Периодизация истории русской православной церкви кратко

Обновлено: 06.07.2024

Православие распространилось на русских землях благодаря их соседству с сильнейшим христианским центром – Константинополем. Это начало происходить еще во второй половине 9-го века, однако по-настоящему переломным стал 988 год, в котором Князь Владимир крестился сам и крестил всю Киевскую Русь.

В целом, историю православия на территории Руси можно разделить на 4 основных периода, каждый из которых достоин отдельного рассмотрения.

Крещение и период Византийского влияния

Первыми, в южных землях, просветительской деятельностью занимались Кирилл и Мефодий – знаменитые, возведенные в ранг святых равноапостольные братья. Вслед за этим христианскую веру приняла одна из сильнейших княгинь Киевской Руси – Ольга. После же крещения всего государства князем Владимиром, Русь стала Константинопольской митрополией. Это означало, что митрополитов, в период до нашествия монголов, присылал патриарх Византии.

В 1051 году на должность митрополита был поставлен уже русский человек – Илларион. Он был одним из наиболее образованных людей своего времени, его рукой было написано множество церковных текстов. Через некоторое время Византия восстановила традицию – присылать греческих митрополитов для правления русской церковью. Полную самостоятельность русская церковь получит только ко второй половине 15 века.

За эти 500 лет русские земли пережили множество бед. Этот список включает нашествие татаро-монгольского ига, междоусобные войны князей, сопровождающиеся борьбой за власть, нападения и политические интриги ближайших соседей. При всем этом церковь оставалась оплотом единства русских народов.

Отдельную роль играла просветительская роль церкви. С момента крещения Руси было построено множество храмов, в том числе и знаменитая Киево-Печерская лавра, которая стала оплотом, началом русского монашества. Афонское монашество с его благочестивыми традициями и целями в Киев привез Антоний Печерский, в честь которого лавра и была названа. Церкви и храмы были не только религиозными, но и образовательными центрами. Именно там писались летописи, по которым современные поколения изучают свою тысячелетнюю историю.

Под крылом выдающихся священнослужителей выросли такие знаменитые личности, как Дмитрий Донской, начавший освобождение родины от татаро-монголов на Куликовом поле, Андрей Рублев – один из самых талантливых иконописцев всех времен и многие другие.

Автокефалия

В эти годы активно росло могущество Руси, ее монархи становились все более влиятельными в мире. Вместе с этим силу набирала и автокефальная русская церковь. К 1589 году было подписано разрешение о создании русского Патриархата, а впервые эту должность занял московский митрополит Иов.

После исчезновения угрозы от интервентов, русская православная церковь занималась внутренними делами. Патриарх Никон правил выполнение обрядов, исправлял богослужебные книги и другие вспомогательные материалы для священников. Решения этого реформатора, а особенно их внедрение, не были продуманы до конца, поэтому некоторые из них привели к конфликту внутри Церкви, известному теперь как раскол старообрядчества.

Синодальный период русской церкви

18 век для Руси начался с правления Петра 1 и воплощения в жизнь его идей и реформ. Изменения в политике государства коснулись и православной Церкви. После кончины патриарха Адриана, случившейся в 1700 году, монарх задержал на 20 лет выборы нового главы Церкви. В итоге, в 1721 Петром был учрежден Святейший Синод, который включал в себя высших церковных управленцев того времени.

Синод оставался главным органом правления русской Церкви на протяжении 200 лет. Назначение в него можно было получить по протекции Императора или через светских чиновников – обер-прокуроров. Это превратило Церковь не в свободный духовный центр народа, а в чиновничий аппарат, что неблагоприятно сказалось на русском православии в целом.

Однако в годы правления Синода, а это с 1721 по 1917, были и положительны моменты в развитии Церкви. В этот период основной целью для духовного просвещения были выбраны окраины страны. Кроме этого, 19 век стал для православия кладезем ярких личностей, образцов святости. Среди громких имен можно перечислить московских митрополитов Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, а также старцев Оптиной и Глинской пустынь.

Советский период и новое Патриаршество

В 1917 году для русского православия наступило новое, сложное время. После февральской революции был созван всесоюзный церковный собор, основным решением которого был возврат к патриаршему способу управления церковью. Тогда же во главу Церкви был поставлен митрополит Тихон, ставший первым патриархом после длительного перерыва.

С 17 года 20 века быть религиозным деятелем было не просто – для советской власти такие люди были идеологическими противниками. Их буквально преследовали и репрессировали, доходило вплоть до массовых расстрелов и ссылок. Патриарх был арестован, после отказа предоставить властям священные ценности церкви. Так советами было образовано новое церковное течение, полностью солидарное с принципами коммунизма. Оно, однако, было не принято обществом.

После смерти Тихона, после долгой борьбы за власть, с подачи светской власти, к правлению пришел патриарх Сергий. Условия, которые ему пришлось принять, вызвали отторжение множества религиозных деятелей того времени.

Вторая мировая война изменила ситуацию. К ее началу русская Церковь была практически полностью уничтожена как физически, так и морально, однако необходимость поддержки народа понимали как церковные, так и светские власти. Это стало причиной потепления их отношений – солдатам нужна была помощь и поддержка на фронте, которую могли и хотели оказать православные священники. В этот период начали снова открываться храмы и проводиться службы, священнослужителей доставляли на линию противостояния с фашистами для поддержания духа, веры в победу.

Современная церковь началась с празднования 1000-летия с момента крещения Руси в 1988 году. Эта великая дата с новой силой обратила внимание на православную веру, заставило разрушающуюся к тому времени советскую власть начать диалог с Церковью, признать ее громадную роль в нравственном и политическом становлении русского государства.

Этот сложнейший период восстановления храмов и монастырей, реконструкции веры в душах людей, пришелся на правление патриарха Алексия. Как сложится в дальнейшем история православной веры, зависит как от русского народа в целом, так и от каждого русского человека в частности.

Отдел образования и просвещения Новосибирской епархии

Периодизация по архиепископу Филарету

Периодизация по митрополиту Макарию

Периодизация по Е.Е.Голубинскому

При всем разнообразии подходов к периодизации истории Русской Церкви у всех вышеназванных историков можно найти и точки соприкосновения. При большой разнице в методологии исторического исследования все они оставили по себе славу как первооткрыватели неведомых до них источников и собиратели огромнейшего церковноисторического материала. Они нередко по-разному писали об одних и тех же событиях, но теперь мы видим, как труды их дополняли друг друга.
Последующие труженики на ниве церковно-исторической науки пользовались вышеуказанными примерами периодизации истории Русской Православной Церкви, иногда немного видоизменяя или детализируя схемы своих великих предшественников.
Любая периодизация всегда в той или иной степени условна. Поэтому, обозревая историю Русской Церкви, можно рассматривать важнейшие вехи в истории церковной жизни на Руси.

988 год — Крещение Руси

1448 год — автокефалия Русской Православной Церкви

До 1448 года Русская Церковь продолжала оставаться митрополией Церкви Константинопольской. Быстро росло число церквей, епархий, монастырей. Русская Церковь старалась мирить князей, ослаблявших землю Русскую в междоусобных бранях. Иногда случалось так, что митрополиты Киевские поставлялись из русских архиереев (митрополит Иларион, митрополит Климент Смолятич).
Флорентийская уния 1439 года вызвала недоверие к высшему церковному руководству Константинополя со стороны русских. Принявшего унию митрополита Исидора, как предателя, сначала заточили, а потом изгнали. В 1448 году русскими архипастырями был избран и поставлен на Московскую митрополию святитель Иона (†1461). Принято считать, что с этого началась автокефалия (то есть самовозглавление) Русской Православной Церкви. Падение Константинополя в 1453 году еще более ослабило Константинопольский Патриархат.

1589 год — учреждение Патриаршества на Руси

В 1589 году на Руси было учреждено Патриаршество. Русскую Церковь стал возглавлять уже не митрополит Московский, а Патриарх Московский и всея Руси. Первым Патриархом Московским был избран святитель Иов (†1605). Избрание Патриарха имело огромное значение в преддверии начинающейся великой Смуты. Для спасения России определяющее значение имел исповеднический и мученический подвиг Святейшего Патриарха Ермогена (†1612). Завершился этот первый в истории России патриарший период кончиной в 1700 году десятого по счету Патриарха Адриана.

1721 год — учреждение Святейшего Синода

1917 год — восстановление Патриаршества на Руси

Всероссийский Поместный Собор, начавшийся в августе 1917 года, восстановил Патриаршество на Руси. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы на этом Соборе на патриарший престол был избран митрополит Московский Тихон. После его кончины (†1925) новый Патриарх не мог быть избран, так как в это время продолжались жестокие гонения на Церковь. Заместителем одного из трех определенных Патриархом Тихоном Местоблюстителей стал митрополит Сергий. В 1943 году он был возведен в сан Патриарха Московского и всея Руси. С 1945 по 1970 год Русскую Православную Церковь возглавлял Святейший Патриарх Алексий I, а с 1971 года по 1990 год — Святейший Патриарх Пимен.

1988 год — празднование 1000-летия Крещения Руси

В 1988 году Русская Православная Церковь торжественно праздновала 1000-летие Крещения Руси. Это празднование оказалось новой знаменательной вехой в отечественной церковной истории. С этого времени стала заметно меняться церковнообщественная жизнь в России: стали созидаться храмы, восстанавливаться монастыри, открываться духовные школы, воскресные школы, церковные библиотеки, появляться церковные газеты и журналы, издаваться в достаточном количестве церковные книги.
10 июня 1990 года на Поместном Соборе на патриарший престол был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
После празднования 1000-летия Крещения Руси наступил период возрождения Православия в России. Это благодатное и очень ответственное время. Теперь православные христиане России могут заниматься миссионерской, образовательной и благотворительной деятельностью. Но этот дар Божий, полученный благодаря жертвенному подвигу новомучеников и исповедников Русской Церкви, мы рискуем растерять в борьбе между собой, когда церковное единство приносим в жертву разделениям и расколам.

2000-летие Рождества Христова

Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой - Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа - крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.

Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.

С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом - не говоря об их чисто духовной роли - в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.

В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие - величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, - не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси - залога будущей победы над поработителями.

Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.

Автокефалия Русской Церкви

Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов.
Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов.
Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.

В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем - исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, - раскол старообрядчества.

Синодальный период

Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом светские государственные чиновники - обер-прокуроры. Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии Русской Церкви.

В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны.

XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.

Восстановление Патриаршества. Советские гонения

В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции - в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).

Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: "Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения - кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов - смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга. Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!"

Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.

В мае 1922 г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. "обновленческий раскол", провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне 1924 г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.

Еще до своего ареста Патриарх Тихон подчинил все зарубежные русские приходы митрополиту Евлогию (Георгиевскому) и объявил недействительными решения т.н. "Карловацкого Собора", создавшего собственное Церковное Управление. Непризнание этого Указа Патриарха положило начало самостоятельной "Русской Православной Церкви зарубежом" (РПЦЗ).

После смерти Патриарха Тихона развернулась сложная, направляемая властью, борьба за иерархическое руководство Церковью. В конечном счете во главе церковного управления встал митрополит Сергий (Страгородский). Обязательства перед властью, которые он был вынужден при этом принять, вызвали протест некоторой части духовенства и народа, ушедших в т.н. "правый раскол" и создавших "катакомбную церковь".

К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества - она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.

Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в "патриотическом единении", был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

На Соборе епископов 1943 г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе 1945 г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. "катакомбной церкви" по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.

С этого исторического момента начался короткий период "потепления" в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

В 1948 в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению "борьбы за мир и разоружение".

Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой "хрущевской оттепели", когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В "брежневский" период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как "граждане второго сорта".

Современная история

Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало положительный импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации.

Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.

Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Первая глава истории христианской Церкви должна быть об Иисусе Христе, т.е. её Основателе. С этой точкой зрения согласны не все историки церкви. Они относят этот период к библейской истории, основанной на изучении Библии, которая для верующих является боговдохновенной книгой, а не источником по истории Церкви. Тем более, что христианская Церковь, как институт, возникла только во II-ом веке.

2. Средневековый период - от серединыXI в. до падения на Востоке Константинополя в 1453 г., а на Западе- до выступления Лютера (1516 г.).

3. Новый период начинается — на Востоке с 1453 г., а на Западе с 1517 г. и продолжается до наших дней.

Периодизация Русской Православной Церкви

Традиционное деление истории РПЦ:

2. Московский период до разделения Русской митрополии (1237-1469)

3. Московский период до учреждения патриаршества (1469-1587)

4.История русской юго-западной Церкви от года разделения 1469 до Брестской унии 1596 (1469-1596).

5. Патриарший период (1589-1700) и параллельно Киевская митрополия за то же время.

6.Синодальный период (1700-1917)7. Послереволюционный период (1917-1941)

7. Военный и послевоенный периоды (1941 - 1991)

8.Постсоветская эпоха (1991 - )

Некоторые уточнения в хронологию вносит А.В.Карташев:1.Киевский, или домонголький период (нач. в 988)2.Киево-Владимиро-Московский период (1037-1469)далее - так же.

По датам:988 (989) – Крещение Руси кн. Владимиром Святым;1237 – Начало монгольского завоевания Руси;1469 – разделение единой русской митрополии на Московскую и Южную;1588 – учреждение Патриаршества (первый патриарх Иов);1700 – Петр Iупразднил Патриаршество (последний патриарх Адриан) и учредил Святейший Синод;1917 – Революция в Российской Империи. Тотальная смена отношения к религии и Церкви;1941 – Начало ВОВ, Церковь снова приобретает вес, начинается некоторое сотрудничество с правительством;1991 – Распад СССР. Церковь становится все сильнее и авторитетнее. Первый патриарх в новой России Алексий II

Читайте также: