютерной и телевизионной составляющих общественного прогресса, ибо эти компоненты оказывают все большее влияние на социальную психологию и формирование моральных устоев общества. Велико экономическое и политическое значение информационного развития России. Новая экономика, развитие государственности, формирование реальных плодотворных связей с государствами СНГ немыслимы без создания единого информационного пространства содружества, без улучшения информационного взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, эффективного информационного обмена. Наконец, функцией государственной власти является информирование населения в целях обеспечения взаимопонимания между государством и каждым отдельным человеком.

Чтобы решить эти задачи, необходимо формирование правовой базы, гарантирующей право граждан России на свободное получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности. Нужна разработка организационно-технических мер по интеграции национальных, региональных, корпоративных, информационных и телекоммуникационных систем в общее информационное пространство России и стран СНГ с учетом необходимости вхождения РФ в мировое информационное сообщество. Важное условие информационного прогресса нашей страны - осуществление государственных решений по обеспечению информационной безопасности.

Информационную работу в России необходимо поднять на высоту тех требований, которые существуют во всем цивилизованном мировом информационном пространстве, в частности, на уровень требований современной информационной борьбы. В настоящее время ряд ведомств направляет высшему государственному руководству России большое количество информационных документов по проблемам внутренней и внешней политики страны и ее экономического положения. Кроме того, этим занимаются многие информационно-аналитические учреждения (институты, центры, фонды и т.п.), которые также разрабатывают актуальную для нашего государства проблематику и являются поставщиками соответствующей информации: Институт стратегических исследований, Совет по внешней оборонной политике, Всероссийский центр изучения общественного мнения и др. Информация из всех вышеперечисленных источников необходима и служит ценным подспорьем для принятия решений общегосударственного масштаба.

Совокупный объем информации настолько велик, что практическое ее использование руководством РФ представляется затруднительным. Многочисленность источников информации усложняет координацию ведомственных подходов, мешает нивелированию политической заангажированности, устранению субъективизма составителей документов и личностной амбициозности. Информация в целом все еще рассматривается как подспорье для политических решений, как некий вспомогательный материал, а не как одно из важнейших средств борьбы с потенциальным противником. Изучение развития международной жизни последнего времени показывает, что исход международных конфликтов, в том числе и военных, зависит не только (а иногда и не столько) от военного потенциала государства, связанного с развитостью ВПК, но и от умелого и целенаправленного использования средств информации в плане ее воздействия на массовое сознание населения той или иной страны, на формирование социально-психологических факторов, с которыми не может не считаться государственное руководство. Поэтому использование нашим государством информации для изменения представлений о России в массовом сознании населения, деловых кругов, военных, госслужащих может приводить к выгодным для нас изменениям во внутренней и внешней политике, а также в экономических отношениях России с ее партнерами и конкурентами. Поэтому необходимо выработать новые подходы к информационному обеспечению интересов нашего государства, в связи с чем целесообразно изучить проблему координации и централизации информационно-аналитической деятельности в Российской Федерации.

В России в настоящее время нет структур и государственных подразделений, которые координировали бы огромный поток информации, обрабатывали ее и отливали в слитки объективной, четкой, удобоваримой информации для высшего руководства страны. Это помогло бы ему принимать важные решения.

Ведь интересы России требуют постоянного внимательного изучения ситуации в мировой экономике и политике, а также в экономике и политике стран и регионов, активно влияющих на ход мирового развития. Совершенно необходимо также изучать информационно-психологические факторы, от которых это развитие зависит, чтобы использовать их в наших интересах. И то, и другое может быть достигнуто разработкой нового подхода к организации российской информационной службы и практической реализацией этого нового подхода путем создания сильной информационно-аналитической структуры, подчиненной непосредственно высшему государственному руководству России и имеющей надведомственный характер.

Конституция предусматривает также введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Многие страны всерьез и давно занимаются политикой защиты информационных потоков и систем - не только как источников государственных секретов, но и как источников экономической прибыли. Франция, к примеру, преуспела в создании собственного сегмента Интернета на французском языке. Внедрив его во франкоязычные страны, она взяла под свой контроль прибыльный рынок компьютерной техники, программного обеспечения и информпотоков на всем франкоязычном пространстве.

Известен опыт Китая, который добился существенного экономического роста за счет переориентации информационных потоков и аккумуляции капиталов в информационной сфере.

Актуальнейшей задачей в этой связи является подъем российской журналистики на присущий ей высокий уровень. Для этого есть все необходимое - талантливые профессионалы, работоспособные профессиональные организации. Именно на информационном поле, где состязаются идеологии, где выразители мыслей и настроений различных социальных групп могут донести их до широкой аудитории, будут решаться судьбы Отечества. Идеи справедливости, пусть и не сразу, овладевают сознанием больших масс людей и воплощаются в реальные дела общественного масштаба.

Читайте также: