Переоценка ценностей идея сверхчеловека у ф ницше кратко

Обновлено: 07.07.2024

Фридрих Ницше – немецкий философ-иррационалист, родился в Германии, изучал классическую филологию в Бонне и Лейпциге, работал в Базельском университете. С 1879 года он прекращает преподавание и странствует по Швейцарии, Италии, Франции, создав за эти годы свои лучшие произведения. Последние 10 лет ХIХ века он живет, утратив душевное равновесие, и умирает в Германии, так и не узнав об успехе своих книг.

Творчество Ницше знаменует собой переход от философии ХIХ века к философии ХХ века, когда философская проблематика обращается к человеческой индивидуальности, проблеме человеческого существования, смыслу человеческой жизни, проблеме переоценки ценностей в связи с новыми историческими реалиями. Согласно Ницше, ни мораль, построенная на рационалистической основе, ни христианская мораль, которые до сих пор господствовали в Европе, не оправдали себя, поэтому необходимо исследовать саму проблему морали и подвергнуть пересмотру существующие нравственные ценности.

Ницше выражает свои идеи в оригинальной литературной форме, не давая строгих определений, не создавая законченной рациональной системы; его философия пронизана нигилизмом – отрицанием всего, часто ради самого отрицания, а также не лишена противоречий.

Отталкиваясь от этих идей, Ницше весьма критично оценивает современную немецкую культуру, в которой преобладают знания и науки. По мнению философа, она нуждается в притоке жизненных сил, которые могут преодолеть диктат благоразумия и христианской морали, овладевшие Западной цивилизацией.

- является лживой и лицемерной.

Идея переоценки ценностей и появление сверхчеловека.

Итак, Ницше в своих произведениях дает критический, во многом глубокий анализ западной культуры и считает, что ей присущи такие черты, как самообман людей и следование их христианству в его современном истолковании как единственной и абсолютной системе ценностей. Он считает, что возрождение лучших черт европейской цивилизации может быть связано с переоценкой ценностей и созданием новой индивидуальной морали, носителями которой могут быть благородные, аристократические люди, которые и откроют эру человеческого творчества.

человека, которого можно распознать по благородству поведения, по следованию высшей морали. Его Ницше еще называет сверхчеловеком, тем самым уловив новый этап развития человека. Господин, сверхчеловек – это также философ, появление которого связано с переоценкой ценностей.

надо отказаться от понятия единой, всеобщей и абсолютной моральной

Ницше не призывает к отказу от любой морали

Говоря о распространившейся в Европе христианской морали, Ницше считает, что именно она претендует на то, чтобы представлять собой единую, всеобщую и абсолютную моральную систему.

Идея о сверхчеловеке является одной из значимых в философии Фридриха Ницше. Этот идеал был вдохновлен античной культурой.

Сверхчеловек — это архетип, обладающий способностью создавать и преобразовывать смыслы человеческой истории и культуры. В разное время его пытались отождествить то с христианским, то с расовым идеалом.

Существуют две очень поверхностные интерпретации идеи о сверхчеловеке, которые мы можем услышать от людей вообще не читавших Ницше:

  1. Ницшеанский сверхчеловек — это нигилист, разрушитель и преступник.
  2. Сверхчеловек — это новая ступень человеческой эволюции, супермен, герой со сверхъестественными способностями.

Это все, разумеется, не соответствует тому, что писал Ницше в своих философских трудах . Давайте попробуем охарактеризовать сверхчеловека с опорой на источники.

Философ

Философия существует и как теория, и как практика. Поступки сверхчеловека строятся на этике, отвергающей ценности, которые свойственны большинству людей. Особенно, если эти нормы сформированы под влиянием авраамических религий, которые отвергают чувственный мир как таковой.

В этом смысле сверхчеловек является носителем языческого идеала. Для него диктат единого Бога является чем-то сомнительным, потому что для него невозможен независимый моральный арбитр, решающий где-то там на небе, что есть хорошо, а что плохо.

Философские взгляды сверхчеловека не могут быть декадентскими, пессимистическими . Он говорит решительное "да" по отношению к жизни и видит в ней интерес.

Воин и аристократ

Аристократия — это сословие, возникшее в историческом процессе после завоевания одних народов другими. Способность к насилию здесь отождествляется с критерием властности и элитарности.

Сверхчеловек завоевывает территории, просто потому что это находится в сути его существования и развития. Он расширяет границы своего влияния, поскольку находится на более высокой нравственной ступени. Совершенно заслуженно многие историки и философы считают сверхчеловеком Наполеона Бонапарта .

Это вовсе не значит, что сверхчеловек обязательно является профессиональным военным или наемником, но сам принцип экспансии предопределяет его поступки в течение всей жизни . Следовательно, он способен на риск и самопожертвование.

Художник и артист

Занятие искусствами не является для него целью, а средством. Сверхчеловек может быть не только художником, но и покровителем искусств. Как например, Лоренцо Медичи , жизненный путь которого можно сравнить со сверхчеловеческим.

Самореализация сверхчеловека может происходить по линии ораторского искусства, живописи, музыки, танца и так далее. Он может собирать различные произведения, но не для самоутверждения, а потому что искусство представляется для него ценным само по себе .

Отсутствие зависти и ресентимента

У сверхчеловека отсутствует зависть к успехам тех, кто его окружает. Зависть — один из столпов, на котором стоит здание морали рабов.

Ресентимент можно определить как болезненное чувство, возникающее у слабого человека, который не может отомстить своему обидчику, но в своих фантазиях он раз за разом воспроизводит мысль о том, как бы мог издеваться над этим обидчиком.

Свершился человек нечистой совести, который завладел религиозной предпосылкой, дабы возогнать свой самотерз до ужасающей выносливости и остроты. Вина перед Богом, эта мысль становится для него орудием пытки.

Ницшеанский сверхчеловек не может бессильно завидовать другим . Это свойственно людям низшего порядка, рабам.

Отношение к страданию

Страдание для сверхчеловека представляется испытанием, преодоление которого необходимо для получения плодотворного жизненного опыта.

В восточной философии и религиозной мысли существуют направления, где страдание мыслится как источник всех несчастий. Вся человеческая жизнь представляет собой страдание. Лучшее, что может произойти — это избавление от страданий.

Сверхчеловек мыслит о страдании совсем иначе, считая, что страдание возвеличивает, придает жизни смысл . Разумеется, он способен чувствовать физическую боль, но тяжелое испытание не способно сломить его волю к власти.

Как стать сверхчеловеком?

Попытка стать сверхчеловеком всегда становится трагедией . Когда человек пытается совершить сверхчеловеческий поступок, то он всегда будет раздавлен моральными последствиями этого деяния. Хороший пример — Раскольников из "Преступления и наказания".

Раскаяние после преступления несвойственно сверхчеловеку, он не является тем "бледным преступником", сходящим с ума от аморальности своего виновного деяния.

Происхождение сверхчеловека — это независящий от мироздания факт. Событие, которое ничем не обусловлено. Человек не может стать сверхчеловеком, им можно только родиться .

Сверхчеловек не является новым этапом развития человека, новым эволюционным видом. Образ жизни сверхчеловека расходится с удобными представлениями обывателя о хорошем и плохом. Такая личность не испытывает сомнений насчет характера своих действий.

Не всякая великая историческая личность является сверхчеловеком . Но если сверхчеловек захочет заявить о своем величии, то остановить его будет невозможно.

Цитировать Фридриха Ницше — вовсе не значит понимать его. Но теперь ваша светская беседа спасена. Вот короткие разъяснения пяти ключевых идей философа: антихристианства, нигилизма, смерти Бога, сверхчеловека и воли к власти — и бонусом ответы на вопросы, можно ли считать Ницше нацистом и мизогином.

Долой христианство


Почему Ницше так категорично относился к религии и к христианству в частности?

Екатерина Элбакян, религиовед и доктор философских наук:

По мнению Ницше, христианская религия пришла на смену древнегреческому мифу — иррациональному, недоступному разумной доказательности, постичь который можно с помощью инстинктов. Религия же возникает вместе с рационализмом, олицетворением которого для Ницше был Сократ: именно этот древнегреческий философ внес в культуру морализирование.

Ницше считал, что религия — это следствие вырождения человечества и деградации его психической жизни.

А христианство — это утверждение ценностей низших слоев общества: опираясь на разум, они подавляли иррациональные элементы психики и укрепляли мораль, рациональность и науку. Тем самым они уничтожили культуру Греции, чьим фундаментом были инстинкты, и извратили здоровую волю человека к власти.

Нигилизм

Екатерина Элбакян:

Ницше считал, что такая переоценка необходима, потому что современная христианская религия — симптом декаданса, то есть упадка и деградации жизни общества.

Смерть Бога

Впрочем, если Бог мертв, значит, когда-то он был жив. Более того, Ницше прямо говорил, что это было то самое священное, погибшее под ножами человечества.

Люди не оправдали божественных ожиданий и тем самым уничтожили саму идею Бога.

Сверхчеловек

Говоря о смерти Бога, критикуя христианскую мораль за то, что ей должны подчиняться все, за то, что она обращается к несвободным, подавленным людям, считающим несвободу своим жизненным идеалом, Фридрих Ницше считал, что человек должен быть свободен. Он верил, что христианский идеал слабого человека нужно заменить идеалом Античности и эпохи Возрождения — это сильная и свободная творческая личность, не подчиняющаяся моральным нормам христианской религии:

Не всем эта концепция пришлась по душе. В 1899 году философ Владимир Соловьев выразил сожаление, что идеи Ницше влияют на русских юношей. Его тревожило, что молодые люди увлечены идеей превосходства одних людей над другими и придания себе исключительного значения.

Нападки Ницше на христианство имели широкий резонанс в западной культуре. Его учение о нигилизме и переоценке ценностей отразило кризис общественного сознания, в том числе религиозного, в Западной Европе.

Воля к власти

Дмитрий Лобачев, психоаналитик, преподаватель философии:

Вообще, воля к власти есть у всех нас. Просто каждый, очевидно, в силу своего невроза реализует ее по-своему. Невротик будет добиваться этого с помощью накопления капитала — будь то материальный или моральный; истерик будет скорее манипулировать отношениями, пытаясь стать единственным и незаменимым.

С точки зрения бизнеса, амбиции человека, его воля, страсть к достижению большего — это, пожалуй, прекрасные качества. О них рассказывают на модных тренингах и коуч-сессиях. В семейных отношениях, когда кто-то в паре начинает доминировать над другим (без согласия другого человека) или, скажем, ставит свои желания и амбиции выше потребностей другого человека, это выглядит как минимум некрасиво.

Едва ли можно сказать, что воля к власти является чем-то патологическим или таким, от чего следует избавлять человека.

Лечить от воли к власти — это все равно, что лечить от гравитации или силы притяжения. Можно бороться с ней, и есть люди, спортсмены, например, которые на доли секунды могут нарушить законы физики, скажем, прыгнув выше всех или сделав нечто сложное со своим телом. Но вопрос в другом: нужно ли это делать в повседневной жизни?

Ницше — профеминист?

Отношение Ницше к женщинам было противоречивым. В 1882 году он встретил Лу Саломе (уроженку Петербурга). Она покорила его своим умом и обаянием, но на предложение руки и сердца ответила отказом. Отношения философа с сестрой и вовсе были весьма натянутыми из-за ее антисемитских взглядов. Все это наложило свой отпечаток на мировоззрение Ницше. В его работах есть такие высказывания:

Прочитав их, хочется сделать однозначный вывод, что Ницше мизогин и антифеминист. Как можно думать по-другому?

Однако у Ницше был дерзкий, ироничный и метафорический стиль — должны ли мы понимать приведенные выше цитаты буквально или, наоборот, за ними кроется его критика популярных тогда патриархальных взглядов?

Может быть, Ницше в этих цитатах выражает не свои взгляды, а скорее озвучивает распространенное тогда отношение к женщинам и критикует его?

Как пишут некоторые авторы, становясь на защиту философа: важно не то, что говорил Ницше, а как он это говорил.

Но давайте обратимся к его биографии:

Отрицание авторитетов, жесткая критика современной ему морали и общества, отказ от следования правилам — феминистическая философия сегодня может найти в этом какие-то основы для своей теории.

Анастасия Бабаш:

Правда ли, что Ницше антисемит?

А вот против евреев Ницше не выступал. Более того, именно антисемитизм сестры и ее мужа стал поводом для ссор между родственниками. Многие исследователи вообще считают, что именно сестра Ницше ответственна за то, что труды ее брата расценивают как руководство для нацистов.

Это помогло Элизабет добиться внимания фюрера. Она открыла музей-архив Ницше, который трижды посещал Адольф Гитлер. Он назначил ей пожизненную пенсию за заслуги перед отечеством, а музей объявил центром своей идеологии.

Анна Кигай:

Сверхчеловек Фридриха Ницше

Учение Ницше сыграло фатальную роль в истории прошлого века. Мировоззрение философа сформировалось под влиянием трагических событий жизни, тесно связанных с его воззрениями. Многие современники Ницше считали, что за свою дерзость и вольнодумство он заплатил безумием, сломившим его дух в последние годы жизни, погрузившим его в атмосферу одиночества и мучений. Мировоззрение, так возмущавшее многих современников и личная драма Ницше отразились в учении, потрясшем Европу и Россию в конце XIX – начале XX века.

Пламя – вот моя душа

Упоминание имени Ницше вызывает неоднозначную реакцию: кто-то думает, что он гений и провидец, предсказавший катаклизмы ХХ века, другие считают его чудовищем, создавшим философскую идеологию, оправдавшую фашизм. Кто же Ницше на самом деле?

Ницше окончил Пфортскую школу, которая давала прекрасное образование в области классических языков, и поступил в Боннский Университет, где изучал античную литературу, историю и искусство. Затем обучение в Лейпцигском Университете. Вскоре он получает степень доктора наук. Среди других студентов Фридрих Ницше выделялся способностями к языкам, глубоким интересом к филологии, к поэзии. В будущем филологическое, литературное начало наложит отпечаток на неповторимый стиль Ницше – философа. Ницше приглашают на кафедру Университета Базеля, где он проработает вплоть до 1879 года. Однако позже по состоянию здоровья ученый уходит из университета и посвящает себя философии.

Не просто в это поверить, но Ницше был скорее спокойным, мягким и сострадательным человеком, чем воплощением того холодного надчеловеческого начала, о котором столько писал. Распиная в себе человеческое, гуманистическое, подвергая его критике, противопоставляя восхищающему его антигуманизму, образ которого притягивает внимание читателей его книг, Ницше погружается в пучину глубочайших внутренних конфликтов. Что, возможно, было одной из причин его безумия. Выражаясь метафорически, Ницше сгорел в огне своих идей, воплощая в себе ненасытное искание невозможного и страстное стремление к совершенству.

Да, я знаю, знаю, кто я:
Я, как пламя, чужд покоя.
Жгу, сгорая и спеша.
Охвачу – сверканье чуда,
Отпущу – и пепла груда.
Пламя – вот моя душа.

Что мы ищем?

Серьезное влияние на мировоззрение Ф. Ницше оказали творчество А. Шопенгауэра, ставшего его учителем и вдохновителем, и теория эволюции Ч. Дарвина, упрощенное толкование которой стало основой для философии Ницше.

Чего мы ищем? Покоя, счастья? Нет, только одну истину, как бы ужасна и отвратительна она ни была [1].

Сверхчеловек бросает вызов Богу

Теперь обобщим основные черты Сверхчеловека:

Читайте также: