Перенос и контрперенос в консультировании кратко

Обновлено: 05.07.2024


Но не сам аналитический процесс создает перенос, он только обнаруживает это явление. В любой взаимосвязи между людьми существует явление сознательного или бессознательного вовлечение своего прежнего эмоционального опыта, опыта взаимодействия с другими, особенно значимыми людьми (родителями, братьями-сестрами), воспроизведение образцов (паттернов) из этого опыта.


И вот наш насупленный начальник уже вызывает у нас реакцию стресса, мы ожидаем от него повышенного тона, даже если знаем, что для его стиля управления это не свойственно. Но ведь наш папа когда-то именно так реагировал на наши мелкие провинности и шалости. Произошел перенос. Если он будет активизировать вашу работу, не вызывая стресса ни у вас, ни у начальника – замечательно. Но если это мешает вашему конструктивному сотрудничеству, тогда стоит задуматься, вы общаетесь с реальным человеком-начальником, с его специфичным характером, или с новым обличием своего отца (мамы, сестры, супруга).


Терапевт внимательно относится к клиенту, он слушает его, проявляет понимание и эмпатию. Без специального осознания такой ситуации клиенту может показаться, что терапевт один из самых значимых, внимательных к его внутреннему миру людей. В любом случае взаимодействие консультанта и терапевта не может избежать личностного характера, личной эмоциональной вовлеченности. И вот достаточно спокойное молчание терапевта воспринимается клиентом как злобность, недовольство им, как построение тайных планов или депрессивность. И клиент начинает вести себя так, как научился вести себя с мамой в депрессивном состоянии или сердитым отцом. Такой перенос дает мудрому консультанту выход на чуть ли не самую значимую информацию о детском опыте клиента. Анализ переноса – один из основных технических приемов в современном психоанализе.

Но терапевт тоже вовлечен в эту эмоциональную игру. если клиент играет роль непослушного ребенка или дочки-красавицы, а в опыте терапевта есть блок переживаний именно такого характера, то он будет подыгрывать, соответственно реагировать на клиента своим контрпереносом.

Контрперенос – наблюдение и осознание аналитиком собственной бессознательной эмоциональной реакции при общении с тем или иным пациентом. Терапевт не может избавиться от своего травматического опыта, но может отслеживать его влияние на процесс консультирования.


Контрперенос существует не только в терапии, консультировании, но и в педагогическом процессе. Ведь любимчиков учитель выбирает иногда бессознательно.


Для полноценной психологической помощи обязательной является супервизия, т.е. помощь коллеги-терапевта в анализе происходящих на сеансе процессов.


Задача: тонко отслеживать эмоциональные оттенки нашей реакции – различать идентификацию с пациентом и эмпатию к нему, осознавать, что именно мы переносим на пациента, и что он на нас. Важно не лечить своего ребенка, свою маму, мужа, отслеживать границы взаимодействия. При контакте с пациентом терапевт лишь активизирует его поиски решений своих проблем, но никак не ищет в лице клиента подтверждение своей силы, красоты, мужественности.

Роль клиента

Роль терапевта

Клиент принимает специфичную для своего прошлого роль и способ взаимодействия, соответствующий ей. Отношение к терапевту как к очень значимой персоне, чрезвычайно эмоционально насыщенное (может быть и отрицательно и положительно) .

Не зависимо от инициатора (клиента или терапевта), но в ответ на контрперенос клиент, точно так же в ответ на перенос терапевт актуализирует соответствующую, дополнительную (комплементарную как родитель-дитя, жертва-палач, роли, которые не могут осуществиться друг без друга) роль в своем личном опыте. Отношение к терапевту эмоциональное, как к значимому человеку в реальной повседневной жизни. Взаимодействие выходит за рамки обычной консультации. В таком случае для профессионального выхода из ситуации необходимый трезвый анализ происходящего, желательно с помощью супервизора.


Перенос, или трансференция, – разновидность психологической защиты, при котором в человеке, с которым мы взаимодействуем, мы видим значимую для нас фигуру, чаще всего из нашего детства, обычно родительскую фигуру.

Перенос в человеческих взаимоотношениях

Перенос в консультировании

Контрперенос


Обратной стороной в процессе консультирования является так называемый противоперенос, или контрперенос. Это перенос, который консультант направляет на клиента. Нередко, в процессе оказания помощи консультант проявляет те или иные отношения или действия, которые на самом деле продолжают его взаимоотношения с другими значимыми людьми.

Опасности контрпереноса


Чрезвычайно важно, чтобы консультант, будь то профессионал или доброволец, осознавал явления контрпереноса. Если они обнаруживаются, необходимо остановиться и задуматься о причинах происходящего. В противном случае консультант начинает использовать клиента и ситуацию работы с ним для решения своих личных проблем.

Контрперенос как инструмент


В настоящее время специалисты по психоанализу придают большое значение наблюдению, пониманию и интерпретации переноса и контрпереноса как в своей клинической практике, так и в обучении. За этим стоит прежде всего тщательное наблюдение эмоциональной стороны взаимоотношений двух людей, вовлеченных в психоанализ, – аналитика и пациента. Они вступают друг с другом в достаточно интенсивные взаимоотношения, в которые привносят свой жизненный опыт, свои осознаваемые и неосознаваемые чувства, мечты и желания, а также обстоятельства сегодняшней жизни, текущей за пределами аналитического пространства. Необходимо отметить, что все сказанное выше справедливо для любых двух людей, вступающих в тесный и регулярный контакт. Однако особенная структура психоанализа, условия, налагаемые на аналитика в целях продвижения терапевтической работы с проблемами пациента, превращают аналитическое взаимодействие в совершенно особенный процесс. Аналитик приглашает пациента вступить в достаточно близкие и доверительные взаимоотношения с ним и в то же время строго исключает возможность физического контакта и физического общения с пациентом. Он побуждает пациента раскрыться, но сам, насколько это возможно, скрывает свои чувства, способствуя проявлению чувств пациента, связанных с наиболее значимыми фигурами в его прошлом и настоящем, которые он проецирует на аналитика. Эти чувства переживаются как реально существующие во время переноса.


З. Фрейд отмечает, что аналитический процесс не создает перенос , а обнаруживает его. Таким образом, в нашей повседневной работе как аналитик, так и пациент сталкиваются с проявлением самых сильных человеческих чувств. Нелегкие компромиссы, на которые каждый человек должен идти ради примирения своих и чужих интересов, приходится находить снова и снова. Здоровое стремление каждого ребенка стать самостоятельной личностью, достичь достаточной сексуальной свободы, которую несет физическая и психическая зрелость, наталкивается на сопротивление мощных регрессивных сил, не позволяющих отделить себя от первоначальных объектов и чувства ненависти к ним, реальное или воображаемое. Мы признаем, что конфликты детского и подросткового возраста, живущие во взрослом человеке, могут заново напомнить о себе и проявиться как у аналитика, так и у пациента, потому что теперь мы рассматриваем психоанализ как двусторонний процесс, в который вовлечены два участника, хотя З. Фрейд не подходил к анализу с этой стороны. Аналитик и пациент вместе принимают участие в процессе, способствующем росту и развитию человека.


Обсуждаемая тема возникла из клинической практики психоанализа. Если рассматривать психоанализ как взаимосвязь между двумя людьми, то очень сложно дать точное определение переносу и контрпереносу, так как каждый аналитик и каждый пациент переживают их по-своему.

У. Хоффер, известный практикующий аналитик Британского психоаналитического общества, писал в 1956 г., что определение переноса подчеркивает влияние детства на всю жизнь человека в целом. Об этом говорят и результаты научных наблюдений, согласно которым люди, строя свои отношения с реальными или воображаемыми, положительными или отрицательными (а может быть, и амбивалентными) объектами, привносят свои воспоминания о наиболее значимых событиях прошлого и таким образом изменяют отношения с реальными объектами, пытаясь строить их в соответствии со своим жизненным опытом. Р. Гринсон, У. Хоффер и многие другие аналитики, особенно П. Гринакре, подчеркивали важность детского опыта, который ребенок начинает приобретать с первого дня своего рождения в общении с матерью.

Перенос и контрперенос


Контрперенос является следствием бессознательной идентификации психоаналитика с предлагаемым переносом со стороны анализируемого им пациента. Таким образом фантазии переноса и реакции на них психоаналитика вместе образуют одну функциональную единицу наподобие ключа и замка (Deutsch H. Okkulte Vorgaenge waehrend der Psychoanalyse (Появление оккультных феноменов во время психоаналитического лечения)). Возникает бессознательное взаимодействие между переносом и контрпереносом. Осознаваемые психоаналитиком установки по отношению к анализируемому пациенту являются всего на всего производными от контрпереноса; сам же контрперенос всегда остаётся бессознательным и только на основании психоаналитического процесса мы можем судить о нём.

Взаимодействие переноса и контрпереноса характеризует любой тип межличностных отношений. Но в психоанализе мы всё же встречаемся с ситуацией, которая существенно отличается от повседневной жизни: овладение психоаналитическим методом и специальное профессиональное образование способствуют развитию у психоаналитика способности к самонаблюдению, давая психоаналитику возможность самостоятельно выявлять и прорабатывать возникающие у него реакции на переносы пациента. Таким образом, психоаналитик может воспользоваться своими собственными реакциями, чтобы понять первоначальные реакции анализируемого им человека. Эта возможность нахождения пути к пониманию переносов пациента путём прояснения психоаналитиком своих собственных реакций наделяет контрперенос необычайно большим значением, придаваемым ему сегодня в технике психоаналитического лечения.

От интеракционной до незавершаемой (круговой) концепции переноса


Уже сложилась традиция рассматривать контрперенос как реакцию психоаналитика на анализируемого им пациента, уделяя достаточное время тому способу, посредством которого психоаналитик под воздействием проекции переноса получает возможность видеть самого себя в соответствии с инфантильным видением пациента. Подобного рода реакция формируется в результате того, что у психоаналитика посредством проективных и идентификационных процессов пробуждаются к жизни его собственные внутренние объекты и интуитивный бессознательный опыт (Vorerfahrung), которые будут проявляться в отношениях с анализируемым пациентом. При таком подходе к динамике переноса-контрпереноса, о чём говорят и сами эти понятия, она рассматривается как более или менее односторонний процесс, исходящий от пациента.


Но клиническая реальность заставляет нас перестать рассматривать все типы реакций психоаналитика исключительно как инсценировки анализируемого им пациента. Вместо этого необходимо исходить из того, что и психоаналитик вносит в отношения со своим пациентом присущие ему самому бессознательные фантазии (Racker, 1959, Chused, 1992). Реакции психоаналитика наряду с откликом на бессознательные послания пациента формировать особого рода отношения включают в себя ещё и активные бессознательные послания самого аналитика к пациенту.


А это означает: что бессознательно психоаналитик активно участвует в формировании взаимоотношений посредством своих собственных проективных процессов. Также как он реагирует на своих пациентов, реагируют и они на его осознаваемые и бессознательные послания. Становится ясно, что перенос осуществляется никак не иначе как двусторонний, более или менее круговой процесс, который связывает обоих участников друг с другом.


Внешняя реальность, в условиях которой происходит межличностное взаимодействие, наделена провоцирующей функцией для запуска переноса : у обоих участников формируются представления о собеседнике, обусловливающиеся внешностью, характером, привычками, окружением, и не в последнюю очередь поставленной аналитической задачей, рамками сеанса и соответствующими ролями. В таких представлениях можно обнаружить как очень реалистические образы восприятия, так и иррациональные части, испытавшие на себе воздействие бессознательных фантазий. Как раз последние и представляют наибольшее значение для понимания психоаналитического процесса.

Таким образом, процесс переноса является процессом совместного формирования взаимоотношений, которое происходит между двумя сферами бессознательного, бессознательным пациента и бессознательным психоаналитика. Из канвы актуального материала формируется общая история взаимоотношений, хотя на ней сильно сказывается индивидуальное прошлое каждого из участников. Эта новая канва – продукт встречи, в которой участвуют две судьбы, воздействующие друг на друга.

Формы переноса


Переносы проявляются как позитивные и как негативные эмоциональные установки; соответственно этому мы различаем негативный и позитивный перенос. А в зависимости от формы патологии невроза можно выделить различные формы переноса: зрелые (направленные на объект), нарцисстические и пограничные (Borderline).

Зрелые переносы

Нарцисстические переносы

Пограничные переносы

Перенос и психоаналитический процесс


Посредством интерпретации переноса психоаналитик показывает пациенту, что именно из проявляющихся актуальных способов поведения пациента можно объяснить, прибегая к прежним бессознательным паттернам, и почему это необходимо делать. Такого рода актуально-генетические интерпретации переноса считаются наиболее действенным специфическим фактором воздействий в психоаналитической терапии.

В соответствии с гипотезой о круговой форме проявлений переноса в совместно формирующихся межличностных отношениях интерпретация переноса описывает не только самочувствие или какую-либо вытесненную потребность пациента, но и то, каким образом это самочувствие, опасение, потребность возникли в отношениях с психоаналитиком и на какую роль психоаналитика в формирующихся межличностных отношениях отреагировал пациент. Полная интерпретация переноса таким образом является интерпретацией процесса в соответствии с девизом: «Так как Вы представляете, что я вот такой и потому со мной соответственно обращаетесь, то этого Вы и расставанием (аффекты могут косвенно проявиться в ассоциациях, сновидениях или ошибочных действиях пациента), чтобы стать более спокойным и уверенным посредством игнорирования столь тревожащих пациента чувств заброшенности, и всё только потому, что агрессия оставляет по себе гораздо меньше страха, чем ощущение заброшенности.

Факторы процесса

В настоящее время практически все теоретические направления в психотерапии и консультировании признают не только саму возможность наличия переноса в клиент-терапевтических отношениях, но и его значительное влияние на процесс установления отношений, на эффективность консультирования, на глубину контакта клиента и консультанта. Перенос присутствует во всех межличностных отношениях, однако в процессе консультирования он особенно интенсивен. Консультант говорит о себе меньше, чем клиент, оставаясь достаточно анонимным, и такая его позиция облегчает возникновение переноса. Следует сказать, что сам приход клиента на консультацию, с точки зрения многих практиков, имеет в некотором роде переносную основу. По своей сути зачастую это неосознанный поиск принятия и любви человеком, выросшим при их дефиците.

Часть исследователей говорят о том, что любые отношения человека имеют в своей основе переносную природу, более или менее выраженную, а психотерапия просто является методом, который использует факторы и ситуации, вызывающие, поддерживающие и объясняющие перенос.

В консультировании и психотерапии перенос характеризуют следующие особенности.

1. Перенос является бессознательным процессом. При этом чувства клиента к консультанту могут им осознаваться, а сам факт того, что они привнесены в клиент-терапевтические отношения из более ранних отношений клиента, не осознается. Осознание переноса – важная часть психотерапевтического контакта, хотя в разных психотерапевтических направлениях имеет свои временные и технические особенности.

2. Перенос всегда ошибочен. Ошибка переноса – это, прежде всего, приписывание клиентом консультанту черт, свойственных другим людям в других обстоятельствах и в другое время. Часто ошибка переноса проявляется как наличие у клиента не соответствующих реальности ожиданий, идеалистического или, наоборот, беспричинно негативного представления о консультанте.

3. Возникновению переноса способствуют нейтральность и неопределенность консультанта. Ненавязывание клиенту собственных убеждений и ценностей, безоценочность, незнание клиентом особенностей жизни и личности консультанта создают психологическую атмосферу, в которой перенос легко возникает, полностью проявляется и усиливается.

4. Перенос чаще возникает в тех сферах и ситуациях жизни, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми для клиента личностями. Чаще всего это отвержение и обесценивание эмоционально значимой фигурой, неотреагированная боль покинутого или брошенного, ситуации, связанные с невозможностью ребенка ответить на вербальную или физическую агрессию взрослого, психологическое давление со стороны взрослого, ожидание принятия и любви со стороны значимого взрослого, сексуальные домогательства или насилие и др.

5. Перенос бывает положительным и отрицательным. Модальность переноса не имеет никакого отношения к его полезности или бесполезности, отмечает Е. Емельянова (2004, с. 278). Перенос – это всегда материал для терапевтической работы с клиентом, и он может быть по-разному использован психотерапевтом. Модальность же представляет собой общую эмоциональную окраску отношения клиента к консультанту.

При положительном переносе клиент склонен идеализировать консультанта, видеть в нем человека более любящего, более сильного, более заботливого, чем он есть на самом деле. Часто перенос носит эротическую окраску, когда консультант становится объектом любви и поклонения для клиента. Перенос может проявляться в самых разнообразных формах и ситуациях:

? слова и высказывания консультанта становятся предметом восхищения и цитирования клиентом;

? клиент интересуется личной жизнью консультанта, его потребностями, желая помогать консультанту в решении его жизненных проблем. Может стремиться установить собственные отношения с близкими консультанта, особенно с детьми, пытаться подружиться с ними. Может звонить консультанту в любое время суток или домой, требуя поддержки и помощи;

? забывание заплатить за консультацию свидетельствует о том, что клиент перестает разделять клиент-терапевтические и личные отношения. В таких случаях консультанту необходимо напомнить клиенту о гонораре и сделать ситуацию предметом обсуждения на последующих сессиях. Способом неосознанного наказания консультанта клиентом за разочарование в нем, за несоответствие реального человека его идеальным представлениям может стать накопление долгов за терапию. Все подобные ситуации также необходимо обсуждать с клиентом во время работы и даже вне ее.

Отрицательный перенос связан с отвержением консультанта и враждебностью по отношению к нему. Как правило, отрицательный перенос сначала встречается в групповой работе, когда какой-либо член группы сильно боится, раздражается или явно отвергает тренера или одного из ведущих группы. В таких случаях индивидуальная сессия в кругу именно с отвергаемым тренером может помочь клиенту осознать отрицательный перенос и увидеть, что все испытываемые им негативные чувства на самом деле обращены к другому человеку. Часто в индивидуальной работе удается прояснить, к кому именно. Это очень полезно для развития клиента и улучшения его отношений с людьми и миром.

К сожалению, в психотерапии не так часто удается помочь клиенту осознать отрицательный перенос. Часто клиенты избегают психотерапевтов, к которым чувствуют много негативных эмоций, даже не пытаясь осмыслить возможные причины этого. Если же клиент приходит к консультанту с агрессивным настроем, уже испытывая к нему сильное раздражение, то ему достаточно сложно удержаться с консультантом в отношениях до момента возникновения хорошего устойчивого терапевтического контакта. Подобные ситуации не так часто, но встречаются в терапевтической практике. Так может быть, например, если клиент приходит на консультирование по требованию кого-то из близких, или заочно знаком с консультантом через каких-то людей, или что-то слышал о нем, его позиции и взглядах, читал его статьи, книги и т. п. Р. Кочюнас, Е. Емельянова говорят о том, что если в ходе консультирования установка клиента по отношению к консультанту не меняется, то консультирование становится невозможным. Однако некоторые опытные психотерапевты, например Е. Калитеевская и А. Моховиков, говорят о том, что настоящая психотерапия начинается как раз с работы над отрицательным переносом.

Таким образом, можно предположить, что возможность работы над отрицательным переносом обусловлена несколькими причинами. Прежде всего – готовностью клиента встречаться с собственными сильными негативными чувствами, природа которых для него не ясна и которые кажутся ему опасными. Во-вторых, умением консультанта вносить в клиент-терапевтические отношения сложную тему переноса и работать с ней, устанавливать контакт при наличии сильного отвержения со стороны клиента, понимая его природу и не приписывая его своим словам и действиям.

И хотя обсуждение переноса практически всегда приводит к значительным внутриличностным изменениям, не во всех ситуациях рекомендуется в него углубляться. По мнению Р. Кочюнаса, обсуждать перенос не стоит в случаях:

? наличия искаженного восприятия действительности клиентом;

? нехватки времени для работы с переносом при краткосрочной терапии;

? отсутствия нормального рабочего альянса с клиентом;

? ослабления психологических защит клиента, обусловливающего невозможность выдерживать фрустрацию со стороны терапевта;

? наличия других целей консультирования (например, решение конкретных ситуативных задач).

Можно предположить, что значительная часть случаев резкого или неожиданного прекращения консультативного контакта является результатом непреодоленного или неозвученного переноса. Ситуация, когда остаются без обсуждения сильные позитивные или негативные чувства клиента к консультанту (интенсивная идеализация – любовь или сильное отвержение – ненависть), может привести к разочарованию не только в самом психотерапевте, но во всей психотерапии в целом. Поэтому чувства клиента к консультанту игнорировать нельзя. Психологу необходимо их распознавать, выдвигать гипотезы, проверять их и выносить на обсуждение. При этом глубину обсуждения консультант выбирает, опираясь на свою профессиональную интуицию.

Особенности своих взаимоотношений с консультантом важно понимать и самому клиенту. Задачей психотерапевта при этом становится максимально ясное и исчерпывающее объяснение клиенту как самого понятия переноса, так и форм его выражения в клиент-терапевтических отношениях и в повседневной жизни клиента. М. Кан называет три основные цели объяснения переносных реакций клиентам (Кан, 1997, с. 95).

Методы работы с переносом уходят своими корнями в психоанализ. Один из видных представителей этой психотерапевтической школы М. Гилл утверждает, что клиенту необходимо дать возможность заново пережить эмоции из своего прошлого в строго обозначенных условиях. К таким условиям относят:

? присутствие лица, на которого эти чувства теперь направлены (психотерапевт);

? прямое выражение испытываемых чувств тому лицу, на которое они направлены (психотерапевту);

? готовность этого лица (психотерапевта) обсуждать эти чувства и влечения клиента с интересом, объективно и без вовлечения психологических защит. Подобную уникальную возможность может обеспечить только психотерапевтическая сессия;

? поиск и обнаружение прошлого глубинного источника переживаемых чувств, перенаправление этих чувств первичному источнику переживаний (цит. по: Кан, 1997, с. 56–57).

Оборотной стороной консультативного контакта является другое универсальное явление – контрперенос. Само его существование обусловлено особенностями профессиональной деятельности консультанта. Каким бы зрелым и осознанным человеком ни был консультант, он не свободен от внутренних конфликтов и повседневных жизненных проблем.

! Классическое определение характеризует контрперенос как ответную реакцию психотерапевта на перенос клиента.

Некоторые авторы определяют контрперенос гораздо шире – как все эмоциональные реакции консультанта на клиента. Эти эмоциональные реакции могут быть вызваны самой личностью клиента, особенностями его поведения, его проблемами, его сильным переносом на консультанта, а также проецированием собственных проблем на ситуацию клиента. К последнему приводит недостаточное развитие навыка личностной и профессиональной рефлексии.

Например, женщина-консультант, имеющая неразрешенные проблемы в отношениях с партнером, может неосознанно привносить в сессию свои личностные установки или защиты, независимо от того, с какой проблемой обратился к ней клиент. Так, запрос клиентки об отношениях с ребенком может быть перенаправлен консультантом в сторону прояснения супружеских отношений без достаточного на то основания. Клиент-мужчина в этой же ситуации может вызвать такие контрпереносные реакции, как раздражение, злость, обесценивание, обвинение и др.

Контрперенос может быть полезным или препятствующим. Полезный контрперенос тесно связан с эмпатией и включает в себя те чувства, которые консультанты испытывают в ходе сессии и озвучивают с пользой для клиента. М. Кан называет два основных условия полезного контрпереноса. Во-первых, это контрперенос, вызванный самим клиентом, а не внутренними конфликтами консультанта. Во-вторых, контрпереносное чувство становится психотерапевтичным только тогда, когда терапевт способен сохранять оптимальную дистанцию в чувстве. Это значит, что чувство осознается консультантом, но он не погружен в него целиком. Консультант умеет сохранять свои психологические границы, не сливается с переживаниями клиента, хорошо дифференцирует собственное чувство, как бы наблюдая за ним со стороны.

Препятствующий контрперенос является причиной сложностей и затруднений в построении консультативного контакта. Любое неконтролируемое и плохо осознаваемое чувство или стремление консультанта мешает объективности консультанта, делает невозможным безоценочное принятие клиента и значительно снижает терапевтический эффект. К причинам, вызывающим плохо осознаваемый, а значит – препятствующий контрперенос, Р. Кочюнас относит:

? стремление терапевта понравиться клиенту, быть принятым им и быть оцененным как хороший терапевт;

? наличие у консультанта страха потерять клиента из-за плохого отношения клиента к консультанту; наличие страха потерять те деньги, которые консультант получает от клиента;

? наличие эротических и сексуальных чувств консультанта по отношению к клиенту, сексуальных фантазий, связанных с клиентом;

? чрезмерная эмоциональная реакция на клиента, провоцирующего у консультанта чувства, актуальные в связи с его переживаниями и внутриличностными конфликтами;

Препятствующий контрперенос может создавать в процессе консультирования обстоятельства, опасные, нетерапевтичные для клиента и неэкологичные для консультанта. М. Кан описывает следующие пять типичных ситуаций, обусловленных неосознанным контрпереносом (Кан, 1997, с. 109–112).

2. Контрперенос может побуждать консультанта использовать клиента для самоудовлетворения. Например, склонный к доминированию консультант будет постоянно навязывать свою волю и свое видение проблемы клиенту. Склонный к созданию зависимых отношений консультант будет неадекватно опекать своих клиентов, брать за них ответственность и стремиться решать их жизненные проблемы. Наоборот, боящийся попасть в зависимость консультант может подталкивать клиентов с низким уровнем готовности к разводу, увольнению и т. п.

3. Контрперенос может приводить к неконгруэнтности консультанта. Например, вербально консультант выражает одобрение любых чувств клиента в свой адрес, но как только тот пытается выразить гнев, раздражение, агрессию, сразу либо останавливает его, либо игнорирует, либо переводит диалог в другое русло, либо невербально сигнализирует о том, что это ему неприятно. Подобное поведение обусловлено определенными неосознаваемыми причинами: стремлением понравиться клиенту, желанием получить одобрение, признание, восхищение со стороны клиента.

Итак, переносные и контрпереносные реакции являются в процессе консультирования естественными и неизбежными. Консультанту важно помнить, что, каким бы зрелым человеком он ни был, избежать переноса и контрпереноса и устранить их он не в силах. И его основная задача – научиться распознавать эти реакции как можно раньше, осознавать их и привносить в работу, углубляя и развивая таким образом клиент-терапевтические отношения.

Работа психолога или психотерапевта сопряжена с определенными трудностями. С одной стороны — это явление переноса, когда пациент проецирует на специалиста свои чувства и эмоции. А с другой — явление переноса, при котором все то же самое делает сам специалист. Во втором случае эффективность психоанализа стоит под вопросом. Почему? Как бороться с контрпереносом?

Определение понятия

Что такое контрперенос

Что такое контрперенос? Контрперенос в психологии — это одна из граней общения психолога (консультанта) и его пациента. Представляет собой реакцию первого на слова и действия второго. Психолог — такой же человек, как и клиент, со своими чувствами и переживаниями. И, вероятнее всего, внутри него затаились какие-то неразрешенные конфликты. Если человек осознанно или неосознанно их затрагивает, развивается явление контрпереноса.

Специалисты дают 2 разных объяснения этому понятию:

  1. В общем смысле определение выглядит так: контрперенос — все эмоциональные реакции консультанта на клиента. Речь идет даже о тех эмоциях, которые не имеют отношения к внутренним переживаниям.
  2. В классическом понимании контрпереносом считают ответную реакцию на перенос со стороны человека.

Также существует промежуточное определение. Согласно ему, контрперенос в психотерапии — это проецирование проблем психолога на информацию, предоставленную пациентом. При этом она может быть и не связана с переносом.

Отличия переноса и контрпереноса

Чем отличаются перенос и контрперенос в консультировании? Перенос — это феномен, при котором человек проецирует свои чувства и эмоции на психолога. При контрпереносе все происходит наоборот. По сути, это встречное перенесение неразрешенных проблем.

Контрперенос по Фрейду

Зигмунд Фрейд

Понятия перенос и контрперенос были введены Зигмундом Фрейдом. По его мнению, в работе психотерапевта и его пациентов должен соблюдаться принцип нейтральности. Но при этом он отмечал важную роль хороших межличностных отношений. Он считал, что без них невозможно достичь каких-то результатов.

Психоаналитический процесс, как говорил Фрейд, представляет собой увлекательное путешествие во внутренний мир пациента, его жизнь, чувства, воспоминания. В процессе этого путешествия между ним и специалистом устанавливается особая связь, которая способствует развитию терапевтических отношений. Ее Фрейд назвал переносом. Без этой связи помочь человеку не получится.

В процессе работы у психолога и клиента появляется совместный опыт, переживания. Они учатся чувствовать вместе, переживать какие-то травмирующие ситуации. С одной стороны, это помогает в работе. Но с другой — несет с собой ряд проблем.

Перед консультантом стоит непростая задача. Ему нужно не перейти грань дозволенного, то есть не привнести в рабочий процесс свои личные мысли и чувства (контрперенос). Но при этом следует постараться не утратить связь с пациентом.

Зигмунд Фрейд считал контрперенос препятствием для аналитической работы, проявлением сопротивления со стороны психолога. В переносе он тоже изначально видел проблему, усложняющую и замедляющую работу. Но позже в результате тщательного изучения этого явления выяснил, что это — одно из самых ценных психологических орудий. Оно помогает не только выявить симптомы и причины невроза, но и научиться его контролировать.

Отношения с контрпереносом у Фрейда были более напряженные. Не один раз он говорил, что этот процесс сильно мешает психоанализу.

Причины и виды контрпереноса

причины контрпереноса

Выделяют 5 причин развития контрпереносных реакций:

  1. Желание консультанта понравиться клиенту, получить хорошую оценку за свою работу.
  2. Опасения психолога, что о нем будут думать плохо.
  3. Романтические или даже сексуальные чувства по отношению к человеку, который пришел на прием.
  4. Слишком эмоциональная реакция на клиента, вызванная внутренними переживаниями и конфликтами.
  5. Навязчивое желание учить пациентов жизни, давать им советы.

Существует 2 вида контрпереноса. Первый — гомогенный — представляет собой правильную реакцию на психологические проблемы человека. Второй — идиосинкратический — это реакция, вызванная личным жизненным опытом и чувствами психолога.

Признаки контрпереноса

Карл Меннингер

Психиатр Карл Меннингер выделил ряд общих признаков и особенностей поведения специалиста, характерных для всех типов контрпереноса:

  1. Неспособность понять и проанализировать материал, который касается личных проблем.
  2. Депрессия и негативные эмоции после общения с конкретным пациентом.
  3. Небрежное отношение к человеку. Проявляется в беспричинных переносах сеансов, опозданиях и т.д.
  4. Сонливость, а иногда даже и засыпание во время сеанса.
  5. Навязчивость или полное отсутствие внимания к финансовой стороне вопроса, времени, месту встречи.
  6. Поощрение раскрепощенности или, наоборот, зажатости со стороны пациента.
  7. Стремление доказать коллегам важность этого человека.
  8. Желание написать и опубликовать статью о том или ином клиенте.
  9. Ощущение, что пациент может повлиять на репутацию или карьеру в целом. Страх потерять все это.
  10. Споры во время сеанса.
  11. Попытка помочь человеку вне сеанса.
  12. Стремление добиться расположения.
  13. Сновидения о пациенте.

Еще один признак контрпереноса — озабоченность проблемами клиента в свое свободное время.

Как не допустить развитие контрпереноса

самоанализ

В этом вопросе вся ответственность ложится на психолога. Как только он осознал, что в работе с конкретным пациентом проявляются вышеописанные симптомы, ему самому нужно обратиться за помощью. Есть три рекомендации:

  1. На время отстраниться от работы для того, чтобы провести самоанализ, разобраться в своих внутренних ощущениях.
  2. Записаться на консультацию к коллегам.
  3. Пройти личную психотерапию и психоанализ. Эти процедуры нужно чередовать.

Интересно, что Фрейд рекомендовал психотерапевтам проверять себя минимум 1 раз в 5 лет.

Заключение

Работу с психологом можно сравнить в двухполосным шоссе. Перенос и контрперенос в психотерапии — части этого шоссе. И если первая позволяет найти подход к человеку, то вторая сильно усложняет процесс работы. Ввиду этого специалистам нужно выделять время на самоанализ, на решение своих внутренних проблем. Только в таком случае они смогут помочь своим пациентам.

Теория переноса (1907 год) была рассмотрена и предложена Зигмундом Фрейдом в рамках психоанализа. Феномен переноса объясняет, как старые обиды, нерешенные конфликты, травмы из прошлого портят жизнь в настоящем. Чтобы описать суть явления, можно перефразировать известную поговорку: тот, кто обжегся о горячее молоко, потом в каждом стакане с водой видит горячее молоко.

Перенос в психологии:

Что такое перенос в психологии

Понятие переноса в психологии

Под переносом в психологии понимают перенос эмоций и чувств, влечений, фантазий, установок, защитных механизмов с одного объекта (того, кому они реально адресованы) на доступный объект. Как правило, речь идет о переносе эмоций в отношении кого-то из прошлого на людей в настоящем. Речь идет как о позитивных, так и о негативных эмоциях, но чаще психологи имеют дело с переносом негатива (страх, обида, ненависть).

Как правило, в качестве образца для переноса выступают люди из детства. Специфика переноса в том, что человек не просто ищет образец среди других людей, он склонен приписывать качества образца тем людям, которые ими не наделены, и взаимодействовать с ними в рамках этих качеств.

Для подсознания не существует прошлого и настоящего. Ему интересны только готовые шаблоны. Анализ каждой новой ситуации и поиск новых моделей поведения требует больших энергетических затрат. Вот подсознание и пытается вести нас по пути меньшего сопротивления: примерить готовый шаблон поведения, модель старых отношений на взаимодействие с новыми людьми.

Перенос в психологии: примеры

Чаще всего образцом становится кто-то из родителей. И опять же пример может быть как положительным, так и отрицательным. Например, девочка из семьи алкоголика ищет мужа-алкоголика. Ребенок гиперопекающей матери в будущем ищет такую же жену.

Примеры переноса можно заметить невооруженным взглядом. Вне науки это называют злым роком, проклятием, венцом безбрачия и т.д. Например, женщина говорит, что все мужчины козлы, ей попадаются только сволочи или алкоголики, и это действительно так. Мистика? Нет, перенос. Она находит, видит и хочет видеть рядом с собой только таких мужчин.

А если перенос произошел с учетом приписывания каких-либо качеств, то ситуация выглядит еще интереснее. Два человека с переносом и без будут описывать одно и то же третье лицо по-разному. Например, с одной женщиной мужчина становится любящим мужем и отличным отцом, а для другой женщины – тиран и бестолочь.

Другой пример переноса: человек меняет одну работу за другой, но на каждом производстве ему попадается начальник-тиран. Кстати, каждый из них – копия отца-тирана. Совпадение? Нет, перенос во всей своей красе.

Что такое перенос и контрперенос в психологии

В психологии перенос рассматривают с еще одной точки зрения: как феномен в отношениях клиента и психолога. Придя на сеанс психотерапии, клиент пытается и с психологом выстроить взаимодействие по шаблону из прошлого. И это неплохо, так как специалист может противостоять этому и помочь клиенту осознать скрытые проблемы, разобраться в подсознании и прошлом.

Особенности переноса чувств в психологии на консультациях:

  1. Ошибочность суждений клиента. Он приписывает психологу те качества, которыми он на самом деле не обладает. Он приписывает качества других людей, из другой ситуации, времени и условий. Однако среди них встречается и реальное отношение клиента к психологу. Задача специалиста – отделить ложные суждения в рамках переноса от реального отношения.
  2. Амбивалентность. Перенос бывает положительным и отрицательным. Например, если клиент идеализирует образ матери, вспоминает ее как любящую, понимающую, ласковую, умную и т.д., то и психолога он воспринимает как сильного, доброго человека, которому можно довериться. Если клиент помнит свою мать как авторитарную и грубую женщину, ему всю жизнь приходилось обороняться, то и в отношении психолога он будет настроен враждебно. В некоторых случаях психотерапия становится невозможной. Нередко клиенты влюбляются в своих психологов, это пример положительного переноса. А иногда они ненавидят их и готовы убить, это пример отрицательного переноса. Так или иначе, все чувства клиента заслуживают проработки и обсуждения, но глубину обсуждения выбирает психолог в зависимости от ситуации.
  3. Подходящие условия. Психолог должен придерживаться нейтральной, беспристрастной позиции. Он не должен выдвигать оценочных суждений, прививать клиенту свою систему ценностей, делиться своими эмоциями и переживаниями. Чем нейтральнее атмосфера, тем быстрее и сильнее проявится перенос.
  4. Бессознательность. Перенос никогда не осознается клиентом. Он осознает, какие чувства испытывает, но он не понимает, что это реакции на кого-то из прошлого. Задача психолога – помочь осознать перенос.
  5. Все проблемы родом из детства. Чаще всего и проще всего перенос возникает там, где есть нерешенный конфликт из детства.

Контрперенос – это перенос психологом своих жизненных трудностей, конфликтов, травм в отношения с клиентом, если тот затрагивает болезненные темы. Контрперенос возникает в ответ на перенос клиента или сам по себе. Некоторые психологи считают, что консультирование невозможно без контрпереноса. Другие психологи уверены, что это результат непрофессионализма консультанта и показатель того, что ему самому нужно сначала разобраться в себе.

Причины контрпереноса как феномена в психологическом консультировании:

Анализ причин подтверждает, что контрпереносу подвержены начинающие, неопытные психологи. Однако вместе с ними в группу риска попадают люди в состоянии профессионального выгорания, истощения.

Вопрос о том, приемлем ли контрперенос, до сих пор остается открытым. Пока исследователи сошлись на том, что если специалист может контролировать свои реакции, внутренние конфликты не влияют на его слова и действия, не мешают объективной оценке, то можно не придавать особого значения контрпереносу. Если же внутренние переживания психолога вырываются наружу, то специалист должен отойти от работы и обратиться к коллегам со своими проблемами. То есть в нашем примере консультанту нужно обратиться за помощью.

Перенос и проекция в психологии

Проекция – более широкое понятие. Это общепсихологический механизм переноса чего-либо из внутреннего мира человека во внешний мир. Все, что нас окружает, все, что мы видим и слышим, является проекцией. Мы настолько привыкли к этому, что не замечаем. Задумывались ли вы, почему два человека видят одно и то же явление по-разному? Например, по-разному описывают чье-то выражение лица или мысли. Все дело в проекции. Мы видим мир таким, каким сами его представляем, то есть у каждого человека свое, субъективное видение мира. Вспомните, как мы примеряем на себя реакции других людей, пытаемся поставить себя на место другого человека, угадываем, что он чувствует и думает, в общем, судим по себе. Это и есть проекция.

Перенос – это частный случай проекции между двумя людьми. Проекция подразумевает взаимодействие человека с предметами, ситуациями, условиями. Перенос – взаимодействие с конкретным индивидом. Это более субъективное и эмоциональное явление. Под переносом подразумевается проекция чувств, эмоций, установок, влечений по отношению к одному человеку на другого. Психолог оценивает проекции клиента, чтобы помочь ему установить причинно-следственные связи и избавиться от травм прошлого.

Перенос в психологии: как его проработать

Иногда бывает такое, что объект переноса, сам того не подозревая, принимает правила игры. В этом случае отношения могут существовать долгое время, между партнерами не возникает диссонанса, со стороны это выглядит гармонично. Но чаще бывает так, что тот, на кого переносят какие-либо ожидания, не соответствует им. Тут-то и начинаются проблемы. Это если говорить об обычной жизни, а в психотерапии перенос всегда требует проработки и не может остаться без внимания психоаналитика. Проработка помогает человеку избавиться от прошлого, отпустить его и начать жить в настоящем.

Проработка – это преодоление внутренних барьеров личности, сопротивления, связанного с инстинктивным желанием поступать по-старому. Это совместная работа клиента и психоаналитика. Под этим подразумевается анализ реакций, чувств, действий, воспоминаний клиента. Анализу поддается каждая сфера жизни клиента, каждая ситуация, которую он ассоциирует с травмой. Психологу и клиенту предстоит реконструировать прошлое клиента. Психолог описывает словами то, что не осознавал клиент, помогает ему взглянуть на себя со стороны. Все это происходит в ходе психотерапевтических бесед. Проработка начинается после того, как клиент пройдет через инсайт (осознание, озарение).

Проработка включает в себя 5 этапов:

  1. Повтор интерпретаций, анализ трансферентных сопротивлений.
  2. Разграничение аффектов и импульсов с переживаниями и воспоминаниями.
  3. Углубленное и расширенное толкование интерпретаций. Поиск причин, опорных точек из прошлого, поведенческих реакций, которые ими обусловлены.
  4. Реконструкция прошлого при помощи помещения значимых людей и самого человека в разные периоды времени в виде живой перспективы.
  5. Изменения в реакциях и поведениях, позволяющие человеку иначе реагировать на те импульсы, которые он раньше считал опасными.

Проработка – это не только работа с интерпретациями, реконструкция прошлого, это еще и развитие личности. Оно проходит в 4 этапа:

Таким образом, суть проработки состоит в осознании и признании клиентом вытесненных причин психотравмы, реконструкции всех психических процессов с учетом этого осознания и принятия. Процесс переработки запускается психологом при помощи интерпретации травмирующих переживаний клиента. Проработка начинается в кабинете психоаналитика, но продолжается в дальнейшем самим клиентом на сознательном и бессознательном уровне.

Читайте также: