Христианство и средневековая картина мира кратко

Обновлено: 05.07.2024

А . Христианство было второй их мировых религий по времени возникновения. Сейчас христианство – самая распространенная религия на земном шаре – ее приверженцев свыше миллиарда человек (главным образом в Европе и Америке). Однако христианство не едино: оно с давних пор распадается на целый ряд вероисповеданий, церквей, толков и сект, зачастую враждующих с собой.

Христианство возникло в первом веке в восточной части Римской империи. В этот период Римская империя являлась классическим рабовладельческим государством, включающим десятки стран Средиземноморья. Однако к первому веку мощь мирового государства была подорвана, и оно находилась в стадии упадка и распада. Н а его территории установились достаточно сложные религиозные отношения между носителями разных верований.

Это было вызвано рядом факторов: во-первых, шел процесс разложения национальных религий; во-вторых, происходил процесс стихийного взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных и племенных верований и обычаев – синкретизм.

Можно с определенностью сказать, что христианство возникло как синтез иудаизма, эллинистической философии, учения стоиков и некоторых других элементов культурной жизни Римской империи. Уникальность этого синтеза состояло в том, что христианство возникло на перекрестке эпох, культур, смогло объединить достижения духовно практической деятельности человечества и приспособить их для нужд новой цивилизации. Сила христианства проявилось в том, что оно смогло дистанцироваться от узких рамок территориальной обособленности этносов.

Важную роль в становлении христианства сыграла демократичность первоначального христианства, которая проявилась прежде всего в организации общин верующих. Следует подчеркнуть, что возникновение и торжество первоначального христианства обязана идее равенства, которая была сформулирована в сугубо религиозной форме как равенство всех людей в качестве греховных тварей перед могущественным и всемилостивым Богом. Желание равенства всегда жило в народном сознании и способствовало распространению данной религиозной системы и породило демократическую организацию раннехристианских общин с их совместными трапезами, общностью имущества, взаимопомощью и взаимоподдержкой. В первое время существования христианства отсутствовал церковный клир, что является одним из показателей действительно демократических форм организации общинной жизни.

Христиане принимали всех, кто приходил к ним, и не скрывали своей принадлежности к новой религии. Но по мере увеличения христианских общин возникла потребность в постоянных служителях культа и управляющие имуществом. Так возникли пресвитеры (старейшины), диаконы (служители) епископы(надзиратели). Клир вскоре объявил себя единственным носителем и выразителем божественной благодати и в дальнейшем через церковное учение и церковные законы закрепил за собой эту функцию. Свою монополию на божественную благодать служители культа возводили к двенадцати апостолам – ученикам самого Иисуса Христа.

Ситуация нестабильности в Римской империи (стоицизм)

Сенека: "При Тиберии Цезаре обвинительные доносы стали безумием, охватившем почти все общество и погубившем в мирное время больше граждан, чем любая гражданская война. Следили за болтовней пьяниц и за простодушными шутками; все грозило опасностью; любой повод для доноса был пригоден; о результатах обвинения уже не стоило и спрашивать, он всегда был один и тот же." (История римской литературы, М., 1959-1962, т.2, с.81)

Особенно это бурно происходило на окраинах Римской империи (борьба местной и римской власти), что осложнялось разрушением традиционной, патриархально-родовой нравственности.

Как следствие — проблема личного спасения, которое уже не может быть обеспечено принадлежностью к роду. Правда, при этом надо иметь ввиду, что само понятие "личность" (persona) впервые появляется только у Боэция: "Личность есть неделимая субстанция разумной природы." (Patrologia latina, т.64, с.1343 CD)

Майоров Г.Г.: "…средневековые религии возникли как религии человека, человеческой — или точнее — богочеловеческой личности, как результат отчаянных поисков в тогдашнем мире социальной и моральной справедливости, как компенсация всеобщей неудовлетворенности, разуверенности и беспомощности не столько на мировоззренческие, сколько на социальные, гуманитарные и особенно моральные запросы. Эти религии возникли не из страха и не из восхищения перед природой, не из наивного поклонения ее могущественным и неразгаданным силам — так возникало язычество. Мировые же религии средних веков родились в муках безнадежной борьбы за лучшую долю в стихии добра и зла, в лоне отчаяния. Именно к ним более всего подходят слова К.Маркса о том, что религия есть "вздох угнетенной твари" (1,415). Это вздох по недостижимому в данном мире человеческому счастью, вздох сердца не находящего утешения в реальности, но все же жаждущего утешения, а поэтому готового принять любую возможность быть утешенным, пусть иллюзорно, пусть в противоречии со всей действительностью и разумом. Такое сердце готово верить в любое чудо, надеяться на грани гибели на любую помощь, даже невообразимую и сверхъестественную, готово в обстановке всеобщей вражды и безысходного зла неустанно искать и любить добро, даже если оно, это добро, благо, обитает за пределами самой жизни и самого бытия.

Средневековые религии, а вместе с ними вся средневековая духовность, вся культура и самая жизнь средневекового человека держится на обостренном, как никогда, моральном сознании. При этом моральное сознание в эту эпоху оказывается, выражаясь языком Гегеля, "несчастным сознанием". Оно определяется и раскрывается в ситуации двоякого отчуждения: человек отчуждается от природы и одновременно отчужден от исторически конкретного социума." (Этика в Средние века, М., 1986, с.3-4).

1. Христианство выступает мировоззренческой основой европейской культуры и долгое время накладывало отпечаток на все сферы духовной и материальной жизни.

2. Христианство теоцентрично, т.е. имеет своим абсолютным центром Бога. Человеку дано как дар и задано как задача приобщение к Божественной сущности. Каждой своей мыслью и каждым своим поступком человек служит Богу. Приближение к Богу есть спасение , вечная жизнь. Приближение к Богу есть спасение, вечная жизнь.

3. Христианство принесло в культуру новый образ человека. С одной стороны человек есть образ и подобие Бога и потому может приблизиться к божественному. С другой стороны в нем живет низменное, тварное начало, он подвержен бесовским внушениям, которое расщепляет его волю. Христианин не может объяснить свою внутреннюю жизнь без понятий благодати и бесовтсва

4. Долгое время христианство определяло государственную идеологию. Так, в 11 веке общество понималось, подобно Троице, как неразделимое единство трех сословий: духовенства, рыцарей, работников. Церковь долгое время принимала активное участие в политической жизни общества.

Б. Христианская картина мира.

Ни одна философская и религиозная система не обходится без определенного взгляда на устройство мира и определения места человека в нем. Не ушло от этого вопроса и христианство. Все представления христианства о мироустройстве мы можем найти в Библии.

По библейским представлениям, в раю, в Эдемском саду у человека было все, это был золотой век человечества, когда не нужно было думать о том, как прожить, что есть и что пить. У человека было все. Бог ввел только одно ограничение для человека – не есть плоды с древа познания (смерти?). Но черт не дремал. Дьявол подговорил Еву, обернувшись змеей, не боятся запрета и съесть злосчастное яблоко. Ев аи Адам съели яблоко с древа познания и узнали истину: они разные, они мужчина и женщина. Грехопадение совершилось. Бог отвернулся от человека, природа восстала против человека и начались злоключения человечества.

По Библии акт творения мира произошел в 9 часов утра 23 октября 40004 года до Р.Х. Эту дату вычислил английский архиепископ Джемс Ашшер, используя текст древнешей из Библий, которая находится в Англии, так называемая Библия короля Якова.

Основы христианского вероучения.

Вероучение христианства прошло длительный путь развития, формирования и отстаивания своих положений.

1. Первые христиане верили в то, что Единый Бог Духом святым и Силою Своей помазал Иисуса из назарета, наделил его способностью творить благо. Он нес истинное учение, за что его и убили безбожники. Но Бог воскресил его на третий день после смерти и дал ему возможность явиться перед свидетелями. Итак, первые христиане верили в искупительную миссию Христа, в то, что он пострадал за людей, что вернется на землю и, чтобы установить царство божье на Земле.

2. Формирование жестких, догматических основ христианства и требование соблюдения их, объясняется сложными богословскими спорами, начавшимися в 4 веке. Основные богословские споры, ереси и расколы проистекали из различного понимания и интерпретации христианского представления о Боге.

3. Большую роль в выроботке основ христианского вероучения сыграли Соборы.

- 1 Никейский собор в 325 г. сформулировал первую часть символа веры христиан, дал определение божественности Сына Божьего Иисуса Христа;

- 1 Константинопольский собор в 381 г. сформулировал вторую часть символа веры, определив божественную сущность Святого Духа;

- Эфесский собор (431 г.) дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божьего и Марии – как Божьей Матери;

- Халкедонский собор (451 г.) дал определение Иисуса Христа как истинного бога и истинного человека в одном лице;

- 2 Константинопольский собор (553 г.) подтвердил учение о едином Боге (Троице) и об Иисусе Христе;

- 3 Константинопольский собор (680 г.) подтвердил человеческую сущность Иисуса Христа через признание его человеческой воли и действий;

- « Никейский собор (787 г.) провозгласил икону истинным выражением христианской веры.

Внутренняя жизнь христианства, внутрицерковные отношения отражали и ход политической истории. Политическое и культурное разделение Римской империи на Запад и Восток в 4 веке привело и к постепенному обособлению западной и восточной церквей. На Западе в связи с упадком и упразднением власти императора – выросла роль церкви. На Востоке, где сохранилась империя, патриархи церквей (константинопольской, антиохийской, александрийской и иерусалимской) не могли получить такой власти. Организационные и догматические расхождения между восточной и западной церквями, отразившие политическую борьбу, постепенно накапливались и привели в 1054 г. к разрыву.

1. Догмат западной церкви об исхождении святого духа от бога-отца и от бога-сына в отличие от догмата восточной церкви, которая признает исхождение святого духа только от бога-отца.

3. Практика индульгенция – отпущение грехов.

4. Учение о чистилище, где грешные души горят в пламени и очищаются, чтобы потом попасть в рай.

5. Учение о непорочном зачатии девы Марии.(1854).

Догмат о непогрешимости папы в делах веры (1870).

Крещение обливанием (вместо православного погружения); миропомазание не над младенцем, а над совершеннолетним; причащение мирян только хлебом (вино в католицизме причащаются только священники); пресный хлеб для причастия ; крестное знамение пятью пальцами; употребление латинского языка в молении и т.д.

Безбрачие всех священников ( в православии только монашества); недопущение выхода из святого сана; институт кардиналов; первенство папы; признание 21 ( а не 7 вселенских соборов); запрещениемирянам толковать библию, нерасторжимость брака и т.д.

Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I в. н.э. и вначале формировалось как одна из сект иудаизма. Вера во всемогущего единого Бога берет свое начало в иудаизме – религии древних евреев. Эта вера выражает трагическую историю иудеев, описанную в Ветхом Завете — собрании книг, священных как для иудаизма, так и для христианства. Бог древних евреев, Бог Ветхого Завета был прообразом христианского Бога.

Высшей религиозной целью христианства является спасение. Спасение требует от человека духовных усилий, и прежде всего, веры, но самостоятельно спастись невозможно, для этого требуется обращение к Иисусу Христу и действенное вмешательство самого спасителя. Путь спасения – это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа, очищение и преображение своей греховной природы, что ведет человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти.

Христианство явилось качественно новой религией, способной влиять на огромные массы людей. Оно обращалось к людям, неся новые ценности, новые убеждения и надежды. Христианство положило начало совершенно новой культуре, которая признавала в человеке личность и смотрела на человека как на земное воплощение Бога, и на Бога как на высшую любовь к людям, как на небесное воплощение человека.

Христианство запретило жертвоприношения. Вместе с тем, христианская церковь не отказалась от наиболее распространенных, привычных обрядов, обосновала правомерность их заимствования, что облегчало переход в христианскую веру.

Христианство совершило великий исторический синтез, наследуя и по-своему преобразуя интеллектуальные завоевания предшествующих эпох, идеи и образы различных религий Ближнего Востока, традиции греко-римской античной философии. При этом освоение существовавшей ранее философской и религиозной мысли шло в русле духовно-нравственных исканий эпохи, что придавало христианству особую привлекательность.

В центр мироздания христианство поместило единого Бога, творца всего мироздания. Разделив мир на невидимый (божественный) и видимый (материальный), в центр последнего оно поставило человека. Пожалуй, никакая другая религия не содержит таких подчеркнуто антропоцентрических представлений о мире, как христианство.

Разделив человека на два начала – тело и душу, христианство безоговорочно отдало приоритет духовному началу. В христианстве подлинная красота человека выражается в торжестве его духа над телом. На смену одаренному силой атлету, как символу античной культуры, приходит образ одухотворенного человека.

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Вначале христианская свобода реализовывалась, главным образом, в духовно-нравственной сфере, но затем она стала выражаться и в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания.

Лекция 11

Культура Средневековой Европы

Средневековая культура Западной Европы – эпоха великих духовных и социокультурных завоеваний в истории всего человечества.

Средневековая культура отличается от многих предыдущих и последующих эпох особым напряжением духовной жизни как в сфере идеального, должного, так и в области реального, практического. Несмотря на сильное расхождение между идеальным и реальным, все же сама социальная и повседневная жизнь людей в средние века была попыткой, стремлением воплощать христианские идеалы в практической деятельности. Поэтому мы сначала рассмотрим сами идеалы, к которым были устремлены многие усилия людей того времени, а затем отметим особенности отражения этих идеалов в реальной жизни.

Духовная жизнь Средневековья обычно описывается через господствующую в то время религию – христианство. Картина мира Средневековой культуры определяется как богоцентрическая. Это обусловлено тем, что абсолютной ценностью является Бог. Средневековая картина мира, религиозность данной культуры принципиально глубинно отличается от всех предыдущих, т. е. языческих культур. Бог в христианстве – Единый, Личностный и Духовный, то есть абсолютно внематериальный. Также Бог наделяется множеством добродетельных качеств: Бог Всеблагий, Бог есть Любовь, Бог – Абсолютное Добро.

Благодаря такому духовному и абсолютно позитивному пониманию Бога особое значение в религиозной картине мира обретает человек. Человек – образ Божий, величайшая ценность после Бога, занимает главенствующее место на Земле. Главное в человеке – душа. Одно из выдающихся достижений христианской религии – дар свободы воли человеку, т. е. право выбора между добром и злом, Богом и дьяволом. Благодаря наличию темных сил, зла, Средневековую культуру часто называют дуалистичной (двойственной): на одном ее полюсе – Бог, ангелы, святые, на другом – Дьявол и его темное воинство (бесы, колдуны, еретики).

Трагедия человека состоит в том, что он может злоупотребить свободой воли. Так и случилось с первым человеком – Адамом. Он уклонился от запретов Бога в сторону соблазнов дьявола. Этот процесс называется грехопадением. Грех – результат уклонения человека от Бога. Именно из-за греха в мир вошли страдания, войны, болезни и смерть.

По христианскому учению сам, своими силами человек вернуться к Богу не может. Для этого человеку нужен посредник – Спаситель. Спасителями в Средневековой христианской картине мира выступают Христос и Его Церковь (в Западной Европе – католическая). Поэтому наряду с категорией греха большую роль в картине мира Средневековья занимает проблема спасения души каждого человека.

Таким образом, вся жизнь человека в Средние века выстаивается между двумя точками отсчета – грехом и спасением. Для ухода от первого и достижения последнего человеку даются следующие условия: следование христианским заповедям, совершение добрых дел, уклонение от соблазнов, исповедание своих грехов, активная молитвенная и церковная жизнь не только для монахов, но и для мирян.

Вассалы нуждались как в феодах, так и в сильных и знатных покровителях, а могущество сеньоров зависело, прежде всего, от числа преданных и боеспособных вассалов.

В целом опираясь на христианские идеалы выстраивалась вся общественная и культурная жизнь. Более того, по образу и подобию небесной, духовной иерархии строилась и земная иерархия. Если первый вид иерархии (духовный) имеет вид мира подлинного бытия, как раз полной реализации идеалов христианства, то второй вид иерархии предстает в Средневековой картине мира в качестве зеркального отражения в земной реальности небесного бытия.

Каждое сословие имело собственное представление о христианских идеалах. И все же всех их объединяла фундаментальная ценность – служение Богу и спасение своей души каждым на своем месте! На практике проявление этой ценности было столь своеобразным в каждом сословии, что достаточно далеко уводило от изначального строго церковного понимания христианских заповедей. Так, католическая церковь зачастую, помимо господства в духовной жизни, претендовала на первенство в государственно-политической сфере. Церковь стремилась к строительству Града Божьего на Земле. Ярким примером этих притязаний явились крестовые походы – попытка мечом, силовым путем объединить и расширить христианский мир под властью папства. Когда же в позднее Средневековье все больше людей и народов стали отпадать от католической церкви, тогда последняя прибегла к репрессивным мерам защиты своих идеологических и политических – к инквизиции.

Наиболее ярко и глубоко христианское мироощущение было передано в искусстве Средневековья. Главное внимание художники Средних веков уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, постижения Его сущности. Католический собор служил художественно-религиозным воплощением образа всего мироздания.

Таким образом, культура Средних веков в Западной Европе положила начало новому направлению в истории цивилизации – утверждению христианства не только как религиозного учения, но и как нового мировосприятия и мироощущения, значительно повлиявшего на все последующие культурные эпохи.

Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску. Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. В качестве исходного пункта объяснения мира выступала идея полного и безусловного противопоставления Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Человек эпохи Средневековья представлял и понимал мир как арену противоборства добра и зла, как своеобразную иерархическую систему, включающую в себя и Бога, и ангелов, и людей, и потусторонние силы тьмы. Наряду с сильным влиянием церкви сознание средневекового человека продолжало оставаться глубоко магическим. Этому способствовал сам характер средневековой культуры, наполненный молитвами, сказками, мифами, волшебными заклятиями. В целом история культуры средневековья представляет собой историю борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства в эту эпоху были сложными и противоречивыми, но тем не менее в течении всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей. Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы.

Итальянский Ренессанс. Изменение культурной парадигмы.

Итальянское Возрождение делят на 4 этапа:

o Проторенессанс (2-я половина XIII века – XIV век)

o Раннее Возрождение (1410/1425 года XV века –конец XV века)

o Высокое Возрождение (конец XV – первые 20 лет XVI века)

o Позднее Возрождение (середина XVI – 90-е годы XVI века)

Проторенессанс

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение – собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.

Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре. Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.

Высокое Возрождение

Позднее Возрождение

Читайте также: