Новый курс советской дипломатии кратко

Обновлено: 16.05.2024

Глава VII. Внешняя политика Советского государства (1921—1941)

I. НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В 20-е гг. Советская страна нормализовала свои международные отношения, постепенно входя в мировое сообщество. Существенно, что этот процесс происходил на условиях Советского государства, которое, с одной стороны, отказалось платить долги царского правительства, но не отказалось от роли мирового центра революционного движения — с другой. Вытекавшая из этого двойственность советской внешней политики означала настоящий переворот в нормах и правилах международных отношений.

В действительности же Троцкий (особенно если судить по его докладу в марте 1926 г., посвященному политике, которую следовало проводить в Китае), ратовал за проведение очень осмотрительной внешней политики, преследующей прежде всего государственные интересы СССР, — пусть даже в ущерб революционным силам, в данном случае в Китае.

На фоне этой дилеммы — интересы Советского государства или интересы международного коммунистического движения — каждое поражение, каждая упущенная возможность (неудачное выступление немецких рабочих в 1923 г., поддержка Чан Кай-ши в 1926 — 1927 гг., повлекшая за собой разгром коммунистов в Шанхае в апреле 1927 г.) приводила к политическим конфликтам и взаимным обвинениям в предательстве идеалов интернационализма, либо, наоборот, в авантюризме и принесении высших государственных интересов страны в жертву фетишам Революции.

Столь же радикально в 1929 — 1930 гг. был обновлен аппарат Наркомата иностранных дел. Г.Чичерин был заменен на посту наркома М.Литвиновым, который руководил советской дипломатией до мая 193 9 г. Вместе с Чичериным НКИД покинули многие дипломаты, часто бывшие близки к Троцкому (такие, как А.Иоффе, Л.Карахан); другим, назначенным после их политического поражения послами, предстояло затем фигурировать среди обвиняемых на московских процессах.

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ В ГОДЫ НЭПА (1921 — 1928)

1. Германия как главный партнер в Европе

До 1934 г. Рапалльский договор, заключенный Советским государством с Германией 16 апреля 1922 г., оставался важнейшим из международных соглашении, подписанных советским руководством. На протяжении десятилетия отношения с Германией являлись стержнем советской дипломатической деятельности в Европе. Первые военные и торговые контакты между двумя странами были установлены еще в апреле 1921 г. Советское государство рассчитывало с помощью германских капиталов и технологий провести реконструкцию своего народного хозяйства. Представители немецких военных кругов во главе с генералом фон Сектом надеялись разместить в Советской стране секретные военно-учебные центры, запрещенные в Германии Версальским договором; со своей стороны они были готовы сотрудничать в подготовке кадров для Красной Армии.

Переговоры по этим вопросам начались в тот момент, когда СССР безуспешно (за исключением подписанного им в марте 1921 г. торгового соглашения с Великобританией) пытался нормализовать свои экономические и дипломатические отношения с ведущими европейскими странами. Главным препятствием для восстановления этих отношений являлась проблема выплаты долгов царского правительства. Советское правительство заявляло о принципиальном согласии их уплатить в том случае, если государства-кредиторы окажут ему экономическую помощь путем предоставления на выгодных условиях кредитов и займов и развития с ним торговых отношений, а также объявят о его официальном признании. 28 октября 1921 г. советское правительство направило великим державам ноту с предложением созвать международную конференцию для обсуждения этих вопросов и решить вопрос о юридическом признании Советского государства. Это предложение было принято, и конференция, собравшая представителей около тридцати государств и посвященная вопросам экономического возрождения Центральной и Восточной Европы, состоялась.

Несмотря на такое многообещающее начало, советско-германские отношения испытали в 20-е гг. несколько напряженных периодов. Их причиной были, с одной стороны, очень тесные связи Германской компартии с Коминтерном, а с другой — постоянные опасения советской стороны, что даже незначительное улучшение германо-французских отношений приведет к созданию антисоветского фронта капиталистических государств. Так, в августе 1923 г. во время формирования правительства Штреземанна, которое должно было преодолеть кризис, вызванный франко-бельгийской оккупацией в начале этого года Рурской области, Коминтерн (в котором германскими вопросами специально занимался К.Радек) призвал немецких коммунистов выступить против правительства социал-демократов. Коммунисты, в рядах которых не было ни единства, ни решительности, ни уверенности в том, что Советский Союз действительно поможет, смогли лишь поднять восстание в Гамбурге, которое было подавлено в течение двух дней.

2. Сложности в советско-британских и советско-французских отношениях

Несмотря на то что СССР не являлся членом Лиги Наций, начиная с 1926 г. он участвовал в работе подготовительной группы Комиссии по разоружению. В 1927 г. Литвинов представил туда план всеобъемлющей ликвидации вооруженных сил и военного производства (не получивший одобрения), а затем программу частичного и постепенного разоружения (1928 — 1929 гг.). В августе 1928 г. Советский Союз выразил готовность присоединиться к пакту Бриана — Келлога, смысл которого состоял во всеобщем отказе от войны.

3. Китай как главный партнер в Азии

1. VI конгресс Коминтерна: крутой поворот

Разработанная под непосредственным руководством Сталина и одобренная VI конгрессом (июль — сентябрь 1928 г.) стратегия Коминтерна определила основные направления советской внешней политики в период с 1928 по 1933 г. Этот конгресс (совпавший с началом наступления сталинского руководства на Бухарина) был отмечен глубокими расхождениями в оценках международной ситуации и во взглядах на тактику Коминтерна в ближайшие годы. Бухарин, в то время еще генеральный секретарь Коминтерна, защищал точку зрения, согласно которой ситуация в мире отличалась достаточной стабильностью, а развитие экономического кризиса в ведущих капиталистических странах непосредственно не вело к революционной ситуации. По его мнению, в переживаемый момент все внимание следовало сосредоточить на обеспечении единства в рабочем движении (профсоюзов, социалистических и коммунистических партий) и на борьбе с сектантством, грозящим изоляцией коммунистов. Полностью противоположные взгляды развивал в своих выступлениях Сталин. Драматизируя ситуацию, он утверждал, что из-за нависшей над ведущими капиталистическими странами угрозы глубочайшего экономического кризиса и революционных потрясений напряженность международных отношений достигла своего предела. В связи с этим выдвигались следующие тактические установки:

— борьба против реформистских влияний среди рабочего класса, предполагавшая уход из существовавших профсоюзных структур и создание новых, революционных профсоюзов;

3. Расширение советской дипломатической деятельности

Начиная с 1931 г. советская дипломатическая деятельность стала еще более активной. Внутренние проблемы побуждали Советский Союз уделять больше внимания упрочению своего внешнеполитического положения. В то же время и пережившие

экономический кризис индустриальные страны проявляли все больший интерес к улучшению своих отношений с Советским Союзом, который рассматривался ими как огромный потенциальный рынок. Наконец, рост правого экстремизма и национализма в Германии побуждал страны, подписавшие Версальский мирный договор и заинтересованные в сохранении послевоенного статус-кво, развивать дипломатические отношения с Советским Союзом. Начатые в 1931 г. с рядом стран переговоры шли, однако, с большим трудом. Тем не менее уже в 1932 г. СССР начал пожинать плоды своих дипломатических усилий, подписав серию пактов о ненападении: с Финляндией (2 1 января), с Латвией (5 февраля), с Эстонией (4 мая).

После долгих колебаний 2 9 ноября 1932 г. французское правительство во главе с Эррио подписало франко-советское соглашение о ненападении, рассчитывая таким образом нейтрализовать возможные последствия дальнейшего сближения между СССР и Германией. Кроме статьи о ненападении соглашение содержало обязательство в случае нападения на одну из них третьей страны не оказывать никакой помощи агрессору.

Во второй половине 1933 г. советские руководители вынуждены были отказаться от принятой еще в 1919 — 1920 гг. аксиомы советской внешней политики, в соответствии с которой всякое усиление международной напряженности было только на пользу СССР, а всякий элемент международной политической стабильности (например, рост авторитета Лиги Наций, возрождение европейской экономики) априори имел негативное для Советского Союза значение.

29 декабря 1933 г. в речи на IV сессии ЦИК СССР Литвинов изложил новые направления советской внешней политики на ближайшие годы. Суть их заключалась в следующем:

— ненападение и соблюдение нейтралитета в любом конфликте. Для Советского Союза 1933 г., надломленного страшным голодом, пассивным сопротивлением десятков миллионов крестьян (призывной контингент в случае войны), чистками партии, перспектива оказаться втянутым в войну означала бы, как дал понять Литвинов, подлинную катастрофу;

Ремилитаризация Рейнской области, на которую Франция и Великобритания ответили лишь устным протестом, сильно изменила военно-политическую ситуацию в Европе. Военные гарантии, предоставленные Францией ее восточным союзникам, становились невыполнимыми: в случае войны с Германией, которая оказалась теперь надежно защищенной рейнскими укреплениями, французская армия была не способна более быстро прийти на помощь какой-либо стране Центральной и Восточной Европы. Положение усугублялось отказом Польши пропускать через свою территорию иностранные войска. Эта новая политическая реальность, когда западные демократии и Лига Наций оказались бессильны противостоять грубой силе, такой, например, как ремилитаризация Рейнской области или агрессия Италии в Эфиопии, а Версальский договор терял свою силу, — эта реальность наглядно продемонстрировала советским руководителям всю хрупкость европейского равновесия и необходимость сохранения в интересах собственной безопасности полной свободы рук.

2. СССР и война в Испании

После оккупации Германией Чехословакии Советский Союз расстался с последними иллюзиями насчет эффективности политики коллективной безопасности. К тому же Франция и Великобритания, правительства которых Литвинов тщетно пытался убедить в том, что СССР в состоянии выполнить свои обязательства, выражали сильное сомнение по поводу боеспособности Красной Армии, опустошенной чистками, и не видели, каким образом советские войска смогут участвовать в боевых действиях из-за отказа Польши и Румынии пропустить их через свои территории. Советский Союз, безусловно, принял бы участие в международной конференции, но ему даже не было предложено подписать Мюнхенские соглашения 30 сентября 1938 г. Заключенный Ж.Боннэ и И.Риббентропом 6 декабря 193 8 г. в Париже между Францией и Германией договор о ненападении был расценен в Москве как шаг, в той или иной степени развязавший Гитлеру руки на Востоке.

15 сентября 1939 г. было заключено перемирие. Перед лицом угрозы капиталистического окружения Советский Союз принял решение о дальнейшем сближении с Германией, не отказываясь при этом от переговоров с западными демократиями.

V. ЭРА СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОГО ПАКТА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ (1939—1941)

1. Советско-германский пакт

Спустя две недели был смещен М.Литвинов, возглавлявший НКИД СССР и приложивший немало усилий для обеспечения коллективной безопасности, а его пост был передан председателю Совнаркома Молотову. Эта акция была справедливо расценена как сигнал об изменении курса советской внешней политики в сторону улучшения советско-германских отношений. В мае, германскому послу в Москве Шуленбургу было поручено заняться подготовкой переговоров с Советским Союзом в связи с решением Германии оккупировать Польшу. Желая поторговаться, советская дипломатия одновременно продолжала вести переговоры с Францией и Великобританией. У каждого из участников переговоров были свои скрытые цели: западные страны, стремясь прежде всего воспрепятствовать советско-германскому сближению, затягивали переговоры и старались в то же время выяснить намерения Германии. Для СССР главным было добиться гарантий того, что прибалтийские государства не окажутся, так или иначе, в руках Германии, и получить возможность в случае войны с ней перебрасывать свои войска через территорию Польши и Румынии (поскольку СССР и Германия не имели общей границы). Однако Франция и Великобритания по-прежнему уклонялись от решения этого вопроса.

Видя, что переговоры зашли в тупик, англичане и французы согласились на обсуждение военных аспектов соглашения с СССР. Однако отправленные 5 августа морем представители Англии и Франции прибыли в Москву только 11 августа. Советская сторона, представленная наркомом обороны Ворошиловым и начальником генштаба Шапошниковым, была недовольна тем, ) что их партнерами оказались чиновники низкого ранга, имевшие (особенно англичане) весьма туманные полномочия, исключавшие переговоры по таким важным вопросам, как возможность прохода советских войск через территории Польши, Румынии и прибалтийских стран, или обязательства сторон по конкретным количествам военной техники и личного состава, подлежащим мобилизации в случае немецкой агрессии.

Известие о подписании советско-германского пакта произвело настоящую сенсацию во всем мире, особенно в тех странах, чья судьба непосредственно зависела от данных соглашений. Широкая общественность этих стран, совершенно неготовая к такому развитию событий, расценила их как настоящий переворот в европейском порядке.

Через восемь дней после подписания договора нацистские войска атаковали Польшу.

2. Секретный протокол в действии

3. Ухудшение советско-германских отношений

Советский Союз тщательно выполнял все условия советско-германского экономического соглашения, подписанного 11 февраля 1940 г. За шестнадцать месяцев, вплоть до нападения Германии, он поставил в обмен на техническое и военное снаряжение (часто устаревшее) сельскохозяйственной продукции, нефти и минерального сырья на общую сумму около 1 млрд. марок. В соответствии с условиями соглашения СССР регулярно снабжал Германию стратегическим сырьем и продовольствием, закупленным в третьих странах. Экономическая помощь и посредничество СССР имели для Германии первостепенное значение в условиях объявленной ей Великобританией экономической блокады.

В то же время Советский Союз с беспокойством и опасением следил за блистательными победами вермахта. СССР, оставаясь верным своей идее обострения межимпериалистических противоречий, которое могло в конечном счете сыграть ему на руку, был заинтересован в продолжении войны. В этих условиях внезапная капитуляция Франции освобождала значительные контингенты немецких войск, которые отныне могли быть использованы в других местах. В августе — сентябре 1940 г. произошло первое ухудшение советско-германских отношений, вызванное предоставлением Германией после советской аннексии Бессарабии и Северной Буковины внешнеполитических гарантий Румынии. Германия также выступила арбитром в урегулировании спора между Румынией и Венгрией по поводу Трансильвании. Она подписала серию экономических соглашений с Румынией и направила туда очень значительную военную миссию для подготовки румынской армии к войне против СССР. В сентябре Германия направила свои войска в Финляндию. Пытаясь противостоять германскому влиянию в Румынии и Венгрии (которая после того, как ее требования к Румынии были удовлетворены, присоединилась к фашистской коалиции), СССР направил свои усилия на возрождение идей панславизма и активизацию политических и экономических отношений с Югославией.

Во время состоявшегося 12—14 ноября визита Молотова в Берлин были проведены очень насыщенные, хотя и не приведшие к конкретным результатам, переговоры относительно присоединения СССР к тройственному союзу. Однако 25 ноября советское правительство вручило немецкому послу Шуленбургу меморандум, излагавший условия вхождения СССР в тройственный союз: 1 ) территории, расположенные южнее Батуми и Баку в направлении к Персидскому заливу, должны рассматриваться как центр притяжения советских интересов: 2) немецкие войска должны быть выведены из Финляндии: 3) Болгария, подписав с СССР договор о взаимопомощи, переходит под его протекторат; 4) на турецкой территории в зоне Проливов размещается советская военная база; 5) Япония отказывается от своих притязаний на остров Сахалин.

Одновременно Германия использовала советский меморандум от 25 ноября 1940 г., чтобы оказать давление на те страны, чьи интересы были в нем затронуты, и прежде всего на Болгарию, которая в марте 1941 г. примкнула к фашистской коали ции. Советско-германские отношения продолжали ухудшаться. всю весну 1941 г., особенно в связи с вторжением немецких: войск в Югославию через несколько часов после подписания советско-югославского договора о дружбе. СССР не отреагировал на эту агрессию, так же как и на нападение на Грецию. В то же время советской дипломатии удалось добиться крупного успеха, подписав 13 апреля договор о ненападении с Японией, который значительно снижал напряженность на дальневосточных: границах СССР.

2.Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта.

3.СССР и война в Испании.

4.Дальневосточная политика СССР.

5.Мюнхенское соглашение.

6.Советско-англо-французские переговоры.

7.Сближение СССР и Германии.

В ноябре 1933 г. СССР установил дипломатические отношения с США, а в 1934 г. Советский Союз приняли в Лигу Наций, где он сразу стал постоянным членом ее Совета. Вхождение Советской страны в Лигу Наций состоялось на его условиях: все споры, прежде всего по поводу царских долгов, были решены в пользу СССР. Это означало включение СССР в мировое сообщество в качестве великой державы.

В мае 1935 г. между СССР и Францией был заключен договор о взаимной помощи в случае нападения любого агрессора. Но принятые взаимные обязательства на деле оказались малоэффективными, так как договор не сопровождался какими-либо военными соглашениями. Вслед за тем договор о взаимной помощи был подписан между Советским Союзом и Чехословакией.

В 1935 г. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. А после ввода немецких войск в Рейнскую область Советский Союз предложил Лиге Наций предпринять коллективные меры для действенного пресечения нарушений Германией международных обязательств, но его голос не был услышан.

Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта.

Для осуществления своих внешнеполитических замыслов СССР активно использовал Коминтерн. До 1933 г. главной задачей Коминтерна Сталин считал организацию поддержки своего внутриполитического курса на международной арене. Наибольшая критика сталинской политики звучала со стороны социал-демократических партий зарубежных стран, поэтому Сталин объявил главным врагом коммунистов всех стран социал-демократов, называя их пособниками фашизма. Эти коминтерновские установки привели на практике к расколу антифашистских сил, что значительно облегчило приход фашистов к власти в Германии.

В 1933 г. вместе с пересмотром советского внешнеполитического курса меняются и основные установки Коминтерна. Разработку новой стратегической линии возглавил Георгий Димитров — герой и победитель затеянного фашистами Лейпцигского судебного процесса против коммунистов.

Новую тактику утвердил VII конгресс Коминтерна, проходивший летом 1935 г. в Москве. Главной задачей коммунистов теперь провозглашалось создание единого антифашистского фронта для предотвращения мировой войны. С этой целью коммунисты должны были организовывать сотрудничество со всеми силами — от социал-демократов до либералов.

Первая попытка претворить в жизнь новую тактику Коминтерна была предпринята в Испании.

СССР и война в Испании.

Советская дипломатия оказалась в весьма сложном положении. С одной стороны, открытая материальная и военная поддержка республиканской Испании грозила СССР новыми обвинениями в разжигании мировой революции, а значит, срывом попыток сближения с западными странами. С другой — оставление левых сил Испании и ее добровольных защитников без поддержки грозило потерей влияния ВКП(б) в международном коммунистическом движении и ростом симпатий к троцкистам, позиции которых в Испании были достаточно сильны. Поэтому 4 октября 1936 г. СССР открыто заявил о своей поддержке Испанской республики. В Испанию были направлены советская военная техника, две тысячи советников, в том числе и для борьбы с троцкизмом, а также значительное число добровольцев из числа военных специалистов. Однако помощь эта оказа-лась недостаточной. В 1939 г. республиканское правительство Испании, сотрясаемое внутренними противоречиями, капитулировало перед мятежниками.

События в Испании со всей очевидностью показали необходимость объединенных усилий всех стран в борьбе против набиравшего силу фашизма. Но западные государства все еще взвешивали, какой режим опаснее для них — фашистский или коммунистический.

Дальневосточная политика СССР.

Положение на западных границах СССР в 30-е гг. было относительно спокойным. В то же время на его дальневосточных рубежах происходили в тот период прямые военные столкновения, менявшие политическую карту региона.

Первый военный конфликт произошел летом — осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии. Камнем преткновения стала КВЖД, находившаяся с 1924 г. под совместным советско-китайским управлением. Но к концу 20-х гг. дорога и обслуживающие ее подразделения фактически перешли в собственность Советского Союза из-за крайне нестабильной политической ситуации в Китае. Однако в 1928 г. к власти в Китае пришло правительство Чан Кайши, которое стало проводить политику объединения страны. Оно попыталось силой вернуть себе утраченные на КВЖД позиции. Возник вооруженный конфликт. Советские войска разгромили начавшие боевые действия китайские пограничные отряды.

Вскоре обстановка на Дальнем Востоке вновь обострилась. Япония начала наступление на Китай. Захватив в 1931 г. Маньчжурию, японские войска оказались у дальневосточных границ Советского Союза. Принадлежавшая СССР КВЖД была захвачена Японией. Японская угроза заставила СССР и Китай восстановить дипломатические отношения.

В ноябре 1936 г. Германия и Япония подписали так называемый Антикоминтерновский пакт, к которому затем присоединились Италия и Испания. В июле 1937 г. Япония начала крупномасштабную агрессию против Китая. В такой ситуации СССР и Китай пошли на взаимное сближение. В августе 1937 г. между ними был заключен договор о ненападении. Советский Союз стал оказывать Китаю значительную техническую и материальную помощь. В боях на стороне китайской армии сражались советские инструкторы и летчики-добровольцы.

Летом 1938 г. начались вооруженные столкновения между японскими и советскими войсками на советско-маньчжурской границе. Ожесточенное сражение произошло в августе 1938 г. в районе озера Хасан, неподалеку от Владивостока. Со стороны Японии это была первая разведка боем. Она показала, что взять наскоком советские границы вряд ли удастся. Тем не менее в мае 1939 г. японские войска вторглись на территорию Монгольской Народной Республики в районе реки Халхин-Гол. Советский Союз с 1936 г. был связан с МНР договором о взаимопомощи и ввел свои войска на территорию Монголии.

Мюнхенское соглашение.

В середине мая 1938 г. немецкие войска начали подготовку к нападению на Чехословакию. Предлогом для этого стали притеснения чехословацкими властями немцев в Судетской области Чехословакии. Советское руководство согласно договору было готово оказать Чехословакии помощь, но при условии, что она сама попросит об этом. Однако Чехословакия надеялась на помощь своих западных союзников.

В сентябре 1938 г. главы правительств Англии и Франции прибыли в Мюнхен на переговоры с Германией и Италией. Ни Чехословакия, ни СССР на конференцию допущены не были. Мюнхенское соглашение окончательно закрепило курс западных держав на умиротворение агрессоров. Западные страны согласились на отторжение от Чехословакии Судетской области в пользу Германии (небольшие области получили также Венгрия и Польша).

Тем не менее Советский Союз был готов оказать Чехословакии помощь, руководствуясь Уставом Лиги Наций. Для этого было необходимо, чтобы Чехословакия обратилась в Совет Лиги Наций с соответствующей просьбой, но правящие круги Чехословакии не сделали этого.

Советский Союз, оказавшись по существу в изоляции, начал поиски новой линии во внешней политике.


Советско-англо-французские переговоры.

12 августа в Москву для ведения переговоров прибыли представители Англии и Франции. Здесь выяснилось, что англичане не имеют полномочий для ведения переговоров и подписания соглашения. Пренебрежительное отношение к переговорам подчеркивалось и тем, что во главе обеих делегаций были поставлены второстепенные чиновники, в то время как советскую делегацию возглавлял народный комиссар обороны маршал К. Е. Ворошилов.

Сближение СССР и Германии.

Сталин все больше склонялся к выводу о необходимости подписать соглашения с Германией. Он учитывал и то, что с мая 1939 г. на территории Монголии в районе реки Халхин-Гол велись крупные боевые действия между советско-монгольскими и японскими войсками. Перед Советским Союзом вырисовывалась реальная перспектива ведения войны одновременно и на восточных, и на западных границах.

23 августа 1939 г. СССР и Германия подписали договор о ненападении. К договору прилагались секретные протоколы о разделе Восточной Европы на сферы влияния между Москвой и Берлином. Устанавливалась линия разграничения между немецкими и советскими войсками в Польше. Эстония, Латвия, Финляндия и Бессарабия относились к сфере влияния СССР.

В тот период договор был выгоден обеим странам. Гитлеру он позволял без лишних осложнений начать захват Польши и одновременно убедить своих генералов в том, что Германии не придется воевать сразу на нескольких фронтах, как что было в 1914 — 1918 гг. Сталин получил реальную возможность значительно отодвинуть западные границы и получить время для укрепления обороны страны. Советское государство было в основном восстановлено в границах бывшей Российской империи.
Заключение советско-германских соглашений сорвало попытки западных держав втянуть СССР в войну с Германией и позволило перенести направление германской агрессии на запад. Советско-германское сближение внесло определенный разлад в отношения между Германией и Японией, ликвидировало для СССР угрозу войны на два фронта.

Уладив дела на западе, Советский Союз активизировал поенные действия на востоке. В конце августа советские войска под командованием Г. К. Жукова окружили и разгромили японскую армию на Халхин-Голе. Японское правительство было вынуждено подписать в Москве мирное соглашение. Угроза эскалации войны на Дальнем Востоке была ликвидирована.

Таким образом, в 30-е гг. в связи с существенными переменами политической ситуации в мире менялся и внешнеполитический курс СССР. Не найдя поддержки западных государств по вопросу создания системы коллективной безопасности, СССР был вынужден пойти па союз с главным мировым агрессором — фашистской Германией.

Из меморандума английского правительства правительству Франции. 22 мая 1939 г.

Представляется желательным заключить какое-либо соглашение, по которому Советский Союз придет нам на помощь, если на нас нападут с Востока, не только с целью принудить Германию вести войну на два фронта, но также по той причине, что в случае войны важно вовлечь в нее Советский Союз.

Из беседы Гитлера с верховным комиссаром лиги наций К. Буркхардтом. 11 августа 1939 г.

Секретный дополнительный протокол между Германией и Совецким Союзом от 23 августа 1939 г.

Вопросы и задания:

2. Как менялась тактическая линия Коминтерна в 30-е гг.?

3. Каковы были основные направления советской внешней политики на Дальнем Востоке в 30-е гг.?

4. Какова была роль и степень участия CCCР в гражданской войне в Испании?

5. Как отразилось Мюнхенское соглашение на идее создания системы коллективной безопасности в Европе?

6. Как и почему изменился внешнеполитический курс СССР после Мюнхенского соглашения?

7. Дайте оценку советско-германским соглашениям)! 1939 г. (При ответе используйте документы.)


История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003


Планирование истории, материалы по истории 9 класса скачать, учебники онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Вопрос 02. Как менялась тактическая линия Коминтерна в 1930-е гг.?

Ответ. До 1933 года Коминтерн враждебно относился ко всем некоммунистическим силам. Одним из главных врагов в связи с этим были социал-демократы, так как они ориентировались на пролетариат, то есть отбирали потенциальных сторонников у коммунистов. После 1933 года Коминтерн взял курс на создание широкой антифашисткой коалиции, потому стал искать союза с социал-демократами как с наиболее близкой по антифашистским установкам политической силой.

Вопрос 03. Каковы были основные направления советской внешней политики на Дальнем Востоке в 1930-е гг.?

1) взаимоотношения с Китаем (с одной стороны поддержка Гоминдана в борьбе за объединение страны и гораздо позже в борьбе против Японии, с другой борьба вплоть до вооружённой с этим же Гоминданом за контроль над КВЖД);

2) борьба против распространения влияния Японии (как вооружённые столкновения непосредственно с японской армией, так и оказание помощи Китаю).

Вопрос 04. Как отразилось Мюнхенское соглашение на идее создания системы коллективной безопасности в Европе?

Ответ. Мюнхенское соглашение похоронило идею создания такой системы.

Вопрос 05. Как и почему изменился внешнеполитический курс СССР после Мюнхенского соглашения?

Ответ. После провала идеи создания системы коллективной безопасности, в Европе явственнее, чем когда-либо наметилось противостояние трёх идеологический типов государств: капиталистических западных демократий, фашистских стран и социалистического СССР. СССР не хотела объединения фашистских и демократических стран в их общей ненависти к коммунизму, гораздо заманчивее была перспектива стать союзником одного из этих блоков в борьбе против другого. Потому СССР вело переговоры о союзе и с одними, и с другими, в начале больше надежд возлагая на западные демократии.

2.1. Продолжали развиваться советско-германские отношения. Они носили ровный и доброжелательный характер (доля Германии в импорте Советского Союза составляла в 1932 г. 46,5 %). Вывоз в СССР продукции немецких предприятий способствовал восстановлению германской тяжелой промышленности. С 1922 по 1932 г. во взаимоотношениях СССР и Германии не произошло ни одного серьезного конфликта.

Между двумя странами развивалось также политическое и военное сотрудничество, производился обмен военными специалистами. В мае 1933 г. были ратифицированы Рапалльский и Берлинский договоры.

2.2. Характер двусторонних отношений с другими капиталистическими странами. На рубеже 1920—1930-х гг. отношения с Англией и Францией оставались нестабильными и напряженными. В 1929 г. СССР удалось восстановить дипломатические отношения с Англией, после чего успешно развивались их внешнеэкономические связи. Францию Сталин назвал самой милитаристской и агрессивной страной.

В начале 1930-х гг. с преимущественного развития советско-германских отношений усилия советской дипломатии направлялись на расширение контактов с другими странами.

Стремясь обеспечить безопасность границ, СССР в 1932 г. подписал серию двусторонних пактов о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей, Румынией, Ираном. Франко-советское соглашение о ненападении (1932) было дополнено договором о взаимопомощи в случае любой агрессии в Европе.

В 1931 г. произошло вторжение Японии в Маньчжурию, что привело к созданию военного плацдарма Японии на дальневосточных границах СССР.

Чтобы не допустить сближения Японии с Гоминьданом и противодействовать японской агрессии, СССР восстановил в 1932 г. отношения с Гоминьданом (хотя раньше его руководитель Чан Кайши считался в СССР самым коварным врагом коммунизма). К середине 30-х гг. позиции СССР в Китае усилились. Китай превратился в одного из крупнейших торговых партнеров Советского Союза.

Подобные установки внесли раскол в германское рабочее движение и ускорили приход к власти фашизма.

Данный период явился самым плодотворным в деятельности советской дипломатии. В эти годы противоречия советской внешней политики несколько смягчились. В изменившейся европейской и общемировой ситуации Советский Союз стал играть новую роль в международных отношениях.

3.1. Новый курс советской дипломатии. Приход к власти фашизма в Германии в 1933 г. вызвал смену ориентиров в советской внешней политике. Было прекращено военное сотрудничество с Германией. Советская дипломатия стала искать контакты с западными демократическими странами. 1933 год стал годом признания СССР Соединенными Штатами Америки, в 1933–1935 гг. – Чехословакией, Испанской республикой, Румынией и др. В 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций, что означало его возвращение в мировое сообщество. К тому времени Германия и Япония вышли из Лиги Наций. Основными принципами нового курса советской дипломатии стали:

– ненападение и соблюдение нейтралитета в любом конфликте;

– политика умиротворения в отношении Германии и Японии;

– усилия по созданию системы коллективной безопасности.

Важное место во внешнеполитической доктрине СССР занимали также вопросы разоружения.

3.2. Борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе. На международной конференции в Женеве в 1932 г. делегация СССР выдвинула проект всеобщего и полного разоружения, предложила декларацию об определении агрессора. Инициатива в отношении разоружения не была поддержана, но в 1933 г. 11 государств, включая СССР, подписали Конвенцию об определении агрессора. В декабре 1933 г. советская сторона предложила Франции заключить восточноевропейский пакт (региональное соглашение о взаимной защите от германской агрессии с участием СССР, Франции, Чехословакии, Польши, Бельгии, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии), но предложение не получило своего практического воплощения.

Позитивными результатами переговоров по созданию системы коллективной безопасности в Европе можно считать заключение в 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимной помощи (но без соглашения о военном сотрудничестве). Была достигнута договоренность с Великобританией о согласовании шагов на международной арене.

3.3. Участие СССР в мировой политике. В 1935 г. СССР осудил нападение Италии на Эфиопию. После введения немецких войск в демилитаризованную Рейнскую область СССР предложил Лиге Наций предпринять коллективные действия для пресечения нарушений международных обязательств. Однако западные страны не ответили на советскую инициативу и предпочли курс на провоцирование германской агрессии в восточном направлении. Его кульминацией стало Мюнхенское соглашение в сентябре 1938 г. с участием Германии, Италии, Англии, Франции, по которому Германия отторгала от Чехословакии Судетскую область. В декабре того же года Франция подписала договор о ненападении с Германией.

В Европе наибольшие масштабы приняла вовлеченность Советского Союза в события, связанные с гражданской войной в Испании в 1936–1939 гг. В августе 1936 г. СССР, как и другие великие державы, объявил о политике невмешательства, хотя в октябре уже открыто заявил о поддержке Испанской республики. Советский Союз оказал республиканскому правительству значительную помощь – экономическую, политическую, военную, включая посылку трех тысяч советских военных (летчиков, танкистов и др.) под видом советников-добровольцев.

3.4. Политика СССР на Дальнем Востоке.

В этих условиях советское руководство в качестве наиболее эффективного средства недопущения агрессии рассматривало заключение многосторонних пактов с участием всех сторон, заинтересованных в делах азиатско-тихоокеанского региона (в первую очередь США, Англии, Китая, Франции, не исключая самой Японии). В 1933 и 1937 гг. была высказана идея о заключении Тихоокеанского пакта о ненападении, в 1935 и 1937 гг. – пакта о взаимопомощи. Однако и эти инициативы не получили поддержки у ведущих держав мира.

Борьба с японской агрессией. В июле 1937 г. Япония начала агрессию против Китая, которая продолжалась в течение двух лет. В сложившейся обстановке советское руководство пошло на сближение с Чан Кайши и попыталось убедить китайских коммунистов в необходимости выполнения тактики единого фронта. В августе 1937 г. СССР заключил с Китаем договор о ненападении, после чего стал оказывать ему значительную военную помощь.

Летом 1938 г. Япония активизировала свои действия на советско-маньчжурской границе. В июле-августе 1938 г. произошло сражение Красной Армии (командующий войсками В. К. Блюхер) с японскими войсками в Восточной Сибири, в районе озера Хасан. В августе

1939 г. произошло столкновение на маньчжурско-монгольской границе в районе р. Халхин-Гол, где войсками Красной Армии командовал Г. К. Жуков. После подписания перемирия происходил переговорный процесс по урегулированию наиболее спорных вопросов. На этом этапе советское руководство отказалось от своего первоначального требования восстановить в районе Халхин-Гола границу в интересах МНР. В целом положение Красной Армии значительно укрепилось на этих рубежах. После Халхин-Гола начался новый этап в советско-японских отношениях. 13 апреле 1941 г. между СССР и Японией был подписан пакт о нейтралитете сроком на 4 года.

3.5. Тактика создания единого антифашистского фронта. В связи с угрозой фашистской агрессии миру летом 1935 г. VII конгресс Коминтерна выступил с новой программой действий. Был выдвинут лозунг создания Народного фронта как широкой коалиции политических сил, выступавших против фашизма и войны, подчеркивалась связь между наступлением фашизма и подготовкой новой империалистической войны. В целях ее предотвращения коммунисты должны были организовать сотрудничество со всеми силами – от социал-демократов до либералов.

4. 1939 г. – июнь 1941 г.

В результате взаимного недоверия Англии, Франции, с одной стороны, и СССР – с другой, не удалось создать систему коллективной безопасности в Европе. Мюнхенское соглашение ускорило процесс изменения сил в пользу Германии. Озабоченность советского руководства вызывало и положение на Дальнем Востоке. Все это создавало для СССР сложную и опасную ситуацию дипломатической изоляции. Главным фактором обеспечения безопасности Советского Союза считалась военная мощь.

4.1. Срыв англо-франко-советских переговоров. После Мюнхена и последовавшего вслед за ним захвата Германией всей Чехословакии Англия и Франция предприняли попытки наладить сотрудничество с СССР, используя его в качестве противовеса Германии. С апреля 1939 г. начались контакты экспертов трех стран по вопросам взаимопомощи в случае возможной германской агрессии. Одновременно в 1938–1939 гг. СССР пытался наладить советско-польское сотрудничество по противодействию германской агрессии, но безуспешно. К лету 1939 г. англо-франко-советский переговорный процесс также зашел в тупик. 21 августа 1939 г. советская делегация прервала трехсторонние переговоры, начавшиеся в Москве 12 августа, так и не достигнув консенсуса по вопросам о гарантиях оказания помощи союзниками, праве прохода советских войск через территорию Польши и Румынии в случае агрессии Германии и др.

4.2. Контакты СССР и фашистской Германии. Пакт Молотова – Риббентропа. Весной 1939 г., одновременно с началом переговоров с Англией и Францией, СССР приступил к контактам с германской стороной по вопросу о возможном сближении двух стран. В первой половине августа бесперспективность англо-франко-советских переговоров подтолкнула советское руководство к активизации контактов с Германией, предварительные секретные переговоры с которой завершились 23 августа 1939 г. подписанием министрами иностранных дел двух стран И. Риббентропом и В. М. Молотовым Пакта о ненападении сроком на 10 лет.

Активизация советско-германского сотрудничества прервала дипломатические контакты СССР с Англией и Францией, за этим последовал отказ СССР от ведения антифашистской пропаганды на своей территории, что окончательно дезориентировало Коминтерн и мировое коммунистическое движение в целом. 29 сентября было опубликовано советско-германское заявление, в котором ответственность за продолжение войны перекладывалась на Англию и Францию. Были прерваны дипломатические отношения с эмигрантскими правительствами ряда оккупированных стран. Сталин признал дружественное Германии правительство Виши во Франции, в мае 1941 г. – прогерманское правительство Ирака. Сотрудничество СССР с Германией в начальный период войны нанесло серьезный ущерб его международному авторитету и свидетельствовало об имперских амбициях обеих сторон.

4.4. СССР и Германия в 1939–1941 гг.

Развитие советско-германских экономических связей в 1939–1940 гг. Подписание пакта Молотова – Риббентропа и последующих соглашений привело к изменению характера отношений СССР с нацистской Германией. В стране фактически прекратилась антифашистская пропаганда, активизировалось дипломатическое и торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами. Последнее – на основе экономического соглашения от февраля 1940 г., возобновленного в январе 1941 г. В 1940 г. на долю Германии приходилось 52 % совокупного экспорта СССР (сельскохозяйственная продукция, нефть, минеральное сырье). Советское правительство разрешило воюющей Германии транзит стратегического сырья из Ирана, Афганистана и Дальнего Востока с использованием советских железных дорог и портов.

4.5. Расширение границ СССР.

Советско-финляндская война. На северо-западных границах СССР стояла задача обеспечения безопасности Ленинграда. Помимо территориальных претензий к Финляндии (в обмен на территорию в Северной Карелии) советское руководство не исключало свержения буржуазного правительства в Хельсинки и утверждения там просоветского правительства во главе с О. Куусиненом. 30 ноября 1939 г., после ряда неудачных переговоров с правительством и сеймом Финляндии, СССР начал войну против этой страны. Совет Лиги Наций в декабре 1939 г. исключил СССР из своего состава, Франция и Англия готовили военную помощь Финляндии.

12 марта 1940 г. между двумя странами был подписан мирный договор, по которому к СССР отошли Карельский перешеек и ряд островов в Финском заливе. В аренду на 30 лет СССР получал военно-морскую базу на о. Ханко. Часть присоединенных территорий была объединена с Карельской АССР, которая после преобразования ее в Карело-Финскую ССР вошла в состав СССР на правах союзной республики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Итоги внешней политики

Итоги внешней политики Итак, на юго-западных границах внешняя политика России разрешала совсем не такую задачу, какая разрешалась ею на окраине юго-восточных. Эту задачу можно выразить такими словами — призвание к политическому бытию славянских и православных племен

Задачи внешней политики

Задачи внешней политики Внешнее международное положение государства существенно изменилось под действием Смуты, стало несравненно тяжелее прежнего. Старая династия в продолжение полутора века неуклонно вела внешнюю политику в одном направлении, действовала

Значение внешней политики

Значение внешней политики Так осложнялись и затруднялись внешние отношения государства. Они оказали разностороннее действие на его внутреннюю жизнь. Учащавшиеся войны все ощутительнее давали чувствовать неудовлетворительность домашних порядков и заставляли

Становление внешней политики ФРГ

Становление внешней политики ФРГ Период с 1949 по 1955 г. можно охарактеризовать как время становления внешней политики ФРГ и обретения ею формального внешнеполитического суверенитета. Согласно Оккупационному статуту, внешняя политика была изъята из компетенции

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ В ГОДЫ НЭПА (1921 — 1928)

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ В ГОДЫ НЭПА (1921 — 1928) 1. Германия как главный партнер в ЕвропеДо 1934 г. Рапалльский договор, заключенный Советским государством с Германией 16 апреля 1922 г., оставался важнейшим из международных соглашении, подписанных

1.3. Этапы новой экономической политики

1.3. Этапы новой экономической политики В новой экономической политике можно выделить несколько этапов: 1) весна — осень 1921; 2) конец 1921–1922; 3) 1923–1925; 4) 1926 — начало 1930-х гг.Весной-осенью 1921 г. определялись лишь основные контуры новой политики. Она еще не всеми воспринималась

1. Основные направления внешней политики

1. Основные направления внешней политики Основные направления внешней политики России этого периода – северо-западное и южное – определялись борьбой за выход к незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической и культурной изоляции, а

1. Основные задачи внешней политики

1. Основные задачи внешней политики 1.1. Отражение внешней агрессии против России, что ярче всего проявилось в Отечественной войне 1812 г.1.2. Усиление влияния России в Европе, достигнутое в ходе войн против Франции, а также благодаря созданию и деятельности Священного

2. Факторы внешней политики

2. Факторы внешней политики 2.1. Процесс модернизации России. Данный период российской истории носил переходный характер – осуществлялись глубокие реформы, ликвидировалась крепостническая система, проходила структурная модернизация страны. Это требовало огромного

1. Принципы внешней политики

1. Принципы внешней политики 1.1. Противоречия внешнеполитической концепции большевиков. Советские лидеры преследовали во внешней политике две противоречивые цели:– подготовку мировой пролетарской революции и в то же время– установление мирных отношений с другими

1. Систематизация внешней политики Екатерины II

1. Систематизация внешней политики Екатерины II Когда Екатерина получила трон, она увидела, что внешняя политика России была определенным анахронизмом. В ней не было никакой четкой системы, поскольку все предыдущие монархи кроили ее в зависимости от своих прихотей, и на

6. Обзор внешней политики

6. Обзор внешней политики Что еще относится к первому периоду царствования? Николай наследовал от Александра не только совсем забытые внутренние дела (и начал здесь с наведения элементарного порядка, причем не силовыми методами), но и запутанную внешнюю политику.

Читайте также: