Период муромати в японии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основным разделом сайта являются статьи о Японии, в котором освещены все аспекты японской культуры: от общества и исконных японских обычаев до секретов и истории японской кухни и искусства.

В разделе География даётся карта Японии, описывается географическое положение страны и её административно-территориальное деление.

Статьи раздела Государство посвящены японскому обществу и тем проблемам, с которыми оно борется. Также для переезжающих в Японию будет представлять несомненный интерес Справочник гайдзина, в котором перечислено самое необходимое: сколько стоит жильё в Японии, как отдать ребёнка в детский сад, как получить медицинскую страховку в Японии и многое другое. Полезно будет ознакомиться с конституцией Японии.

В разделе Искусство Японии собраны статьи по множеству самых различных направлений: здесь есть статьи, посвящённые японскому театру и рукоделию, икебане и бонсай, также даются советы по практике фэн-шуй и обустройству японского сада на своём участке. Есть в разделе и статьи, посвящённые выдающимся японским деятелям – режиссёрам, живописцам, сэйю – т.е. тем, кто внёс ощутимую лепту в развитие культуры Японии.

Статьи раздела История поведают о тяжёлых буднях самураев, их подготовке и школах, об обустройстве средневекового японского общества, Реставрации Мэйдзи и других этапах японской истории. История Японии богата самыми различными событиями, которые для удобства вынесены отдельной статьёй и представлены в хронологическом порядке. Даются правления первых японских царей и сёгунов.

В разделе Кулинария Вы найдёте описания таких популярных продуктов японской кухни, как тофу, соевый соус, тунец, васаби, дайкон и другие; узнаете, как приготовить сакэ в домаших условиях, как правильно есть палочками и сервировать стол в японском стиле.

Культура Японии весьма своеобразна и зачастую непонятна для жителей других стран. Устранить барьеры непонимания призваны статьи раздела Культура, которые расскажут об отношениях в Японии между мужчинами и женщинами, о японском чувстве красоты и прекрасного, о личном и общественном в общении между японцами, а также поведают о положении женщины в современном японском обществе, принятых нормах делового этикета в общении с японцами и многих других аспектах, свойственных жителям именно этой страны.

Японцы не набожны, но религиозны, а их коренная религия – синтоизм – представляет собой уникальный сплав анимистических верований, пришедших из глубины веков. Распространён в Японии и буддизм, изменившийся под давлением обстоятельств за прошедшее время. Подробнее о синтоизме и буддизме можно прочитать в разделе Религия.

Японские традиции и заветы предков незыблемы и свято блюдутся спустя многие века: всё так же проводятся чайная и свадебная церемонии, а современные японские бизнесмены всё так же чтут Кодекс бусидо и соблюдают наставления, преподаваемые ещё молодым самураям. В разделе Традиции также рассматриваются отмечающиеся в Японии праздники.

Японский язык весьма своеобразен и, так же, как и китайский, основывается на иероглифах. Японские иероглифы обозначают целые слоги, а зачастую сразу и слова, и могут записываться несколькими способами. Наиболее простым способом является азбука катакана, которой в настоящее время по большей части записываются иностранные слова и заимствования. Более сложной по сравнению с катаканой является хирагана, которой записываются обычные японские слова и которая отличается большей сглаженностью линий. Наиболее ярко язык народа проявляется в пословицах и поговорках, которые во множестве представлены в разделе Язык. Также не стоит забывать о невербальных средствах общения (мимике и жестах), которым в статьях также уделяется внимание.

В разделе Японская кухня содержится большое количество рецептов блюд японской кухни, например, рецепты суши и сашими, рецепты японских супов, рецепты японских сладостей и многие другие. Большая часть рецептов весьма проста в исполнении, а по степени экзотичности с японской кухней, пожалуй, может соперничать только кухня китайская. Основными ингредиентами для блюд являются самые различные морепродукты (тунец, креветки, угорь и, конечно, фугу) и водоросли (комбу, к примеру), а также, разумеется, рис и овощи (дайкон, бобы, сельдерей и другие). Популярностью пользуются также продукты из сои – тофу и мисо, а королём продуктов из этого растения является соевый соус! С недавних пор японцы стали активно потреблять продукты, присущие западной кухне, но традиционные кулинарные рецепты по-прежнему любимы и не забываются, в чём нет ничего удивительного, ведь помимо своей экзотичности, японская кухня является самой здоровой в мире, а японская диета помогает коренным жителям Страны восходящего солнца доживать до очень преклонных лет в бодрости и здравом рассудке. В помощь кулинарам предназначен раздел Полезные советы, где можно найти информацию о том, как заменить некоторые ингредиенты, присущие исключительно японской кухне.

Раздел Рецензии на аниме посвящён оценке и обсуждению одного из направлений современной японской культуры – аниме. Прислать свою рецензию на аниме, а также оставить комментарии может любой желающий.

Схемы оригами и схемы кусудам содержат описания и указания по сборке множества моделей оригами и модульного оригами – японского искусства, завоевавшего невероятную популярность во всём мире. Представленные схемы обладают разным уровнем сложности и даже начинающий оригамист может найти схему по своему вкусу и умению.

Японские гравюры весьма самобытны и зачастую очень искусно сделаны, поэтому представленные в Фотогалерее работы известнейших японских художников, таких как Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ и других живописцев, представляют несомненный интерес. Также в Фотогалерее можно найти творчество наших читателей и фотографии современной Японии.

Хана-но-Гошо (Цветочный дворец) в Киото

Краткая попытка императора Го-Дайго восстановить имперскую власть в рамках Реставрации Кенму оттолкнула самурайский класс. Асикага Такаудзи заручился сильной поддержкой самураев и сверг императора Го-Дайго. В 1338 году Такаудзи был провозглашен сёгуном

и основал свое правительство в Киото . Однако император Го-Дайго сбежал из своего заточения и восстановил свою политическую власть в Наре . Последующий период правления Асикага (1336–1573) назывался Муромати из района Киото, в котором его штаб-квартира — Хана-но-госё (花 の 御所, Цветочный дворец) — находилась третьим
сёгуном.
Асикага Ёсимицу в 1378 году. Что отличало сегунат Асикага от сёгуната Камакуры, так это то, что, в то время как Камакура существовал в равновесии с императорским двором, Асикага принял на себя остатки имперского правительства. Тем не менее, сёгунат Асикага был не так силен, как в Камакуре, и был сильно озабочен гражданской войной. Только после правления Асикага Ёсимицу (как
сёгуна
, 1368–94, и канцлера, 1394–1408) возникло подобие порядка.

Самурай Муромати (1538)

Ёсимицу позволил констеблям, имевшим ограниченные полномочия в период Камакура, стать сильными региональными правителями, позже названными даймё

.
Со временем
между
сёгуном
и
даймё
возник баланс
сил
; три самых известных семьи
даймё стали
заместителями
сёгуна
в Киото. Йошимицу наконец-то удалось воссоединить Северный и Южный дворы в 1392 году, но, несмотря на его обещание большего баланса между имперскими линиями, Северный двор после этого сохранил контроль над троном. Линия сёгунов постепенно ослабла после Ёсимицу и всё больше теряла власть в
руках даймё
и других региональных властителей.
Shogun
« Влияние секунды на имперской преемственности ослабло, и
Daimyos
могли поддержать свои кандидат.

Со временем у семьи Асикага возникли собственные проблемы с преемственностью, что в конечном итоге привело к войне Онин (1467–1477), которая опустошила Киото и фактически положила конец государственной власти бакуфу

. Образовавшийся вакуум власти положил начало столетию анархии.

  • 1336: Асикага Такаудзи захватывает Киото и заставляет императора Дайго II переехать в южный двор (Ёсино, к югу от Киото).
  • 1338: Асикага Такаудзи объявляет себя сёгуном
    , переносит свою столицу в район Муромати в Киото и поддерживает северный двор.
  • 1392: Южный двор сдается сёгуну
    Асикага Ёсимицу, и империя снова объединяется.
  • 1397: Кинкаку-дзи построил Асикага Ёсимицу.
  • 1450: Хосокава Кацумото построил Рёан-дзи .
  • 1457: Edo устанавливается
  • 1467: Война Онин раскололась между феодалами ( даймё
    ).
  • 1489: Гинкаку-дзи построил Асикага Ёсимаса.
  • 1543: потерпевшие кораблекрушение португальцы вводят огнестрельное оружие
  • 1546: Ходзё Удзиясу , выигравший битву при Кавагое, становится правителем региона Канто.
  • 1549: католический миссионер Франциск Ксавьер прибывает в Японию.
  • 1555: Моури Мотонари , выигравший битву при Миядзиме , становится правителем региона Тюгоку.
  • 1560: Битва при Окехазаме
  • 1568: Даймё
    Ода Нобунага вступает в Киото и прекращает гражданскую войну [7]
  • 1570: Основание архиепископства Эдо и рукоположение первых японских иезуитов.
  • 1570: Битва при Анегаве
  • 1573: Ода Нобунага свергает бакуфу
    Муромати и расширяет свой контроль над всей Японией [7] : 281

Онин (1467-77) привел к серьезной политической фрагментации и облитерации областей: большая борьба за землю и власть последовала среди буси

атаман и продолжался до середины шестнадцатого века. Крестьяне восстали против своих помещиков, а самураи — против своих повелителей, поскольку централизованный контроль практически исчез. Императорский дом остался обедневшим, а
бакуфу
контролировали соперничающие вожди Киото. Провинциальные владения, возникшие после Онинской войны, были меньше и легче контролировались. Множество новых маленьких
даймё
возникла среди самураев, свергнувших своих великих повелителей. Пограничная оборона была улучшена, и были построены хорошо укрепленные города-замки для защиты недавно открытых владений, для которых были проведены исследования земли, построены дороги и открыты шахты. Новые домашние законы предусматривают практические средства администрирования, подчеркивая обязанности и правила поведения. Упор делался на успехи в войне, управлении имуществом и финансах. Угрожающие союзы защищались строгими брачными правилами. Аристократическое общество носило преимущественно военный характер. Остальное общество находилось под контролем вассальной системы.
Shoen
(феодальные усадьбы) были уничтожены, а придворная знать и отсутствующие помещики были лишены собственности. Новый даймё напрямую контролировал землю, сохраняя крестьянство в постоянном крепостном праве в обмен на защиту.

Экономический эффект войн между государствами

Большинство войн того периода были короткими и локализованными, хотя и происходили по всей Японии. К 1500 году вся страна была охвачена гражданскими войнами. Однако вместо того, чтобы подорвать местную экономику, частые передвижения армий стимулировали рост транспорта и коммуникаций, что, в свою очередь, обеспечивало дополнительные доходы от таможни и сборов. Чтобы избежать таких сборов, торговля переместилась в центральный регион, который не мог контролировать ни один даймё, и во Внутреннее море . Развитие экономики и стремление защитить торговые достижения привели к созданию гильдий купцов и ремесленников.

Западное влияние

Основная статья: Нанбан торговля

Корабли нанбана прибывают для торговли в Японию. Живопись 16 века.

К концу периода Муромати прибыли первые европейцы. Португальцы высадились в Танегасиме к югу от Кюсю в 1543 году и в течение двух лет регулярно заходили в порты, положив начало вековому торговому периоду Нанбан . В 1551 году наваррский римско-католический миссионер Франциск Ксавьер был одним из первых жителей Запада, посетивших Японию . [4] Фрэнсис описал Японию следующим образом:

Япония — очень большая империя, целиком состоящая из островов. Все говорят на одном языке, выучить его несложно. Эта страна была открыта португальцами восемь или девять лет назад. Японцы очень честолюбивы к почестям и отличиям и считают себя превосходящими все нации в военной славе и доблести. Они ценят и чтят все, что связано с войной и всем подобным, и ничем не гордятся так, как оружием, украшенным золотом и серебром. Они всегда носят мечи и кинжалы как в доме, так и вне его, а когда ложатся спать, вешают их у изголовья кровати. Короче говоря, они ценят оружие больше всех людей, которых я когда-либо видел. Они отличные лучники и обычно сражаются пешком, хотя в стране нет недостатка в лошадях. Они очень вежливы друг с другом, но не с иностранцами,кого они совершенно презирают. Они тратят свои средства на оружие, украшения и ряд обслуживающего персонала и нисколько не заботятся о том, чтобы сэкономить деньги. Короче говоря, они очень воинственный народ и ведут между собой постоянные войны; самый сильный по оружию, обладающий самым обширным влиянием. У всех них один властитель, хотя за сто пятьдесят лет князья перестали ему подчиняться, и это является причиной их вечной вражды.хотя в течение ста пятидесяти лет князья перестали подчиняться ему, и это является причиной их вечных междоусобиц.хотя в течение ста пятидесяти лет князья перестали подчиняться ему, и это является причиной их вечных междоусобиц.[5] [6]

Испанцы прибыли в 1587 году, за ними последовали голландцы в 1609 году. Японцы начали попытки углубленного изучения европейской цивилизации, и перед экономикой открылись новые возможности, а также возникли серьезные политические проблемы. Европейское огнестрельное оружие, ткани, изделия из стекла, часы, табак и другие западные новинки продавались за японское золото и серебро. Значительное богатство было накоплено за счет торговли, и меньшие даймё, особенно в Кюсю, значительно увеличили свою власть. Провинциальные войны стали более смертоносными с появлением огнестрельного оружия, такого как мушкеты и пушки, и более широким использованием пехоты.

Христианство

Основная статья: Киришитан

Японский обетный алтарь в стиле нанбан . Конец 16 века. Музей Гиме .

Христианство повлияло на Японию, в основном благодаря усилиям иезуитов во главе с испанским Франциском Ксавьером (1506–1552), прибывшим в Кагосиму на юге Кюсю в 1549 году. Среди них были даймё и купцы, стремившиеся улучшить торговлю, а также крестьяне. конвертирует. К 1560 году Киото стал еще одним крупным районом миссионерской деятельности в Японии. В 1568 году порт Нагасаки на северо-западе Кюсю был основан христианским даймё и передан администрации иезуитов в 1579 году. К 1582 году насчитывалось уже 150 000 новообращенных (2 процента населения) и 200 церквей. Но бакуфу

терпимость к этому чужеродному влиянию уменьшалась по мере того, как страна становилась более единой, а открытость уменьшалась. Запреты на христианство начались в 1587 году, а прямые преследования — в 1597. Хотя внешняя торговля все еще поощрялась, она строго регулировалась, и к 1640 году, в период Эдо , исключение и подавление христианства стало национальной политикой.



[1],
Муромати-дзидай
[2] (яп. 室町時代
муромати дзидай
, 1336 — 1573) — период в истории Японии, на протяжении которого существовала ставка сёгуна в Муромати.

Название периода происходит от наименования улицы Муромати в Киото, куда в 1336 году была перенесена ставка сёгуна. События, произошедшие со второй половины XV века получили название Эпоха Сэнгоку. Несмотря на непрекращающиеся войны и мятежи, эти времена характеризуются процветанием внешней и внутренней торговли, а также подъёмом сельского хозяйства, промышленности, и инженерного дела. В эти же времена японские пираты атаковали некоторые области Кореи и Китая.

История 235-летнего правления сёгуната Асикага началась в 1336 году, когда противостояние императора Го-Дайго и сёгуна Асикага Такаудзи положило начало существованию Северного и Южного правительств. Го-Дайго, будучи свергнутым Такаудзи, бежал на юг, в Ёсино, где основал свой двор. Асикага Такаудзи обосновался в столичном районе Муромати, где в 1338 году была открыта ставка сёгуна. История сёгуната Асикага закончилась свержением 15-го сёгуна Асикага Ёсиаки, совершенным Ода Нобунага в 1573 году.

События, происходившие с преобразований 1493 году стали называть Эпохой воюющих провинций. По другому распространенному мнению, начало этим событиям положила Война годов Онин в 1467 году.

К периоду Муромати относятся следующие примечательные события:

Япония 14 век, история феодальной Японии

После того, как в 1333 году император Го-Дайго вернулся из изгнания, к нему переметнулись провинциальные аристократы. Один из вождей знати, Асикага Такаудзи, уничтожил руководство сёгуната в Киото, а другой, Нитта Ёсисада, напал на Камакуру и свергнул сам сёгунат и уничтожил род Ходзё.

Второй сёгунат и эпоха Муромати, Япония 14-16 век

В 1338 году северная династия отдала титул сёгуна Асикага Такаудзи. Образовалось второе правительство самураев, названное Муромати в соответствие с названием столичного района, в котором располагалась резиденция сёгуна. Период правления этого сегуната принято называть периодом Муромати (1338—1573). В противовес прежним режимам власти новый сёгунат начал проводить политику по децентрализации. Военные губернаторы сюго в регионах получили возможность забирать половину налогов из провинций, и должны были самостоятельно помогать региональным малоземельным самураям. Данные реформы содействовали переходу японской аристократии на сторону правительства в противостоянии двух династий, но губернаторы сюго преобразовались во властных региональных господинов, зачастую не исполнявшими указания из столицы.

В 1392 году во время нахождения на престоле третьего сёгуна Асикага Ёсимицу две династии императорского двора слились в одну, что означало окончание военного противостояния. При содействии советников сегуна канрэев над военными губернаторами появился строгий надзор. Сёгунат принял определенные политические функции правящего двора и преобразовался в единственное общеяпонское руководство. Для оперативного контроля над восточными территориями Ёсимицу отобрал камакурскую администрацию, а для экономического роста Японии приступил к торговле с династией корейского полуострова Чосон и китайской династией Мин. Кроме того, он предпринимал действия по борьбе с контрабандистами и морскими пиратами.

Кинкакудзи, резиденция Ёсимицу история Япония

Кинкакудзи, резиденция Ёсимицу

Охрана сёгуна история Японии

Охрана сёгуна (16 столетие)

Одновременно с тем, как в центре Японии бушевала гражданская война, на южной части острова Рюкю было основано королевство Рюкю. Эта страна заключила контракты с Японией и китайской империей Мин, и являлась посредником в торговле между азиатскими странами в 15-16 веках.

Сюри, резиденция ванов Рюкю история Японии

Сюри, резиденция ванов Рюкю (Наха, Окинава)

Эпоха Мэйдзи (1867-1912 гг.)

В 1867-1868 годах была полностью восстановлена власть императора Мэйдзи, который переселился в новую столицу Токио. Эпоха Мэйдзи в истории развития Японии полна огромных перемен. Открытие “занавеса” давало возможность не только торговать с большинством стран, но и перенимать их опыт и открытия. Экономика и военное дело развивались стремительными темпами.

Стирались границы между социальными классами — правительство приняло решение о демократизации страны. В 1873 году принят закон о свободе выборе религии. Реформы коснулись системы образования, внедрялось обязательное образование, изучение синтоизма и конфуцианства присутствовало во всех школах.

Чтобы противостоять европейскому национализму, Япония много внимания уделила развитию армии: введена обязательная воинская повинность, флот строили по типу британского, а армию собирали и модернизировали по типу прусской.

Для подъема страны требовались специалисты. Для этого сотни студентов отправлялись учиться в другие страны, а для преподавания в учебных заведениях Японии приглашали учителей из-за границы.

1889 год ознаменовался принятием первой конституции. Несмотря на появление парламента, независимость императора сохранилась (он главенствовал в армии, на флоте, в законодательной и исполнительной власти).

в 1894-1895 годах развернулась война между Японией и Кореей, причиной этому стали разногласия по вопросам Кореи. Победу одержали японские войска, они даже захватили Тайвань, однако Запад вынудил отдать Китаю другие территории.

1904-1905 годы — время Русско-японской войны, вспыхнувшей на почве интересов Китая и Маньчжурии. Япония вышла в войне победителем, благодаря чему получила небывалую славу и уважение на мировой арене.

Усилив влияние на Корею, Япония смогла присоединить ее в 1910 году.

Социально-экономическое развитие Японии в 14-16 веках

В эпоху Муромати произошли важные перемены в социально-экономической сфере Японии. Крестьяне начали применять полезные инновации — водяные колёса, тяговых животных и природные удобрения, которые сделали возможным собирать урожаи злаковых два раза в году. Вместе с этим распространилось прикладное садоводство для производства шёлка, красок, масел, лака. В 16 столетии появилось изготовление хлопка, которое было привезено с корейского полуострова. Ремесла приобрели региональную специализацию, а металлургическое производство было поделено на литейное и кузнечное. Ремесленники, работающие под начальством светской или духовной знати, создавали союзы дза, и, платя налог хозяину, приобретали монопольные права на изготовление и торговлю выпущенной продукцией. Вследствие роста сельского хозяйства и производства стимулировалась торговля. На главных дорогах и перед храмами и монастырями начали происходить частые ярмарки. С развитием производства и торговли образовались сообщества морских и сухопутных перевозчиков.

Бочки саке история Японии

Бочки с саке (16 столетие)

Оружейники и стрельники история Япония

Стрельники и оружейники (16 столетие)

Сельский дом история Японии

Сельский дом (Кобе, Хёго)

С ростом производства и перевозок начали появляться поселки ремесленников и торговцев, располагавшиеся в основном в районах проведения ярмарок. Самые богатые города, например Хаката и Сакаи, обладали автономией, располагали коллегиальными органами управления и войском. В Киото возникли квартальные союзы мещан для охраны города от постоянных самурайских разгромов. Самоуправление пришло и в поселки, где были созданы сельские сообщества, которыми руководили зажиточные крестьяне и региональные самураи. Они периодически устраивали мятежи для того, чтобы оградиться от беззакония провинциальных правителей.

Культура эпохи Муромати

Столичный сёгунат содействовал слиянию культур знати и самураев, что создало новую японскую культуру, отличительными чертами которой являлось сильное воздействие дзэн-буддизма и эстетических образов Китая.

Культуру первой половины 15 столетия принято называть культурой Китаяма, по имени горы, на которой сёгун Ёсимицу построил свою обитель, Золотой павильон. Данной культуре соответствовали величественность и красота в искусстве и архитектуре. Одним из ее великих достижений стало возникновение театра Но. Спустя полвека, в период властвования Асикаги Ёсимасы, появилась новая культура Хигасияма, именуемая в соответствии краем, где был построен Серебряный павильон. Данной культуре были присущи образы изящества и строгости, так называемые положения саби и ваби.


Маска театра но

сад Рёандзи культура Японии

Сад камней Рёандзи

Со временем составляющие культуры знати начали просачиваться в культуру народа. Большое количество знати и монахов покинули столицу из-за постоянной разоряющей борьбы за власть, и приносили в провинции традиции, умения и знания Киото. В региональных монастырях начали создаваться школы для детей крестьян и аристократов. В литературном творчестве стал популярным новый тип колаборативной поэзии рэнга и стиль иллюстрированных историй отогидзоси. Японские повара первыми принялись массово применять приправу мисо и соевый соус. В поселениях и сёлах укоренилось величественное проведение торжеств мацури, распространились танцы, к примеру, на праздник Обон.

Император Го-Дайго смог восстановить императорскую власть в Киото и свергнуть Камакуру Бакуфу в 1333 году. Однако возрождение старых императорских должностей при реставрации Kemmu (1334 г.) продолжалось недолго, поскольку старая система управления устарела и не действовала, а некомпетентные чиновники не смогли заручиться поддержкой могущественных землевладельцев. Трёхлетний период императорского правления в японской истории между периодом Камакура и период Муромати от 1333 до 1336 года. Реставрация Кемму была последним разом, когда Император Японии имел какую-либо власть до Реставрации Мэйдзи в 1868 году.

Асикага Такаудзи, когда-то сражавшийся за императора, теперь бросил вызов императорскому двору и преуспел в захвате Киото в 1336 году. Го-Дайго, бежал в Есино на юге Киото, где он основал Южный двор. В то же время в Киото был назначен еще один император, альтернативный. Это стало возможным благодаря спору о престолонаследии, который велся между двумя родами императорской семьи со времени смерти императора Go-Saga в 1272 году.

В 1338 году Takauji назначил себя сегуном и установил свое правительство в Киото. Район Муромати, где с 1378 года располагались правительственные здания, дал правительству и историческому периоду своё название.

Более 50 лет в Японии существовали два императорских двора: Южный и Северный. Они много сражались друг с другом. Северный двор обычно находился в более выгодном положении; тем не менее Южному удалось несколько раз захватить Киото на короткий промежуток времени, что приводило к регулярному разрушению столицы. Южный двор окончательно сдался в 1392 году, и страна вновь подчинилась одному императору.

Нажав кнопку, начнется загрузка самой полной и последней версии энциклопедии Японии с мультимедийными материалами. В Энциклопедии уделено большое внимание российско-японским отношениям. Дополнительно раскрыты следующие темы: города Японии, производство в Японии, острова Японии, развитие Японии, война с Японией и многое другое.

Попытка императора Го-Дайго вернуть себе в 1333 г. всю полноту власти в стране закончилась неудачно. Тому было немало причин как объективного, так и субъективного плана. И среди них немалую роль сыграло предательство. Военачальник Асикага Такаудзи, некогда соблазнившийся посулами Го-Дайго и выступивший под его знаменами против клана Ходзё, чьим вассалом он пребывал, не захотел сохранять верность и новому сюзерену. Чтобы не делить государственной власти с Го-Дайго, обладавшим немалым политическим влиянием, Асикага посадил на трон свою марионетку — нового императора Комё. Го-Дайго, не согласный с таким поворотом дел, добровольно отказываться от титула тэнно не захотел и с ближайшими приближенными сбежал из столицы на юг, где в горном городке Ёсино (провинция Ямато) основал свою резиденцию. Таким образом, в Японии стало сразу два императора и два императорских двора — Северный в Киото и Южный в Ёсино.

Что же касается реальной власти, то она продолжала пребывать в руках военных. В 1338 г. Асикага Такаудзи провозгласил себя новым сёгуном, оставил слишком аскетичную и чересчур удаленную от столицы Камакуру, переведя свою ставку в Киото. Его дворец был построен в киотоском квартале Муромати, что дало основание историкам впоследствии именовать годы существования сёгуната Асикага периодом Муромати (1333–1568).

Между тем на смену умершему Асикага Такаудзи пришел его сын Ёсиакира, которого, в свою очередь, на посту сёгуна сменил уже его сын Ёсимицу. Власть дома Асикага в стране длилась около 240 лет. Сёгуны Асикага были не столь могущественны, как руководители Камакурского сёгуната, и не сумели распространить свое безусловное влияние на все кланы.

Неэффективность государственного правления, своекорыстие чиновничества и даймё накладывались на весьма неблагоприятные природные ситуации. Засухи и наводнения уничтожали ту часть урожая, которая уцелела после проходов и боевых действий самурайских дружин. Одно за другим в стране вспыхивали крестьянские восстания, голодные бунты. Восставшие требовали сокращения размеров податей, смены ненавистных губернаторов-сюго и даже пытались создать некое подобие органов самоуправления провинциями. На волне этих событий кое-кто из местных феодалов постарался захватить власть в провинции, заняв место изгнанного или убитого сюго. Эти годы в японской историографии называются гэкокудзё (низшие побеждают высших).

Обороняясь от карателей сёгуна и даймё, крестьяне превращали свои деревни в укрепленные пункты, воздвигая тыны и частоколы. Этому примеру последовали и некоторые города, добивавшиеся самоуправления. Таких прав добились, в частности, города Сакаи (близ Осака) и Хаката (на севере Кюсю).

Особую остроту внутренние неурядицы приобрели во второй половине XV в. Некомпетентность властей достигла предела. Голод, засухи, наводнения, тайфуны, эпидемии опустошали страну. Если во времена Камакурского сёгуната правители страны, оставаясь крупными землевладельцами, хотя бы понаслышке были знакомы с сельскохозяйственным производством и его проблемами, то изнеженные и развращенные сёгуны Асикага не могли ничего противопоставить разгулу стихий, болезням, голоду. Они с головой ушли в интриги вокруг престолонаследия, распределения придворных синекур.

Сварой за ключевые посты в сёгунате была порождена и так называемая смута годов Онин (по названию годов царствования императора), длившаяся 11 лет, начиная с 1467 г. В военные действия было вовлечено почти 300 тысяч человек. Сражения волнами перекатывались через всю столицу, оставляя за собой развалины и пепелища. Затем из полуразрушенного Киото борьба перекинулась в провинции, втягивая в военное противостояние местных даймё и их дружины.

Если сопоставить исторические календари Японии и Европы, то этот период более известен в мире как время великих географических открытий. Пока Япония налаживала торговые связи с ближайшими соседями — Китаем, Кореей, странами Юго-Восточной Азии, пока ее пираты наводили ужас в округе, Васко да Гама проложил морской путь в Индию. И вот в 1543 г. шторм прибил к небольшому островку Танэгасима у южного побережья Кюсю корабль португальских авантюристов. Так европейцы впервые ступили на территорию Японии.

А в 1549 г. в Страну восходящего солнца прибыл испанский проповедник-иезуит Франциск Ксавье. Он, а затем и его последователи занялись насаждением католицизма в Западной Японии. Дело не ограничилось проповедями о житии Христа и его апостолов. Миссионеры строили больницы и школы, печатали свою религиозную литературу, делились с местными жителями основами европейских познаний в астрономии, географии, медицине. Постепенно католические миссии стали прибирать к рукам богатства буддийских монастырей. Местные даймё смотрели на этот процесс сквозь пальцы. Более того, заинтересованные в приобретении европейского оружия, они сами переходили в католичество и побуждали к этому своих вассалов. На рубеже XVI и XVII вв. каждый пятидесятый японец исповедовал христианство. (Примечательно, что в современной Японии, где свобода совести гарантирована, процент верующих-католиков в два раза ниже.)

Рубеж XV и XVI вв. стал важной вехой в истории удаленных друг от друга на тысячи километров Европы и Японии. И там, и тут начался процесс преодоления феодальной раздробленности, предпринимались попытки объединения государств под сильной авторитарной властью. Для Японии эта тенденция связана прежде всего с именем даймё Ода Нобунага.

Владения Нобунаги, сравнительно небольшие, располагались в провинции Овари в центральной части острова Хонсю рядом с нынешней Нагоей. Ода Нобунага едва ли не первым из японцев оценил значение огнестрельного оружия. Его вооруженные мушкетами отряды асигару легко добивались перевеса в схватках с дружинами соседних княжеств. В 1560 г. Нобунага разбил войска Имагавы Ёсимото — даймё богатой провинции Микава (ныне часть преф. Айти). Победа вдохновила полководца на новые походы. Громя армии соседей, захватывая их территории, подчиняя своей воле сильные буддистские монастыри, Нобунага довольно быстро объединил под своим началом почти половину Японии.

Однако у Нобунаги были и могущественные противники. Среди них особенно выделялся своим упорным сопротивлением буддистский монастырь Исияма Хонгандзи. Его монахи и прихожане не раз восставали против навязываемой им силой власти клана Нобунага. Во время одного из таких выступлений в 1570 г. они убили брата Нобунаги. Разгневанный Ода дважды пытался с наскока захватить Нагасиму, центр бунтовщиков, и неудачно. Только долгая морская и сухопутная осада сломила сопротивление. Половина оборонявшихся умерла от голода, всех остальных казнили солдаты Нобунаги. В ходе карательной экспедиции погибло около 20 тысяч человек. Нобунага безжалостно расправлялся с противниками, считая, что только крепкая рука и сильная воля способны объединить Японию.

Ода Нобунага считался последовательным сторонником сёгуната. Именно он в 1568 г. привел к власти Ёсиаки Асикага, пятнадцатого (и последнего!) сёгуна этой династии. Но в 1573 г. тот же самый Нобунага лишил Ёсиаки сёгунских полномочий. Период Муромати закончился.


Период Му́рома́ти (яп. 室町時代 муромати дзидай; 1336 — 1573) — период в истории Японии, на протяжении которого существовала ставка сёгуна в Муромати.

Название периода происходит от наименования улицы Муромати в Киото, куда в 1336 году была перенесена ставка сёгуна. События, произошедшие со второй половины XV века получили название Эпоха Сэнгоку. Несмотря на непрекращающиеся войны и мятежи, эти времена характеризуются процветанием внешней и внутренней торговли, а также подъемом сельского хозяйства, промышленности, и инженерного дела. В эти же времена японские пираты атаковали некоторые области Кореи и Китая.

История 235-летнего правления сёгуната Асикага началась в 1336 году, когда противостояние императора Го-Дайго и сёгуна Асикага Такаудзи положило начало существованию Северного и Южного правительств. Го-Дайго, будучи свергнутым Такаудзи, бежал на юг, в Ёсино, где основал свой двор. Асикага Такаудзи обосновался в столичном районе Муромати, где в 1338 году была открыта ставка сёгуна. История сёгуната Асикага закончилась свержением 15-го сёгуна Асикага Ёсиаки, совершенным Ода Нобунага в 1573 году.

События, происходившие с преобразований 1493 году стали называть Эпохой воюющих провинций. По другому распространенному мнению, начало этим событиям положила Война годов Онин (яп. 応仁の乱 о:нин но ран) в 1467 году.

Читайте также: