Когнитивная теория личности кратко

Обновлено: 18.05.2024

3. Bayramov Ə.S., Əlizadə Ə.Ə. Sosial psixologiya. Bakı , 2003, s.51-70.

4. Bayramov Ə.S. Şəxsiyyətin təşəkkülünün aktual psixoloji problemləri. Bakı , 1989.

5. Həmzəyev M.Ə. Pedaqoji psixologiya. Bakı , 1991.

6. Əliyev R.İ. Şəxsiyyət və onun formalaşmasının etnopsixoloji əsasları. Bakı , 2000.

8. Ковалев А.Г. Психология личности. М. , 1970 , с .5-22.

9. Немов Р.С. Психология. М. , 1998.

10. Маяерс Д. Психология . Минск , 2001 , с.564-611.

11. Психология личности. Тексты. М . ,1982 , с.11-41.

12. Мамедова Г.К. Проблемы типологии личности в психологии и художественной литературе. Баку , 2003.

13. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. / Под. ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова. М.: Педагогика, 1980 (Труды для членов и членов-корреспондентов.АПИ СССР).

14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

15. Психология. Учебник для экономических вузов / Под. общ. ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2002.

Основоположником когнитивного подхода к развитию личности является американский психолог Джон Келли. Согласно его теории, основным источником развития человеческой личности является окружающая его среда и социальное окружение.

Особенность именного когнитивного подхода заключается в том, что особое внимание уделяется влиянию интеллектуальных процессов на особенности поведения человека. В данной теории человек представляется в роли ученого, который проверяет возникающие у него гипотезы относительно природы вещей и делает в соответствии с этим прогноз на развитие событий в будущем.

Любое событие, которое происходит с человеком может быть интерпретировано неоднократно и выводы соответственно могут изменяться в зависимости о ситуации, в которой человек находится в данный конкретный момент.

Главным понятием когнитивной теории личности является понятие конструкта, которое включает в себя имеющиеся особенности всех известных познавательных процессов. Именно благодаря сформированным конструктам человек приобретает возможность не только познавать мир, но и выстраивать межличностные отношения с другими людьми. Конструкт является своеобразным классификатором - шаблоном восприятия человеком других людей и самого себя.

Основные положения когнитивной теории личности по Дж. Келли

Именно Келли в своих исследованиях дал описание основным механизмам функционирования личностных конструктов. Им же был сформулирован основной постулат данной теории и следствия, которые наступают согласно этому постулату

Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные возникающие следствия лишь уточняют этот основной постулат.

Готовые работы на аналогичную тему

Человек может отличаться от другого не только количеством сформированных конструктов, но и их месторасположением. Существуют конструкты суперординатные, актуализирующиеся в сознании человека за короткий промежуток времени, и субординатные – более медленные.

Система конструктов в личности человека не является статичной и находится в процессе постоянного изменения в связи с влиянием опыта, получаемого человеком в процессе роста и развития. Таким образом можно сказать, что личность человека формируется и развивается на протяжении всей жизни.

Ученый предполагал, что человеческая личность обладает ограниченной свободой воли и жизнедеятельности. Та система конструктов, которая сформировалась у той или иной личности содержит в себе определенные ограничения. Однако Келли не считал, что вся жизнь человека является полностью детерминированной. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания.

Таким образом можно говорить о том, что внешний мир человека не является добрым или злым, он именно такой, каким человек конструирует его у себя в сознании.

В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках.

Структура личности согласно когнитивной теории личности

Как уже говорилось выше конструкт является основным концептуальным элементом личности. Для каждого человека характерна своя индивидуальная система личностных конструктов, которая разделяется на два связанных друг с другом блока:

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов.

Типы личности в когнитивной психологии

В когнитивной психологии выделяется два типа целостной личности человека:

  1. когнитивно сложная личность, для которой характерно большое количество сформированных конструктов;
  2. когнитивно простая личность, с небольшим набором конструктов.

Главными отличиями когнитивно сложной личности от когнитивно простой являются:

  1. когнитивно сложная личность характеризуется лучшим психическим здоровьем;
  2. для когнитивно сложной личности характерно более эффективное поведение в период стресса и борьбы с ним;
  3. она имеет более высокий уровень самооценки;
  4. процесс адаптации к новым внешним условиям для когнитивно сложной личности проходит более успешно и безболезненно.

Таким образом можно сделать вывод о том, что в соответствии с исследованиями когнитивной психологии в области личностного развития человека личность является определенной системой организованных личностных конструктов, которые служат для переработки, восприятия и интерпретации личного опыта человека, получаемого им в течение всей его жизни. Структура личности согласно теории данного подхода, состоит из индивидуальной своеобразной иерархии конструктов, сформированных у каждого человека в соответствии с его жизненным опытом.

Система конструктов в личности человека имеет изменчивый характер и находится в зависимости от особенностей жизнедеятельности человека, его опыта, поведенческих особенностей и социального окружения, что также подтверждает тот факто, что формирование человеческой личности процесс, длящийся на протяжении всей человеческой жизни.

Основным выводом когнитивной теории личности по Джону Келли является мысль о том, что основные процессы личности являются своеобразными каналами в психике человека, в русле которых человек приобретает способность к прогнозированию событий будущего. В соответствии с этим все поведение человека направлено на прогноз событий, которые произойдут с ним в будущем времени.

Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу – ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности.

Келли настоятельно советовал своим коллегам-психологам не смотреть на испытуемых как на пассивные организмы, "реагирующие" на внешние раздражители. Он напоминал им, что испытуемые ведут себя так же, как ученые, делающие вывод на основе прошлого опыта и строящие предположения о будущем. Его собственная теория, очень оригинальная и отличная от основных направлений психологического мышления, преобладающих в то время в Соединенных Штатах, во многом послужила причиной современной волны интереса к изучению того, как люди сознают и перерабатывают информацию о своем мире. Уолтер Мишель, выдающийся когнитивный психолог, отдавал должное заслугам Келли как первооткрывателя когнитивного аспекта личности. "Что меня удивило. это точность, с какой он предвидел направления, в которых психология развивалась в последующие два десятилетия. Фактически, все, о чем Джордж Келли говорил в 1950-е годы, оказалось пророческой предпосылкой психологии 1970-х и. на много лет вперед."

Биографический очерк

Джордж Александер Келли (George Alexander Kelly) родился в фермерской общине около Уичиты, штат Канзас, в 1905 году. Сначала он учился в сельской школе, где была всего одна классная комната. Позже родители отправили его в Уичиту, где в течение четырех лет он учился в четырех средних школах. Родители Келли были очень религиозны, трудолюбивы, не признавали пьянство, игру в карты и танцы. Традиции и дух Среднего Запада глубоко почитались в его семье, а Келли был обожаемым единственным ребенком.

Келли в течение трех лет учился в Университете Френдз, а потом один год в Парк-колледже, где получил степень бакалавра по физике и математике в 1926 году. Сначала он думал сделать карьеру в качестве инженера-механика, но, отчасти под влиянием межуниверситетских дискуссий, обратился к социальным проблемам. Келли вспоминал, что его первый курс по психологии был скучным и неубедительным. Лектор уделял много времени обсуждению теорий научения, но Келли это не заинтересовало.

После колледжа Келли учился в Университете Канзаса, изучая педагогическую социологию и трудовые отношения. Он написал диссертацию, основанную на исследовании способов проведения свободного времени среди рабочих Канзас-сити, и получил степень магистра в 1928 году. Затем он переехал в Миннеаполис, где вел класс по развитию речи для Ассоциации американских банкиров и класс по американизации для будущих граждан Америки. Затем он работал в колледже для подростков в Шелдоне, штат Айова, где встретился со своей будущей женой Глэдис Томпсон, преподавательницей той же школы. Они поженились в 1931 году.

В 1929 году Келли начал вести научную работу в Эдинбургском университете в Шотландии. Там в 1930 году он стал бакалавром в области образования. Под руководством сэра Годфри Томсона, выдающегося статистика и педагога, он написал диссертацию по проблемам прогноза успешности в преподавании. В том же году он возвратился в Соединенные Штаты в Государственный университет Айовы в качестве претендента на докторскую степень по психологии. В 1931 году Келли получил степень доктора. Его диссертация была посвящена изучению общих факторов при расстройствах речи и чтения.

Келли начал свою академическую карьеру как преподаватель физиологической психологии в Форт-Хейском колледже штата Канзас. Затем, в середине Be ликой депрессии, он решил, что ему следует "заниматься чем-то еще, кроме преподавания физиологической психологии" (Kelly, 1969, р. 48). Он стал заниматься клинической психологией, даже не будучи формально подготовленным в области эмоциональных проблем. В течение 13-летнего пребывания в Форт-Хейсе (1931-1943) Келли разработал программу передвижных психологических клиник в Канзасе. Он со своими студентами много разъезжал, оказывая необходимую психологическую помощь в системе государственных школ народного образования. На основе этого опыта родились многочисленные идеи, которые позже были включены в его теоретические формулировки. В этот период Келли отошел от фрейдовского подхода к терапии. Его клинический опыт подсказывал, что люди на Среднем Западе больше страдают от продолжительной засухи, пыльных бурь и экономических трудностей, чем от сил либидо.

Во время второй мировой войны Келли в качестве психолога подразделения морской авиации возглавлял программу по обучению местных гражданских летчиков. Он также работал в авиационном отделении Бюро медицины и морской хирургии, где оставался до 1945 года. В этом году он был назначен помощником профессора в Университет Мэриленда.

После окончания войны возникла значительная потребность в клинических психологах, так как у многих американских военных, возвращавшихся домой, были разнообразные психологические проблемы. Действительно, вторая мировая война была важным фактором, повлиявшим на развитие клинической психологии как составной части науки о здоровье. Келли стал выдающейся фигурой в этой области. В 1946 году он вышел на государственный уровень в психологии, когда стал профессором и директором отдела клинической психологии в Государственном университете Огайо. За 20 лет, проведенных здесь, Келли завершил и опубликовал свою теорию личности. Он также проводил программу клинической психологии для лучших выпускников высших учебных заведений Соединенных Штатов.

В 1965 году Келли начал работать в Университете Брандейс, куда он был приглашен на кафедру наук о поведении. Этот пост (сбывается мечта профессора) дал ему большую свободу для продолжения его собственных научных исследований. Он умер в 1967 году в возрасте 62 лет. До самой смерти Келли составлял книгу из бесчисленных докладов, которые он делал в последнее десятилетие. Исправленный вариант этой работы был опубликован посмертно в 1969 году под редакцией Брендана Мэра (Brendan Maher).

Кроме того, что Келли был выдающимся педагогом, ученым, теоретиком, он занимал ключевые посты в американской психологии. Он был президентом двух подразделений – клинического и консультативного – в Американской психологической ассоциации. Он также активно читал лекции в Соединенных Штатах и за границей. В последние годы жизни Келли уделял большое внимание возможному применению своей теории личностных конструктов в разрешении различных международных проблем.

Самый известный научный труд Келли – двухтомная работа "Психология личностных конструктов" (1955). В ней описываются его теоретические формулировки понятия личности и их клинические приложения. Студентам, желающим познакомиться с другими аспектами работы Келли, рекомендуются следующие книги: "Новые направления в теории личностного конструкта" (Bannister, 1977); "Психология личностного конструкта" (Landfield, Leither, 1989) и "Развитие психологии личностного конструкта" (Neimeyer, 1985).

Когнитивная теория личности

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение.

Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования.

Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат.

Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир – не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:
1) имеет лучшее психическое здоровье;
2) лучше справляется со стрессом;
3) имеет более высокий уровень самооценки:
4) более адаптивна к новым ситуациям.

Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. СПб., Речь, 2000
Kelly, G. A. The psychology of personal constructs: Vol. 1. A theory of personality. London: Routledge.,1991., (Original work published 1955)
Kelly, G. A. The psychology of personal constructs: Vol. 2. Clinical diagnosis and psychotherapy. London: Routledge., 1991., (Original work published 1955)

В когнитивных теориях личности в качестве основного выступало положение о том, что искать объяснение личностным чертам и своеобразию индивидуального поведения следует в особенностях восприятия, понимания и объяснения человеком происходящего. С этой точки зрения принципиальным являлось разведение содержательных и структурных аспектов познавательной сферы (что человек думает и как он думает). Содержательные переменные – это представления (знания, мнения, убеждения) личности о тех или иных элементах своего окружения и собственных состояниях. Структурные переменные – это комплекс правил, которые отвечают за организацию (комбинирование, селектирование, связывание и т. д.) имеющихся представлений.

Отдельные понятия образуют систему понятий. Уровень структурной организации индивидуальной понятийной системы определяется соотношением процессов дифференциации и интеграции, что, в свою очередь, проявляется в конкретном либо абстрактном стилях концептуализации происходящего. Полюс конкретности характеризуется минимальной выраженностью процессов дифференциации и интеграции понятий, абстрактность – их максимальной выраженностью. В зависимости от степени дифференциации и интеграции понятий, выделяются четыре уровня структурной организации понятийной системы, принадлежность к которым предопределяет индивидуальные различия в способах восприятия, понимания и интерпретации происходящего.

Психологическое описание четырех групп лиц в зависимости от уровня структурной организации (концептуальной сложности) их понятийных систем выглядит следующим образом.

I уровень. Минимальные проявления дифференциации и интеграции понятий: изолированность отдельных понятий, жесткие фиксированные правила их комбинации, любой объект интерпретируется одним способом.

II уровень. Некоторый рост дифференциации понятий в сочетании с недостаточной их интеграцией: появляется способность к использованию альтернативных оценок и правил (например, один и тот же объект может оцениваться и положительно, и отрицательно), намечается тенденция связывать и обобщать свои впечатления.

III уровень. Умеренно высокая дифференциация и интеграция понятий: учитывается множество признаков объекта, восприятие становится многоаспектным, поле альтернативных интерпретаций значительно расширяется.

Формируется способность наблюдать свое поведение с разных точек зрения, развивается рефлексия. Много информации обрабатывается до того, как будет принято решение. Характерна открытость новому, в том числе противоречивому опыту. Возникают элементы ориентации на будущее.

IV уровень. Максимально высокая дифференциация и интеграция понятий: способность к соотнесению, связыванию и обобщению самой разнородной информации.

В ходе онтогенетического развития, как отмечают Харви с соавторами, происходит постепенное увеличение абстрактности понятийной системы, что обусловлено ростом количества понятий, их прогрессирующей дифференциацией, увеличением количества альтернативных схем для восприятия одного и того же объекта, формированием множества разнообразных правил сравнения, связывания и самостоятельного порождения новых понятий.

Аналогично обстоят дела с когнитивным стилем когнитивная простота/ когнитивная сложность. Своим теоретическим истоком данный стилевой параметр имеет теорию персональных конструктов Дж. Келли, хотя в его работах проблема когнитивных стилей как таковая не обсуждается. По мнению Келли, человек оценивает и прогнозирует действительность на основе определенным образом организованного субъективного опыта, представленного в виде системы конструктов.

Высокая степень когнитивной сложности индивидуальной конструктивной системы означает, что данный человек создает многомерную модель реальности, выделяя в ней множество взаимосвязанных сторон. Низкая когнитивная сложность, напротив, свидетельствует о том, что понимание и интерпретация происходящего в сознании данного человека осуществляется в упрощенной форме на основе ограниченного набора сведений.

Опять же трудно сказать, когда и почему параметр когнитивной простоты/сложности начал интерпретироваться в качестве стилевой характеристики. По-видимому, предполагалось, что тенденция воспринимать реальность когнитивно простым или когнитивно сложным способом характеризует устойчивые предпочтения данной личности и, следовательно, это стиль.

Что касается отечественных исследований когнитивных стилей, пионерами в этой области психологии выступили И. Н. Козлова (1975), В. А. Колга (1976), Е. Т. Соколова (1976), А. В. Соловьев (1977), М. С. Егорова (1979). Начиная с середины 70-х годов, под руководством И. М. Палея был выполнен ряд диссертационных исследований по данной проблематике. В 1986 г. в г. Таллинне (Эстония) был проведен 1 Всесоюзный семинар по психологии когнитивных стилей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Теория развития способностей в отечественной психологии

Теория развития способностей в отечественной психологии Для того чтобы инициатива ребенка была адекватной, она должна вписываться в контекст той культуры, которая поддерживается взрослыми, и в которой проходит жизнь ребенка. В качестве инструмента анализа культуры

Теория привязанности

Масару Ибука: теория раннего развития ребенка

Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии

Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии Исторически первым в объяснении процессов психического развития ребенка выступил эволюционно-биологический, или натуралистский, подход. К числу его сторонников принадлежат психологи разных

Теория трех ступеней детского развития

Теория трех ступеней детского развития Попытку построить детскую психологию на фундаменте биологии предпринял немецко-австрийский психолог К. Бюлер. Он, как и многие психологи, разделял распространенный взгляд на психическое развитие ребенка как на единый и

3.3. Общая теория психического развития в советской психологии

3.3. Общая теория психического развития в советской психологии Культурно-историческое учение о природе психического Общепризнанной теорией психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике выступило культурно-историческое

I ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

I ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Залкинд был одним из наиболее ревностных пропагандистов лженауки педологии.Созданию этой лженауки и внедрению ее в нашу практику он посвятил около полутора десятка лет своей жизни. За это время он написал ряд книг, брошюр, десятки статей, прочитал на

7.2. Когнитивные стили и свойства личности

7.2. Когнитивные стили и свойства личности Как уже неоднократно отмечалось ранее, пафос стилевого подхода заключался в утверждении возможности объяснения личности за счет анализа особенностей организации ее когнитивной сферы (индивидуально-своеобразных способов

Теория речевой деятельности и интегративная теория речи

Теория привязанностей

Теория привязанностей Привязанность – следствие развития отношений между ребенком и значимым взрослым, который заботится о нем, чаще всего это мать или отец. Природа отношений привязанности формируется в основном за счет сенситивной чувствительности родителя

Читайте также: