Переселение крымских христиан в приазовье причины и следствия кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1771 году русская армия под командованием В.М. Долгорукова заняла Крым. На ханский престол был посажен приверженец прорусской политики Шагин-Гирей. Крымское ханство было объявлено независимым от Оттоманской Порты, в свою очередь, ханство признало над собой протекторат Российской империи, согласно условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 года.

Митрополит Игнатий Газадини обратиться через князя Г.А. Потемкина к императрице Екатерине II, прося ее принять крымских христиан под свое покровительство, с этой целью свт. Игнатий вместе с Трифиллием дважды посещал Петербург 1 . Неофициально по этому же вопросу с Потемкиным сносился и А.В. Суворов в обход своего начальника Румянцева, который по этому поводу выражал Суворову свое неудовольствие 2 . В сентябре 1778 года митрополит Игнатий направил послание в Святейший Синод, в котором просил принять его в юрисдикцию Русской церкви и признать ее архиереем (подробнее см. прил. № 1).

Естественно, что предложение покинуть веками обжитые дома и расстаться со своей землей было принято не всеми, многие христиане были категорически против. Однако убежденный русским правительством в правильности задуманного намерения митрополит Игнатий с большой энергией принялся убеждать свою паству переселиться. С этой целью митрополит рассылал свои увещательные грамоты, по селениям были направлены священники с целью убедить жителей согласиться с предложением русской императрицы. Все христианские селения объехал племянник митрополита Игнатия, который уговаривал жителей решиться оставить Крым, рассказывая о предоставленных русским правительством льготах: освобождении от налогов на 10 лет, выделении 30 десятин земли на душу, освобождении от рекрутской повинности.

Помимо съезжавшихся со всего Крыма в Бахчисарайский монастырь христиан здесь находились также жители селения Майрема — Мариамполя. В конце XVIII века здесь в основном проживали уже не потомки древних эллинов, в древние века прибывших в Тавриду, в большинстве это были выходцы из Анатолии, в основном из Трапезунда, поселившиеся здесь после захвата турками этого последнего осколка Византийской империи. В Крыму анатолийские греки искали убежища, поскольку местные татары не преследовали их так фанатично, как турки 8 .

Надо отметить, что упразднение Готской епархии в 1778 году нанесло серьезный урон христианству. Этот непродуманный шаг привел к ликвидации последнего очага христианской веры на полуострове и усилению здесь исламского влияния на оставшихся христиан.

В освещающей присоединение Крыма к России историографии превалирует точка зрения, объясняющая переселение крымских христиан соображениями экономического характера, а именно: выход христиан из Крыма, этих носителей высокой культуры земледелия, ремесленного производства и торговли, неизбежно вел к подрыву экономики Крымского ханства.

Однако убытки, которые могло понести Крымское ханство, были ничуть не меньше убытков, понесенных Российской империей в связи с организацией выхода христиан из Крыма и размещением их на территории Приазовья. Россия, во-первых, несла не меньшие убытки, чем Крымское ханство, а во-вторых, в лице христиан русская армия, в случае военных действий в Крыму, лишалась союзников, способных поддержать ее не только морально, но и материально. Поэтому существуют более глубокие причины.

Другая точка зрения связывает переселение христиан в Приазовье с религиозным гнетом со стороны ислама. Вывод христиан из Крыма был предпринят с целью избежать истребления христиан мусульманами в результате предстоящей войны между Россией и Турцией.

Теперь рассмотрим более глубокую причину этого события. В случае присоединения Крыма к России, что было вопросом времени, полуостров должен был войти в каноническую территорию Русской Православной Церкви. Однако Готская митрополия входила в юрисдикцию Константинопольской Церкви, поэтому возник бы вопрос о переходе ее в ведомство Русской Церкви, что привело бы, непременно, к конфликту между двумя крупнейшими поместными Церквами. Силовое переподчинение епархии приводило бы к подрыву авторитета России в глазах христианских государств.

Естественно, что для решения этого вопроса было необходимо согласие церковной иерархии Крыма, от которой и должна была исходить инициатива этого переселения, что привело бы одновременно и к ликвидации епархии Константинопольского Патриархата, и к избежанию резни христианского населения, а также повлекло подрыв экономики Крымского ханства. Очевидно, что такая договоренность с митрополитом Игнатием была достигнута по дипломатическим каналам 10 .

Портрет П.А. Румянцева-Задунайского. Неизвестный художник конца XVIII в.

Портрет П.А. Румянцева-Задунайского. Неизвестный художник конца XVIII в.

Действительно, известие о предстоящем переселении христиан привело в ярость крымского хана Шагин-Гирея. Он прекратил свои отношения с А.В. Суворовым, отказывал в аудиенциях русскому резиденту А.Д. Константинову и, наконец, перебрался из Бахчисарая в военный лагерь, где со своими советниками решил ходатайствовать в Петербург об отмене переселения, мотивируя свое несогласие тем, что крымские христиане лишаются своей древней родины. В ожидании ответа из Петербурга Шагин-Гирей попросил у А.В. Суворова отсрочки переселения на 25 дней, но получил отказ 17 .

Убедить Шагин-Гирея согласиться на переселение христиан помогли 50 тысяч рублей, выданные ему из российской казны. Кроме денег хан получил дорогой сервиз и другие подарки 18 , на аналогичную сумму также получили подарки в виде компенсации за ясырь и родственники хана, беи, мурзы и чиновники 19 .

После договоренности с ханом Шагин-Гиреем князь Потемкин и фельдмаршал Румянцев получили предписание о принятии мер для обеспечения переселенцев продовольствием и снабжения их всем необходимым на местах. Правительству предстояли огромные издержки. Из Азовской губернии в Крым было выслано 600 подвод. В награду за содействие правительству митрополит Игнатий получил 6550 рублей, армянский архимандрит Мартос — 2820 рублей, католический патер получил 1250 рублей, на приобретение экипажей было выделено 2799 рублей. Всего на переселение христиан из Крыма было затрачено 230 тысяч рублей ассигнациями 20 .

С переселением христиан в Приазовье расположенное под Успенским монастырем греческое селение Мариамполь прекратило свое существование. Следы этого селения сохранились до наших дней. Здесь еще можно встретить остатки разрушенных наземных строений, в скале заметны каменные лесенки, подрубки для деревянных конструкций и пещеры хозяйственного назначения 28 . Здесь же можно встретить одичавшие фруктовые деревья.

Переселение однажды едва не сорвалось, жители Мариамполя повернули обратно вместе с чудотворной иконой Богоматери. Среди переселенцев пошли слухи, что мариампольцы поступили так по подговору татар 36 . Начались волнения, остановить которые удалось только после возвращения иконы обратно.

К 18 сентября 1778 года переселение было завершено, как это следовало из рапорта Суворова 37 . Последним пределы Крыма покинул митрополит Игнатий, вместе с архимандритом Армянской Церкви Мартосом он выехал отсюда 7 октября 1778 года, хотя Бахчисарай они покинули в числе первых.

21 мая 1779 года на имя митрополита Готфийского и Кефайского Игнатия и всего общества крымских христиан последовала жалованная грамота императрицы Екатерины II. Согласно записям протоиерея П. Чернявского эту грамоту митрополит свт. Игнатий получил лично из рук Екатерины II во время своего пребывания в Петербурге 38 . Грамота гласила:

Крымским грекам эта грамота, помещенная в XX томе Полного свода законов Российской империи под № 14879, даровала следующие привилегии 40 :

Переселение крымских христиан в Приазовье

Переселение крымских христиан в Приазовье

1. Все имущество переселенцев, которое только перевезено быть могло, поднято и доставлено на место, а те из них, которые состояли в долгах хану или бывшему крымскому правительству, искуплены на счет казны. Сверх того бедным была оказана значительная денежная помощь.

2. Для поселения были отведены достаточные и лучшие земли в Азовской губернии и бассейнах рек Кальмиус, Солоной и др. с предоставлением им права рыбной ловли на вечные времена на пользу всего общества, без всяких податей в пользу казны. Купцам, ремесленникам и мастеровым для поселения были отведены наиболее выгодные для торговли города — Екатеринослав и Мариуполь.

3. Все сословия на десять лет были освобождены от налогов и повинностей. По истечении 10 лет они обязаны были выплачивать подати в установленных размерах. Неимущим поселянам было выдано продовольствие, а также семена под посев, скот и домашний хозяйственный инвентарь, стоимость всего этого они обязаны были вернуть казне через 10 лет. Переселенцам разрешили строить дома, лавки, амбары и фабрики, они были освобождены от всех постоев, кроме воинских. Греки были навсегда освобождены от рекрутской повинности.

4. Переселенцам была дарована привилегия иметь собственный суд и полицию, которые должны подчиняться генерал-губернатору Азовской губернии. В селениях урядники назначались из русского населения, но судопроизводство здесь было греческое.

5. Переселенцам было предоставлено право свободной торговли внутри государства и за его пределами, право строить торговые суда, строить фабрики, заводы и т. д.

Греческая паства была поручена митрополиту Игнатию еще раньше — 14 марта 1779 года. Указ Святейшего Синода гласил: «Игнатию, митрополиту Готфийскому и Кефайскому, подвигом усердия вышедшему из Крыма в вечное подданство России и находящемуся с знатным числом обоего пола паствы своей в Азовской губернии на назначенных для поселения местах:

1) быть архиереем тех поселенцев и состоять по смерть беспосредственно под Синодом; священникам же вышедшим с ним, оставаясь каждому при своем приходе, зависеть от него, коих он и впредь, по рассмотрению своему и по мере надобности в пастве своей, рукополагать имеет;

2) именоваться ему по смерть митрополитом Готфийским и Кефайским и иметь место под архиепископом Херсонским и Славянским;

Всего из Крыма в Приазовье переселилось 31386 человек 42 (по другим данным — 31280) 43 , что составило чуть больше 50% христианского населения Крымского полуострова, где после переселения осталось еще 27 тысяч христиан 44 . Оставшиеся в Крыму христиане по мере возможности сохраняли от разрушения и запустения святые места полуострова, в первую очередь — Бахчисарайский Успенский монастырь 45 .

На новом месте жительства греки основали город Мариуполь, а армяне — Нахичевань (совр. Ростовская область). Свое название Мариуполь получил от главной святыни Успенского монастыря — иконы Пресвятой Богородицы. Память об Успенском Бахчисарайском монастыре переселенцы сохранили навсегда. Не случайно Успенская церковь Мариуполя называлась монастырем — в память о том, что в Крыму чудотворная икона пребывала в монастыре 46 .

Оставленные крымскими христианами поселения пришли в запустение или были заняты мусульманами. Некоторые селения через несколько лет перешли во владение переселенцам из Греции, а Мангуш и Бия-Сала, известные нам по челобитной Степана Тарбеева, были заселены русскими поселенцами. Потомки коренного христианского населения Крыма остались только в селении Аутка под Ялтой 47 .

Примечания

1. Гермоген (Добронравин), еп. Указ. соч. С. 151.

2. Мариуполь и его окрестности. С. 20.

3. Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. С. 10.

4. Катунин Ю.А. Из истории христианства в Крыму. С. 68.

5. Мариуполь и его окрестности. С. 133.

6. Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды. С. 135.

7. Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. С. 10—11.

8. Некропин А. Указ. соч. С. 85.

9. Катунин Ю.А. Из истории христианства в Крыму. С. 12.

11. Ливанов Ф. Указ. соч. С. 9.

12. Цит. по: Медведева Н. Русская Таврида. Очерки. Симферополь, 1946. С. 104.

13. Цит. по: Дубровин Н.Ф. Присоединение Крыма к России. Рескрипты, письма, реляции и донесения. Т. II. СПб., 1885. С. 616—617.

17. Мариуполь и его окрестности. С. 21.

19. Тур. В.Г. Указ. соч. С. 41.

20. Ливанов Ф. Указ. соч. С. 21.

21. Маркевич А.И. Краткий очерк деятельности генералиссимуса А.В. Суворова в Крыму (к 6 мая 1900). // ИТУАК, № 31. 1901. С. 11.

22. Ливанов Ф. Указ. соч. С. 20.

23. Гроздов А. Указ. соч. С. 64.

24. Мариуполь и его окрестности. С. 24.

25. Бертье-Делагард А.Л. К истории христианства в Крыму. С. 22.

26. Мариуполь и его окрестности. С. 70.

27. Лашков Ф. Материалы для истории Второй русско-турецкой войны 1787—1791 гг. (по делам, хранящимся в архиве Таврического губернатора). // ИТУАК, № 9. 1890. С. 86.

28. Герцен А.Г., Махнева О.А. Указ. соч. С. 24.

29. Маркевич А. К вопросу о положении христиан в Крыму. С. 43.

30. Цит. по: Арсений, архим. Указ. соч. С. 84.

31. Маркевич А. К вопросу о положении христиан в Крыму. С. 43.

32. Струков Д. Указ. соч. С. 20.

33. Мариуполь и его окрестности. С. 24.

35. Цит. по: Никольский П.В. Указ. соч. С. 73.

36. Мариуполь и его окрестности. С. 25.

37. Бертье-Делагард А.Л. К истории христианства в Крыму. С. 21.

38. Серафимов С. Крымские христиане (греки). С. 13.

39. Полное собрание законов Российской империи. Т. XX. СПБ., 1830. С. 824.

40. Там же. С. 824—825.

41. Серафимов С. Крымские христиане (греки). С. 19—20; см. также; Ливанов Ф. Указ. соч. С. 21.

42. Ливанов Ф. Указ. соч. С. 20.

43. Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды. С. 135.

44. Катунин Ю.А. Из истории христианства в Крыму. С. 13.

45. Арсений, архим. Указ. соч. С. 86.

46. Мариуполь и его окрестности. С. 131.

47. Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды. С. 137.

48. Цит. по: Бертье-Делагард А.Л. К истории христианства в Крыму. С. 22.

49. Цит. по: Бертье-Делагард А.Л. К истории христианства в Крыму. С. 22.

50. Богуш-Сестренцевич Станислав. Указ. соч. Т. 2. С. 381.

51. Цит. по: Маркевич А. К вопросу о положении христиан в Крыму. С. 44.

52. Гавриил (Розанов), арх. Переселение греков из Крыма в Азовскую губернию и основание Готфийской и Кефайской епархии. // ЗООИД, т. I. 1844. С. 198.


В 1778 году в Петербурге было принято решение переселить крымских христиан на побережье Азовского моря. Уже в следующем году потомки греков, готов, армян, валахов, грузин и других христианских народов, общим числом 31 380 человек покорно оставили Крым. В чем причина этого переселения? Что сподвигло людей так неожиданно сняться и покинуть родную землю? Попробуем разобраться.

Политическая ситуация вокруг Крыма.

По итогам русско-турецкой войны (1768 — 1774 гг.) был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор, согласно которому Россия получила Большую и Малую Кабарду, Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн, с прилегавшей к нему степью между Днепром и Бугом. Россия была обязана вывести войска из Грузии, Мингрелии и Крыма. Русские торговые корабли в турецких водах пользовались теми же привилегиями, что и французские и английские. Россия получала право иметь военный флот на Черном море и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы. Турция обязалась уплатить России 4,5 млн. рублей за военные издержки. Крепость Очаков оставалась во владении Турции.

Еще во время войны в 1771 году крымским ханом стал Сахиб II Герай, не без помощи командующего русскими войсками в Крыму князя Долгорукова. Хан Сахиб II Гирей и его брат калга Шахин Герай были настроены лояльно к России, но не пользовались поддержкой ни в крымском правительстве, ни в народе. Поэтому по окончании войны в марте 1775 года он был свергнут.

В ноябре 1776 года князь Прозоровский с 80-тысячной армией вступил в Крым и под русским давлением крымский трон весной 1777 года занял лояльный Петербургу Шахин Герай. Бездарная экономическая политика нового хана, а также неприятие татарами того давления, которое оказывало на них Россия и стремление к независимости привели к восстанию оппозиционных сил, которые собрали 30-тысячное татарское войско. Но силы были не равны, и восстание было подавлено.

Организаторы и исполнители.

После указа императрицы о переселении крымских христиан государственная машина заработала и обратного хода не имела. если бы христиане начали упорствовать, их бы выселили насильно в любом случае. Вопрос о переселении был решен на самом верху.

Основная работа ответственных лиц заключалась в решении следующих вопросов:

- пообещать блага митрополиту, чтобы он активно содействовал переезду;

- скрывать от татар подготовку к переезду;

- купить хана, чтобы он не препятствовал переезду;

- настроить христиан следующим образом: напугать их отмщением татар или наказанием русской властью, а также пообещать им экономические блага от переезда.

Что приобрели переселенцы.

Переселенные крымские греки основали город Мариуполь и еще около 20 сёл в его окрестностях. Переселенные армяне основали город Новый Нахичеван (ныне он слился с г. Ростов-на-Дону) и еще 5 сёл.


Цена вопроса.

Для начала рассмотрим, во что обошлось переселение российской казне. На переселение христиан А. Суворов просил от Петербурга 100 тысяч рублей. 2 октября 1778 года Суворов представляет Потемкину ведомость денежных расходов, потраченных на выселение христиан. Общая сумма составила 75 тысяч рублей. Интересно, как были распределены эти деньги:

- им же на дорожные расходы — 2800 рублей;

- резиденту Константинову на различные расходы — 3640 рублей;

- компенсация за оставленное имущество: 29200 рублей;

- выплата долгов татарам: 440 руб.;

- на организацию перевозки (подводы, фураж, охрана, обеспечение ): 25160 руб.

Сопутствующие потери.

В один год прекратила свое существование древнейшая Готская епархия (в последующем метрополия) Константинопольского патриархата, которая существовала в Крыму с IV века. Она имела богатейшие традиции, включала в себя в разные времена херсонскую, фульскую, боспорскую и кафинскую епархии. Из Крыма были увезены и в последующем утрачены две древнейшие святыни — бахчисарайская икона Божьей матери пещерной церкви Успенского монастыря и икона Георгия победоносца Георгиевского монастыря у мыса Фиолент. Известно, что бахчисарайская икона Божьей матери почиталась не только христианами, но и мусульманами Крыма. Но главное, то, что была рассечена духовная преемственность древнего крымского православия. Эту потерю невозможно оценить.

Причины переселения.

Существует несколько традиционных версий.

Версия первая: греки сами хотели уйти из мусульманского Крыма.

Версия вторая: выселение христиан подрывало экономику Крыма.

Версия третья: России необходимиы были христиане для заселения необжитых, завоеванных территорий.

Версия четвертая: переселение христиан — это удар по Константинопольской православной церкви.

Последний метрополит Готский и Кафайский Игнатий (Гозадини), обладавший недюжинной энергией и организаторскими способностями, прибыл из Константинополя морем в Балаклаву в 1771 году, ведь крымские христиане подчинялись тогда Константинопольскому патриарху. Казалось бы, что этот шаг был направлен на поддержание право­славной традиции в регионе и осо­бом внимании к нему со стороны нового пастыря. Но все оказалось наоборот. По злой иронии Игнатий оказался орудием, уничтожившим корни крымского христианства, прораставшие здесь сотни и сотни лет.

Епископ Дорофей, возглавивший после смерти Игнатия епархию, бросил свою паству в Мариуполе и уехал в Крым. Со смертью митрополита Игнатия история Готской епархии в Крыму была окончена, все оставшиеся церкви были переданы во владение Святейшего Синода в Петербурге, а оттуда — Екатеринославской епархии православной церкви. Так Русская православная церковь лишила Константинопольскую православную церковь одной древней епархии, но и сама взамен ничего не приобрела кроме горечи.

Итоги.

Первая задача истории — воздержаться от лжи,
вторая — не утаивать правды,
третья — не давать никакого повода заподозрить себя
в пристрастии или в предвзятой враждебности.

Переселение христиан из Крыма в Приазовье в конце 18 века – историческое событие, описанное подробно современниками, а также многочисленными позднейшими исследователями этого вопроса. Зачем же тогда пишется эта статья, если этим вопросом занималось достаточно много историков и различного рода исследователей исторических вопросов? Просто, при всём при том, что как кажется вопрос этот исследован много и глубоко, существует множество версий причин переселения, причём зачастую взаимоисключающих друг друга, и зависящих от того, к какому выводу, определённому изначально, желает привести своё исследование автор. Кроме того, мне часто задают вопросы о причинах переселения и так как ответ не так уж и однозначен и довольно сложно выразить парой предложений свою точку зрения человеку только знакомящемуся с этим историческим событием, лучшим вариантом �ответа� для меня будет эта статья и на подобные вопросы можно будет отвечать ссылкой на эту статью.

Итак, сначала коротко о факте переселения и основных популярных версиях причин по которым оно произошло.

После прошения на имя императрицы Екатерины II, которое подписали митрополит Игнатий (представитель крымских ромеев * ), архимандрит Петр и священник Иаков (представители крымских армян) с высказанными в нем готовностью вступить в российское подданство и просьбой об отводе достаточного количества земель под переселение, и которое явилось результатом тайных переговоров между представителями крымских христиан и Российской империи, в 1778 году было осуществлено переселение крымских ромеев и армян в Приазовье.

* Ромей с греческого, как и урум с татарского переводится как римлянин, византиец. Под румеями здесь и далее подразумеваются приазовские греки эллинофоны и тюркофоны.

Версий, а особенно трактовок этого события множество. Приведу некоторые:

  • Российское правительство желало подорвать экономическую базу Крымского ханства, лишая его значительной части налогов, взимавшихся с христиан, а также заселить недавно присоединённые территории Приазовья.
  • Спасение царским правительством единоверцев от приверженцев ислама.
  • Желание христиан сохранить свою веру и язык, спастись от мусульманского ига.
  • Крымские христиане боялись мести татар и турок за сотрудничество с русскими войсками во время недавней русско-турецкой войны.
  • Мусульмане выставлялись в негативном свете перед христианским миром, конкретно — перед европейской дипломатией.
  • Освобождались ценнейшие территории, которые должны были отойти в царскую казну.
  • Царское правительство выселяло местных христиан, которые на самом деле являлись союзниками татар и турков.

Я привел здесь некоторые версии, как можете видеть, некоторые взаимоисключающие друг друга. Многие подумают, что версия о греках и армянах – союзниках мусульман самая, если мягко сказать, оригинальная. Но встречаются и версии исследователей, которые решили не ограничивать своих фантазий. Так, например, один из исследователей истории донских армян высказал мысль, что армяне сами разъехались кто куда, а Суворову, чтобы выполнить указ императрицы, пришлось обращать в христианскую веру татар и выводить их под видом армян в Приазовье.

Есть среди этих версий такие, которые не противоречат друг другу, но и дополняют. Чтобы принять какую либо из этих версий или выдвинуть новую, сначала необходимо рассмотреть стороны связанные с этой историей.

Это Российская империя, крымские ромеи и армяне, Крымское ханство, Османская империя и ряд европейских держав.

Если говорить о Российской империи, то версия с экономическим ослаблением ханства выглядит малоубедительно, ведь ещё до переселения По соглашению с ханом Шагин-Гиреем, Россия в качестве возмещения своих затрат на его постоянную военную поддержку получила налоги, взимаемые с христиан.[Самойлов А.Н. Жизнь и деяния генерал-фельдмаршала князя Григория Александровича Потемкина-Таврического // Русский Архив. Стлб. 1210.] Да и потеря налогов с населения, причём не самого богатого, которое составляло лишь около 7% от всего населения не могла так существенно подорвать экономику ханства.

После присоединения приазовских степей и переселения с них ногаев, возникла необходимость их освоения. Но крымские греки, занимавшиеся в Крыму в основном овцеводством, садоводством и виноградарством, предполагаю, были не самой лучшей кандидатурой для освоения этих земель, тем более в климатических условиях. отличающихся от привычного переселенцам в Крыму.

Как версию, защиту христианского населения можно рассматривать, но всё же стоит вспомнить, что во внешней политике того времени такие �сантименты� стоит воспринимать как внешнюю оболочку других более скрытых устремлений.

Такой же �внешней оболочкой� мог быть известный �Греческий проект� Екатерины II. Упрощая, можно так выразить его суть - вместо Османской империи должно было быть образовано новое православное государство во главе с императором Константином внуком Екатерины II. Вполне возможно, что переселение христиан достаточно удачно вписывалось в �Греческий проект�.

Ситуация с мотивами крымских ромеев тоже неоднозначна. Они веками жили на территории Крыма, когда-то имели собственную державность, но приходилось часто жить и под давлением христиан генуэзцев и мусульман турок и татар. Были ситуации более или менее тяжелые. Можно, конечно, приводить доводы из христианских источников, ромейского фольклора о трагедиях, разыгрывавшихся порою с ромеями и армянами, о повседневном гнёте, но лучше привести цитату из книги турецкого путешественника Эвлия Челиби, которого не �упрекнёшь� в сочувствии к ромеям и армянам. �В этом городе [Карасубазаре]есть 2 тысячи армянской реаййи, платящей харадж, 500 греческих неверных, платящих харадж, и 300 иудеев, платящих харадж… На голубых и фиолетовых колпаках греческие и армянские неверные носят значок из голубой парчи размером с монету в 1 куруш. А иудеи прицепляют на колпаки кусочки желтой парчи. В бане иудеи, армяне и греки не имеют права носить банные башмаки, привязывают к лодыжкам колокольчики и моются в укромном месте. По этим знакам видно, что они - неверные и иудеи.� Этот лоскуток из описания жизни населения просто показывает что ни о каком равном положении у ромеев и армян и их благоденствии не может идти речи изначально.

Могло ли переселение принести пользу христианам?

На протяжении всей истории Руси между ромеями и русскими не прерывалась взаимоотношения, причём на разных уровнях. Так, например, династия Головиных имеет корни которые ведут к крымским ромеям, а многие христианские и культурные деятели, как пример, великий иконописец Феофан Грек, пришли на Русь "через Крым". Поэтому Российская держава не была для ромеев чем то чужеродным, а 29 сентября 1771 года митрополит Игнатий даже обращался к Святейшему Синоду и Екатерине II с просьбой принять христиан Крыма в подданство России.

С экономической точки зрения переселение могло нести выгоды ромеям, и несмотря на первоначальные скитания и сложные условия первых лет, они смогли извлечь пользу из тех привилегий, которые первоначально получили. Так, если даже судить по такому показателю как численность населения, то при сравнительно постоянном количестве в Крыму (от 12 тысяч в начале 18 века до 18 тысяч 60-70 годах 18 века) на новом месте ромеи к 1894 году, несмотря на большие трудности первых лет, увеличили свою численность до 62 тысяч, что, даже без учета вернувшихся в Крым, переселившихся в другие места и умерших во время переселения, более чем в три раза превышало численность ромеев до переселения.

Особые выгоды были у �элиты� переселяющихся, как экономического так и личного характера.

С отношением Крымского ханства к переселению тоже не всё однозначно. Многие осознавали, особенно среди татарской верхушки, что за переселением христиан скрывались другие мотивы и оно ещё на один шаг приближало присоединение Крыма к России. Также существовала в Крыму среди правящей верхушки и пророссийски настроенные. И многие намерения русскими от вторых не скрывались, а часто те пытались склонить их к определённым действиям, чтобы инициатива шла от них.

Пример - письмо князя Прозоровского Шагин-Гирей-хану. В нём князь склоняет хана к мысли, что для его безопасности необходимо переселить греков и армян горной области к Перекопу, а то и за него. Вот отрывок из письма от 6-го мая 1777 года:

�Ваша светлость, чрез короткое себя на нынешнем месте утверждение, не имели еще довольно времяни испытать в верности к себе всех и каждого из своих подданных, между которыми в сердцах других от недавно потушенного пламени раздору и несогласия, нельзя, чтобы равное у всех питалось к вам усердие и преданность и не было-бы уже таких, кои-бы, скрывая злость в душе своей, при первом покушении от стороны турок не взволновались и не смешались с общими нашими врагами. О сем-то единой вашей особе поверяю мысль его сиятельства графа Петра Александровича, чтобы при настоящем известии о турецком десанте, употребили ваша светлость все способы к отдалению жителей от берегов Черного моря за предводимые мною российские войска между российских-же крепостей. По моему мнению, удобные для вывода их с женами, детьми, скотом, имением, места от Перекопа по над Сивашем, как по над Сивашем-же и к Арабату. А если-бы угодно было вашей светлости и необходимость потребовала к лучшему продовольствию скота, то можно-бы их выпустить и за Перекоп. Все сие только с тем, чтобы они уже оставались за спиною войск моих и не препятствовали по набережности более в военных нам операциях. Я полагаю также и для прикрытия их отрядить малой деташемент.

Что поколику необходимо нужно для собственного вашего блага, то и упреждаю завременно представлением сказанного вашей светлости, прилежно прося, размысля, положить на мерах, какие к сему предпринимать изволите и предъуготовя под непроницаемою тайною потребное жителям разделение, откуда и кому, куда в нужном случае уклоняться, как и о времени, хотя по примерному положению; как скоро они собраться и в назначенные вашею светлостию им места с фамилиями, имением и скотом своим выйтить могут, известить меня своим благосклонным писанием, дабы при верном уведомлении о турецком на сей полуостров покушении, успеть было можно прежде сие выполнить, нежели как неприятель приближится к берегам.

На таковый случай за очищением берегов от жителей главные в сем месте пристани и все генерально горы, начиная от устья реки Качи до Кефы, со включением и сего города, беру я в свою единую стражу, почему считаю нужным и греков, в горах живущих, для безпрепятственного войскам действия выгнать с семейством и имением их, как и татар к Перекопу или Арабату, либо и совсем за линию …�

Среди рядовых татар, возможно, также было неоднозначное отношение к переселению, но противники и сторонники были таковыми не из природной любви к грекам и армянам, а исходили из своих интересов.

Что же касается Османской империи, то к переселению отношение было однозначно негативным. После заключения Кючук-Кайнарджийского договора 1774 года Россией на внешнеполитической арене велась упорная и продуманная борьба и турки не могли не понимать истинных целей производимых действий, тем более ценны успехи российской дипломатии, сумевших присоединить Крым без военных действий дипломатическими методами.

В Европе были как соперники, так и союзники Российской империи, причём, �играть� с союзниками необходимо было не менее правдиво и хитро, чем с врагами. Но и противники тоже вели свою борьбу, а крымские христиане в определённое время попали в эпицентр подковёрной борьбы. Примером может служить описание крымских христиан в книге Иоганна Тунманна �Крымское ханство�. Книга описывает ханство, непосредственно перед переселением христиан и присоединением Крыма к России. В ней в исключительно положительных чертах описывается всё пёстрое население ханства. Характеризуя крымских татар, черкесов, ногайцев и других он всех их находит и приветливыми, и гостеприимными, и мужественными, и честными, и благородными, и добродушными, и любящими справедливость, и обладающими живым и восприимчивым умом, и т. д. При этом автор доходит до комического. �У буджакских ногайцев, — говорит он, например, — важнейшим средством пропитания служит грабеж и добыча. Больше всего они грабят молдаван. Вообще же они честны, добродушны, гостеприимны и мужественны�. Только одним армянам и ромеям от Тунманна достается почему-то беспощадно: �Они ленивы, нечестны, грязны и невежественны… очень невежественны и рабски послушны�. Но если учесть, что большинство подобных книг писалось под заказ и с учетом политической конъюнктуры, то становится понятно такое описание данное человеком, который никогда не был в Крыму и не встречавшимся с описываемым населением.

Наконец, кто и какие выгоды получил в результате переселения христиан? Здесь будет небольшой повтор первой части, с той лишь разницей цели одних сторон были в определённой степени достигнуты, других, что и понятно – нет.

Однозначно, Российская империя в полной мере использовала переселение в своих целях. В результате многоходовой политической игры Крым оказался в составе империи, крымские мурзы присягнули на верность России. Крымские ромеи и армяне явились первой волной переселенцев в новый край, который предстояло осваивать России.

У ромеев можно насчитать как много плюсов так и минусов. В результате наскоро проведенного переселения и проблем первых лет жизни на новом месте можно было бы сказать, что они больше потеряли. Не зря в 90-х годах 18 века открывались дела о попытках жителей греческих сёл вернуться в Крым. Например: �1790г. - Дело о попытке жителей с. Чердаклы и других греческих сел возвратиться в Крым - 33 л. [О удержании от побегу намеревавшихся из слободы Чердаклы греков�] В деле содержатся рапорты, переписка, распоряжения, предложения, направленные в Мариупольский греческий суд в связи с попыткой жителей с. Чердаклы возвратиться в Крым. Указывается, что такие же попытки предпринимали жители сел Каракуба, Ласпа, Комар. Имеется список семей с. Чердаклы, которые намеревались возвратиться в Крым.�

Но затем, ромеям удалось, благодаря своему труду, использовать те привилегии, которые были получены при переселении и неудачи первых лет уже не могут так однозначно оказывать влияние на оценку этого события. Правда, часть земель и привилегий через несколько десятилетий были отобраны у ромеев, что вызвало очередную волну недовольства. По рассказам, ромеи даже направляли делегатов-ходоков к царю, но судьба посланников была трагичной.

Что же касается противников России, то тут однозначно 100% проигрыша. Крымское ханство, последний осколок Золотой орды, очаг напряжённости на южных границах было ликвидировано. Османская империя потеряла не только своего многовекового вассала, но и уступило господство в Чёрном море. А для западных противников Россия стала ещё более сильным и неудобным соперником.

Как видим, в переселении крымских христиан не всё однозначно, и всё зависит от того, какую позицию занимает исследователь и, какую конъюнктуру он обслуживает. Сейчас для многих, по разным причинам выгодно придерживаться антироссийских позиций, но хочется высказать мнение, что больше всего общего у ромеев, бывших граждан Византии, могло быть только с Россией - духовной наследницей Константинополя, и решение перейти под крыло России было оправдано и определено всей многовековой историей отношений двух народов.

В конце 1776 года, по приказу всемогущего фаворита Екатерины II князя Г. А. Потемкина, назначенного в 1775 году правителем Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний, и Крым были введены русские войска, которые там оставались до весны 1779 года. Перед командованием войск была поставлена трудная задача — избегая войны с Турцией, предотвратить захватнические действия и пресечь интриги султанского правительства, усилить и укрепить русское влияние в Крыму. До апреля 1778 года этими войсками командовал князь Прозоровский, а его помощником был назначен генерал поручик А. В. Суворов, на которого возлагались большие надежды. В апреле 1778 года генерал Прозоровский показавший себя бездеятельным и нерешительным человеком, был отстранен от командования войсками, и на его место, по приказу фельдмаршала Румянцева-Задунайского, в те годы командовавшего войсками Южной России, был назначен А. В. Суворов.

На Суворова в 1778 году была возложена еще одна большая и ответственная задача вывести христианское население из Крыма и переселить и южные губернии России, в частности в Азовскую губернию.

В Крымском ханстве почти все ремесла и торговля находились в руках армян и греков. Подати, собиравшиеся с них, составляли значительную часть поступлении ханской казны. Ставя вопрос о переселении христианского населения, царское правительство стремилось прежде всего к тому, чтобы экономически ослабить Крымское ханство и поставить его в еще большую зависимость от России.

Идея переселения христианского населения Крыма в южные губернии России принадлежала, как показывают архивные материалы, выдающемуся русскому полководцу, фельдмаршалу П. А. Румянцеву.

Вскоре это предложение фельдмаршала Румянцева было подхвачено князем Г. А. Потемкиным и, получив новый смысл и содержание, стало одной из главных задач политики царского правительства на юге России.

Дело приняло совершенно другой оборот, когда генерала Прозоровского заменил А. В, Суворов. 17 мая 1778 года князь Потемкин предложил ему организовать задуманное им, Потемкиным, переселение. Знаменитый полководец, не теряя времени, приступил к выполнению этого поручения, хотя хорошо представлял сложность задачи и все трудности, связанные с нею.

Подготовительная работа по организации переселения армянского и греческого населения вначале проводилась тайно. Когда же слухи о ней дошли до крымского хана, то он и вместе с ним почти вся феодальная знать выразили категорический протест. Татарские беи, аги и мурзы во главе с Шагин Гирей-ханом стали прибегать ко всяким ухищрениям, чтобы не допустить переселение.

Переселение массового характера имело место в течение августа и сентября. За весь этот период Суворов непосредственно следил за начатым им делом.

В бумагах Суворова хранятся подробные отчеты о переселении. В одной из его ведомостей, составленной 16 сентября 1778 года, указано, что количество переселенцев из Крыма в Россию составляет: греков 18 407 душ, армян 12 598, грузин 219 и валахов 162 души (ЦГАДА, ф. Госархив, разряд XVI, д. 588, ч. 12,. л. 390). В другой ведомости, подписанной Суворовым 18 сентября 1778 года, приводятся подробные цифры о том, из каких городов и деревень сколько было переселено. Из этой интересной ведомости видно следующее: из города Кафа переселилось в Россию 5511 армян, 1643 грека и 24 грузина; из Бахчисарая — 1375 армян, 1319 греков, 27 грузин, 13 ясырей, из которых 9 грузин, 4 валаха; из Карасу-базара — 2809 армян, 1004 грека, 8 грузин, 7 валахов; из Козлова — 1304 армян, 172 грека, 71 ясырь (70 грузин и 1 валах); из Акмечета 259 армян; из Старого Крыма 160 армян, 109 греков и т. д. Далее, ведомость показывает, что вместе с ремесленниками и купцами были переселены также армянские крестьяне из ряда деревень Крыма, как-то: Татлы, Мелик, Камышляк, Сала, Султан-Сала и т. д.

По данным Суворова, за август-сентябрь 1778 года из Крыма было вывезено 31 386 человек (Там же, л. 393). По его же сведениям, в октябре и декабре того же года и за первые пять месяцев 1779 года было вывезено еще несколько сот человек. Таким образом, общее число переселенцев составило свыше 32000 человек.

Читайте также: