Перестройка государственного аппарата в связи с переходом от войны к миру кратко

Обновлено: 05.07.2024

Окончание гражданской войны и прекращение иностранной военной интервенции, переход к мирной жизни и восстановлению разрушенного войнами народного хозяйства, к осуществлению НЭПа, образование и развитие СССР потребовали перестройки государственного аппарата.

Главным в ней было упразднение чрезвычайных органов всех типов и создание систем власти и управления нормального режима.

Органы управления хозяйством.

В промышленности упраздняется система главков, и предприятия получают значительную хозяйственную самостоятельность. Они получают право реализации части своей продукции, более самостоятельно снабжают себя сырьем, в том числе приобретая его за границей (ранее все это делали главки ВСНХ). Часть предприятий была сдана в аренду, началось кооперирование мелкой и кустарной промышленности.

Разграничивались функции Совета труда и обороны (СТО), Госплана и ВСНХ. СТО должен был осуществлять общее руководство экономической политикой, а Госплан вырабатывал общехозяйственный план и "увязывал интересы промышленности с транспортом, продовольствием и т.п.". ВСНХ (на правах комиссариата), проводил в жизнь утвержденные СТО планы и общехозяйственные директивы в области промышленности. Вместо главков в ВСНХ были созданы Главное экономическое управление (регулирующий и планирующий орган) и Центральное управление государственной промышленностью (орган оперативного управления). В губерниях и областях действовали местные совнархозы. С 1921 г. стали создаваться тресты, объединявшие родственные предприятия и представляющие их на рынке.

В экономике вводилось плановое начало. Еще в годы гражданской войны была начата разработка перспективного плана электрификации России. В декабре 1920 г. план ГОЭЛРО был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов и через год утвержден IX Всероссийским съездом Советов. Это был первый перспективный план развития народного хозяйства.

В 1921 г. для работы по планированию народного хозяйства была создана Государственная плановая комиссия (Госплан). Плановое развитие стало характерной чертой государственного руководства экономикой.

Лозунг революции "Вся власть Советам!" начал менять свое содержание уже в первые месяцы после Октября. Жизненные потребности государственного строительства направили процесс в сторону превращения Советов в местные органы власти и представительства центра на местах. Гражданская война смела эту хрупкую, едва возникшую систему. Те Советы, что выжили, во многом просто интегрировались в госаппарат или стали становиться в оппозицию к большевикам ("Советы без коммунистов"). ВКП(б) была и физически мало представлена в деревне: даже в 1925 г. партийные ячейки имелись лишь в одном из 30 сел. Треть коммунистов на селе были присланные из города люди, не знавшие местных условий.

C 1924 г., в условиях недорода, экономическая власть кулаков на селе стала трансформироваться в политическую. С другой стороны, в условиях НЭП кулаки и зажиточные крестьяне были заинтересованы в появлении на селе организованной и стабильной власти. В связи с этим встало две задачи: восстановить систему органов местной власти с централизованной дисциплиной и контролем; обеспечить лояльность этой системы к центральной власти.

Для этого был нужен компромисс с массой крестьян, т.к. сильнее всего система была подорвана в уездном и волостном звене. На уровне волости реальное влияние в исполкомах было у кулаков, депутаты из бедноты просто боялись присутствовать на заседаниях, да и не имели транспорта. Сельсоветы по сути понимались как традиционные сельские сходы. Голосовать на выборы шел глава двора, уверенный, что "он один представляет всю семью". Типичный сельсовет никогда не слышал о "Положении о сельсоветах" и не получал никаких кодексов, законов или декретов. Малочисленные и неопытные партработники раздражали крестьян. Еще большие трения вызвала активная с 1924 г.

В 1923 г. в выборах по неполным официальным данным участвовало около 35% избирателей, а в 1924 - около 31%, а по оценкам партийного руководства реальное участие в выборах 1924 г. было от 15 до 20%. Еще большее беспокойство вызывал тот факт, что при этом вырос процент в Советах коммунистов и комсомольцев. Это был признак безразличия массы крестьянства к основам государственного строя.

Была начата кампания так называемого "оживления" Советов - в тесной связи с кампанией "Лицом к деревне!". Вопросы советского строительства обсуждали подряд два съезда партии и III съезд Советов СССР. Серьезная попытка определить полномочия низовых Советов была предпринята уже в 1925 г. в связи с введением местных бюджетов, которые давали Советам реальные средства власти.

Президиум ЦИК СССР постановил, что выборы 1924 г. отменяются там, где на них явилось менее 35% избирателей. Повторные выборы были важным моментом всего периода. Главным было то, что в срочном порядке, в нарушение конституций союзных республик, были возвращены избирательные права "лицам, использующим наемный труд" - прежде всего, кулакам, а также другим "лишенцам", например, казакам, воевавшим на стороне белых. Хотя количественно "лиценцев" было немного (около 1,3%), это оказало большое моральное воздействие (3). Было запрещено также заранее составлять списки кандидатов.

Повторные выборы весной 1925 г., как было заявлено официально, показали "резкое падение процента коммунистов и бедноты в Советах и высокую активность избирателей". В выборах зимы 1925/1926 г. в РСФСР участвовало 47,3% избирателей в других республиках еще больше). Связь Советской власти с крестьянством была восстановлена, хотя и дорогой ценой: на селе инструмент власти был передан в руки кулачества, а в партии усилилась оппозиция.

Побочным, но важным результатом всей кампании было то, что центральная власть осознала значение традиционных крестьянских форм власти - сельских сходов.

Оказалось, что в период недееспособности сельсоветов именно они предотвратили анархию и полную дезорганизацию. С некоторым запозданием, серией нормативных актов сельские сходы были включены в советскую государственную систему.

Отдельно был поставлен вопрос о деятельности Советов в регионах с нерусским населением. Были предусмотрены меры по "коренизации" госаппарата национальных регионов, о привлечении в него представителей коренной национальности, введении их языка в делопроизводство. Ставилась задача подготовки местных работников для госаппарата. При приеме на госслужбу при прочих равных условиях преимущество должно было отдаваться лицам, знающим местные языки.

В этой сфере чрезвычайные органы ликвидировались под лозунгом "революционной законности", усиления гарантий прав личности и имущества граждан. IX Всероссийский съезд Советов постановил: "Сузить круг деятельности ВЧК и ее органов, возложив борьбу с нарушением законов советских республик на судебные органы". 6 февраля 1922 г. ВЧК и ее местные органы были упразднены. Впредь все дела о преступлениях подлежали рассмотрению судами, административные органы судебных полномочий лишались.

23 июня 1921 г. были объединены в одну систему все ревтрибуналы. Как единый кассационный орган и орган надзора для всех трибуналов, а также судебного учреждения для дел особой важности был создан Верховный трибунал при ВЦИК. Были упразднены все революционные железнодорожные трибуналы, за исключением одного на каждую дорогу и водный район, почти все военные трибуналы. В результате возникла система общих ревтрибуналов и отдельные военные и железнодорожные трибуналы.

Однако военные отделения трибуналов, не связанные с армией, не знающие ее быта, не справились с задачей пресечения воинских преступлений. В Верховный трибунал и Реввоенсовет республик стали поступать от местного военного командования и политорганов настойчивые ходатайства о восстановлении военных трибуналов. Вскоре военные трибуналы стали довольно быстро восстанавливаться.

Следующим шагом стало "Положение о судоустройстве РСФСР" (31 октября 1922 г.), вообще упразднившее общие ревтрибуналы (4). Они должны были прекратить свою деятельность с 1 января 1923 г. Подсудные губернским и областным трибуналам дела подлежали рассмотрению в создаваемых губернских и областных судах, а дела, подсудные Верховному трибуналу - в учреждаемом Верховном суде РСФСР.

Была создана следующая единая система судебных учреждений: народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей, губернский суд, Верховный Суд РСФСР. Опыт проведения судебной реформы в РСФСР был использован другими советскими республиками.

В связи с образованием СССР был создан Верховный Суд СССР. К его компетенции относилось: разрешение судебных споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности. Он действовал в составе: пленарного заседания, гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий, военной и военно-транспортной коллегий. Кроме того, на Верховный Суд были возложены задачи, близкие к задачам Конституционного суда. Верховный Суд СССР также рассматривал и опротестовывал перед ЦИК СССР по представлению прокурора Верховного суда СССР постановления, решения и приговоры верховных судов союзных республик в случаях противоречия их общесоюзному законодательству и когда затрагивались интересы других республик.

Как суд первой инстанции он принимал дела к своему производству исключительно по постановлениям ЦИК СССР или его Президиума.

Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. были утверждены "Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик", согласно которым на территории союзных республик действовала следующая единая система судебных учреждений: народный суд, губернский (или соответствующий ему) суд и верховный суд (в автономных республиках - главный или высший суд). Отступление от этой системы судебных учреждений в зависимости от национально-культурных условий союзных или автономных республик допускалось только по особым постановлениям Президиума ЦИК СССР по представлению ЦИК союзной республики.

Имущественные споры между госучреждениями и предприятиями рассматривались Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны СССР, высшими арбитражными комиссиями союзных республик, и местными арбитражными комиссиями разного уровня.

Дореволюционная прокуратура была упразднена 22 ноября 1917 г. При ревтрибуналах создавались коллегии обвинителей, функции которых в определенной степени напоминали функции будущей прокуратуры. Теперь было решено создать специальный орган надзора за соблюдением советских законов - прокуратуру.

Вопрос о ее создании был поднят на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в январе 1922 г. НКЮ разработал проект закона об учреждении прокуратуры как централизованного органа, главная задача которого - общий надзор за законностью. Критики во ВЦИКе выступали против централизации и независимости прокуратуры от местных Советов, за двойное подчинение прокуроров - губисполкомам на местах и в центре - прокурору республики. Предлагалось также ограничить деятельность прокуратуры работой в судах, как это было в дореволюционной России.

Критиков поддержала комиссия ВЦИК и комиссия ЦК РКП(б). Против них решительно выступил В.И.Ленин. Он считал вопрос о принципах создания советской прокуратуры настолько важным, что предложил вынести его на решение Политбюро. Оно рекомендовало отвергнуть принцип двойного подчинения прокуратуры и установить подчинение местной прокурорской власти только центру.

25 мая 1922 г. ВЦИК принял "Положение о прокурорском надзоре". На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью ГПУ; поддержание обвинения на суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Прокуроры губерний и областей и их помощники назначались, увольнялись, перемещались и отстранялись от должности прокурором республики. Прокуроры губерний и областей находились в непосредственном подчинении прокурора республики (им являлся нарком юстиции). В НКЮ был создан отдел прокуратуры. Прокуратура автономных республик была подчинена и подотчетна прокурору РСФСР. Опыт РСФСР использовали другие республики. При образовании СССР союзной прокуратуры не учреждалось. Только при Верховном Суде СССР состояли прокурор Верховного Суда СССР и его заместитель, назначаемые Президиумом ЦИК СССР.

26 мая 1922 г. ВЦИК учредил адвокатуру. Впервые после Октября 1917 г. возникла профессиональная адвокатура. Защитники (адвокаты) объединялись в коллегии, создаваемые при губернских отделах юстиции. Их утверждал губисполком, а представлял отдел юстиции. Адвокаты не могли занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях. Руководил коллегией избираемый на общем собрании президиум. В "Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик" подтверждалось учреждение коллегии защитников для оказания юридической помощи населению, в том числе в целях выполнения задач судебной защиты (5).

К концу гражданской войны армия насчитывала 5,5 млн. человек. Прежде всего, была проведена демобилизация, и к началу 1923 г. численность была сокращена до 600 тыс. человек.

Вводился новый принцип организации армии. Сохранялся сравнительно небольшой контингент кадровых частей. По декрету ВЦИK и СНК "Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся" от 8 августа 1923 г. наряду с кадровыми частями создавались территориальные формирования. В милиционно-территориальных частях служили прошедшие вневойсковую подготовку сроком в три месяца, а затем периодически отбывали краткосрочные сборы в течении четырех лет в войсках. В 1925 г. в Красной Армии было 46 территориальных и 31 кадровая дивизии. В 1924 г. были установлены следующие сроки действительной военной службы: в армии - два года, во флоте - четыре года. Вооруженные Силы СССР составляли сухопутные, морские, воздушные войска, войска специального назначения, ОГПУ и конвойная стража. Устанавливалась всеобщая воинская служба для трудящихся мужчин в возрасте с 19 до 40 лет.

Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн в 1945 году поставило перед СССР достаточно сложные и неоднозначные проблемы восстановления разрушенного войной хозяйства, проведения демобилизации, поставило проблему выбора путей социально-экономического и политического развития. СССР понес самые большие потери в войне, за годы войны были разрушены 1710 советских городов и рабочих поселков, более 70 тысяч сел и деревень. Восстановительные процессы характеризовались перестройкой высших органов государственной власти в СССР. Восстанавливалась законотворческая деятельность Верховного совета СССР. На третьей сессии Верховного совета были приняты положения о комиссиях законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей. Комиссии должны были готовить законопроекты и требовать от министерств и учреждений заключения по вопросам, поднятым в проектах законов. Внесены изменения и в избирательное законодательство: установлен Возрастной ценз для кандидатов в депутаты Верховного совета – 23 года, а для кандидатов в Верховные советы республик, находящихся в составе СССР- 21 год. Возросло и само влияние Верховного совета в процессе управления государством. В феврале 1947 года расширялась компетенция Президиума Верховного совета СССР, к его ведению было отнесено денонсирование международных договоров, установление почетных званий СССР, воинских знаний, дипломатических рангов. Восстановление двоенных норм жизни характеризовало и реорганизацию исполнительных органов государственной власти. В марте 1946 года Верховный совет СССР принял закон о преобразовании Совета народных комиссаров СССР в Совет Министров СССР, а народных комиссариатов - в министерства. Происходит сокращение ряда новых министерств, так что к марту 1949 года количество министерств сократилось с 29 до 20 министерств. Судебные органы власти СССР также подвергались реорганизации, в связи с переходом к мирному времени. В тех местностях СССР, где существовало военное положение, восстанавливалась подсудность военных трибуналов, . Военные трибуналы железнодорожного транспорта были реорганизованы в линейные и окружные суды. Проведены выборы в народные суды. Указ Президиума Верховного совета СССР от 16 сентября 1948 года устанавливал возрастной ценз народных судей и народных заседателей – 23 года. Военные трибуналы вернулись к своей довоенной подведомственности - разбирали дела военных преступников, военнослужащих немецкой армии. В 1946-1947 году Военная коллегия Верховного суда СССР рассмотрело дело Атамана Семенова, атамана Краснова, генерала Шкуро, боровшихся против Советской власти в годы Великой Отечественной войны. 19 марта 1946 Верховный совет СССР принял закон о присвоении Прокурору СССР наименования Генеральный прокурор СССР. Принято Постановление ЦК ВКП (б) от 5 октября 1946 года о юридическом образовании и подготовки кадров для системы суда и прокуратуры.Переход страныот войны к миру способствовал реорганизации всего государственного аппарата. В 1947 году Государственная плановая комиссия Совета министров СССР была преобразована в Государственный плановый комитет при Совете Министров СССР, в задачи которого входили планирование, учет и контроль за выполнением народно-хозяйственных планов. Решение задач восстановительного периода потребовали создания Государственного комитета по снабжению народного хозяйства Совета Министров СССР и Государственного комитета по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета Министров СССР. Испытав на себе тяготы военного времени, граждане ждали улучшения условий труда и быта, а так же смягчения политического режима.

Упразднение чрезвычайных органов власти и восстановление в полном объеме деятельности конституционных органов власти и управления. Внесение изменений в Конституцию СССР (1946 г.). В связи с переходом страны к мирному времени упразднялись и чрезвычайные органы государственной власти, созданные в период Великой Отечественной войны. В соответствии с указом Президиума Верховного совета СССР от 4 сентября 1945 года упразднялся Государственный комитет обороны СССР, произошло восстановление механизмов деятельности Верховного совета СССР и Совета народных комиссаров (с 1946 года Совета министров СССР). В период 1946-1947 годов по поручению Сталина И.В. велась работа по подготовке нового проекта Конституции СССР, но предложения ряда региональных руководителей о децентрализации экономической жизни и расширении хозяйственной самостоятельности местных органов власти входили в противоречие с наметившимися тенденциями восстановления норм жизни довоенного времени, поэтому новая Конституция не была принята, а в Конституцию СССР 1936 года были внесены незначительные изменения: уточнено количество союзных республик, число которых увеличилось с 11 в 1936 году, до 16 – в 1947 году, а так же узаконено переименование наркоматов в министерства, а Совета народных комиссаров в Совет Министров СССР.




Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн в 1945 году поставило перед СССР достаточно сложные и неоднозначные проблемы восстановления разрушенного войной хозяйства, проведения демобилизации, поставило проблему выбора путей социально-экономического и политического развития. СССР понес самые большие потери в войне, за годы войны были разрушены 1710 советских городов и рабочих поселков, более 70 тысяч сел и деревень. Восстановительные процессы характеризовались перестройкой высших органов государственной власти в СССР. Восстанавливалась законотворческая деятельность Верховного совета СССР. На третьей сессии Верховного совета были приняты положения о комиссиях законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей. Комиссии должны были готовить законопроекты и требовать от министерств и учреждений заключения по вопросам, поднятым в проектах законов. Внесены изменения и в избирательное законодательство: установлен Возрастной ценз для кандидатов в депутаты Верховного совета – 23 года, а для кандидатов в Верховные советы республик, находящихся в составе СССР- 21 год. Возросло и само влияние Верховного совета в процессе управления государством. В феврале 1947 года расширялась компетенция Президиума Верховного совета СССР, к его ведению было отнесено денонсирование международных договоров, установление почетных званий СССР, воинских знаний, дипломатических рангов. Восстановление двоенных норм жизни характеризовало и реорганизацию исполнительных органов государственной власти. В марте 1946 года Верховный совет СССР принял закон о преобразовании Совета народных комиссаров СССР в Совет Министров СССР, а народных комиссариатов - в министерства. Происходит сокращение ряда новых министерств, так что к марту 1949 года количество министерств сократилось с 29 до 20 министерств. Судебные органы власти СССР также подвергались реорганизации, в связи с переходом к мирному времени. В тех местностях СССР, где существовало военное положение, восстанавливалась подсудность военных трибуналов, . Военные трибуналы железнодорожного транспорта были реорганизованы в линейные и окружные суды. Проведены выборы в народные суды. Указ Президиума Верховного совета СССР от 16 сентября 1948 года устанавливал возрастной ценз народных судей и народных заседателей – 23 года. Военные трибуналы вернулись к своей довоенной подведомственности - разбирали дела военных преступников, военнослужащих немецкой армии. В 1946-1947 году Военная коллегия Верховного суда СССР рассмотрело дело Атамана Семенова, атамана Краснова, генерала Шкуро, боровшихся против Советской власти в годы Великой Отечественной войны. 19 марта 1946 Верховный совет СССР принял закон о присвоении Прокурору СССР наименования Генеральный прокурор СССР. Принято Постановление ЦК ВКП (б) от 5 октября 1946 года о юридическом образовании и подготовки кадров для системы суда и прокуратуры.Переход страныот войны к миру способствовал реорганизации всего государственного аппарата. В 1947 году Государственная плановая комиссия Совета министров СССР была преобразована в Государственный плановый комитет при Совете Министров СССР, в задачи которого входили планирование, учет и контроль за выполнением народно-хозяйственных планов. Решение задач восстановительного периода потребовали создания Государственного комитета по снабжению народного хозяйства Совета Министров СССР и Государственного комитета по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета Министров СССР. Испытав на себе тяготы военного времени, граждане ждали улучшения условий труда и быта, а так же смягчения политического режима.

Упразднение чрезвычайных органов власти и восстановление в полном объеме деятельности конституционных органов власти и управления. Внесение изменений в Конституцию СССР (1946 г.). В связи с переходом страны к мирному времени упразднялись и чрезвычайные органы государственной власти, созданные в период Великой Отечественной войны. В соответствии с указом Президиума Верховного совета СССР от 4 сентября 1945 года упразднялся Государственный комитет обороны СССР, произошло восстановление механизмов деятельности Верховного совета СССР и Совета народных комиссаров (с 1946 года Совета министров СССР). В период 1946-1947 годов по поручению Сталина И.В. велась работа по подготовке нового проекта Конституции СССР, но предложения ряда региональных руководителей о децентрализации экономической жизни и расширении хозяйственной самостоятельности местных органов власти входили в противоречие с наметившимися тенденциями восстановления норм жизни довоенного времени, поэтому новая Конституция не была принята, а в Конституцию СССР 1936 года были внесены незначительные изменения: уточнено количество союзных республик, число которых увеличилось с 11 в 1936 году, до 16 – в 1947 году, а так же узаконено переименование наркоматов в министерства, а Совета народных комиссаров в Совет Министров СССР.

Читайте также: