Перечислите порты куда заходят суда двигаясь по северному морскому пути кратко

Обновлено: 02.07.2024

Северный морской путь начинается в Баренцевом море, продолжается в акватории других морей – Карского, Лаптевых, а также Восточно-Сибирского и Чукотского.

В каждой из акваторий располагаются ключевые порты Северного морского пути.

Сначала это Мурманск, Архангельск, восточнее – Диксон. В районе Енисейского залива суда проходят через Дудинку и Игарку. Затем Тикси (дельта Лены), а также Певек и порт Провидения, расположенный в юго-восточной части Чукотского полуострова на побережье Берингова моря в бухте Провидения .

Перечисленные объекты судоходной инфраструктуры, которые расположены у устья крупных рек, выполняют функцию перевалочных пунктов для судов грузового назначения.

Содержание статьи:

Что такое Северный Морской Путь

Северный Морской Путь (СМП), также известный как Севморпуть и Северный морской коридор — это перспективный морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, а также между Европой и Азией. Примечателен тем что он является кратчайшим морским путем и значительно сокращает привычные маршруты морских грузоперевозок. Так длина маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока через СМП составляет всего 14 000 км, тогда как по более популярному маршруту через Суэцкий канал он составляет более 23 000 км. Также данный путь выгоден по срокам доставки и длине маршрута для многих стран восточно-азиатского региона в страны западной и северной Европы. Например расстояние от порта Роттердам в Европе до порта Йокогамы в Японии через Суэцкий канал превышает 11 100 морских миль, тогда как длина маршрута по Северному Морскому Пути всего 7000 морских миль, то есть более чем на 37% короче. Северный Морской Путь выгоден и другим портам, например, путь из Гонконга, из Шанхая и из Пусана (Южная Корея) в Роттердам короче на 11%, на 24 % и на 29% соответственно.

Единственным серьезным препятствием сдерживающим развитие Северного Морского Пути для морских перевозок является сложные климатические и ледовые условия. Большая часть СМП проходит через зоны толстого многолетнего льда. Из-за этого навигация судоходства по большей части Северного Морского Пути доступно только несколько месяцев (от 2 до 5), как правило с июля по октябрь. На некоторых маршрутах с использованием атомного ледокольного флота возможен более длительный период навигации. В перспективе ближайших 10 лет руководство России намерен увеличить ледокольный флот и довести навигацию по Северному Морскому Пути круглогодичной.

Северный Морской Путь на карте с ключевыми портами

северный морской путь на карте с портами

Полный маршрут Северного Морского Пути вы можете увидеть на карте выше с основными портами и городами маршрута. Северный Морской Путь проходит вдоль северной границы России по морям Северного Ледовитого океана — Баренцевому морю, Карскому, Морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому морю, а также охватывает часть Тихого океана — Берингово море. Общая длина СМП согласно его официальным границам от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5600 км. Весь маршрут СМП делится на 2 сектора — западный (от Мурманска до Дудинки) и восточный (от Дудинки до Чукотки).

На протяжении маршрута СМП на сегодня находится более 50 портов, важнейшие из которых:

  • порт Мурманск
  • порт Архангельск
  • порт Нарьян-Мар
  • порт Варандей
  • порт Саббетта
  • порт Игарка
  • порт Дудинка
  • порт Диксон
  • порт Хатанга
  • порт Тикси
  • порт Певек
  • порт Беринговский
  • порт Петропавловск-Камчатский
  • порт Владивосток

Значение СМП для России и других стран мира

Северный Морской Путь является наиболее перспективной транспортной артерией в мире в ближайшие несколько десятилетий. Для России и зарубежных стран этот маршрут несет ряд существенных выгод:

  • значительная экономия на топливе
  • сокращение времени перевозки
  • сокращение издержек на оплату труда персонала и снижение фрахта судов
  • отсутствие платежа за проход судна в отличие от Суэцкого канала (на текущий момент)
  • низкая загруженность маршрута и отсутствие очередей
  • отсутствие пиратов

Для большей наглядности можно привести пример с топливом. Так для перехода из Европы в Китай по маршруту СМП необходимо всего около 35 дней и 600 тонн топлива, тогда как при использовании маршрута через Суэцкий канал требуется целых 48 дней и около 900-1000 тонн топлива.

История освоения Северного Морского Пути

Первые попытки пройти по Северному Морскому Пути предпринимались еще в середине 16 века англичанами, однако на тот момент они не смогли пройти дальше Новой Земли. После чего новые попытки возобновились только в конце 19 века. Так в 1878 году шведский географ и геолог неожиданно для всех сумел добраться в одну навигацию почти полный маршрут СМП — обогнув мыс Челюскин и остановившись на зиму у берегов Чукотки. После чего были подобные проходы СМП исследователем из Норвегии Ф. Нансеном в 1893 году и русским исследователем Эдуардом Толлем в 1901 году.

После успешных проходов власти сразу же оценили и увидели потенциал Северного Морского Пути и как следствие перспективы развития прилегающих северных регионов страны. В 1933 годы была проведена экспедиция ледокола Челюскин, который был зажат льдами. Первая транспортная поставка из Ленинграда во Владивосток по СМП была осуществлена лишь в 1935 году.

Северный Морской Путь активно использовался в годы Великой Отечественной войны для переброски боевых кораблей, военной и хозяйственной провизии из Тихого океана в Баренцево Море. За время ВОВ по СМП прошли сотни кораблей и перевезли свыше 4 млн тонн грузов.

С развалом СССР и с 1991 года Северный морской путь стал доступен для международного судоходства, однако зарубежные компании стали осваивать альтернативный путь только спустя 15 лет. Пик освоения СМП Россией пришелся на последние годы, начиная с 2011 года ежегодный грузооборот маршрута стремительно растет.

Текущий грузооборот по Северному Морскому Пути

Как видно из графика выше, после достижения пика объема грузоперевозок по СМП в 1986 году на уровне 6.4 млн тонн, долгое время не удавалось побить данный рекорд. Однако за последние пять лет объемы перевозок через Северный Морской Путь многократно возросли и уже к 2019 году достигли 30,28 млн тонн вместо запланированных 26 млн тонн. Всего за 2019 год по СМП было проведено 510 судов. Основная часть грузоперевозок на текущий момент это нефть и газ. В дальнейшим планируется расширить перевозки сельскохозяйственной продукцией и рыбой. В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса, последующие локдауны и экономический кризис, объемы грузоперевозок продолжили расти и составили 32,97 млн тонн, из них около 1,2 млн тонн было перевезено транзитными рейсами.

Планы и перспективы развития инфраструктуры СМП

Уже в 2020 году власти России планирует повысить объем грузоперевозок по СМП до 40-43 млн тонн грузов. По указу Президента В. Путина уже в 2024 году уровень перевозок должен достигнуть объема 80 млн тонн. При благоприятных обстоятельствам размер к 2030 году должен превысить сто млн и составить около 120 млн тонн. Рост планируется обеспечить за счет начало поставок Таймырского угля в Индию. После 2030 года существует ряд планов по значительному наращиванию объема международных транзитных перевозок через Северный Морской Путь.

Дополнительные перспективы развития СМП открывает и изменение климата. Если глобальное потепление происходит на самом деле и продолжится в следующие годы, то количество и толщина ледяного покрова в морях Северного Ледовитого океана должно уменьшится. По прогнозам норвежских ученых к 2080 году в морях Арктике может не остаться льда вовсе.

А на этом сегодня все про Северный Морской Путь. До новых встреч на страницах проекта Тюлягин! Не забывайте подписывать на новые статьи по подписке e-mail.

Севморпуть (СМП) – кратчайшая морская трасса, соединившая европейскую часть РФ и Дальний Восток. Транспортные узлы Северного морского пути соединяют важнейшие порты Арктики и крупные реки Сибири, позволяют ввозить оборудование, топливо, продовольствие и вывозить лес и природные ископаемые. Это главная арктическая магистраль России и одновременно – самый короткий путь внутреннего снабжения, импорта-экспорта. Единственной заменой СМП считаются маршруты, проложенные через Суэцкий и Панамский каналы.

Перевозка грузов по Северному морскому пути (СМП)

Северный морской путь (Черский, Анюйск, месторождения Кекура и Песчанка)

Северный морской путь начинается от незамерзающего порта Мурманска (Северный Ледовитый) и ведет в бухту Провидения, где расположен одноименный порт. Если смотреть шире, при движении с востока началом Севморпути можно считать Владивосток, а конечной его точкой – Мурманск, Санкт-Петербург. Северной морской трассой объединены несколько морей – Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское.

В общей сложности вдоль Севморпути расположено более 70 перевалочных баз и портов. Главные пункты Северного морского пути – порты, расположенные в Мурманске, Архангельске, Игарке, Дудинке, Тикси, Певеке и т.д. Суда, снаряженные в Мурманске и Архангельске, отправляются на восток с заходом в Диксон, Дудинку, Игарку в области Енисейского залива. После моря Лаптевых суда следуют к Нордвику и в Тикси, возле р. Колыма – к Амбарчику, а завершают маршрут в Певеке и Провидении.

Особенность СМП заключается в короткой навигации – 2-4 месяца или больше при использовании атомных ледоколов для преодоления массивов льда. Несмотря на этот нюанс, Севморпуть признается выгодной альтернативой южным маршрутам.

Достоинствами грузоперевозок между портами Северного морского пути являются следующие факторы

  • Минимальное расстояние. При перемещении от Мурманска до Иокогамы через Суэцкий канал суда проходят 12 840 морских миль, по Северной магистрали – 5770 морских миль.
  • Экономия времени и топлива. Затраты на фрахт снижаются, судам не приходится ждать очереди.
  • Безопасность. Как известно, грузоперевозки по Суэцкому каналу сопряжены с риском нападения сомалийских пиратов.

Дополнительным преимуществом арктических вод считают отсутствие ограничений по тоннажу и размеру судов.

Россия владеет значительными морскими территориями в Арктике. Через эти просторы пролегает Северный морской путь (СМП) – уникальная судоходная магистраль с интересной историей и очень большими перспективами.

Чем знаменит морской путь, что идет через Север

Северный морской путь

Северный морской путь активно использовался советскими мореходами в 1940-80-х годах. В 70-х по этой магистрали стали ходить ледоколы. После распада СССР здесь стали часто появляться зарубежные суда. Крупнейшие порты Северного морского пути находятся в Игарке, Диксоне, Тикси, Дудинке, Певеке и Провидении. Управление навигацией осуществляет Департамент морского транспорта РФ (при СССР это делал Главсевморпуть, а затем Министерство морфлота).

Главные порты

Северный морской путь начинается в Баренцевом море. Затем он продолжается в акватории других морей – Карского, Лаптевых, а также Восточно-Сибирского и Чукотского. В каждой из акваторий располагаются ключевые порты Северного морского пути. Сначала это Мурманск, Архангельск, восточнее – Диксон, в районе Енисейского залива суда проходят через Дудинку и Игарку, заходя в море Лаптевых – через Нордвик, затем Тикси (дельта Лены), Амбарчик (устье Колымы), а также Певек и порт в Провидении.

Порты Северного морского пути

Перечисленные объекты судоходной инфраструктуры, которые расположены у устья крупных рек, выполняют функцию перевалочных пунктов для судов грузового назначения. Северный морской путь – это магистраль, по которой перевозится лес, продукция машиностроения, уголь, стройматериалы, продукты питания, пушнина. Порты на Северном морском пути приспособлены к приему крупных ледокольных судов.

Проблемы развития СМП

Эксперты считают, что модернизация инфраструктуры российской Арктики потребует значительных финансовых и трудовых вложений. Нужно будет совершенствовать работу служб по гидрографии и метеорологии, налаживать систему воздушной разведки движения льдов, создавать государственные структуры, ответственные за экологический контроль. Необходимо увеличивать ресурсы МЧС, улучшать инфраструктуру портов.

Администрация Северного морского пути

Кроме того, полагают аналитики, есть много нерешенных вопросов касательно нормативно-правовой базы, регулирующей движение судов по трассам СМП. Во многом этот аспект определит привлекательность магистрали для иностранных инвесторов – причем не только в сфере грузового судоходства как таковой, но также и в смежных сегментах. Таких как, например, арктический туризм. Есть много желающих совершить путешествие к Северному Полюсу, и компании из России могут стать крупнейшими в мире поставщикам подобных туристических сервисов.

Интерес со стороны других стран

По мнению ряда экспертов, освоение Северного морского пути считает своей прерогативой не только Россия, но также и ряд других стран. Прежде всего речь идет о крупных державах Азиатско-Тихоокеанского региона – Китае и Индии. Интерес проявляют и небольшие, но влиятельные государства – такие как Сингапур. Ряд российских чиновников полагает, что нужны законодательные нормы, регулирующие движение морского транспорта для зарубежных судоходных компаний.

Трасса Северного морского пути

Ситуация, полагают эксперты, может быть осложнена позицией США, которые не считают, что ключевые акватории Северного морского пути находятся исключительно в российской юрисдикции. Более того, по вопросам правового регулирования магистрали даже в России нет единого мнения. Но есть юристы, которые уверены, что РФ имеет полное право управлять проходом судов по Северному морскому пути благодаря нормам Конвенции ООН по морскому праву, установленным в 1982 году.

Об администрации СМП

Главный государственный орган, который призван регулировать порядок плавания в СМП – это Администрация Северного морского пути, центральный кабинет которой расположен в Москве. Согласно нормам российских законов, судоходство в акватории этой магистрали осуществляется в разрешительном порядке. Владельцы судов должны заранее подавать заявление на использование вод СМП. Администрация Северного морского пути рассматривает его и принимает решение о выдаче разрешения или отказе в нем. Интересно, что процедура подачи заявления довольно осовременена: документы можно направлять в электронном виде, и притом на английском языке, что очень удобно для зарубежных мореплавателей. Администрация СМП рассматривает заявление до 10 рабочих дней и размещает свой ответ (решение о том, выдавать или не выдавать разрешение) на официальном сайте.

Правила судоходства

Начало Северного морского пути

Среди них – географические координаты корабля, планируемое время нахождения в акватории СМП, точный курс, скорость, а также информация о наличии на пути следования судна льда. Капитан корабля обязуется немедленно оповестить Администрацию СМП об обнаруженных источниках загрязнения окружающей среды. Те виды судов, которые не могут двигаться в условиях плотной концентрации льда, должны согласовывать свои действия с ледокольным флотом и находиться на постоянной связи с администрацией СМП, чтобы при необходимости следовать указаниям по дальнейшему движению.

Трасса СМП

Северный морской путь, по версии ряда мореплавателей – это комплекс из нескольких судоходных трасс. Их конкретная протяженность не имеет постоянной величины и зависит главным образом от сезонных изменений в толщине и расположении арктического льда. Северный морской путь – это более 70 крупных портов и пунктов. Есть сразу несколько районов России (Чукотка, морской берег Якутии и прилегающие регионы), для которых СМП – единственная магистраль, связывающая их с остальными частями страны.

Атомные ледоколы на СМП

Северный морской путь России

Экономические перспективы

По мнению ряда экспертов, СМП должен стать конкурирующей магистралью для Суэцкого канала и других крупнейших мировых объектов морской инфраструктуры. По оценкам некоторых аналитиков, максимальная пропускная способность СМП – порядка 50 млн тонн грузов в год. Сами мореплаватели считают, что СМП будет с каждым годом все более востребованным – особенно на фоне роста активности нефтяных и газовых компаний в регионах Ямала и Арктики.

Важную роль в эффективном использовании магистрали, как полагают мореплаватели, должны сыграть частные инвесторы. Динамика достаточно оптимистична: если в 2010 году по СМП прошло только 4 крупных судна, то в 2011-м – 34, а в 2012-м – уже 46. Эксперты полагают, что есть все основания ожидать дальнейшего роста активности судоходных компаний в акватории СМП – как российских, так и иностранных.

Роль государства

Внимание со стороны Китая

Один из наиболее активных зарубежных игроков в отношении судоходства в акватории СМП – Китай, партнерство с которым Россия в последние годы считает особенно приоритетным. Осенью 2013 года некоторые эксперты отметили интересный прецедент, связанный с проходом через Северный морской путь судна Yong Sheng. Выяснилось, что корабль, предпочтя идти через российскую магистраль, выиграл порядка двух недель в сравнению с тем, если бы поплыл через традиционный для китайских мореходов маршрут в Индийском океане через Суэцкий канал. Разумеется, это не могло не сказаться на дальнейшем росте заинтересованности судоходных компаний из КНР в использовании столь привлекательного маршрута. Сотрудничество в рамках судоходства в акватории СМП активно обсуждается между КНР и Россией на правительственном уровне.

Значение Северного морского пути

Президент России о СМП

Заинтересованность государства в более интенсивном и эффективном развитии Северного морского пути прослеживается на примере позиции Президента страны. Владимир Путин поручил исполнительным органам вывести к 2015 году оборот на магистралях СМП до 4 млн тонн. Для этого будет ускорен процесс введения в строй новых судов, способных ходить в условиях льда, а также ледоколов – атомных и дизельных. Президент отметил, что нужно модернизировать инфраструктуру связи, морской навигации, технического обслуживания судов. Глобальная цель – превратить магистраль в привлекательное для частных компаний России и зарубежных стран направление. От того, насколько успешным будет освоение СМП, отметил глава государства, зависит то, как Россия в дальнейшем сможет продвигать собственные национальные интересы в Арктике.

Значение СМП для России

Поручения Владимира Путина вполне соответствуют общему правительственному курсу в отношении того, как должно осуществляться развитие Северного морского пути. Экономическое развитие сразу нескольких регионов России зависит от того, насколько успешным будет строительство инфраструктуры СМП – особенно это касается Архангельской области, Сибири. По мнению ряда аналитиков, значение Северного морского пути для России сложно переоценить. Для нашей страны СМП – не только перспективная морская магистраль, но также и инструмент, который позволит решать очень многое в арктическом регионе. Поэтому даже если экономически Северный морской путь не станет столь рентабельным, как этого ожидают власти, то, полагают эксперты, правительству страны нужно будет продолжать инвестировать в инфраструктуру портов и строить ледоколы - превращать, если это будет необходимо, СМП в стратегический плацдарм для национальной обороны.

Читайте также: