Перечислите признаки родового строя у башкир в 10 12 вв кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 9-12 вв. башкиры представляли собой группу тюркоязычных племен, обитавших на обширной территории Южного Урала и Приуралья. Башкиры занимали страну в природном отношении чрезвычайно богатую. В недрах ее залегали медные, железные руды и другие редкие и ценные металлы и минералы. Основным занятием башкир было полукочевое скотоводство.
Племенной состав башкир в IX — ХП вв. был довольно сложным. Территорию Южного Урала занимали племена бурзян, кыпсак, тамьян, тангаур, усерган (муйтен) и юрматы. Племена табын и катай занимали северные отроги Южного Урала и часть центрального Башкортостана.

Файлы: 1 файл

Dlya_studentov_II_kursa_IKB_Lektsia_1_p_6.doc

6. Социально-политическая история башкир до XIII века.

В 9-12 вв. башкиры представляли собой группу тюркоязычных племен, обитавших на обширной территории Южного Урала и Приуралья. Башкиры занимали страну в природном отношении чрезвычайно богатую. В недрах ее залегали медные, железные руды и другие редкие и ценные металлы и минералы. Основным занятием башкир было полукочевое скотоводство.

Племенной состав башкир в IX — ХП вв. был довольно сложным. Территорию Южного Урала занимали племена бурзян, кыпсак, тамьян, тангаур, усерган (муйтен) и юрматы. Племена табын и катай занимали северные отроги Южного Урала и часть центрального Башкортостана. Их северными соседями были племена кудей, ай и сальют. Наиболее пестрым был племенной состав западных башкир, занимавших главным образом территорию по нижнему течению реки Агидель с ее правыми и левыми притоками. Здесь кочевали племена гайка, уран, уваныш, танып, дуваней, ирехтин, каршын, канглы, кыргыз, байляр, буляр, еней, йылан. Обширную территорию по течению реки Демы и нижнему течению реки Уфы занимали башкиры племени мин.

Каждое башкирское племя включало в себя несколько родов. Количество родов в племенах было различное. Племя тангаур в 15 — XVI вв., например, включало два рода, в то время как племя табын объединяло 13 родов.

В 9-12 вв. башкиры жили родовыми общинами. Роды объединялись в племена. Башкирские племена, а внутри племен и роды имели определенные территории. Родоплеменной территорией башкиры владели на основе общинной собственности. Каждый член рода имел право участия в общеродовой вотчине и, наоборот, чужеродец мог быть в любое время по общему согласию членов рода выселен из пределов родовой территории. На границах родоплеменных территорий ставились тамги (тамга)— знаки родовой собственности. Границы определялись по мелким речкам, холмам, отдельным деревьям, оврагам и т. д. Например, башкиры рода сунарцы (башк.: hунарсы — охотник) на границах родовой территории закапывали кучи угля или бревна. На бревнах предварительно вырезали родовую тамгу. Из поколения в поколение башкиры передавали сведения об этом. Если возникали земельные споры, сунарцы доказывали свою правоту; выкопав спрятанные под землей межевые знаки. Таким образом, тамги служили особыми знаками для обозначения родовой территории и собственности.

Скот находился в собственности отдельных семей. Наличие частно-семейной собственности на скот, при сохранении коллективного пользования общинными землями, вело к появлению неравенства между членами рода.

Во главе рода стоял бий (бей) - родовой вождь, князь. Один из биев, сумевший выдвинуться, сосредоточивал в своих руках власть над племенем или даже над несколькими племенами. В период межплеменных войн и набегов бий становился военным предводителем. Бии имели очень большое влияние в своих родах и их власть становится наследственной. В Х — XII вв. образовалась экономически сильная, обладающая политической властью родоплеменная знать.

В своих действиях бий опирался на народное собрание (йыйын) и совет старейшин (королтай). Народное собрание было органом самоуправления башкирских племен. На народном собрании рассматривались вопросы, связанные с жизнью племен в целом: войны и мира, уточнения границ родоплеменных территорий и многое другое. Это завершалось празднеством (байга), на котором устраивались конные соревнования, борьба, стрельба из лука.

У каждого рода был свой закон, родовое право. И по закону этому род должен был выступать на защиту своего члена. Иногда в действие вступал закон кровной мести – карымта. Кровная месть нередко переходила в междоусобную войну. Постепенно этот обычай был заменен на обычай уплаты за ущерб – барымтой.

Сохранились историко-этнографические сведения о существовании у башкир в IX — ХII вв. и своих государственных образований, в том числе Союза башкирских племен под предводительством Масим-хана. Среди упоминаемых в письменных источниках имен башкирских ханов IX — начало XIII вв. самое раннее (около IX в.) — хан Башкорт. Башкирские шэжэре сообщают, что в 20-х гг. XIII в. в стране башкир правили могущественные ханы Муйтен-бий и Майкы-бий. В шэжэре Муйтен-бия перечислены более 10 его предков — знатных ханов. Их правление приходится примерно на IX — ХII вв.

Государственное образование могло быть и у южных башкир. Об этом свидетельствуют произведения башкирского фольклора.Только при этом условии башкиры могли развиваться как самостоятельный народ в соседстве с грозными хазарами, булгарами, гузами и кимаками.

Государство - политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения.

Основные признаки государства:

    • суверенитет;
    • территориальная целостность;
    • наличие публично-властных полномочий;
    • наличие органов управления (аппарата);
    • наличие особого класса лиц, сосредоточивающих в своих руках власть.

    С X в. в среду башкир начинает проникать ислам. Вместе с исламом начинают распространяться арабское письмо, восточные знания и литература. Однако еще были сильны и их доисламские верования. Параллельно с арабским функционировало и руническое письмо. Продолжали развиваться традиционные народные знания.

    Таким образом, к XI в. башкиры представляли собой довольно многочисленную древнюю народность, расселенную на Южном Урале и прилегающих к нему с юга и запада степных просторах, с общим самоназванием, с самостоятельным языком, своеобразным культурно- бытовым укладом, системой религиозных верований, своими государственными образованиями — ханствами.

    К ХIII в.родовой строй у башкир уже значительно разлагается. Частная собственность на скот вела к имущественному неравенству. Бии узурпировали и власть. Народное собрание потеряло своё значение. Так зарождались феодальные отношения. В конце ХII – начале ХIII вв. башкирские племена объединялись в оюзы. Но они были непрочными и часто распадались из-за межплеменной борьбы.

    Родоплеменная организация башкир (на примере племени усерган) фото из книги Бикбулатова Н.В. и другие "Башкиры: Этническая история и традиционная культура" 2002 г. 168 с.

    Родоплеменная организация башкир (на примере племени усерган) фото из книги Бикбулатова Н.В. и другие "Башкиры: Этническая история и традиционная культура" 2002 г. 168 с.

    Родовые подразделения вели хозяйство, в котором были общие пастбища и выгул скота. Каждое родовое подразделение кочевало по строго определенным маршрутам. Семьи родового подразделения жили всегда рядом и образовывали в аулах свои кварталы. Аулы у башкир начинают появляться с конца XVII в. Такое компактное проживание было характерно для районов полукочевого хозяйства вплоть до конца XIX –начала XX вв. В северных и северо-западных районах развивается индивидуальная форма хозяйства и распад родовых подразделений происходит быстрее. В XVIII в. появляются соседские общины и сохраняются только 2 формы – род и племя. В лесных районах сохранялась такая же тенденция, что и в северных и северо-западных районах.

    Быт башкирского двора, фото из книги Сулейманова Ф.М. "Башкирский двор (конец XVIII - первая половина XIX века ) 2003 г. с. 94

    Быт башкирского двора, фото из книги Сулейманова Ф.М. "Башкирский двор (конец XVIII - первая половина XIX века ) 2003 г. с. 94

    Названия родовых подразделений часто происходили от животных и птиц. У бурзян – бесәй (кошка), ҡуян (заяц); у усерган –айыу (медведь), ҡуян (заяц), мышы (лось); у табын – бөркөт (беркут), йомран (суслик). Также каждое родовое подразделение имели свою тамгу или знак, которая напоминала родовую тамгу.

    Это небольшие сведения о родовых подразделениях, следующая статья будет посвящена теме башкирских родов.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Существование башкирского народа на территории Южного Урала засвидетельствовано письменными источниками 9—10 вв. Башкиры обитали по обеим сторонам Уральского хребта, между pp . Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика (Урала). В составе башкирского народа имелись роды и племена, названия к-рых напоминают названия племён и народов, известных по письменным ис­точникам еще до того, как появились известия о башкирах. Таковы: кипчаковцы, билярцы (бол­гары), киргизцы (очевидно, казахи), кара-катайцы, бала-катайцы, бурзянцы, табынцы, зилаирцы и др. В образовании башкирской народности, наряду с сильными и многочисленными башкирскими пле­менами 9—10 вв., несомненно участвовали и более ранние племенные объединения, носители древней­ших местных культур бронзового и железного веков. Башкиры сложились в народность на той террито­рии, к-рую они занимают. Основное этническое ядро составляли тюркские и угорские племена.

    10—13 вв. характеризуются началом разложе­ния родового строя и переходом башкир к классо­вому обществу.

    Башкиры были кочевниками-скотоводами; зани­мались также звероловством, рыболовством и борт­ничеством. Земледелие начало развиваться рань­ше всего в зап. части Б., но с приходом татаро-монгольских завоевателей башкиры перестали зани­маться земледелием и вернулись к нему лишь с по­явлением в башкирском крае русского населения. Первые письменные источники свидетельствуют, что уже в 10 в. башкиры умели кустарным способом добывать железную и медную руды и производить их обработку. Но естественные ископаемые богат­ства Юж. Урала и Приуралья в силу низкого уров­ня развития производительных сил использовались очень мало. Ремесло у башкир было развито слабо. Они занимались выделкой кожи, изготовляли из железа пики, наконечники стрел, украшения кон­ской сбруи из меди.

    В торговлю башкиры были втянуты через ры­нок велусских болгар, к-рый связывал Вост. Евро­пу с Азией. Торговали мехами, мёдом, воском, ско­том, гл. обр. лошадьми. Особенно ценился башкир­ский степной иноходец. Башкиры торговали и с рус­скими купцами, к-рые имели на болгарском рынке значительный удельный вес.

    Западная часть Б. в 9—13 вв. была подвластна болгарскому ханству, восточные, или уральские, башкиры были самостоятельными. В этот же период определяются границы территории, занятой отдель­ными башкирскими племенами. Во главе родо­вых организаций, сообща владевших определён­ными земельными территориями и угодьями, стояли родоначальники (бии) или старшины (аксакалы). Наиболее сильные из биев подчиняли себе другие родовые объединения и иногда становились ханами. Однако власть таких ханов была непрочной, и ни одному из них не удавалось подчинить все башкир­ские племена. Особо важные вопросы решались на джиинах (собраниях) биев (родоначальников) и акса­калов (старшин). Джиины были всебашкирские, пле­менные и общинные. Как правило, джиины сопро­вождались состязаниями в скачке, стрельбе, борьбе. Широко распространены были состязания народных певцов-сэсенов, кураистов-импровизаторов, скази­телей, танцоров и др. До 18 в. всебашкирские джии­ны собирались весной у р. Чесноковки в 12 км от Уфы. Законом царского правительства от 11 фев­раля 1736 джиины были запрещены.

    В брачных отношениях башкир господствовала экзогамия, т. е. характерный для родового строя обычай брать жён только из другого рода. Боль­шую роль в быте башкир играла кровная месть— карымта. Наряду с карымтои существовала и барымта, т. е. набег с целью захвата скота, имуще­ства и пленников (ясырей) у того рода, члены к-рого причинили материальный ущерб. Религи­озные верования башкир в тот период явля­лись сочетанием тотемических представлений с обожествлением сил природы. С 10 в. среди башкир стал распространяться ислам, занесённый болгар­скими купцами и проповедниками.

    В 1-й половине 13 в. Б. подверглась нападению татаро-монголов. В 1236 полчища Батыя, разгро­мив болгар, покорили и башкир. Б. вошла в удел брата хана Батыя Шейбана.

    Формирование башкирского народа представляет собой длительный сложный процесс. Накопленный за последние века этнографический и антропологический материал расширил представление об его истории. Существует две теории происхождения башкир: тюркская.

    Семья

    Низшей ячейкой башкирского общества и его основной хозяйственной единицей была семья. В ходе разложения родового строя у башкир стали выделяться брачные пары с детьми (малые семьи), имеющие некоторую автономию и бытовую обособленность. В то же время.

    Заключение

    Таким образом, башкиры представляют собой один из древних народов Евразии, сформировавшийся на Южном Урале как самостоятельный этнос первой половине I тыс. н. э. Этот этнос в этнографическом отношении представляет исключительный интерес.

    Главная

    ГлавнаяЭнциклопедия Башкирии ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ БАШКИР

    ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ БАШКИР — ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ БАШКИР. Записки Ибн Фадлана свидетельствуют, что башкиры в ср. века жили в условиях патриархального строя. Баш. племена 9-12 вв. состояли из объединений разл. по происхождению родов (см. Башкирские племена и роды). Во главе рода или племени стоял бий (бей). Родоплеменной терр. башкиры владели на правах общинной собственности. Скот находился в индивид. собственности семей. Наиб. древние институты обществ. жизни - нар. собрание (йыйын) и совет старейшин (курултай). Традиц. символами родового единства являлись, кроме этнонима, тамга, тотем, птица, дерево и боевой клич - уран (оран). Большую роль играла идея родовой солидарности и взаимопомощи (коллект. охота, байги и т.д.). Наиб. отчетливо родовой принцип проявлялся в обл. правовых отношений (см. Карымта, Барымта). Баш. об-во знало рабство (см. Ясыри, Туснаки). В обществ. жизни существ. значение имела большесемейная община (см. Семейно-брачные отношения башкир). В основе зарождения и развития феод. отношений лежала частная собственность на скот, узурпация родоплеменной знатью права общины распоряжаться кочевьями. Примерно в 10-12 вв. сложилось неск. союзов племен, к-рые стали перерастать в гос-во. Эти объединения возглавлялись ханами. Однако развитие государственности было прервано на неск. веков монг. нашествием. В 13-14 вв. формируется феод. сословно-иерархич. об-во во главе с ордынским ханом. На правах вассалов от его имени страной управляли баш. ханы (бии), обладавшие наследств. властью. Роль гос. чиновников (темников, тысячников, сотников) выполняли бии, тарханы, старосты. Особенностью феод. строя в Башкортостане являлось переплетение развивающихся феод. отношений с пережитками патриархально-родового уклада. С присоединением Башкирии к Русскому государству баш. племена постепенно консолидируются в единую этнич. общность. Баш. феодалы состояли из разл. гр. [бии, князья, тарханы, старосты (до 1736), старшины (с 1736), сотники (помощники старост и старшин)]. Они не платили ясак, но несли гос. службу, гл. обр. военную. К феодалам также относились верхушка разбогатевших общинников (баи, батыры) и духовенство мусульманское. Рядовые общинники были лично свободны, но несли осн. повинности (см. Налоги и повинности) в пользу феод. гос-ва. В основе феод. эксплуатации в баш. об-ве лежала реальная собственность феодалов на землю, сосредоточение в их руках осн. массы скота и наличие адм.-судебной власти. Все чл. баш. об-ва, за исключением тарханов, считались равноправными, и вотчинное право башкир на землю распространялось на все население. В баш. об-ве традицион. формами взаимопомощи являлись саун (hауын) - отдача скота на выпас беднякам за пользование молоком, мясом и пр., аш (аш) и омэ (эмэ) - работа на феодала за угощение (см. Помочь). Иногда бедные общинники попадали в долговую кабалу и становились туснаками. Земельная политика царизма в 18 в. и увеличение пришлого земледельч. нас. (см. Переселенческое движение) обусловили ускорение процесса перехода башкир к оседлости и земледелию (преим. в сев.-зап. и зап. р-нах Башкирии). Этот процесс содействовал углублению феод. отношений. В полукочевых (юго-вост.) р-нах пережитки родовых отношений были более устойчивы. По мере перехода башкир к земледелию идет процесс постепенного превращения общинной земли в частную собственность. Отд. баш. феодалам жаловалось дворянство. Среди рядовых общинников выделялись байгуши и ялсы, к-рые, лишившись средств произ-ва, нанимались к феодалам и находились от них в полной зависимости. С введением кантонной системы управления в руках баш. феодалов сохранилось экон. и полит. господство. Местные феодалы, кроме духовенства, были приравнены к зауряд-офицерам и чиновникам и сосредоточили в своих руках адм. власть. Разложение феодализма и формирование капиталистич. уклада (см. Капитализм) в Башкирии шло медленнее, чем в центр. р-нах России. В пореформенный период, особенно к кон. 19 в., в баш. об-ве происходит резкая соц. дифференциация. Ч. баш. феодалов превращается в помещиков, занимается предпринимательской деят-стью (см. Буржуазия); др. ч. постепенно нивелировалась с осн. массой населения. Внутри общины башкирской шел процесс расслоения на кулацкую верхушку и обедневших общинников. Баш. беднота в поисках заработка нанималась в кулацкие х-ва, уходила в заводские поселки и т.д. Для О.с.б. 20 в. характерны тенденции и процессы, аналогичные общероссийским.

    Лит.: Очерки по истории Башкирской АССР. Т.1, ч.1. Уфа, 1956; Т.1, ч.2. 1959; История Башкортостана с древнейших времен до 1917 г. Ч.1. Уфа, 1991. О.Б.Ильясова.

    ОБОЛЕНЦЕВ Роман Дмитриевич (1.11.1906, с.Алексеевка Алексеевского у. Харьковской губ. - 27.10.1968, Киев), нефтехимик. Д-р хим. наук (1951), проф. (1953). Засл. деят. науки РСФСР (1964), БАССР (1957).

    ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, совокупность отраслей произ-ва по обработке или переработке пром. и с.-х. сырья. Важнейшие отрасли О.п.: энергетика, химическая и нефтехимическая промышленность, нефтеперерабатывающая, лесная и деревообрабатывающая, микробиологическая, медицинская, легкая, пищевая, стекольная и фарфоро-фаянсовая, полиграфическая, строительных материалов промышленность.

    ОБЩЕСТВО "КУРАЙ", детское республиканское, добровольная обществ. орг-ция, цель к-рой - пропаганда баш. нац. муз. инструмента курая, эстетич. и нравств. воспитание детей и юношества. Объединяет гор., районные, сел.

    ОБЩЕСТВО КРАСНОГО КРЕСТА И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА, респ. орг-ция, входящая в междунар. сеть Красного Креста (КК), осн. деят-сть к-рой - благотворительность (помощь социально незащищенной ч. нас., раненым, инвалидам, сиротам, перемещенным лицам и др.

    ОБЩИНА БАШКИРСКАЯ. В широком значении общность людей, объедин. разл. рода связями: кровнородств., террит.; по религ., этнич., проф. принадлежности (землячество, гор. коммуны, сел. об-во, мусульм. община).

    ОБЫДЕННОВ Михаил Федорович (р.21.11.1949, Уфа), археолог. Д-р ист. наук (1992), проф. (1992). В 1975 окончил ист. ф-т Башкирского государственного университета (БГУ). С 1975 работает в БГУ, с 1993 проректор и зав.

    ОБЫЧАЙ (йола, гэрэф-гэзэт), прочно установившиеся в определенной обществ. среде (народ, соц. или проф. гр.) правила поведения людей, соблюдаемые в силу привычки и обществ. мнения. Возникнув в глубокой древности, О.

    ОБЫЧНОЕ ПРАВО (йола хоkугы), совокупность обычаев, получивших статус правовых норм, выполнение к-рых обеспечивается принудительными мерами со стороны об-ва и гос-ва. В ранних гос. образованиях нормы О.

    ОВАНЕСОВ Гурген Павлович (20.7.1909, с.Кирк Геокчайского у. Бакинской губ., ныне Исмаилинского р-на Респ. Азербайджан, - 9.10.1993, Москва), геолог-нефтяник, организатор и рук. геолого-разведочных работ на нефть и газ в Башкортостане.

    ОВОЩЕВОДСТВО, отрасль растениеводства. В РБ выращивают в осн. лук репчатый, капусту белокочанную, свеклу, морковь, огурцы, томаты и перец сладкий. Пл. посева овощных культур в Башкирии в открытом грунте в 1913 составляла ок.

    ОВРАГИ, глубокие, крутосклонные впадины, образованные на равнинах временными водотоками. Дл. О. достигает неск. км, глуб. и шир. - десятков м. По всей терр. РБ выявлено ок. 2300 растущих О. и 28 тыс. промоин (нач.

    ОВЦЕВОДСТВО, отрасль животноводства. Дает ценные виды сырья для легкой промышленности (шерсть, овчину, смушку) и пищ. продукты (мясо, сало, молоко). Разведением овец в Башкортостане занимались издавна, разводились в осн.

    ОГАРИНОВ Иван Степанович (17.6.1918, д.Аликово Красночитайского р-на Чувашии - 12.11.1988, Уфа), геофизик-тектонист. Д-р геолого-минералогич. наук (1971), проф. (1972). Засл. деят. науки БАССР (1979). Окончил Свердловский горн.

    "ОГУЗНАМЕ" ("Угызнамэ"), эпич. памятники о легендарной родословной тюрк. народов и их мифич. прародителе Огузхане. Сохранились рукописи отд. произв., написанных в ср. века, у турок, азербайджан, туркмен, уйгуров.

    ОГУЗЫ ("гуззы" - в соч. араб. средневековых авторов, "узы" - у византийских авторов, "торки" - в рус. летописях), кочевой тюркояз. народ, появившийся в степях Урало-Поволжья в кон. 9 в. н.э. О. пришли из Вост.

    ОДИНОКОВ Виктор Николаевич (р.22.12.1937, г.Клин Московской обл.), химик-органик. Чл.-корр. АН РБ (1991), д-р хим. наук (1981), проф. (1984). Засл. деят. науки БАССР (1987). Окончил Моск. химико-технолог.

    "О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ИЗМЕНЕНИИ ГРАНИЦ АВТОНОМНОЙ БАШКИРСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ", Декрет ВЦИК от 17 авг. 1922, согласно к-рому Златоустовский у. (кроме 12 вол.), 9 вол. бывшего Уфим. у. и 18 вол.

    ОЖИГАНОВ Дмитрий Герасимович (30.10.1892, Бирск - 27.10.1977, Уфа), геолог. Д-р геолого-минералогич. наук (1954), проф. (1955). Засл. деят. науки и техники БАССР (1957). После оконч. учит. семинарии (1913) преподаватель нар.

    ОЗЕРА, естественные водоемы с замедленным водообменом. В Башкортостане насчитывается св. 2000 озер. В пределах равнинных зап. р-нов расположены ок. 75% О., остальные находятся в Башкирском Зауралье. Преобладающее кол-во О.

    Читайте также: