Периодизация истории церкви кратко

Обновлено: 07.07.2024

Первая глава истории христианской Церкви должна быть об Иисусе Христе, т.е. её Основателе. С этой точкой зрения согласны не все историки церкви. Они относят этот период к библейской истории, основанной на изучении Библии, которая для верующих является боговдохновенной книгой, а не источником по истории Церкви. Тем более, что христианская Церковь, как институт, возникла только во II-ом веке.

2. Средневековый период - от серединыXI в. до падения на Востоке Константинополя в 1453 г., а на Западе- до выступления Лютера (1516 г.).

3. Новый период начинается — на Востоке с 1453 г., а на Западе с 1517 г. и продолжается до наших дней.

Периодизация Русской Православной Церкви

Традиционное деление истории РПЦ:

2. Московский период до разделения Русской митрополии (1237-1469)

3. Московский период до учреждения патриаршества (1469-1587)

4.История русской юго-западной Церкви от года разделения 1469 до Брестской унии 1596 (1469-1596).

5. Патриарший период (1589-1700) и параллельно Киевская митрополия за то же время.

6.Синодальный период (1700-1917)7. Послереволюционный период (1917-1941)

7. Военный и послевоенный периоды (1941 - 1991)

8.Постсоветская эпоха (1991 - )

Некоторые уточнения в хронологию вносит А.В.Карташев:1.Киевский, или домонголький период (нач. в 988)2.Киево-Владимиро-Московский период (1037-1469)далее - так же.

По датам:988 (989) – Крещение Руси кн. Владимиром Святым;1237 – Начало монгольского завоевания Руси;1469 – разделение единой русской митрополии на Московскую и Южную;1588 – учреждение Патриаршества (первый патриарх Иов);1700 – Петр Iупразднил Патриаршество (последний патриарх Адриан) и учредил Святейший Синод;1917 – Революция в Российской Империи. Тотальная смена отношения к религии и Церкви;1941 – Начало ВОВ, Церковь снова приобретает вес, начинается некоторое сотрудничество с правительством;1991 – Распад СССР. Церковь становится все сильнее и авторитетнее. Первый патриарх в новой России Алексий II

Отдел образования и просвещения Новосибирской епархии

Периодизация по архиепископу Филарету

Периодизация по митрополиту Макарию

Периодизация по Е.Е.Голубинскому

При всем разнообразии подходов к периодизации истории Русской Церкви у всех вышеназванных историков можно найти и точки соприкосновения. При большой разнице в методологии исторического исследования все они оставили по себе славу как первооткрыватели неведомых до них источников и собиратели огромнейшего церковноисторического материала. Они нередко по-разному писали об одних и тех же событиях, но теперь мы видим, как труды их дополняли друг друга.
Последующие труженики на ниве церковно-исторической науки пользовались вышеуказанными примерами периодизации истории Русской Православной Церкви, иногда немного видоизменяя или детализируя схемы своих великих предшественников.
Любая периодизация всегда в той или иной степени условна. Поэтому, обозревая историю Русской Церкви, можно рассматривать важнейшие вехи в истории церковной жизни на Руси.

988 год — Крещение Руси

1448 год — автокефалия Русской Православной Церкви

До 1448 года Русская Церковь продолжала оставаться митрополией Церкви Константинопольской. Быстро росло число церквей, епархий, монастырей. Русская Церковь старалась мирить князей, ослаблявших землю Русскую в междоусобных бранях. Иногда случалось так, что митрополиты Киевские поставлялись из русских архиереев (митрополит Иларион, митрополит Климент Смолятич).
Флорентийская уния 1439 года вызвала недоверие к высшему церковному руководству Константинополя со стороны русских. Принявшего унию митрополита Исидора, как предателя, сначала заточили, а потом изгнали. В 1448 году русскими архипастырями был избран и поставлен на Московскую митрополию святитель Иона (†1461). Принято считать, что с этого началась автокефалия (то есть самовозглавление) Русской Православной Церкви. Падение Константинополя в 1453 году еще более ослабило Константинопольский Патриархат.

1589 год — учреждение Патриаршества на Руси

В 1589 году на Руси было учреждено Патриаршество. Русскую Церковь стал возглавлять уже не митрополит Московский, а Патриарх Московский и всея Руси. Первым Патриархом Московским был избран святитель Иов (†1605). Избрание Патриарха имело огромное значение в преддверии начинающейся великой Смуты. Для спасения России определяющее значение имел исповеднический и мученический подвиг Святейшего Патриарха Ермогена (†1612). Завершился этот первый в истории России патриарший период кончиной в 1700 году десятого по счету Патриарха Адриана.

1721 год — учреждение Святейшего Синода

1917 год — восстановление Патриаршества на Руси

Всероссийский Поместный Собор, начавшийся в августе 1917 года, восстановил Патриаршество на Руси. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы на этом Соборе на патриарший престол был избран митрополит Московский Тихон. После его кончины (†1925) новый Патриарх не мог быть избран, так как в это время продолжались жестокие гонения на Церковь. Заместителем одного из трех определенных Патриархом Тихоном Местоблюстителей стал митрополит Сергий. В 1943 году он был возведен в сан Патриарха Московского и всея Руси. С 1945 по 1970 год Русскую Православную Церковь возглавлял Святейший Патриарх Алексий I, а с 1971 года по 1990 год — Святейший Патриарх Пимен.

1988 год — празднование 1000-летия Крещения Руси

В 1988 году Русская Православная Церковь торжественно праздновала 1000-летие Крещения Руси. Это празднование оказалось новой знаменательной вехой в отечественной церковной истории. С этого времени стала заметно меняться церковнообщественная жизнь в России: стали созидаться храмы, восстанавливаться монастыри, открываться духовные школы, воскресные школы, церковные библиотеки, появляться церковные газеты и журналы, издаваться в достаточном количестве церковные книги.
10 июня 1990 года на Поместном Соборе на патриарший престол был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
После празднования 1000-летия Крещения Руси наступил период возрождения Православия в России. Это благодатное и очень ответственное время. Теперь православные христиане России могут заниматься миссионерской, образовательной и благотворительной деятельностью. Но этот дар Божий, полученный благодаря жертвенному подвигу новомучеников и исповедников Русской Церкви, мы рискуем растерять в борьбе между собой, когда церковное единство приносим в жертву разделениям и расколам.

2000-летие Рождества Христова

В статье рассматривается вопрос о периодизации истории Русской Церкви. Прежде всего, показываются подходы к решению этого вопроса историков Церкви, начиная от митрополита Платона (Левшина) и до современных исследователей. К числу рассмотренных концепций деления русской церковной истории относятся труды как известных, так и малоизвестных историков: митрополита Платона (Левшина), А.Н. Муравьева, святителя Филарета (Гумилевского), П.В. Знаменского, П. И. Малицкого, А.П. Доброклонского, Е.Е. Голубинского, протоиерея Алексия Лаврова, священника Сергия Мансурова, Е. Сумарокова, диакона Владимира Русака, И.К. Смолича, А.В. Карташева, Н.Д. Тальберга, В.И. Петрушко, протоиерея В. Цыпина. Автор показывает, какие факторы легли в основу той или иной периодизации и в чем, на его взгляд, заключаются их сильные или слабые стороны. К некоторым концепциям автор высказывает свои замечания, комментарии и т.д.

23b17b.jpg

Митр. Платон (Левшин)

filaret1.jpg

Свт. Филарет (Гумилевский)

znam.jpg

Проф. П.В. Знаменский
Фото нач. XX в.

88b5a6.jpg

Митр. Макарий (Булгаков)

51787.jpg

Проф. Е.Е. Голубинский

В ХХ в. были высказаны две совершенно новые концепции периодизации истории Русской Церкви. Священник Сергий Мансуров предложил схему истории Древней Церкви, переходящую в русскую историю. Она изложена по векам, каждый из которых представлен тремя поколениями святых угодников Божиих. Таким образом, главная идея новой концепции: история Церкви – это история святости, история святых – это нетленная канва Православной Церкви. Приводя перечень святых современников по поколениям, автор вводит также такие пункты, как регион подвигов данных святых, и затем в третьем пункте указывает источники для изучения трудов и подвигов данного поколения святых: жития, творения святых отцов и др. [35] Другой подход высказал И. К. Смолич, он предложил за основу периодизации Русской Церкви взять принцип взаимоотношения государственной власти и церковной, отмечая довлеющее влияние первой на Церковь. Но, высказывая новую концепцию, автор, однако, не предложил никаких конкретных хронологических схем [36]. Следует отметить, что идеи названных ученых не получили развития в историографии.

ND Talberg.jpg

Н.Д. Тальберг

2567401.jpg

В.И. Петрушко

d2019.jpg

Прот. Владислав (Цыпин)

Подведем итоги рассмотрения историографического материала. Почти все рассмотренные периодизации были созданы отечественными историками в XIX в., т.е. во время Синодального периода и поэтому, вполне понятно, современный период они не знают. Предлагаемые митрополитом Макарием и Е.Е. Голубинским, в отличие от святителя Филарета, отличаются четкостью и единообразием дефиниций периодов, но предлагаемые ими даты периодов небесспорны. Историческая схема архиепископа Филарета оказалась наиболее востребованной в науке, ей следовали последующие авторы, беря ее за основу, модифицируя и корректируя [52]. Но и в данном случае, при некотором единообразии, мы видим в исследованиях разнобой и в датах, и в наименованиях периодов. В целом, можно говорить, что на сегодня в науке нет единой устоявшейся схемы-периодизации с четко обоснованными датировкой и дефиницией исторических периодов.


Источник: Вестник ЕПДС. – Екатеринбург, 2015. – Вып. 4 (12). С. 13-30.


Примечания:

[1] По историографии отечественной церковной науки см.: Пушкарев С. Историография Русской Православной Церкви // ЖМП. 1998. №5. С. 67-79; №6. С. 46-66; Мельков А. Развитие церковно-исторической науки в России до начала ХХ века // ЖМП. 2003. №2. С. 70-75.

[2] Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Б. м., 1992. С. 68.

[3] Платон (Левшин), митр. Краткая российская церковная история. – Сергиев Посад, 2010. С. 361-362.

[4] Муравьев А.Н. История Российской Церкви. – М., 2002. С. 460.

[5] Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви в пяти периодах. – М., 2001. С. 10.

[7] Позднее об этом критически говорил историк Е.Е. Голубинский (Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. – М., 1997. Т. 2. Ч. 1. С. VI).

[8] Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. С. 300.

[9] См.: Знаменский П. Руководство к русской церковной истории. – Изд. 5-е. – Казань, 1888. См. также: Он же. Руководство к русской церковной истории. – Мн., 2005.

[10] Соловьев И. Проф. П.В. Знаменский как историк Русской Церкви // Знаменский П.В. История Русской Церкви (учебное руководство). Paris; М., 1996. С. 10.

[11] Знаменский П.В. История Русской Церкви (уч. рук-во). – Париж; М., 1996. С. 19. См. также: Знаменский П.В. История Русской Церкви (уч. рук-во). – Изд. 9-е. – Париж; М., 2000. С. 17.

[12] Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. – Изд. 4-е. – М., 2000. С. 17.

[14] Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. С. 17-18.

[15] Там же. С. 18.

[16] Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М., 2009. С. 10. За свой труд он получил премию митрополита Макария (Булгакова).

[17] Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии… С. 73-74.

[19] Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. – СПб., 1877. Стб. 2

[20] Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. – М., 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 11.

[21] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1: Период первый, Киевский или домонгольский. – М., 1997. Первая половина тома. С. XXI. Как видим, наименование тома дополнительно характеризует позицию историка в вопросе дефиниций периодов.

[22] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 1. С. XXII.

[24] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. – М., 1997. Т. 2. Ч. 1. С. VI.

[26] Голубинский Е Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. С. VII.

[28] Добронравин К., свящ. Очерк истории Русской Церкви от начала христианства в России до настоящего времени (1860). – СПб., 1863. С. I.

[29] Там же. С. 7.

[30] Там же. С. 54.

[31] Там же. С. 108.

[32] Там же. С. 191.

[33] Лавров А., прот. Очерк истории Русской Церкви. Изд. 3. – М., 1880. С. 5-6.

[34] Там же. С. 6. Прим 1.

[35] Мансуров С. свящ. Очерки из истории Церкви // Богословские труды. – М., 1971. Сб. 6. С. 92-100; Он же. Очерки из истории Церкви. – М., 1994. С. 37-56.

[36] Смолич И. К вопросу периодизации истории Русской Церкви / Перев. с нем. архим. Макария (Веретенникова) // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. – М., 1998. №3(17). С. 159-174.

[37] Сумароков Е. Лекции по истории Русской Церкви. – Харбин, 1944. Т. 1. С. 15.

[38] Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. – Париж, 1958. Т. 1. С. 139.

[39] Там же. С. 140.

[40] См.: Тальберг Н.Д. История Русской Церкви. – М., 1997.

[41] Степанов (Русак) Владимир, диак. Свидетельство обвинения. – М., 1993. Т. 1-3.

[42] Русак В., диак. История Русской Церкви. Со времени основания до наших дней. – Джорданвиль, 1993. С. 6.

[44] В 2012 году вышло третье издание данной книги.

[45] Никон (Лысенко), архим. Очерки по истории Церкви Древней Руси. Кн. 1. – Ростов-на-Дону, 2009; Он же. Очерки по истории Церкви средневековой Руси. Второй период истории Русской Церкви (1240-1448). – Ростов-на-Дону, 2011.

[46] Никон (Лысенко), архим. Очерки по истории Церкви Древней Руси. Кн. 1. С. 22-46.

[47] Там же. С. 114.

[49] Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. – М., 1996. Ч. 1. С. 799; – М., 1997. Ч. 2. С. 799.

[50] Живая жизнь // Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1917. № 10–12. С. 426.

[52] См.: Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии… С. 71.

[54] В данной схеме не указана Западно-Русская митрополия, т.е. Литовская. Она существовала отдельно от Московской, имела свой исторический ряд митрополитов и поэтому ее изучение может быть параллельно предложенной нами схеме. Период Западно-Русской митрополии может охватывать время 1458/59–1685 гг. За основу первой даты могут быть взяты поставление в Риме Григория, ученика митрополита-кардинала Исидора, в митрополиты Западно-Русской митрополии в 1458 году, или же 1459 год, когда Собор епископов в Москве засвидетельствовал свое единство со святителем Ионой, что одновременно явилось констатацией совершившегося разделения Русской Церкви в результате вторжения Римского папы на ее каноническую территорию. Верхней датой является поставление в Москве патриархом Иоакимом (1674-1690) Киевского митрополита Гедеона.

История христианства

Религия, создавшая цивилизацию Европы, определившая культурное своеобразие России, своего рода вершина, когда о человеке, его спасении сказано уже все возможное. Таково христианство – мировая религия, первая среди других по числу последователей. В статье очень кратко и популярно изложена вся история христианства от зарождения до наших дней.

Где, когда и почему возникло христианство

Знаменательно: христианство появилось именно тогда, когда еврейское государство, потерявшее независимость, стало частью Римской империи. Охватывавшая почти весь тогдашний цивилизованный мир, она стала той средой, где учение, возникшее в Иудее, стало мировым.

А к концу Апостольского века с христианство вышло на сопредельные империи территории, где жили славяне, скифы, готы…

Время начала существования христианской церкви приблизительно возводят к 33 г. по Рождестве Иисуса Христа, когда по Воскресении, Вознесении Спасителя община Его учеников получила дар Святого Духа, пребывающего в ней до наших дней.

Появление христианства завершает долгий духовный путь не только еврейского народа, но всего человечества, начавшийся по грехопадении Адама, изгнании из Рая, когда человек потерял связь со своим Создателем. Но говорит Господь словами пророка Исайи:

Исполняя это обещание, Господь приходит на землю, дабы спасти каждого, кто готов довериться Ему. Мир ждал – но лишь евреи, знавшие обетование о Спасителе, данное Богом первым людям еще по изгнании из Рая, знали, чего именно. Вернее сказать, Кого.

Адам и Ева Гюстав Доре

Изгнание Адама и Евы из рая, Гюстав Доре

Основатель

Слова пророков начали исполняться:

Впрочем, на все эти подробности сбывшихся пророчеств обратили внимание много позднее. Совершившееся событие далеко не сразу было осознано: ожидавшие великого правителя царского достоинства, люди не могли подумать, что:

Распятие и Воскресение

Случившееся дальше было не только неожиданно, но — непонятно. На третий день Тело Христово не нашли в запечатанной пещере, служившей Ему гробом. А потом многие видели Его учеников — некогда боязливых, ныне — смелых проповедников, еще недавно печальных, унылых — теперь же несущим странную, небывалую весть: Христос воскрес! Эти слова стали знаменем юной Церкви, ее, может быть, первым Символом Веры. Ими, как говорят, приветствовала самого Римского императора св. Мария Магдалина, первой лично видевшая Воскресшего.

И все же даже после чуда Воскресения Спасителя, признания Его Божественности, даже перед самым Вознесением Господа на небо, Его все еще спрашивают:

Основные этапы развития

В истории Церкви обычно выделяют:

  • ранний период; здесь выделяют так называемый Апостольский век, когда еще пребывали на этой земле ученики Христовы; затем начинается этап гонений от Римских властей; он заканчивается в первые годы IVв. с прекращением преследования верующих при Константине Великом;
  • эпоху роста, распространения Церкви; христианскими становится множество стран; это время часто именуют также эпохой Вселенских Соборов; она длится до конца IXв.; это годы, когда христианами становится множество людей, не переживших гонения, нее знавших опыта мученичества, исповедничества, но при этом пытливо желавших уразуметь тайны веры, познаваемые лишь опытно; первым из догматов, установленных Церковью стало утверждение о Единосущии Отца и Сына Божия, последним — об иконопочитании (787 г.)
  • новая эпоха начинается после раскола единой Церкви с 1054 г. на Западную и Восточную; с этого момента каждая из ветвей некогда единой Церкви идет своим путем.


Второй Вселенский собор. Дионисий. Ферапонтов монастырь, собор Рождества Богородицы

Раннее христианство

  • новая религия, начавшись как, по сути, ветвь иудаизма, становится достоянием не одних евреев;
  • создаются Евангелия — тексты, содержащие основы веры;
  • Церковь проходит испытание гонениями; из них она выходит победителем, с IVв. христианство окончательно становится мировой религией, распространяясь даже за пределы Римской империи.

Роль апостолов

И вот однажды во время молитвы первоверховному Апостолу, Петру, было видение: некое полотно, наполненное нечистыми по Закону Моисея животными, птицами, даже гадами. И глас:

Видение повторилось трижды. А когда Апостол пришел в себя – услышал, как в двери дома, где он жил, гостя у друга, стучат неизвестные люди из язычников, ища Петра. Ибо по прямому Божию повелению, данному чрез Ангела благочестивому сотнику одного из Римских легионов, Корнилию, Петру надлежало идти с проповедью в его дом. Так Петр стал первым, кто проповедовал Христа среди язычников.

История христианства, Апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел. Сохранившийся фрагмент фрески монастыря Ватопед. Конец XII в. Афон, Греция

Среди других Апостолов, чья деятельность, писания принесли величайшую пользу Церкви:

Все Апостолы кроме св. Иоанна Богослова приняли мученическую кончину, погибнув от рук язычников.

Андрей Первозванный

Апостол Андрей Первозванный, икона XVI века.

Ликует Рим в языческом веселье.

Заполнены трибуны неспроста.

Служителей распятого Христа.

Патриции, изяществом блистая,

Не тыкали в страдающих перстами,

Достойно опускали пальцы вниз…

И вновь ведут на новые мученья

Того, кто стар и кто кричаще юн.

И всех, приговорённых на съеденье,

По одному бросают ко зверью.

Но тихий отрок, сам идя на муки,

Перекрестился, слыша грозный рык,

Прижал к груди крестообразно руки,

На небо поднял просветлённый лик.

И царь зверей, подняв завесу пыли,

Раскинулся, рыча, у детских ног.

И точно гром, трибуны возгласили:

– Велик и славен христианский Бог.

Игнатий Богоносец

Священномученик Игнатий Богоносец

Ныне на богослужениях среди множества угодников Божиих воспевают:

    , блестящего воина, во всеуслышание объявившего себя христианином, вынесшего нечеловеческие мучения;
  • вмч. Пантелеймона, милосердного юношу-врача, исцелившего сотни, если не тысячи людей, принявшего смерть за веру;
  • мчч. Киприана и Иустину – первый был языческим волхвом, но, пораженный силой веры девицы Иустины, которую пытался околдовать, совершенно изменился, принял Крещение, позже – был убит за Господа, как и сама Иустина;
  • сотни других оставшихся неизвестными людям христиан, бестрепетно шедших на страдания ради любимого ими Господа.

Лактанций, один из ранних христианских писателей IV в., выделяет 10 периодов гонений на Церковь. Первое начал с 64 г. император Нерон. Последнее приходится на правление Диоклетиана, затем – Галерия. Это преследование верных продолжалось 10 лет, с 303 по 313 г., после чего великая империя признала бессмысленность репрессий: они лишь умножали славу Церкви, количество ее последователей.

Распространение

Какая вера была до принятия христианства

Первые страны, принявшие христианство

Хотя религия родилась, начала распространяться именно на территории империи, первая страна, принявшая ее как официальную, причем единственную – вплоть до запрета язычества – точно не Рим.

Эдесса

Некоторые церковные историки полагают, что первым христианским государством была Эдесса – тот самый город, куда, по преданию, Сам Господь послал Нерукотворный Образ Своего Лика, чудесно отпечатавшийся на плате. От него получил облегчение болезни царь Авгарь. По Воскресении Христовом он был крещен ап. Фаддеем, основавшим здесь христианскую общину еще с 44 г. н.э.

Когда Армения приняла христианство

Это случилось с 301 г., когда царь Тиридат, убежденный чудесами милости Божий, явленными через свт. Григория, епископа Армении, принимает Крещение вместе со своими подданными.

Официальное утверждение христианства в Римской империи

Однако первым императором, твердо уверовавшим во Христа, стал Константин Великий. При нем:

Рубенс. Видение императору Константину

Рубенс. Видение императору Константину

Легендарный король франков, принявший христианство

Однако, король медлил, опасаясь реакции своих воинов-язычников, народа. Но после того, как он рассказал им о чудесной победе, народ воскликнул:

Поэтому Крещение от руки епископа Реймса Ремигия принял не только король, но по крайней мере 3000 его воинов, множество народа.

Крещение укрепило власть Хлодвига, духовно объединив некогда разрозненных франков. Поэтому король считается создателем франкского государства.

Принятие христианства славянскими народами

Оно совершается с IX в. благодаря миссии свв. Кирилла (Константина) и Мефодия, получивших благословение на свою деятельность от Патриарха Константинопольского. Кроме обращения славянских племен, их заслугой стало:

Историческое значение принятия христианства на Руси

Спустя чуть более, чем 100 лет после болгар, моравов, хорватов, совершившегося благодаря деятельности свв. Кирилла и Мефодия, а также их учеников, христианство пришло на Русь:

  • около 957 г. приняла Крещение княгиня Ольга;
  • с 988 г. стал христианином ее внук, князь Владимир.

Долгий, сложный процесс Крещения занял несколько столетий. Они вместили духовные взлеты, подвиги святых иноков, даже князей – и страшные падения, междоусобицы, борьбу амбиций.

Автокефалия на Украине

Прп. Силуан Афонский говорил:

Появление монахов

  • первым ушел на пустынное подвижничество монах Павел; его именую Фивейским, по пустыне близ Египетского города Фивы, где он прожил до глубокой старости один;
  • между тем, самого св. Антония считают основателем общежительного монашества; его житие написано свт. Афанасием Великим.

Вселенские соборы

В течение более чем пяти столетий Церковь делала трудную работу, переводя то, что сердцем знали опытные подвижники, на язык точных терминов, логически непротиворечивых утверждений.

Раскол христианской церкви на православие и католицизм

Западная Церковь много столетий совсем не страдала от ересей, с недоумением глядя на жаркие дебаты восточных христиан. Римский первосвященник был озабочен несколько иными проблемами – прежде всего, непрерывными междоусобицами варварских королей, которые уничтожили Западную Римскую империю, а затем схватились за власть между собой. По сути, существовал единственный вариант прекращения братоубийственных войн: духовное объединение.

Анафема

Раскол церквей 1054 года. Папские легаты провозглашают анафему Патриарху Константинополя

К XI в. догматические, даже культурные расхождения между Западом и Востоком становятся препятствием к молитвенному общению. С 1054 г. происходит раскол, продолжающийся до настоящего времени.

Западное христианство и его развитие

Части некогда единой Церкви пошли каждая свои путем. На этой дороге западных христиан ожидало еще не одно потрясение.

Средневековье

Мировоззрение

Для католиков, погруженных в стихии мира, сама природа, каждое событие человеческой жизни – Божие послание. Расшифровать его, понять волю Божию – то, над чем бьется мысль всякого католика того времени. Так появляется:

Ереси

С еретиками Западная Церковь боролась хорошо известным ей способом – отлучениями, а затем – прямыми репрессиями. Что, конечно, вызывало еще больший протест.

Обновление христианства в Европе (начало Реформации и Контреформация (1517 г.)

История христианства

Мартин Лютер на Вормсском рейхстаге

А еще протестанты отказываются от большинства таинств, не признают священства, отвергают тысячелетний опыт св. отцов – Предание. Парадоксально, что выступая против сухого, рационального богословия, они приходят… к еще большему рационализму, отходу от духа раннего христианства до полной его утраты.

Эпоха Ренессанса

Видя себя со-творцом Бога, человек, носитель Его образа, претендует создавать собственные миры, видение Священной истории, образов святых. У художников Ренессанса они натуралистичны, эстетически прекрасны и… являются ли плодом молитвенного труда художника? Действительно изображают духовный мир, или все же здешний, материальный?

Философия религии в трудах ученых XIX–XX вв.

Рационализм католических схоластов, протестантских богословов имеет, конечно, не одни отрицательные черты. Велик их вклад не только в становление светской науки, но также развитие философии религии – как на Западе, так на Востоке:

  • например, трудами протестантского пастора Фридриха Шлейермахера с конца XIX в. возникла герменевтика – не только как истолкование Библии, но как искусство понимания вообще текстов прошлого; ныне она широко используется историками, философами;
  • уникальны работы русских философов; они соединяют богословие святых отцов, опыт православия, с философией, продолжая святоотеческую традицию, помогая прийти к вере множеству образованных людей даже до наших дней; это работы С.Л. Франка, о. Сергия Булгакова, Е.П.Трубецкого, В.Лосского, И.А. Ильина, и, конечно, П.Л.Флоренского.

В первый послереволюционный год о. Павел Флоренский положил начало новому направлению философии религии – философии культа. Его лекции, прочитанные уже в революционной Москве 1918 г., бережно записанные, сохраненные слушателями, были опубликованы только в 2005 г. трудами игумена Андроника (Трубачева).

Православие в Византии после XI в.

После раскола сложности начались также у христиан Востока – но поначалу скорее внешние. Византия пережила:

  • военную экспансию мусульман, для борьбы с которой обратилась к Папе Римскому; несколько крестовых походов вернули христианам Иерусалим, Эдессу, но привели к образованию на территории Византий государств крестоносцев;
  • образование так называемой Латинской империи, когда во время 4 крестового похода западные рыцари 12 апреля 1204 г. захватили уже Константинополь.

Она не была принята полнотой Церкви, верующими, позже стала основанием для фактической автокефалии (самостоятельности) Русской Церкви (1448 г.), также отвергшей беззаконие. Все это не помешало публично провозгласить унию. А через полгода, в 1453 г., турки захватили Константинополь.

Гео́ргиевская це́рковь — один из первых монастырских киевских храмов, построенный в XI веке в честь великомученика Георгия Победоносца — небесного покровителя князя Ярослава Мудрого (его христианское имя Георгий, или Юрий).

Гео́ргиевская це́рковь — один из первых монастырских киевских храмов, построенный в XI веке в честь великомученика Георгия Победоносца — небесного покровителя князя Ярослава Мудрого (его христианское имя Георгий, или Юрий). Вид храма до реконструкции конца XIX века

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли. Постройка времен Андрея Боголюбского. Исторический памятник датируют 1165- 1166 годами

Современное состояние христианства Востока

Читайте также: