Периодизация всемирной истории медицины кратко

Обновлено: 05.07.2024

8. Согласно древнеегипетским верованиям, у человека было несколько душ, важнейшая из которых Ка (божественный двойник человека, олицетворяющий собой жизненную силу) после смерти отделялась от тела и отправлялась в странствия по загробному царству. Обычай бальзамировать трупы способствовал накоплению анатомических знаний, поскольку бальзамирование было сопряжено с извлечением внутренних органов и головного мозга.

10. Слава о целебных свойствах индийских растений распространялась широко за пределами страны. Посредством торговых путей их вывозили в страны средиземноморья
и Средней Азии, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были мускус, сандал, алоэ, благовония.
Медицинская подготовка существовала в школах при храмах и монастырях.
Имелись высшие школы – университеты. Врачеватели древней Индии проводили ампутации, лапаротомию, камнесечение, пластические операции. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 в.

11. Источниками изучения древнеиндийской М. являются данные археологических исследований, а также памятники письменности, среди которых ведущее место занимают веды, особенно Аюрведы. Хирургия почиталась как первая из всех медицинских наук. Древнеиндийские врачи умели производить лапаротомию, трепанацию черепа, ампутации конечностей, мочепузырное камнедробление, очищать и сушить раны. Был известен метод остановки кровотечения наложением лигатур.

12. В Индии существовало большое число лекарственных средств. Растительных лекарственных средств, по источникам того времени, насчитывалось свыше 1000. врач должен был учитывать возраст больного, его физические особенности, условия жизни, привычки, профессию, особенности питания, климата и местности. Необходимо было тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к различным раздражителям, силу мышц, голос, память, пульс.

13. Наиболее распространенная оздоровительная техника в Китае – Ци-Гун.В ней испульзуется ряд упражнений позволяющих укрепить костно-мышечную систему и внутренние органы. Другой вид китайской гимнастики – У-Шу является воинкимискусством. Гимнастика У-Шу направлена на развитие наступательных и защитных способностей организма.

14. В Древнем Китае производилось анатомирование трупов. Основным органом, по представлениям древнекитайских врачей, было сердце. Печень рассматривалась как обиталище души, а желчный пузырь — мужества. В китайских источниках впервые упоминается о замкнутой системе кровообращения.

15. оригинальными методами лечения, составляющими своеобразие китайской М., являлись широко применяемые до настоящего времени иглоукалывание и прижигание. Древнекитайские врачи широко использовали диетотерапию,

16. Общая характеристика Древней Греции .

Знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия.

В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии, в Книдосе и Косе. Из школы на острове Кос вышел знаменитый врач Гиппократ.

По сравнению ней медициной в странах медицинации в меньшей находилась под влиянием религии. Жреческая каста не приобрела здесь господствующего влияния.

В Древней Греции в ряде городов (Афины,Эгина,Самос) имелись общественные врачи для безвозмездного лечения бедных граждан и проведения мер против эпидемий, домашние врачи у знати и богачей. Странствующие врачи —периодевты обслуживали торговцев и ремесленников Светские врачи обслуживали раненых во время войн. Наряду с асклепеионами (помещения, предназначавшиеся для лечения при храмах), продолжали существовать носившие то же название лечебницы и школы врачей не жрецов; имелись и мелкие ятрейи — тип частной лечебницы на дому у врача.

Лечение в асклепейонах при храмах заключалось в значительной степени во внушении: подготавливали больного постом, молитвами, жертвоприношениями, одурманивающими курениями и т. п. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Из лечебных процедур уделялось внимание водолечению и массажу. Но иногда имело место и более активное вмешательство, до хирургических операций включительно. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные щипцы, зубные щипцы, долота, шпа-телиу-зонды и пр.

При раскопках обнаружены также слепки больных органов, приносившиеся больными в храмы иногда как жертвоприношения в ожидании излечения, иногда,как благодарность за излечение. Слепки эти изготовлялись из глины, мрамора, драгоценных металлов, представляя в этом

случае своеобразный вид гонорара жрецам. Одновременно они дают представление как о болезнях, по поводу которых обращались в храмы, так и об уровне анатомических сведений у древних греков.

В медицине Древней Греции имелось два направления: народная и храмовая.
светская
Медицина в Греции издавна носила светский характер: 'Она основывалась на эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призывания богов, заклинаний, магических приемов и т. п.'
Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были искусные народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства целебных трав. Они пользовались глубоким уважением.
Были некоторые представления об анатомических познаниях того времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем не менее медицинская номенклатура 'Иллиады' и 'Одиссеи' составила основу терминологии врачей всей Греции и входит в состав современного анатомического языка.
В поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок.
В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Существовали объяснения возникновения заразных болезний.
18. Медицинские школы: Сицилийская школа; Книдская и Косская школы.

В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии, в Книдосе и Косе. Из школы на острове Кос вышел знаменитый врач Гиппократ.

Создал принцип индивидуализации болезни, он говорил, что нужно лечить больного а не болезнь. Особенно внимание уделял не только внешнему вид больного, но и на его внутреннее состояние. Он отбросил религиозные взгляды. Занимался прогностикой. Обосновал такие принципы, как:

Противоположное лечить противоположным

Приноси пользу, а не вред

Избавляться от болезни следует с помощью природы

Читайте также: