Перинатальные матрицы грофа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Предлагаемый текст отражает собственное мнение автора и ни в коей мере не претендует на полноту, объективность и глубину постижения проблемы. Перед большим количеством утверждений необходимо приставлять слово “якобы”. Читатель может приставлять это слово по своему желанию и в зависимости от своих убеждений. Перинатальная психология – новое направление в психологии, очень модное. Как наука существует около 30 лет и быстро развивается в цивилизованных странах. Создана Всемирная Ассоциация перинатальной психологии, отделения в городах и странах.
Перинатальный – понятие, состоящее их 2 слов:
пери (peri) – вокруг, около и
натос (natalis) – относящийся к рождению.
Таким образом, перинатальная психология – это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только что родившегося. Классически терминология следующая – неродившегося ребенка, находящегося в утробе матери, называют плодом. После рождения ребенок называется новорожденным в течение 4 недель.

Перинатальная психология предполагает 2 базовых аксиомы:

  • наличие психической жизни плода;
  • наличие долговременной памяти у плода и новорожденного.

Перинатальная психология изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новороденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка – это редкий пример деятельности, когда разные специалисты в общем, находят общий язык. А занимаются этим психологи, психотерапевты, акушеры, педиатры, педагоги.
Предполагается, что долговременная память плода распространяется на события, происходящие во время беременности, родов, в послеродовом периоде. Эти события влияют на формирование подсознания и на формирование психических и поведенческих реакций взрослого человека.

Особенно сильно перинатальные события влияют на:

  • поведение человека в критических ситуациях: стресс, развод, служебные трудности, аварии и т.п.
  • тягу человека к экстремальным видам спорта, службе в армии и отношению к войне, отношение к сексу, азартным играм и вообще ко всему “острому”.

Иначе говоря, на перинатальную психологию при желании можно списать все, что угодно.

Перинатальные матрицы

Основателем теоретической базы считается Станислав Гроф, американц чешского происхождения. Он вывел теорию перинатальных матриц. Эта теория с вдохновением пересматривается множеством последователей. Кратко его основные положения заключаются в следующем. У человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послерового периода.

Они называются базовыми перинатальными матрицами.

  1. Матрица наивности. Эта матрица соответствует периоду беременности до момента начала родов. Когда начинается ее формирование – не очень ясно. Скорее всего для нее необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода – т.е. 22-24 недели беременности. Некоторые авторы предполагают клеточную память, волновую память и т.п. В этом случае матрица наивности начинает формироваться сразу после зачатия и даже до него. Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством давным-давно.
  2. Матрица жертвы. Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Примерно соответствует 1 периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а “выход” из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть скомпенсироваться. С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода и формирует паталогическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери, боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода и тогда матрица жертвы также формируется паталогическая. При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, при экстренном – формируется.
  3. Матрица борьбы. Примерно соответствует 2 периоду родов. Формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это спорно. Скорее всего, она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.
  4. Матрица свободы. Начинается с момента рождения и формирование ее заканчивается либо в период первых 7 дней после рождения, либо в первый месяц, либо создается и пересматривается всю жизнь человека. Т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. Разные исследователи по разному оценивают продолжительность формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.

Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы (например, если было кесарево сечение, если ребенок попал сразу после рождения в детскую больницу и был разлучен с матерью и т.п.).
Сам С. Грофф, занимаясь перинатальными матрицами, проводил опыты с использованием ЛСД на 5 тысячах человек. Он сравнивал разные типы галлюцинаций у этих людей с обстоятельствами их рождения. Кроме того, Грофф пытался установить связь базовых перинатальных матриц с теми психосоматическими заболеваниями (язвенная болезнь, гипертония, колит, нейродермит и т.п.), которыми испытуемые болели во взрослом возрасте. Сейчас для взрослых существуют методики прохождения и исправления своих матриц с помощью методик холотропного дыхания, т.е. дыхания с созданием управляемой гипоксии. Это довольно сложное мероприятие проводится только специалистами – психологами.

Пути передачи информации

Если мы признаем наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной плоду и обратно. По современным представления существуют 3 основных пути:

  1. Традиционный – через маточно-плацентарный кровоток. Через плаценту передаются гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями. Таковы, например, гормоны стресса, эндорфины, и т.п.
  2. Волновой – электро-магнитное излучение органов, тканей, отдельных клеток и т.п. в узких диапазонах. Например, есть гипотеза, что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях, может принять не любой сперматазоид, а только тот, который совпадает с ней по характеристикам электро-магнитного излучения. Зигота (оплодотворенная яйцеклетка) тоже извещает материнский организм о своем появлении на волновом уровне, а не на гормональном. Так же, больной орган матери излучает “неправильные” волны плоду и соответствующий орган у будущего ребенка может сформироваться тоже паталогичным.
  3. Водный – через водную среду организма. Вода может являться энергоинформационным проводником, и мать плоду может передавать некую информацию просто через жидкостные среды организма.

Электро-магнитное поле беременной женщины работает в милиметровом диапазоне, изменяется в соответствии с изменениями окружающей среды и играет роль одного из механизмов адаптации. Ребенок, в свою очередь, тоже обменивается с матерью информацией в этом же диапазоне.
Интересно, что проблема суррогатного материнства может быть рассмотрена совсем с другой стороны. Суррогатная мать, вынашивающая чужого (генетически) ребенка в течении 9 месяцев, неизбежно информационно влияет на него, и это получается частично ее ребенок. Вынашиваемый ребенок так же влияет на свою биологически неродную мать.
Проблема “нежеланных детей”, т.е. детей нежеланных для одного из родителей или для обоих, детей нежеланного пола, детей с дальнейшим нарушением социальной адаптации – это хлеб большой армии специалистов в цивилизованных странах. “Нежеланность” – очень расплывчатое понятие. Кому из родственников мешает появление этого ребенка, когда, по какой причине – всегда по-разному. Как дети в перинатальный период узнают о своей нежеланности? Может быть, потом на нежеланность спихиваются все проблемы человека, которые больше не на что списать.
Занимаются этими проблемами энтузиасты и все это, не более чем, гипотезы, хотя и очень красивые и, хочется верить, в чем-то верные.

Практические выводы

Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно? Перинатальная психология утверждает, что не только можно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания.
Главное – это достаточное количество положительных эмоций, испытываемых матерью. Классически беременным предлагалось смотреть на красивое, на природу, на море, не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если мать рисует, даже не умея этого делать, и в рисунке передает свои ожидания, тревоги и мечты. Огромный положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится “мышечная радость”, которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при длинных прогулках.
Для восприятия всего этого плод использует свои органы чувств, которые внутриутробно развиты в разной степени.

Осязание

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Новорожденный тоже испытывает “тактильный голод” и существует понятие “тактильного насыщения”, которое должно произойти к 7 месяцам, если ребенка достаточно носят на руках, массируют и вообще трогают. В Голландии есть система, называемая “гаптономия”. Это система тактильного взаимодействия матери и плода. Можно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это – формы первой игры. С ребенком может играть и отец.

Слух

Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо. В первые дни им может мешать жидкость в полости среднего уха – это околоплодные воды, которые не успели вытечь или всосаться. Некоторые дети сразу слышат хорошо. Внутриутробно дети тоже слышат, но им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Поэтому внешние звуки доходят до них плохо. Но мать они слышат хорошо, т.к. акустические вибрации доходят до них через организм матери. Новорожденные узнают песни, которые им пели матери, стук сердца и ее голос.
Музыкой и беременностью занимается множество специалистов во всем мире. Доказано, что дети, матери которых пели во время беремености, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам, усидчивее. Недоношенные, у которых в кювезе играет хорошая музыка, лучше прибавляют в весе. Вдобавок поющие матери легче рожают, т.к. у них нормализуется дыхание, они научаются регулировать выдох.
Для того, чтобы ребенок мог услышать отца, необходимо сделать большой картонный рупор, положить его на живот и говорить или петь в него.
Можно класть на живот наушники или засовывать их за бандаж и включать спокойную музыку. Но долго глушить ребенка музыкой нельзя, т.к. это все же является некой агрессией. По поводу того, какая музыка нужна ребенку и когда, есть множество версий и даже в Консерватории проф. Юсфин этим занимается. Некоторые считают, что ребенку нужен Моцарт и Вивальди, некоторые – что народные протяжные песни и колыбельные, некоторые – что популярная легкая музыка.

Зрение

Реакция зрачков на свет наблюдается с 24 недель беременности. Проходит ли красная часть спектра в матку, как некоторые считают, не очень ясно. Новорожденый видит достаточно хорошо, но не умеет фокусировать свое зрение, поэтому видит все расплывчато. Точно не ясно, какие объекты он видит лучше – на расстоянии 25-30 см (т.е. лицо матери, когда ребенок лежит у груди) или 50-70 см (игрушка – карусель). Скорее всего, это расстояние индивидуально. Но игрушку вешать надо при первой же возможности.
Игрушки по некоторым наблюдениям, должны быть черно-белыми или блестящими, или желтыми. Идея, что ребенок видит все в перевернутом виде не находит подтверждения.
Существует понятие “бондинг” (“присоединение”, “запечетлевание”) – это очень важное мероприятие по восстановлению первого эмоционального контакта новорожденного с матерью после рождения. Обычно через несколько минут после рождения ребенок начинает смотреть матери в глаза очень осознанно и разглядывать ее лицо. Часто это происходит до того, как он взял грудь, иногда через час-два после родов. Действительно ли он разглядывает черты ее лица или нет – сказать трудно, но это очень впечатляет всех.

Вкус и Обоняние

Внутриутробно ребенок ощущает вкус, т.к. с 18 недель пьет околоплодные воды, а их вкус несколько меняется, в зависимости от пищи матери. При обилии сладкой пищи воды сладкие. Обоняние же появляется достаточно поздно и некоторые доношенные новорожденные не слышат запаха молока матери несколько дней после рождения. Дети в возрасте 10 дней уже отличают свою мать по запаху.

Литература

  1. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. СПб, 2000
  2. С.Грофф. За пределами мозга.
  3. Психика и роды. Под ред. Айламазяна
  4. Материалы 5-и Конференций по Перинатальной психологии в родовспоможении. СПб 1997-2001
  5. Материалы Конференции по Перинатальной Психологии и Медицине, Иваново, 2001
  6. Перинатальная психология и акушерство, Волгоград, 2001

В 60-х годах чешский психиатр Станислав Гроф работал над концепцией перинатальной и трансперсональной психологии. Применяя ЛСД, который в те годы был разрешен, и технику холотропного дыхания, ученый исследовал бессознательные воспоминания психики об опыте рождения и эмбриональном развитии. Простыми словами, Гроф пытался понять, как внутриутробная жизнь и процесс родов влияют на дальнейшее поведение человека – его характер, решения и поступки, сексуальные предпочтения, склонность к зависимостям.

Так была создана теория базовых перинатальных матриц (БПМ), которую сегодня активно изучают продвинутые мамочки на курсах будущих родителей. Несмотря на то, что эта концепция неоднократно подверглась критике, мы попробуем разобраться в главных идеях перинатальных матриц и их влиянии на нашу жизнь.

Как роды влияют на психику ребенка? Базовые перинатальные матрицы

БПМ-1. Матрица наивности (от момента зачатия до первых схваток)

Ребенок на этой стадии получает опыт пребывания в материнской утробе, его будущее зависит от того, какими будут переживания – положительными или отрицательными. Если мама хотела ребенка, заботилась о своем самочувствии, пребывала в комфортном состоянии – он вырастет гармоничной личностью с высоким жизненным потенциалом.

Но если мама много стрессовала, пила алкоголь, травила тело токсинами, не хотела ребенка – малыш родится с чувством вины, будет ощущать себя одиноким и нежеланным, у него возникнут проблемы с идентификацией, может развиться невроз или психическое расстройство (шизофрения, паранойя, аутизм). Такой ребенок всю жизнь будет чувствовать агрессию от окружающей среды, не сможет доверять миру.

На этом этапе матка начинает сжиматься и надавливать на плод, как бы выталкивая его наружу, ребенок перестает получать питательные вещества и кислород в необходимых объемах. По заверениям Грофа, если что-то на этой стадии пойдет не так, человек всю жизнь будет страдать повышенной тревожностью, у него может развиться клаустрофобия, чувство беспомощности, неумение добиваться своих целей. Если схватки проходят идеально - формируется сильная воля, настойчивость и уверенность в своих силах.

БПМ-3. Матрица борьбы (прохождение по родовым путям)

На этой стадии у плода начинается настоящая борьба за жизнь, он выходит из матки и движется по узкому родовому каналу в условиях нехватки кислорода, полагаясь только на себя. Если все пройдет хорошо, он справится – у него сформируется программа победителя, которому все по плечу. Если путешествие будет мучительно долгим и выматывающим, бессознательное ребенка усвоит, что жизнь – это бесконечная борьба. Рождение попой вперед – стремление отличаться, все делать не так, как другие.

При негативном сценарии ребенок не может сам преодолеть путь, чтобы ему помочь, акушеры используют щипцы, давят на живот матери. Это чревато болезненными воспоминаниями, такие дети могут быть очень ранимыми, чувствительными, отказываться от помощи (ведь самая первая была неприятной). Если мама рожает с обезболивающими, по Грофу это повышает предрасположенность ребенка к наркотической зависимости. А кесарево сечение отнимает у плода момент борьбы за свою жизнь, поэтому такие дети не чувствуют опасности, у них может отсутствовать инстинкт самосохранения.

Однако если роды идут по негативному сценарию – с применением анестезии, давления, кесарева сечения – ребенок получает опыт отторжения, боли и страха. Если младенца или маму увозят в реанимационную, отрывая друг от друга, в будущем это может вылиться в отчуждение, непонимание, страх близости или тотальную зависимость от матери, когда чадо невозможно оставить одного даже на минуту – тут же начинается истерика.

Коррекция негативного опыта рождения: как работать с родовой травмой у ребенка?

Если во время родов что-то пошло не так, ребенок получает негативный опыт рождения – не стоит паниковать, психика человека подвижна, все можно скорректировать. Особенно хорошо работать с ребенком до трех лет, матрицы которого остаются гибкими. Общая рекомендация родителям – больше телесного контакта с малышом. Кладите младенца себе на животик, гладьте его, нашептывайте ему слова любви, говорите, как вы рады его появлению.

Начиная с двух лет, можно внедрять элементы арт-терапии и игровой терапии под наблюдением детского психолога. А во взрослом возрасте хороший результат дают терапевтические игры, на которых участникам приходится заново переживать опыт рождения в позитивном ключе. Альтернатива таким занятиям – обучение технике холотропного дыхания или прохождение телесно-ориентированной терапии.

Что еще нужно знать родителям о перинатальных матрицах?

4 матрицы Станислава Грофа

Матрица 1. Рай или матрица любви

Также очень важно, чтобы мамин организм работал как швейцарские часы. Здоровая беременность – верный залог того, что малыш будет чувствовать себя комфортно, ожидая от жизни только приятных сюрпризов.

Ваша задача: заложить в подсознание ребенка позитивное отношение к миру и к себе.

Время на решение: ваша беременность.

Правильный результат: уверенность в себе, открытость.

Отрицательный результат: заниженная самооценка, застенчивость, склонность к ипохондрии.

Возможные ошибки при решении задачи:

  • Эмоциональный дискомфорт, испытываемый мамой;
  • Ожидание ребенка строго определенного пола;
  • Попытка прервать беременность.

Матрица 2. Ад или матрица жертвы

Именно в схватках ребенок учится справляться с трудностями, проявлять терпение и стрессоустойчивость.

Справившись со своими страхами, мама может контролировать течение схваток. Это позволит ребенку получить колоссальный опыт самостоятельного решения проблем.

В период схваток малышу просто необходимо чувствовать поддержку мамы, ее сопереживание ему.

Ведь сейчас он должен научиться смело смотреть в будущее. Если результатом борьбы стало благожелательное принятие его в новый, добрый, славный мир, то он снова возвращается в рай. Эти чувства ребенок может испытать только в животе у мамы. Там, где можно ощутить ее тепло, запах, сердцебиение. Затем новорожденного прикладывают к груди, и он еще раз получает подтверждение тому, что любим и желанен в этом мире, что у него есть защита и поддержка.

Ваша задача: сформировать правильное отношение к трудностям и терпение.

Время на решение: схватки.

Правильный результат: терпеливость, усидчивость, стойкость.

Отрицательный результат: слабость духа, мнительность, обидчивость.

Возможные ошибки при решении задачи:

  • Стимуляция родовой деятельности
  • Кесарево сечение
  • Паника, испытываемая мамой

Результатом этого могут стать проблемы реализации себя в конкурентной среде, которые будет испытывать человек в будущем.

Считается, что если кесарево сечение было плановым, и малыш не прошел задуманное природой испытание схватками, впоследствии он будет пытаться убежать от проблем, а не решать их самостоятельно.

3 матрица. Чистилище, или матрица борьбы

Третья матрица закладывается, когда ребенок проходит через родовые пути. По времени – недолгий срок, но не стоит его недооценивать. Ведь это первый опыт самостоятельных действий малыша. Поскольку теперь он борется за жизнь сам, а мама лишь помогает ему появиться на свет. И если вы в этот критический для ребенка момент окажете ему должную поддержку, в преодолении трудностей он будет достаточно решителен, активен, не испугается работы, не будет бояться ошибиться.

Проблема в том, что к родовому процессу нередко подключаются врачи, и их вмешательство не всегда оправдано. Например, если доктор надавит на живот роженице для продвижения плода (как это нередко происходит), у ребенка может сложиться соответствующее отношение к труду: пока не подскажут, не подтолкнут – человек в нерешительности не двинется с места и будет упускать счастливые возможности.

Третья матрица также связана с сексуальностью.

Подсказка к родам: Роженица, находящаяся в измененном состоянии сознания, склонна воспроизводить сценарий своего собственного рождения. А что видели наши мамы в советских роддомах? За редким исключением, увы, ничего хорошего.

Изменить эту картину можно:

  • Записавшись на специальные курсы по подготовке к родам
  • Заблаговременно подобрав хороший роддом. Причем нужно обращать внимание не только на громкое имя и техническую оснащенность, но и на готовность персонала поддержать ваше желание родить естественным путем и желательно без медикаментозного вмешательства
  • Соотнеся решение о кесаревом сечении или анестезии с информацией о перинатальных матрицах. Если подобные манипуляции обусловлены не медицинскими показаниями, а желанием комфорта, вы сознательно причините вред психики ребенка.

Ваша задача: формируется работоспособность и решительность.

Время на решение: роды.

Правильный результат: решительность, мобильность, сила духа, трудолюбие.

Отрицательный результат: боязливость, неумение постоять за себя, агрессивность.

Возможные ошибки при решении задачи:

Поправка для кесарят: Влияние третьей матрицы у них ослаблено настолько, что становится очевидным – малыш, родившийся через кесарево не сможет вырасти целеустремленным и деятельным человеком.

4 матрица. Снова рай, или матрица свободы

Подобный ритуал стал уже давно традиционным в Европе, как, впрочем, и во многих отечественных роддомах. Однако немало остается и таких, где мама и малыш находятся отдельно друг от друга, что, с точки зрения теории Грофа, очень опасно. Ведь так ребенок усваивает, что все его труды и страдания напрасны. А раз награды ждать не приходится, то и будущее ждет его нерадостное.

Ваша задача: формирование отношения ребенка к жизненным перспективам и очное знакомство с миром.

Время на решение: первые часы жизни.

Правильный результат: высокая самооценка, жизнелюбие.

Отрицательный результат: лень, пессимизм, недоверчивость.

Коррекция матриц после родов

Если имело место кесарево сечение, нужно:

Если имела место тяжелая беременность или разлука с ребенком в роддоме, нужно:

Если имело место наложение щипцов, нужно:

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Публикации НИИ

Год публикации: 2005

Автор: Шамиль Ташаев


Санкт-Петербург

Введение

Изучение психологической структуры личности человека вплоть до совсем недавнего времени было сопряжено с трудностью преодоления механико-материалистического взгляда на феномен Сознания. Один из главных путей исследования феномена Сознания — это картографирование психики человека. Картографирование психики стало возможным только в последние несколько десятилетий двадцатого века. Из множества попыток создания целостного подхода к исследованию человеческой психики на основе картографирования можно выделить несколько сформировавшихся направлений:

Если мы постулируем, что Сознание есть одна из форм существования Материи, то, следовательно, научный подход к его изучению также правомочен, как и к другим формам (корпускулярной, полевой и тд.). Что представляет собой научный процесс познания, осуществляемый Человеком? Прежде всего, это адекватный подбор соответствующих инструментов познания, при помощи которых можно наблюдать и описать явление или процесс. Затем изобретаются единицы измерения их определённых свойств и на этой основе определяют законы взаимодействия какой-либо известной части этой формы с другими её известными частями или данной формы Материи с другими формами существования Материи. На этой основе можно делать прогнозы. То есть Знание качественных и количественных характеристик определённой формы Материи позволяет открывать (создавать) Законы взаимодействия или по иному — реализации-функции этой формы — и использовать это Знание для практических целей. Под практическими целями подразумевается совершенствование старых и создание новых направлений деятельности человека, что одномоментно отражается на самой Эволюции человека и всей среде его обитания. Это, по-видимому, и является основной целью реализации-функции, как Человека, так и Человечества в целом, то есть создание Ноосферы или по иному — освоение опыта всех форм существования Материи как таковой.

Именно с точки зрения создания инструментов взаимодействия мы и хотим рассмотреть выявленные и описанные С. Грофом четыре базовых перинатальных матрицы (БПМ). Однако, создание любых инструментов невозможно (бессмысленно) без определённого представления о том, с чем надо взаимодействовать, то есть без создания Картины Мира. Такая первичная Картина Мира импринтируется в мозг плода по мере его созревания и готовности к появлению на свет в виде уже не плода, а человека. И уже на эту первичную Картину Мира накладывается новая, создаваемая родителями и социумом, в котором растет и развивается человек.

Основная часть

Во-первых, это схожесть картин личного опыта переживаний плода во время той или иной БПМ и многих мифологических сюжетов.

Во-вторых, когда у человека во взрослом состоянии возникают по жизни почти непреодолимые трудности, он вновь иногда возвращается к образам первоначальной Картины Мира, как заблудившийся турист пробует определить своё местонахождение по имеющейся у него карте.

В-третьих, человек часто по жизни использует те или иные навыки, выработанные во время взаимодействия плода с первичной Картиной Мира. То есть человек ещё в утробе приобретает некоторые способы защиты своей личности, то есть приходит в этот мир уже защищённым.

Схематично С. Гроф описывает импринты в виде четырех базовых перинатальных матриц, представляющих собой комплексы ощущений, чувств и образов, которые возникают у плода во время его пребывания в лоне матери, начиная с появления зародыша и вплоть до рождения ребенка. Границы каждой из перинатальных матриц соответствуют определённому физиологическому периоду беременности. Комплексы ощущений пациента во время изменённого состояния сознания, достигаемого при помощи специальных техник тренинга, а иногда и спонтанно, могут с поразительной точностью соответствовать реальному физическому состоянию плода в тот или иной период беременности и начавшегося процесса родов. Очень часто сами пациенты, обучающиеся освоению измененных состояний сознания, без подсказки психотерапевта связывают свои ощущения в этих состояниях с тем или иным периодом своего внутриутробного развития, причём проверка объективных деталей биологического развития плода и рождения ребенка постфактум (там, где это ещё возможно), как правило, всегда подтверждает догадку пациента. Так, например, в наших исследованиях измененного состояния сознания ощущения дискомфорта, видение себя на загаженном морском дне, занятым поисками съедобной пищи связывались испытуемым со своим внутриутробным развитием. В последствии у него в детстве, по рассказам матери, наблюдался неуёмный аппетит в отношении пригодной для приёма пищи и полный отказ от пищи при незначительных признаках её непригодности. Мать говорила, что она никогда не боялась, что ребёнок её может каким-либо образом отравиться, в том числе и оставленными на виду лекарственными средствами.

Характерный пример: мама, единственная кормилица семьи из шести человек, осталась в 1943 году с тяжело больным мужем, двумя женщинами пожилого возраста и двумя маленькими детьми на руках. На свою третью беременность она не обращала никакого внимания, важно было заработать на прокорм семьи. Сама питалась нерегулярно, в основном тем, что осталось от остальных, при этом работала как минимум в две смены на химически вредном производстве. Став взрослым, испытуемый во время любого неопределенно-тревожного состояния, ощущал неуёмный аппетит или неудержимую тягу к табакокурению. Испытуемый много раз пробовал бросить курить и всякий раз безрезультатно. Характерно, что после этого перинатального переживания аппетит испытуемого во время любой тревожащей ситуации не переходил границы физиологической нормы, и испытуемый без особых трудностей отказался от табакокурения.

Таким образом получается, что восстановление в памяти первоначальной Картины Мира ослабило стрессорное напряжение на испытуемого и помогло ему освободиться от вредной привычки. Возможно, это и есть один из значимых механизмов широко известного положительного терапевтического воздействия холотропных состояний на человека.

Таким образом, как мы и говорили, другим важным моментом имприн-тинга перинатальных матриц, великолепно описанных С. Грофом, является, на наш взгляд, приобретение и оттачивание навыков взаимодействия с окружающей Реальностью.

Третья клиническая стадия родов — переживание смерти и воскресения — когда плод выходит из лона матери, соответствует по С. Грофу четвертой перинатальной матрице. Напряженная борьба продвижения по родовым путям вдруг сменяется чувством очищения, искупления и мистического прорыва. Рассказы пациентов, переживших состояние четвертой перинатальной матрицы, изобилуют описанием ослепительного света, а иногда фейерверков цвета. Возникает чувство радости, освобождения, преодоления.

В обоих случаях несомненным является факт понижения уровней ситуативной и глубинной тревожностей по тесту Спилберга-Ханина (обе выборки по 30 человек) соответственно на 34±7% (Р


В работах Грофа и некоторых его последователей постулируется, что опыт рождения открывает доступ к трансперсональному уровню психики и сам содержит трансперсональные элементы, однако не все трансперсональные и перинатальные психологи согласны с такой характеристикой. Идея перинатальных матриц подвергается критике как малообоснованная и многими исследователями считается ненаучной. Тем не менее, концепция перинатальных матриц рассматривается в некоторых научных работах, как в сочетании с эзотерическими и мистическими воззрениями, так и отдельно от них.

История

В 2000-х годах Гроф с Ричардом Тарнасом ввели в свою версию концепции БПМ астрологию, проассоциировав четыре БПМ с четырьмя архетипами, которые они в свою очередь астрологически сопоставили четырём внешним планетам.

Базовые перинатальные матрицы

В том случае, если во время беременности были те или иные патологические отклонения, то в содержание БПМ-I могут добавиться негативные элементы. Также на это может влиять плацентарная недостаточность, стеснение плода в матке по мере его роста, угроза выкидыша, отравление токсинами, в том числе алкоголем, никотином. Негативные переживания могут включать в себя ощущения изолированности, паранойи, ненависти, насторожённости. Могут присутствовать ощущения отравления, загрязнённых водоёмов, заражённой или опасной природы, кровавых апокалиптических видений, человек может отождествлять себя со смертниками в газовых камерах, солдатами, подвергшимися действию химического оружия.

БПМ-II

БПМ-III

БПМ-III Гроф назвал фазой борьбы смерти и возрождения. Эта фаза соответствует второй фазе родов, при которой матка продолжает сокращаться, но шейка матки уже открыта и плод может постепенно проходить через родовой канал. Прохождение по родовому каналу становится для ребёнка первым опытом сознательного преодоления пути. К ограничениям и проблемам, которые присутствуют уже в БПМ-II, добавляются новые: асфиксия может только возрастать, есть возможность, что рождающийся ребёнок вступит в контакт с околоплодной жидкостью, кровью, слизью, мочой и даже калом. При регрессе до данного этапа могут наблюдаться ощущения борьбы, потрясений, боли, движения и прогресса. Могут повторяться движения головой, характерные для движений младенца, продвигающегося по родовому каналу. Паттерн БПМ-III может включать в себя переживания титанической борьбы, садомазохистские и скатологические элементы, половое возбуждение, архетипические образы мифологических и культурных героев, встречу с огнём и так далее.

БПМ-IV

БПМ-IV Гроф назвал фазой переживаний смерти и возрождения. Эта фаза относится непосредственно к рождению и первым минутам и часам после него. Биологическая основа данного этапа связана с окончательным разрывом с телом матери, началом дыхания, а также реакцией ребёнка на кесарево сечение, анестезию, акушерские щипцы и другие новые ощущения. Как и в случае с другими матрицами, в регрессивных терапевтических переживаниях могут присутствовать как ощущения конкретных физиологических и биологических событий, так и ощущения различных символических и архетипических образов и других явлений. Чувства освобождения, любви, принятия, спасения и искупления грехов могут перемежаться с чувствами возмущения, отторжения, недоумения, краха, эмоциональной гибели, поражения и вечного проклятия. БПМ-IV может быть насыщена архетипическими образами, связанными с смертью и возрождением, раем и адом, ощущением яркого света.

Оценки

Идея о перинатальных матрицах подвергается критике как ненаучная и не связанная с традиционной психологией. Негативное мнение связано с вольной, с точки зрения критиков, интерпретацией переживаний под воздействием ЛСД, со вторичными по отношению к восточной философии трактовками. Данная критика находится в общем тренде с критикой трансперсональной психологии в целом. Также существует точка зрения, по которой есть некоторое противоречие в работах Грофа: концепция перинатальных матриц оценивается как детерминистская, в то время как сам Гроф критикует детерминистские и редукционистские подходы.

С точки зрения И. В. Добрякова, идея базовых перинатальных матриц может рассматриваться в рамках перинатальной психологии, при этом отмечается, что использование парапсихологических и мистических элементов теории перинатальных матриц дискредитирует перинатальную психологию. Кроме того, его мнение можно понять как несогласие с исходными формулировками Грофа, в которых утверждается, что опыт биологического рождения — трансперсональный.

Некоторые христиане также подвергают критике идею перинатальных матриц как ненаучную, при этом подвергается сомнению целесообразность использования ЛСД при проведении исследований такого рода, что также соответствует общей критике трансперсональной психологии как направления. Развитие трансперсональной психологии воспринимается как экспансия в духовную сферу.

Одним из существенных возражений на модель БПМ Гроф считает то, что на момент родов и в первые месяцы жизни нервы ребёнка ещё не миелинизированы. По мнению Грофа, с точки зрения современной нейрофизиологии недостаток миелина у новорождённых означает невозможность формирования воспоминаний. Тем не менее, существуют исследования, не связанные с концепцией БПМ, по данным которых у новорождённых имеется визуальная или аудиовизуальная память. Также по данным ряда исследований, не связанных с концепцией БПМ, возможна связь между течением беременности и родов и дальнейшим психическим развитием ребёнка.

Отмечается значительная связь между теорией о перинатальных матрицах и работами Карла Густава Юнга. Продемонстрирована общность различных аспектов перинатальных матриц с архетипическими и мифологическими образами. Например, указывается на связь скатологического аспекта БПМ-III с мифом о Авгиевых конюшнях, связь аспекта смерти и возрождения БПМ-IV с библейскими темами воскресения Христа, воскресением или околосмертным опытом древнеегипетского Осириса, древнегреческих Адониса, Диониса, Орфея и т. п.

Читайте также: