Перечислите кратко разновидности анатомии

Обновлено: 04.07.2024

В скелете различают следующие части: скелет туловища (позвонки, ребра, грудина), скелет головы (кости черепа и лица), кости поясов конечностей - верхней (лопатка, ключица) и нижней (тазовая) и кости свободных конечностей - верхней (плечо, кости предплечья и кисти) и нижней (бедро, кости голени и стопы).

Число отдельных костей, входящих в состав скелета взрослого человека, больше 200, из них 36 - 40 расположены по средней линии тела и непарные, остальные - парные кости.

По внешней форме различают кости длинные, короткие, плоские и смешанные.

Однако такое установленное еще во времена Галена деление только по одному признаку (внешняя форма) оказывается односторонним и служит примером формализма старой описательной анатомии, вследствие чего совершенно разнородные по своему строению, функции и происхождению кости попадают в одну группу. Так, к группе плоских костей относят и теменную кость, которая является типичной покровной костью, окостеневающей эндесмально, и лопатку, которая служит для опоры и движения, окостеневает на почве хряща и построена из обычного губчатого вещества.

Патологические процессы также протекают совершенно различно в фалангах и костях запястья, хотя и те и другие относятся к коротким костям, или в бедре и ребре, зачисленных в одну группу длинных костей.

Поэтому правильнее различать кости на основании 3 принципов, на которых должна быть построена всякая анатомическая классификация: формы (строения), функции и развития.

Классификация костей

С этой точки зрения можно наметить следующую классификацию костей (М. Г. Привес):

I. Трубчатые кости. Они построены из губчатого и компактного вещества, образующего трубку с костномозговой полостью; выполняют все 3 функции скелета (опора, защита и движение).

Из них длинные трубчатые кости (плечо и кости предплечья, бедро и кости голени) являются стойками и длинными рычагами движения и, кроме диафиза, имеют эндохондральные очаги окостенения в обоих эпифизах (биэпифизарные кости); короткие трубчатые кости (кости пястья, плюсны, фаланги) представляют короткие рычаги движения; из эпифизов эндохондральный очаг окостенения имеется только в одном (истинном) эпифизе (моноэпифизарные кости).

II. Губчатые кости. Построены преимущественно из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного. Среди них различают длинные губчатые кости (ребра и грудина) и короткие (позвонки, кости запястья, предплюсны). К губчатым костям относятся сесамовидные кости, т. е. похожие на сесамовые зерна растения кунжут, откуда и происходит их название (надколенник, гороховидная кость, сесамовидные кости пальцев руки и ноги); функция их - вспомогательные приспособления для работы мышц; развитие - эндохондральное в толще сухожилий. Сесамовидные кости располагаются около суставов, участвуя в их образовании и способствуя движениям в них, но с костями скелета непосредственно не связаны.

III. Плоские кости:
а) плоские кости черепа (лобная и теменные) выполняют преимущественно защитную функцию. Они построены из 2 тонких пластинок компакт ного вещества, между которыми находится диплоэ, diploe, - губчатое вещество, содержащее каналы для вен. Эти кости развиваются на основе соединительной ткани (покровные кости);

б) плоские кости поясов (лопатка, тазовые кости) выполняют функции опоры и защиты, построены преимущественно из губчатого вещества; развиваются на почве хрящевой ткани.

IV. Смешанные кости (кости основания черепа). К ним относятся кости, сливающиеся из нескольких частей, имеющих разные функцию, строение и развитие. К смешанным костям можно отнести и ключицу, развивающуюся частью эндесмально, частью эндохондрально.

Lateral head anatomy detail.jpg

Содержание

Наиболее известные ветви анатомии

  • анатомия растений — изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у растений.
  • анатомия животных — изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у животных.
  • анатомия человека — изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у человека. Эта ветвь науки имеет значение как для биологии, так и для медицины. Кроме того, знание анатомии необходимо в прикладном искусстве для правильной передачи пропорций, поз, жестов и мимики человека.

Область применения и подразделы анатомии

Как многие другие науки, анатомия имеет две стороны: практическую и теоретическую. Первая излагает правила исследования подлежащего материала, способы, приемы и технические средства, при помощи которых приобретаются сведения о строении живых существ; вторая занимается не самым исследованием, а его результатами, то есть описывает эти результаты, объясняет их, приводит в систему и делает им сравнительную оценку. Другими словами, первая есть искусство, вторая — наука анатомии.

В прежнее время анатомические исследования имели своим предметом почти исключительно человека, и только в случае крайности, когда нельзя было располагать человеческими трупами, прибегали к рассечению млекопитающих. Поэтому под собственно анатомией понимали преимущественно анатомию человека (Антропотомия). Позднее наука стала заниматься также строением животных. Таким образом возникла животная анатомия, или зоотомия. Затем начались исследования внутреннего строения растений, что составило новую отрасль науки, растительную анатомию, или фитотомию.

Так как между человеком и позвоночными, а также между всеми животными вообще существует много общего со стороны их анатомического строения, то наука неизбежно должна была прийти к изучению сходств и различий этого строения, и таким образом появилась сравнительная анатомия, которая изучает основные этапы эволюции организма человека и животных. Она связана с палеонтологией и генетикой, составляя важную опору учению о происхождении видов.

Изобретение увеличительных линз позволило увидеть, то, что кажется однородным невооруженному глазу, вследствие этого от анатомии отделилась особая наука под названием микроскопическая анатомия, или гистология, изучающая организмы на тканевом уровне. Изменения строения органических существ, связанные с постепенным развитием их из простого зародыша в зрелую особь, составляют предмет эмбриологии. Последняя вместе с гистологией носит название общей анатомии, и в противоположность этому систематической анатомии дается название частной, или описательной анатомии.

Анатомия здорового человека подразделяется соответственно употребляемому ею методу изложения на систематическую и топографическую.

Систематическая, или описательная, анатомия занимается изучением внешних свойств, вида, положения и взаимной связи органов, рассматривая их в том порядке, в каком они слагаются для образования однородных систем, служащих для достижения одной общей конечной цели. По мере накопления информации и появления новых методов исследований, систематическая анатомия дифференцировалась на ряд научных дисциплин: остеология — учение о костях, с включением суставных хрящей (хондрология); синдесмология — учение о связках между составными частями скелета, которые связывают кости в одно подвижное целое; миология — учение о мышцах; спланхнология — учение о внутренних органах, входящих в состав дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем; ангиология — учение о сосудах, о кровеносной и лимфатической системах; неврология — учение о центральной, периферической нервной системах и ганглиях (нервных узлах); эстезиология — наука об органах чувств; эндокринология — наука о строении и функциях эндокринной системы.

Топографическая анатомия, рассматривает части человеческого тела не по отдельным системам, а, главным образом, со стороны их взаимного положения во внутреннем пространстве тела, идя от наружной стороны внутрь, от поверхностно лежащих к глубоко лежащим частям. Она разделяет тело на множество крупных и мелких отделов, или провинций (областей), пользуясь для этого отчасти естественными границами, данными в различных сгибах, суставах, перегородках и т. д., отчасти воображаемыми, нарочно для этого придуманными линиями. Ствол делится на голову и туловище; последнее состоит из шеи, груди и живота. Конечности делятся на грудные, или руки, и брюшные, или ноги. На каждой из этих крупных частей различают ещё отделы и подотделы. Взаимное отношение органов в определенном пространстве играет важную роль при болезнях, и нарушение этого отношения влечет за собою целый ряд болезненных изменений, правильное понимание которых возможно только тогда, когда отношение это известно. Эта анатомия областей составляет важную прикладную часть практической анатомии, особенно важную для хирургии. Анатомия областей, излагаемая преимущественно с точки зрения потребностей оперативной хирургии, носит также название хирургической анатомии. Топографическими препаратами называются такие, на которых отдельные системы тканей (мышцы, артерии, вены и кости) представлены в их положении относительно друг друга. К этим же топографическим препаратам относятся и разрезы, получаемые на замороженных трупах. Русская школа топографоанатомов была создана Н. И. Пироговым.

Пластическая анатомия, изучаемая художниками (также скульпторами и некоторыми мультипликаторами), в сущности та же топографическая анатомия, но она обращает преимущественное внимание на внешние очертания тела, пропорции, на зависимость их от внутренних частей, в особенности от мышц в их различных состояниях напряжения, наконец, на общие размеры отдельных частей тела и их взаимные отношения.

Функциональная анатомия ставит задачи выяснения взаимосвязей в строении органов и систем человеческого организма с характером их функционирования, изучает формирование органов на уровне индивидуального развития, определяя крайние пределы изменчивости, что востребовано лечебной практикой.

Большинство болезней сопровождается различными структурными изменениями в положении или строении различных органов и их тканей — исследование этих болезненных изменений составляет предмет так называемой патологической анатомии.

Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии

План изложения нового материала

1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками

2. История развития науки

3. Методы,применяемые в изучении науки

4. Потребности человека

5. Условные плоскости, оси, отделы человека

Анатомия — это наука о формах и строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, и постоянном взаимодействии с внешней средой , происходит от греч. anatemno,что означает рассекаю, расчленяю. Организм человека представляет собой очень сложную живую биологическую систему. Различают анатомию несколько видов:

Порок развития это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.

Физиология — это наука о функциях живых биологических систем (отдельных клеток, органов, систем органов и организма в целом), о процессах, протекающих в них, и механизмах их регуляции.

Примером может служить деятельность пищеварительной системы, в составе которой каждый орган, благодаря особенностям строения, выполняет строго определенную функцию, а совместная деятельность всех органов обеспечивает единый процесс пищеварения.

Физиология с анатомией составляют основу современных медико-биологических дисциплин , теоретическую основу медицинских знаний. Основные задачи анатомии и физиологии — формирование комплексного представления о строении человеческого организма, функциях его органов и систем в целях воздействия на них для сохранения и укрепления здоровья человека, а также устранения возникающих при заболеваниях отклонений от нормальных процессов жизнедеятельности.

2. История анатомии

3.В изучении анатомии применяются методы:

В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.

4. Потребности человека

Каждый человек для своей жизнедеятельности нуждается в определенных условиях и средствах. Жизнь, активность человека зависит от потребностей, которые необходимо удовлетворять. Потребность-это нужда организма в чем-либо.. Она объективна, необходима для жизни и развития. Потребности формируются при воспитании и самовоспитании ,культуры. Потребности естественные, социальные, материальные, духовные . Потребности зависят от профиля деятельности. Изучал потребности американский психолог М.Маслоу и создал иерархию человеческих потребностей по уровням в виде пирамиды: физиологические, безопасность и защищенность, групповая привязанность, уважение, эстетический уровень, самоуважение и самоактуализация.

5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии

Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную

Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии

А n а t о m е – рассечение

Су t u s - клетка

А utopsia - вскрытие трупов

Биопсия - взятие кусочка ткани

Ргох imalis - ближе к туловищу

distalis - дальше от туловища

Ме dialis - ближе к средней линии

lateralis - дальше от средней линии

diaphysis - средняя часть кости

epi physis - конец кости

d ех t ег -правый

С rista - гребень

dorsalis - находящийся ближе к задней поверхности тела

\/еп t га lis - находящийся ближе к передней поверхности тела

Топография - взаимное расположение органов

Записать , что изучает каждый вид анатомии

Ответить на вопросы :

1.Дать определения,что такое анатомия, физиология

2.что такое норма, порок развития, уродство?

3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины

4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?

Читайте также: