Период трудного времени поэма мороз красный нос кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вскоре после крестьянской реформы 1861 года в России наступили "трудные времена". Начались преследования и аресты. Сослан в Сибирь поэт М. Л. Михайлов, арестован Д. И. Писарев. Летом 1862 года заключен в Петропавловскую крепость Чернышевский. Нравственно чуткий Некрасов испытывал неловкость перед друзьями, их драматическая судьба была для него укоризной. В одну из бессонных ночей, в нелегких раздумьях о себе и опальных друзьях выплакалась у Некрасова великая "песнь покаяния" - лирическая поэма "Рыцарь на час". Когда он писал ее, вспомнились задевшие его в свое время в письме покойного Добролюбова от 23 августа 1860 года укор и упрек: "И подумал я: вот человек - темперамент у него горячий, храбрости довольно, воля твердая, умом не обижен, здоровье от природы богатырское, и всю жизнь томится желанием какого-то дела, честного, хорошего дела. Только бы и быть ему Гарибальди в своем месте". Ушел из жизни Добролюбов, сгорев на подвижнической (*186) журнальной работе, попал в крепость Чернышевский. А Некрасову стать "русским Гарибальди" так и не пришлось. И не потому, что не хватало твердости воли и силы характера: обостренным чутьем народного поэта он ощущал неизбежный трагизм революционного подвига в России. Подвиг этот требовал безоглядной веры. У Некрасова такой веры не было. А революционное "рыцарство" с оглядкой неминуемо оказывалось "рыцарством на час".

Осенью 1862 года в тяжелом настроении (под угрозой оказалось существование "Современника", пошло на спад крестьянское движение, подавляемое энергичными усилиями правительства) поэт навестил родные места: побывал в Грешневе и в соседнем Аб`акумцеве на могиле матери. Итогом всех этих событий и переживаний явилась поэма "Рыцарь на час" - одно из самых проникновенных произведений Некрасова о сыновней любви к матери, перерастающей в любовь к родине. Настроения героя поэмы оказались созвучными многим поколениям русской интеллигенции, наделенной жгучей совестливостью, жаждущей деятельности, но не находящей ни в себе, ни вокруг себя прочной опоры для деятельного добра или для революционного подвига. Поэму эту Некрасов очень любил и читал всегда "со слезами в голосе". Сохранилось воспоминание, что вернувшийся из ссылки Чернышевский, читая "Рыцаря на час", "не выдержал и разрыдался". Польское восстание в 1863 году, жестоко подавленное правительственными войсками, подтолкнуло придворные круги к реакции. В обстановке спада крестьянского движения некоторая часть революционной интеллигенции потеряла веру в народ, в его творческие возможности. На страницах демократического журнала "Русское слово" стали появляться статьи, в которых народ обвинялся в грубости, тупости, невежестве. Чуть позднее и Чернышевский в "Прологе" устами Волгина произнес горькие слова о "жалкой нации" - "снизу доверху все сплошь рабы". В этих условиях Некрасов приступил к работе над новым произведением, исполненным светлой веры и доброй надежды,- к поэме "Мороз, Красный нос". Центральное событие "Мороза" - смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи. В то же время и в России, и за рубежом ее считают (*187) поэмой эпической. На первый взгляд, это парадокс, так как классическая эстетика считала зерном эпической поэмы конфликт общенационального масштаба, воспевание великого исторического события, имевшего влияние на судьбу нации. Однако, сузив круг действия в поэме, Некрасов не только не ограничил, но укрупнил ее проблематику. Ведь событие, связанное со смертью крестьянина, с потерей "кормильца и надежи семьи", уходит своими корнями едва ли не в тысячелетний национальный опыт, намекает невольно на многовековые наши потрясения. Некрасовская мысль развивается здесь в русле довольно устойчивой, а в XIX веке чрезвычайно живой литературной традиции. Семья - основа национальной жизни. Эту связь семьи и нации глубоко чувствовали творцы нашего эпоса от Некрасова до Льва Толстого. Идея семейного, родственного единения возникла перед нами как самая насущная еще на заре русской истории. И первыми русскими святыми оказались не герои-воины, а скромные князья, братья Борис и Глеб, убиенные окаянным Святополком. Уже тогда ценности братской, родственной любви возводились у нас в степень национального идеала.

Крестьянская семья в поэме Некрасова - частица всероссийского мира: мысль о Дарье переходит естественно в думу о "величавой славянке", усопший Прокл подобен крестьянскому богатырю Микуле Селяниновичу.

"У великого народа - своя история, а в истории - свои критические моменты, по которым можно судить о силе и величии его духа,- писал Белинский.- Дух народа, как и дух частного человека, высказывается вполне в критические моменты, по которым можно безошибочно судить не только о его силе, но и о молодости и свежести его сил". С XIII по XX век русская земля по меньшей мере раз в (*188) столетие подвергалась опустошительному нашествию. Событие, случившееся в крестьянской семье, потерявшей кормильца, как в капле воды отражает исторические беды российской женщины-матери. Горе Дарьи торжественно называется в поэме как "великое горе вдовицы и матери малых сирот". Великое - потому что за ним трагедия многих поколений русских женщин - невест, жен, сестер и матерей. За ним - историческая судьба России: невосполнимые потери лучших национальных сил в опустошительных войнах, в социальных катастрофах веками отзывались сиротской скорбью прежде всего в наших семьях. Сквозь бытовой сюжет просвечивает у Некрасова эпическое событие. Испытывая на прочность крестьянский семейный союз, показывая семью в момент драматического потрясения ее устоев, Некрасов держит в уме общенародные испытания. "Века протекали!" В поэме это не простая поэтическая декларация: всем содержанием, всем метафорическим миром поэмы Некрасов выводит сиюминутные события к вековому течению российской истории, крестьянский быт - к всенародному бытию. Вспомним глаза плачущей Дарьи, как бы растворяющиеся в сером, пасмурном небе, плачущем ненастным дождем. А потом они сравниваются с хлебным полем, истекающим перезревшими зернами-слезами. Вспомним, что эти слезы застывают в круглые и плотные жемчужины, сосульками повисают на ресницах, как на карнизах окон деревенских изб.

Только эпический поэт мог дерзко соотнести снежную равнину в алмазах с очами Дарьи в слезах. Образный строй "Мороза" держится на этих широких метафорах, выводящих бытовые факты к всенародному бытию. К горю крестьянской семьи по-народному прислушлива в поэме природа: как живое существо, она отзывается на происходящие события, вторит крестьянским плачам суровым воем метелицы, сопутствует мечтам народным колдовскими чарами Мороза. Смерть крестьянина потрясает весь космос крестьянской жизни, приводит в движение скрытые в нем духовные силы. Конкретно-бытовые образы, не теряя своей заземленности, изнутри озвучиваются песенным, былинным началом. "Поработав в земле", Прокл оставляет ее сиротою - и вот она (*189) "ложится крестами", священная Мать - сыра земля. И Савраска осиротел без своего хозяина, как богатырский конь без Микулы Селяниновича. За трагедией одной крестьянской семьи - судьба всего народа русского. Мы видим, как ведет себя он в тягчайших исторических испытаниях. Смертельный нанесен удар: существование семьи кажется безысходным. Как же одолевает народный "мир" неутешное горе? Что помогает ему выстоять в трагических обстоятельствах?

Обратим внимание: в тяжелом несчастье домочадцы менее всего думают о себе, менее всего носятся со своим горем. Никаких претензий к миру, никакого ропота, стенаний или озлобления. Горе отступает перед всепоглощающим чувством жалости и сострадания к ушедшему человеку вплоть до желания воскресить Прокла ласковым, приветливым словом: Сплесни, ненаглядный, руками, Сокольим глазком посмотри, Тряхни шелковыми кудрями, Сахарны уста раствори!

Так же встречает беду и овдовевшая Дарья. Не о себе она печется, но, "полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит". Мечтая о свадьбе сына, она предвкушает не свое счастье только, а счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу как к живому, радуется его радостью. Сколько в ее словах домашнего тепла и ласковой, охранительной участливости по отношению к близкому человеку. Но такая же теплая, родственная любовь распространяется у нее и на "дальних" - на усопшую схимницу, например, случайно встреченную в монастыре: В личико долго глядела я: Всех ты моложе, нарядней, милей, Ты меж сестер словно горлинка белая Промежду сизых, простых голубей..

Дарью согревает в трагической ситуации тепло одухотворенного сострадания. Тут касается Некрасов сокровенного ядра народной нравственной культуры, того, на чем стояла и должна стоять Русская земля. В поэме "Мороз, Красный нос" Дарья подвергается двум испытаниям. Два удара идут друг за другом с роковой неотвратимостью. За смертью мужа ее настигает собственная (*190) смерть. Однако и ее преодолевает Дарья. Преодолевает силой любви, распространяющейся у героини на всю природу: на землю-кормилицу, на хлебное поле. И умирая, больше себя она любит Прокла, детей, крестьянский труд на вечной ниве: Воробушков стая слетела С снопов, над телегой взвилась. И Дарьюшка долго смотрела, От солнца рукой заслонясь, Как дети с отцом приближались К дымящейся риге своей, И ей из снопов улыбались Румяные лица детей.

Это удивительное свойство русского национального характера народ пронес сквозь мглу суровых лихолетий от "Слова о полку Игореве" до наших дней, от плача Ярославны до плача вологодских, костромских, ярославских, сибирских крестьянок, героинь В. Белова, В. Распутина, В. Астафьева потерявших своих мужей и сыновей. В поэме "Мороз, Красный нос" Некрасов коснулся глубинных пластов нашей культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа, столько раз спасавшего Россию в годины национальных потрясений. Поэма Некрасова учит нас чувствовать духовную красоту и щедрость народного характера, главной особенностью которого является обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием. В редкой поэтической отзывчивости на чужую радость и чужую боль Некрасов и по сию пору - исключительный и глубоко народный поэт.

Треволненья мирского далекая, С неземным выраженьем в очах.

Крестьянки, жены и матери, в поэзии Некрасова в кри­тические минуты жизни неизменно обращаются за по­мощью к Небесной Покровительнице России. Несчастная Дарья, пытаясь спасти Прокла, за последней надеждой и утешением идет к Ней:

К Ней выносили больных и убогих. Знаю, Владычица! знаю: у многих Ты осушила слезу.

Когда Матрена Тимофеевна бежит в губернский город спасать мужа от рекрутчины, а семью от сиротства, она взывает к Богородице:

Открой мне, Матерь Божия,

Чем Бога прогневила я?

Большие, с мозолями руки, Подъявшие много труда, Красивое, чуждое муки Лицо — и до рук борода.

Кругом — поглядеть нету мочи,

Равнина в алмазах блестит. У Дарьи слезами наполнились очи —

Должно быть, их солнце слепит.

За семейной трагедией — судьба всего народа русского. Мы видим, как ведет он себя в тягчайших испытаниях. Смертельный нанесен удар: существование семьи кажется безысходным и обреченным. Как же одолевает народный мир неутешное горе? Какие силы помогают ему выстоять в трагических обстоятельствах?

В тяжелом несчастье русские люди менее всего думают о себе. Никакого ропота и стенаний, никакого озлобления или претензий. Горе поглощается всепобеждающим чувством сострадательной любви к ушедшему из жизни че­ловеку вплоть до желания воскресить его ласковым сло­вом. Уповая на божественную силу Слова, домочадцы вкладывают в него всю энергию самозабвенной воскреша­ющей любви:

Сплесни, ненаглядный, руками, Сокольим глазком посмотри, Тряхни шелковыми кудрями, Сахарны уста раствори!

Я ли о нем не старалась?

Я ли жалела чего?

Я ему молвить боялась,

Как я любила его!

Едет он, зябнет. а я-то, печальная, Из волокнистого льну,

Словно дорога его чужедальная,

Долгую нитку тяну.

В личико долго глядела я: Всех ты моложе, нарядней, милей, Ты меж сестер словно горлинка белая Промежду сизых, простых голубей.

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы. Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства.

Мороз, красный нос

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Николай Некрасов
8 минут

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Место и время действия
События поэмы происходят в середине XIX столетия в неназванной русской деревне.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Главные герои

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Дарья – молодая женщина, трудолюбивая, терпеливая, мать двоих детей, вдова.

p, blockquote 7,0,1,0,0 -->

Другие персонажи

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Прокл – муж Дарьи, кормилец, умерший от сильного переохлаждения.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Родители Прокла – пожилые люди, у которых умер единственный сын, их надежда и опора.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Маша и Гриша – маленькие дети Дарьи и Прокла, ставшие круглыми сиротами.

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Краткое содержание

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Часть первая. Смерть крестьянина
Главы 1–5

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

p, blockquote 14,1,0,0,0 -->

Главы 6–10

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Главы 10–15

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

Часть вторая. Мороз, Красный Нос
Главы 16–24

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Главы 25–28

p, blockquote 21,0,0,1,0 -->

p, blockquote 22,0,0,0,0 -->

Главы 29–36

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

p, blockquote 24,0,0,0,0 -->

Заключение

Мороз, Морозко, Мороз красный нос

Мороз, Красный нос. Некрасов Н.А, (Есть женщины в русских селеньях)
2 вариант

Кратко о поэме Мороз, красный нос

Кратко о поэме

Несмотря на название произведения, оно не имеет ничего общего с детскими сказками. Дед Мороз у Некрасова здесь скорее ассоциируется со смертью. Это подтверждает описание жизни и устройство быта крестьян того времени, когда любое переохлаждение могло привести к гибели человека.

Если дать краткую характеристику произведению сухим литературным языком, то она будет выглядеть следующим образом:

Всё повествование крутится вокруг обычной русской женщины Дарьи. Автор в её лице как бы восхваляет всех женщин, восхищается ими:

Пересказ по частям

«Есть женщины в русских селеньях

Со спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С одной стороны, в поэме чувствуется мощь и сила русского народа, с другой — всё её повествование пропитано трагизмом, смертью и безысходностью.

Так или иначе — это очень сильное произведение, способное затронуть самые отдалённые участки души даже у привередливого критика.

Пересказ по частям

Произведение состоит из 36 небольших глав, написанных в стихотворной форме. Они же, в свою очередь, разделены на две части, каждая из которых имеет своё название. Обе части, как два полноценных повествования с разными тематиками, но при этом неразрывно связанные между собой по смыслу.

Смерть крестьянина

Зимой в одной крестьянской семье умирает мужик Прокл. У него остаётся семья — пожилые родители и жена с малыми детками. Молодая вдова шьёт в избе саван, роняя слёзы. Рядом с мёртвым отцом играют несмышлёные дети. На улице старушка мать пытается освободить застрявшие в сугробе дроги (сани на которых возят покойников).

Красота и силы духа русских женщин всегда была известна. Не перевелись ещё в деревнях настоящие славянки, обладающие:

Когда-то такой была и Дарья. Но замужество за Проклом, материнство и тяжёлый бабский труд сильно поубавили ей красоты, но зато закалили характер.

На деревенском кладбище рядом с церковью старик-отец копает могилу в промёрзлой земле. Он жалеет о безвременной кончине сына Прокла. Не понимает, почему его постигла такая печальная участь.

Смерть крестьянина

Покончив с делом, старик догоняет на краю деревни свою жену. Оба грустные идут домой. По дороге им встречается деревенский юродивый Пахом. Он подмечает, что покойный славно потрудился на благо семьи, теперь пора и ему долг отдать, похоронив, как полагается.

Гроб опускают в могилу. Все прощаются с Проклом. Даже староста сказал несколько хороших слов. Старик-отец закапывает могилу под рыдания матери.

Возвратившись домой, молодая вдова обнаруживает, что в избе холодно, а дров нет. Отправив дочь Машу и сына Гришу к соседям, Дарья на Савраске отправляется рубить в лесу дрова.

На этом заканчивается первая часть поэмы.

Мороз, красный нос

Мороз, красный нос

Оказавшись в глухом безлюдном лесу, Дарья наконец может дать волю своим чувствам. Она буквально воет от горя. Здесь её всё равно никто не услышит. И только наплакавшись вволю, женщина начинает рубить дрова.

Однако слёзы так и не перестают капать из глаз, прожигая снег. Вдова не чувствует холода, не осознаёт, что у неё уже давно замёрзли ноги. Все её мысли об умершем муже — она даже начинает с ним разговаривать.

Женщина представляет, как весной их дети будут радоваться солнцу. Она будет подбрасывать дочку вверх, а Маша будет весело смеяться. Вместе с мужем они будут восхищаться своим ребёнком. Да только вот Прокла больше нет.

Женщина понимает, что теперь вся тяжёлая работа будет ложиться на неё. Дарье предстоит самостоятельно:

  • Круглый день работать в поле.
  • Ночью точить косу для следующего дня.
  • Успевать выполнят женские обязанности по дому.

Ей вспоминается сон, который оказался вещим. Как будто в поле её окружило войско, и она стала звать на помощь. На зов прибежала вся семья, кроме мужа. Грустные мысли терзают вдову. Что если сын вырастет и надумает жениться, а отец так и не сможет быть на его свадьбе. Или его задумают взять на службу, кто тогда сможет помочь.

Дарья вспоминает свой недавний ночной поход в монастырь за чудотворной иконой. Сколько ей тогда пришлось ждать, пока отпоют молодую схимницу. Потом к иконе долго тянулись страждущие люди, прося об исцелении. Но даже этот чудотворный образ не смог помочь её Проклу, несмотря на то, что безутешная женщина отдала монашкам за него почти все деньги.

Рассуждения и выводы

Так, в тяжёлых думах молодая женщина загружает дрова в сани и уже собирается ехать, но тяжёлые мысли её останавливают и не дают двинуться с места.

В это время, напевая, обходит свои владения Мороз-воевода. В песне Мороз рассказывает Дарье про свои несметные богатства. Приглашает женщину разделить их вместе с ним. Стать царицей в его зимнем царстве. При этом он три раза спрашивает Дарью, не холодно ли ей. С каждым разом напуская всё больше морозу. Но молодица отвечает, что ей не холодно, погружаясь всё глубже в сладкий дремотный сон. В конце Мороз в виде́ниях женщины превращается в Прокла и начинает её целовать.

Дарье так хорошо и спокойно в своих грёзах. Она видит всю семью вместе, чувствует нерожденного ребёнка в своём чреве. Женщина спокойна и счастлива в этом зачарованном сне. Даже белка, прыгая по ёлке и случайно сбросив на молодую вдову комок снега, не смогла пробудить её к жизни.

Рассуждения и выводы

Краткое содержание

Трагедия страны, где существуют законы, позволяющие собственному народу терпеть лишения и заниматься непосильным трудом, для того чтобы выжить. Трагедия простых крестьянских семей, где потеря взрослого мужчины была равносильна голодной смерти для всей его семьи.

И Мороз здесь вовсе не сказочный добрый старик. Автор реалист. Его Мороз скорее символизирует смерть. Ужасную, несправедливую смерть, казалось бы, вполне ещё молодых и здоровых людей, просто по чьей-то прихоти названных крестьянами и поэтому вынужденных влачить жалкое существование.

Читайте также: