Перевозки грузов сменными полуприцепами и кузовами кратко

Обновлено: 02.07.2024

Прицеп грузовой предназначен для сцепки с автомобилем грузоподъёмностью выше 3 тонн и передвижением вместе с ним. Выпускаются модели с различными параметрами, способами сцепления, оснащением, специализацией под конкретный тип перевозимого груза.

Типы конструкции прицепной техники

Прицепы и полуприцепы по количеству осей бывают:

1. Одноосные, предназначены для транспортировки грузов массой до 1,5 тонны. Ось располагается с противоположной от крепления к грузовику стороны рамы, для устойчивого положения в расцепленном состоянии предусмотрены опоры.

2. Двухосные, рассчитаны на грузоподъёмность 2-6 тонн. Оснащены рамой с устойчивой платформой и поворотной передней осью либо неповоротными осями и наличием опоры для установки без сцепления с транспортным средством.

3. Трёхосные, прицепы грузоподъёмностью до 20 тонн. Оси могут располагаться три вместе или две сзади, а одна поворотная спереди.

4. Многоосные или специализированные, рассчитаны на перевозку грузов 10-60 тонн. Расположение осей равномерное вдоль всей платформы или парами.

Все типы прицепов, за исключением одноосных, оснащаются тормозной системой.

Прицепы и полуприцепы для грузовых автомобилей по назначению бывают следующих видов:

1. С открытой бортовой конструкцией . Их назначением является перевозка различных твёрдых грузов массой до 15-20 тонн.

2. Контейнеровозы . Применяются для перевозки одного или двух морских контейнеров.

3. Тандемы. Используются для формирования автопоездов и перевозки негабаритных конструкций.

4. Самосвалы. Предназначены для транспортировки сыпучих грузов до 10 тонн.

5. Рефрижераторы. Ориентированы на перевозку продуктов и веществ, для которых требуется поддерживать заданный температурный режим. Представляют собой термобудки, оснащённые кондиционерами, на дверях устанавливаются шторки для минимизации температурных потерь. Грузоподъёмность до 25 тонн.

6. Изотермические прицепы для тягача . Используются термобудки с обшивкой из теплоизоляционных материалов, позволяют сохранять первоначальную температуру перевозимым грузам. Рассчитаны на перевозку груза весом до 25 тонн.

7. Прицепы и полуприцепы, оснащённые цистернами. Используются для перевозок жидкостей и растворов.

Способы сцепления с грузовиком

Сцепка грузовых полуприцепов осуществляется на тягово-сцепные устройства следующих видов:

1. На сцепку шарового типа. Позволяют транспортировать грузы до 3,5 тонн или буксировать легковые автомобили. На грузовике конструкция представляет собой шар диаметром 5 см с фиксационным рычагом, а на прицепе предусматривается ответная проушина для сцепки

2. На сцепку крюкового типа. Конструктивно состоит из крюка, сверху которой накидывается защёлка со шплинтом, замка для защиты от самораскрытия защёлки. Для демпфирования кронштейн с крюком оборудуется специальными кольцевыми, коническими или цилиндрическими пружинами. Ответная часть петли на полуприцепе должна быть такого же диаметра, как и внутренний радиус проёма крюка, чтобы снизить износ механизма.

3. На сцепку шкворневого типа. Представляет собой специальную петлю для сцепки, в которую входит шкворень, обеспечивающий надёжную фиксацию полуприцепа. Также существуют и сложные конструкции, в которых предусмотрены направляющие ловители, затворы автоматического или полуавтоматического типов.

Допускается зацепление на тягово-сцепные конструкции малотоннажных прицепов для грузовых автомобилей, при условии наличия у них нужного типа сцепки.

Зацепление авто с полуприцепом выполняется на сёдельно-сцепные устройства следующих видов:

1. Однозахватные. Основные тяговые и тормозные нагрузки передаются массивному кулаку-захвату. В такой конструкции сцепка подвержена только сдавливающим силам полуприцепа, за счёт чего обеспечивается надёжное соединение с достаточно простой конфигурацией.

2. Двузахватные. В данной конструкции усилия тяговые и тормозные направлены только на звхваты. В отличие от однозахватных, могут иметь две и три степени свободы.

В чём выгоднее перевозить грузы: в прицепе или в полуприцепе?

Выбор в пользу прицепов для грузовиков зависит от типа перевозимого груза и его массы. Прицепы выгодно выбирать по ряду причин:

· универсальность применения, поскольку вся масса воспринимается отдельными от тягача осями;

· доступна транспортировка практически любыми грузовиками;

· установка на ровной или на наклонной поверхности, не требуется использование специальных стоек;

· высокая проходимость по неплотным грунтам и бездорожью.

Грузоподъёмность грузовых машин с прицепами ниже, чем с полуприцепами. Основная нагрузка во втором случае передаётся на раму и оси седельных тягачей. Поэтому, чтобы добиться аналогичной грузоподъёмности на технике прицепной необходимо использовать модели с усиленной рамой или большим количеством осей.

Полуприцепы обеспечивают ряд преимуществ:

· предсказуемость при маневрировании, процесс проще, чем для прицепов;

· возможность перевозки крупногабаритных и высоко тоннажных грузов.

Сцепка полуприцепа с тягачом возможна только на седельное соединение, которое есть не на всех моделях грузовиков.

Выбор тягача с прицепом выгоден при транспортировке грузов массой до 10 тонн, а с полуприцепом – для перевозки грузов до 60 тонн. Для формирования автомобильного поезда используют только прицепы.

Отечественные производители прицепов и полуприцепов для грузовиков фур и тягачей

Прицепы для грузовиков и фуры для тягачей производятся следующими российскими производителями:

Зарубежные производители прицепов и полуприцепов для грузовиков, фур и тягачей

Среди известных зарубежных производителей прицепной техники можно выделить:

1. Schmitz Cargobull выпускает самосвалы и шторные полуприцепы с большой вместительностью, отличной оснащённостью и надёжностью. На модели устанавливаются прочные рамы облегчённой конструкции для экономии топлива, относительной простотой сборки и ремонтов узлов.

2. Schwarzmuller. Компания производит прицепную технику, оснащённую системами безопасности и пневматическими автоматизированными узлами. Выпускаются даже длинномерные модели с размером в длину до 18,5 м. Среди водителей тягачей пользуется успехом за счёт надёжности, поэтому её арендуют чаще остальных.

3. Kogel производит полуприцепы Euro Trailer, открытые платформы, изотермические фургоны и сменные шасси. Все модели оснащены современным оборудованием, упрощающим контроль над транспортировкой и обеспечивающим повышенную безопасность перевозок. Новой опцией, по сравнению с другими производителями, является возможность заменить практически все базовые узлы в дороге без посещения сервисных центров.

4. Wielton. Польский производитель, который выпускает более 64 видов полуприцепов. Все модели сертифицированы по стандарту ISO 9001. Модели ориентированы на коммерческое применение.

5. Krone. Компания производит полуприцепы шторного типа, оснащённые уникальной системой Eco Liner. Авторы и инженеры проектов сделали модели легко подстраиваемыми под различные условия эксплуатации. Обтекаемая форма экономит до 5% топлива за счёт аэродинамических параметров. Прицепная техника надёжная, неприхотливая в эксплуатации. Многие производители черпают идеи именно у Krone.

Грузовая прицепная техника предназначена для эксплуатации под высокими нагрузками в различных условиях окружающей среды. Поэтому многие производители их делают надёжными, прочными и долговечными.

Сменные полуприцепы и кузова применяют, когда нецелесообразно или по условиям перевозки невозможно организовать транспортировку в контейнерах.

В таком случае передача груза осуществляется вместе с полуприцепом или со сменным кузовом. При этом отпадает необходимость в контейнерах, оборудовании погрузочно-разгру-зочных пунктов дорогостоящими перегружателями контейнеров, а автопредприятий – контейнеровозами.

Технологический процесс перевозки грузов сменными полуприцепами включает операции:

в пункте отправления – прицепку загруженного полуприцепа;

на маршруте – движение с полуприцепом;

в пункте назначения – отцепку груженого полуприцепа, прицепку порожнего или груженого для движения в обратном направлении полуприцепа;

движение к начальному (очередному на маршруте) пункту.

При перевозке грузов сменными кузовами передача груза осуществляется установкой и снятием кузова.

Все операции по загрузке груза в полуприцеп (сменный кузов) выполняются без участия магистрального транспорта, для буксировки полуприцепов по территории пунктов передачи используются маневровые тягачи, для перевозки сменных кузо- вов – соответственно маневровые автомобили (рис. 14.2).

Продолжительность оборота магистрального тягача включает время (рис. 14.3) на движение по маршруту и время (t i(п,о,п-о) на прицепку-отцепку полуприцепов (снятие и установку кузовов) в пунктах передачи:

Нормы времени на отцепку и зацепку обменных полуприцепов приведены в табл. 14.2 [25, табл. 13].

Количество полуприцепов на обменных пунктах должно быть таким, чтобы была возможность обеспечить их загрузку (разгрузку, загрузку-разгрузку) за время, равное интервалу движения тягачей на маршруте, то есть должно соблюдаться условие равенства интервала движения автотягачей на маршруте и ритма обработки полуприцепов

C учетом значения to (формула (14.12)) и соотношений (14.13)–(14.15) можно определить число полуприцепов на каждом пункте перегрузки

Получаемые значения П i могут быть только целыми числами, а дробные числа во избежание ограничения технологического процесса следует округлять в сторону увеличения.

Общее количество полуприцепов для обеспечения перевозки должно обеспечить возможность их перевозки автотягачами и своевременную их обработку на обменных пунктах:

где m – количество обменных пунктов на маршруте.

Сменные кузова используются в качестве контейнеров для сбора и вывоза мусора предприятиями Спецтранса, могут использоваться и для других видов грузов. В некоторых странах Европы они получили довольно широкое распространение. Приняты стандартные параметры сменных кузовов: габаритные ширина и высота для всех типов кузовов одинаковы и составляют 2500×2600 мм, а внутренние параметры составляют соответственно 2440×2350 мм. Характеристики сменных кузовов приведены в табл. 14.3.


Когда требуется перевозка значительных объёмов грузов на большие расстояния, наиболее выгодным способом их транспортировки является автопоезд.

Автопоезда по своему назначению могут быть универсальными, специальными и специализированными.

Где используются специальные автопоезда


Специальные автопоезда используются для транспортировки оборудования, смонтированного прямо на них и имеющего нетранспортное назначение (передвижные электростанции, компрессорные установки, ремонтные мастерские и пр.).

К специализированным автопоездам относят автопоезда-самосвалы, фургоны-рефрижераторы, цистерны, панелевозы, и пр.). Эти автопоезда предназначены для транспортировки определённых типов грузов.

Использование при грузоперевозках автопоездов имеет следующие преимущества:

  • Снижение нагрузки на каждую из осей при сохранении общей грузоподъемности за счёт увеличения числа осей. Это позволяет существенно снизить затраты на ремонт и содержание дорог.
  • Максимальное использование имеющегося запаса мощности мотора транспортного средства.
  • Повышение коэффициента полезного действия транспортного средства в два и больше раз в сравнении с одиночными автомобилями.
  • Снижение расхода топлива на тонну транспортироемого груза.
  • Уменьшение на 20-30% себестоимости грузоперевозок (чем больше расстояние, на которое перевозят груз, тем меньше относительные расходы на погрузочно-разгрузочные операции).
  • Понижение коэффициента стоимости тары и подвижного состава.

Каковы преимущества при использовании автопоездов с тягачами и полуприцепами


Наибольший эффект от перевозки грузов при помощи автопоездов получается при использовании в составе этих транспортных средств полуприцепов, поскольку в данном случае возникает возможность увеличения коэффициента использования пробега, уменьшения времени простоев, требующихся для погрузочно-разгрузочных работ и сокращения сроков доставки грузов за счёт использования сменных полуприцепов.

Помимо этого, автопоезда, состоящие из тягачей и полуприцепов, имеют более высокие показатели маневренности и проходимости, а также хорошую устойчивость в сравнении с автомобилями с прицепами за счёт меньшей длины.


Грузовой автомобильный транспорт – популярный вид техники, используемый для перевозки грузов: неопасных и различной степени опасности, стандартных габаритов и массы, крупногабаритных и тяжеловесных, навальных, насыпных, в контейнерах и цистернах. Широкий перечень грузовых авто позволяет выбрать вариант, подходящий для транспортировки конкретного вида груза и объема партии. По типу кузова различают открытые и закрытые грузовые автомобили.

Классификация грузового транспорта с открытым кузовом

Такие автомобили пригодны для транспортировки грузов общего назначения, кроме наливных без тары. Выпускаются в широком ассортименте по грузоподъемности, проходимости и другим параметрам.

    . В общей конструкции объединены кабина и открытая кузовная часть. Один или несколько бортов могут быть откидными. Кузов неопрокидывающийся. . Одиночный автомобиль с откидывающимся кузовом.
  • Самосвал-тягач с одним или двумя прицепами. В последнем случае такая техника называется автопоездом.
  • Бортовые автомобили-тягачи, к которым можно присоединить один или два прицепа. . Кузов отсутствует. Имеется седельно-сцепное устройство, предназначенное для присоединения полуприцепов. Это более универсальное транспортное средство, по сравнению с сочлененным грузовым автомобилем. Обладает маневренностью, большой грузоподъемностью, может использоваться для длинномерных грузов.
  • Платформы и их разновидность – низкорамные тралы. Такая автотехника обладает уникальной грузоподъемностью – до 200 тонн, оснащается специальными фиксирующими устройствами. Предназначена для транспортировки тяжеловесных и длинномерных грузов.

На базе шасси и прицепа или седельного тягача и полуприцепа создают лесовозы-сортиментовозы – технику, удобную для транспортировки длинномерной древесины – 2, 4, 6 м.

Классификация грузовых автомобилей с закрытым кузовом

Автофургоны изготавливают в виде одиночных автомобилей либо с одним или двумя прицепами. Грузовая техника общего назначения с закрытым типом кузова используется для перевозки почты, посылок, мебели, специализированные виды – для транспортировки охлажденной или замороженной пищевой продукции, медикаментов, свежесрезанных цветов, парфюмерии.

Виды кузовов-фургонов:

  • тентованные – удобны тем, что тент можно частично или полностью убрать и использовать авто в качестве открытой площадки, а натянутый тент обеспечивает защиту от непогоды;
  • цельнометаллические контейнеры – обеспечивают грузу надежную защиту от внешних механических воздействий, непогоды и грязи;
  • изотермические – изготавливаются из многослойных панелей, в которых промежуточным слоем выступает изоляционный материал, температура в таких фургонах длительное время сохраняется на одном уровне;
  • рефрижераторы – представляют собой изотермические фургоны с холодильным или отопительным агрегатом, используются для доставки на значительные расстояния грузов, требующих особых температурных условий.

К этой категории можно отнести микроавтобусы – транспортные средства, которые могут быть пассажирскими, грузопассажирскими и просто грузовыми.

Специализированная грузовая автотехника

Для транспортировки и кратковременного хранения жидкостей (воды, молока, кваса, нефтепродуктов), сыпучих веществ и сжиженных газов используются автоцистерны, которые выпускают в следующих вариантах:

  • одиночный автомобиль с цистерной, имеющей цилиндрическую, эллиптическую, смешанную форму;
  • автомобиль-цистерна, оснащенный тягово-сцепным устройством.

Виды прицепов и полуприцепов

Грузовая техника с прицепами и полуприцепами удобна тем, что при поломке тягача прицепное устройство можно присоединить к другой технике без перегрузки. Прицеп – это транспортное средство, не имеющее собственного двигателя. Предназначается для формирования автопоездов. Отличается от полуприцепа опиранием на собственные оси. Прицепы бывают следующих типов:

  • бортовые;
  • самосвальные;
  • тентованные;
  • контейнерные цельнометаллические;
  • изотермические;
  • рефрижераторные.

Полуприцеп – разновидность прицепа, опирается на тягач с помощью сцепного механизма. Полуприцепы имеют два или три осевых элемента. Одна ось является подъемной, ее задействуют только при перевозке тяжеловесных материалов и конструкций. Полуприцепы бывают:

  • тентованные;
  • контейнеры;
  • цистерны;
  • самосвалы;
  • тралы;
  • платформы.

В одном автопоезде могут присутствовать прицепы и полуприцепы.

Другие классификационные признаки

Помимо конструкции кузова, грузовые автомобили различаются и по другим признакам.

По количеству осей

Двух-, трех-, четырех-, пятиосные и более. Этот параметр оказывает влияние на грузоподъемность и учитывается при получении допуска на проезд по той или иной автодороге. Для транспортировки тяжелых грузов на дальние расстояния используют грузовые автомобили с тремя и более осями.

По осевым нагрузкам

При определении этого параметра учитывают наиболее загруженную ось:

По колесной формуле

Первая цифра обозначает общее количество колес, вторая – число ведущих колес. Сдвоенные колеса обозначаются как одно.

По типу топлива

На бензине, дизельном топливе, газе.

По грузоподъемности

Этот один из наиболее важных параметров, учитываемых при выборе автомобиля для транспортировки груза. Классы грузовиков по грузоподъемности:

Список классификационных признаков можно продолжить, исходя из конструкционных и эксплуатационных особенностей автомобиля, функционального назначения, характеристик перевозимых грузов.

Читайте также: