Эффективность норм права кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эффективность права это соотношение между результатами действия правовых норм и теми социальными целями, для достижения которых они были приняты.

Эффективная реализация правовых норм возможна лишь при условии их соответствия требованиям нравственности и закономерностям развития национально-ориентированных регулируемых отношений. Социальная эффективность напрямую зависит от точности выявления и учета факторов, отражающих потребность в правовой регламентации. Для этого необходимо изучить закономерности развития регулируемого отношения, обобщить передовой опыт их нормирования, учесть сложившуюся на сегодняшний день социально-экономическую ситуацию и на этой основе определить четкие и реалистичные цели регулятивного воздействия.

Эффективность различных разновидностей правовых норм проявляется по-разному. Так, чем больше используются предписания управомочивающих норм, тем выше степень их эффективности, а эффективность запрещающих норм, наоборот, тем выше, чем реже применяются они правоприменительными органами.

В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности права:

1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Важно усилить юридическую гарантированность правовых средств;

2) совершенствование правоприменения - учет конкретной обстановки, своеобразия каждой юридической ситуации;

3) повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, процесс укрепления законности и правопорядка.

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Смотреть что такое "Эффективность права" в других словарях:

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина; неотъемлемая принадлежность человека с момента рождения, основное понятие естественного и любого права в общем: права, присущие природе человека, без которых он не может… … Юридическая энциклопедия

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ — (property rights) Права владельца на собственность. К ним обычно относят права на пользование собственностью и права, исключающие пользование ею другими. Права собственности не являются абсолютными: использование активов может подлежать правовому … Экономический словарь

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина; неотъемлемая принадлежность человека с момента рождения, основное понятие естественного и любого права в общем: права, присущие природе человека, без которых он не может… … Энциклопедический словарь экономики и права

Права человека на Украине — Демонстрация в Харькове во время … Википедия

Права человека в Украине — Демонстрация в Харькове во время Оранжевой революции 2004 года Содержание 1 Международные и европейские договоры по правам человека … Википедия

Среда действия права — социальные условия жизнедеятельности людей, под воздействием которых формируется и реализуется право. Эффективность действия права определяется многими слагаемыми состоянием экономики, политическим режимом, качеством законодательства,… … Элементарные начала общей теории права

Челябинский институт экономики и права — Полное название: Негосударственное образовательное учреждение Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина. Сокращенное название: НОУ ЧИЭП им. М.В. Ладошина. Лицензия: А № 001467. Свидетельство о государственной аккредитации: А №… … Википедия

Наука уголовного права — Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением… … Википедия

Принципы уголовного права — Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением… … Википедия

Российский ежегодник теории права (СПбГУ) — Разуваев Н.В., Харитонов Л.А., Черноков А.Э. Российский ежегодник теории права. № 1. 2008 / Под ред. А.В. Полякова. СПб., 2009. – 872 с. Рецензия. Представляется, что максимальную сложность для юридической науки сегодня составляет, как ни… … Википедия


1. Эффективность правовых норм

Эффективность права – одна из узловых теоретико-правовых отраслевых проблем современного правоведения. Эффективность права не является его априорной особенностью, поскольку отраслевые правовые установления могут устаревать или не полностью отражать потребности, цели и задачи правового регулирования общественных отношений. На основании этого проблема эффективности права становится весьма важной, определяя уровень продуктивности созданных правовых норм.

Есть много разных подходов к определению понятия эффективности правовых норм. Одно из них, самое распространенное, следующее: эффективность правовых норм – это отношение между фактическим результатом их действия и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были приняты. Это определение заключается в том, что оно рассматривает эффективность в качестве общенаучного понятия, которое выступает обобщенным выражением проблемы оптимальных способов достижения цели нормативно-правового регулирования общественных отношений.

В существующих определениях понятия эффективности правовых норм не рассматривается вопрос о заключающихся в них правовых и социальных целях, которые не являются тождественными. При этом первые связаны с обеспечением конкретных вариантов поведения субъектов, а вторые – соответствующих изменений в регулируемых сферах общественных отношений. Следовательно, эффективность права – это способность правовых норм обеспечивать при минимальных затратах достижение заложенных в них социально-правовых целей, которые состоят в программируемых позитивных изменениях регулируемых сфер общественных отношений посредством формирования требуемых для этого моделей поведения их участников.

Эффективность правовых норм обусловливается комплексом разнообразных условий, которые связаны с качеством самих норм и социальным механизмом их действия. Качества содержания правовых норм: их социальная ценность, адекватность социальным реалиям и потребностям, уровень юридико-технического изложения содержащихся в них предписаний.

К социальным (внешним) факторам, которые обусловливают эффективность правовых норм, относят:

1) условия, связанные с функционированием политической и правовой системы;

2) макросоциальные условия (состояние общественного сознания, реальные возможности общества, и др.);

3) личностные условия субъектов, реализующих правовые нормы;

4) микросоциальные условия (трудовые коллективы, малые группы и др.).

Одной их наиболее актуальных теоретико-правовых задач в современных условиях становится поиск путей, способов и средств совершенствования правоприменения, повышения его эффективности, поскольку предпринимаемые в данном направлении на практике меры нередко оказываются мало результативными, их осуществление зачастую влечет за собой еще большее рассогласование системы правоприменения, а, в конечном счете, – существенные сбои в работе механизма правового регулирования в целом. Вполне очевидная недостаточность используемых средств и их непригодность для решения реально существующих задач не учитываются субъектами, призванными обеспечивать оптимизацию правоприменения, из неудачного опыта реформирования той или иной сферы не делается необходимых и достаточных выводов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3РАЗДЕЛ 1. ЭФФЕКИВНОСТЬ НОРМ ПРАВА………………………………. 4
1.1. Проблематика изучения эффективности норм права……………………. 4
1.2. Понятие эффективности норм права………………………………………..5
1.3. Критерии и условия эффективности норм права…………………………..7
Выводы к 1 разделу……………………………………………………………….9
РАЗДЕЛ 2. ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВА………..10
2.1. Подходы к пониманию эффективности права…………………………….10
2.2. Факторы эффективности права…………………………………………….15
2.3. Эффективность актов применения норм права…………………………. 16
Выводы к 2 разделу……………………………………………………………. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Эффективность норм права (1).doc

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……………..3РАЗДЕЛ 1. ЭФФЕКИВНОСТЬ НОРМ ПРАВА………………………………. 4

1.1. Проблематика изучения эффективности норм права……………… ……. 4

1.2. Понятие эффективности норм права………………………………………..5

1.3. Критерии и условия эффективности норм права…………………………..7

РАЗДЕЛ 2. ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВА………..10

2.1. Подходы к пониманию эффективности права…………………………… .10

2.2. Факторы эффективности права…………………………………………….15

2.3. Эффективность актов применения норм права…………………………. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….21

С развитием и усложнением общества менялось и право, делая проблему его эффективности все более актуальной. И сколь долго будет существовать постоянно изменяющееся право, столь долго проблема эффективности права будет актуальной.

Эффективность показывает соотношение между поставленной целью и достигнутым результато м. Чем ближе находятся цель и результат, тем выше эффективность данного общественного явления. Эффективность правовых норм зависит от выполнения целого ряда требований, которые называются условиями эффективности норм права. Которые раскрою в данной курсовой работе.

Одной их наиболее актуальных теоретико-правовых задач в современных условиях становится поиск путей, способов и средств совершенствования правоприменения, повышения его эффективности, поскольку предпринимаемые в данном направлении на практике меры нередко оказываются мало результативными, их осуществление зачастую влечет за собой еще большее рассогласование системы правоприменения, а, в конечном счете, – существенные сбои в работе механизма правового регулирования в целом. Вполне очевидная недостаточность используемых средств и их непригодность для решения реально существующих задач не учитываются субъектами, призванными обеспечивать оптимизацию правоприменения, из неудачного опыта реформирования той или иной сферы не делается необходимых и достаточных выводов.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НОРМ ПРАВА

    1. Проблематика изучения эффективности норм права

    1.2. Понятие эффективности норм права

    И.С. Самощенко, В.И. Никитинский, А.Б. Венгеров и целый ряд других авторов выступили против трактовки эффективности как оптимальности средств правового воздействия регулируемым общественным отношениям [5]. Они указали на неразрывную связь понятия эффективности с результативностью, достижением целей правовых предписаний.

    Развернутое обоснование эта позиция получила в монографии В.И. Никитинского. Автор отмечал: «Термин "эффект" употребляется в русском языке в значении результата, следствия чего-нибудь. Отсюда эффективность органически связана с результативностью, действенностью каких-либо мероприятий, правил, систем. Нет сомнения, что право может быть высоко результативным лишь в случае, если оно отвечает определенным требованиям как с точки зрения содержания (научно обоснованно, соответствует объективным закономерностям развития, достигнутому уровню правосознания общества, внутренне согласовано). Так и формы (доходчиво по языку и стилю изложения, стабильно, систематизировано, освобождено от, повторений, противоречий).

    Поэтому следует признать справедливым замечание рецензентов монографии В.И. Никитинского о том, что в ней не проанализировано соотношение целей правовых норм со средствами их достижения[8]. Важно знать, какими средствами достигается поставленная правом цель, на каком социальном фоне, в какой среде функционирует право, какова оценка правовых норм в общественном мнении, в правосознании, как право взаимодействует с социальной структурой.

    Следовательно, эффективность правовых норм выражает отношение между фактически достигнутым, действительным результатом и той социальной целью, для достижения которой были приняты соответствующие правовые нормы. На основании этого, эффективность правовых норм как самостоятельное общественное явление следует понимать только в этом смысле. Определение эффективности правовых норм как соотношения между результатом их действия и поставленной социальной целью характеризует общее содержание рассматриваемого явления. И.С. Самощенко, В.И. Никитинский, А.Б. Венгеров дают однозначное понимание эффективности правовых норм как отношения между фактически достигнутым, действительным результатом их действия и той социальной целью, ради которой они были приняты[9].

    В.И. Никитинский понимал под эффективностью только уже достигнутый результат. Но при таком понимании вообще невозможно было бы прогнозировать эффективность ни в науке, ни в практике; а если эффективность норм права анализировать всегда только после ее издания, то пользы от этого будет не так уж много. Между тем можно и должно анализировать и прогнозировать эффективность правовых норм, которые должны быть приняты в перспективе, а также таких, которые вообще не были и не будут приняты.

    1.3. Классификация целей и уровни эффективности норм права

    Критерием оценки эффективности правовых норм являются их цели[18], для достижения которых была создана норма. Для правильного решения вопроса о целях необходимо исходить из общетеоретических положений о целях. Цель – это категория, обозначающая заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека, общества в целом. Добиваясь осуществления поставленных целей, человек прибегает к выбору необходимых средств.

    В.И. Плохова считает, что степень эффективности правовых норм должна устанавливаться с помощью критериев, под которыми следует понимать определенные измерители полноты достижения его целей[19].

    О достижении поставленной цели позволяют судить определенные показатели. Рассмотрим показатели эффективности правовых норм на примере целей наказания. Целями наказания согласно УК являются: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение преступлений. В свою очередь, предупреждение преступлений проявляется в двух формах. Первой формой является общее предупреждение преступлений, т.е. нормы уголовного закона имеют своей целью недопущение совершения каких бы то ни было преступлений вообще (общая превенция). Второй - специальное предупреждение преступлений, т.е. предупреждение новых преступлений освобождаемых и их исправление (частная превенция).

    Показателем достижения частной превенции служит не совершение нового преступления лицом, освобожденным от наказания. Следовательно, одним из показателей эффективности применения того или иного вида уголовно-правового принуждения служит состояние рецидивной преступности. Снижение рецидива со стороны лиц, подвергшихся определенной мере наказания, при условии хотя бы стабилизации общего состояния преступности, вероятно, тоже можно рассматривать как положительный эффект применения этой меры. Таким образом, ряд ученых поддерживают точку зрения, что единственно реальным показателем эффективности наказания является уровень рецидива после освобождения за достаточный промежуток времени[22] , другие – уровень рецидива во время отбывания наказания и после него вплоть до снятия судимости[23].

    ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ:

    Условия эффективности действия нормы, заключающиеся в высоком уровне правосознания и навыков правового поведения, находятся в тесной взаимосвязи с другими условиями: совершенством закона и совершенством практики его применения. Несовершенный закон вряд ли получит одобрение в общественном правосознании. Низкий уровень общественного правосознания может свести на нет действие самого совершенного закона.

    Следовательно, только соединение всех трех условий воедино обеспечивает высокую эффективность действия правовой нормы.

    Эффективность права – тот реальный эффект, практический результат, который достигается при выполнении намеченных правовых мероприятий. Эффективность является важным показателем, характеризующим роль права в обществе.

    Аспекты (элементы) эффективности:

    1. Фактическая эффективность – соотношение между фактически достигнутым результатом и той целью, для достижения которой были приняты соответствующие нормы.

    Цели правовой нормы являются масштабом оценки их эффективности. Сопоставляя эти цели с реальным результатом действия норм, можно количественно измерить степень фактической эффективности соответствующих правовых мероприятий. В этой плоскости показатель эффективности может иметь не только позитивное значение, но и значение отрицательной эффективности.

    Фактическая эффективность является исходным материалом при определении результативности правового регулирования. Однако эффективность права, как сложно-социального явления, не должна исчерпываться лишь количественными показателями. Для получения полного представления должны быть учтены и другие важные моменты - обоснованность и целесообразность.

    2. Обоснованность и целесообразность - условия действенности и результативности права как регулятора общественных отношений.

    Угол зрения расширяется и в соответствии с этим рассматривается соотношение между конечными целями, лежащими в основе правового мероприятия, и содержанием правовых норм. Особенно касается правотворчества (научная обоснованность правовых норм, их соответствие назревшим потребностям общественного развития, степень учет общественного мнения).

    3. Полезность – фактическая эффективность, уточненная с точки зрения особенности и целесообразности правового регулирования. Здесь берется лишь степень положительности реально достигнутого эффекта. В данной плоскости цель и реальный результат рассматривается с учетом тех положительных задач, которые содержат нормы.

    Такой анализ возможен только после определения фактической эффективности правовых норм. Однако полезность, как степень положительной эффективности правовых норм, является главным показателем, характеризующим активную роль права в жизни общества.

    4. Экономичность – положительная эффективность, рассматривается с учетом количества затраченных в процессе правового регулирования материальных средств, человеческой энергии, времени, то есть реальный эффект правовых мероприятий нельзя рассматривать безотносительно к тем средствам, которые были использованы в процессе правового регулирования. Главное здесь - деловая подготовка кадров, штат госоргана, их техническая оснащенность, профессионализм сотрудников и т.д. На соответствующие правовые мероприятия должны быть направлены соответствующие правовые средства. Особо важно при принятии законов - их экономическая обеспеченность (принимают законы, которые сразу обречены на неисполнение из-за необеспеченности ресурсами и т.п.).

    Реальный показатель эффективности во многом зависит от функций права. Эффективность права в области осуществляемых им охранительной и регулятивно-статической функции выражается главным образом в состоянии правопорядка (предупреждение правонарушений, результативность мер государственно-принудительного воздействия, динамика правоотношений).

    Эффективность права при осуществлении им регулятивно-динамической функции неразрывно связана с результативностью социально-экономических/социально-культурных мероприятий, облекаемых в правовую форму. Количественное измерение эффективности можно получить выраженной в определенных экономических, социальных показателях (правовое обеспечение реформ можно наблюдать по социальным, экономическим изменениям в стране).

    Эффективность во многом определяется общими условиями, в которых может проявляться эффект права. Эффективность права зависит от качественных характеристик:

    · полезность целей, поставленных в нормах права;

    · справедливость правовых норм;

    · оптимальность способов, приемов, методов и типов правового регулирования, использованных в нормах права, средств достижения поставленных целей, закрепленных в процессуальных нормах;

    · правильность выбора санкций, предусмотренных за нарушение правовых норм;

    · доступность правовых норм для населения и понятность изложения норм прав в статье закона;

    · правильность выбора субъектов, которым предписывается реализовывать возникшие правоотношения;

    · степень участия самого государствав реализации права;

    · действенность выбора видов юридической ответственности;

    · конкретный вид и размернаказания.

    Эффективность права зависит и от действительности государственного механизма правового регулирования - от способности правотворческих органов вовремя выявить общественные потребности и правильно закрепить их в нормах права, от силы, то есть наличия средств пропаганды, принуждения, профессиональных навыков исполнительных органов, которые реализуют и охраняют нормы права, от качественных характеристик работы судебной системы. Эффективность зависит от восприимчивости самого общества к регулирующему воздействию норм прав - способности общества воспринимать правовые идеи, соответствие этих идей правилам общественной морали, от экономических, организационных способностей общества реализовывать правовые нормы, от соответствия этих правовых идей основным потребностям и закономерностям общественного развития.

    В настоящее время есть все основания говорить о том, что наиболее слабым звеном в системе правовых факторов эффективности действующего российского законодательства является низкое социально-правовое качество законов, их неадекватность социальным реалиям, неспособность законодательства обеспечить согласование социальных интересов в рамках правообразующего интереса.

    Задача исследования эффективности - в каждом конкретном случае найти причины рассогласования социальных интересов, которое блокируетдействие данного закона, попытаться по возможности выявить формы и механизмы достижения компромисса различных социальных позиций, найти приемлемые правовые компенсации для тех интересов, которые могут оказаться ущемлены в результате применения тех или иных законов. Важно иметь ввиду, что своеобразие переходного периода, когда еще не сформировалось система действующего права и не сложился прочный правопорядок, и старое и новое существует одновременно и конфликтует друг с другом не только в обществе, но и в законодательстве.

    Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

    Действие НПА в пространстве

    Определяется территорией, на которую распространяются его предписания.

    Территория РФ включает в себя (КРФ ст. 67 ч. 1):

    1. Территории ее субъектов,

    2. Внутренние воды РФ- воды, портов РФ, заливов, бухт, губ и лиманов,

    3. Территориальное море РФ- примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона. (Ст. 2 ФЗ от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ")

    4. Воздушное пространство над ними.

    5. Континентальный шельф РФ - включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ (далее - территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

    6. Исключительная экономическая зона РФ- морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами РФ и нормами международного права.

    Существует 2 принципа:

    1. Территориальный принцип – действие НПА в пределах гос. или адм. территориальных границ деятельности правотворческого органа

    Государственная территория – часть земной поверхности в пределах государственных границ, её недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

    В федеративных государствах выделяют:

    федеральные акты – действуют на всей территории

    акты субъектов федерации – действуют на территории субъекта федерации

    2. Экстерриториальный принцип – распространение правовых актов субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции (например: использование законодательства иностранного государства при рассмотрении внешнеторговых сделок).

    Посольства, миссии, их средства транспорта признаются находящимися на территории страны, которой они принадлежат, а не страны, где они реально находятся (=> это фикция).

    Действие НПА по кругу лицДействие НПА по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.

    Общее правило – НПА распространяют свое действие на все лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа.

    Исключения:

    • действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на её гражданза границей

    адресность НПА производна от их содержания и назначения (например: пенсионное законодательство, учителя, военнослужащие…)

    • особенность действия НПА РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

    • им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (например: избирать и быть избранными, служить в армии)

    • представители иностранных государств наделяются правом дипломатическогоиммунитета

    Читайте также: