Перечислите возможные причины приобретенных нарушений кратко

Обновлено: 02.07.2024

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Нарушения слуха: причины появления, при каких заболеваниях возникают, диагностика и способы лечения.

Определение

Нарушение слуха – это преходящее или стойкое снижение остроты слуха (способности воспринимать звуки низкой интенсивности) и объема звука (сужение частотного диапазона или неспособность слышать определенные частоты).

Слуховой анализатор состоит из наружного уха, в которое входит ушная раковина, улавливающая и направляющая механические колебания воздуха в наружный слуховой проход. В слуховом проходе происходит первое усиление звуковой волны и передача колебаний на барабанную перепонку. Барабанная перепонка передает колебания в систему среднего уха. Среднее ухо – полость, в которой располагаются три слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко. Молоточек соединен с барабанной перепонкой, а все они сочленены между собой суставами. Движение слуховых косточек усиливает колебания до 15 раз. Среднее ухо переходит во внутреннее ухо, слуховая часть которого состоит из костного лабиринта (улитки), заполненного жидкостью. Колебания жидкости приводят в движение пластину, на которой располагаются чувствительные клетки, преобразующие механические колебания в электрический импульс. Импульс проводится по слуховому нерву, достигая коры височной доли, где анализируется информация и формируются звуковые ощущения.

Ухо.jpg

Звуковые колебания могут передаваться не только по воздуху (воздушная проводимость), но и через ткани черепа (тканевая проводимость).

Человек способен анализировать звуки, частота которых находится в диапазоне от 16 до 20 000 Гц, с наибольшей чувствительностью от 1000 до 4000 Гц - это диапазон человеческого голоса. В возрасте 20–40 лет лучше воспринимаются звуки с частотой колебания 3000 Гц, после 60 лет эта цифра смещается к 1000 Гц из-за возрастного изменения структур внутреннего уха (основа старческой тугоухости).

Громкость звука, находящаяся в области слухового восприятия, колеблется в диапазоне от 0 до 140 дБ. При этом громкость шепота – 30 дБ, разговорной речи – 40–60 дБ. Звук в 120–130 дБ вызывает перегрузку с возможной аудиотравмой.

Слуховой анализатор обладает возможностью адаптироваться к громким звукам и тишине, изменяя порог чувствительности.

Срыв адаптации вследствие систематического воздействия шума приводит к утомлению слуха, анализатор медленно восстанавливается после отдыха, следующей стадией являются стойкие слуховые нарушения.

Особенностью органа слуха является возможность определять расстояние до звука и понимать его направление благодаря тому, что уши – парный орган.

Разновидности нарушений слуха

Необходимо различать тугоухость и глухоту. При тугоухости восприятие и воспроизведение речи возможно, при глухоте человек не слышит разговорной речи даже на близком расстоянии.

Тотальная глухота, при которой невозможно восприятие никаких звуков, встречается крайне редко. Для определения степени нарушения исследуют слух на частотах разговорной речи при проведении по воздуху. Порог слышимости при тугоухости находится в диапазоне между 26 и 90 дБ. Порог восприятия выше 91 дБ расценивается как глухота.

Принято выделять кондуктивное нарушение слуха, при котором поражается звуковоспринимающий и звукопроводящий отделы (наружное или среднее ухо, внутреннее ухо до рецептора), вследствие чего нарушается передача воздушных колебаний. Проявляется снижением остроты слуха, возможно ощущение заложенности в ухе, при этом тканевая проводимость сохраняется.

Нарушение слуха подразделяют на врожденное и приобретенное.

Приобретенное нарушение слуха может возникнуть внезапно и сохраняться до 12 часов, остро - длительностью от 1 суток до 1 месяца, подостро - длительностью от 1 до 3 месяцев, хронически - длительностью более 3 месяцев.

При этом дисфункция бывает обратима полностью, стабильна или может прогрессировать. Поражается одно или оба уха.

Возможные причины нарушения слуха

Нарушения слуха могут быть вызваны врожденными аномалиями развития уха из-за генетических нарушений, инфекций, гипоксии плода - внутриутробной и во время рождения, родов на ранних сроках.

Приобретенные нарушения слуха по кондуктивному типу возникают по множеству причин:

  • из-за серных пробок;
  • дефектов барабанной перепонки, ставших следствием травмы или отита;
  • инородного тела в ухе;
  • кровоизлияний в полость среднего уха;
  • разрывов соединений между слуховыми косточками (травмы, воспалительные процессы);
  • ложных опухолей (холестеатомы);
  • истинных опухолей (рак слухового канала – встречается крайне редко).
  • прием препаратов, токсичных для органов слуха (некоторых антибиотиков, обезболивающих и т.д - от них не следует отказываться только в том случае, если польза превышает риск);
  • промышленные токсины (бензол, анилин);
  • инфекции (грипп, клещевой энцефалит, менингит, корь, паротит, скарлатина, дифтерия, сифилис);
  • нарушения обмена веществ и сосудистые нарушения (сахарный диабет, гипотиреоз, артериальная гипертония, инсульт);
  • опухоли (невринома слухового нерва);
  • травмы (механическая, воздействие громкого звука или перепада давления);
  • естественные возрастные изменения.

Воспаление внутреннего уха сопровождается тошнотой, головокружением, нарушением координации из-за анатомического единства органа слуха и равновесия.

Болезнь Меньера – заболевание внутреннего уха, причиной является увеличение объема жидкости в улитке, сопровождается частичной или полной временной потерей слуха, головокружением, тошнотой, рвотой, шумом в ушах.

К каким врачам обращаться при нарушении слуха

С нарушением слуха следует обращаться к терапевту , педиатру , врачу общей практики. Они помогут дифференцировать состояние и направят пациента к нужному специалисту. Заболеваниями уха занимается отоларинголог. Поражение слухового нерва, проводящих путей и коры находится в компетенции невролога . Эти специальности объединяет отоневролог. Заподозрить ухудшение слуха, связанное с трудовой деятельностью, может врач-профпатолог. Реабилитацией пациента занимается группа специалистов, в состав которых входит сурдолог.

Диагностика и обследования при нарушении слуха

Для определения причины нарушений слуха врач проводит опрос пациента, выполняет отоскопию. Если необходимо, оценивает остроту слуха с помощью шепотной и разговорной речи, речи повышенной громкости в тишине и с помехой.

В норме человек различает шепотную речь на расстоянии 5–6 метров, расстояние слышимости разговорной в 10 раз больше.

Тканевая и воздушная проводимость сравнивается с помощью камертонов. Дополнительно записывают аудиограмму, проводят импедансометрию и оценку способности подкорковых структур отвечать на слуховые раздражители (вызванные слуховые потенциалы). Для выявления структурных изменений проводят магнитно-резонансную томографию головного мозга, в том числе с контрастированием, и компьютерную томографию черепа, височных костей.

Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.

Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Этот вопрос становится для них особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников нарушений речи не было. Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.

В специальной и справочной литературе описываются причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. Их принято делить на две группы — органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).

Группа органических причин

1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.

Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод — первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

  • Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины которой могут быть разными — гестоз (токсикоз) первой и второй половины беременности, нефропатия, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
  • Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К заболеваниям, наносящим наибольший вред для плода, относится, в первую очередь, краснуха. Заболевание краснухой в первые месяцы беременности может служить причиной тяжелых пороков развития ребенка (глухоты, слепоты, умственной отсталости, пороков сердечно-сосудистой системы).

  • Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). При употреблении на ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода.
  • Ототоксические препараты — антибиотики — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин; диуретики — фуросемид; а также — аспирин, хинин, вызывающие дистрофию слухового нерва с развитием врожденной глухоты.
  • Антикоагулянты непрямого действия (дикумарин, пелентан), быстро проникая через плаценту, могут вызвать у плода кровоизлияния в мягкие мозговые оболочки и внутренние органы.
  • Назначение на ранних сроках беременности антидепрессивных препаратов (имизин, амитриптилин) и транквилизаторов (сибазон, мепротан), приводят к интоксикации плода.

2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания.

В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений — от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.

3. Вредности родового периода

  • Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям. Причины родовых травм могут быть разные — узкий таз матери, механическая стимуляция, применяющаяся во время беременности (наложение щипцов на головку ребенка, выдавливание плода). Внутричерепные кровоизлияния, вызванные этими обстоятельствами, могут затрагивать речевые зоны головного мозга.
  • Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.
  • Малая масса тела новорожденного (менее 1500 грамм) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).
  • Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни

В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:

  • Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.
  • Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи. Тип и тяжесть речевого нарушения будет зависеть от локализации (очага) повреждения головного мозга.
  • Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.
  • Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.
  • Прием ототоксических антибиотиков, приводящих к снижению слуха.

Формирование речи ребенка происходит под влиянием внешних обстоятельств — эмоционального общения с близкими (в первую очередь с мамой), положительного опыта речевого взаимодействия с окружающими, возможности удовлетворения познавательного интереса ребенка, позволяющее ему накапливать знания об окружающем мире.

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

САМЫЙ ДЕЙСТВЕННЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ СПОСОБ ОСТАНОВИТЬ ПРОГРЕССИРУЮЩУЮ МИОПИЮ (близорукость) У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ - ЭТО ОРТОКЕРАТОЛОГИЯ (НОЧНЫЕ,ОК ЛИНЗЫ). С 2013 ГОДА КОРНЕОРЕФРАКТИВНАЯ ТЕРАПИЯ ВКЛЮЧЕНА В ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ , КАК САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ МИОПИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Ухудшения зрительной функции появляются в любом возрасте. Они носят временный или постоянный характер. В большинстве случаев дефекты рефракции можно предупредить или устранить. Рассмотрим основные причины нарушения зрения.

Физиология зрительного процесса

Физиология зрительного процесса

Чтобы человек мог воспринимать зрительную информацию, через его зрительный аппарат проходят лучи света, которые преломляются в хрусталике под определенным углом. Благодаря этому картинка проецируется на сетчатку, с которой зрительный нерв передает информацию в мозг, обрабатывающий изображение и отвечающий за его восприятие.

На сетчатке располагаются нервные рецепторы — колбочки и палочки, они отвечают за цветовое восприятие. В дневное время зрение обеспечивается колбочками, которые бывают трех видов. Они помогают воспринимать основные цвета спектра: синий, красный и зеленый. Благодаря палочкам человек видит в сумерках и в темное время суток. Они предназначены для восприятия черных и серых оттенков.

Зрительный нерв отправляет импульсы, полученные палочками и колбочками, в головной мозг. В итоге человек понимает то, что он увидел.

Также в работе зрительного аппарата принимает участие цилиарная мышца, которая уменьшает и увеличивает толщину хрусталика. Глазодвигательные мышцы отвечают за передвижение глазного яблока, повороты в разных направлениях.

Причины нарушения зрения


Причины, вызывающие нарушения зрения, бывают врожденные и приобретенные. Под нарушением врачи понимают не только снижение остроты зрения, но и искажение изображения, наличие темных пятен перед глазами, плохую видимость в темное время суток, неправильное восприятие цветов.

Врожденные

Врожденные причины плохого зрения кроются в неправильном развитии плода, осложнениями при беременности и родах. Самые распространенные из них:

  • генетические мутации у плода;
  • употребление алкогольных напитков, наркотических веществ, некоторых видов медикаментов во время вынашивания ребенка;
  • получение травм при беременности;
  • недоношенность (проблемы со зрением диагностируются у трети недоношенных детей);
  • патологическое формирование органов у ребенка;
  • эндокринные заболевания у матери;
  • воздействие ядов или токсических веществ на беременную;
  • инфекции, перенесенные беременной женщиной (краснуха, токсоплазмоз, сифилис и др.).

Нередко патологии органов зрения вызываются наследственностью, но передается не само заболевание, а сильная склонность к нему. Если болезнь имеется у обоих родителей, то у ребенка она обнаружится с вероятностью 70-90%.

Профилактика таких отклонений невозможна, но зная о патологиях родителей можно как можно раньше выявить их у ребенка и начать лечение.

Приобретенные

расстройства зрения

Полученные в течение жизни расстройства зрения считаются приобретенными. Большая часть патологий возникает после 40-45 лет, когда начинаются возрастные изменения зрительного аппарата.

Наиболее часто встречаются следующие причины полной или частичной потери зрения:

  • инфекционные, паразитические, грибковые и прочие заболевания глаз;
  • возрастные изменения (помутнение хрусталика, отклонение от нормы параметров глазного яблока и др.);
  • стрессовые состояния, вследствие которых ухудшается зрение;
  • заболевания кровеносной системы, которые провоцируют нарушения кровообращения в органах зрения;
  • неправильное питание, недополучение витаминов и питательных веществ, необходимых для полноценного функционирования зрительного аппарата;
  • механические травмы глаз (ушибы, ожоги, попадание инородного тела);
  • работа, связанная с постоянным зрительным напряжением, плохое освещение рабочего места;
  • перенесенные травмы головы с кровоизлиянием в головной мозг, заболевания головного мозга, в которых задействован зрительный центр;
  • инфаркты и инсульты;
  • чрезмерное употребление алкогольных напитков, наркотиков, кофеина;
  • постоянный прием гормональных средств, антибиотиков, неправильная дозировка лекарств, либо их употребление без назначения врача;
  • пренебрежение гигиеной органов зрения.

Профилактические меры помогут избежать многих факторов, которые вызывают ухудшение зрительных функций.

Симптомы нарушения

Симптомы нарушения

При появлении любых, даже незначительных симптомов, следует обратить на них внимание, в том числе, если они носят периодический характер. К ним относятся:

  1. Ухудшение зрения. Человек начинает плохо видеть предметы вблизи или вдали или предметы становятся неверной формы.
  2. Двоение в глазах. Предметы могут начать двоиться после перенесенных травм глаза или головы, но также этот симптом может быть признаком серьезных заболеваний.
  3. Головокружение и головные боли. Этот признак может свидетельствовать как о неврологических проблемах, так и о глазных заболеваниях. Если он сочетается с ухудшением зрения, то вероятна патология со стороны зрительного аппарата.
  4. Зуд, жжение, ощущение “песка”. Это указывает на проблемы со слизистой оболочкой.
  5. Болевые ощущения. Боль в глазном яблоке зачастую является причиной инфекционных или воспалительных заболеваний, повышении внутриглазного давления, патологиях хрусталика, сетчатки.
  6. Сухость глаз. Причины могут быть разными: недостаточное выделение слезной жидкости, болезни век, при которых веки не могут до конца сомкнуться.
  7. Нарушение реакции зрачка. Зрачок не сужается под воздействием лучей света, не расширяется в темноте. Это состояние может возникнуть при травмах головы и глаз, употреблении наркотических или лекарственных препаратов.

Временное снижение зрения

Временное снижение зрения

Иногда ухудшение зрения носит временный характер, но причины кроются не в заболевании глаз. Симптомы проявляются в основном по вечерам, а к утру бесследно исчезают. Иногда человек хуже видит на протяжении нескольких недель, а затем зрение само восстанавливается.

Считается, что зрительные функции могут ухудшаться по следующим причинам:

  • постоянное недосыпание, плохое качество сна;
  • постоянные стрессы, сильное нервное потрясение;
  • сильные зрительные нагрузки, переутомление на работе.

При переутомлении и недосыпе человеку становится сложно фокусироваться на изображениях, а мозг медленно обрабатывает информацию. Картинка становится нечеткой, плывет и раздевается.

При стрессе расширяется зрачок, поэтому качество изображения ухудшается. Также из-за учащения дыхания в крови повышается содержание кислорода, поэтому перед глазами мелькают “мушки” и “звездочки”.

При тяжелом эмоциональном состоянии расстройство зрительных функций может сохраняться неделями и даже месяцами. Дополнительно появляются головные боли, подергивания век. Эти проблемы требуют лечения, поскольку могут вызвать серьезные нарушения здоровья.

Виды нарушений

Существует более двух сотен глазных патологий, но некоторые из них встречаются довольно редко. Рассмотрим самые распространенные типы нарушений зрения.

Близорукость (миопия)

Близорукость (миопия)

Миопия — нарушение рефракции, при котором лучи света преломляются рано, поэтому не достигают сетчатки. Изображение фокусируется перед сетчатой оболочкой.

Пациенты с миопией могут рассмотреть предметы только на небольшом расстоянии. При тяжелой степени расстройства человек в буквальном смысле не видит дальше своего носа.

Причины возникновения миопии кроются в том, что глазное яблоко как бы растягивается в длину, то есть увеличивается его передне-задний размер. В редких случаях миопия вызывается спазмом цилиарной мышцы, изменением строения роговицы.

Дальнозоркость (гиперметропия)

Дальнозоркость (гиперметропия)

Гиперметропия — нарушение зрительной функции, при котором фокусировка лучей происходит за сетчаткой. Человек хорошо видит предметы, расположенные вдали, а картинка вблизи расплывается и становится нечеткой.

Главная причина гиперметропии — укорочение передне-заднего размера глазного яблока. К другим причинам относят уменьшение эластичности хрусталика.

Понятие гиперметропии также включает пресбиопию. Это нарушение возникает в пожилом возрасте из-за естественного старения организма, поэтому возрастную дальнозоркость предотвратить нельзя, можно лишь отсрочить ее появление.

Астигматизм

Астигматизм

Астигматизм — дефект, при котором лучи преломляются в разных направлениях, поэтому картинка проецируется за сетчаткой и перед ней. Только часть лучей попадают на сетчатую оболочку. Пациент видит периодически четко или размыто, при этом расстояние до предмета не имеет значения. Многие люди с астигматизмом воспринимают изображение с искаженными формами, размытыми очертаниями.

Астигматизм появляется из-за искривления формы роговицы, хрусталика, других частей глазного яблока.

Косоглазие (страбизм)

Косоглазие (страбизм)

При косоглазии глаза смотрят не симметрично, а в разные стороны. Из-за этого невозможна фокусировка на одном изображении.

  • имеются патологии глазодвигательных мышц;
  • глазные яблоки располагаются неправильно;
  • снижается острота зрения только на одном глазу;
  • имеются проблемы с аккомодацией;
  • человек перенес травму или операцию на глазах;
  • возникли опухоли зрительных органов, головного мозга;
  • была поражена центральная нервная система.

У косоглазия есть классификация в зависимости от характера отклонения: сходящаяся, расходящаяся, вертикальная и смешанная форма.

Амблиопия

Амблиопия

Амблиопия характеризуется наличием одного “ленивого” глаза, который не функционирует должным образом, то есть не задействован в зрительном процессе. Мозг не может совместить два изображения в одно, поэтому развивается монокулярное зрение. Если проблемой не заниматься, зрительные функции будет все больше ухудшаться.

Чаще всего амблиопия возникает из-за недолеченного косоглазия. Также ее причиной могут стать патологии глазного дна, роговой оболочки.

Анизометропия

Анизометропия

При анизометропии у глаз значительно различается преломляющая способность. При этом один глаз может обладать 100%-ным зрением, а второй — иметь значительные нарушения (миопию, дальнозоркость). Также оба глаза могут иметь аномалии, но при этом острота зрения на каждом из них будет значительно различаться (от 2 и более диоптрий). При такой колоссальной разнице в рефракции головной мозг не может воспринимать информацию, происходит сбой в восприятии. Поэтому нервная система отдает предпочтение только одному глазу, либо нервные импульсы считываются по очереди с каждого глаза.

Предпосылки к возникновению анизометропии: аномальное строение органов зрения, хирургические операции на глазных яблоках, офтальмологические заболевания.

Дальтонизм

Дальтонизм

При дальтонизме человек неправильно различает цвета, он не воспринимает красный, зеленый или синий. В тяжелых случаях пациент видит все в черно-белых тонах. Эта разновидность нарушения называется ахромазией.

Причина патологии кроется в дефектах колбочек: их либо мало, либо не хватает красящего пигментах в определенных их видах.

Обычно эта аномалия бывает врожденной, лечению не поддается. Крайне редко дальтонизм появляется из-за воспалительных заболеваний, повреждений зрительного нерва, возрастных перерождений зрительного аппарата.

Коррекция нарушений зрения

Коррекция нарушений зрения

Большинство нарушений успешно поддается лечению, если вовремя обратиться к врачу. При этом никаких негативных последствий не остается.

В клинике ЭЛИТ ПЛЮС используются только прогрессивные методики устранения нарушений:

    . Это современный способ коррекции миопии, астигматизма, дальнозоркости.Ночные линзы не просто помогают лучше видеть, а оказывают лечебное воздействие. . Курсы аппаратной терапии снимают спазм аккомодации, улучшают кровоснабжение глазного яблока, устраняют зрительную нагрузку, помогают без хирургического вмешательства вылечить миопию (в том числе ложную), косоглазие, амблиопию и др. Этот метод лечения хорошо подходит для детей, поскольку сеансы проходят в игровой форме.

Особенно эффективно применять методики в детском возрасте, поскольку существует возможность полностью устранить нарушения рефракции. Чем раньше будет начато лечение, тем быстрее и проще человек избавится от заболевания.

Профилактика ухудшения зрения

Профилактика ухудшения зрения

Профилактические меры, которые помогут избежать утраты зрения:

    . Монитор следует отодвинуть от глаз на 50-60 см. Освещение должно падать слева. Стул должен иметь опору для спины, не быть слишком высоким, чтобы ноги доставали до пола. . В меню должны содержаться продукты с полезными для глаз веществами. К ним относятся: черника, цитрусовые, хурма, яйца, морепродукты, орехи, мед, тыква, печень. . Принимать витамины и минералы для улучшения зрительных способностей лучше по рекомендации офтальмолога. В них должны содержаться витамины A, B, C, E, лютеин, зеаксантин, цинк, селен, медь. . Лечебные капли нужно применять по рекомендации врача. Самостоятельно для профилактики излишней сухости можно использовать “искусственную слезу”. . Упражнения делают по утрам и вечерам, а также в течение рабочего дня во время перерывов при работе за компьютером. Перерывы необходимы через каждые 40 минут.

Что делать, если заметили нарушения

При первых признаках нарушения зрительных способностей рекомендуем обращаться в клинику ЭЛИТ ПЛЮС. Наши доктора высшей категории проведут полное обследование, подберут эффективные методики лечения.

Если проблему игнорировать, это может привести к частичной или полной слепоте.


Причины нарушения зрения многочисленны. Ухудшение зрительной функции глаз может быть следствием генетической предрасположенности, а также результатом воздействия каких-либо внешних факторов.

Часто имеет место сочетание нескольких причин, по которым утрачивается или значительно ухудшается зрение, поэтому сложно бывает определить, что именно повлияло на здоровье глаз.

Проблема снижения зрения стоит остро во всем мире, в настоящее время каждый третий житель Земли имеет те или иные глазные заболевания, большинство из которых проявляются уже в детском и подростковом возрасте.

По статистике, если оба родителя имели проблемы со зрением, то вероятность развития того же зрительного нарушения у ребенка очень высока.

Принято различать три основных группы нарушения зрения:
рожденные (патологии возникают вследствие неправильного внутриутробного развития);
наследственные (заболевания передаются от родителей к детям или через поколение и обусловлены генетической природой);
приобретенные (нарушения зрения возникают в течение жизни в результате травм, заболеваний и воздействия неблагоприятных внешних факторов).
Наиболее распространенными офтальмологическими проблемами являются близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), амблиопия и астигматизм. Данные заболевания могут быть вызваны как одной, так и сочетанием нескольких причин одновременно. Кроме того известно огромное количество других глазных патологий и нарушений.

Факторы, провоцирующие ухудшение зрения:
тяжелые физические нагрузки;
умственное перенапряжение;
длительная и чрезмерная зрительная работа (чтение, работа за компьютером);
вредные привычки (курение и алкоголизм);
воздействие частых стрессов;
неправильное и несбалансированное питание;
нарушение гигиены зрения (плохое освещение, зрительные раздражители, чтение и работа в неправильном положении);
несоблюдение назначений и рекомендаций офтальмолога (отказ от ношения очков, несоблюдение зрительного режима);
инфекционные и воспалительные заболевания глаз (конъюнктивит, кератит, увеит);
токсические отравления организма;
воздействие яркого света и ультрафиолета;
общие хронические заболевания организма (сердечно-сосудистые, инфекционные и аутоиммунные);
травмы глаз, лица и черепа;
нарушение мозгового кровообращения;
возрастные изменения.


Под влиянием на организм вышеперечисленных провоцирующих факторов развиваются такие нарушения оптических функций глаза:

неспособность глаза фокусировать четкое изображение на сетчатке;
изменение формы и размера глазного яблока, кривизны и толщины роговицы;
дистрофические поражения сетчатки, сосудов глаз;
нарушение питания и кровообращения органа зрения;
помутнение или изменение структуры жидких сред глазного яблока;
атрофические и дегенеративные процессы, нарушение нормальной связи глаз с мозгом.
Без должного внимания и лечения подобные изменения могут привести к частичной или полной утрате зрения.

Современная офтальмология и офтальмохирургия имеют в своем арсенале множество средств и методов лечения различных патологий глаз.

На ранних этапах это могут быть профилактические мероприятия, применение специальных средств коррекции и оптических приспособлений, консервативные методы лечения (физиопроцедуры, гимнастика для глаз, витамины и лекарственные препараты), в более тяжелых случаях возможно выполнение хирургических операций и лазерных вмешательств.

Однако, как и в большинстве случаев любых заболеваний, легче предотвратить развитие патологических процессов в глазах, чем их лечить. Именно поэтому офтальмологи настоятельно рекомендуют создавать оптимальные условия для работы, избегать неблагоприятных воздействий и, по возможности, защищать органы зрения от вредных факторов.

Читайте также: