Эстетическое учение канта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Прекрасное есть то, что необходимо нравится всем без всякого интереса, своей чистой формой. Тем самым Кант отрывал эстетическое от науки, морали, от практических потребностей человека. Он изолировал сферу эстетического от всех других видов общественной деятельности человека.

Как и прекрасное, возвышенное тоже нравится, приносит удовольствие само по себе. Но в прекрасном удовольствие связано с представлением качества, а возвышенном – количества. В прекрасном удовольствие непосредственно порождает чувство жизнедеятельности, возвышенное же вначале на некоторое время вызывает торможение жизненных сил и лишь потом способствует их сильному проявлению.

Для восприятия красоты достаточно иметь вкус, то есть способность представлять предмет применительно к удовольствию или неудовольствию. Для воспроизведения же прекрасного требуется еще и другая способность, а именно гений.

Выявляя природу гения, Кант обращается к анализу характерных особенностей искусства. Искусство отличается от природы тем, что является результатом человеческой активности. Отличается оно также и от теоретической деятельности и от ремесла. Искусство действует закономерно без закона, намеренно без намерения. Закон, по которому творит гений, не правило рассудка, он является естественной необходимостью внутреннего характера. Природа художника дает закон, прирожденная способность духа – гений – предписывает искусству правило. Художественное произведение, следовательно, есть продукт творчества гения, а само искусство возможно только через гения. Гения – это способность давать правила. Он представляет собой абсолютно творческое начало, он оригинален. Гений встречается лишь в искусстве.

Чувственность позволяет нам познавать не вещи, но явления. Мы созерцаем их в пространстве и времени. И далее, на основе опыта, но с помощью суждений разума мы и строим картину мира.

Кант об эстетике в её современном понимании

Суждение позволяет нам узнавать прекрасное, возвышенное, гениальное. Кант задаётся вопросом, на чём оно основано? И делает два противоположных вывода:

И это не удивительно. По мнению Канта, эстетические суждения всегда спорят сами с собой , потому что они в одно и то же время и всеобщи, и уникальны. Мы называем что-то прекрасным, полагая, что это — свойство самой вещи; и в то же время мы допускаем, что что-то может казаться прекрасным только нам.

Иммануил Кант По данной теме мы уже выполнили реферат Иммануил Кант: Жизнь и творчество подробнее , родом из Германии, родился $22$ апреля $1724$ года. Исследования данного знаменитого и известного деятеля $18$ века рассматриваются во всей учебной литературе по философии. Его знания передаются от одного поколения последующему в том объёме и формате, которые были написаны ещё им самим. Потому что его воззрения говорят о том, что это достоверные и точные факты в философском плане. То образование, которое получил Иммануил Кант По данной теме мы уже выполнили реферат Кант. подробнее , отложило отпечаток на всю его деятельность. Первое образование, которое он получил, носило духовно-эстетический характер. Поэтому можно говорить, что в вопросах и проблемах эстетического плана, он разбирался очень хорошо.

Труды И. Канта по эстетике

Также в названии его размышлений встречается слово суждение, что говорит о том, что нужно любое понятие доносить до людей с тем качеством рассудительности, чтобы ему было понятно, о чём идёт речь и наводить его на мысль, что он может выразить из собственного мнения по данному вопросу и проблеме.

Суждение И. Канта по теме эстетика

Иммануил Кант говорил и писал об эстетике следующее: в центре между рассудком и разумом находится высшая способность чувства — это суждение. И. Кант называет суждение высшей способностью не ума и рассудка, а эстетического чувства. Также, по его мнению, в центре между волей и познанием находится та высшая способность чувства, то есть суждение. Значит, Кант находил в понимании слова "суждение" нечто чувственное, то чувственное для восприятия, которое влияло на все уголки мыслительных действий и умозаключений. В этом немецкий философ видел логику. И при данном порядке течения Кант находил в суждении — логическое мировосприятие эстетических взглядов. Причём не только логическое мировосприятие, но и удовлетворение. То есть эстетика — это наука, которая учит об интересном, причём таком интересном, которое может вызвать самых высоких чувств и эмоций.

Готовые работы на аналогичную тему

Если говорить об эстетике Канта По данной теме мы уже выполнили реферат Этика Канта подробнее в данном русле, то, можно сказать, что у него добавляется ещё логика с её логическим мировосприятием и удовлетворением. Логическое удовлетворение — эта та категория эстетики И. Канта, данная категория не просто влияет на категорию суждения, а влияет очень масштабно.

Масштаб влияния можно расширить до других категорий. Через логическое удовлетворение наступает эстетическое наслаждение. Ведь логика — это не что иное, как то суждение, которое даёт чувство разрешённости вопросов с полностью их результативного решения. Соответственно, чтобы прийти к данному результату, нужно достаточное время порассуждать над данными проблемами, включая этап суждения. И потом происходит эмоциональное возбуждение, потому что при бурном обсуждении происходит всегда выплеск эмоций. Когда все эмоции вышли, суждения подходят к своему завершающему этапу, наступает время, как эмоционального, так и логического удовлетворения.

Таким образом, эстетика Иммануила Канта По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Курсовая. Философия подробнее направлена на достижения логического удовлетворения и эмоционального чувства. Данные категории являются по-настоящему человеческими по всем аспектам восприятия и рассмотрения их через призму эстетического.

Трансцендентальная эстетика, согласно Канту, — это учение о чувственном познании и его априорных формах. Иначе говоря, он еще не пользуется нововведением своего современника А. Г. Баумгартена (1714—1762), который стал называть эстетикой учение о прекрасном, поставив его в один ряд с этикой и логикой.

Понятие красоты Кант связывает с целесообразностью. Он различает внешнюю целесообразность и целесообразность внутреннюю. Внешняя целесообразность выражается в пригодности предмета или существа для достижения определенной цели. Например, сила и выносливость быка могут быть полезны для человека, который использует их для обработки земли. Но эти качества могут быть целесообразными и с точки зрения собственной жизнедеятельности животного. Именно внутренняя целесообразность, согласно Канту, составляет источник прекрасного.

Однако эстетическое отношение возникает у человека отнюдь не всякий раз, когда он сталкивается с чем-то внутренне целесообразным. Условием эстетического восприятия должна быть незаинтересованность в этом предмете с практической точки зрения. Созерцание прекрасного должно давать, по Канту, незаинтересованное удовольствие, которое мы получаем главным образом от формы созерцаемого предмета.

Второе условие эстетического отношения связано с тем, что это именно чувство и переживание красоты.

Красота, по Канту, есть переживание целесообразности предмета без представления о цели. Иначе говоря, прекрасное — это то, что нравится нам без всякого понятия. Рассудок убивает красоту, ибо он разлагает целостность предмета на его отдельные детали, пытаясь проследить их связь.

Внутренне целесообразные, гармоничные формы, как уже говорилось, мы можем повстречать в первозданной природе. Другое дело — мир искусства, который специально создается в поисках прекрасного. Именно поэтому общение с произведениями искусства — это основной способ воспитания чувства красоты. Произведение искусства воспитывает у человека способность в единичном видеть общее, в явлениях раскрывать сущность. А потому способность эстетического восприятия, безусловно, превышает возможности простого восприятия, хотя и базируется на той же чувственной основе.

Помимо прочего, Кант различает прекрасное в искусстве, созидаемом творческим гением, и возвышенное, встречающееся и в мире людей, и в первозданной природе. Переживание возвышенного, согласно Канту, ближе к моральному переживанию, чем к эстетическому. Восприятие возвышенного, отмечает он, связано с тем волнением, которое мы испытываем, созерцая нечто, выходящее за свои пределы или превышающее обычные размеры, к примеру, египетские пирамиды. Если прекрасное однозначно привлекает нас, то возвышенное одновременно привлекает и отталкивает. Но человеку свойственны поиск меры в несоразмерном и бесстрашное отношение к страшному. А потому, преодолевая собственный страх, мы испытываем моральное удовлетворение по этому поводу.

Но подлинного синтеза картины мира и человеческих способностей в учении Канта мы так и не находим. Мир природы, мир искусства и мир свободы остаются разными мирами в философии Канта. Задача состояла в том, чтобы обнаружить некий единый принцип и основу, из которой можно было бы вывести все здание философской науки. За решение этой задачи взялся последователь Канта И.-Г. Фихте. Однако уточнение философских позиций этих двух мыслителей обрело скандальную окраску.

Читайте также: