Периэки это в древней греции кратко
Обновлено: 08.07.2024
Зайков А. В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры: [учеб. пособие] / А. В. Зайков; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013. — 196 с.
4. Периэки
В современном антиковедении существует несколько различных мнений относительно того, какое место в социальной стратификации спартанского общества занимало сословие периэков. Остановимся на наиболее важных точках зрения.
Дж. Ларсен, высказывая вслед за В. Эренбергом более осторожную позицию относительно этнического происхождения периэков (несмотря на то, что дорийский элемент среди периэков преобладал, имелся также и значительный додорийский элемент), характеризовал положение этого сословия как нечто среднее между порабощенным населением и союзниками. По его мнению, первоначально связи Спарты с периэкскими общинами ничем не отличались от связей с соседями за пределами Лаконики и Мессении. Позднее, в конце VI в., после создания Пелопоннесского союза, периэки вошли в ее состав как члены с меньшими правами. Спартанское государство Ларсен рассматривает как симмахию и симполитию одновременно 3 .
с. 69 Ф. Хампль рассматривал периэков как потомков той части дорийского этноса, которая должна была удовольствоваться в Лаконике более худшей землей. Он не отрицает наличия и ахейского элемента в среде периэков. С течением времени данная часть населения была лишена многих прав и превратилась в демос по отношению к спартиатам-аристократам 4 . Одним из элементов его теории является положение о том, что периэки эксплуатировали на своих клерах илотов 5 .
Уже этот выборочный обзор ясно показывает наличие различных, иногда диаметрально противоположных подходов к проблеме сословного статуса периэков. Амплитуду мнений можно наметить следующими главными пунктами:
1) периэки — это некая группа населения, по своему общественному положению стоящая между гражданами-спартиатами и илотами;
2) периэки — это группа населения, находящаяся в особой, по сути — феодальной связи со спартанскими царями и противостоящая общине спартиатов;
с. 70 3) периэки — это чужаки или союзники Спарты;
4) периэки — это дорийский демос в спартанском полисе, противостоящий дорийской аристократии — спартиатам.
Носителями государственного суверенитета, распространявшегося на территорию Лаконики и Мессении (на территорию последней — до 371 г.), выступали апелла, собиравшаяся в городе Спарте, герусия, комплектовавшаяся из представителей наиболее почтенных спартиатских семей, и коллегия эфоров, избиравшаяся из спартиатов. Основные политические функции спартиатов были связаны с возможностью и необходимостью участия в работе и избрании этих органов. Известно, что периэки не могли быть избраны ни в герусию, ни в эфорат. Вероятно, они не имели права голоса и в апелле 12 . Тем не менее опрометчивыми являются утверждения, что периэки были совершенно лишены всяких политических функций и прав. В возможности иной постановки вопроса (а именно: каков был политический статус периэков?) убеждают нас имеющиеся свидетельства о поручении представителям этого сословия важных дипломатических заданий (периэк Фринис — Фукидид, VIII. 6. 4; ср.: Исократ, XII. 180), но особенно характер участия периэков в войске (далее этому будет посвящен отдельный параграф). Поздние надписи (II— I вв.), происходящие из Лаконики, говорят о том, что в периэкских городах существовали органы власти, аналогичные спартиатским (для апелл: IG 5(1) 1144. 21; 1146. 41; ср.: Гесихий, s. v. ἀπέλλα ; для эфоров у Свободных лаконцев: IG 5(1) 1110 и др.). П. Картледж полагает, что эти данные не могут характеризовать ситуацию до 196 г. 13 Со своей стороны, отметим: эти надписи, конечно, не могут свидетельствовать о наличии государственного суверенитета у периэкских городов в классическую эпоху. Но у периэков, вероятно, имелись какие-то органы с функциями местного самоуправления. Возможно, апеллы, эфораты, другие магистратуры всегда существовали у них в качестве муниципальных органов.
Такое словоупотребление — факт весьма примечательный, он может свидетельствовать о том, что поселения эти были формально самоуправляемыми 15 . Очевидно, периэкские полисы являлись либо низшими административно-территориальными единицами Лакедемона, либо центрами этих единиц, если предположить, что деление на обы распространялось и на периэкское население.
Вместе с тем свободные жители северных районов Лаконики, являвшиеся частью аркадского этноса, жили по деревням, местечкам, поселкам и т. п. и хотя были близки периэкам, но, не обладая статусом жителей муниципального центра (полиса), de jure к периэкам не относились. Их положение напоминает, скорее, статус подчиненных младших союзников. Это подтверждает и словоупотребление Ксенофонта, из рассказа которого следует, что Исхолай, командир гарнизона в Скиритиде (зима 370/69 г.) надеялся на жителей Ойя именно как на военных союзников — σύμμαχοι (Греч. история VI. 5. 26).
Можно предположить, что периэкские полисы были наследниками такого типа административно-территориальных единиц, как местные коллективы Пилосского государства микенской эпохи — da-mo табличек линейного письма B 23 .
Для определения статуса периэкского сословия нужно учитывать такую форму связи местных интересов с более общими, как сельские религиозные праздники. Культовое объединение спартиатской и периэкских общин имело место, очевидно, в празднике Артемиды Кариатидской (Павсаний, III. 10. 7), в амиклейских церемониях (Ксенофонт, Греч. история IV. 5. 11— 12; Агесилай 3. 7) и ряде других 29 . Здесь вновь проявляется некоторая аналогия между периэкскими городами и сельскими демами Аттики 30 .
Присутствие периэков в лакедемонском войске хорошо известно, но чтобы определить, в какой мере это свидетельствует об их принадлежности к гражданскому коллективу, необходимо рассмотреть их место, во-первых, в функциональной, а во-вторых — в тактико-строевой организации лакедемонского войска 31 .
Прежде всего необходимо выяснить, в каком качестве выступали периэки в войске. Их обязанностью, как свидетельствуют все наши источники, было поставлять гоплитские контингенты. По крайней мере, для последней четверти VI в. использование периэков в этом качестве фиксирует археология: найдены бронзовые фигурки и надгробные стелы с изображением гоплитов с периэкской территории 32 . Древние авторы, говоря о лакедемонских гоплитах, почти всегда подразумевают, что в их составе были как спартиаты, так и периэки. Иногда указывается соотношение тех и других. Согласно данным Геродота спартанское войско полного набора включало 5 тыс. гоплитов спартиатов и столько же периэков (IX. 28— 29). Е. Кавеньяк, проведя анализ данных, содержащихся с. 77 у Геродота, Фукидида и Ксенофонта, пришел к выводу, что с сокращением численности спартиатов численность периэков в войске возрастала, уже во времена Фукидида она несколько превышала численность спартиатов, а во времена Ксенофонта на 6 спартиатов приходилось 10 периэков 33 .
Афинский стратег Кефисодот в своей речи в народном собрании в 369/368 г. утверждает, что матросами в спартанском флоте могут быть или илоты, или наемники, лакедемоняне же — либо триерархами, либо эпибатами (Ксенофонт, Греч. история VII. 1. 12). Очевидно, в этой части вооруженных сил периэки выполняли одинаковые со спартиатами функции. Фукидид фиксирует тот факт, что периэки могли назначаться командирами значительных флотских подразделений. Так, в 412 г. командиром одной спартанской эскадры был периэк Диниад (VIII. 22. 1) 34 .
Из других функций периэкских городов укажем на охрану побережья, границ и горных проходов. Функция охраны побережья зафиксирована для периэков, населяющих остров Киферу (Фукидид, IV. 53. 2, 3; Ксенофонт, Греч. история IV. 8. 8; Диодор, XIV. 84. 3— 6). Неясно, из кого состоял гарнизон на острове, упоминаемый уже Фукидидом, но, во всяком случае, он должен был пользоваться поддержкой со стороны периэков, так как охранял побережье прежде всего от пиратских набегов.
Обстоятельный обзор фортов на периэкской территории содержится в книге П. Картледжа. Мы, однако, не можем вполне разделить тезис автора о том, что их основной функцией было отделение илотов от Арголиды и Аркадии, надзор за илотами в Вардунии, на Тенарском и Малейском полуостровах 35 . Вероятно, главной их задачей была все же охрана земельной собственности полиса от вражеских набегов и грабежей.
Место очень темное. Объяснение Е. Кавеньяка кажется интересным, хотя и не решает всех вопросов, поставленных здесь Ксенофонтом перед исследователями: количество эномотии в море зависит от того, какой набор — сокращенный или полный; при полном наборе в море, исходя из количества эномотархов, должно быть 16 эномотий, при половинном наборе — 8. Когда же Ксенофонт говорит о 6, 3 и т. д. эномотиях, он имеет в виду спартиатские подразделения. Остальные эномотии, считает Кавеньяк, — 10 при полном и 5 при сокращенном наборе — формировались из периэков. Такое соотношение, указывает исследователь, достаточно хорошо согласуется с данными Ксенофонта о численности спартиатов в войске лакедемонян в битвах при Коринфе в 394 г., Левктрах в 371 г., а также в других, более мелких столкновениях 37 .
Размер участка и качество земли были не единственными факторами, отличавшими землевладение двух лакедемонских сословий. Самой главной чертой спартиатской земельной собственности являлось то, что клер обрабатывали илоты. Что касается периэков, то хотя они и могли применять труд рабов 45 или — как это осторожно допускает Д. Лотце — илотов в ограниченном масштабе 46 , в основе их собственность на землю оставалась, вероятно, трудовой.
Можно утверждать, что в рассматриваемый период периэкские хозяйства в своем громадном большинстве были мелкими, основанными на личном труде. Не случайно спартанские военачальники вынуждены были считаться с тем, что для периэков крайне обременительно в течение длительного времени находиться в походе [например, Агесиполиду во время похода против Мантинеи в 384 г. (Ксенофонт, Греч. история V. 2. 4)] 47 .
В основе экономического статуса периэков лежала, очевидно, их аграрная деятельность 48 . Однако не вызывает сомнений тот факт, что именно среди периэков были развиты ремесленная деятельность 49 , коммерческая активность [особо важную роль в этом отношении играли Гитий и остров Кифера (Фукидид, IV. 53; Лукиан, Разговоры гетер 14. 2. 4; Павсаний, I. 27. 5; III. 23. 1); в целом о гаванях Лаконики см.: (Скилак, 46)] 50 , разработка горных пород, минеральных и морских ресурсов 51 .
Далее, нормальное функционирование общинного коллектива требует существования общественного фонда, который может быть представлен самыми различными формами. Во всех этих формах периэки принимали участие вместе со спартиатами. Одна из них — жертвенный фонд, пополнявшийся за счет натуральных взносов. Так, Ксенофонт говорит, что от каждого опороса свиньи басилею с. 84 для жреческих нужд выделяется поросенок (Лакед. полития 15. 3). Другой формой общинных средств была казна полиса. Осветим этот вопрос несколько подробнее. В распоряжении ученых находится крайне мало свидетельств о спартанской казне и о налогах, ее пополнявших. Какова была структура лакедемонского финансового ведомства? Кто распоряжался казной? За счет каких поступлений она формировалась? Какие социальные слои являлись налогоплательщиками? Каков характер участия этих слоев в формировании казны? Эти и другие вопросы, связанные с полисными средствами у лакедемонян, имеют слабую надежду получить когда-либо исчерпывающие ответы. Рассмотрим здесь основные данные о спартанской казне, имеющиеся в нашем распоряжении, и попытаемся сделать некоторые общие выводы о характере налоговых обязательств, выполнявшихся периэками 54 .
И, наконец, у Ксенофонта есть упоминание о наличии в Спарте особого военного финансового ведомства — ταμιεῖον (Лакед. полития 13. 11). Этим же словом определяет схолиаст ту казну, о которой говорит Архидам у Фукидида (I. 80. 4). Это ведомство находится во время похода под общим руководством царя. Согласно Ксенофонту, если кто приходил во время военной кампании к царю с просьбой о деньгах, тот посылал его к казначеям ( ταμίαι ), если же кто приносил добычу — к продавцам военной добычи ( λαφυροπῶλαι ).
Как уже было отмечено, интересующая нас терминология Геродота производит впечатление заимствований из языка официальных постановлений. Возможно, эти сообщения основываются на знакомстве автора с государственным архивом лакедемонян (ср.: VII. 224). Для словоупотребления Фукидида и Аристотеля характерна более нейтральная терминология применительно к лакедемонским финансам. Благодаря Ксенофонту мы знаем, что у спартанцев имелось особое военное финансовое ведомство с должностями казначеев и продавцов военной добычи. Очень трудно сказать что-либо определенное о том, выделялись ли средства на поход каждый раз из общих полисных средств, или же военная казна с. 86 всегда сохранялась в качестве особого ведомства. Вопрос осложняется проблемой соотношения казны лакедемонян и казны Пелопоннесского союза, чего здесь мы касаться не будем 55 .
Итак, можно констатировать с определенностью лишь сам факт наличия каких-то поступлений от периэков в казну. Нельзя с. 89 определить точно, каков был характер этих поступлений и как регулярно они вносились. Остается лишь предполагать, что главный периэкский налог был идентичен спартиатской эйсфоре и представлял собой финансовые обязательства, связанные с собственностью на земельный участок и занимавшие определенное место в ряду обязанностей лакедемонян по отношению к государству.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте существующие в исторической науке основные теории относительно статуса спартанских периэков. Чем объясняется большая разница в оценках положения этого сословия у разных исследователей?
4. В чем заключались особенности статуса скиритов и других подобных групп населения лакедемонского полиса? Можно ли их отнести к разряду периэков? Почему?
5. Охарактеризуйте политические и муниципальные функции и статус представителей периэкского сословия.
6. Назовите формы религиозного объединения спартиатов и периэков.
7. Перечислите военные функции представителей сословия периэков.
с. 90 8. Какое место занимали периэки в тактико-строевой организации спартанского войска?
9. Какова была специфика периэкского землепользования и землевладения?
10. Охарактеризуйте состояние ремесла и торговли в периэкских полисах Лакедемона.
11. Платили ли периэки особые налоги в спартанскую казну? Какие данные имеются в источниках по этой проблеме? Как решается эта проблема в современной историографии?
В Древней Греции были различные категории — социальные группы. Их названия отличались в разных полисах. Например, в Спарте и Афинах. Если в последних были ограниченные в правах метеки, то в государстве Лакедемон на полуострове Пелопоннес жили периэки — одна из групп лично свободных людей. Они проживали на побережье и предгорьях.
Происхождение
Корни периэков следует искать среди ахейцев, которые в конце II тыс. до н. э. населяли южную часть современной Греции.
Рис. 1. Периэки.
После дорийского вторжения на рубеже XIII–XII веков до н. э. часть ахейцев стали илотами, то есть земледельцами древних спартанцев. Их статус был близок к рабам и крепостным. Те, кто жили в горах и на берегах Средиземного и Эгейского морей, постепенно превратились в периэков. Данная точка зрения не единственная, так как у ряда историков существует версия о том, что поселения периэков представляли собой колонии Спарты. Заморской колонизацией спартанцы почти не занимались.
От илотов периэки отличались тем, что обладали личной свободой, но полноправными гражданами Спарты не являлись. У них были собственные поселения с самоуправлением, где они занимались ремёслами. Также они имели право на владение землёй. От периэков требовалось нести военную службу в спартанской армии в качестве пехотинцев-гоплитов.
Рис. 2. Периэки в Древней Греции.
Особенности быта
Спартанцы были известны своим военным делом, но им закон запрещал заниматься производительной деятельностью. Следовательно, ответственными за производство были периэки. От них требовалось производить для армии оружие и доспехи, а также вести торговлю с соседними полисами. Они же производили предметы культа. Спартанцы не вмешивались в хозяйственную жизнь периэков, разве что налоги собирали и посылали в города своих должностных лиц — гармостов, которые следили за состоянием дел. Также в городах могли размещаться нерегулярные гарнизоны.
Одной из самых известных общин периэков был портовый город Гитий на юге полуострова Пелопоннес, в Лаконии и Месинии. Впервые он упомянут в трудах историка Фукидида в 455 году до н. э., хотя основали его финикийцы в VI веке до н. э.
В истории Древней Греции были случаи, когда периэки служили в спартанской армии и даже играли заметную роль в сражениях, например, в битве при Платеях 479 года до н. э. в отряд, присланный из Спарты, вошли 5 тыс. гоплитов-периэков и столько же граждан-спартиатов.
Рис. 3. Битва при Платеях.
Что мы узнали?
Для понимания истории Древней Греции следует знать, кто такие периеки и илоты, а также каковы особенности социальной структуры общества. Если кратко, периэками называлось свободное население подчинённого Спарте региона, но по статусу они были ниже граждан.
В Спарте свободные жители лаконских городов и сел.
Спартанское государство, примерно к сер. VIII в. до н.э. покорив всю территорию Лаконии, образовало что-то вроде лакедемонской симмахии, куда вошли все находящиеся там полисы периеков. Периеки жили в Лаконии, Мессении и на островах. Происхождение их не гомогенно: основную массу, видимо, составляли потомки ахейского населения, но были среди них и дорийцы. Известно по археологическим источникам более 120 поселений в Лаконии и более 70 в Мессении. Периекские общины считались полисами и имели свои муниципальные органы власти, аналогичные спартанским. В их экономическую деятельность спартанцы почти не вмешивались.
Хозяйства периеков были мелкими, основанными в основном на личном труде. Периеки активно занимались ремеслами и коммерческой деятельностью, т. е. теми отраслями хозяйства, которыми спартиатам заниматься было запрещено. Но политической самостоятельностью общины периеков не обладали (налоги, присутствие спартанских гарнизонов во главе с военными комендантами (гармостами), полное отстранение от внешнеполитической деятельности, обязанность служить в армии). Периеки находились под судебной и следственной юрисдикцией Спарты, не являясь при этом ее гражданами. Вся внешняя политика находилась в руках спартанской правящей элиты.
В Пелопоннесской Лиге ни у одного периекского города не было права голоса. Спартанское войско, обязательно включавшее в себя и периеков, обозначалось общим для этих двух категорий этниконом – лакедемоняне. Поэтому на щитах в спартанском войске была нарисована не сигма, а лямбда. Периеки и спартиаты уже в классический период сражались вместе в единой фаланге. Патронами периеков считались спартанские цари, чьими военачальниками они являлись. Они выступали посредниками между центром и миром периферийных полисов. Цари владели обширными участками (теменами) на территории периеков. (Xen. Lac. pol., 15, 3). Периеки, как правило, сохраняли лояльность по отношению к Спарте.
Есть какая-то историческая ирония в том, что мы знаем больше о жизни крошечной горстки правящих элит в любом обществе, чем об основной массе людей, которые фактически и составляют государство. Мы много знаем о жизни средневековых королей, но мало о крестьянах, которые составляли 90% населения.
Малое количество современной литературы о периэках связанно, несомненно, с отсутствием исторической и археологической информации об этой социальной группе спартанского общества. Мы почти ничего не знаем о них – ни их происхождения, ни их истории, ни их законов, ни их отношений с правящими спартиатами и подчиненными им илотами.
Отсутствие археологических находок привело к тому, что некоторые историки выдвинули гипотезу, будто периэки были, по существу, сельским населением, едва ли лучшим, чем илоты. И все же сам факт, что из их числа формировались гоплиты, по меньшей мере в равном процентом отношении со спартанцами, вызывает серьезные сомнения в этом тезисе. Также хотелось бы отметить, что археологические находки едва ли отражают всю ту мощь и богатство, которые отличали Спарту. По каким-то причинам существующие археологические свидетельства Лакедемона являются неполным и поистине печально неадекватным отражением общества, населявшего регион в VII-III веках до нашей эры.
Тем не менее, хотя мы почти ничего не знаем о периэках, мы можем сделать определенные выводы. Например, известно, что в последние годы Пелопоннесской войны периэкские гоплиты были полностью интегрированы со спартанскими частями, что подразумевает сопоставимые уровни подготовки, оснащения и доверия. В то время как враги Спарты (и современные комментаторы) описывают илотов как враждебную силу правлению спартиатов, лояльность периэков редко подвергалась сомнению.
Кроме того, у Спарты был флот, но у спартиатов практически не было возможности получить чрезвычайно сложные знания, необходимые для постройки и управления судов . Известно, что спартиатам было запрещено заниматься любой профессией, кроме военной (за исключением гражданской администрации), но при этом лакедемоняне вели обширную международную торговля. Мы знаем, что Лакедемон производил и экспортировал деревянные, гончарные и бронзовые изделия. Здесь были шахты и карьеры, и конечно же, все виды ремесел, необходимые для повседневной жизни в древнем мире, от плотницких и металлообработки до дубления шкур и плетения корзин. Если спартиатам было запрещено заниматься ремеслами, а илоты обрабатывали землю, кто обеспечивал рабочую силу для всех этих отраслей промышленности?
Логичный ответ – периэки. Кроме того, приписывая периэкам эти городские профессии, которыми обычно владели граждане в других греческих городах, становится понятно, каким именно образом периэки могли быть интегрированы в спартанское общество, несмотря на их политический статус людей второго сорта.
Периэки не имели права голоса в спартанской политике и все же они должны были рисковать своей жизнью бок о бок со спартиатами. Вряд ли они бы приняли эту ситуацию – особенно в плохие годы Пелопоннесской войны – если бы не пользовались другими благами.
Финансовые выгоды от монополии на промышленность и торговлю на богатой территории Лакедемона были лакомым куском. Весьма ограничительный характер спартанского гражданства, ограничивающий спартиатов военной и гражданской карьерой, открывал огромные возможности для обогащения периэков. Даже если бы они были полностью исключены из владения землей (а этого не было, насколько известно), у них все-равно бы оставались широкие возможности не только зарабатывать на жизнь, но и разбогатеть на промышленности и торговле. Опыт других обществ показывает, что производственный и торговый средний класс действительно может процветать, даже если политически лишен гражданских прав (например, средневековая Франция).
В то время, как спартиаты сохранили политическую власть и развили культуру, презиравшую общественное проявление богатства; периэки обменяли политические права на получение двойной выгоды от экономической свободы и безопасности. За щитами несравненной армии Спарты периэки могли свободно богатеть на протяжении нескольких поколений. Только после того, как Спарта пришла в упадок и ее гражданские ряды слишком истончились, чтобы гарантировать защиту Лакедемона, договор между спартиатами и периэками начал разрушаться.
Уменьшение численности спартиатов вынуждало увеличивать число периэков на военной службе. Пока Спарта побеждала, такой порядок был приемлем, но как только Спарта потерпела поражение в битве при Левктрах, бессрочное поражение периэков в правах стало несостоятельным. Однако на протяжении всего архаичного периода разделение работ между спартиатами и периэками работало отлично.
Читайте также: